ДЕНЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ БЕЛАРУСИ, ДЕНЬ ПОБЕДЫ




В этом году наша страна празднует 75-ю годовщину освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков. Возрастает актуальность проведения работы по формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, развития уважения к историческому прошлому. Но уважение невозможно без знания о войне, о подвиге, об истории.

В электронном приложении к проекту представлены 8 программ, направленных на духовно-нравственное, военно-патриотическое воспитание, развитие социального интеллекта, актуализацию познавательного потенциала учащихся:

 

1. Познавательная викторина «75 вопросов о войне».

2. Программа «Интеллектуальный манёвр».

3. Интеллектуальный турнир «паТРИот».

4. Игровая программа «Военный кроссворд».

5. Интеллектуальная интерактивная игра «Военные книги о мире».

6. Игровая программа «Бой умов».

7. Интеллектуальный конкурс «Своя игра».

8. Медиа-азбука «Оружие».

Выбирайте любую программу, руководствуясь возрастом и потребностями ваших воспитанников. Провести необходимо в специально организованный в смене тематический день «75 лет победы».

Национальный компонент:

ГОД МАЛОЙ РОДИНЫ

 

2019-й год в Беларуси – это Год малой родины. Как сказал президент Республики Беларусь, «…для одних – это родной город, улица в городе или небольшой дворик, деревня, где прошли лучшие детские годы, для других – кусочек дикой природы, который радовал глаз и дарил чувство наполненности и покоя. А для тех, кто уехал искать счастье в другие страны, малой родиной стала Беларусь… это невозможно без воспитания гордости за свою страну, город, деревню, семью. Чтобы привить эти чувства, надо самим быть ответственными за слова, дела, поступки, за близких людей… Мы должны показать нашим детям, что, как бы ни сложилась их жизнь в будущем, у них есть дом, есть малая родина, где они всегда найдут утешение и почувствуют незримую поддержку от этой земли».

Малая родина – это не просто место рождения, это главные встречи с миром, с огромным и бесконечным миром людей. На первый взгляд кажется странным этот эпитет, малая родина. Но это только на первый взгляд. Одни рождаются в маленьких деревнях, другие – в крупных городах, мегаполисах. Для последних малая родина – это узкая улочка, бойкий двор, многоэтажный или отдельно стоящий дом.

Малая родина – это место, ограниченное взором. Даже если этот взор соткан из памятных дат и событий.

Любить малую родину – это значит уважать большую. Но кроме эмоциональных чувств, необходимо знание. Знание о родине, о стране, о народе. Решить эту задачи помогают различные учебные программы, факультативы, курсы. Но в досуговых смыслах, а также в смыслах дополнительного образования данную проблему помогают решать интеллектуальные игры.

Авторы проекта предлагают провести любую программу из сборника «10 больших программ про малую родину» (см. электронное приложение к проекту):

 

Событийный КОМПОНЕНТ: 50-летие «ЗУБРЁНКА»

Как было сказано выше, проект «50 лет вокруг лета» приурочен 50-летию «зубрёнка». В КАЖДОЙ игре, квесте проекта есть нечто, приуроченное «Зубрёнку»: конкурс, оформление, реквизит, слоган и т.д.

 

Оздоровительный компонент:

«ЖИВИТЕ 100 ЛЕТ»

 

Одна из важнейших задач учреждений общего образования в новом учебном году – помочь учащимся осознать ценность здоровья и роль здорового образа жизни для современного человека. Организация деятельности по формированию у учащихся здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения может быть эффективной только в результате целенаправленной совместной работы педагогов, родителей и учащихся с использованием всех ресурсов социума, при условии консолидации усилий медицинской, социально-педагогической, психологической и методической служб в учреждении общего среднего образования. Одним из важнейших направлений формирования здорового образа жизни у обучающихся является спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа.

Каждый день смены – это оздоровление, но есть один, специально организованный тематический день, который средствами просвещения популяризирует здоровый образ жизни.

ГЛАВА 6. КРУГ ОБЩЕНИЯ

(психолого-рефлексивный)

НЕМНОГО ТЕОРИИ

Как известно, начало подросткового периода характеризуется развитием самосознания: у подростка начинает формироваться позиция взрослого человека, появление которой означает, что он вступил в новые отношения с окружающим миром взрослых, с миром их ценностей. По содержанию самосознание подростка есть «социальное сознание, перенесенное внутрь» (Л.С. Выготский). По определению Д.Б. Эльконина, это «новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность».

Для девочек характерны: эмоциональная восприимчивость, реактивность, гибкое приспособление к конкретным обстоятельствам, склонность апеллировать к суждениям взрослых, к авторитетам семьи, стремление опекать младших, высокий интерес к своей внешности, сочетание кокетства с застенчивостью и стыдливостью, аккуратность, исполнительность. Мальчики менее конформны, более раскованы в поведении, хуже подчиняются общепринятым требованиям, в неблагоприятных условиях у них легче возникает отрицательное отношение к школе. Важнейшим моментом развития личности в этот период является то, что предметом деятельности подростка становится он сам. Без полноценного проживания подросткового периода многие качества личности, индивидуальные особенности оказываются неразвитыми или развитыми недостаточно, многое в дальнейшем корректируется с трудом. Кризис перехода к юности связан со становлением человека «как субъекта собственного развития» (К.Н. Поливанова).

Итак, новообразованием подросткового возраста является развитие рефлексии, формирование которой становится основным фактором регуляции поведения и личностного саморазвития подростков.

 

Отметим, что смена – напряженный и насыщенный период жизни детей. Реализация программы невозможна без осмысливания и анализа. Важной составляющей проектирования является разработка таких форм, которые целенаправленно позволяют «увидеть каждого ребёнка»: его проблемы, настроение, тревоги, радости, успехи. Всё это сопряжено с таким явлением, как рефлексия, которая предполагает эффективную организацию обратной связи между взрослым и ребёнком.

В целях развития рефлексивных навыков, формирования психологической культуры подростков, а также в целях создания положительного психологического комфорта разработаны различные упражнения и методы. Данный проект является комплексной формой психологического сопровождения смены и включает:

 

1. Работу психолога по всем направлениям: консультация, индивидуальная работа, диагностирование, прогнозирование негативных ситуаций и пр.

2. Изучение эмоционального состояния детей. Для этого используются следую­щие виды диагностирования: анкетирование, социометрическое исследование, составление психолого-педагогической характеристики, ве­дение дневниковых записей и т.д.

3. Для изучения детского коллектива, коррекции и профилактики нежелательных эффектов, программой предусмотрены различные рефлексивные упражнения и методы по развитию психологической культуры. Эти упражнения учат подростков анализировать собственную деятельность, позволяют выстраивать поведение в оптимальном сочетании эмоционального и рационального.

 

Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс самопознания человека внутренних психических состояний. Это мыслительный процесс, направленный на анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей. Рефлексия начинает формироваться в младшем школьном возрасте, а в подростковом становится основным фактором регуляции поведения и саморазвития. По мнению мыслителя Э. Эриксона, главная проблема отрочества, связана с рефлексией над вопросом «Кто я?». Согласно Пьер Тейяру де Шардену, рефлексия – то, что отличает человека от животных, благодаря рефлексии человек может не просто знать нечто, но ещё и знать о своём знании.

Рефлексия неотъемлемая составляющая программ смены, поскольку предполагает эффективную организацию обратной связи. Педагогическая рефлексия выступает в качестве технологии, ибо представляет собой совокупность способов педагогического взаимодействия, создающих необходимые условия для участников педагогического процесса и выступающих эффективным гарантом конечного результата. Формы рефлексии, наиболее применяемые в условиях оздоровительных лагерей (центров):

рефлексия эмоционального состояния

основные методы: «Цветопись», (эмоционально-цветовая аналогия);

рефлексия деятельности (достижений)

основные методы: «Система индивидуального роста», «Система индивидуальной активности», «Система успешности».

 

И МНОГО ПРАКТИКИ

Рефлексивные упражнения «Круглого проекта» описаны и в «Круглосуточное главе».

 

Для изучения эмоционального состояния детей, рефлексии активности предлагается использовать приёмы символической аналогии. Эти приёмы строятся на том, что определённые позиции, которые мы изучаем и анализируем, представляются в виде символов.

Рефлексия настроения и деятельностного подхода

Условно эмоциональным состояниям присваиваются цветовые соответствия:

красный – настроение отличное, бодрое весёлое;

зелёный – настроение ровное, спокойное, нейтральное;

синий – настроение нерадостное, грустное и т.д.

 

 

Проектом «50 лет вокруг лета» предусмотрен новый технологический приём рефлексии эмоционального состояния и рефлексии активности: использование наклеек. Каждый отряд получает набор таких наклеек, на которых изображены смайлики (круглые, с различным выражением эмоций). Непосредственно рефлексивную матрицу (изображение, на которое наклеиваются смайлики) педагоги разрабатывают и изготавливают самостоятельно. Основное условие – матрицы должны быть идейно связаны с темой проекта. В каждой матрице должно быть 15 секторов, которые обозначают дни смены (кроме дня заезда и двух последних дней).

Отметим, что отрывать такие наклейки гораздо привлекательнее, чем что-то рисовать или клеить на рефлексивные матрицы. Такой приём повысит интерес к данным методам.

Тот же приём можно использовать, реализую технологии личностной активности и игрофикации.

 

В конце дня, после вечернего разговора, участникам смены предлагается проанализировать своё настроение, активность и приклеить соответствующий стикер. Отметим, что метод реализуется на добровольной основе, т.е. принуждать участников смены отмечать свое настроение не стоит, но напоминать необходимо!

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: