Лаками называют растворы твердых прозрачных органических пленкообразующих веществ в высыхающих маслах или в летучих органических растворителях, а также пленки из этих веществ, покрывающие слой живописи. Существует множество пленкообразующих веществ, однако для приготовления лаков, употребляемых в живописи, пригодны немногие.
Масляные лаки широко использовали в зарубежной Европе и России для покрытия произведений станковой живописи до середины XIX века. Лаки на испаряющихся растворителях стали использоваться сравнительно недавно. В настоящее время при реставрации станковой темперной живописи применяют смоляные лаки, употреблявшиеся ранее только для покрытия произведений масляной живописи. Это лаки даммарный (чистый или с добавлением пчелиного воска), фисташковый, мастичный и шеллачная политура. Для имитации первоначальной матовой пленки из белка куриного яйца используется воск.
В помещениях с повышенной влажностью лаковые смоляные пленки, кроме тех, которые содержат воск, легко разлагаются, мутнеют и утрачивают защитные свойства живописи от влаги, поэтому их используют для покрытия произведений только хранящихся в условиях отапливаемого музейного здания.
Большим преимуществом смоляных лаков является легкая повторная их растворимость составами, почти безвредными для яичной темперы.
Лак АКО. Лак АКО — это новый материал, разработанный группой со-
трудников ВНИИР, возглавляемой В. Ивановой.
Для приготовления лака используют раствор алкидно-силаксановой смолы (АКО) в смеси растворителей — метил-этилкетона с уайт-спиритом (1: 1). По своим технологическим свойствам раствор этой смолы близок к натуральным масляным лакам. Если нужно увеличить скорость высыхания лаковой пленки, то смолу растворяют в смеси летучих (с низкой точкой кипения) жидкостей. Таковы смеси петролейного эфира с одним из кетонов (ацетоном, метилэтил-кетоном, циклогексаноном, метилцикло-гексаноном) в соотношении 1:1.
Лак удобен в работе, наносится на поверхность тампоном или кистью и выравнивается ладонью руки. Обращение с лаком требует особой аккуратности: посуда, в которой он хранится, должна быть безукоризненно чистой и сухой. Перед покрытием лаком АКО акварельные тонировки должны быть хорошо выдержаны. Для проверки нужно сделать пробное покрытие небольшого участка тонировки, чтобы убедиться в ее прочности. Недопустимо накладывать лак АКО на остатки желтка или на тонировки с желтком на иконе, так как это вызывает побеление лаковой пленки.
Внешне пленка лака АКО очень похожа на олифную или масляно-лаковую пленки. По сопротивляемости к воздействию влаги и засорителям воздуха она превосходит пленки натуральных смоля-нях лаков (даммары, мастикса и других) и приближается к олифным и масляно-лаковым. Большим преимуществом пленки АКО является ее устойчивость к процессу старения, что значительно увеличивает периоды между реставрациями, а следовательно, уменьшает возможность повреждения живописного слоя произведения.
Пленка лака растворима в пинене, уайт-спирите и кетонах.
Даммарный лак. Даммарный лак приготовляют из смолы дерева, которое называется араукарией. Араукария произрастает в районе Зондских островов, в Малайе, восточной Индии, Австралии, Америке.
Смола даммары растворяется в углеводородах, сложных эфирах, например, бензоле, скипидаре, хлороформе, бен-зальдегиде, четыреххлористом углероде (тетрахлорметане). Набухает в спиртах, кетонах.
Лак, выпускаемый заводами художественных красок, представляет собой 30%-ный раствор смолы в смеси пинена с этиловым спиртом. Для нанесения защитной пленки его разбавляют пиненом до концентрации 15%. В продажу поступает во флаконах, содержащих 150 мл. Осмелившийся (пожелтевший) даммарный лак для покрытия произведения не пригоден. Из него получится липкая, долго не отвердевающая, желтая пленка.
Помутневший во флаконе лак перед его употреблением можно подсушить, удалив влагу путем подогрева. Эта операция возвращает ему прозрачность. Иногда помутнение устраняется добавлением 96%-ного этилового спирта.
Хранят даммарный лак в герметически закупоренной посуде.
Пленка даммарного лака, положенная поверх непросохших тонировок, мутнеет и разрушается, поэтому наносить его можно только после полного просыхания красок.
Пленка даммарного лака обратима. Она растворяется в смеси пинена с этиловым спиртом. При повышенной влажности воздуха даммарная пленка белеет, мутнеет, разрушается.
Даммарный лак с пчелиным воском. Примесь в даммарном лаке воска повышает влагоустойчивость покровной пленки и придает ей некоторую матовость. Количество воска в лаке не должно превышать 50% к содержанию даммары в растворе. Чем больше вводится воска, тем менее устойчива пленка к механическим воздействиям. Кроме того, пленка с избыточным количеством воска становится мягкой и липкой; на такую поверхность легко налипает пыль и оседает копоть.
Для приготовления рабочей концентрации берут 100 мл даммарного лака (30%), а в 100 мл пинена распускают не более 15 г очищенного пчелиного воска.
Распускают воск в теплом пинене обязательно в водяной бане, так как пинен огнеопасен. Оба раствора в теплом состоянии сливают в один сосуд и взбалтывают до получения однородной смеси. Пленку даммарного лака с пчелиным воском после полного просыхания поверхности можно отполировать щетинной щеткой или замшей для увеличения блеска и прозрачности. К полированной поверхности меньше пристают пыль и другие загрязнения.
Пленка растворяется в основном в тех же растворителях, что и чистая даммара.
Фисташковый лак. Фисташковый лак приготовляется из фисташковой смолы, которая содержится в наплывах на коре фисташкового дерева. Фисташковая смола растворяется в спиртах этиловом, бутиловом, бензоле; при нагревании растворяется в растительных маслах. Положительным свойством защитной пленки фисташкового лака являются ее эластичность и замедленное старение (по сравнению с пленками даммарного и мастичного лаков). Во влажном помещении пленка разлагается: теряет прозрачность и защитные свойства.
Ленинградский завод художественных красок выпускает 30%-ный раствор смолы-бальзама в пинене в стеклянных флаконах объемом в 25, 5 и 100 мл. Для нанесения защитной пленки пользуются 15%-ным раствором.
Мастичный лак. Мастичный лак представляет собой 30%-ный раствор смолы мастике в пинене.
Смола мастике получается из надрезов коры деревьев, произрастающих на острове Хиосе, в Афганистане и Северной Америке. Растворяется в бензоле, серном эфире, этиловом спирте, скипидаре. Мастичный лак выпускается Ленинградским заводом художественных красок.
Пленка этого лака со временем сильно желтеет и не обладает достаточной устойчивостью к влаге. Поэтому мастичный лак редко используется для покрытия живописи.
Шеллак. Смолу шеллак добывают в Индии из наплывов на стволах смоковниц. Эти наплывы являются продуктом обмена веществ особого вида насекомых. В продажу поступает в виде тонких пластиночек светло-желтого или коричневого цвета. Смолу темной окраски можно обесцветить, подвергнув ее специальной химической обработке '.
Шеллак растворяется в спиртах (в этиловом спирте — на 98%), в кетонах, метилцеллозольве, в нашатырном спирте (аммиаке водном), растворе буры, анилине, бензальдегиде, частично растворяется в терпентинном масле (на 15%), в бензоле (на 20%), в хлороформе (на 40%), в углеводородах и сложных эфирах.
В сравнении с другими лаками шеллак более пластичен, поскольку он содержит до 6% шеллачного воска (основную массу шеллака составляют эфиры жирных кислот).
Светлый шеллак размельчают в порошок в фарфоровой ступке, сушат в сушильном шкафу при температуре не выше 40°. Необходимое количество порошка взвешивают, ссыпают в сосуд с этиловым спиртом и выдерживают в течение 12—20 часов, периодически взбалтывая. Нерастворившийся остаток отфильтровывают, высушивают, взвешивают, этот вес вычитают из первоначального веса и вычисляют процентное содержание шеллака, растворенного в этиловом спирте. Для защитного покрытия употребляют лак, содержащий 5—10% смолы.
Нанесение смоляных лаков. Применяемые в качестве защитных пленок лаки (даммарный, фисташковый, шеллачный и другие) наносят тампоном. Такая пленка меньше блестит и этим похожа на олифную пленку. К тому же лак хорошо высыхает только в тонком слое. Толстая пленка высыхает неравномерно, а кроме того быстрее стареет (желтеет, утрачивает блеск, растрескивается).
Тампон около 4 см в диаметре обычно делают из ваты, обернутой марлей.
Его обмакивают в лак, налитый в плоскую посуду, и слегка отжимают о край сосуда. С легким нажимом тампоном проводят по поверхности живописи у верхнего края произведения.
1 См.: Томашевич Г. Н. Отбелка шеллака.— Указ. соч., с. 95— 102. |
Следующую полоску лака наносят ниже первой. И так до самого низа. Нужно внимательно следить за тем, чтобы не оставалось не покрытых лаком участков. Слой лака должен быть тонким и равномерным.
Второй раз лак наносят движениями тампона в перпендикулярном направлении. Чем больше делается покрытий, тем толще получается пленка и сильнее ее глянец.
Когда хотят нанести тонкую пленку, ограничиваются одним протиранием поверхности произведения кругообразными движениями сверху донизу.
Многократно (до трех-четырех раз) лак наносится только в том случае, когда свеженаложенные слои его жухнут.
Промежуток времени между нанесением двух слоев лака зависит от скорости высыхания предыдущего слоя. При покрытии даммарным лаком интервал должен быть не менее 30—40 минут. При нанесении шеллака — 5—10 минут. Повторно лак наносится только на отвердевший предыдущий слой.
При покрытии произведений станковой темперной живописи лаком нельзя пользоваться флейцем и пульверизатором.
Условия для просыхания пленки должны быть приближены к нормальному музейному режиму хранения произведений живописи. Помещение должно быть хорошо вентилируемым, чтобы обеспечить постоянный приток кислорода, светлым, теплым, чистым, защи-
щенным от пыли. Отсутствие света и повышенная влажность воздуха в помещении отрицательно влияют на формирование пленок: они заметно темнеют, мутнеют.
Свежая лаковая пленка имеет довольно сильный глянец. Однако с течением времени он ослабевает, поверхность становится более матовой. Покровная пленка на иконе не должна сильно блестеть, лучше если она будет даже немного матовой.