РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ЛАКОВЫЕ ПЛЕНКИ




 

Лаками называют растворы твердых прозрачных органических пленкообра­зующих веществ в высыхающих маслах или в летучих органических раствори­телях, а также пленки из этих веществ, покрывающие слой живописи. Сущест­вует множество пленкообразующих ве­ществ, однако для приготовления лаков, употребляемых в живописи, пригодны немногие.

Масляные лаки широко использо­вали в зарубежной Европе и России для покрытия произведений станковой жи­вописи до середины XIX века. Лаки на испаряющихся растворителях стали использоваться сравнительно недавно. В настоящее время при реставрации станковой темперной живописи приме­няют смоляные лаки, употреблявшиеся ранее только для покрытия произведений масляной живописи. Это лаки даммарный (чистый или с добавлением пче­линого воска), фисташковый, мастич­ный и шеллачная политура. Для ими­тации первоначальной матовой пленки из белка куриного яйца используется воск.

В помещениях с повышенной влаж­ностью лаковые смоляные пленки, кроме тех, которые содержат воск, легко разла­гаются, мутнеют и утрачивают защитные свойства живописи от влаги, поэтому их используют для покрытия произведе­ний только хранящихся в условиях отап­ливаемого музейного здания.

Большим преимуществом смоляных лаков является легкая повторная их растворимость составами, почти безвред­ными для яичной темперы.

Лак АКО. Лак АКО — это новый материал, разработанный группой со-

трудников ВНИИР, возглавляемой В. Ивановой.

Для приготовления лака используют раствор алкидно-силаксановой смолы (АКО) в смеси растворителей — метил-этилкетона с уайт-спиритом (1: 1). По своим технологическим свойствам раст­вор этой смолы близок к натуральным масляным лакам. Если нужно увеличить скорость высыхания лаковой пленки, то смолу растворяют в смеси летучих (с низкой точкой кипения) жидкостей. Таковы смеси петролейного эфира с од­ним из кетонов (ацетоном, метилэтил-кетоном, циклогексаноном, метилцикло-гексаноном) в соотношении 1:1.

Лак удобен в работе, наносится на поверхность тампоном или кистью и вы­равнивается ладонью руки. Обращение с лаком требует особой аккуратности: посуда, в которой он хранится, должна быть безукоризненно чистой и сухой. Перед покрытием лаком АКО акварель­ные тонировки должны быть хорошо вы­держаны. Для проверки нужно сделать пробное покрытие небольшого участка тонировки, чтобы убедиться в ее проч­ности. Недопустимо накладывать лак АКО на остатки желтка или на тониров­ки с желтком на иконе, так как это вы­зывает побеление лаковой пленки.

Внешне пленка лака АКО очень похо­жа на олифную или масляно-лаковую пленки. По сопротивляемости к воздей­ствию влаги и засорителям воздуха она превосходит пленки натуральных смоля-нях лаков (даммары, мастикса и других) и приближается к олифным и масляно-лаковым. Большим преимуществом плен­ки АКО является ее устойчивость к про­цессу старения, что значительно увели­чивает периоды между реставрациями, а следовательно, уменьшает возмож­ность повреждения живописного слоя произведения.

Пленка лака растворима в пинене, уайт-спирите и кетонах.

Даммарный лак. Даммарный лак приготовляют из смолы дерева, которое называется араукарией. Араукария произрастает в районе Зондских остро­вов, в Малайе, восточной Индии, Австра­лии, Америке.

Смола даммары растворяется в угле­водородах, сложных эфирах, например, бензоле, скипидаре, хлороформе, бен-зальдегиде, четыреххлористом углероде (тетрахлорметане). Набухает в спиртах, кетонах.

Лак, выпускаемый заводами худо­жественных красок, представляет собой 30%-ный раствор смолы в смеси пинена с этиловым спиртом. Для нанесения за­щитной пленки его разбавляют пиненом до концентрации 15%. В продажу по­ступает во флаконах, содержащих 150 мл. Осмелившийся (пожелтевший) даммарный лак для покрытия произве­дения не пригоден. Из него получится липкая, долго не отвердевающая, желтая пленка.

Помутневший во флаконе лак перед его употреблением можно подсушить, удалив влагу путем подогрева. Эта опера­ция возвращает ему прозрачность. Иног­да помутнение устраняется добавлением 96%-ного этилового спирта.

Хранят даммарный лак в гермети­чески закупоренной посуде.

Пленка даммарного лака, положен­ная поверх непросохших тонировок, мутнеет и разрушается, поэтому нано­сить его можно только после полного просыхания красок.

Пленка даммарного лака обратима. Она растворяется в смеси пинена с этиловым спиртом. При повышенной влажности воздуха даммарная плен­ка белеет, мутнеет, разрушается.

Даммарный лак с пчелиным воском. Примесь в даммарном лаке воска повы­шает влагоустойчивость покровной плен­ки и придает ей некоторую матовость. Количество воска в лаке не должно пре­вышать 50% к содержанию даммары в растворе. Чем больше вводится воска, тем менее устойчива пленка к механи­ческим воздействиям. Кроме того, плен­ка с избыточным количеством воска ста­новится мягкой и липкой; на такую по­верхность легко налипает пыль и оседает копоть.

Для приготовления рабочей концент­рации берут 100 мл даммарного лака (30%), а в 100 мл пинена распускают не более 15 г очищенного пчелиного воска.

Распускают воск в теплом пинене обяза­тельно в водяной бане, так как пинен огнеопасен. Оба раствора в теплом со­стоянии сливают в один сосуд и взбал­тывают до получения однородной смеси. Пленку даммарного лака с пчелиным воском после полного просыхания по­верхности можно отполировать щетин­ной щеткой или замшей для увеличения блеска и прозрачности. К полированной поверхности меньше пристают пыль и другие загрязнения.

Пленка растворяется в основном в тех же растворителях, что и чистая дам­мара.

Фисташковый лак. Фисташковый лак приготовляется из фисташковой смо­лы, которая содержится в наплывах на коре фисташкового дерева. Фисташковая смола растворяется в спиртах этиловом, бутиловом, бензоле; при нагревании растворяется в растительных маслах. Положительным свойством защитной пленки фисташкового лака являются ее эластичность и замедленное старение (по сравнению с пленками даммарного и мастичного лаков). Во влажном поме­щении пленка разлагается: теряет проз­рачность и защитные свойства.

Ленинградский завод художествен­ных красок выпускает 30%-ный раствор смолы-бальзама в пинене в стеклянных флаконах объемом в 25, 5 и 100 мл. Для нанесения защитной пленки пользуются 15%-ным раствором.

Мастичный лак. Мастичный лак пред­ставляет собой 30%-ный раствор смолы мастике в пинене.

Смола мастике получается из надре­зов коры деревьев, произрастающих на острове Хиосе, в Афганистане и Север­ной Америке. Растворяется в бензоле, серном эфире, этиловом спирте, скипи­даре. Мастичный лак выпускается Ленинградским заводом художествен­ных красок.

Пленка этого лака со временем силь­но желтеет и не обладает достаточной устойчивостью к влаге. Поэтому мастич­ный лак редко используется для покры­тия живописи.

Шеллак. Смолу шеллак добывают в Индии из наплывов на стволах смоковниц. Эти наплывы являются продуктом обмена веществ особого вида насекомых. В продажу поступает в виде тонких пластиночек светло-желтого или корич­невого цвета. Смолу темной окраски можно обесцветить, подвергнув ее спе­циальной химической обработке '.

Шеллак растворяется в спиртах (в этиловом спирте — на 98%), в кетонах, метилцеллозольве, в нашатырном спирте (аммиаке водном), растворе бу­ры, анилине, бензальдегиде, частично растворяется в терпентинном масле (на 15%), в бензоле (на 20%), в хлоро­форме (на 40%), в углеводородах и сложных эфирах.

В сравнении с другими лаками шел­лак более пластичен, поскольку он содер­жит до 6% шеллачного воска (основную массу шеллака составляют эфиры жир­ных кислот).

Светлый шеллак размельчают в поро­шок в фарфоровой ступке, сушат в су­шильном шкафу при температуре не вы­ше 40°. Необходимое количество порош­ка взвешивают, ссыпают в сосуд с этило­вым спиртом и выдерживают в течение 12—20 часов, периодически взбалтывая. Нерастворившийся остаток отфильтро­вывают, высушивают, взвешивают, этот вес вычитают из первоначального веса и вычисляют процентное содержание шеллака, растворенного в этиловом спир­те. Для защитного покрытия употребля­ют лак, содержащий 5—10% смолы.

Нанесение смоляных лаков. Приме­няемые в качестве защитных пленок лаки (даммарный, фисташковый, шеллачный и другие) наносят тампоном. Такая пленка меньше блестит и этим похожа на олифную пленку. К тому же лак хоро­шо высыхает только в тонком слое. Тол­стая пленка высыхает неравномерно, а кроме того быстрее стареет (желтеет, утрачивает блеск, растрескивается).

Тампон около 4 см в диаметре обычно делают из ваты, обернутой марлей.

Его обмакивают в лак, налитый в плоскую посуду, и слегка отжимают о край сосуда. С легким нажимом тампоном проводят по поверхности живописи у верхнего края произведения.

 

  1 См.: Томашевич Г. Н. Отбелка шеллака.— Указ. соч., с. 95— 102.

 

Следую­щую полоску лака наносят ниже первой. И так до самого низа. Нужно вниматель­но следить за тем, чтобы не оставалось не покрытых лаком участков. Слой лака должен быть тонким и равномерным.

Второй раз лак наносят движениями тампона в перпендикулярном направ­лении. Чем больше делается покрытий, тем толще получается пленка и сильнее ее глянец.

Когда хотят нанести тонкую пленку, ограничиваются одним протиранием по­верхности произведения кругообразны­ми движениями сверху донизу.

Многократно (до трех-четырех раз) лак наносится только в том случае, когда свеженаложенные слои его жухнут.

Промежуток времени между нанесе­нием двух слоев лака зависит от скорости высыхания предыдущего слоя. При по­крытии даммарным лаком интервал дол­жен быть не менее 30—40 минут. При нанесении шеллака — 5—10 минут. Пов­торно лак наносится только на отвердев­ший предыдущий слой.

При покрытии произведений станко­вой темперной живописи лаком нельзя пользоваться флейцем и пульвери­затором.

Условия для просыхания пленки должны быть приближены к нормаль­ному музейному режиму хранения про­изведений живописи. Помещение долж­но быть хорошо вентилируемым, чтобы обеспечить постоянный приток кисло­рода, светлым, теплым, чистым, защи-

щенным от пыли. Отсутствие света и повышенная влажность воздуха в поме­щении отрицательно влияют на форми­рование пленок: они заметно темнеют, мутнеют.

Свежая лаковая пленка имеет доволь­но сильный глянец. Однако с течением времени он ослабевает, поверхность становится более матовой. Покровная пленка на иконе не должна сильно блес­теть, лучше если она будет даже немного матовой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: