ПОДГОТОВКА ПРОЦЕССА ТОНИРОВАНИЯ




Перед началом тонирования необхо­димо хорошо проверить состояние про­изведения, тщательно укрепить слу­чайно оставшиеся отставания или ше­лушения грунта и красочного слоя. Поверхность живописи протирают ват­ным тампоном, смоченным яичной эмульсией (одна часть желтка — на во­семь частей дистиллированной или ки­пяченой воды). Можно протереть по­верхность разбавленным соком чеснока или препаратом бычьей желчи.

Для выполнения работ по тониро­ванию поверхности живописи необходи­ма свежеприготовленная эмульсия из желтка в соотношении 1:3 или 1:4. Ки­сти круглые беличьи или колонковые № 2, 3, 6, 8 и 10. Кисть № 10 удобна для нанесения подмалевка при тониро­вании больших участков.

Для удаления излишков краски с по­верхности могут потребоваться пористая бумага типа фильтровальной, а также узкие полоски белой плотной бумаги (чертежной, полуватмана), которые нужны для сравнения составленного ко­лера с цветом соответствующего участка авторской живописи. Для работы необ­ходима белая палитра, которую можно заменить белой керамической облицо­вочной плиткой или тарелкой. Для кра­сок, затертых из сухих пигментов с яич­ной эмульсией, удобны небольшие (на 50—100 мм 3) фарфоровые чашечки, не­окрашенные деревянные ложки, которые предварительно пропитаны олифой и просушены.

На палитру наносят краски чистой кистью. Тут же смешивают их, получая нужный колер, сравнивают его с коле­рами иконы, наносят на полоски белой бумаги, подсушивают и высохший колер корректируют по тонам живописи иконы.

При составлении колеров не рекомен­дуется соединять пигменты, резко отли­чающиеся степенью размельченности (дисперсности). Тонировки, имеющие пигменты разной дисперсности, при просыхании расслаиваются. Тонкодисперс­ные пигменты образуют отдельные слои, как бы всплывающие на поверхность всего наложенного слоя краски, а круп­нодисперсные — осаждаются на поверх­ности левкаса. Это резко изменяет перво­начальный цвет тонировок. Смешивать акварель и краски из крупнодисперсных пигментов можно лишь, имея большой опыт тонирования. Начинающему ре­ставратору лучше применять только ак­варель.

Тонировки делают так, чтобы после полного просыхания они становились несколько более светлыми, чем соответ­ствующие участки подлинной живописи произведения. После нанесения покров­ной пленки они приобретут повышенную интенсивность цвета, прозрачность и более темный тон.

 

СПОСОБЫТОНИРОВАНИЯ

 

Для тонирования произведение кла­дут в горизонтальное положение (при вертикальном положении произведе­ния — на мольберте — получаются за­теки краски, искажающие фактуру и то­на тонировок). В процессе работы про­изведение время от времени ставят в вер­тикальное положение и направляют на него свет, чтобы с расстояния оценить качество тонировки.

Тонировку выполняют пуантелью, способом штриховки или способом сплошной заливки жидкой краской или полусухой кистью с подмалевком или без него. Выбор способа зависит от ха­рактера сохранившейся живописи и участков, подлежащих тонированию. Автор­ская живопись бывает корпусной или прозрачной. Она может иметь хоро­шую сохранность, которую сравнива­ют иногда с поверхностью эмали или, наоборот, быть дефектной (иметь потер­тости краски, кракелюры, утраты грун­та и т. д.).

Во всех случаях тонировки должны отличаться от авторской живописи, как-то выделяться. Это достигается разными способами — с помощью очень тон­кого контура вокруг реставрационной вставки, изменением тона, использова­нием пуантели, штриховки и так далее.

Очень важно чтобы тонировки (за­ливками, пуантелью и т. п.) были проз­рачными и чтобы через них просвечивал грунт. Иначе рядом с прозрачными ав­торскими красками тонировки будут вы­глядеть как глухие потемневшие «за­платы».

Один из приемов тонирования — это легкое затенение поверхности грунта темной по тону лессировкой. При нане­сении последующих слоев красок тони­ровка становится еще темнее и ярче. Но нельзя допускать, чтобы после высы­хания тонировка была темнее авторской живописи.

Если тонируемый участок должен иметь темный цвет, то делают яркий цветовой подмалевок, который придает тонировке звучность. Подмалевок обяза­тельно делается на яичной эмульсии, иначе при нанесении последующих сло­ев красок он будет размазываться.

Если пользоваться краской только одного цвета, накладывая ее слой за слоем, то трудно достичь гармонии с ав­торской живописью. Такая тонировка получится темной, резко отличающейся от подлинных частей живописи своими тяжелыми, глухими тонами.

Белилами нужно пользоваться край­не ограниченно, так как добавление их в другие краски придает тонировке глухой непрозрачный матовый тон, который трудно исправить даже последующими лессировками. Нужно также учитывать, что тонировка с избытком сажи темне­ет после полного просыхания (через один-два дня).

Тонирование пуантелью. Тонирова­ние пуантелью — наиболее распростра­ненный способ в современной отече­ственной реставрации (ил. 100).

Пуантель — это способ нанесения краски отдельными мазками-точками.

Кисть смачивается приготовленным колером, освобождается от крупной кап­ли. На тонируемую поверхность легким прикосновением кисти наносится капля краски, рядом с ней вторая, так чтобы, не успев просохнуть, они слились краями. Так тонируют весь нужный участок, ко­торый зрительно напоминает несколько потертую или растрескавшуюся автор­скую живопись. В то же время благодаря равномерно распределенным точкам он хорошо отличается на близком расстоя­нии от авторской живописи.

Способом пуантели воспроизводят утраченные фрагменты изображений ус­ловно, без деталей. Такие восполнения не воспринимаются как подделка под ори­гинал.

Способ пуантели можно сочетать с лессировкой. Непосредственно на грунт наносят легкий, прозрачный подма­левок, а сверху применяют пуантель. В этом случае точки можно наносить бо­лее разреженно, отдельно друг от друга. При правильно найденных тоновых и цветовых отношениях подмалевка и пу­антели такие тонировки выглядят осо­бенно легкими, органичными.

Тонирование вертикальной штрихов­кой. Этот способ применяется только реставраторами Западной Европы. Штрихи наносят вертикально полусухи­ми мазками. Однако, резкая полосатость

противоречит спокойной манере письма, характерной для иконописи.

Тонирование перекрестной штрихов­кой. Здесь линии пересекаются под пря­мым углом. Тонировка выглядит более равномерно и если выполнена точно, то не вносит беспокойства, как вертикаль­ная штриховка (ил. 103). У нее есть небольшое преимущество перед пуан­телью: четкий штрих нельзя спутать с по­тертостями авторской живописи. Но если сетка сделана крупно, слишком резко вы­деляется, то она также мешает восприя­тию авторской живописи.

Тонирование способом заливки. Этот способ допустим только в местах неболь­ших утрат при общей хорошей сохран­ности авторской живописи. На фоне по­тертой, растрескавшейся, имеющей мно­гочисленные мелкие утраты живописи такие тонировки выглядят чуждым ров­ным пятном или самостоятельными фрагментами, что противоречит самому принципу тонирования.

Тонировки всегда делаются близкими к сохранившейся живописи приглушен­ными колерами (но не матовыми и не бе­лесыми) и обязательно прозрачными. Манера нанесения красочного слоя должна отличаться от авторской жи­вописи (ил. 102, 103).

При наложении лессировок каждый последующий слой обязательно нано­сится только на подсохший предыдущий слой, так как в сыром состоянии он размывается, краски перемешиваются, а случайные смешивания приводят к образованию грязных, глухих по тону пятен.

 

Глава 9. РЕСТАВРАЦИОННОЕ ЗАЩИТНОЕ ПОКРЫТИЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: