1. Наиболее часто исследованиям подвергается бухгалтерские документы, которые в соответствии с процессуальным кодексом сохранили на себе следы правонарушений или были объектами преступных действий, а также могут служить средствами к обнаружению преступлений или восстановлению фактических материалов дела.
Бухгалтерские документы - это любые материальные объекты, которые несут в себе информацию об обстоятельствах уголовных или гражданских дел и зафиксированы тем или иным общепринятым способом.
В процессе исследования важно хорошо ориентироваться в большом многообразии документов, чему способствует их систематизация и классификация.
Правильно составленная классификация отражает закономерности развития документа, раскрывает связи между ними, служит основой для упорядочения документооборота, и, тем самым, облегчает работу эксперта.
Документы могут быть классифицированы по следующим признакам:
1) По назначению:
2) По отношению к субъекту хозяйствования:
3) По способу использования во времени:
4) По количеству учетных объектов:
5) По степени использования вычислительной техники:
6) По видам материальных носителей.
7) По степени обобщения информации:
8) По регулярности оформления:
9) В зависимости от характера объекта учета:
10) По фактам хозяйственной практики:
11) По оформлению однородных операций:
12) По юридическому признаку:
13) По степени подлинности:
14) По срокам хранения:
15) По степени доступности информации:
2. Бухгалтерские документы, которые являются объектом исследования, должны быть проверены как с формальной стороны, так и по существу, и только после этого, эксперт может сделать заключение о его доброкачественности.
|
Недоброкачественные документы можно подразделить на три группы:
1) Недоброкачественные по форме:
Ø Оформленные не в полном объеме
Ø Оформленные неправильно.
2) Недоброкачественные по существу:
Ø Содержащие случайные ошибки.
Ø Отражающие незаконные операции
3) Комбинированные (сочетающие оба признака)
В свою очередь подложные документы можно подразделить на 3 группы:
1) С материальным подлогом (имеющие подчистки, подделки, искажения)
2) С интеллектуальным подлогом (правильно оформленные, но содержащие заведомо ложные сведения о сущности и объеме операции)
3) Смешанного типа (материальный и интеллектуальный подлог).
Способы распознавания дефектных документов достаточно разнообразны. Но имеется ряд признаков, по которым можно установить недоброкачественность бухгалтерских документов:
Ø Составление документа с нарушением установленной формы.
Ø Незаполненные отдельные реквизиты
Ø Отсутствие аналитического учета
3. Правовое использование иных материалов дела помогает эксперту выяснить обстоятельства, связанные с процессом оформления учетных документов, их назначением, условиями, при которых они были составлены, с этапами происхождения документов и совершенными на их основе действиями.
Акт документальной ревизии не может заменить документы, на основании которых он составлен. Если ревизия была проведена до рассмотрения, в акте, как правило, освещается отдельные операции, не являющееся предметом бухгалтерской экспертизы по данному делу. Иным бывает акт ревизии, проведенной по требованию следователя или суда. Однако и в нем могут упоминаться операции, не связанные с делом. В связи с этим, эксперт-бухгалтер должен изучить дело, зная, как изложены в нем факты, чтобы ответить на вопрос следователя или суда.
|
Заключения экспертов в других областях знаний могут быть приняты в основу заключения эксперта бухгалтера, но вместе с тем он обязан проверить правильность цифрового материала в таком заключении.
В процессе работы эксперта с заключениями других экспертиз целесообразны взаимные консультации и взаимная проверка исходных или конечных данных.
Предметом исследования может являться документальное оформление хозяйственных операций, сведения о которых содержаться в протоколах показаний обвиняемых или свидетелей.Такие материалы экспертом исследуются только в том случае, если эти показания непосредственным образом связаны с документами, которыми оформлена данная операция. При этом эксперт не вправе оценивать показания и обосновывать ими свои выводы.
Использование протокола выемки документа иногда позволяет дать правильное и исчерпывающее заключение по фактам и обстоятельствам, исследуемым способом встречной проверки.
Материалы оперативного учета, если установлена их полнота, расшифровывают данные бухгалтерского учета. Иногда они имеют значение и для характеристики операций с теми или иными материальными ценностями.
Так как оперативные и неофициальные материалы носят специфический -вспомогательный характер для бухгалтерского учета, эксперт может пользоваться ими только как дополнительными материалами.
Тема 5. Заключение судебно-бухгалтерской экспертизы и его оценка правоохранительными органами.
1. Форма и содержание заключения судебно-бухгалтерской экспертизы.