Глава 1. Сотрудничающий тренер




Наталья Васильевна Самоукина

Живой театр тренинга. Технологии, упражнения, игры, сценарии

 

 

«Живой театр тренинга. Технологии, упражнения, игры, сценарии»: Питер; Санкт-Петербург; 2014

ISBN 978-5-496-00714-6

Наталья Васильевна Самоукина

 

Живой театр тренинга Технологии, упражнения, игры, сценарии

 

 

«Живой театр тренинга Технологии, упражнения, игры, сценарии»:Питер; Санкт-Петербург; 2014

ISBN 978-5-496-00714-6

Аннотация

Современное обучение специалистов должно соответствовать двум важным условиям: организации сотрудничества тренера и участников в разработке учебного продукта и созданию живого театра тренинга. В книге Натальи Самоукиной рассмотрены основные вопросы профессионального развития и ключевых компетенций сотрудничающего тренера, работающего с участниками в режиме диалога, партнерства, совместного поиска лучших решений. Особое внимание уделено методам развивающего бизнес-образования, построению лекций, интерактивных семинаров, мозговых атак и командных тренингов. Представлены программы, технологические приемы, содержательные части раздаточных материалов и презентаций, игры и упражнения, которые можно применять в процессе развивающего бизнес-образования персонала компаний. Показано, как следует проводить предтренинговую диагностику и посттренинговое сопровождение, поддерживать переписку с участниками, организовывать поддерживающее консультирование по внедрению продуктов. Построенная по принципу «Бери и делай!», эта книга незаменима как для бизнес-тренеров, свободно работающих на рынке, так и для менеджеров, организующих тренинги в своих компаниях.

Наталья Самоукина

 

Живой театр тренинга Технологии, упражнения, игры, сценарии

 

Предисловие

 

Обучение состоявшихся и успешных профессионалов – не простое занятие, особенно сейчас, в условиях широкой доступности информации по любой тематике. Невозможно читать лекцию как монолог – уже на десятой минуте вас забросают вопросами. Нет смысла пугать зачетами или экзаменами – с людьми, работающими в бизнесе, такой мотивационный трюк не пройдет. Не стоит занимать позицию всезнающего учителя – эта роль давно устарела.

 

Какой же тренинг можно считать эффективным для компетентных и опытных профессионалов?

 

На мой взгляд, обучение взрослых специалистов должно идти по двум ключевым направлениям: разработка учебных продуктов для внедрения их в рабочие процессы компании и создание живого театра на тренинге с целью развития и повышения мотивационной активности участников.

 

Если тренинг прошел эмоционально и ярко, но без передачи практических инструментов, которые можно применить в работе, то после его завершения почти каждый участник скажет: «Было весело! Но не помню: о чем мы говорили? Повеселились и всё!» Если тренинг был информативным, но монотонным, в формате школьного урока, то люди не будут иметь дополнительной энергии для повышения своей эффективности на рабочем месте. С одной стороны, им было скучно на тренинге, они отчаянно боролись со сном и половину прослушали. С другой – они не знают, как внедрять полученную информацию, поскольку не участвовали в создании технологичного продукта.

 

Именно два фактора: создание продуктов и мощное развивающее действо – делает тренинг полезным для компании и увлекательным для участников.

 

Продукты, которые создаются на тренинге для внедрения в бизнес-процессы компании, – это решения, технологии, подходы, программы, документы, нормативы, стандарты. Кроме того, в качестве тренинговых продуктов могут выступать такие результаты, как список новых идей по реализации нужной инновации, описание факторов принятия поискового решения, а также анализ современной информации по конкретной теме. Продуктами тренинга также являются отказ от профессиональных стереотипов и развитие новых интеллектуальных и коммуникативных навыков решения рабочих задач.

 

Важные условия интенсивного развития на мероприятии – организация живого театра тренинга и эффективное сотрудничество тренера и участников. На тренинге используются различные развивающие технологии: коллективные дискуссии, обучение действием, командный тренинг, ролевые игры, организационно-деятельностные игры, мозговая атака и др.

 

Мастерство тренера проявляется в способности заражать развитием и транслировать энергию творческого потока, что имеет не меньшее, а может, даже большее значение, нежели тематика и технология обучения. Когда объединяются усилия талантливого тренера и энергия группы увлеченных людей, происходит реальное развитие, причем не только участников, но и самого тренера.

 

Такие элементы развивающего бизнес-образования характерны для особого жанра совместной работы тренера и группы, что отражено в названии книги: «Живой театр тренинга».

 

Итак, эта книга посвящена особенностям разработки и проведения продуктивного тренинга как неординарного, развивающего театрализованного действа.

 

Книга писалась с течением жизни и по ходу работы. Постепенно я извлекала из памяти опыт и навыки, накопленные и спрессованные за 25 лет моей деятельности. Я стремилась подать материал по принципу «на самом деле», то есть ничего не придумывать, а предоставить читателю рефлексивное сканирование своей реальной, живой работы как одного из примеров становления тренерства и бизнес-образования в постперестроечную эпоху в России.

 

Книга разделена на три главы: «Сотрудничающий тренер», «Продуктивный тренинг» и «Живой театр тренинга».

 

Названия глав говорят сами за себя: в книге разбираются вопросы профессионального развития сотрудничающего бизнес-тренера, формирования его стиля и ключевых компетенций. Описываются технологии продуктивных тренингов – информационных, развивающих и креативных. Представлен анализ каждого этапа обучения: разработки и реализации тренинг-пакета, выбора программы, формата и регламента работы, сценирования тренингового процесса и движения тренера вместе с развитием групповой динамики. Показаны способы составления аналитического отчета по результатам обучения, предложено описание типичных трудностей в работе бизнес-тренера и способов их устранения.

 

Особое место отведено подробному описанию запуска тренинга как живого театрализованного действа, создающего нетривиальную, энергетически плотную атмосферу коллективного творческого потока.

 

Хочу выразить искреннюю благодарность моим Учителям – Давыдову Василию Васильевичу, Щедровицкому Георгию Петровичу, Неверковичу Сергею Дмитриевичу и Леви Владимиру Львовичу, которые мне передали неоценимый жизненный и профессиональный опыт.

 

Я признательна коллегам и долгосрочным партнерам по бизнес-образованию – руководителю Русской школы управления Анастасии Боровской, руководителю отдела образовательных программ школы Инне Матвеевой, руководителю компании «Финконт» Татьяне Молокановой.

 

Спасибо моим замечательным дочерям, умеющим понимать меня в моих профессиональных поисках, – Ларисе Галкиной и Даше Нащекиной.

 

Книга будет полезной руководителям компаний и сотрудникам службы персонала, организующим обучение своих сотрудников. Книг а заинтересует бизнес-тренеров, консультантов и преподавателей высших учебных заведений. Книга покажется «прикольной» студентам и аспирантам, мечтающим об успешной карьере бизнес-тренера. Книгу с удовольствием прочтут все, кто стремится к самореализации и успеху.

 

Глава 1. Сотрудничающий тренер

Главное, что отличает творческий акт, – это то, что он является встречей.

 

Ролло Мэй, психоаналитик (18, с. 42 [1 - Список литературы и приложения см. на сайте издательства https://www.piter.com/download/978549600714.])

 

Когда ты приходишь в театр, то своими ролями, своими взаимоотношениями с людьми образовываешь какую-то ауру вокруг себя. Так ты постепенно занимаешь в театре свою нишу.

 

Вера Алентова, актриса (2, с. 33)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: