Сотрудничающий тренер на развивающем тренинге выступает в качестве персонального бренда или, если говорить простыми словами, подает личный пример участникам. Именно с него они считывают, мгновенно «фотографируют» и приращивают к своей индивидуальности ценности, уверенность, амбициозность, харизму, навыки коммуникаций, стилистику речи и многое другое.
Чтобы запустить этот процесс «клонирования», бизнес-тренер должен быть интересен слушателям прежде всего как человек, личность. Тренинг посещают успешные люди с великолепной волей и яркой энергетикой. Тренер, вставший в центр группы, является одним из них и в то же время тем, кто каждую минуту и каждый час занятия подтверждает свое право на лидерство в учебном процессе.
Если тренер дает интересную информацию, но сам при этом обыденный, скучный и вялый, то люди будут разочарованы. Трудно несколько часов слушать такого человека, самые активные откроют свои ноутбуки, а самые критичные скажут, что зря потратили время. И наоборот, учебный материал, поданный свежо, увлекательно и харизматично, с яркими акцентами и новыми контекстами, продержит группу в активном состоянии в течение всего тренинга. Как правило, люди быстро забывают, что говорил тренер, но они навсегда запомнят то, что почувствовали. Эмоция долгосрочнее информации.
Того, кто в центре, всегда оценивают: что он представляет собой? Как он справляется со своей жизнью? Сгибается под жизненными трудностями или преодолевает их? Помогает другим или просит о помощи? Умеет истинно развиваться или только произносит красивые слова о развитии? Искренне уважает своих слушателей или надевает маску клиентоориентированности? Какие ценности он транслирует и какие идеи отстаивает?
|
На тренингах обостряется восприимчивость и все участники действа становятся удивительно проницательными. Обмануть группу невозможно: в ее центре все видно и все чувствуется. Тренера рассматривают словно под лупой или через рентген: только о чем-то подумаешь, а люди уже знают твои мысли и ощущают твое состояние.
Если тренер интересен как человек, начинается усвоение учебного материала: люди спорят об идеях, высказанных тренером, повторяют его формулировки, обороты речи, идеи, подходы, термины, шутки. Если тренер показался скучным, содержание тренинга отторгается большинством слушателей, возникает много барьеров, возражений и критики.
Как же стать увлекательным для своих слушателей, захватить их внимание? Какие ценности предъявлять группе? Я считаю, что тренеру, который много часов находится под прицелом умных глаз, очень важно проявлять внутреннюю свободу и утверждать принцип свободы мнений. «Наибольшим уважением пользуются герои, которые могут сказать со сцены: “Не бойтесь!”» – эту фразу Юрия Олеши можно напрямую отнести к работе бизнес-тренера.
В первые минуты общения люди настраивают свои «антенны» на особый «частотный канал», по которому они получают информацию о степени внутренней независимости и подлинной непринужденности тренера. Люди пьют свободу как волшебный бальзам! Они нуждаются в этой энергетической пище как в воздухе! Потребность во внутренней свободе и раскованности – одна из базовых потребностей взрослых людей, живущих в регламентированном обществе и работающих в условиях корпоративных стандартов.
|
Именно так: слушатели идут на тренинги, чтобы, наряду с получением новой информации и навыков, подпитаться пьянящим чувством свободного полета, пусть виртуального, символического, реализованного лишь в зоне информационного поля тренинга, но именно полета!
Для создания свободного пространства в обучении и развития раскованности в поведении участников будут полезны такие слова тренера:
· «У каждого – свое мнение и своя позиция!»
· «У вас интересная идея, аргументируйте!»
· «Вы считаете по-другому, разверните свои доводы!»
· «Вы думаете по-другому, это интересно!»
При таких установках на свободу в учебном пространстве тренинга каждый слушатель понимает, что его индивидуальное мнение не трактуется с позиций «правильно – не правильно», а имеет единичную, уникальную ценность. Чем больше в группе будет разных и противоположных мнений, тем интереснее. Кроме того, такой многозвучный тренинг отражает реальность: бизнес в России развивается в условиях разнообразия и альтернативности решений, которые принимаются или отвергаются в соответствии с динамично меняющейся ситуацией в компании и отрасли.
Кроме мотивации к свободе, различие во мнениях необходимо, чтобы не потерять сложного, многогранного тематического содержания и важных нюансов, а также отработать приемы конструктивной и свободной дискуссии. После такого тренинга каждый слушатель уйдет, получив не только разнообразную, обшир ную информацию, но и навыки принятия решений в условиях противоречивой и неожиданно меняющейся ситуации, как часто бывает в бизнесе.
|
В российской компании «Гуд Фуд» я встретила интересную технологию организации групповой дискуссии, в основе которой лежал принцип свободы мнений. Если при обсуждении вопроса у кого-то была точка зрения, отличная от групповой позиции, он говорил: «У меня – особое мнение!» Такого участника не уговаривали изменить мнение, не давили на него, и на презентации предоставляли возможность высказать свое особое суждение отдельно от группы. Этот прием позволял сохранить атмосферу свободы в команде, а также не потерять идеи, которые могли бы оказаться весьма полезными в решении рабочей задачи.
Уверенность и амбиции тренера – очень востребованные ценности. Подавляющее число клиентов – уверенные и амбициозные люди, они хотят видеть в центре такого же человека. Уверенность тренера транслируется в группу. Том Питерс пишет: «Те, кто излучают оптимизм и уверенность в себе, вызывают оптимизм и уверенность в себе у окружающих» (24, с. 173).
Многие известные, публичные люди говорят об уверенности и внутренней силе. Приведу несколько высказываний, впечатливших меня. Ярко выразился Майкл Джексон: «Того, что есть сейчас, завтра не будет. Дерзай. Борись. Совершенствуй свой талант. Будь лучшим в том, что ты делаешь». Известная актриса Клаудия Кардинале подтверждает: «И эта гримерная, эти снимки, эти пробы лишний раз укрепили меня в мысли, что если хочешь заниматься своей профессией, то должен развивать не столько профессиональную технику, сколько свою внутреннюю силу. Нужно, просто необходимо быть сильным, этаким все сметающим ураганом…» (8, с. 223). Еще один пример. Известный писатель Юрий Трифонов размышляет в дневнике в юные годы: «Еще ничего не написано, меня никто не знает. Но откуда бьет этот источник внутренней силы: Я! Я! Я! Откуда?»
Уверенность в себе – не внешняя, но внутренняя компетенция. Бывает, молодые тренеры думают: «Когда я накоплю профессиональный опыт и стану известным тренером, тогда я буду уверен в себе». Это не так. Внутренняя сила возникает раньше успеха! Приведу великолепную фразу Дональда Трампа: «Демонстрируй всем свой успех. А если ты еще молод и мало чего добился, то создавай видимость успеха» (39, с. 17).
Уверенный, амбициозный и сильный тренер держится с достоинством, не теряется при возражениях и со знанием дела разворачивает свою позицию.
Тренеру нужно постоянно воспитывать уверенность в себе как необходимый, базовый навык. Например, можно в специальном файле на компьютере регулярно фиксировать все свои достижения. Хорошо оттачивать уверенность, выступая с небольшими речами на собраниях в консалтинговой компании, на днях рождения друзей и знакомых, в собственной семье – везде, где появляется возможность публичной коммуникации. Не лишними также будут тренинг уверенности в себе в открытой группе и цикл коуч-сессий у хорошего консультанта.
Несмотря на многозначность такой личной компетенции, как уверенность в себе, тренеру необходимо охранять позитивную самооценку от прессинга со стороны других людей. Тележурналист Александр Архангельский как-то сказал на своей передаче «Тем временем»: «Ловушки все открыты. Но ты можешь туда не пойти!»
Рекомендую по возможности уходить от контактов с людьми, понижающими вашу уверенность в себе. Не следует активно общаться с теми, кто несправедливо критикует, забирает энергию, примитизирует мироощущение и блокирует ваши силы. Возможно, люди делают это непреднамеренно, но есть вероятность заплатить большую цену за такое неконструктивное и даже вредное взаимодействие: например, на тренинге неожиданно проявится слабость и упадет энергия.
Конечно, отказаться от общения легче с людьми не из близкого круга. Однако если родные и друзья находятся в сложной жизненной ситуации и транслируют слабость и неуверенность в себе, которые вы быстро впитываете, – сопротивляйтесь! Повышайте энергию близкого человека, вселяйте в него оптимизм и укрепляйте веру в себя. Тогда и ваше мироощущение не пострадает, и близкому человеку вы придадите силы для решения имеющихся проблем.
Я поставила компетенцию уверенности в себе на важное место в работе тренера, поскольку наличие внутренней силы должно быть реальное, подлинное состояние тренера. Поспорю с Трампом: уверенным нужно быть, а не только казаться! Если у тренера нет уверенности в себе, то при атаке вопросами или возражениями со стороны слушателей обнаружится, что за внешним поведением тренера скрывается его слабость, нервность и напряжение. В таком случае восстановить свое профессиональное достоинство в группе будет трудно, а иногда и невозможно.
Представьте, что в два часа ночи вам стало плохо и вы вызвали скорую помощь. В комнату вошел неуверенный доктор, стал в ас осматривать, прослушивать и в замешательстве говорить: «Не знаю, что у вас. То ли сердце, то ли желудок, а может быть, легкие…» Поверите вы такому врачу? Будете выполнять его рекомендации? Скорее всего, нет.
Так и группа на тренинге – идет за сильным и уверенным тренером-лидером, нуждается в нем. Если уж ты набрался смелости встать в центр группы – веди ее за собой!
В обучении у неуверенного тренера присутствует еще один риск. На первом дне тренинга, в первый кофе-брейк или обеденный перерыв участники всегда обсуждают стиль и манеру поведения тренера, оценивают уровень его профессионализма, увлекательность подачи материала. Если тренер держится неуверенно и не оправдал ожиданий, они задают друг другу неприятные вопросы: «Зачем мы пришли на тренинг? Что мы здесь получим? Не потратим ли мы время зря?» В итоге в группе нарастает тревожность и раздражение, что заметно снижает эффективность обучения.
Сильную, базовую уверенность в себе дает ощущение миссии, понимание смысла своей работы как Большого Дела. Русский философ Иван Фролов сказал: «Главное для человека – иметь большую цель в жизни. И неважно, если ты не сможешь ее достигнуть. При большой цели жизнь человека интереснее». Мотивация Большого Дела притягивает людей и формирует внутренние силы у самого «носителя». Мотивация миссией всегда больше и реальнее маленького, единичного, субъективного «я» любого человека, в том числе и тренера. Если служение Большому Делу – глубинное и ненаигранное, не замешенное только на желании хорошо зарабатывать, то столб коллективного бессознательного поддерживает тренера и дает ему базовую уверенность в себе: «Это нужно не только мне, это нужно другим. Я делаю важное дело!»
Для меня эффективным смысловым мотиватором выступает стремление создать на тренинге яркое Со-бытие для слушателей. Они много и напряженно трудятся в офисах, побеждают и терпят поражения, радуются и грустят, чувствуют энергию подъема и переживают приступы изматывающей усталости. Их жизнь – это предсказуемая цепь рутинных событий: дом – работа – дом – отдых – друзья – развлечения – работа и т. п. Участники хотят пережить тренинг не только как обучающее и развивающее мероприятие, но и как редкое Со-бытие в жизни, которое подтолкнет к серьезным выводам и решениям по активному управлению своей жизнью и карьерой.
Если произошла такая «перезагрузка» и тренинг стал настоящим Со-бытием, я всегда вижу позитивные изменения на лицах и в состоянии слушателей. В первый день они приходят уставшими, погруженными в обыденность. Постепенно участники оживают, глаза загораются, потом начинают искриться. Чувствуется, как у людей ослабевают внутренние зажимы, возникает сила, уверенность, радость и энергия. После тренинга слушатели мне часто пишут, что внесли улучшения в свою жизнь и работу и теперь ощущают себя более сильными и счастливыми, чем раньше.
Востребованность тренера – важный вопрос. Как публичному политику следует знать свой электорат, так и тренеру нужно понимать, в каком сегменте слушателей он популярен. Собственную востребованность – динамичный, меняющийся показатель – необходимо постоянно отслеживать. Да, несколько лет назад начинающий тренер был интересен молодым слушателям, вступающим во взрослую жизнь и планирующим карьеру, теперь он становится популярным среди предпринимателей средней руки, а в будущем, возможно, будет активно востребован у собственников крупного бизнеса.
Разумеется, уверенность тренера подкрепляется тем, что он хорошо знает свою профессиональную область и его беспокоят те же проблемы, что и участников семинаров. Если он находится в гуще событий, чувствует изменения на рынке и работает в трендах, люди понимают: тренер на одной волне с ними, живет и работает рядом, решает такие же задачи.
Игровое состояние тренера – одно из условий успеха мероприятия. Когда я участвовала в работе Московского методологического кружка и ездила на организационно-деятельностные (управленческие) игры с лидером ММК Георгием Щедровицким, то удивлялась двум моментам. Во-первых, почему мы всегда передвигались на поездах и не летали самолетами? Во-вторых, почему в поезде мы каждый раз обсуждали предстоящую игру, хотя для разработки игровых целей, программы и сценария перед выездом проводился ряд семинаров?
Спустя годы, накопив собственный опыт организации управленческих игр и тренингов, я так ответила на эти вопросы. Непосредственно перед игрой нужно «разогреться» не только ведущему, но и всей команде. Такая тренировка направлена на создание особого внутреннего игрового состояния у каждого игрока и всей группы в целом, при котором возникнет стремление к открытости и развитию, экспериментированию и смелости в дискуссиях.
Г. П. Щедровицкий часто говорил замечательную фразу: «Набирайтесь окаянства!», которую я понимала как создание внутри себя посыл а к уверенности, свободе, риску и интенсивному развитию. Когда же в ходе игры появлялись моменты неуверенности вроде «Туда ли мы идем?», он разводил руки и эмоционально восклицал: «Это же только игра!» Волшебное слово «игра» снова подключало всех участников к энергии свободного поиска креативного решения!
Состояние творческого развития – это принципиально другой уровень энергии, нежели обычное, спокойное, бытовое, нередко рутинное состояние, в котором мы проживаем реальную жизнь. В поезде по дороге на игру в течение многих часов мы «разогревались» и в таком позитивно-измененном состоянии приезжали на мероприятие, заражая и заряжая своим настроением участников, которые ждали нас на месте.
Механизм зарядки игровым состоянием на тренинге также присутствует. Важно только, чтобы тренер начинал занятие в соответствующем настрое, а не «разогревался» на тренинге, тратя на это учебное время.
Игра тренера с публикой может использо ваться не только непосредственно на тренинге, но и при его продвижении на рынке и построении тренерской карьеры. Разработка креативных программ, формирование условий для заказчиков, фиксация стоимости работы, коммуникации с клиентами и т. п. – это все игра тренера с публикой. И чем она свободнее, ярче и неожиданнее, тем интереснее.
Харизма или содержание? Вербальное и невербальное пространство тренинга
Харизма – обязательное, профессионально важное качество для тренера, как и для любого публичного человека. Можно привести массу высказываний о харизме, мне очень понравились слова Олега Янковского в одном из интервью: «Актер обязательно должен излучать энергетику. Ты выходишь на сцену – и начинают по-другому работать селезенка, печень, нервная система. Это тяжело, но это того стоит».
Выходя после тренинга, люди должны восхищенно воскликнуть: «Класс! Это было круто!», «Ну, тренер зажег!», «Суперский тренинг! » О харизме тренера как носителя персонального бренда говорит также Том Питерс: «Человек-бренд = портфель проектов и связанная с ним крутизна, красота и смелость!» (24, с. 107–108).
И все же актуальным остается вопрос: что важнее – харизма тренера или содержание тренинга? На первый взгляд, ответ на него очевиден и лежит на поверхности: материал тренинга нужно преподносить публике харизматично, интересно и увлекательно. Кроме того, всем известно, что харизматичная манера тренера запоминается отчетливее, нежели содержание обучения. Но это только на первый взгляд. На самом деле не все так просто. Давайте поразмышляем.
Было время, когда я подглядывала и подслушивала, как ведут лекции, семинары и тренинги другие преподаватели и тренеры. Так, в середине и конце 90-х годов прошлого века во многих московских вузах я наблюдала, как скучно и однообразно читали лекции аспиранты, доценты и профессора. Да и сейчас приходится встречаться с унылым изложением материала. Недавно телеканалом «Россия – Культура» был запущен проект Academia, в рамках которого выступают научно-исследовательские работники и преподаватели вузов. Они рассказывают об очень интересных вещах, но нередко делают это абсолютно без энергии и увлеченности, настолько монотонно, что аудитория даже под прицелом телевизионных камер отчаянно борется со сном.
На мой взгляд, преподносить содержание скучно и однообразно – это не только несовременно, но и непрофессионально. Самый интересный материал, преподнесенный в унылой и монотонной манере, не будет принят и полноценно понят аудиторией. Попробуйте провести на неинтересном семинаре шесть часов дневного времени – это тяжелое испытание!
Вместе с тем следует иметь в виду, что если тренер делает акцент исключительно на своей харизматичности и не заботится о полезности тренинга, наполненности его глубоким содержанием, он столкнется с серьезными рисками. Да, его будут слушать с удовольствием, в ходе мероприятия публика почти сразу забудет, где она находится – на тренинге или в театре, люди будут аплодировать и смеяться. На вопросы тренера слушатели поднимают руки, по его пожеланию делают упражнения и играют в игры. Все весело и приятно! Однако по окончании тренинга каждый участник спросит себя: «Какие темы мы проходили? Что я вынес? Какие приемы, технологии и инструменты я смогу применить на рабочем месте, когда вернусь в офис?» Я не удивлюсь, если слушатель не сможет ответить на эти вопросы, ведь на тренинге харизматичный тренер показывал себя, свое обаяние, смелость, внешность и т. п.
Уверена, что соде ржание и харизматичность тренера – две важнейшие составляющие технологии развивающего обучения взрослых. При этом приоритет необходимо отдавать именно содержанию, а харизматичность тренера должна обеспечивать легкое, быстрое восприятие информации, чтобы участникам не приходилось пробираться через нее как сквозь джунгли.
Можно говорить о разном удельном весе содержания и харизмы в зависимости от темы мероприятия. Например, тренинги по оценке персонала или тайм-менеджменту, насыщенные плотной, структурированной информацией, проводятся с соотношением 80: 20, где 80 % – это содержание, а 20 % – харизматичная подача. Тренинги по корпоративной культуре, коммуникациям и навыкам публичных выступлений могут иметь формулу 60: 40, при которой 60 % – информация, а 40 % – харизма тренера.
В одном из интервью на телевидении известная актриса Елена Санаева рассказывала, как ее учил отец, Всеволод Санаев: «Он говорил: “Лель, мало…”, и я понимала, что нужно добавить. А когда он говорил: “Лель, много…”, я понимала, что надо войти в берега». Очевидно, отец учил дочь технологии дозирования эмоциональной мощи харизмы, важной для актерского мастерства.
Свобода харизмы тренера зависит также от сферы, в которой он работает. Так, в транспортной или нефтяной компании, скорее всего, будут интересоваться учебным содержанием, а не только харизматичной подачей. В рекламном агентстве или IT-компании, не умаляя важности самого предмета, проявят внимание именно к яркости и эмоциональности тренера. Продавцы всегда делают акцент на стиле ведения тренинга, а специалисты-разработчики требуют четко структурированного материала.
Баланс содержания и харизматичной подачи зависит от возможностей тренера и аудитории, в которой он выступает. Чем больше по размеру аудитория, тем ярче должно быть выступление тренера. Если в зале находятся не менее 100 человек, тренер должен мобилизовать свои энергетические ресурсы, активно перемещаться из одной части помещения в другую, шутить, показывать слайды, писать на флипчарте, задавать вопросы аудитории и т. п. Отлично, если тренер высокий (или на каблуках, если это дама), тогда его будет хорошо видно не только с первых, но и с последних рядов; это особенно важно, если он (она) интересен, подтянут, ухожен и стильно одет.
Когда учебная группа небольшая (меньше 20 человек) и главная цель участников – получить конкретные инструменты для работы, желательно, чтобы энергетика тренера не заслоняла собой информацию. В этом случае необходимо разобрать конкретные кейсы, решить задачи, обсудить условия реализации технологии, предлагаемой на тренинге, выслушать вопросы и дать на них ответы. Такое обучение предполагает максимальную активность со стороны учащихся и мягкую, не харизматически-лидирующую, но поддерживающую, поощрительную линию поведения тренера.
Вербальное и невербальное пространство тренинга. Конечно, харизма тренера – важный фактор создания невербального пространства тренинга. Важный, но не единственный.
Невербальное пространство тренинга, которое постепенно разогревается с начала обучения, накаляется в середине тренинга и затухает к его завершению, состоит из следующих моментов:
· внешне заметных сигналов, которые подает тренер посредством голосовых интонаций, телесных движений, выражения лица, контакта с глазами участников, одежды и пр.;
· эмоциональных состояний, установок и мыслей, которые внутренне проживает тренер и которые внешне не всегда отчетливо заметны, но интуитивно и неосознанно считываются слушателями;
· внешнего невербального поведения учащихся – их поз, интонаций, движений, взглядов;
· внутренних состояний участников, их переживаний, размышлений, ожиданий, которые могут выразиться во внешнем поведении или не проявиться в нем.
Если тренер опираетс я на поддержку слушателей, он начинает неосознанно обращаться к участникам, которые настроены положительно, соглашаются с ним. Такое поведение тренера, конечно, не является ошибкой в технологии обучения. Однако если на лицах других членов группы появляется выражение неудовольствия, позитивные слушатели мгновенно становятся зажатыми, холодными, останавливают невербальную коммуникацию. На мой взгляд, это происходит не потому, что они перестают поддерживать тренера. Просто, находясь внутри группы, такие участники легко впитывают групповое настроение, консолидируются и разделяют общую ответственность, так что начинают чувствовать себя неловко, если их настроение не совпадает с настроением большинства.
Поэтому в задачи тренера, кроме обладания харизмой и умения наполнить тренинг интересным содержанием, входит способность слышать бессознательное, как собственное, так и участников. Это особая, тонкая техника внутреннего внимания к самому себе и одновременно проницательности по отношению к слушателям. Если тренер будет опираться на участников и работать только на тех из них, кто настроен позитивно, он потеряет остальных членов учебной группы. Если же он будет слышать только себя, он оторвется от аудитории и уйдет в тотальный монолог, перестав чувствовать других игроков на тренинговом поле.
Искусство тренера как раз и состоит в том, чтобы не позволять себе брать силу у позитивных слушателей, не опираться на их поддержку и в то же время не искать опору только в себе. Харизма – это взаимный процесс вербальных и невербальных коммуникаций тренера и всех участников, живая балансировка, мерцающее переключение с энергии на содержание и обратно. Считать, что харизма – талант только тренера, – неправильно. Если самого харизматичного тренера по каким-то причинам группа не поддерживает, через несколько минут он чувствует слабость и теряет свою энергетику. «Короля делает свита» – воистину так!
Делаем выводы:
· Отлично, если тренер развивает и умеет «разогреть» свою харизму.
· Обязательное условие эффективного тренинга: определенное соотношение харизмы и содержания, соответствующее тематике тренинга и стилю самого тренера.
· Харизма – это не только качество, это взаимный процесс тренера и участников, в связи с чем умение тренера слышать бессознательное выступает одним из важных условий тренерского искусства.