Василий по традиции зашёл в церковь, хотя и не был особо верующим. Не задерживаясь, перекрестился, оставил служителю подать. Отец, более набожный, поспешности в церкви не выказал.
Через некоторое время на лодках поднялись по притоку Ивиндо, а от местечка Макоку, обогнув водопады, перетащив пироги, плыли уже по притоку Либумбо. Страна Лоанго была малонаселённой. Племена встречались крайне редко. Зато зверей обитало в множестве.
Пристали к берегу. Чако показал на дерево малоле и объяснил, что из него африканцы делают луки. Ставр нарубил его ветвей для изготовления клеток.
Василий без труда по следам определил зверей, подходивших к водопою по вязкой глине. Вот мелкие сердечки копыт антилопы импала, вот следы, как у коровы, только вдвое больше, это жираф, а рядом лошадиные — это его спутников зебр. Тут кривые копыта гну, а рядом жёсткие след буйвола. Глубоко вмятые отпечатки следов бегемота и носорога. Огромные следы слона, частые следы копыт кабана-бородавочника. Мягкий след льва и леопарда, крадущийся след чепрачного шакала (полулисы–полуволка). Впрочем, любого зверя Василий мог определить, не только по следу, но и по помёту.
Разбили лагерь в сухом лесу с большими деревьями, пышные кроны которых плотно смыкались вверху, с трудом пропуская лучи солнца, что создавало приятную прохладу в тени.
Василий сразу же решил проверить местность и, взяв несколько человек, вошёл в девственный лес. На его плече висел ягдташ, набитый свинцом и порохом, ружьё он держал в руке.
По всему видно было, что людей рядом нет. Под кронами деревьев летали дикие голуби, свистели попугаи и другие птицы, пронзительно кричали обезьяны. На верхушках прыгали и стрекотали пушистые белки с хвостами, похожими на шары. В высокой траве хрюкали кабаны, разрывая корни, прыгали агути.
|
Продвигались по звериной тропе, иногда вступая в свежий навоз леопарда, шакала и кабана.
В лесу росло много деревьев акумей Клайна, с очень ценной мягкой древесиной. Росли и твёрдые породы деревьев: эбеновые, кайя и другие. Пахло гнилыми деревьями и удушливым ароматом цветущих цветов.
Плотник заготовил груду мягкой древесины на берегу реки, связав её в плоты для транспортировки на корабль и изготовил новые клетки. Он даже придумал клетки-ловушки, которые ставил на зверей.
Шли долго, пока перед глазами не открылась небольшая долина, замкнутая зелёными холмами с островками леса и зонтиковидными акациями. Здесь паслось множество слонов, зебр, жирафов, буйволов, бегали страусы, но охотников привлекли белые носороги: три самки, самец и детёныши. Носороги никого не боялись, они мирно щипали травку, и подобраться на выстрел не составило труда. Подбили самца и двух самок, поймали одного дётёныша. Рог носорога, хотя и не костяной, а состоящий из волокон, всё равно очень дорого ценился, его можно было без труда отбить камнем. Мясо носорогов, не слишком вкусное, выпотрошив внутренности и забрав часть сала, оставили африканцам, которые тут же появились, видимо, они следили за охотниками.
На следующий день хозяина привлёк бык-вожак, который настороженно ворочал головой. Но не успел он зареветь, как раздались выстрелы, потревожившие часть долины. Побежали буйволы, оставив лежать на земле одного молоденького бычка, взлетели птицы, трава заколыхалась, мелкие животные также устремились вперёд, гул копыт зебр смешался с топотом буйволов, тучами поднималась пыль. Только слоны стояли на месте, покачивая огромными ушами, прислушиваясь, нехотя переступая ногами.
|
Место очень понравилось охотникам. Разбив лагерь, поставив палатки и навесы из брезента, разведя костры, решили здесь заночевать. Рядом журчал ручей, вода была тёмная и холодная. Долина казалось прекрасной, только огромные комары пищали над головой, хотя их и отгонял дым костра.
Василий попросил хакима проверить, не малярийные ли они. Но Мимо уже проверил и доложил хозяину, что они безопасны. Место было сухое и заразы здесь было меньше. Мимо всегда предупреждал хозяина, когда попадались малярийные комары, он определял их по запаху, а муху цеце узнавал налету. Сёма Хаврам заставлял его ловить заразных комаров и мух для опытов.
Лимбако, принёсший из леса дрова, рассказал хозяину, что видел в лесу следы леопарда. Усталый Василий, засыпая, подумал, что надо утром выкопать ловушки, да хорошо бы и изгородь поставить для безопасности, хотя дежурные охотники всю ночь жгли костры, подложив туда толстые деревья, и голосами отгоняли зверей. Некоторые деревья, особенно из твёрдых пород, не успевали и за ночь сгореть.
С утра занялись работой. Василий с Чако определили места для ловушек, настреляли обезьян для приманки леопардов и подвесили их над ямами. Соорудили изгородь, наставили петли и сетки. Закончив, вышли в долину охотиться. На этот раз Василий хотел подстрелить зебру. Это ему удалось со второй попытки, уж больно осторожны были зебры, они не подпускали охотника на выстрел.
|
Через день проверили ловушки и сети, попалось сразу три леопарда. Это было большой удачей. Но охоту продолжили, место это — на границе с Заиром — очень понравилось Василию, сухое и много дичи. А людей поблизости не было, не то что бы они прятались от охотников — следов их присутствия не встречалось.
Углубившись в девственные леса, наткнулись на непроходимые топкие джунгли. Шёл неприятный запах гниющей листвы и скисшей грязи. Приняли решение продолжить движение по реке. Поплыли на восток, но река обмелела, пришлось вернуться в Макоку и подняться по другому притоку Джуа, который также течёт в Конго.
По берегам Джуа стало попадаться больше деревень. Люди племени вантало, живущие в этих местах, говорили, что они уходят от арабов, которые нападают на них и забирают людей в плен. Гостеприимный вождь вантало, принадлежащих к банти, Катава обещал утром дать провожатых на охоту.
В деревне росли фруктовые деревья, особенно любимые местными жителями фиговые деревья, в тени которых они собирались. У фигового дерева всё идёт в дело — и плоды, и кора, и корни, и ствол.
Собирают здесь и земляные орехи, выращивают овощи, сеют просо и саго.
Вокруг деревни паслись большие стада коз и коров, пастухи их охраняли, местами огораживая пастбища. Сама деревня тоже была огорожена двумя рядами частокола, между которыми бегали собаки. В центре деревни возвышалась огромная хижина вождя, где в дождь собирались воины и обсуждали важные дела. Рядом находился навес для сбора племени.
Вождь племени Занде Барака принял охотников приветливо, обещал дать провожатых.
Утром Василий проснулся от громкого крика незнакомой птицы. Быстро собрались на охоту. Шли долго полями, затем густым лесом, довольно далеко от селения. По пути попадались твёрдолистная акация и мохемпи, цеплялись колючки, рвали одежду.
Убили антилопу. Прошли топким местом, по сплошной губке, где то и дело попадались ямы.
Василий решил вернуться. Такая охота ему не нравилась. Казалось, что их специально завели в это гнилое место, где пахло сыростью и гнилью. Да ещё летали подозрительные малярийные комары. Один из негров-проводников увидел хамелеона, поймал его и засунул ему в пасть табак. Хозяин спросил:
— Зачем ты это сделал?
— А предки говорят, он плохой, приносит несчастье. А ещё предки говорят, он поздно приносит известие о смерти.
Василий решил выяснить, что это за легенда. И один старый шаман поведал её ему.
Как-то Бог послал хамелеона и ящерицу Мсалулу к людям с известиями. Весть, которую сообщат людям первой, и будет исполнена. Хамелеон должен был сказать людям: «Вы умрёте, но вернётесь». А ящерице Бог дал другое поручение сообщить людям о том, что когда они умрут, они исчезнут навсегда. Ящерица прибежала первой, а хамелеон опоздал. Вот за это люди его и не любят.
…На рассвете хотели плыть дальше, но вождь задержал их, сказав, что покажет хорошее место. Он поднял с земли кусок глины, потёр им язык в знак клятвы, потом пошёл к хижине духов и отнёс туда дары для удачной охоты.
На следующий день пошли в другом направлении. Попадалась трава с розовыми стеблями, пучки бамбука и большие деревья. Охота оказалась удачной. Зашли далеко, и пришлось ночевать в лесу. Встретили мирное, многочисленное и бедно живущее племя пангве. Люди племени радушно пригласили охотников к себе. Вместе пошли на охоту. Трофеи обеспечили племени пропитание на несколько дней.
В этих местах росли густые леса, виднелись деревья окуме, которые заготовляют племена пангве и пуну. Они потом сплавляют стволы деревьев по реке плотами к побережью на продажу. Это было очень опасное занятие и порой люди не возвращались, попадая в плен или погибая.
Оставив небольшой лагерь на берегу, чтобы не тащить груз и зверей, отправились дальше. Углубились в девственный лес. Казалось, что ни одна человеческая нога не ступала здесь. Но наткнулись на племя фанг. Люди племени уверяли, что чуть дальше на север есть хрустальные горы. Они даже показали несколько прозрачных камней.
Василий задумал осмотреть горы. Поднявшись на небольшую вершину, наткнулись на горы хрусталя и, отобрав большие и прозрачные куски, спустились.
Сёма хакима тут же попробовал сделать один кусок камня прозрачным, опустив его в раствор кислоты. Показал Василию. Тот решил, что часть хрусталя пойдёт для обмена, а более красивые камни он увезёт домой. И поручил лекарю обработать часть камней — те, что пойдут для обмена.
Новую базу разбили в дельте Огове, чуть дальше от реки на сухом месте. Вокруг росло красное дерево, его называли моломбва, с перистыми ланцетовидными листьями.
Невдалеке жили племена бакота, которые сами пришли в факторию.
На этот раз Василий, заняв место, ни с кем договариваться не стал. За старшего хозяин оставил пирата Хайфа. За эти годы он показал себя преданным и сообразительным человеком, был хорошим охотником, разбирался в животных. Он был родом из этих мест, но так как его увезли ребёнком, не помнил своего племени. Скорей всего, по чертам лица, он происходил из одного из центральноафриканских племён банту.
Вновь привлекли местных жителей из племени мранг, которые охотно взялись помогать и доставлять пойманных животных. Развели коз, диких кабанов, кур и гусей.
Приходили для обмена и племена бакота, мпоигве и другие. Они делали фигурки из слоновьего бивня. Для того, чтобы кость была мягче, закапывали её в навоз недели на две. Мастерская работала, а мастера прибывали.
На севере Василий встретил племя бакото, славившееся резчиками по дереву, их он тоже привлёк к работе. Теперь надо было найти резцов по дереву, вырезать маски. Вскоре и такие нашлись. С новым инструментом работа спорилась…
ПО ЗАИРУ
Вот и Заир (Конго), огромная полноводная река, разделяющая два государства — Нижний Заир и Анголу. Корабль смело поднимался вверх по реке, которая была судоходной на много сотен миль.
Несколько раз останавливались и ходили на охоту, встречались с местными племенами агши, батва, нгумбо, кабенде. Одни из них были агрессивными, но за подарки соглашались быть проводниками, другие встречали гостей приветливо и с удовольствием участвовали в охоте, видя в ней прямую выгоду. Но у всех их был один тотем, большой барабан.
Эти племена изготавливали различные маски, но у каждого племени был свой рисунок.
Справа по берегу была Ангола, а слева после Нижнего Заира — Бандунду. В лесах Заира наткнулись на племя пигмеев тва. Они хоть и были низкорослыми, но считались очень воинственными, их луки были готовы в любой момент нанести удар, а стрелы наверняка были смазаны ядом, известным только им. Яд мог быть змеиным, растительным, из сока растений, или добытым из органов животных.
Кроме тва, были и другие племена пигмеев: эфе, бакве, акка, батва, бабинга, но говорили они в основном на языке банту и адама.
На переговоры с пигмеями был послан Мимо, ещё помнивший язык своего племени, схожий с языком банту. Как ни странно, он с ними договорился. А когда Владимиров преподнес вождю подарки, охотники батва пригласили путешественников в свою деревню. Идти надо было строго по следам: кругом на звериной тропе наставлены ловушки.
Деревня оказалась спрятанной под большими деревьями, кроны которых не пропускали солнечные лучи, а ветки спускались до земли. Белым пилигримам было вредно солнце, они от него болели, быстро получали солнечные удары и ожоги, так что здесь им пришлось по душе.
Хижины были похожи на кучи сложенных веток. Шалаши, покрытые листьями пальм и связанные лианами, были очень низкие. Рядом они увидели и несколько землянок.
Можно было пройти мимо и не заметить эти жилища. Племена пигмеев кочевали по всей центральной Африке и в таких хижинах приспособились прятаться от врагов. Они скрывались от людей племени тути и португальцев, хотя те особенно за ними не охотились, так как для работы и продажи пигмеи не годились, слишком малы они были.
Чаще всего пигмеи меняли место из-за того, что рядом не оставалось дичи, на которую можно было охотиться. Кроме того, уходили на новое место и когда кто-то из племени умирал. Они считали, что в этом случае дух леса не доволен ими, а они были люди леса. Тва охотились, когда кончалась еда, и, бывало, по несколько дней голодали, пока не убивали какого-то зверя, питаясь корнями, листьями, личинками, червями и жуками.
Утром повели охотников на место охоты. Перешли через искусственный овраг, прокопанный вокруг деревни. Место охоты было совсем рядом, там прямо на лужайке паслись два носорога. Василий обрадовался, опять ему доставались рога носорога. Он понял, что туземцы специально вели белых охотников охотится на больших животных, чтоб добыть больше мяса.
Убить двух носорогов не представляло для опытных охотников особого труда. Окружённые со всех сторон, они метались, не зная куда бежать, пока меткие пули не добили их. Пигмеи как муравьи набросились на туши мяса, затрещали барабаны, загудели дудки, оповещая об удачной охоте. Маленький народ прибывал на пир со всех сторон.
Вечером у костра жарили мясо, оно было переложено листьями и какими-то ароматными плодами. Палки с насаженным мясом воткнули вокруг костра. Потом положили его на листья, посыпали какой-то горькой травой и стали есть.
Вождь племени, старый Лугупа передал Василию в знак уважения свою трубку. А Василий, как обычно, начал рисовать, и маленькие тва подходили сзади и разглядывали рисунки.
Замужние женщины были в передниках из луба, а молодые ходили совсем голые. У мужчин на поясе были повязки из пучков травы.
Спали на бамбуковых циновках, ничем не прикрываясь, хотя иногда ночи были очень холодные, и комары и разные другие насекомые летали тучами.
Племена тва и эва славились изготовлением ткани тапу из фиговых деревьев, она получалась у них мягкая и шелковистая. Иногда они обменивали её на базарах на металлические наконечники для стрел и пики.
На следующий день охотились на антилоп. Для этого люди племени тва принесли сети из лиан и огородили небольшой участок, а другая группа зашла сзади и стала гнать антилоп в направлении засад. Настреляли много мяса, и тва, кроме двух заядлых охотников Фежи и Хулупа, три дня не выходили на охоту. Но и позже выходить не имело смысла, так как белые охотники всё равно каждый день набивали дичи и зверья столько, что им только приходилось лишь идти за мясом или посылать женщин. Иногда устраивались просто на месте убитой дичи и прямо там трапезничали, пока не съедали всего животного, там же и спали.
…Люди племени тва и эва утверждали, что вблизи могил бродят тени, и они спускаются под землю к духам «кузанми». Они считали, что после смерти человека душа, которую они называли кра, вселяется в одного из потомков умершего.
Провожали своих друзей-охотников тва всем племенем, пришли и соседние племена эфа и бабинга. Уговаривали Мимо остаться с ними, даже и невесту ему нашли, но он не согласился. Невесту Василий решил взять с собой и заплатил семье выкуп. Та с радостью пошла с ними. Но Василий заставил её закрыться тканью, подаренной ей, объяснив, что у них не принято ходить нагишом. Она с радостью сделала себе передник, считая себя замужней женщиной. Звали её Луку.
Когда она поняла, что Василий по утрам, днём и вечером умывается водой, Луку проходя мимо гниющей банановой пальмы, плоды которой идут только на корм скоту, срезала стебель подаренным ей ножом. В стволе дерева оказалась чистая вода. Проводники и местные жители уже показывали баобабы и бутылчатые деревья, в которых тоже хранилась вода.
Когда на большой высоте надо было сорвать плод, на который она показывала, Василий поднимал Луку на вытянутых руках и она срывала сочный спелые плоды, чуть ли не с верхушки дерева. Иногда она исчезала на некоторое время и возвращалась со сладкими стеблями, листочками, кореньями, которые он пробовал и некоторые ел с удовольствием. Приносила саранчу и жуков, но саранчу он ел только жареную, а жуков даже и не пробовал. Зато некоторые грибы ел с удовольствием, хотя надо было уметь их различать. Собирали в пищу всего до пяти видов грибов: огромные мотента, вкусные мофета, а также босефве, накабуса и чисимбо. Их хорошо готовил кок Омар. Он научил её жарить мясо и грибы, на раскалённых камнях, а не закапывать в землю под костёр.
…Поднялись по одному из притоков, который назывался Касая, всё время слыша отдаленный бой барабанов. Это местные жители оповещали друг друга о приближении чужеземцев. Рядом оказалось государство Куба. На Кубе жили племена бушонто, монго, пигмеи батва.
Священный правитель ньимо, Шьяма, а Мбул в Нгоонга присоединил территорию племён монго, балубакасаи, лесных и оседлых пигмеев батва.
Повстречали людей племени балубакасаи. Были они высокого роста, с лицами европейского вида, с выбитыми передние зубами. Занимаются они добычей соли. Посты их стоят за много миль от деревни.
Вождь княжества Чунгу встретил охотников настороженно, но, узнав их род занятий, проявил радушие и принял подарки.
После удачной охоты на буйволов и антилоп был устроен праздничный ужин и вожди и старосты племён бушонто, бамбемба, урунга и читанго прибыли на пир со своими продуктами и подарками.
Вождь Чунгу познакомил Василия с каждым из вождей. А те в свою очередь пригласили его к себе в гости и вручили подарки: бусы из зубов животных, фигурки из дерева, священный камень с отверстием в нём. А он расспрашивал о дальнейшем пути. Они объяснили, что, плывя по Луалабе (Конго), можно приплыть в страну Луба и Итаву, там высокие горы и живёт плохой народ, но зато есть большие озёра и много рыбы. А ещё, что из страны Касембе привозят железные мотыги и ножи. Если самим идти то можно купить дешевле, но путь опасен, можно попасть в плен к арабам.
Люди племени выращивают много касавы, корни которой идут в пищу, они приятные на вкус и питательны. Растут вокруг деревни и масличные пальмы, из плодов которой изготовляют масло. Кругом бегают куры и свиньи, пасутся козы, племя живёт богато.
Углубившись далеко в глубь Африки по реке Заир, встретили поселение мбунду. Вождь мбунду, Муамбо устроил Василию пышный приём. Сам вышел к нему с большой свитой шаманов, нацепив на себя множество тяжёлых колец и бус. Приветствуя белого шамана, сказал:
— Ямбо? (Как поживаешь?)
Проводники за хозяина ответили:
— Ямбо сана. (Хорошо.)
Потом процессия подошла к деревянному идолу и началась церемония поклонения богу. Василию очень понравилась маска шамана, впоследствии он сказал об этом вождю.
Пир с плясками, как обычно, длился до полуночи. А Василию как раз в эту ночь не спалось, он зажёг свечу и стал делать записи и зарисовки.
Люди племени, заглядывая в палатку, говорили между собой, что белый шаман колдует. Утром вождь попросил показать ему огонь шамана, и Василий подарил ему свечу. А когда её ему зажгли, он игрался с ней как ребёнок, пока не обжёг руки.
Пошли охотится на львов в сопровождении проводников. Львы, которых вокруг водилось много, досаждали людям, убивая их скот. Убили сразу трёх львов, целое семейство одного вида, окружив их у логова. Поймали и маленького львенка, он пищал и царапался, но, попив молока, успокоился. Подстрелили и буйвола.
Вождь попросил охотников подольше поохотиться на львов, обещал даже заплатить.
Вечером развели костер, отблески от языков пламени были видны на темных деревьях, слышалось стрекотание цикад, кружащихся над головой.
Люди племени рассказали, что на востоке есть племя ангони, они от него бежали, это племя очень воинственное и хорошо организованное, покорившее многие племена в Мозамбике, Танзании и Заире. Они убивали стариков и детей, брали в плен молодых женщин наложницами, а мужчин — в ряды своих отрядов.
Но только племена маконде они не смогли покорить, потому что те были не менее воинственными и смелыми. Они могли искусно маскировать в зарослях свои жилища, вокруг устраивали настоящие лабиринты, откуда чужак никогда бы ни смог выбраться, и превосходно отражали атаки воинов ангони. Устанавливали на пути врага скрытые ловушки, делали засады, стреляли ядовитыми стрелами, поджигали лес. Маконде боялись, даже арабы и португальцы, старались не связываться с ними. Своим богом маконде считали бога Ннунго, живущего на небе.
Слышал Василий и о масках маконде «мапико», сделанных из лёгкого и мягкого дерева, полностью закрывающего голову. Один из вождей обещал Василию её сделать, так как у него были хорошие мастера, и не обманул, подарил ему сразу две маски.
Вождь Муамбо посоветовал Василию дальше не плыть, там живут воинствующие племена и ведут между собой войну. Да и пора было пуститься в обратный путь. На этот раз они далеко углубились в материк, охотились уже больше двух месяцев, к тому же начались дожди, и сам Василий почувствовал себя плохо от духоты. Нужен был свежий морской воздух и отдых.
Убили совместно с людьми племени десятка два львов, остальные разбежались подальше от этого места, почувствовав опасность. Хоть здешние места и были обильны дичью, росла сочная трава, которая привлекала животных, а под тенью зонтиков акаций можно было отдохнуть.
…Хозяин засобирался назад. Вот только задерживала выделка шкур льва, уж слишком большое количество их настреляли. Вождь не обманул, одарил охотников золотом и подобрал Василию маски. На память подарил талисман боганга в виде сосулек из разных пород дерева.
Всё племя собралось на берегу провожать охотников. А когда отплыли, обнаружили в трюме мальчика из мбунду. Его звали Качуто, он хотел плыть с охотниками к большому озеру. Пришлось его оставить.
Возвращаясь назад, слева на высоком, неболотистом берегу устроили ещё одну базу. Люди племени кабенде согласились помогать, это была их территория. Соорудив загоны и поставив хижины, сделали загон для скота посередине деревни, как принято у африканцев, обнеся его частоколом.
Рубили бамбук и тростник, таскали камни для устройства базы. Василий заставил посадить и корни касавы, так как они ему очень нравились, а ещё пальмы и кофе. Решили разводить коз, свиней, кур и другую живность, чтобы не покупать и не обменивать её у африканцев.
Покончив с устройством базы, пошли дальше. Оставили на ней хозяйничать Хасана-заде и с ним Качуто. На базе Василий хотел оставить и не совсем выздоровевшего отца и Анастасию. Обещал скоро вернуться, но они не согласились:
— Рядом с тобой спокойней.
Корабль шёл вдоль берега, иногда останавливаясь. При любой возможности охотились. Мартин тоже иногда участвовал, но далеко не уходил. Пополняли припасы, ловили рыбу и черепах. А ловцы жемчуга ныряли за ракушками в голубые волны, иногда находили жемчуг, но мелкий, не такой, как в Красном море. Ракушки, как и раньше, шли на обмен, а также везли их домой для перламутра.
На побережье во многих поселениях выращивали кофе. Плантации были небольшие, с молодыми деревьями, совсем недавно завезёнными белыми.
В этих местах встречалась и муха цеце. Раньше Василия уверяли, что муха цеце не приносит человеку вреда, но тут он увидел полупустые деревни, где, как от сонной болезни, медленно умирали люди. Выживали те, кто жил на возвышенности, куда не долетает муха или те, кто сжигал вокруг кусты, в которых муха размножалась.
Хозяин не расставался с маленькими гепардами, ягуарами, пантерой, пумой и тигрятами. Пробовал даже приучить львёнка, но тот подрос и стал кусаться, пришлось посадить его в клетку. Большие кошки резвились прямо на палубе, иногда Василий часами играл с ними в каюте и дрессировал. Но каждый день они требовали много мяса, пришлось отправить нескольких на базу и там приучать к людям.
От укусов мухи цеце помогало львиное сало, недаром хаким с пилигримом Мимо его собирали. А ещё Сёма Хаврама просил помощника и помощницу ловить ему мух цеце и опускать в банку. За каждую платил им сладким сахаром или витаминами. Хранились они у него на корабле, он проводил исследования. Василий этим его занятием был очень недоволен. Но врач уверял, что тут они безвредны и тем более он уже научился изготовлять лекарство, против укусов, испытывая его на местном населении. Было львиное сало, которым перед охотой смазывали открытые части тела. Многие охотники были плотно одеты, а иногда одевали маски или сетки.
Кроме мухи цеце они собирали скорпионов. И однажды Василий обнаружил скорпиона у себя в каюте. Но хаким объяснил, что в это время они не ядовиты.
Как-то Василия укусил скорпион, тогда лекарь разрезал ранку и выдавил яд, залив в рану аммиак. Всё прошло.
По палубе свободно ползали змеи. Огромные кобры угрожающе раздували свои капюшоны, были среди них зелёные мамбо, древесные змеи с большими глазами, разноцветные габонские гадюки с раздвоенным рогом на носу. Хаким уверял, что они безопасны и все подоены, хотя и заставлял Мимо с Луку их собрать в корзины, откуда они опять выползали.
Анастасия была очень недовольна, и всё время выговаривала это хакиму. Но в каюту к хозяину не заползали, у него жили два ёжа, которые крыс и змей ели с удовольствием. А ещё на корабле в клетке сидела фараонова мышь, которая могла забраться в пасть левиафана разорвать ему сердце и выгрызть проход из залитого кровью крокодила. Эль-нимс, по-арабски, похожа на куницу, кормится она крысами, змеями, ящерицами, птицами и курами, за что её не любят местные жители, а пахнет она как хорёк.
Василий вспоминал стихи Ибн Сины, которые ещё в детстве заставил его выучить Ясуп эль эфенди:
В чистом воздухе царя ядовитых змей как мух,
Уксуса, нашатыря убивал великий дух.
Если раджи взять мискаль и мискаль нашатыря,
А потом перемешать, то, как сказано, не зря,
Осушивший эту смесь ощутит блаженства час,
И спасти она должна от любой отравы нас.
Он вызвал к себе хакима и спросил:
—Как у нас с лекарствами?
—Мало того, что привезли, есть, да ещё сами сделали.
—А нашатырь и уксус?
—Конечно.
Услышав этот ответ, хозяин успокоился.
Вошли в приток, проплыв немного вверх, разбили лагерь на берегу. Поблизости в одной из деревень находилось племя амбунду, говорившее на знакомом языке банту, который уже выучили и Василий, и Кималь, а все африканцы его уже знали как свой собственный. Они предупредили охотников, что дальше идти опасно, но Василий их не послушал.
Придя с охоты, обнаружили, что часть имущества украдена и уведены в плен Лимбако и Сайт, остававшиеся в лагере. Не мешкая, пошли по следам и вскоре обнаружили похитителей. Те вели себя довольно нагло, подчиняться не хотели. Хозяин не стал церемониться, раздались оружейные выстрелы, в ответ полетели стрелы с копьями. Лесное племя налётчиков ожесточённо сопротивлялось до тех пор пока не лишились половины воинов. После этого побежали в лес, многих поймали. С помощью пленных нашли деревню, освободив из плена Лимбако и Сайта, которых ещё не успели съесть. В наказание пойманных воинов привязали к деревьям. Вокруг деревни на кольях висело много человеческих черепов, ясно было, что это племя людоедов. Хотя люди племени оправдывались, говоря, что едят только пленных и убитых. Уходя, сожгли всю деревню.
Возвращаясь по реке, узнали у одного туземца из племени матаго, что в двух днях пути есть большое озеро Тумба. Хозяин решил его посетить. По пути заночевали в деревне, где старостой была женщина, она даже предложила Василию заночевать в её хижине. Но он отказался и лег спать у костра.
Днём по пути они встретили много ядовитых змей. Это были черные мамбы, яд которых смертелен. Радовался только хаким и заставлял своих помощников ловить змей, а потом доил в склянку, а те не брезговали их есть, отрубая голову. Боялись только чёрную мамбу. Василий тоже осторожно попробовал кусочек жареной змеи, она ему понравилась, хотя змей он ел не первый раз.
Женщины в деревне были привлекательны, они носили на лбу татуировку в виде полумесяца, хотя к мусульманству никакого отношения не имели. У мужчин же племени лицо было густо покрыто полосами и делало их неприятными и даже страшными. Старостой деревни — ее звали Анной — была пожилая миловидная женщина.
Племя было христианским, у них даже хижина, в которой они молились была подобием храма — с крестом. Василий зашёл в неё, перекрестился. Люди пальцами показывали на его грудь, где висел золотой крестик.
Вечером у костра, Анна, куря трубку, поведала Василию историю своего имени и страны.
— Раньше государствами Ндонго и Матамба правил принявший христианство король Альфонс I. Позже стала править страной королева Анна Нзинга Мбанди Нгола, она всю жизнь боролась против португальцев, объединившись с государствами Конго и Кассанжи. Заключила она военный союз и с голландской Ост-Индийской компанией. Матамбу так и осталась не покоренной португальцами, им препятствуют местные племена и голландцы, не намеренные отдавать свои форты и свои, как им кажется, угодья.