Ход игры.
Ведущий ставит перед детьми два стаканчика с желтой краской. Спрашивает о ее цвете. Затем добавляет в один стаканчик немного зеленой краски. Спрашивает, какого цвета стала теперь краска в стаканчике. Подтверждает, что цвет остался желтым, но изменился его оттенок, так как в краску добавлен другой цвет. Такой оттенок желтого цвета можно назвать желто-зеленым. Он как бы состоит из двух цветов: желтого и зеленого. Ведущий добавляет оранжевую краску в другой стаканчик и спрашивает, как можно назвать такой оттенок желтого цвета (желто-оранжевый).
1. Ведущий раздает каждому играющему по два-три листочка, показывает квадратик и предлагает найти среди их листиков такой же по цвету и оттенку и назвать его.
2. Ведущий дает задание найти по названию цвета и от
тенка нужный листок и показать его (красно-коричневый,
желто-коричневый и др.).
3. Ведущий раздает играющим по одной карточке с проре
занными силуэтами листьев и спрашивает каждого по очере
ди: «Какого цвета и оттенка дать тебе квадратик для твоего
листочка (листочков)?» Дети, правильно назвавшие цвет с от
тенком, получают квадратики и подкладывают их под прорези
на карточке.
Ведущий помещает перед детьми картину с изображением осеннего пейзажа и дает задание: «Назовите цвет и оттенки осенней листвы, изображенной на картине». Можно провести это упражнение как соревнование: «Кто больше назовет цветов и оттенков осенних листьев».
2. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОДБЕРЕМ КРАСКИ ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ»
Цель.
Закрепить знания детей о колорите зимы, осени, весны, лета в разную погоду, полученные в процессе наблюдений природы и рассматривания пейзажных картин; развивать воображение детей.
|
Материал.
Небольшие прямоугольники разных цветов и оттенков по несколько штук (5—6) каждого цвета.
Ход игры.
Воспитатель кладет на середину стола «краски» (разноцветные прямоугольники) и рассказывает детям о художнике-пейзажисте, который решил нарисовать картину о лете (в рассказе воспитатель не называет цвет предметов): «Задумал художник нарисовать картину про лето. Он решил изобразить луг с пестрыми цветами, за ним густой лес и быструю речку. А над ними высокое ясное небо».
Затем воспитатель предлагает детям подумать, какие краски понадобятся художнику для этой картины, и подобрать их для него. Дети подбирают «краски» и рассказывают, что какой краской изобразит художник (лес и луг зеленой краской разных оттенков, небо будет голубое с белыми облаками, цветы красные, желтые, голубые, оранжевые...).
Далее воспитатель рассказывает о другом художнике, который задумал изобразить осеннюю рощу, в которой растут клены, березы, рябина и тонкие осинки. А рядом с лесом — опустевшее поле, с которого уже убрали урожай.
Дети подбирают «краски» для осеннего пейзажа и рассказывают, что художник поле нарисует коричневой краской, а листву на деревьях — желтой, темно-желтой, оранжевой, темно-красной, ягоды рябины — ярко-оранжевыми. В одном из описаний картины надо упомянуть о небе при закате или восходе солнца. Аналогично можно описать хмурый ветреный осенний день, картину цветущей весенней природы и так же ясный зимний день или картину снегопада, бури и т.п.
ЗАНЯТИЕ 4
РИСОВАНИЕ. «ОСЕННИЙ КЛЕН И ЕЛЬ»
Программные задачи.
|
Учить передавать в рисунке строение клена и ели, их различие в силуэтах; изображать деревья на широкой полосе земли на разном расстоянии («ближе» и «дальше»); развивать художественный вкус у детей (умение передавать красоту пейзажа через сочетание разных красок в рисунке: ярких, светлых, темных); закреплять технику рисования щетинной кистью (умение изображать наклонными штрихами хвою ели); побуждать детей вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание.
Материал.
У воспитателя три черных силуэта ели, березы, клена и изображение дерева с листвой; лист бумаги с нарисованной веткой ели (для показа рисования хвои щетинной кистью). У детей тонированные листы бумаги, которые они накануне закрасили акварельными красками: одну треть листа занимает земля (трава), две трети — небо до горизонта, окрашенное красками вечернего заката или восхода солнца; краски гуашь, мягкие и щетинные кисти, листки газетной бумаги (для снятия лишней краски).
Ход занятия.
Педагог показывает картинку с изображением дерева. Спрашивает, знают ли дети, каким словом называют всю листву дерева. Обводит крону дерева и называет ее.
— Когда вы видите-дерево днем, то узнаете его по-разному.
Одни узнают знакомое дерево по цвету ствола, например бере-
зу> другое дерево — по форме листьев, например дуб, клен.
Представьте себе, что поздно вечером, когда совсем стемнело,
вы вышли на улицу и увидели черные силуэты трех деревьев.
Вот такие (показывает силуэты ели, березы, клена.) В темноте
не видно ни цвета стволов, ни цвета и формы листьев. Скажи
те, что это за деревья перед вами?
|
Спрашивает, как дети сразу узнали ель и березу. Обобщает их высказывания:
— Ель вы узнали по ее кроне. Ель похожа на пирамидку. От
острой верхушки она постепенно расширяется книзу. Ветки ели
доходят почти до самой земли. Крона березы вам тоже знако
ма. Березу вы недавно рисовали.
Если дети по кроне не определили клен, то следует назвать его и предложить сравнить березу и клен, чтобы выяснить их различия. Подтвердить, что крона березы напоминает удлиненный треугольник, а крона клена больше похожа на круг.
— Сегодня вы нарисуете два не похожих друг на друга дере
ва — клен с яркой разноцветной осенней листвой и темно-зеле
ную ель с коричневыми шишками. Хвою ели будете рисовать
полусухой жесткой кистью наклонными штрихами.
Педагог вспоминает с детьми, как набирать краску на жесткую кисть (см. занятие 2), что нужно сделать, чтобы получились штрихи, а не пятна. Показывает, как изобразить на ветке ели хвою наклонными штрихами. Подчеркивает, что штрихи наклонены к концам веток.
— Сначала нужно нарисовать все ветки,
начиная с самых коротких вверху ели и кон
чая самыми длинными внизу, постоянно уд
линяя их книзу. Затем штрихами изобразить
хвою на каждой ветке.
Далее педагог обращает внимание детей на
фон листа бумаги, на котором они будут рисо
вать клен и ель: «Когда мы видим такую ок
раску неба? »(Во время заката или восхода сол
нца.) Предлагает рассмотреть, сколько места
у занимает на листе земля. Спрашивает, каким
цветом у них закрашено небо до горизонта. Рис. 6
Подчеркивает, что земля изображена как широкая поверхность, значит, на ней нужно нарисовать деревья, растущие в разных местах — одно ближе к зрителю, другое дальше.
В процессе рисования надо следить, чтобы верхние ветки ели дети нарисовали чуть ниже ее верхушки. Можно посоветовать изобразить их приемом примакивания, тогда они получатся короткими. Листву клена лучше изображать вертикальными мазками мягкой кистью, используя разные краски — оранжевую, красную, желтую, темно-красную — и не дожидаясь их высыхания. Смешением красок можно достичь большего изобразительного эффекта.
Воспитатель предлагает детям самим решить, каким приемом можно изобразить овальные шишки на ветвях ели. Когда их работа начинает близиться к концу, советует вносить дополнения, которые сделают рисунки более интересными. (Широкая полоса земли позволяет изобразить то, что может находиться около и впереди деревьев.)
В конце занятия можно поместить перед детьми три-четыре рисунка, наиболее удачных в цветовом отношении, и спросить, почему они красивые. Подтвердить, что красота рисунков заключается в цветовом сочетании, а не только в том, как нарисованы предметы. Яркие краски сочетаются с темными. Деревья нарисованы на фоне розовато-желтого неба. Такое сочетание красок красиво.
Далее можно предложить детям показать их рисунки, на которых ель расположена ближе, чем клен, а потом рисунки, где расположение клена и ели другое.
Затем рассмотреть рисунки с дополнениями, внесенными детьми. Отметить наиболее интересные, оригинальные.
ЗАНЯТИЕ 5
АППЛИКАЦИЯ. «ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ» (СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ДВУХ ДЕТЕЙ)
Программные задачи.
Учить детей составлять сюжетную аппликацию, отражать в ней природу «золотой» осени; продолжать развивать умение использовать широкую полосу земли для размещения предметов «ближе» и «дальше»; учить использовать два способа изображения — вырезывание и обрывание; познакомить детей с порядком наклеивания предметов в сюжетной аппликации; продолжать формирование совместной изобразительной деятельности детей — умение распределять работу между собой, договариваться об общей композиции.
Материал.
У воспитателя образец — аппликация, бумага для показа способа обрывания (для изображения листвы на деревьях); пособие с силуэтами деревьев (см. занятие 4); на двоих детей лист плотной бумаги (примерно 40—30 см), заранее тонированный детьми акварельными красками или обклеенный голубой или зеленой бумагой (небо, земля), наборы цветной бумаги, ножницы, клей.
Ход занятия.
Воспитатель рассказывает: «В воскресенье я была на прогулке в нашем ботаническом саду. Погода была прекрасная! Когда вернулась домой, мне захотелось нарисовать то, что особенно понравилось. Но дома красок не оказалось, и тогда я изобразила золотую осень вот так».
Помещает перед детьми образец-аппликацию. «Это не рисунок, а... (аппликация). Расскажите, что я увидела на поляне в ботаническом саду». После высказываний детей описывает изображенный пейзаж, выделяя то, что они должны передать в своей совместной работе, — несколько деревьев разных видов: березы с желтой листвой, клены и каштаны с разноцветной листвой, кусты и др. Деревья можно расположить группами и отдельно, «ближе» и «дальше». Обращает внимание детей на то, как изображен дальний лес (в виде волнистой полосы у горизонта). Спрашивает, заметили ли дети что-то новое в изображении деревьев. Подтверждает, что листья на деревьях не вырезаны, а составлены из маленьких нарванных кусочков бумаги, которые наклеены так, что слегка прикрывают друг друга. Веток на деревьях не видно, потому что изображено начало осени, когда листья только начинают опадать с деревьев.
Далее воспитатель показывает прием обрывания бумаги короткими движениями пальцев и затем объясняет последова-
тельность наклеивания предметов на листе бумаги: «В аппликации всегда сначала наклеивают дальние предметы, а потом те, которые расположены ближе». Предлагает одному из детей показать на образце, какие предметы были наклеены раньше, а какие потом. Убирает образец. Говорит, что аппликацию «Золотая осень» дети будут выполнять вдвоем. Поэтому надо перед началом работы договориться, кто что будет делать. «Кто-то может вырезать полосу дальнего леса, кто-то деревья. Можно распределить работу по-другому. Например, один из вас вырежет все стволы деревьев, а другой нарвет маленькие кусочки бумаги для изображения крон деревьев».
В процессе занятия, после того как дети наклеят полоску леса на линии горизонта (она может быть синего, коричневого или темно-желтого цвета") и вырежут стволы деревьев, надо посоветовать не сразу приступать к их наклеиванию, а попробовать разложить их на листе по-разному, в нескольких вариантах и выбрать лучший. Напомнить, что при наклеивании листвы на деревья маленькие кусочки бумаги следует располагать так, чтобы у разных деревьев получалась крона определенной формы. Можно показать детям пособие с занятия 4 с изображениями силуэтов березы и клена. Пятна на стволе березы изобразить приемом обрывания.
В конце занятия воспитатель вызывает три-четыре пары детей по очереди. Одни рассказывают, как распределили работу между собой, другие — как расположили деревья, кусты и далекий лес, третьи — какие цвета подобрали для изображения «золотой» осени. Детские работы помещают на стенд, и все вместе любуются красотой «золотой» осени.
ЗАНЯТИЕ 6
РИСОВАНИЕ. «ОСЕННЕЕ ДЕРЕВО ПОД ВЕТРОМ И ДОЖДЕМ»
Программные задачи.
Учить изображать дерево в ветреную погоду со склоненной верхушкой, с прижатыми к стволу ветками с одной стороны и отклоненными в сторону с другой стороны; передавать разную толщину ветвей и ствола, расширяя ствол и ветви неотрывной вертикальной штриховкой; развивать умение вносить в рисунок свои дополнения, обогащая его содержание.
Материал.
У воспитателя две картинки из альбома для раскрашивания «Как рисуют ветер», лист бумаги для показа приемов
изображения, черный карандаш или фломастер. У детей листы серой бумаги величиной в 1/2 альбомного листа, цветные карандаши.
Ход занятия.
Педагог показывает картинку, на которой природа изображена в спокойном состоянии.
— Дети, посмотрите на эту картинку. На ней нарисован лес,
рядом озеро. Возле дерева на пригорке вырос большой красный
мухомор. Увидел ежик этот гриб и радостно бежит к нему. Вот-
вот сорвет. Но не успел ежик добежать, как все переменилось.
Убирает первую картину, показывает вторую:
— Гриб куда-то летит, ежик упал в воду. Деревья, трава силь
но наклонились в одну сторону, листья летят по воздуху. Что
случилось? Да, подул сильный ветер. Это он склонил деревья и
траву. Это он вырвал мухомор из земли, это он опрокинул бед
ного ежика в воду. Вот как художник нарисовал ветер.
Воспитатель убирает картинку. Говорит, что сегодня дети тоже будут учиться рисовать ветер. Они нарисуют осеннее дерево, склоненное под ветром. Ветер срывает листья с ветвей и несет их по воздуху. Предлагает посмотреть, как рисуют такое дерево. Сначала надо нарисовать ствол дерева со склоненной верхушкой. С одной стороны ветер прижал ветки к стволу, с другой — отклонил в сторону. Чтобы ствол получился толще веток, его следует расширить неотрывными штрихами сверху вниз. Так же следует расширить и ветки, но необходимо, чтобы они были тоньше ствола. Потом на ветках нарисовать тонкие ответвления и на них немного осенних листиков.
Воспитатель предлагает всем взять черные карандаши и нарисовать дерево под ветром. Советует рисовать с сильным нажимом, чтобы дерево четко выделялось на сером фоне бумаги. Листьев на дереве должно быть немного, сорванные листья пусть летят в ту сторону, куда дует ветер и куда склонилось дерево.
Хорошо, если добавить от себя в рисунок изображения каких-либо предметов или то, что может произойти, когда дует сильный ветер (что-то летело, что-то перевернулось и т.п.).
Педагог следит, чтобы при изображении
коры дерева штриховкой ее направление было
не наклонным, а прямым, сверху вниз вдоль
Ствола. В конце занятия он показывает де-
т<ям рисунок, на котором дерево изображено Рис.8
при слабом ветре. Спрашивает у кого на рисунке ветер дует сильнее. Показывает такой рисунок. Задает вопрос: согласны ли дети с тем, что на этом рисунке ветер сильнее?
— В чем это проявляется? Есть ли у кого-нибудь изображение еще более сильного ветра?
В заключение надо отметить тех, кто внес в свои рисунки дополнения. Рассмотреть такие работы.
ЗАНЯТИЕ 7
РИСОВАНИЕ. «ХМУРЫЙ ВЕТРЕНЫЙ ДЕНЬ»
Программные задачи.
Учить отражать на рисунке ветреную погоду через изображение наклоненных в одну сторону веток, через листья, летящие в одном направлении; передать в рисунке колорит хмурого осеннего дня через подбор соответствующих красок; изображать в рисунке разные виды деревьев: березы, ели, клены и др., располагать их на широкой полосе земли небольшими группками; учить детей приглушать яркий цвет красок.
Материал.
У воспитателя две картинки с изображением разной осенней погоды: ясной и хмурой, ветреной, детские рисунки с занятия 6. У детей заранее тонированные листы бумаги (серое небо, неяркая трава), краски гуашь, мягкие и жесткие кисти, палитра для приглушения ярких красок, цветные карандаши, дополнительные кусочки бумаги для подбора красок, для удаления лишней краски с жесткой кисти.
Ход занятия.
Сравниваются две картины, отмечается, какая погода на них изображена. «Давайте вместе определим, как художники, рисуя осеннюю природу, сумели передать в своих картинах разную погоду», — предлагает воспитатель. Подтверждает, что разную погоду — ясную или пасмурную — художники прежде всего передают через подбор красок. Например, живописец никогда не будет при изображении пасмурной погоды использовать яркие краски. Каждая картинка имеет свой колорит — общий подбор красок.
«Как изображать ветер, вы знаете», — говорит затем педагог и выставляет перед детьми один-два рисунка. Предлагает детям вспомнить, как они это передавали в своих рисунках.
«Сегодня вы будете рисовать пасмурный ветреный день в лесу или в парке. Фон для такого рисунка вы уже подготовили заранее. Ваши пейзажи получатся интересными и разнообраз-
ными, если в лесу и парке будут разные деревья: березы, ели, рябина, клены... И если эти деревья будут расположены не равномерно, а красивыми группами, например рядом растут три березы, а чуть впереди — маленькая елочка, дальше стоит могучий дуб, а недалеко от него — несколько тонких рябин».
Можно показать детям несколько пейзажных картинок с разной композицией. Затем предложить посмотреть на материал для занятия: есть ли там неяркие приглушенные краски для изображения листвы в пасмурную погоду? Объяснить и показать на палитре, как приглушить оранжевую, желтую и красную краски, добавив в них совсем немного, кончиком кисти коричневой краски. Как размешать краски на палитре.
В ходе занятия следует напомнить детям, что можно изобразить жесткой полусухой кистью (хвою ели, черные пятна на стволе березы и др.) и что у одинаковых деревьев все стволы лучше рисовать сразу, не боясь, что одно дерево частично загородит другое. Такое изображение можно показать на одной из картин.
Воспитатель спрашивает, каким цветом лучше нарисовать стволы всех деревьев, кроме берез, — черным или коричневым. Подтверждает, что в пасмурную дождливую погоду стволы деревьев кажутся черными. Советует тем, кто будет изображать дождливый день, использовать для изображения струй дождя цветные карандаши. Побуждать детей вносить дополнения, обогащающие содержание рисунка (в лесу — птиц, тропинки, грибы, в парке — скамейки, аллеи и др.).
В конце занятия надо спросить у детей, все ли они сумели передать в своих рисунках колорит хмурого осеннего дня. Попросить одного-двух человек назвать цвета красок, которые они использовали в рисунках. Поместить на стенд рисунок с интересной композицией. Спросить автора: как он расположил деревья на широком пространстве земли? Предложить остальным детям поместить рядом рисунки с другой композицией. Отметить, что одно и то же можно изображать по-разному, по-своему и такие рисунки всегда интересно рассматривать. Рассмотреть рисунки с интересными дополнениями.
ЗАНЯТИЕ 8
1 РИСОВАНИЕ. «НАРИСУЙ, ЧТО ХОЧЕШЬ, ПРО ОСЕНЬ»
1 Программные задачи.
* Развивать творческие способности детей (использование Полученных представлений, изобразительных и технических
умений для самостоятельного выбора содержания рисунка в пределах предложенной темы); развивать умение строить художественный замысел (до начала рисования намечать содержание, композицию и колорит рисунка).
Материал.
У воспитателя несколько репродукций осенних пейзажей. У детей заранее тонированные акварельными красками листы бумаги для сюжетных рисунков, мягкие и жесткие кисточки, краски гуашь, цветные карандаши, фломастеры.
Ход занятия.
Поместить перед детьми несколько осенних пейзажей и сказать: «Посмотрите, какие разные картины создали художники про осень». Кратко описать некоторые из них. Спросить, как называются картины, на которых изображена природа. Рассказать, как художники работают над своими картинами:
— Художники-пейзажисты очень любят природу и любуются ею в разное время года и разную погоду. Они не просто срисовывают то, что им понравилось в лесу, поле, парке, а делают сначала небольшие зарисовки, наброски — то хоровод тоненьких белоствольных березок, то толстое дерево с искривленным стволом. И пока художник ясно не представит себе, какой будет его картина, пока у него не созреет творческий замысел, он не приступит к работе. Вы заранее знали, что будете рисовать про осень то, что захотите. И у вас, наверное, тоже есть замысел своего рисунка. Скажите, кто из вас решил изобразить начало осени, когда только начинает расцвечиваться листва на деревьях, когда стоят еще теплые ясные дни? А кто из вас задумал нарисовать листопад в середине осени? А кто изобразит конец осени, хмурую погоду, когда почти голые деревья склоняются под порывами сильного ветра и струй дождя? И, наверное, вы уже подумали, как расположите на листе бумаги все предметы и какие краски вам потребуются для воплощения задуманного. Кто хочет поделиться своим замыслом? У кого другой замысел рисунка про осень?
Выслушать нескольких детей и предложить приступить к рисованию задуманного. Сказать, что воплощенные замыслы других детей все увидят в конце занятия.
В ходе занятия оказывать только косвенное воздействие на процесс рисования. Например, если у ребенка фон подготовлен для изображения пасмурной погоды, а он рисует солнце, белые облака, то можно выразить восхищение одной из картин, демонстрировавшихся в начале занятия, и заметить: «Как верно подобрал этот художник краски для пасмурного дня. Больше всего серого и коричневого цвета...»
В конце занятия предложить детям разместить их работы, сгруппировав по периодам осени. Спросить у нескольких детей, сумели ли они нарисовать осенний пейзаж, как задумывали, или во время рисования изменили свои замыслы. Предложить детям найти работы, отличающиеся от тех, которые рисовали на предшествующих занятиях цикла. Одобрить детей, которые составили другую композицию рисунка, внесли в сюжет интересные дополнения и т.п. Отметить и тех, кто использовал при рисовании разные кисти: мягкие и щетинные, карандаши для рисования мелких деталей и др. Затем, советуясь с детьми, отобрать рисунки для выставки под названием «Какая бывает осень».
III ЦИКЛ
птицы
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ
1. Лепка. «Калининские птички».
2. Рисование. «Воробышек».
3. Рисование. «Стайка воробьев».
4. Рисование. «Сорокаоглянулась».
5. Рисование. «Ворона летит».
6. Аппликация. «Синички на ветках».
7. Аппликация. «Снегири на ветке рябины».
8. Аппликация. «Изготовим лото "Птицы"».
9. Дидактическая игра «Угадай птицу по описанию». Ри
сование. «Нарисуй птицу, которую еще не рисовали».
10. Аппликация. «Новогодняя поздравительная открытка»
(дополнительное занятие).
В цикле:
5 занятий по рисованию,
3 занятия по аппликации,
1 занятие по лепке,
1 занятие — дидактическая игра.
ЗАНЯТИЕ 1
ЛЕПКА. «КАЛИНИНСКИЕ ПТИЧКИ»
Программные задачи.
Формировать умения передавать выразительные особенности калининских декоративных птиц в их форме, позе и украшениях двухцветными налепами; слепить птицу из целого куска, вытягивая части тела птицы из исходной формы — овоида.
Материал.
У воспитателя несколько калининских птиц и их изображения, дымковские птицы (2—3);'исходная форма — овоид и два тонких цилиндра разного цвета из пластилина, стека. У детей пластилин коричневого, светло-коричневого цветов и кусочки пластилина разного цвета, стеки.
Ход занятия.
Воспитатель приглашает детей к столу, где под салфеткой стоят дымковские и калининские птицы.
—Под салфеткой находятся глиняные расписные птички,
которых изготовляют в разных местах нашей страны. Одних
птиц вы сразу узнаете и назовете (снимает салфетку). Это...
(дымковские птицы). А эти светло-коричневые птички назы
ваются калининскими. Их изготовляют в городе Торжке Ка
лининской области. Давайте сравним их с дымковскими пти
цами и определим, чем же они отличаются от дымковских.
—Калининские мастера после обжига в печах не закраши
вают птичек, а дымковские? (Закрашивают белой краской.)
—Дымковские мастера расписывают своих птиц узором из
кружков, точек, овалов, различных линий, а калининские? На
зовите элементы, из которых составляют узоры калининские ма
стера (кружки, овалы). Погладьте пальцем дымковскую птицу и
калининскую. Что вы заметили? (Элементы узоров у калининс
ких птичек выпуклые.) Главная особенность в украшении кали
нинских птиц — то, что элементы узора вылеплены отдельно и
прикреплены к игрушкам. Такие украшения называются нале-
пами. Особенно красивы двухцветные овалы. С одной стороны
они плотно примазаны, а с другой выступают над поверхностью
игрушки. Некоторые части птичек: клювы, хохолки, гребни у пе
тухов, подставки окрашивают блестящими эмалевыми красками.
Затем обращается внимание детей на позы птиц:
— А теперь давайте рассмотрим позы птиц. Все ли птички вы
леплены в спокойной позе? (Нет, они стоят, плывут.) Расскажите
о позе петуха (вытянул шею — поет)... о позе лебедя (оглянулся).
Сегодня каждый из вас вылепит какую захочет птицу, похожую
на калининскую. Лепить птицу будете из целого куска.
Педагог показывает исходную форму — овоид, объясняет, как можно вытянуть шею с головой при лепке утки (лебедя). Подчеркивает, что у большинства птиц тело заканчивается свистулькой, а не заостренным хвостиком. Только у петушка хвост длинный, до самой земли. Подсказывает, что хохолки, клювы можно вылепить из пластилина другого цвета. Показывает, как вылепить и прикрепить к игрушке двухцветные овальные нале-пы. Надо расплющить два тонких цилиндрика разного цвета. Разрезать их на равные прямоугольники: один на длинные, другой на короткие. Каждый прямоугольник заострить с одной стороны и закруглить с другой. Затем наложить маленькие овалы на большие и примазать их с узкой стороны к телу птички.
Воспитатель предлагает детям приступить к лепке выбранной птички. В ходе занятия побуждает детей постараться передать какую-нибудь позу птички, это сделает игрушку более выразительной; самим определить, где расположить на игруш-
ке узор из налепов (двухцветные налепы могут быть и круглой формы).
В конце занятия педагог просит детей поместить на верхнюю полочку птиц, изображенных в каком-либо движении. Спрашивает авторов работ, что делают их птички.
Затем на другую полочку помещают остальных птиц. Все смотрят, как они украшены узорами из налепов, определяют, где расположены узоры. Отмечаются наиболее красивые сочетания фона с цветом узоров. Педагог говорит, что сегодня дети лепили декоративных птичек, а начиная со следующего занятия они будут учиться изображать настоящих птиц, которых много раз видели на улицах, в садах, парках. Спрашивает: «Как вы думаете, каких птиц мы будем учиться изображать на следующем занятии?»
ЗАНЯТИЕ 2
РИСОВАНИЕ. «ВОРОБЫШЕК»
Программные задачи.
Формировать у детей обобщенное представление о внешнем облике птиц, понимание, что все птицы, несмотря на различия в окраске, форме и величине частей, сходны по строению; познакомить со штриховыми рисунками птиц; учить передавать в рисунке характерные особенности воробья: пропорции его тела, цвет оперения, форму клюва, хвоста; развивать умения применять при закрашивании изображения разные приемы рисования карандашом: тушевку и штриховку, разный нажим. Материал.
У воспитателя несколько цветных изображений птиц: воробья, сороки, вороны, синицы и др. (иллюстрации, художественные открытки), штриховые изображения из книжек-раскрасок, силуэт птицы, черный фломастер. У детей квадратные листы бумаги (примерно 12x12 см), простой и цветные карандаши. Ход занятия.
Воспитатель показывает пять-шесть иллюстраций с изображениями.
— Этих птиц нарисовали художники. Прежде чем нарисовать птиц, художники долго наблюдали за ними. Рассматривали оперение, форму головы, клюва, чтобы на рисунках птицы получились похожими на настоящих. Узнали ли вы, дети, каких птиц изобразили художники на этих картинках? Назовите их. Как вы узнали, что это воробей, это ворона, а это сорока?
— Да, птиц вы узнали прежде всего по цвету перьев. Воро
бей серый с коричневой головкой и крыльями, ворона серая с
черной головой, крыльями и хвостом. Но птицы еще различа
ются величиной, длиной клюва и хвостов. Вот вы сразу заме
тили, чем птицы отличаются друг от друга. А чем они похожи?
Если дети затрудняются с ответом, воспитатель ставит рядом с картинками изображение любого четвероногого животного.
— А это птица? Почему вы сказали, что это зверь, а не
птица? Так что у всех птиц одинаковое, общее?
Дети перечисляют общие признаки птиц: тело покрыто перьями, есть два крыла, клюв, две ноги, которые расположены ближе к хвосту.