ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ 8 глава





Рис. 30

ла. У детей наборы цветной бумаги, ножницы, клей, цветные карандаши для прорисовки мелких деталей.

Ход занятия.

Детей заранее разделяют на подгруппы из четырех-шести человек и каждую группу сажают вместе за сдвинутые столы.

Педагог говорит, что на прошедших занятиях они научились изображать дома разной архитектуры и городской транспорт. А сегодня они все вместе сделают большую картину-ширму «Улица города», которую можно будет использовать в играх как декорацию настольного театра.

Показывает длинный лист бумаги с двумя сгибами. Говорит, что каждая подгруппа детей сделает свою часть работы для кар­тины «Улица города». Нужно вырезать и склеить два много­этажных дома разной архитектуры, несколько разных машин: автобус, грузовик, легковой автомобиль и несколько деревьев. Объясняет, что дети сами распределят между собой работу, до­говорятся, кто будет делать дома, кто транспорт. А кто первый закончит — вырежет деревья. Во время работы следует совето­ваться и помогать друг другу.

С каждой подгруппой воспитатель договаривается, какое об­щественное здание они изобразят: магазин, театр, школу и т.п., чтобы на улице были разные дома — и жилые, и общественные.

В процессе занятия спрашивает детей о тех или иных спосо­бах вырезывания частей зданий и транспорта, напоминает о про­порциях между зданиями и транспортом- Обращает их внима­ние на картинки и детские работы с предшествующих занятий, чтобы добиться разнообразия в изображении зданий и транспор­та. Если требуется, объясняет и показывает детям, как вырезать деревья. Кроны деревьев вырезывают из заготовок в форме пря­моугольника, а стволы частично наклеивают на кроны деревьев.

Готовые предметы для общей картины раскладывают на одном столе, а длинный лист — на другом. Вместе с детьми


педагог рассматривает дома и выбирает самое красивое по ар­хитектуре здание для центра картины. Затем располагает на листе и другие дома. Между домами и перед домами (загора-живаемость предметов) размещает деревья, на дороге — транс­порт. Привлекает детей вопросами к активному обсуждению композиции картины. Предлагает разные варианты располо­жения тех или иных предметов. («Как лучше расположить... чтобы добиться большей выразительности общей картины?») К наклеиванию предметов на картину можно привлекать не всех детей.


VI ЦИКЛ

русские народные сказки

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ

1. Знакомство с искусством — рассматривание иллюстра­
ций художников В.Конашевича и Н.Кочергина к волшебным
русским народным сказкам и сказкам А.Пушкина.

2. Рисование. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
3,4. Рисование. «Нарисуем картинки к сказке "Гуси-лебеди"».

5. Рисование. «Жили-были дед и баба».

6. Рисование. «Дед и баба вылепили Снегурочку».

7. Лепка. «Царевна-лебедь».

8. Тематическое занятие «Жар-птица» (рисование и аппли­
кация).

9. Рисование. «Иван-царевич с жар-птицей».

10. Рисование. «Старинная постройка — терем».
11,12. Рисование. «Сказочный дворец».

13. Рисование. «Нарисуй картинку про какую хочешь сказку».

В цикле:

10 занятий по рисованию,

1 занятие по лепке,

1 занятие тематическое (рисование и аппликация),

1 занятие — знакомство с искусством.

ЗАНЯТИЕ 1

ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ — РАССМАТРИВАНИЕ

ИЛЛЮСТРАЦИЙ ХУДОЖНИКОВ В.КОНАШЕВИЧА

И Н.КОЧЕРГИНА К ВОЛШЕБНЫМ РУССКИМ НАРОДНЫМ

СКАЗКАМ И СКАЗКАМ А.ПУШКИНА

Программные задачи.

Познакомить детей с творчеством художников-иллюстрато­ров Н.Кочергина, В.Конашевича, Т.Мавриной; учить замечать, какие художественные средства используют художники для характеристики сказочных образов; замечать различия в твор­ческой манере двух художников по иллюстрациям к одному и тому же произведению.


Материал.

Несколько книг сказок о животных с иллюстрациями Ю.Васнецова и Е.Рачева; сказки «Сивка-бурка», «По щучьему велению» с иллюстрациями Н.Кочергина; сказка «По щучье­му велению» с иллюстрациями Т. Мавриной; «Сказка о рыба­ке и рыбке» с иллюстрациями В.Конашевича.

Ход занятия.

Педагог помещает перед детьми знакомые им сказки о жи­вотных с иллюстрациями Е.Рачева и Ю.Васнецова. Спрашива­ет, как называют художников, которые рисуют картинки для книг, знакомы ли им эти книги и художники — авторы иллю­страций, предлагает назвать книги и сказать, про кого все эти сказки (про животных). Поясняет, что есть другие сказки, вол­шебные. Герои этих сказок — люди и разные сказочные суще­ства: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, говорящие золотая рыб­ка, щука и многие другие. В волшебных сказках происходят разные чудеса: лягушка превращается в царевну, по щучьему велению сами бегут ведра с водой, а печь едет по улице, скачет Сивка-бурка, у которого из ушей дым столбом валит, а из ноз­дрей пламя пышет. Есть замечательные художники, которые любят рисовать картинки именно к волшебным сказкам.

«Представьте себе, что вы художники и вам предложили нарисовать иллюстрации к каким-нибудь волшебным сказ­кам. Например, к сказке «По щучьему велению» или к сказ­ке «Сивка-бурка». С чего бы вы начали работу?» — спраши­вает воспитатель. Выслушивает высказывания детей и систе­матизирует их ответы: начать нужно со знакомства с содержанием сказки, потом определить характер героев, ка­кие они — добрые или злые, хитрые, трусливые или смелые и т.д.; вообразить, представить себе их внешность; узнать, как в давние времена люди одевались, какими вещами пользова­лись, на чем ездили, какие строили дома, и только потом при­ступить к рисованию.

Предлагает детям рассмотреть иллюстрации к сказке «Сив­ка-бурка», которые нарисовал художник Кочергин. Начинает рассматривание с обложки книги: «Кто нарисован на обложке? Какими нарисовал Кочергин главных героев сказки — Сивку-бурку и Иванушку? » Вместе с детьми педагог рассказывает, что Сивка-бурка изображен с развевающейся огненной гривой и хво­стом, а на нем верхом сидит Иванушка в нарядной богатой одеж­де (перечисляются предметы одежды). Спрашивает, почему так хорошо выделяются фигуры Сивки-бурки и Иванушки на облож­ке (они нарисованы светлыми и яркими красками на черном


фоне). Чем еще украсил художник обложку, что сделало ее та­кой нарядной? (Яркая гирлянда из сказочных цветов.)

Далее внимание детей привлекается к титульному листу — «входу» в сказку.

При рассматривании иллюстраций надо разделить их на ос­новные, крупные — во весь лист и одну — во весь разворот (в се­редине книги) и многочисленные мелкие на широких полях вок­руг текста, на которых изображены родные Иванушки, жители города, слуги и воины царя и др. Эти рисунки дополняют текст сказки, по ним можно подробнее узнать, как происходили все события. «Давайте рассмотрим, каким художник изобразил Ива­нушку», — предлагает воспитатель и показывает иллюстрацию, на которой изображено, как герой поймал Сивку-бурку на пше­ничном поле. «Попробуйте по этой картинке определить, какой Иванушка — трусливый или смелый, ленивый или ловкий. По­чему вы считаете, что Иванушка смелый и ловкий? Да, об этом можно судить по позе Иванушки, по выражению его лица».

Далее воспитатель обращает внимание детей на колорит картины. Бешеные прыжки коня с вцепившимся в его гриву наездником происходят на фоне темно-синего неба с тучами и разметавшихся высоких колосьев пшеницы.

Затем рассматриваются другие иллюстрации к сказке. Педа­гог вопросами направляет внимание детей на интересные подроб­ности, на выражения лиц и позы людей, по которым видно, как они реагируют на происходящие события. Спрашивает: «Как вы думаете, дети, знает ли художник Кочергин, какую одежду но­сили русские люди в давние времена, какие строили избы, тере­ма, дворцы, церкви, какими пользовались домашними вещами? »

Затем проводится сравнение иллюстраций Кочергина и Мав-риной к сказке «По щучьему велению». Воспитатель предлага­ет детям рассмотреть рисунки двух художников к одной сказке, сравнить обложки двух книг и по ним угадать, какую проиллю­стрировал уже знакомый детям художник Кочергин, а какую

— художница Татьяна Маврина. Отмечается, что у Кочергина,
как и в книге «Сивка-бурка», на обложке изображены два героя

— Емеля и щука, а у Мавриной на обложке нарисована большая
изогнутая щука с разноцветной чешуей. Воспитатель спраши­
вает, у кого из художников щука больше похожа на настоящую
(у Кочергина) и как можно назвать щуку, нарисованную Мав­
риной (сказочной, фантастической). Затем обложки сравнива­
ются по яркости цвета. У Мавриной обложка более яркая.

Далее педагог предлагает рассмотреть, как художник изоб­разил Емелю, и сравнить образы. «У Кочергина Емеля одет в


полушубок с меховым воротником, низ и перед полушубка ото рочены мехом. А у Мавриной на Емеле рваный полушубок без воротника. Кочергин нарисовал Емелю в валенках с узорами, а Маврина... (в лаптях с развязанными веревками) и т.д. Чей же Емеля более нарядный и аккуратный?»

Аналогично сравниваются и иллюстрации с одинаковым со­держанием — Емеля едет на санях и на печке.

Воспитатель хвалит тех, кто замечают на иллюстрациях интересные подробности. Спрашивает о колорите рисунков (краски на иллюстрациях Мавриной более яркие и контраст­ные, чем на рисунках Кочергина). Указывает, что у Мавриной даже неодушевленные предметы — пила, топор, веревка, по­лено — изображены как живые существа, с глазами, руками, ногами. Рисунки Мавриной похожи на народные. Таких лю­дей, животных рисовали на прялках, в городецких узорах и др. Дворец в конце книги похож на расписной пряник. А у Кочер­гина? (На старинную настоящую постройку.)

Делается вывод, что иллюстрации двух художников инте­ресные, но манера изображения у них разная: у Кочергина бо­лее реалистическая, а у Мавриной — фантастическая. А общее то, что их рисунки интересные, веселые, забавные.

Далее рассматриваются иллюстрации В.Конашевича к «Сказ­ке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Воспитатель спрашивает детей, какие сказки Пушкина они знают. При рассматривании иллюстраций педагог обращает их внимание на то, что рисунки построены на контрасте. На одной странице — жизнь старухи, на другой — состояние моря, и чем море мрачнее (тучи, волны), тем ярче жизнь старухи. Спрашивает детей сразу о двух картинках. Дети должны заметить, как море от нежно-голубого постепенно становится черно-синим, и все ярче на его фоне золотая рыбка. А каждое следующее жилище старухи краше предыдущего.

Затем надо поговорить с детьми о том, каким художник изоб­разил старика (длинный и худой, на всех рисунках одет в одну и ту же рубаху) и как меняется одежда старухи — становится все богаче. Сравнивается лицо старика и старухи. Обсуждает­ся, какими средствами художник передает удивление и расте­рянность старика и злость старухи.

В заключение педагог говорит, что сегодня дети познакоми­лись с творчеством художников-сказочников. Конечно, эти художники проиллюстрировали еще много других сказок и книг. И дети в свободное время рассмотрят эти иллюстрации. А начиная со следующего занятия дети сами начнут рисовать картинки к знакомым сказкам.


ЗАНЯТИЕ 2

РИСОВАНИЕ. «СЕСТРИЦА АЛЕНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»

Программные задачи.

Учить передавать в рисунке сказочные образы героев ска­зок — сестрицы Аленушки и братца Иванушки, изображать их в национальных русских костюмах; самостоятельно применять умения в составлении узоров для украшения костюмов персо­нажей; упражнять в смешивании красок для получения нуж­ного оттенка для лица и рук (светло-оранжевого).

Материал.

У воспитателя несколько крупных иллюстраций к сказкам, на которых изображены девочки и мальчики в русских костюмах, у детей тонированная бумага, примерно 25x20 см, краски гуашь, мягкие кисточки, палитра или баночка для смешивания красок.

Ход занятия.

Поместить перед детьми иллюстрации. Спросить, из каких ска­зок эти девочки и мальчики. Подтвердить, что на иллюстрациях изображены персонален из русских народных сказок. Предложить детям рассмотреть, какую одежду носили русские девочки и маль­чики в далекие времена. Назвать одежду, ее характерные особен­ности. Подтвердить, что девочки и девушки носили длинные са­рафаны, украшенные вышивкой. Спросить, в каких местах рас­полагались узоры на сарафане. Под сарафан надевали длинную белую рубаху с широкими пышными рукавами. Голову прикры­вали платком, концы которого завязывали под подбородком, или надевали полукруглый кокошник с красивым узором, или повя­зывали на голову ленточку. Мальчики носили рубашки-косово­ротки навыпуск, подвязанные пояском. Праздничные рубашки тоже были украшены узорами. Спросить детей, где располагались узоры на рубашках. Сказать, что рубашки носили не только из одноцветной ткани. Их шили из такни в горошек, в полоску. Шта­нишки у мальчиков были длинные, пестрые или в полоску. На ногах крестьянские дети носили сплетенные из лыка лапти.

Далее сказать, что сегодня дети нарисуют сестрицу Аленуш­ку и братца Иванушку в русских костюмах. Цвет одежды и узо­ры на ней выберут сами. Спросить, кто старше — Аленушка или Иванушка? Кого лучше изобразить вначале — кто выше ростом или кто ниже? Далее спросить, есть ли у детей краска Для рисования лица и рук. Какие краски следует смешать, что­бы получилась светло-оранжевая (в белую краску добавить не­много оранжевой и размешать). Предложить приготовить свет­ло-оранжевую краску и приступить к рисованию.


В процессе работы следить, чтобы дети изображали пропор циональные фигуры персонажей. Руки у Аленушки должны доходить примерно до середины сарафана, а руки Иванушки — до конца его рубахи.

Обращать внимание детей на те или другие особенности ко­стюмов персонажей, советовать, как их лучше изобразить. На­пример, посоветовать лапти нарисовать желтой краской, потом коричневой краской концом кисти изобразить переплетения.

Если дети будут рисовать рубашку Иванушки в полоску или горошек, то надо предложить им сначала нарисовать концом кисти контур рубашки и такой же краской изобра­зить полоски или горошек.

Следить, чтобы персонажей дети изображали крупными, учи­тывая величину листа бумаги. Поощрять за внесение дополнений, обогащающих содержание рисунка. В конце занятия предложить нескольким детям самим рассказать, как у них одеты Аленушка и братец Иванушка (называть одежду, ее цвет, украшения).

Выставить рисунки на стенд и найти наиболее удачные фи­гуры по пропорциям, по согласованию величины фигур с вели­чиной листа бумаги, отметить удачный цвет лица.

ЗАНЯТИЯ 3,4

РИСОВАНИЕ «НАРИСУЕМ КАРТИНКИ К СКАЗКЕ "ГУСИ-ЛЕБЕДИ"»

Программные задачи.

Учить изображать по выбору один из эпизодов знакомой сказ­ки; передавать в рисунке определенное место действия и время суток: утро, день, вечер; изображать сказочных персонажей во взаимосвязи через их расположение относительно друг друга и передачу движений; передавать характерные особенности ста­ринной крестьянской одежды и предметов (изба, печь, ухват и др.); закрепить навыки рисования неба акварельными краска­ми «по-мокрому».

Материал.

У воспитателя иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди» и изоб­ражения старинных предметов. У детей альбомные листы бу­маги, на которых они заранее нарисовали акварельной крас­кой фон — землю (1/2 или 2/3 листа), небо в разное время су­ток; краски гуашь, мягкие и жесткие кисти.

Занятие 3

Ход занятия.

Педагог говорит, что сегодня дети начнут рисовать иллюс­трации к сказке «Гуси-лебеди». Каждый из них заранее выб-


рал и решил, какую картинку он нарисует. И в зависимости от

этого закрасил небо и землю. У одних события будут происхо-

дить утром, когда гуси-лебеди унесли Иванушку, у других —

днем, когда Машенька побежала искать своего братца, у треть-

их вечером, когда она добралась до избушки Бабы-Яги или воз-вращается с Иванушкой домой. Рисовать картинку к сказке дети будут на двух занятиях. Сегодня нужно изобразить только мес­то действия. Одни нарисуют крестьянскую избу, где жили Ма-шенька и Иванушка, другие яблоньку в поле или печь, третьи - избушку на курьих ножках Бабы-Яги.

Все это нужно изобразить крупно, так как на следующем занятии, когда дети будут рисовать Машеньку, Иванушку, гусей-лебедей, все предметы и персонажи должны подойти друг другу по величине. Дом, яблоню, печь и др. надо изоб­разить не в самом низу листа бумаги, а повыше, чтобы перед ними осталось свободное место.

Педагог говорит, что иллюстрации и картинки с изображе­ниями предметов помогут в рисовании. В ходе занятия интере­суется, какой эпизод задумал изобразить тот или иной ребенок. Помогает вопросами, советами полнее и интереснее передать место действия (лес вдалеке, тропинка, растения и др.).

Занятие 4

Ход занятия.

Воспитатель говорит, что сегодня дети продолжат рисование по сказке «Гуси-лебеди». Нарисуют Машеньку, Иванушку и гу­сей-лебедей так, как каждый задумал. Одни нарисуют, как Ма­шенька с подружками водит хоровод, а гуси-лебеди уносят Ива­нушку; другие — как Машенька с братцем спрятались под яб-лонькой, а гуси-лебеди кружатся рядом, высматривая их, и т.п. Сначала надо нарисовать детей, а потом так изобразить гусей-лебедей, чтобы было видно, что они догоняют их или кружатся вокруг печки, где спрятались сестра с братцем. Гусей-лебедей можно рисовать белыми, серыми, черными красками. Цвет выб­рать такой, чтобы их было видно на фоне рисунка. Машеньку нужно нарисовать в сарафане, платочке, Иванушку — в рубашке-косоворотке, в длинных штанах. На ногах можно нарисовать лапти.

В ходе занятия педагог предлагает детям смотреть на иллю­страции, картинки, если они забыли, как выглядят те или иные предметы и др. Напоминает, чтобы дети передавали пропор­ции между предметами, располагали персонажей на рисунке так, чтобы было понятно, что они делают. При просмотре работ обращает внимание детей на разнообразное их содержание. Пред­лагает отобрать и расположить часть рисунков в той последова-


тельности, в какой происходят события в сказке. Вместе с детьми, находит самые понятные рисунки, где ясно видно, что делают Машенька с братцем, где они находятся, что делают гуси. Спра шивает, почему эти рисунки такие понятные (расположение персонажей, передача движений, соблюдение пропорций т.д.)

ЗАНЯТИЕ 5

РИСОВАНИЕ. «ЖИЛИ-БЫЛИ ДЕД И БАБА»

Программные задачи.

Учить детей рисовать портреты пожилых людей, передавать отличительные особенности их лиц (седые волосы, морщинки борода и усы у старика); использовать при рисовании различ­ный нажим карандаша, штрихи разного характера.

Материал.

У воспитателя семейный портрет (дети, родители, бабушка с дедушкой) или портреты молодых и старых людей, лист бу­маги с нарисованными овалами лиц для показа приемов изоб­ражения, черный карандаш или мел для рисования на доске. У детей лист бумаги в виде вытянутого прямоугольника, цвет­ные карандаши.

Ход занятия.

Воспитатель показывает семейный портрет. Спрашивает, кто на нем нарисован, как можно назвать одним словом всех людей, изображенных на картине {семья). Предлагает показать самых старших членов семьи. Спрашивает: «Почему вы реши­ли, что это дедушка и бабушка? Чем их лица отличаются от лиц, например, мамы и папы? Да, у пожилых людей седые волосы, морщинки на лице, у многих дедушек седые усы и борода. Мно­гие русские сказки начинаются со слов «Жили-были дед и баба...» или «Жили-были старик со старухой...». На следую-


щем занятии мы будем рисовать картинки к сказке «Снегуроч-ка", в которой, как вы помните, рассказывается о том, как дед и баба вылепили себе из снега дочку Снегурочку. А сегодня поучимся рисовать деда и бабу, но не во весь рост, а только их портрет — голову и плечи.

Педагог показывает приемы рисования частей лица, поясняя свои действия (можно заранее нарисовать глаза, кончик носа и губы и показать, как изобразить волосы, усы, бороду у старика, морщинки у глаз, на лбу и складки от носа к губам у бабы).

Предлагает детям нарисовать контур лица, морщинки ко­ричневым карандашом, а лицо закрасить слабым нажимом оранжевого карандаша, волосы, усы и бороду изобразить штри­хами черным или голубым карандашом.

В процессе рисования педагог обращает внимание детей на те или иные особенности лица деда и бабы, на пропорции и рас­положение частей лица (где на голове расположены глаза, кон­чик носа, уши и др.), на пропорции между головой и плечами (плечи шире, чем голова).

В конце занятия предлагает нескольким детям описать на­рисованные ими портреты деда и бабы («У моего деда...»).

ЗАНЯТИЕ 6

РИСОВАНИЕ. «ДЕД И БАБА ВЫЛЕПИЛИ СНЕГУРОЧКУ»

Программные задачи.

Учить передавать эпизод из знакомой сказки: дед и баба вы­лепили Снегурочку; придавать выразительность образу Снегу­рочки через подбор красок (холодные цвета), изображать ее стройную фигурку; выбирать один из предложенных вариан­тов композиции; изображать персонажей сказки в зимней ста­ринной одежде.

Материал.

У воспитателя несколько иллюстраций к сказке «Снегуроч­ка» разных художников и открытки с изображением людей в зимней старинной одежде; фланелеграф, фигурки деда, бабы (в двух вариантах: в анфас и со спины), Снегурочки, подклеен­ные фланелью. У детей белые листы бумаги, краски гуашь (сре-ди которых бледно-голубая), мягкие и жесткие кисточки.

Ход занятия.

Воспитатель читает начало сказки «Снегурочка» до слов

"...и вышла из сугроба живая девочка». Спрашивает: «Дети,

какой вы представляете себе Снегурочку?» Выслушивает от-


веты детей и говорит: «Вот как в сказке описывается Снегуроч­ка». Зачитывает описание персонажа.

«А теперь посмотрим, какой нарисовали Снегурочку раз­ные художники», — предлагает педагог. При рассматрива­нии иллюстраций подчеркивает нежность, хрупкость, строй­ность Снегурочки. Спрашивает, как же художники сумели изобразить Снегурочку такой выразительной. Помогает им увидеть подбор красок для изображения Снегурочки. Объяс­няет, что краски — голубую, синюю, фиолетовую — называ­ют холодными, потому что они напоминают цвет снега, воды, льда, неба, а «Снегурочку сделали из снега». Продолжает:

— Выразительность Снегурочке придает и ее стройная фи­
гурка. Посмотрите, как тоненькая фигурка девочки отличает­
ся от приземистых, широких фигур деда и бабы, одетых в зим­
ние полушубки. Сегодня вы будете рисовать картинку о том,
как дед и баба вылепили себе из снега дочку Снегурочку. (Ста­
вит перед детьми фланелеграф.) Можно по-разному располо­
жить фигуры Снегурочки, бабы и деда на рисунке. Сейчас мы
вместе составим на фланелеграфе несколько вариантов распо­
ложения фигур. А вы потом выберете для своего рисунка тот,
который вам больше понравится. Как вы думаете, дети, кого
мы поместим в центре рисунка? Конечно, Снегурочку. Давай­
те ее поместим ближе к нижнему краю листа, а деда и бабу чуть
подальше. Дед и баба очень удивились, когда вылепленная из
снега девочка вдруг ожила, и отступили немного от нее. Мож­
но ли по их фигурам увидеть, что они удивлены и обрадованы?
(Они развели руки в стороны, улыбаются.) Это первый вариант
расположения фигур.

— А вот другой вариант. Снегурочку поместим на середи­
ну листа (вызывает ребенка для расположения фигур). В ниж­
нем углу листа расположим фигурку бабы, она стоит лицом к
Снегурочке, а нам видна со спины (ребенок находит такую фи­
гурку и прикрепляет ее на фланелеграф), а деда расположим
дальше, в другом углу на листе, он в удивлении смотрит на
Снегурочку.

— А теперь я расскажу вам о третьем варианте расположе­
ния фигур, и кто захочет, так их и расположит. Дед и баба взя­
ли Снегурочку за руки и повели домой. Как в этом варианте
нужно разместить на листе деда, бабу и Снегурочку?

Ребенок располагает персонажей на фланелеграфе.

Затем педагог убирает фланелеграф и предлагает детям вы­брать тот или иной вариант композиции и начать рисунок с изображения главного персонажа — Снегурочки.


В процессе занятия воспитатель спрашивает детей о цвете красок для изображения Снегурочки. Можно предложить на­рисовать шубку Снегурочки контурно, а меховую опушку, во­ротник, манжеты изобразить с помощью светло-голубой крас­кой. Спрашивает, каким приемом рисовать мех (вертикальны­ми мазками полусухой жесткой кистью — выбиванием или легкими кроткими штрихами концом мягкой кисти). При ри­совании деда и бабы напоминает детям о предшествующем за­нятии. Если требуется, напоминает о картинах с изображения­ми людей в старинной зимней одежде. Предлагает внести в ри­сунки дополнения (заснеженные кусты, елочки и другие предметы). Иней на ветках дети могут изобразить полусухой жесткой кистью вертикальными мазками, а сугробы закруглен­ными штрихами голубой краской.

В конце занятия педагог один из рисунков ставит на стенд, а детям дает задание расположить рядом рисунок с другой композицией. Когда нужный рисунок помещают на стенд, де­лается вывод, что «про одно и то же можно нарисовать по-разному».

Далее на стенде помещают еще несколько рисунков, на ко­торых дети сумели передать выразительный образ Снегуроч­ки. Воспитатель спрашивает, какой получилась Снегурочка на этих рисунках. Предлагает авторам нескольких рисунков рассказать, как они добились того, что их девочка получилась нежной, стройной и сразу видно, что это Снегурочка, а не про­сто девочка. Отмечает интересные дополнения, которые дети внесли в свои работы, как они улучшили общую композицию рисунка.

ЗАНЯТИЕ 7

ЛЕПКА. «ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ»

Программные задачи.

Учить передавать в лепке сказочный образ птицы (велича­вая поза, гордый изгиб шеи, корона на голове), самостоятель­но находить способы лепки птицы, опираясь на умения, полу­ченные ранее.

Материал.

У воспитателя статуэтка или игрушка, изображающая ле­бедя, книга Пушкина «Сказка о царе Салтане» с иллюстрация­ми, репродукция картины Врубеля «Царевна-лебедь». У детей пластилин, стеки.


Ход занятия.

Воспитатель спрашивает: «Про какую птицу можно сказать: гордо изогнув шею, величаво плывет крупная белоснежная пти­ца? Вы знаете, дети, что у Пушкина в «Сказке о царе Салта-не...» лебедь — это заколдованная царевна. Вспомним, как Александр Сергеевич описал превращение лебедя в царевну:

Тут она, взмахнув крылами, И царевной обернулась:

Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит; А сама-то величава, Выступает, словно пава...

Полетела над волнами И на берег с высоты Опустилася в кусты. Встрепенулась, отряхнулась

(Показывает од ну-две иллюстрации к сказке.) А вот как превра­щение лебедя в царевну показал русский художник Михаил Вру­бель на картине, которая называется "Царевна-лебедь"».

Дает детям возможность высказать свои мысли и впечатле­ния о картине, направляет их внимание на художественные особенности образа. Предлагает детям слепить царевну-лебедь до ее превращения в красавицу-девицу. Ставит перед ними статуэтку или игрушку и выделяет признаки лебедя, которые следует отразить в лепке: овальное тело с небольшим хвости-,. ком, длинная, гибкая, красиво изогнутая шея с небольшой! головой, большие, пышные, слегка приподнятые крылья.

Воспитатель говорит, что сегодня дети вылепят птицу сами,«без показа. Они должны подумать, какими способами можно вы- > лепить птицу, делить ли пластилин на части. После обсуждения! приходят к общему мнению, что лучше разделить кусок пласти­лина на две части: из одной сделать тело вместе с шеей и головой, а из другого — пышные крылья. Далее педагог выясняет у детей, какая исходная форма будет нужна для лепки тела, шеи и головы и какая для крыльев (два диска). Спрашивает, для чего может потребоваться стека. Советует вылепить на голове лебедя неболь­шую корону, чтобы сразу было видно, что это сказочная птица.

В процессе лепки спрашивает у отдельных детей, какими способами они будут лепить те или иные части тела. Напоми­нает, что птице надо придать такую позу, чтобы про нее можно было сказать «величавая», «гордая», т.е. сделать фигуру лебе­дя выразительной.

В конце занятия предлагает детям, сидящим рядом за сто­лом, обменяться фигурками и поочередно рассказать о работе товарища. Следит, чтобы ребенок обязательно находил и отме­чал положительные стороны («А что бы ты посоветовал своему товарищу, чтобы его царевна-лебедь была еще лучше?»). За­слушиваются две-три пары. Затем все работы ставят на один


стол. «Какие фигурки лебедей можно назвать выразительными и почему?» — спрашивает педагог. Вместе с детьми выделяет рабо­ты, в которых птица изображена гордой, величавой, красивой (че­рез позу, изгиб шеи, поднятую голову и т.п.).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8

«ЖАР-ПТИЦА» (РИСОВАНИЕ И АППЛИКАЦИЯ)

Программные задачи.

Учить передавать сказочный образ жар-птицы в рисунке или аппликации (по выбору) через подбор цвета красок или бумаги и строение птицы (небольшое тело с длинной гибкой шеей, боль­шие крылья и пышный хвост), изображать птицу в полете, рас­положив ее по диагонали на листе бумаги; закрепить знания детей о том, как художники преображают реальные образы в сказочные; продолжать развивать аналитико-синтетические способности детей при рассматривании изображений.

Материал.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: