Рис. 30
ла. У детей наборы цветной бумаги, ножницы, клей, цветные карандаши для прорисовки мелких деталей.
Ход занятия.
Детей заранее разделяют на подгруппы из четырех-шести человек и каждую группу сажают вместе за сдвинутые столы.
Педагог говорит, что на прошедших занятиях они научились изображать дома разной архитектуры и городской транспорт. А сегодня они все вместе сделают большую картину-ширму «Улица города», которую можно будет использовать в играх как декорацию настольного театра.
Показывает длинный лист бумаги с двумя сгибами. Говорит, что каждая подгруппа детей сделает свою часть работы для картины «Улица города». Нужно вырезать и склеить два многоэтажных дома разной архитектуры, несколько разных машин: автобус, грузовик, легковой автомобиль и несколько деревьев. Объясняет, что дети сами распределят между собой работу, договорятся, кто будет делать дома, кто транспорт. А кто первый закончит — вырежет деревья. Во время работы следует советоваться и помогать друг другу.
С каждой подгруппой воспитатель договаривается, какое общественное здание они изобразят: магазин, театр, школу и т.п., чтобы на улице были разные дома — и жилые, и общественные.
В процессе занятия спрашивает детей о тех или иных способах вырезывания частей зданий и транспорта, напоминает о пропорциях между зданиями и транспортом- Обращает их внимание на картинки и детские работы с предшествующих занятий, чтобы добиться разнообразия в изображении зданий и транспорта. Если требуется, объясняет и показывает детям, как вырезать деревья. Кроны деревьев вырезывают из заготовок в форме прямоугольника, а стволы частично наклеивают на кроны деревьев.
|
Готовые предметы для общей картины раскладывают на одном столе, а длинный лист — на другом. Вместе с детьми
педагог рассматривает дома и выбирает самое красивое по архитектуре здание для центра картины. Затем располагает на листе и другие дома. Между домами и перед домами (загора-живаемость предметов) размещает деревья, на дороге — транспорт. Привлекает детей вопросами к активному обсуждению композиции картины. Предлагает разные варианты расположения тех или иных предметов. («Как лучше расположить... чтобы добиться большей выразительности общей картины?») К наклеиванию предметов на картину можно привлекать не всех детей.
VI ЦИКЛ
русские народные сказки
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ
1. Знакомство с искусством — рассматривание иллюстра
ций художников В.Конашевича и Н.Кочергина к волшебным
русским народным сказкам и сказкам А.Пушкина.
2. Рисование. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
3,4. Рисование. «Нарисуем картинки к сказке "Гуси-лебеди"».
5. Рисование. «Жили-были дед и баба».
6. Рисование. «Дед и баба вылепили Снегурочку».
7. Лепка. «Царевна-лебедь».
8. Тематическое занятие «Жар-птица» (рисование и аппли
кация).
9. Рисование. «Иван-царевич с жар-птицей».
10. Рисование. «Старинная постройка — терем».
11,12. Рисование. «Сказочный дворец».
13. Рисование. «Нарисуй картинку про какую хочешь сказку».
В цикле:
10 занятий по рисованию,
1 занятие по лепке,
1 занятие тематическое (рисование и аппликация),
1 занятие — знакомство с искусством.
ЗАНЯТИЕ 1
ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ — РАССМАТРИВАНИЕ
ИЛЛЮСТРАЦИЙ ХУДОЖНИКОВ В.КОНАШЕВИЧА
|
И Н.КОЧЕРГИНА К ВОЛШЕБНЫМ РУССКИМ НАРОДНЫМ
СКАЗКАМ И СКАЗКАМ А.ПУШКИНА
Программные задачи.
Познакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов Н.Кочергина, В.Конашевича, Т.Мавриной; учить замечать, какие художественные средства используют художники для характеристики сказочных образов; замечать различия в творческой манере двух художников по иллюстрациям к одному и тому же произведению.
Материал.
Несколько книг сказок о животных с иллюстрациями Ю.Васнецова и Е.Рачева; сказки «Сивка-бурка», «По щучьему велению» с иллюстрациями Н.Кочергина; сказка «По щучьему велению» с иллюстрациями Т. Мавриной; «Сказка о рыбаке и рыбке» с иллюстрациями В.Конашевича.
Ход занятия.
Педагог помещает перед детьми знакомые им сказки о животных с иллюстрациями Е.Рачева и Ю.Васнецова. Спрашивает, как называют художников, которые рисуют картинки для книг, знакомы ли им эти книги и художники — авторы иллюстраций, предлагает назвать книги и сказать, про кого все эти сказки (про животных). Поясняет, что есть другие сказки, волшебные. Герои этих сказок — люди и разные сказочные существа: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, говорящие золотая рыбка, щука и многие другие. В волшебных сказках происходят разные чудеса: лягушка превращается в царевну, по щучьему велению сами бегут ведра с водой, а печь едет по улице, скачет Сивка-бурка, у которого из ушей дым столбом валит, а из ноздрей пламя пышет. Есть замечательные художники, которые любят рисовать картинки именно к волшебным сказкам.
«Представьте себе, что вы художники и вам предложили нарисовать иллюстрации к каким-нибудь волшебным сказкам. Например, к сказке «По щучьему велению» или к сказке «Сивка-бурка». С чего бы вы начали работу?» — спрашивает воспитатель. Выслушивает высказывания детей и систематизирует их ответы: начать нужно со знакомства с содержанием сказки, потом определить характер героев, какие они — добрые или злые, хитрые, трусливые или смелые и т.д.; вообразить, представить себе их внешность; узнать, как в давние времена люди одевались, какими вещами пользовались, на чем ездили, какие строили дома, и только потом приступить к рисованию.
|
Предлагает детям рассмотреть иллюстрации к сказке «Сивка-бурка», которые нарисовал художник Кочергин. Начинает рассматривание с обложки книги: «Кто нарисован на обложке? Какими нарисовал Кочергин главных героев сказки — Сивку-бурку и Иванушку? » Вместе с детьми педагог рассказывает, что Сивка-бурка изображен с развевающейся огненной гривой и хвостом, а на нем верхом сидит Иванушка в нарядной богатой одежде (перечисляются предметы одежды). Спрашивает, почему так хорошо выделяются фигуры Сивки-бурки и Иванушки на обложке (они нарисованы светлыми и яркими красками на черном
фоне). Чем еще украсил художник обложку, что сделало ее такой нарядной? (Яркая гирлянда из сказочных цветов.)
Далее внимание детей привлекается к титульному листу — «входу» в сказку.
При рассматривании иллюстраций надо разделить их на основные, крупные — во весь лист и одну — во весь разворот (в середине книги) и многочисленные мелкие на широких полях вокруг текста, на которых изображены родные Иванушки, жители города, слуги и воины царя и др. Эти рисунки дополняют текст сказки, по ним можно подробнее узнать, как происходили все события. «Давайте рассмотрим, каким художник изобразил Иванушку», — предлагает воспитатель и показывает иллюстрацию, на которой изображено, как герой поймал Сивку-бурку на пшеничном поле. «Попробуйте по этой картинке определить, какой Иванушка — трусливый или смелый, ленивый или ловкий. Почему вы считаете, что Иванушка смелый и ловкий? Да, об этом можно судить по позе Иванушки, по выражению его лица».
Далее воспитатель обращает внимание детей на колорит картины. Бешеные прыжки коня с вцепившимся в его гриву наездником происходят на фоне темно-синего неба с тучами и разметавшихся высоких колосьев пшеницы.
Затем рассматриваются другие иллюстрации к сказке. Педагог вопросами направляет внимание детей на интересные подробности, на выражения лиц и позы людей, по которым видно, как они реагируют на происходящие события. Спрашивает: «Как вы думаете, дети, знает ли художник Кочергин, какую одежду носили русские люди в давние времена, какие строили избы, терема, дворцы, церкви, какими пользовались домашними вещами? »
Затем проводится сравнение иллюстраций Кочергина и Мав-риной к сказке «По щучьему велению». Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки двух художников к одной сказке, сравнить обложки двух книг и по ним угадать, какую проиллюстрировал уже знакомый детям художник Кочергин, а какую
— художница Татьяна Маврина. Отмечается, что у Кочергина,
как и в книге «Сивка-бурка», на обложке изображены два героя
— Емеля и щука, а у Мавриной на обложке нарисована большая
изогнутая щука с разноцветной чешуей. Воспитатель спраши
вает, у кого из художников щука больше похожа на настоящую
(у Кочергина) и как можно назвать щуку, нарисованную Мав
риной (сказочной, фантастической). Затем обложки сравнива
ются по яркости цвета. У Мавриной обложка более яркая.
Далее педагог предлагает рассмотреть, как художник изобразил Емелю, и сравнить образы. «У Кочергина Емеля одет в
полушубок с меховым воротником, низ и перед полушубка ото рочены мехом. А у Мавриной на Емеле рваный полушубок без воротника. Кочергин нарисовал Емелю в валенках с узорами, а Маврина... (в лаптях с развязанными веревками) и т.д. Чей же Емеля более нарядный и аккуратный?»
Аналогично сравниваются и иллюстрации с одинаковым содержанием — Емеля едет на санях и на печке.
Воспитатель хвалит тех, кто замечают на иллюстрациях интересные подробности. Спрашивает о колорите рисунков (краски на иллюстрациях Мавриной более яркие и контрастные, чем на рисунках Кочергина). Указывает, что у Мавриной даже неодушевленные предметы — пила, топор, веревка, полено — изображены как живые существа, с глазами, руками, ногами. Рисунки Мавриной похожи на народные. Таких людей, животных рисовали на прялках, в городецких узорах и др. Дворец в конце книги похож на расписной пряник. А у Кочергина? (На старинную настоящую постройку.)
Делается вывод, что иллюстрации двух художников интересные, но манера изображения у них разная: у Кочергина более реалистическая, а у Мавриной — фантастическая. А общее то, что их рисунки интересные, веселые, забавные.
Далее рассматриваются иллюстрации В.Конашевича к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Воспитатель спрашивает детей, какие сказки Пушкина они знают. При рассматривании иллюстраций педагог обращает их внимание на то, что рисунки построены на контрасте. На одной странице — жизнь старухи, на другой — состояние моря, и чем море мрачнее (тучи, волны), тем ярче жизнь старухи. Спрашивает детей сразу о двух картинках. Дети должны заметить, как море от нежно-голубого постепенно становится черно-синим, и все ярче на его фоне золотая рыбка. А каждое следующее жилище старухи краше предыдущего.
Затем надо поговорить с детьми о том, каким художник изобразил старика (длинный и худой, на всех рисунках одет в одну и ту же рубаху) и как меняется одежда старухи — становится все богаче. Сравнивается лицо старика и старухи. Обсуждается, какими средствами художник передает удивление и растерянность старика и злость старухи.
В заключение педагог говорит, что сегодня дети познакомились с творчеством художников-сказочников. Конечно, эти художники проиллюстрировали еще много других сказок и книг. И дети в свободное время рассмотрят эти иллюстрации. А начиная со следующего занятия дети сами начнут рисовать картинки к знакомым сказкам.
ЗАНЯТИЕ 2
РИСОВАНИЕ. «СЕСТРИЦА АЛЕНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА»
Программные задачи.
Учить передавать в рисунке сказочные образы героев сказок — сестрицы Аленушки и братца Иванушки, изображать их в национальных русских костюмах; самостоятельно применять умения в составлении узоров для украшения костюмов персонажей; упражнять в смешивании красок для получения нужного оттенка для лица и рук (светло-оранжевого).
Материал.
У воспитателя несколько крупных иллюстраций к сказкам, на которых изображены девочки и мальчики в русских костюмах, у детей тонированная бумага, примерно 25x20 см, краски гуашь, мягкие кисточки, палитра или баночка для смешивания красок.
Ход занятия.
Поместить перед детьми иллюстрации. Спросить, из каких сказок эти девочки и мальчики. Подтвердить, что на иллюстрациях изображены персонален из русских народных сказок. Предложить детям рассмотреть, какую одежду носили русские девочки и мальчики в далекие времена. Назвать одежду, ее характерные особенности. Подтвердить, что девочки и девушки носили длинные сарафаны, украшенные вышивкой. Спросить, в каких местах располагались узоры на сарафане. Под сарафан надевали длинную белую рубаху с широкими пышными рукавами. Голову прикрывали платком, концы которого завязывали под подбородком, или надевали полукруглый кокошник с красивым узором, или повязывали на голову ленточку. Мальчики носили рубашки-косоворотки навыпуск, подвязанные пояском. Праздничные рубашки тоже были украшены узорами. Спросить детей, где располагались узоры на рубашках. Сказать, что рубашки носили не только из одноцветной ткани. Их шили из такни в горошек, в полоску. Штанишки у мальчиков были длинные, пестрые или в полоску. На ногах крестьянские дети носили сплетенные из лыка лапти.
Далее сказать, что сегодня дети нарисуют сестрицу Аленушку и братца Иванушку в русских костюмах. Цвет одежды и узоры на ней выберут сами. Спросить, кто старше — Аленушка или Иванушка? Кого лучше изобразить вначале — кто выше ростом или кто ниже? Далее спросить, есть ли у детей краска Для рисования лица и рук. Какие краски следует смешать, чтобы получилась светло-оранжевая (в белую краску добавить немного оранжевой и размешать). Предложить приготовить светло-оранжевую краску и приступить к рисованию.
В процессе работы следить, чтобы дети изображали пропор циональные фигуры персонажей. Руки у Аленушки должны доходить примерно до середины сарафана, а руки Иванушки — до конца его рубахи.
Обращать внимание детей на те или другие особенности костюмов персонажей, советовать, как их лучше изобразить. Например, посоветовать лапти нарисовать желтой краской, потом коричневой краской концом кисти изобразить переплетения.
Если дети будут рисовать рубашку Иванушки в полоску или горошек, то надо предложить им сначала нарисовать концом кисти контур рубашки и такой же краской изобразить полоски или горошек.
Следить, чтобы персонажей дети изображали крупными, учитывая величину листа бумаги. Поощрять за внесение дополнений, обогащающих содержание рисунка. В конце занятия предложить нескольким детям самим рассказать, как у них одеты Аленушка и братец Иванушка (называть одежду, ее цвет, украшения).
Выставить рисунки на стенд и найти наиболее удачные фигуры по пропорциям, по согласованию величины фигур с величиной листа бумаги, отметить удачный цвет лица.
ЗАНЯТИЯ 3,4
РИСОВАНИЕ «НАРИСУЕМ КАРТИНКИ К СКАЗКЕ "ГУСИ-ЛЕБЕДИ"»
Программные задачи.
Учить изображать по выбору один из эпизодов знакомой сказки; передавать в рисунке определенное место действия и время суток: утро, день, вечер; изображать сказочных персонажей во взаимосвязи через их расположение относительно друг друга и передачу движений; передавать характерные особенности старинной крестьянской одежды и предметов (изба, печь, ухват и др.); закрепить навыки рисования неба акварельными красками «по-мокрому».
Материал.
У воспитателя иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди» и изображения старинных предметов. У детей альбомные листы бумаги, на которых они заранее нарисовали акварельной краской фон — землю (1/2 или 2/3 листа), небо в разное время суток; краски гуашь, мягкие и жесткие кисти.
Занятие 3
Ход занятия.
Педагог говорит, что сегодня дети начнут рисовать иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди». Каждый из них заранее выб-
рал и решил, какую картинку он нарисует. И в зависимости от
этого закрасил небо и землю. У одних события будут происхо-
дить утром, когда гуси-лебеди унесли Иванушку, у других —
днем, когда Машенька побежала искать своего братца, у треть-
их вечером, когда она добралась до избушки Бабы-Яги или воз-вращается с Иванушкой домой. Рисовать картинку к сказке дети будут на двух занятиях. Сегодня нужно изобразить только место действия. Одни нарисуют крестьянскую избу, где жили Ма-шенька и Иванушка, другие яблоньку в поле или печь, третьи - избушку на курьих ножках Бабы-Яги.
Все это нужно изобразить крупно, так как на следующем занятии, когда дети будут рисовать Машеньку, Иванушку, гусей-лебедей, все предметы и персонажи должны подойти друг другу по величине. Дом, яблоню, печь и др. надо изобразить не в самом низу листа бумаги, а повыше, чтобы перед ними осталось свободное место.
Педагог говорит, что иллюстрации и картинки с изображениями предметов помогут в рисовании. В ходе занятия интересуется, какой эпизод задумал изобразить тот или иной ребенок. Помогает вопросами, советами полнее и интереснее передать место действия (лес вдалеке, тропинка, растения и др.).
Занятие 4
Ход занятия.
Воспитатель говорит, что сегодня дети продолжат рисование по сказке «Гуси-лебеди». Нарисуют Машеньку, Иванушку и гусей-лебедей так, как каждый задумал. Одни нарисуют, как Машенька с подружками водит хоровод, а гуси-лебеди уносят Иванушку; другие — как Машенька с братцем спрятались под яб-лонькой, а гуси-лебеди кружатся рядом, высматривая их, и т.п. Сначала надо нарисовать детей, а потом так изобразить гусей-лебедей, чтобы было видно, что они догоняют их или кружатся вокруг печки, где спрятались сестра с братцем. Гусей-лебедей можно рисовать белыми, серыми, черными красками. Цвет выбрать такой, чтобы их было видно на фоне рисунка. Машеньку нужно нарисовать в сарафане, платочке, Иванушку — в рубашке-косоворотке, в длинных штанах. На ногах можно нарисовать лапти.
В ходе занятия педагог предлагает детям смотреть на иллюстрации, картинки, если они забыли, как выглядят те или иные предметы и др. Напоминает, чтобы дети передавали пропорции между предметами, располагали персонажей на рисунке так, чтобы было понятно, что они делают. При просмотре работ обращает внимание детей на разнообразное их содержание. Предлагает отобрать и расположить часть рисунков в той последова-
тельности, в какой происходят события в сказке. Вместе с детьми, находит самые понятные рисунки, где ясно видно, что делают Машенька с братцем, где они находятся, что делают гуси. Спра шивает, почему эти рисунки такие понятные (расположение персонажей, передача движений, соблюдение пропорций т.д.)
ЗАНЯТИЕ 5
РИСОВАНИЕ. «ЖИЛИ-БЫЛИ ДЕД И БАБА»
Программные задачи.
Учить детей рисовать портреты пожилых людей, передавать отличительные особенности их лиц (седые волосы, морщинки борода и усы у старика); использовать при рисовании различный нажим карандаша, штрихи разного характера.
Материал.
У воспитателя семейный портрет (дети, родители, бабушка с дедушкой) или портреты молодых и старых людей, лист бумаги с нарисованными овалами лиц для показа приемов изображения, черный карандаш или мел для рисования на доске. У детей лист бумаги в виде вытянутого прямоугольника, цветные карандаши.
Ход занятия.
Воспитатель показывает семейный портрет. Спрашивает, кто на нем нарисован, как можно назвать одним словом всех людей, изображенных на картине {семья). Предлагает показать самых старших членов семьи. Спрашивает: «Почему вы решили, что это дедушка и бабушка? Чем их лица отличаются от лиц, например, мамы и папы? Да, у пожилых людей седые волосы, морщинки на лице, у многих дедушек седые усы и борода. Многие русские сказки начинаются со слов «Жили-были дед и баба...» или «Жили-были старик со старухой...». На следую-
щем занятии мы будем рисовать картинки к сказке «Снегуроч-ка", в которой, как вы помните, рассказывается о том, как дед и баба вылепили себе из снега дочку Снегурочку. А сегодня поучимся рисовать деда и бабу, но не во весь рост, а только их портрет — голову и плечи.
Педагог показывает приемы рисования частей лица, поясняя свои действия (можно заранее нарисовать глаза, кончик носа и губы и показать, как изобразить волосы, усы, бороду у старика, морщинки у глаз, на лбу и складки от носа к губам у бабы).
Предлагает детям нарисовать контур лица, морщинки коричневым карандашом, а лицо закрасить слабым нажимом оранжевого карандаша, волосы, усы и бороду изобразить штрихами черным или голубым карандашом.
В процессе рисования педагог обращает внимание детей на те или иные особенности лица деда и бабы, на пропорции и расположение частей лица (где на голове расположены глаза, кончик носа, уши и др.), на пропорции между головой и плечами (плечи шире, чем голова).
В конце занятия предлагает нескольким детям описать нарисованные ими портреты деда и бабы («У моего деда...»).
ЗАНЯТИЕ 6
РИСОВАНИЕ. «ДЕД И БАБА ВЫЛЕПИЛИ СНЕГУРОЧКУ»
Программные задачи.
Учить передавать эпизод из знакомой сказки: дед и баба вылепили Снегурочку; придавать выразительность образу Снегурочки через подбор красок (холодные цвета), изображать ее стройную фигурку; выбирать один из предложенных вариантов композиции; изображать персонажей сказки в зимней старинной одежде.
Материал.
У воспитателя несколько иллюстраций к сказке «Снегурочка» разных художников и открытки с изображением людей в зимней старинной одежде; фланелеграф, фигурки деда, бабы (в двух вариантах: в анфас и со спины), Снегурочки, подклеенные фланелью. У детей белые листы бумаги, краски гуашь (сре-ди которых бледно-голубая), мягкие и жесткие кисточки.
Ход занятия.
Воспитатель читает начало сказки «Снегурочка» до слов
"...и вышла из сугроба живая девочка». Спрашивает: «Дети,
какой вы представляете себе Снегурочку?» Выслушивает от-
веты детей и говорит: «Вот как в сказке описывается Снегурочка». Зачитывает описание персонажа.
«А теперь посмотрим, какой нарисовали Снегурочку разные художники», — предлагает педагог. При рассматривании иллюстраций подчеркивает нежность, хрупкость, стройность Снегурочки. Спрашивает, как же художники сумели изобразить Снегурочку такой выразительной. Помогает им увидеть подбор красок для изображения Снегурочки. Объясняет, что краски — голубую, синюю, фиолетовую — называют холодными, потому что они напоминают цвет снега, воды, льда, неба, а «Снегурочку сделали из снега». Продолжает:
— Выразительность Снегурочке придает и ее стройная фи
гурка. Посмотрите, как тоненькая фигурка девочки отличает
ся от приземистых, широких фигур деда и бабы, одетых в зим
ние полушубки. Сегодня вы будете рисовать картинку о том,
как дед и баба вылепили себе из снега дочку Снегурочку. (Ста
вит перед детьми фланелеграф.) Можно по-разному располо
жить фигуры Снегурочки, бабы и деда на рисунке. Сейчас мы
вместе составим на фланелеграфе несколько вариантов распо
ложения фигур. А вы потом выберете для своего рисунка тот,
который вам больше понравится. Как вы думаете, дети, кого
мы поместим в центре рисунка? Конечно, Снегурочку. Давай
те ее поместим ближе к нижнему краю листа, а деда и бабу чуть
подальше. Дед и баба очень удивились, когда вылепленная из
снега девочка вдруг ожила, и отступили немного от нее. Мож
но ли по их фигурам увидеть, что они удивлены и обрадованы?
(Они развели руки в стороны, улыбаются.) Это первый вариант
расположения фигур.
— А вот другой вариант. Снегурочку поместим на середи
ну листа (вызывает ребенка для расположения фигур). В ниж
нем углу листа расположим фигурку бабы, она стоит лицом к
Снегурочке, а нам видна со спины (ребенок находит такую фи
гурку и прикрепляет ее на фланелеграф), а деда расположим
дальше, в другом углу на листе, он в удивлении смотрит на
Снегурочку.
— А теперь я расскажу вам о третьем варианте расположе
ния фигур, и кто захочет, так их и расположит. Дед и баба взя
ли Снегурочку за руки и повели домой. Как в этом варианте
нужно разместить на листе деда, бабу и Снегурочку?
Ребенок располагает персонажей на фланелеграфе.
Затем педагог убирает фланелеграф и предлагает детям выбрать тот или иной вариант композиции и начать рисунок с изображения главного персонажа — Снегурочки.
В процессе занятия воспитатель спрашивает детей о цвете красок для изображения Снегурочки. Можно предложить нарисовать шубку Снегурочки контурно, а меховую опушку, воротник, манжеты изобразить с помощью светло-голубой краской. Спрашивает, каким приемом рисовать мех (вертикальными мазками полусухой жесткой кистью — выбиванием или легкими кроткими штрихами концом мягкой кисти). При рисовании деда и бабы напоминает детям о предшествующем занятии. Если требуется, напоминает о картинах с изображениями людей в старинной зимней одежде. Предлагает внести в рисунки дополнения (заснеженные кусты, елочки и другие предметы). Иней на ветках дети могут изобразить полусухой жесткой кистью вертикальными мазками, а сугробы закругленными штрихами голубой краской.
В конце занятия педагог один из рисунков ставит на стенд, а детям дает задание расположить рядом рисунок с другой композицией. Когда нужный рисунок помещают на стенд, делается вывод, что «про одно и то же можно нарисовать по-разному».
Далее на стенде помещают еще несколько рисунков, на которых дети сумели передать выразительный образ Снегурочки. Воспитатель спрашивает, какой получилась Снегурочка на этих рисунках. Предлагает авторам нескольких рисунков рассказать, как они добились того, что их девочка получилась нежной, стройной и сразу видно, что это Снегурочка, а не просто девочка. Отмечает интересные дополнения, которые дети внесли в свои работы, как они улучшили общую композицию рисунка.
ЗАНЯТИЕ 7
ЛЕПКА. «ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ»
Программные задачи.
Учить передавать в лепке сказочный образ птицы (величавая поза, гордый изгиб шеи, корона на голове), самостоятельно находить способы лепки птицы, опираясь на умения, полученные ранее.
Материал.
У воспитателя статуэтка или игрушка, изображающая лебедя, книга Пушкина «Сказка о царе Салтане» с иллюстрациями, репродукция картины Врубеля «Царевна-лебедь». У детей пластилин, стеки.
Ход занятия.
Воспитатель спрашивает: «Про какую птицу можно сказать: гордо изогнув шею, величаво плывет крупная белоснежная птица? Вы знаете, дети, что у Пушкина в «Сказке о царе Салта-не...» лебедь — это заколдованная царевна. Вспомним, как Александр Сергеевич описал превращение лебедя в царевну:
Тут она, взмахнув крылами, И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит; А сама-то величава, Выступает, словно пава... |
Полетела над волнами И на берег с высоты Опустилася в кусты. Встрепенулась, отряхнулась
(Показывает од ну-две иллюстрации к сказке.) А вот как превращение лебедя в царевну показал русский художник Михаил Врубель на картине, которая называется "Царевна-лебедь"».
Дает детям возможность высказать свои мысли и впечатления о картине, направляет их внимание на художественные особенности образа. Предлагает детям слепить царевну-лебедь до ее превращения в красавицу-девицу. Ставит перед ними статуэтку или игрушку и выделяет признаки лебедя, которые следует отразить в лепке: овальное тело с небольшим хвости-,. ком, длинная, гибкая, красиво изогнутая шея с небольшой! головой, большие, пышные, слегка приподнятые крылья.
Воспитатель говорит, что сегодня дети вылепят птицу сами,«без показа. Они должны подумать, какими способами можно вы- > лепить птицу, делить ли пластилин на части. После обсуждения! приходят к общему мнению, что лучше разделить кусок пластилина на две части: из одной сделать тело вместе с шеей и головой, а из другого — пышные крылья. Далее педагог выясняет у детей, какая исходная форма будет нужна для лепки тела, шеи и головы и какая для крыльев (два диска). Спрашивает, для чего может потребоваться стека. Советует вылепить на голове лебедя небольшую корону, чтобы сразу было видно, что это сказочная птица.
В процессе лепки спрашивает у отдельных детей, какими способами они будут лепить те или иные части тела. Напоминает, что птице надо придать такую позу, чтобы про нее можно было сказать «величавая», «гордая», т.е. сделать фигуру лебедя выразительной.
В конце занятия предлагает детям, сидящим рядом за столом, обменяться фигурками и поочередно рассказать о работе товарища. Следит, чтобы ребенок обязательно находил и отмечал положительные стороны («А что бы ты посоветовал своему товарищу, чтобы его царевна-лебедь была еще лучше?»). Заслушиваются две-три пары. Затем все работы ставят на один
стол. «Какие фигурки лебедей можно назвать выразительными и почему?» — спрашивает педагог. Вместе с детьми выделяет работы, в которых птица изображена гордой, величавой, красивой (через позу, изгиб шеи, поднятую голову и т.п.).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8
«ЖАР-ПТИЦА» (РИСОВАНИЕ И АППЛИКАЦИЯ)
Программные задачи.
Учить передавать сказочный образ жар-птицы в рисунке или аппликации (по выбору) через подбор цвета красок или бумаги и строение птицы (небольшое тело с длинной гибкой шеей, большие крылья и пышный хвост), изображать птицу в полете, расположив ее по диагонали на листе бумаги; закрепить знания детей о том, как художники преображают реальные образы в сказочные; продолжать развивать аналитико-синтетические способности детей при рассматривании изображений.
Материал.