шайте рассказ про Хохлому и про одного замечательного хох-ломского мастера Степана Павловича Веселова (по кн.: Народные мастера. Традиции, школы. — М., 1985).
«В заволжских лесах в селе Семине и во многих деревнях вокруг издавна про цветает хохломской промысел росписи по дереву. Свое название промысел получил от большого торгового села Хохлома, куда крестьяне свозили для продажи свой товар. Традиции в изготовлении и росписи изделий передавались из поколения в поколение. «Я от отца, отец от деда, так у нас в Хохломе и велось», — рассказывает Веселов. Работать Степан Павлович начал рано. Уже семи лет заходил в красильню к отцу. «Труд свой полюбил я с раннего детства. Сижу, бывало, на лавке около отца, смотрю, как он работает. И как-то отец спрашивает: «Что, Степашка, писать хочется? — Хочется, тятя», — отвечаю ему. Сделал он мне кисть из беличьих хвостов и краску дал. Напишет отец цветок, а я стараюсь лучше повторить. Когда выучился, стал помогать отцу. Приходят соседи, поглядят, да и скажут: «Никак Степашка лучше отца стал писать!»
Уже много лет работает Веселов в артели хохломской росписи. Весь дом его украшен росписью. На стенах панно с птицами. Дверь, ведущая в дом, и та даже с росписью. «Это — чтоб веселей было», — поясняет мастер.
Чаши, миски, поставцы, шкатулки, вазы сначала вытачивают из дерева. Чтобы краска легла ровно и легко, долго сохраняла свою свежесть, надо поверхность загрунтовать. Делается это жидко разведенной.в воде глиной. А когда грунт высохнет, обмакнет мастер клок пакли в льняное масло и натрет: чаша становится гладкой и блестящей. Затем поставит ее в печь, и лишь высохнет — начнет покрывать олифой несколько раз, А затем чашу лудят. Куском овчины натирают порошком алюминия, и чаша становится серебристой. Вот как много работы надо проделать, чтобы подготовить изделие к росписи. Когда все готово, возьмет Степан Павлович «серебренную» чашу, поглядит на нее внимательно, прикинет в голове, «как изложить на ней рисунок», чтобы роспись сочеталась с ее формой. Больше всего любит рисовать Веселов кудрявую травку. «Когда пишу, травка у меня всегда на первом месте. И в природе все растет из трав. Птичку из тех же травинок состроил. Эта размах крыльями сделала и весело смотрит. Другая встрепенулась, глядит-озирается». Когда роспись закончена, мастер ставит чаши в печь на час или больше, а уже после лакирует посуду раз пять-шесть и снова в печь — калить. От жара серебрённая посуда становится золотой. Вот так рождаются замечательные золотые чаши, миски, вазы и много-много другой посуды и изделий. Степан Павлович научил многих хохломскому искусству. Он с радостью делился своими знаниями с молодежью. Он говорил: «Учитесь у стариков да и у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество».
|
Далее рассматриваются хохломские изделия и выделяются элементы: разные ягоды, листья (чаще всего тройные), декоративные цветы, «травка». Затем уделяется внимание композиции: плавно изогнутые ветки с ягодами, листьями, цветами. «Травка» занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожая на завитки с острыми кончиками («Как осока под ветром»), В узорах встречаются изображения птиц, рыбок. Узор занимает почти всю поверхность изделия. Край изделия украшен прямой каймой. Воспитатель показывает цве-тосочетание в хохломской росписи. В ней три главных цвета:
|
красный, черный и золотой. Дополнительные цвета — зеленый и желтый. В заключение педагог говорит, что со следующего занятия дети будут учиться у хохломских художников расписывать изделия.
ЗАНЯТИЕ 2 РИСОВАНИЕ. «УЗОР НА МИСКЕ»
Программные задачи.
Учить составлять узор из плавно изгибающейся ветки с ягодами, листьев, завитков, «травки», располагать ветку вдоль изделия, рисовать узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды, листья, завитки, «травка»), сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, «золотой» (охра).
Материал.
У воспитателя миска с хохломским узором или образец ее, нарисованная мелом на доске миска с изогнутой веткой, мел. У детей миски черного цвета, вырезанные из бумаги; краски, гуашь, мягкие кисточки.
Ход занятия.
Показать детям миску с хохломским узором или образец. Спросить, каким узором украшена миска, как они узнали, что хохломским (по цвету, по элементам, по расположению узора). Сказать, что сегодня дети будут учиться украшать хохломским узором низкую миску. Предложить рассмотреть узор на образце. Отметить, что внизу и вверху на изделии нарисованы прямые полоски. Это кайма. Спросить, из чего состоит узор на миске. (Из ветки с ягодами, листками, завитков и травки.) Вызвать ребенка к доске, предложить провести пальцем вдоль ветки и сказать, какая ветка (изогнутая), как расположены на ветке ягоды и листики (по три рядом), где расположены завитки и травка (между ягодами и листиками), назвать цвета, которыми нарисованы элементы узора на черной миске (красный и темно-желтый, «золотой»). Сказать, что хотя узор нарисован в'сего двумя красками, но сочетание черного фона с яркими красками сделало изделие нарядным. Далее предложить посмотреть, в каком порядке следует рисовать элементы узора: вверху и внизу изделия рисуют кайму, затем вдоль миски слегка изогнутую ветку; на ней изображают ягоды и листья (по три); затем на всех свободных местах на ветке изображают завитки и тоненькую изогнутую травку
|
(узор должен получиться густым и занять много места на изделии). С помощью вопросов закрепить представление последовательности изображения элементов узора и предложить детям приступить к работе.
В ходе занятия, когда дети нарисуют ягоды и листья, можно им посоветовать дорисовать к ягодам мелкие детали на их концах (точки или «усики»), а на листья нанести прожилки (черные). Следить, чтобы завитки и травку дети рисовали кончиком кисти. При анализе рисунков вместе с детьми найти миски, наиболее похожие на хохломские. Спросить, чем они похожи на хохломские (узор, расположение, цветосочетание), на каких мисках узор получился густым, где он занимает на изделии много места, где особенно тонкая травка и завитки,
ЗАНЯТИЕ 3
РИСОВАНИЕ. «УЗОР НА БОЧОНКЕ ИЛИ ВАЗЕ»
Программные задачи.
Продолжать учить детей составлять хохломскои узор, украшать им высокое изделие; ввести в узор новые элементы — ягоды и листья смородины и рябины; закреплять умение рисовать завитки, легкую изогнутую травку; закрепить знания о колорите хохломскои росписи.
Материал.
У воспитателя два образца: бочонок, украшенный узором из ягод и листьев смородины, и ваза с узором из ягод и листьев рябины; предметные картинки с изображением смородины и рябины, таблица с элементами хохломскои росписи, нарисованные на доске мелом контуры бочонка и вазы, образец миски с прошлого занятия. У одних детей черные силу-
этные изображения бочонков, у других — силуэтные изображения ваз, краски гуашь, мягкие кисти.
Ход занятия.
Показать детям предметные картинки. Спросить, что за ягоды на йих изображены. Рассказать, что художники Хохломы любят украшать изделия узорами, в которые включают изображения разных ягод. На многих изделиях можно увидеть кисти смородины и гроздья рябины. Они похожи и не похожи на настоящие. Ведь каждый художник по-своему изменяет в узорах то, что видит в природе. Поместить перед детьми образцы — бочонок и вазу — и предложить рассмотреть узоры. Спросить, какие ягоды и листья в узоре на бочонке и какие в узоре на вазе. Обратить внимание на различие кистей смородины и гроздьев рябины, на разную форму листьев смородины (резные) и рябины (на стебельке попарно расположены узкие листочки). Спросить, какие еще элементы нарисованы на плавно изогнутой ветке (завитки и травка).
Поставить рядом образец миски с прошлого занятия. Спросить, чем отличаются бочонок и ваза от миски (бочонок и ваза высокие, а миска — низкая). Провести раздвинутыми пальцами по узору на бочонке и миске, чтобы дети наглядно увидели различие в ширине узоров, и спросить, чем отличаются узоры на высоких изделиях от узора на низком изделии. Подтвердить, что на низкой миске ягоды и листья были нарисованы прямо на веточке, а на бочонке и вазе ягоды и листья изображены на отходящих от веточки вверх и вниз стебельках. Это делает узор широким и он заполняет большую часть поверхности изделия. Показать, как изобразить изогнутую ветку с отходящими от нее стебельками для ягод и листьев (мелом на доске).
Вызвать к доске двух детей и предложить одному нарисовать на стебельках ягоды смородины, а другому — на вазе гроздья рябины. Спросить детей, что они нарисуют после ягод и листьев (завитки и травку), какие цвета будут использовать в узоре (красный и желтый — «золотой»), с чего они начнут рисовать (с каймы). Обратить внимание, что кайма на высоких изделиях состоит из нескольких полосок (2—3).
Сказать детям, что они по своему желанию могут выбрать узор для своего изделия — или из ягод и листьев смородины, или из ягод и листьев рябины. Убрать образцы. Поместить на доску таблицу с элементами хохломской росписи. В ходе занятия следить за приемами рисования. Напомнить детям, что листья смородины и рябины рисуются приемом примакива-
ния (бокового мазка). Если потребуется, показать отдельным детям приемы изображения резного листка смородины (по три мазка, соединенные вместе три раза). Следить, чтобы травку дети рисовали концом кисти.
В конце занятия на одну полочку стенда поместить изделия с узором из листьев и ягод смородины, на другую — изделия с узором из листьев и ягод рябины. Предложить детям найти и показать узоры, больше всего похожие на хохломские. Спросить, как построен узор (изогнутая ветка с ягодами, листьями, травкой), сколько места занимает узор на изделии, получился ли он густым, нарядным, каково сочетание красок.
ЗАНЯТИЕ 4 РИСОВАНИЕ. «ХОХЛОМСКИЕ ЛОЖКИ»
Программные задачи.
Учить детей новой композиции хохломского узора — изображению закругленной ветки с ягодами, соответствующей форме изделия; ввести в узор новые элементы — ягоды клубники, малины, крыжовника; учить рисовать узоры на разных фонах — красном, черном или желтом (охра), в соответствии с фоном самостоятельно подбирать краски для узора.
Материал.
У воспитателя несколько ложек с хохломским узором, таблица с элементами хохломского узора — ягодами клубники, малины, крыжовника (каждая ягода в двух вариантах). У детей по две-три ложки разного цвета: красные, черные, темно-желтые; краски гуашь и мягкие кисточки.
Ход занятия.
Педагог показывает ложки.
— Каким узором украшены ложки? Как вы узнали, что хохломским? Определите форму ложек (круглые или слегка овальные). Где расположен узор на ложке? Из чего состоит узор? (Из ветки с ягодами, листьями, завитками и травкой.)
Вызывает к своему столу ребенка, предлагает ему провести пальцем по ветке и сказать, какой она формы (закругленной).
— Почему хохломские художники украшают ложки зак
ругленной веточкой? (Закругленная ветка соответствует круг
лой форме ложки.) Чем украшен край ложки? (Каймой.) Как
раскрашена ручка? (Ее нижний и верхний края другого цве
та, чем середина.)
Далее педагог обращает внимание детей на то, что раньше они рисовали хохломские узоры только на черном фоне изделий. А сегодня у них разные по цвету ложки: черные, красные, темно-желтые. В зависимости от цвета ложек дети должны сами найти краски для рисования каймы и узора. Спрашивает двух-трех детей, какого цвета у них ложки, какими красками они нарисуют узор на красной ложке и какими — на желтой.
— Сегодня вы будете рисовать узор с новыми элементами
— ягодами малины, клубники или крыжовника. (Помещает
перед детьми таблицу с изображениями этих ягод.) Где изоб
ражена клубника? Где малина? Где крыжовник? Как вы уз
нали? Хохломские художники по-разному рисуют одни и те
же ягоды. (Все остальные элементы в узоре детям знакомы
— листья, завитки, травка.)
Далее педагог спрашивает, с чего надо начать рисовать (с каймы). В ходе работы задает вопросы о том, с какими яго-дам,и будет узор на ложке, каким цветом ребенок нарисует листья, ягоды и другие элементы узора. Советует на второй и третьей ложках рисовать узоры с другими ягодами. Напоминает, что на хохломских узорах ягоды и листья часто расположены по три рядом.
В конце занятия воспитатель предлагает, чтобы каждый ребенок сам выбрал лучшую из своих двух-трех ложек, показал ее всем и рассказал о ней: какого Она цвета, какими красками нарисован узор, какие ягоды в узоре, какого цвета кайма и кончик ручки, чем эта ложка лучше других его изделий (самоанализ).
Выбранные детьми ложки помещают на стенд. Те, что получились хуже, кладут на стол воспитателю.
ЗАНЯТИЕ 5
ЛЕПКА. «НАСТЕННЫЕ ПАННО С ХОХЛОМСКИМ УЗОРОМ»
Программные задачи.
Познакомить детей с новой композицией хохломского узора на широкой поверхности, основу которой составляет ветка в виде большого завитка с ответвлениями; ввести в узор новые элементы — декоративные цветы; учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет в зависимости от фона изделий, расширять цветовую гамму за счет дополнительных цветов: зеленого и желтого; вызвать у детей желание украсить своими панно разные помещения детского сада.
Материал.
У воспитателя квадратные и круглые панно (настенное блюдо), их изображения, хохломские столы и стулья, таблицы с цветами, квадратный и круглый листы бумаги для показа изображения ветки. У детей круглые и квадратные панно разного цвета (на выбор), желательно с низкими бортиками и петлями для подвешивания на стенку, краски гуашь, среди которых темно-желтая и желтая, мягкие кисточки.
Ход занятия.
— Дети, давайте вспомним, — говорит воспитатель, — какие предметы вы украшали хохломским узором (миски, вазы, ложки). Одинаковыми ли были узоры на этих изделиях или их композиция (построение) была разной? (Узор на миске, бочонке и вазе состоял из изогнутой ветки, а на ложках — из закругленной ветки.) Значит, форма ветки в хохломском узоре зависит от формы изделия, которое украшается. Посмотрите вокруг и скажите, есть ли у нас в группе, а также в музыкальном зале предметы с хохломским узором совсем другой формы? (Столы и стулья.)
Педагог приглашает детей подойти к хохломским столам и стульям. Обращает их внимание на форму крышек столов и сидений стульев (прямоугольная), предлагает рассмотреть узор, которым хохломские художники украсили эту мебель.
Просит детей пальцем провести
по ветке, которая «раскинулась» по
всей поверхности столов и стульев,
и определить ее форму. Подтверж
дает, что на широкой поверхности
ветка имеет форму большого завит- рис. 46
ка, от которого отходят 1—3 завитка поменьше. Далее обращает внимание детей на новые элементы, которые имеются в узорах (цветы), на их форму, украшения. Спрашивает, какие это цветы — реальные или придуманные художниками, декоративные. Говорит, что, кроме росписи мебели, художники Хохломы рисуют настенные картины — панно, на которых такая же композиция узоров, как на мебели. Предлагает детям сесть за столы и посмотреть, как надо строить такой узор на настенном панно или блюде. Показывает, как изобразить ветку на квадратном и круглом панно (блюде), чтобы она заняла почти всю поверхность изделия.
Воспитатель вывешивает таблицу с цветами и поясняет, что для своего узора дети сами выберут новые элементы — цветы, кто какие хочет. Предлагает рассмотреть цветы и определить, где самые простые и где самые сложные, «махровые». Говорит, что цветы можно придумать самим, но не реальные, а декоративные. Спрашивает, что кроме цветов будет у них на ветке (листья, ягоды, завитки, «травка»). Ставит перед детьми задачу нарисовать на панно узор, похожий на хохломской, чтобы он занимал почти всю поверхность, использовать разные краски, но с учетом цвета (фона) изделия.
Перед началом рисования педагог обсуждает с детьми, что для украшения группы будет достаточно одного-двух панно. Спрашивает, не хотят ли дети, чтобы их панно украшали разные помещения детского сада, и не только групповые, но и кабинеты, кухню, прачечную и др. Вечером они пройдут по детскому саду и подарят свои изделия сотрудникам, которые в нем работают.
В процессе рисования следует избегать прямых указаний детям и лишь напоминать при необходимости, каким требованиям должен отвечать узор на панно.
В конце занятия педагог с детьми рассматривает работы, обсуждает, где их повесить в группе (одно-два панно) и кому подарить остальные.
ЗАНЯТИЕ 6
РИСОВАНИЕ. «ХОХЛОМСКИЕ КОВШИ-ПТИЦЫ»
Программные задачи.
Учить самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения и опыт, полученные на предшествующих занятиях
цикла; согласовывать композицию узора с формой изделия и его частей (голова, хвост), заполнять узором большую часть поверхности ковша; выполнять узор в определенной последовательности (ветка, крупные элементы, «травка»); рисовать концом кисти ветки, завитки, «травку».
Материал.
У воспитателя иллюстративный материал с изображениями ковшей-птиц (утка, петух, лебедь и др.). таблицы с элементами хохломскои росписи, У детей силуэты ковшей-птиц черного» красного или охристого цвета, краски гуашь, мягкие кисти. Можно добавить «тычки» для изображения мелких ягод и маленьких цветков.
Ход занятия.
— Вы знаете, дети, в нашу страну приезжают гости из дру
гих стран, — рассказывает воспитатель, — И каждый хочет
увезти из России на память какой-нибудь сувенир. Такой, ка
ких нет в других странах. Идут гости в специальные магазины
— художественные салоны и одни покупают там расписных
матрешек, другие — дымковских коней и индюков, третьи —
кухонные доски, шкатулки с городецким узором. Но никто не
может устоять перед золотой хохломой. Смотрят, любуются:
Ветка плавно изогнулась Засияла, поднялась,
И колечком завернулась. Сладким соком налилась.
Рядом с листиком трехпалым А трава, как бахрома,
Земляника цветом алым Золотая хохлома!
(Кузьмина)
— И вот однажды среди разнообразной хохломскои посуды
иностранные гости увидели забавный ковш. Это была не про
сто чаша. У нее с одной стороны была птичья голова, а с другой
— хвост. (Показывает иллюстра
цию.) Какую птицу в виде ковша
изобразил хохломскои мастер? (Пе
туха или др.) Все гости захотели ку
пить такой ковш-птицу. Но прода
вец сказал, что остался только один
ковш, а через несколько дней из ма
стерской города Семенова, где рас
писывают изделия хохломским узо
ром, привезут в магазин разнообраз
ные ковши-птицы, и показал их
цветные фотографии. (Показывает
остальные иллюстрации.) Вот
ковш... (утка), это ковш... (лебедь), Рис, 47
а это ковш... (сказочная птица). И увидели гости, что узором украшена не только чаша ковша, но и голова, шея и хвост птиц. А по краю всех частей изделия нарисована кайма.
— Дети, представьте себе, что это вы мастера хохломской росписи и вы получили заказ — расписать узором ковши-птицы для продажи их в художественном салоне. Рассмотрите свой ковш-птицу и придумайте узоры для украшения чаши ковша, головы и хвоста. А для этого вам надо вспомнить все, чему вы научились на прошлых занятиях. Приступайте к работе.
В процессе рисования педагог избегает прямых указаний детям. Интересуется их замыслами (из каких элементов ребенок решил составить узор, как его расположит на частях ковша, какими приемами добьется, чтобы узор заполнил большую часть поверхности изделия, и т.д.).
В конце занятия воспитатель предлагает детям принести свои изделия в художественный салон и рассказать о них: как называется ковш, каким узором он украшен (элементы, композиция), какие цвета выбраны для узора и почему. «Продавец* (воспитатель) подчеркивает в своих оценках удачные стороны работ, размещает их на стенде. Затем спрашивает детей, купят ли, по их мнению, иностранные гости эти русские сувениры на память о нашей стране.
IX ЦИКЛ
цветущая весна
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИИ
1. Рисование. «Весенний букет в вазе».
2. Аппликация. «Вырезывание нарциссов и тюльпанов».
3. Аппликация. «Сделаем настольную игру "Посмотри и
запомни"».
4. Знакомство с искусством — рассматривание «весенних»
пейзажей и натюрмортов.
5. Рисование. «Цветет сирень».
6. Рисование. «Цветущий месяц май».
В цикле:
3 занятия по рисованию,
2 занятия по аппликации,
1 занятие — знакомство с искусством.
ЗАНЯТИЕ I
РИСОВАНИЕ. «ВЕСЕННИЙ БУКЕТ В ВАЗЕ»
Программные задачи.
Учить изображать в вазе букет из нарциссов и тюльпанов, передавать характерные особенности формы цветков (шесть лепестков с заостренными кончиками у нарциссов, закругленная «чашечка» с зубцами у тюльпанов); красиво компоновать вазу и цветы на удлиненном листе бумаги, чтобы ваза занимала на листе немного меньше его половины, а стебли цветов были разного уровня; передавать в окраске тюльпанов их разный цвет и оттенки; самостоятельно находить способы изображения.
Материал.
У воспитателя несколько нарциссов и тюльпанов разного цвета; две вазы — высокая и низкая; удлиненный лист картона, на фоне которого будет расположен букет; нарисованный на доске удлиненный прямоугольник для показа схемы расположения вазы и цветов, мел. У детей удлиненные листы тонированной бумаги (примерно 30x15 см), краски гуашь, мягкие кисточки и простой карандаш.
Ход занятия.
Воспитатель говорит, что цветы распускаются в разное время: одни ранней весной, другие в середине или конце весны. А летом нас будут радовать ромашки, колокольчики, пионы, розы. «У меня на столе весенние цветы, которые расцвели на клумбах в садах. Как они называются? (Показывает тюльпан и нарцисс.) Давайте сравним эти два цветка и определим, чем они различаются и чем похожи. Я буду рассказывать о тюльпане, а вы о нарциссе. У тюльпана лепестки собраны вместе и цветок, пока он не раскрылся, похож на закругленную чашечку с зубчиками наверху. А какой нарцисс?» Дети в своих ответах должны отметить, что у нарцисса шесть лепестков, расположенных вокруг большой серединки. Лепестки округлые, с заостренными кончиками. Далее педагог говорит о цвете тюльпана и спрашивает детей о цвете нарцисса, какого еще цвета бывают тюльпаны и нарциссы. «У тюльпана высокий прямой стебель и длинные листья с острым кончиком. А у нарцисса? » Дети должны отметить, что и у нарцисса стебель длинный и листья тоже узкие с острым кончиком. Делается вывод, что цветки у тюльпанов и нарциссов разные по форме, а стебли и листья похожие.
Педагог показывает две вазы и спрашивает, какая из них — высокая или низкая — подойдет для букета из тюльпанов и нарциссов. Подтверждает, что для цветов с высокими длинными стеблями нужна высокая ваза. Ставит цветы в вазу, а за букетом помещает, как фон, продолговатый лист картона. «Дети, представьте себе, что вы художники и хотите нарисовать букет из тюльпанов и нарциссов в высокой вазе. Какой по форме лист бумаги вы возьмете? (Удлиненный прямоугольник.) Я бы начала с того, что на листе отметила, сколько места займет ваза. Посмотрите на букет и на лист картона за ним и скажите, больше или меньше половины листа бумаги занимает ваза? (Немного меньше половины.)
Воспитатель отмечает мелом на нарисованном на доске прямоугольнике, сколько места займет ваза, и говорит, что вазу можно нарисовать любой формы, но высокую. Продолжает объяснение и рисование схемы: «Потом я нарисовала бы несколько стеблей разной длины. Стебель в середине прямой и длинный, а стебли по краям — немного короче и слегка наклоненные». Показывает, если нужно, мелом на доске последовательность рисования лепестков у нарциссов вокруг серединки: сначала рисуют лепестки вверху и внизу, затем по два слева и справа. Поясняет, что такая последовательность в рисовании лепестков поможет равномерно расположить их вокруг серединки цветка. Говорит, что простым карандашом надо рисовать не все> а лишь наметить слабым на-
жимом место для вазы и расположение стеблей цветов. Можно внизу листа бумаги отделить место, где будет стоять ваза {часть стола или полки). Спрашивает, с чего дети начнут работу, и предлагает приступить к рисованию букета в вазе.
В конце занятия воспитатель помещает детские рисунки на стенд и рассказывает, что в городах есть картинные галереи, где устраивают выставки картин художников. Но на выставку попадают не все картины. Специальная комиссия отбирает картины для выставки. Предлагает: «Давайте и мы изберем комиссию из трех детей, и пусть они отберут пять-шесть рисунков на выставку, а потом расскажут нам, почему они отобрали именно эти работы».
В заключение можно задать детям вопрос, помнят ли они, как называются картины, на которых изображены цветы, фрукты, овощи, предметы быта (натюрморты).
ЗАНЯТИЕ 2
ВЫРЕЗЫВАНИЕ ЦВЕТОВ — НАРЦИССОВ И ТЮЛЬПАНОВ
Программные задачи.
Учить детей приему лучевого (осевого) симметричного вырезывания при изображении цветка нарцисса с шестью лепестками; подвести к пониманию, что способ складывания исходной формы зависит от строения цветка; закрепить прием симметричного вырезывания (зеркальная симметрия) при изображении цветка тюльпана.
Материал.
У воспитателя образцы: цветок нарцисса и цветок тюльпана, прикрытый наполовину листиком бумаги; квадратные листы бумаги для показа приемов складывания исходной формы и вырезывания из нее нарциссов; прямоугольник, сложенный пополам, для вырезывания тюльпана. У детей по несколько белых квадратов 6x6 см и один квадрат 10x10 см; несколько красных прямоугольников 5x4 см; ножницы, полоска бумаги желтого цвета.
Ход занятия.
Напомнить детям, что на прошлом занятии они рисовали букет из тюльпанов и нарциссов и хорошо знают их форму и строение. Сказать, что тюльпаны и нарциссы можно не только рисовать, но и вырезать. Поместить перед детьми образцы с изображениями головок нарцисса и тюльпана. Спросить, какой из этих цветков они могут вырезать из бумаги, сложенной вдвое (тюльпан), и почему (у тюльпана правая и левая стороны одинаковые). Подтвердить ответы детей, закрывая листком то левую, то правую половину тюльпана.
т~ Можно ли так же сложить бумагу для вырезывания нарцисса с шестью одинаковыми лепестками, расходящимися от середины в разные стороны, как лучики?
Показать сложенный пополам нарцисс и спросить, можно ли при таком складывании вырезать все шесть лепестков одинаковыми по форме и величине (нет).
— Значит, чтобы вырезать нарцисс, нужно по-другому сло
жить бумагу. Сегодня мы будем учиться складывать по-ново
му бумажный квадрат, чтобы вырезать цветок с шестью одина
ковыми лепестками.
Процесс складывания квадрата показывать поэтапно, с одновременным выполнением детьми всех операций. Предложить детям взять большой квадрат (10x10 см) и сложить его по диагонали с угла на угол, чтобы совпали стороны и уголки.
Показать и посмотреть, все ли дети аккуратно сложили квадрат. Затем показать следующую операцию — левую и правую стороны получившегося треугольника наложить на его среднюю часть так, чтобы совпали все три части. Загладить сгибы. Проследить, как дети выполнят показанную операцию. Затем развернуть свой квадрат и показать получившиеся шесть сгибов, расходящиеся от центра, как лучи, и снова сложить. Далее пояснить:
— Чтобы все лепестки нарцисса получились одинаковыми с
левой и правой стороны, нужно получившуюся форму сложить
вдоль еще раз пополам.
Показать и проследить, как дети сделают последний сгиб. Затем предложить срезать лишние «хвостики». Показать, как вырезать половину лепестка нарцисса. Взять сложенную форму за середину, там, где сходятся сгибы, отступить немного и вырезать пол-лепестка с закругленной боковой стороной и острым кончиком. Предложить детям вырезать пол-лепестка и развернуть форму. Спросить, сколько получилось лепестков у цветка.
Затем дети упражняются в складывании и вырезывании нарциссов из квадратов меньшей величины (6x6 см). Педагог оказывает помощь тем, кто не усвоил способы складывания. Тем, кто овладел приемами складывания и вырезывания, можно дать желтые полоски для вырезывания серединок нарциссов. Напомнить, если потребуется, о правилах парного вырезывания. Для четырех серединок можно дать полоски 1,5x6 см. Вырезанные серединки дети наклеят на свои цветки. Когда каждый ребенок вырежет не менее трех нарциссов, предложить им самим вырезать по несколько тюльпанов приемом зеркальной симметрии. Напомнить, что нужно использовать всю исходную форму, чтобы у всех детей тюльпаны получились одинаковыми по величине.