ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ 11 глава





шайте рассказ про Хохлому и про одного замечательного хох-ломского мастера Степана Павловича Веселова (по кн.: Народ­ные мастера. Традиции, школы. — М., 1985).

«В заволжских лесах в селе Семине и во многих деревнях вокруг издавна про цветает хохломской промысел росписи по дереву. Свое название промысел полу­чил от большого торгового села Хохлома, куда крестьяне свозили для продажи свой товар. Традиции в изготовлении и росписи изделий передавались из поколе­ния в поколение. «Я от отца, отец от деда, так у нас в Хохломе и велось», — рас­сказывает Веселов. Работать Степан Павлович начал рано. Уже семи лет заходил в красильню к отцу. «Труд свой полюбил я с раннего детства. Сижу, бывало, на лавке около отца, смотрю, как он работает. И как-то отец спрашивает: «Что, Сте­пашка, писать хочется? — Хочется, тятя», — отвечаю ему. Сделал он мне кисть из беличьих хвостов и краску дал. Напишет отец цветок, а я стараюсь лучше по­вторить. Когда выучился, стал помогать отцу. Приходят соседи, поглядят, да и скажут: «Никак Степашка лучше отца стал писать!»

Уже много лет работает Веселов в артели хохломской росписи. Весь дом его украшен росписью. На стенах панно с птицами. Дверь, ведущая в дом, и та даже с росписью. «Это — чтоб веселей было», — поясняет мастер.

Чаши, миски, поставцы, шкатулки, вазы сначала вытачивают из дерева. Что­бы краска легла ровно и легко, долго сохраняла свою свежесть, надо поверхность загрунтовать. Делается это жидко разведенной.в воде глиной. А когда грунт вы­сохнет, обмакнет мастер клок пакли в льняное масло и натрет: чаша становится гладкой и блестящей. Затем поставит ее в печь, и лишь высохнет — начнет по­крывать олифой несколько раз, А затем чашу лудят. Куском овчины натирают порошком алюминия, и чаша становится серебристой. Вот как много работы надо проделать, чтобы подготовить изделие к росписи. Когда все готово, возьмет Сте­пан Павлович «серебренную» чашу, поглядит на нее внимательно, прикинет в голове, «как изложить на ней рисунок», чтобы роспись сочеталась с ее формой. Больше всего любит рисовать Веселов кудрявую травку. «Когда пишу, травка у меня всегда на первом месте. И в природе все растет из трав. Птичку из тех же травинок состроил. Эта размах крыльями сделала и весело смотрит. Другая встре­пенулась, глядит-озирается». Когда роспись закончена, мастер ставит чаши в печь на час или больше, а уже после лакирует посуду раз пять-шесть и снова в печь — калить. От жара серебрённая посуда становится золотой. Вот так рождаются за­мечательные золотые чаши, миски, вазы и много-много другой посуды и изделий. Степан Павлович научил многих хохломскому искусству. Он с радостью делился своими знаниями с молодежью. Он говорил: «Учитесь у стариков да и у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество».

Далее рассматриваются хохломские изделия и выделяются элементы: разные ягоды, листья (чаще всего тройные), деко­ративные цветы, «травка». Затем уделяется внимание компо­зиции: плавно изогнутые ветки с ягодами, листьями, цветами. «Травка» занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожая на завитки с острыми кончиками («Как осока под ветром»), В узорах встречаются изображения птиц, рыбок. Узор занимает почти всю поверхность изделия. Край изделия украшен прямой каймой. Воспитатель показывает цве-тосочетание в хохломской росписи. В ней три главных цвета:


красный, черный и золотой. Дополнительные цвета — зеленый и желтый. В заключение педагог говорит, что со следующего занятия дети будут учиться у хохломских художников распи­сывать изделия.

ЗАНЯТИЕ 2 РИСОВАНИЕ. «УЗОР НА МИСКЕ»

Программные задачи.

Учить составлять узор из плавно изгибающейся ветки с ягодами, листьев, завитков, «травки», располагать ветку вдоль изделия, рисовать узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды, листья, завитки, «травка»), сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, «золотой» (охра).

Материал.

У воспитателя миска с хохломским узором или образец ее, нарисованная мелом на доске миска с изогнутой веткой, мел. У детей миски черного цвета, вырезанные из бумаги; краски, гуашь, мягкие кисточки.

Ход занятия.

Показать детям миску с хохломским узором или образец. Спросить, каким узором украшена миска, как они узнали, что хохломским (по цвету, по элементам, по расположению узора). Сказать, что сегодня дети будут учиться украшать хох­ломским узором низкую миску. Предложить рассмотреть узор на образце. Отметить, что внизу и вверху на изделии нарисо­ваны прямые полоски. Это кайма. Спросить, из чего состоит узор на миске. (Из ветки с ягодами, листками, завитков и травки.) Вызвать ребенка к доске, предложить провести паль­цем вдоль ветки и сказать, какая ветка (изогнутая), как рас­положены на ветке ягоды и листики (по три рядом), где рас­положены завитки и травка (между ягодами и листиками), назвать цвета, которыми нарисованы элементы узора на чер­ной миске (красный и темно-желтый, «золотой»). Сказать, что хотя узор нарисован в'сего двумя красками, но сочетание черного фона с яркими красками сделало изделие нарядным. Далее предложить посмотреть, в каком порядке следует рисо­вать элементы узора: вверху и внизу изделия рисуют кайму, затем вдоль миски слегка изогнутую ветку; на ней изобража­ют ягоды и листья (по три); затем на всех свободных местах на ветке изображают завитки и тоненькую изогнутую травку


 

(узор должен получиться густым и занять много места на изделии). С помощью вопро­сов закрепить представление последователь­ности изображения элементов узора и пред­ложить детям приступить к работе.

В ходе занятия, когда дети нарисуют яго­ды и листья, можно им посоветовать дорисо­вать к ягодам мелкие детали на их концах (точки или «усики»), а на листья нанести про­жилки (черные). Следить, чтобы завитки и травку дети рисовали кончиком кисти. При анализе рисун­ков вместе с детьми найти миски, наиболее похожие на хохломские. Спросить, чем они похожи на хохломские (узор, расположение, цветосочетание), на каких мисках узор полу­чился густым, где он занимает на изделии много места, где особенно тонкая травка и завитки,

ЗАНЯТИЕ 3

РИСОВАНИЕ. «УЗОР НА БОЧОНКЕ ИЛИ ВАЗЕ»

Программные задачи.

Продолжать учить детей составлять хохломскои узор, укра­шать им высокое изделие; ввести в узор новые элементы — яго­ды и листья смородины и рябины; закреплять умение рисовать завитки, легкую изогнутую травку; закрепить знания о коло­рите хохломскои росписи.

Материал.

У воспитателя два образца: бочонок, украшенный узором из ягод и листьев смородины, и ваза с узором из ягод и лис­тьев рябины; предметные картинки с изображением сморо­дины и рябины, таблица с элементами хохломскои росписи, нарисованные на доске мелом контуры бочонка и вазы, обра­зец миски с прошлого занятия. У одних детей черные силу-


этные изображения бочонков, у других — силуэтные изобра­жения ваз, краски гуашь, мягкие кисти.

Ход занятия.

Показать детям предметные картинки. Спросить, что за яго­ды на йих изображены. Рассказать, что художники Хохломы любят украшать изделия узорами, в которые включают изоб­ражения разных ягод. На многих изделиях можно увидеть кисти смородины и гроздья рябины. Они похожи и не похожи на настоящие. Ведь каждый художник по-своему изменяет в узорах то, что видит в природе. Поместить перед детьми об­разцы — бочонок и вазу — и предложить рассмотреть узоры. Спросить, какие ягоды и листья в узоре на бочонке и какие в узоре на вазе. Обратить внимание на различие кистей сморо­дины и гроздьев рябины, на разную форму листьев смороди­ны (резные) и рябины (на стебельке попарно расположены узкие листочки). Спросить, какие еще элементы нарисованы на плавно изогнутой ветке (завитки и травка).

Поставить рядом образец миски с прошлого занятия. Спросить, чем отличаются бочонок и ваза от миски (бочо­нок и ваза высокие, а миска — низкая). Провести раздви­нутыми пальцами по узору на бочонке и миске, чтобы дети наглядно увидели различие в ширине узоров, и спросить, чем отличаются узоры на высоких изделиях от узора на низком изделии. Подтвердить, что на низкой миске ягоды и листья были нарисованы прямо на веточке, а на бочонке и вазе ягоды и листья изображены на отходящих от веточ­ки вверх и вниз стебельках. Это делает узор широким и он заполняет большую часть поверхности изделия. Показать, как изобразить изогнутую ветку с отходящими от нее сте­бельками для ягод и листьев (мелом на доске).

Вызвать к доске двух детей и предложить одному нарисо­вать на стебельках ягоды смородины, а другому — на вазе гроздья рябины. Спросить детей, что они нарисуют после ягод и листьев (завитки и травку), какие цвета будут использовать в узоре (красный и желтый — «золотой»), с чего они начнут рисовать (с каймы). Обратить внимание, что кайма на высо­ких изделиях состоит из нескольких полосок (2—3).

Сказать детям, что они по своему желанию могут выбрать узор для своего изделия — или из ягод и листьев смородины, или из ягод и листьев рябины. Убрать образцы. Поместить на доску таблицу с элементами хохломской росписи. В ходе за­нятия следить за приемами рисования. Напомнить детям, что листья смородины и рябины рисуются приемом примакива-


ния (бокового мазка). Если потребуется, показать отдельным детям приемы изображения резного листка смородины (по три мазка, соединенные вместе три раза). Следить, чтобы травку дети рисовали концом кисти.

В конце занятия на одну полочку стенда поместить изделия с узором из листьев и ягод смородины, на другую — изделия с узо­ром из листьев и ягод рябины. Предложить детям найти и пока­зать узоры, больше всего похожие на хохломские. Спросить, как построен узор (изогнутая ветка с ягодами, листьями, травкой), сколько места занимает узор на изделии, получился ли он густым, нарядным, каково сочетание красок.

ЗАНЯТИЕ 4 РИСОВАНИЕ. «ХОХЛОМСКИЕ ЛОЖКИ»

Программные задачи.

Учить детей новой композиции хохломского узора — изоб­ражению закругленной ветки с ягодами, соответствующей фор­ме изделия; ввести в узор новые элементы — ягоды клубники, малины, крыжовника; учить рисовать узоры на разных фонах — красном, черном или желтом (охра), в соответствии с фоном самостоятельно подбирать краски для узора.

Материал.

У воспитателя несколько ложек с хохломским узором, таблица с элементами хохломского узора — ягодами клубники, малины, кры­жовника (каждая ягода в двух ва­риантах). У детей по две-три лож­ки разного цвета: красные, черные, темно-желтые; краски гуашь и мягкие кисточки.

Ход занятия.

Педагог показывает ложки.

— Каким узором украшены ложки? Как вы узнали, что хох­ломским? Определите форму ло­жек (круглые или слегка оваль­ные). Где расположен узор на лож­ке? Из чего состоит узор? (Из ветки с ягодами, листьями, завитками и травкой.)



Вызывает к своему столу ребенка, предлагает ему провести пальцем по ветке и сказать, какой она формы (закругленной).

— Почему хохломские художники украшают ложки зак­
ругленной веточкой? (Закругленная ветка соответствует круг­
лой форме ложки.) Чем украшен край ложки? (Каймой.) Как
раскрашена ручка? (Ее нижний и верхний края другого цве­
та, чем середина.)

Далее педагог обращает внимание детей на то, что раньше они рисовали хохломские узоры только на черном фоне из­делий. А сегодня у них разные по цвету ложки: черные, крас­ные, темно-желтые. В зависимости от цвета ложек дети дол­жны сами найти краски для рисования каймы и узора. Спра­шивает двух-трех детей, какого цвета у них ложки, какими красками они нарисуют узор на красной ложке и какими — на желтой.

— Сегодня вы будете рисовать узор с новыми элементами

— ягодами малины, клубники или крыжовника. (Помещает
перед детьми таблицу с изображениями этих ягод.) Где изоб­
ражена клубника? Где малина? Где крыжовник? Как вы уз­
нали? Хохломские художники по-разному рисуют одни и те
же ягоды. (Все остальные элементы в узоре детям знакомы

— листья, завитки, травка.)

Далее педагог спрашивает, с чего надо начать рисовать (с каймы). В ходе работы задает вопросы о том, с какими яго-дам,и будет узор на ложке, каким цветом ребенок нарисует листья, ягоды и другие элементы узора. Советует на второй и третьей ложках рисовать узоры с другими ягодами. Напо­минает, что на хохломских узорах ягоды и листья часто расположены по три рядом.

В конце занятия воспитатель предлагает, чтобы каждый ребенок сам выбрал лучшую из своих двух-трех ложек, показал ее всем и рас­сказал о ней: какого Она цвета, ка­кими красками нарисован узор, ка­кие ягоды в узоре, какого цвета кайма и кончик ручки, чем эта лож­ка лучше других его изделий (само­анализ).

Выбранные детьми ложки поме­щают на стенд. Те, что получились хуже, кладут на стол воспитателю.


ЗАНЯТИЕ 5

ЛЕПКА. «НАСТЕННЫЕ ПАННО С ХОХЛОМСКИМ УЗОРОМ»

Программные задачи.

Познакомить детей с новой композицией хохломского узора на широкой поверхности, основу которой составляет ветка в виде большого завитка с ответвлениями; ввести в узор новые элементы — декоративные цветы; учить самостоятельно выби­рать элементы для своего узора, подбирать их цвет в зависимо­сти от фона изделий, расширять цветовую гамму за счет допол­нительных цветов: зеленого и желтого; вызвать у детей жела­ние украсить своими панно разные помещения детского сада.

Материал.

У воспитателя квадратные и круглые панно (настенное блю­до), их изображения, хохломские столы и стулья, таблицы с цветами, квадратный и круглый листы бумаги для показа изоб­ражения ветки. У детей круглые и квадратные панно разного цвета (на выбор), желательно с низкими бортиками и петлями для подвешивания на стенку, краски гуашь, среди которых темно-желтая и желтая, мягкие кисточки.

Ход занятия.

— Дети, давайте вспомним, — говорит воспитатель, — какие предметы вы украшали хохломским узором (миски, вазы, лож­ки). Одинаковыми ли были узоры на этих изделиях или их ком­позиция (построение) была разной? (Узор на миске, бочонке и вазе состоял из изогнутой ветки, а на ложках — из закругленной ветки.) Значит, форма ветки в хохломском узоре зависит от фор­мы изделия, которое украшается. Посмотрите вокруг и скажите, есть ли у нас в группе, а также в музыкальном зале предметы с хохломским узором совсем другой формы? (Столы и стулья.)

Педагог приглашает детей подойти к хохломским столам и стульям. Обращает их внимание на форму крышек столов и сидений сту­льев (прямоугольная), предлагает рас­смотреть узор, которым хохломские художники украсили эту мебель.

Просит детей пальцем провести
по ветке, которая «раскинулась» по
всей поверхности столов и стульев,
и определить ее форму. Подтверж­
дает, что на широкой поверхности
ветка имеет форму большого завит- рис. 46



ка, от которого отходят 1—3 завитка поменьше. Далее обраща­ет внимание детей на новые элементы, которые имеются в узо­рах (цветы), на их форму, украшения. Спрашивает, какие это цветы — реальные или придуманные художниками, декора­тивные. Говорит, что, кроме росписи мебели, художники Хох­ломы рисуют настенные картины — панно, на которых такая же композиция узоров, как на мебели. Предлагает детям сесть за столы и посмотреть, как надо строить такой узор на настен­ном панно или блюде. Показывает, как изобразить ветку на квадратном и круглом панно (блюде), чтобы она заняла почти всю поверхность изделия.

Воспитатель вывешивает таблицу с цветами и поясняет, что для своего узора дети сами выберут новые элементы — цветы, кто какие хочет. Предлагает рассмотреть цветы и оп­ределить, где самые простые и где самые сложные, «махро­вые». Говорит, что цветы можно придумать самим, но не ре­альные, а декоративные. Спрашивает, что кроме цветов будет у них на ветке (листья, ягоды, завитки, «травка»). Ставит перед детьми задачу нарисовать на панно узор, похожий на хохломской, чтобы он занимал почти всю поверхность, ис­пользовать разные краски, но с учетом цвета (фона) изделия.

Перед началом рисования педагог обсуждает с детьми, что для украшения группы будет достаточно одного-двух панно. Спрашивает, не хотят ли дети, чтобы их панно украшали раз­ные помещения детского сада, и не только групповые, но и ка­бинеты, кухню, прачечную и др. Вечером они пройдут по детс­кому саду и подарят свои изделия сотрудникам, которые в нем работают.

В процессе рисования следует избегать прямых указаний детям и лишь напоминать при необходимости, каким требова­ниям должен отвечать узор на панно.

В конце занятия педагог с детьми рассматривает работы, обсуждает, где их повесить в группе (одно-два панно) и кому подарить остальные.

ЗАНЯТИЕ 6

РИСОВАНИЕ. «ХОХЛОМСКИЕ КОВШИ-ПТИЦЫ»

Программные задачи.

Учить самостоятельно составлять узор по мотивам хохломс­кой росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения и опыт, полученные на предшествующих занятиях


цикла; согласовывать композицию узора с формой изделия и его частей (голова, хвост), заполнять узором большую часть поверхности ковша; выполнять узор в определенной после­довательности (ветка, крупные элементы, «травка»); рисо­вать концом кисти ветки, завитки, «травку».

Материал.

У воспитателя иллюстративный материал с изображениями ковшей-птиц (утка, петух, лебедь и др.). таблицы с элемента­ми хохломскои росписи, У детей силуэты ковшей-птиц черно­го» красного или охристого цвета, краски гуашь, мягкие кис­ти. Можно добавить «тычки» для изображения мелких ягод и маленьких цветков.

Ход занятия.

— Вы знаете, дети, в нашу страну приезжают гости из дру­
гих стран, — рассказывает воспитатель, — И каждый хочет
увезти из России на память какой-нибудь сувенир. Такой, ка­
ких нет в других странах. Идут гости в специальные магазины

— художественные салоны и одни покупают там расписных
матрешек, другие — дымковских коней и индюков, третьи —
кухонные доски, шкатулки с городецким узором. Но никто не
может устоять перед золотой хохломой. Смотрят, любуются:

Ветка плавно изогнулась Засияла, поднялась,

И колечком завернулась. Сладким соком налилась.

Рядом с листиком трехпалым А трава, как бахрома,
Земляника цветом алым Золотая хохлома!

(Кузьмина)

— И вот однажды среди разнообразной хохломскои посуды
иностранные гости увидели забавный ковш. Это была не про­
сто чаша. У нее с одной стороны была птичья голова, а с другой

— хвост. (Показывает иллюстра­
цию.) Какую птицу в виде ковша
изобразил хохломскои мастер? (Пе­
туха или др.) Все гости захотели ку­
пить такой ковш-птицу. Но прода­
вец сказал, что остался только один
ковш, а через несколько дней из ма­
стерской города Семенова, где рас­
писывают изделия хохломским узо­
ром, привезут в магазин разнообраз­
ные ковши-птицы, и показал их
цветные фотографии. (Показывает
остальные иллюстрации.) Вот

ковш... (утка), это ковш... (лебедь), Рис, 47



а это ковш... (сказочная птица). И увидели гости, что узором украшена не только чаша ковша, но и голова, шея и хвост птиц. А по краю всех частей изделия нарисована кайма.

— Дети, представьте себе, что это вы мастера хохломской росписи и вы получили заказ — расписать узором ковши-пти­цы для продажи их в художественном салоне. Рассмотрите свой ковш-птицу и придумайте узоры для украшения чаши ковша, головы и хвоста. А для этого вам надо вспомнить все, чему вы научились на прошлых занятиях. Приступайте к работе.

В процессе рисования педагог избегает прямых указаний де­тям. Интересуется их замыслами (из каких элементов ребенок решил составить узор, как его расположит на частях ковша, какими приемами добьется, чтобы узор заполнил большую часть поверхности изделия, и т.д.).

В конце занятия воспитатель предлагает детям принести свои изделия в художественный салон и рассказать о них: как называется ковш, каким узором он украшен (элементы, ком­позиция), какие цвета выбраны для узора и почему. «Прода­вец* (воспитатель) подчеркивает в своих оценках удачные сто­роны работ, размещает их на стенде. Затем спрашивает де­тей, купят ли, по их мнению, иностранные гости эти русские сувениры на память о нашей стране.


IX ЦИКЛ

цветущая весна

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИИ

1. Рисование. «Весенний букет в вазе».

2. Аппликация. «Вырезывание нарциссов и тюльпанов».

3. Аппликация. «Сделаем настольную игру "Посмотри и
запомни"».

4. Знакомство с искусством — рассматривание «весенних»
пейзажей и натюрмортов.

5. Рисование. «Цветет сирень».

6. Рисование. «Цветущий месяц май».
В цикле:

3 занятия по рисованию,

2 занятия по аппликации,

1 занятие — знакомство с искусством.

ЗАНЯТИЕ I

РИСОВАНИЕ. «ВЕСЕННИЙ БУКЕТ В ВАЗЕ»

Программные задачи.

Учить изображать в вазе букет из нарциссов и тюльпанов, передавать характерные особенности формы цветков (шесть лепестков с заостренными кончиками у нарциссов, закруглен­ная «чашечка» с зубцами у тюльпанов); красиво компоновать вазу и цветы на удлиненном листе бумаги, чтобы ваза занима­ла на листе немного меньше его половины, а стебли цветов были разного уровня; передавать в окраске тюльпанов их разный цвет и оттенки; самостоятельно находить способы изображения.

Материал.

У воспитателя несколько нарциссов и тюльпанов разного цвета; две вазы — высокая и низкая; удлиненный лист карто­на, на фоне которого будет расположен букет; нарисованный на доске удлиненный прямоугольник для показа схемы распо­ложения вазы и цветов, мел. У детей удлиненные листы тони­рованной бумаги (примерно 30x15 см), краски гуашь, мягкие кисточки и простой карандаш.


Ход занятия.

Воспитатель говорит, что цветы распускаются в разное вре­мя: одни ранней весной, другие в середине или конце весны. А летом нас будут радовать ромашки, колокольчики, пионы, розы. «У меня на столе весенние цветы, которые расцвели на клумбах в садах. Как они называются? (Показывает тюльпан и нарцисс.) Давайте сравним эти два цветка и определим, чем они различа­ются и чем похожи. Я буду рассказывать о тюльпане, а вы о нар­циссе. У тюльпана лепестки собраны вместе и цветок, пока он не раскрылся, похож на закругленную чашечку с зубчиками на­верху. А какой нарцисс?» Дети в своих ответах должны отме­тить, что у нарцисса шесть лепестков, расположенных вокруг большой серединки. Лепестки округлые, с заостренными кон­чиками. Далее педагог говорит о цвете тюльпана и спрашивает детей о цвете нарцисса, какого еще цвета бывают тюльпаны и нарциссы. «У тюльпана высокий прямой стебель и длинные ли­стья с острым кончиком. А у нарцисса? » Дети должны отметить, что и у нарцисса стебель длинный и листья тоже узкие с острым кончиком. Делается вывод, что цветки у тюльпанов и нарцис­сов разные по форме, а стебли и листья похожие.

Педагог показывает две вазы и спрашивает, какая из них — высокая или низкая — подойдет для букета из тюльпанов и нар­циссов. Подтверждает, что для цветов с высокими длинными стеб­лями нужна высокая ваза. Ставит цветы в вазу, а за букетом поме­щает, как фон, продолговатый лист картона. «Дети, представьте себе, что вы художники и хотите нарисовать букет из тюльпанов и нарциссов в высокой вазе. Какой по форме лист бумаги вы возьме­те? (Удлиненный прямоугольник.) Я бы начала с того, что на листе отметила, сколько места займет ваза. Посмотрите на букет и на лист картона за ним и скажите, больше или меньше половины листа бумаги занимает ваза? (Немного меньше половины.)

Воспитатель отмечает мелом на нарисованном на доске прямо­угольнике, сколько места займет ваза, и говорит, что вазу можно нарисовать любой формы, но высокую. Продолжает объяснение и рисование схемы: «Потом я нарисовала бы несколько стеблей раз­ной длины. Стебель в середине прямой и длинный, а стебли по краям — немного короче и слегка наклоненные». Показывает, если нужно, мелом на доске последовательность рисования лепе­стков у нарциссов вокруг серединки: сначала рисуют лепестки вверху и внизу, затем по два слева и справа. Поясняет, что такая последовательность в рисовании лепестков поможет равномерно расположить их вокруг серединки цветка. Говорит, что простым карандашом надо рисовать не все> а лишь наметить слабым на-


жимом место для вазы и расположе­ние стеблей цветов. Можно внизу ли­ста бумаги отделить место, где будет стоять ваза {часть стола или полки). Спрашивает, с чего дети начнут ра­боту, и предлагает приступить к ри­сованию букета в вазе.

В конце занятия воспитатель по­мещает детские рисунки на стенд и рассказывает, что в городах есть картинные галереи, где устраивают выставки картин художников. Но на выставку попадают не все кар­тины. Специальная комиссия отбирает картины для выставки. Предлагает: «Давайте и мы изберем комиссию из трех детей, и пусть они отберут пять-шесть рисунков на выставку, а потом расскажут нам, почему они отобрали именно эти работы».

В заключение можно задать детям вопрос, помнят ли они, как называются картины, на которых изображены цветы, фрукты, овощи, предметы быта (натюрморты).

ЗАНЯТИЕ 2

ВЫРЕЗЫВАНИЕ ЦВЕТОВ — НАРЦИССОВ И ТЮЛЬПАНОВ

Программные задачи.

Учить детей приему лучевого (осевого) симметричного вы­резывания при изображении цветка нарцисса с шестью лепе­стками; подвести к пониманию, что способ складывания ис­ходной формы зависит от строения цветка; закрепить прием симметричного вырезывания (зеркальная сим­метрия) при изображении цветка тюльпана.

Материал.

У воспитателя образцы: цветок нарцисса и цветок тюльпана, прикрытый наполовину ли­стиком бумаги; квадратные листы бумаги для показа приемов складывания исходной формы и вырезывания из нее нарциссов; прямоуголь­ник, сложенный пополам, для вырезывания тюльпана. У детей по несколько белых квад­ратов 6x6 см и один квадрат 10x10 см; несколь­ко красных прямоугольников 5x4 см; ножни­цы, полоска бумаги желтого цвета.



Ход занятия.

Напомнить детям, что на прошлом занятии они рисовали букет из тюльпанов и нарциссов и хорошо знают их форму и строение. Сказать, что тюльпаны и нарциссы можно не толь­ко рисовать, но и вырезать. Поместить перед детьми образцы с изображениями головок нарцисса и тюльпана. Спросить, какой из этих цветков они могут вырезать из бумаги, сло­женной вдвое (тюльпан), и почему (у тюльпана правая и ле­вая стороны одинаковые). Подтвердить ответы детей, закры­вая листком то левую, то правую половину тюльпана.

т~ Можно ли так же сложить бумагу для вырезывания нар­цисса с шестью одинаковыми лепестками, расходящимися от середины в разные стороны, как лучики?

Показать сложенный пополам нарцисс и спросить, можно ли при таком складывании вырезать все шесть лепестков оди­наковыми по форме и величине (нет).

— Значит, чтобы вырезать нарцисс, нужно по-другому сло­
жить бумагу. Сегодня мы будем учиться складывать по-ново­
му бумажный квадрат, чтобы вырезать цветок с шестью одина­
ковыми лепестками.

Процесс складывания квадрата показывать поэтапно, с од­новременным выполнением детьми всех операций. Предложить детям взять большой квадрат (10x10 см) и сложить его по диа­гонали с угла на угол, чтобы совпали стороны и уголки.

Показать и посмотреть, все ли дети аккуратно сложили квад­рат. Затем показать следующую операцию — левую и правую стороны получившегося треугольника наложить на его сред­нюю часть так, чтобы совпали все три части. Загладить сгибы. Проследить, как дети выполнят показанную операцию. Затем развернуть свой квадрат и показать получившиеся шесть сги­бов, расходящиеся от центра, как лучи, и снова сложить. Да­лее пояснить:

— Чтобы все лепестки нарцисса получились одинаковыми с
левой и правой стороны, нужно получившуюся форму сложить
вдоль еще раз пополам.

Показать и проследить, как дети сделают последний сгиб. Затем предложить срезать лишние «хвостики». Показать, как вырезать половину лепестка нарцисса. Взять сложенную фор­му за середину, там, где сходятся сгибы, отступить немного и вырезать пол-лепестка с закругленной боковой стороной и ост­рым кончиком. Предложить детям вырезать пол-лепестка и развернуть форму. Спросить, сколько получилось лепестков у цветка.


Затем дети упражняются в складывании и вырезывании нарциссов из квадратов меньшей величины (6x6 см). Педа­гог оказывает помощь тем, кто не усвоил способы складыва­ния. Тем, кто овладел приемами складывания и вырезыва­ния, можно дать желтые полоски для вырезывания середи­нок нарциссов. Напомнить, если потребуется, о правилах парного вырезывания. Для четырех серединок можно дать полоски 1,5x6 см. Вырезанные серединки дети наклеят на свои цветки. Когда каждый ребенок вырежет не менее трех нарциссов, предложить им самим вырезать по несколько тюль­панов приемом зеркальной симметрии. Напомнить, что нуж­но использовать всю исходную форму, чтобы у всех детей тюльпаны получились одинаковыми по величине.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: