ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ 5 глава




Дятел. У этой птицы крепкий, крупный клюв, ноги с цеп­кими когтями и пестрая окраска. На голове черные, крас-


ные и белые перышки, на крыльях белые и черные перыш­ки, белая грудка, желтый и красный живот. Когда эта птица сидит на стволе дерева, она крепко держится за кору когтя­ми и упирается в ствол упругим хвостом.

Ласточка. Окраска этой птицы черная с белым. У нее ма­ленький клюв и короткие ножки. Крылья длинные, длиннее тела. Хвост раздвоенный.

По каждой птице высказываются пять детей, первыми под­нявшие руку. В конце игры педагог предлагает выйти к столу тем, кто получил по пять фишек. Объявляет их победителями и награждает значками «Зоркий глаз».

2 РИСОВАНИЕ «НАРИСУЙ ПТИЦУ, КОТОРУЮ ЕЩЕ НЕ РИСОВАЛИ»

Программные задачи.

Учить детей изображать выбранную птицу на основе сложив­шихся обобщенных представлений о птицах и самостоятельно­го анализа ее формы, строения, пропорций; выбирать изобра­зительный материал для рисования: краски, цветные каран­даши или восковые мелки; подбирать лист бумаги (форма, цвет) в соответствии со строением и позой птицы, выбранной для изображения; использовать технические приемы рисования птиц, усвоенные на предшествующих занятиях цикла.

Материал.

У воспитателя картинки, которые использовались в первой части занятия, и несколько картинок с другими птицами: павли­ном, совой, орлом, иволгой или др.; две картинки с журавлем, одна на вертикальном листе бумаги, другая на квадратном. Для детей — на выбор разные по цвету и форме листы бумаги, разный изобразительный материал (разложены на отдельном столе).

Ход занятия.

Педагог кладет перед детьми картинки с изображениями птиц.

— Вот птицы, которых вы отгадали по описанию их призна­
ков. А вот другие птицы. Назовите их. Каждая птица имеет свои
отличительные особенности. Орел не похож на павлина, иволга
— на сову. Но у всех птиц много общего. Вы любую птицу сразу
отличите от зверей. Назовите признаки, общие для всех птиц.

Подтверждает, что все птицы покрыты перьями, у всех есть крылья, клюв, две ноги.

— Сегодня вы нарисуете любую из этих птиц, кто какую
захочет. Но прежде чем приступить к рисованию птицы, что
вы должны обязательно сделать? (Рассмотреть ее.) Зачем? Что
цы узнаете при рассматривании птицы, например орла?


— Птицу вы можете нарисовать летящую, плывущую, клю­
ющую, сидящую. Вам нужно будет выбрать лист бумаги, под­
ходящий для рисования птицы. Посмотрите на эти две кар­
тинки. На них изображены журавли. Один стоит подняв го­
лову, а другой опустил свою длинную шею и что-то
вылавливает из воды. Скажите, на одинаковом ли по форме
листе бумаги они нарисованы? А для плывущего лебедя ка­
кой формы лист бумаги будет нужен?

— Сейчас каждый из вас выберет для своей птицы лист бу­
маги и сядет за тот стол, где приготовлен нужный вам изобра­
зительный материал.

Дети выполняют работу самостоятельно без помощи воспи­тателя. В конце занятия можно предложить им поставить свои рисунки рядом с картинками с птицами, которых они рисова­ли. Попросить нескольких детей рассказать, какие признаки птицы они сумели передать в своих рисунках. Одобрить тех, кто самостоятельно определил признаки новых птиц (орла, совы и др.) и сумел нарисовать их. Можно попросить ребенка объяснить, почему он выбрал для рисования тот или иной лист бумаги.

Примечание. Это — дополнительное занятие, которое можно провести перед новогодним праздником после III цикла изобразительных занятий «Птицы» или осуществить эту работу в совместной деятельности воспитателя с детьми.

ЗАНЯТИЕ 10

АППЛИКАЦИЯ «НОВОГОДНЯЯ ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ ОТКРЫТКА»

Программные задачи.

Вызвать у детей желание порадовать своих близких, изго­товив для них новогоднюю поздравительную открытку; учить самостоятельно использовать свои умения в изображении птиц, полученные на предшествующих занятиях; формиро­вать умения придумывать композицию открытки — изобра­жать одну-две птицы (синичка, снегирь) на ветке дерева в той или иной позе; украшать открытку «снежной рамкой», выре­занной накануне.

Материал.

У воспитателя лист цветного картона с наклеенной «снеж­ной рамкой». У детей на столе две-три новогодние открытки с изображениями птиц, цветной картон 18x12 см, «снежные рамки», наборы цветной бумаги, ножницы, клей, каранда­ши, фломастеры.


Ход занятия.

Воспитатель раскладывает на столах по две-три новогод­ние открытки с изображениями птиц.

— Дети, как называются эти небольшие красивые кар­
тинки, которые лежат у вас на столах? Для какого праздни­
ка художники нарисовали эти открытки? Как вы узнали,
что это новогодние открытки? Правильно, это поздравитель­
ные новогодние открытки. Художники нарисовали на них
синичек, снегирей и других зимующих птичек с красивым
оперением. Они изобразили их сидящими на заснеженных
ветках. Что люди делают с такими открытками? Наверное,
ваши мамы и папы уже послали поздравительные новогод­
ние открытки своим родным и друзьям и сами получат от
них такие открытки к Новому году. Дети, а вы хотите сде­
лать сами новогодние поздравительные открытки для своих
мам и пап? Ведь вы умеете рисовать и вырезать разных пти­
чек в разных позах, например птичка сидит, наклонилась,
оглянулась, полетела. Ваши рисунки и аппликации с про­
шедших занятий висят на стенде. (Указывает на те или дру­
гие детские работы.) Сейчас каждый из вас решит, одну или
две птицы он изобразит на своей открытке, снегирей или
синичек, на какие ветки их посадит — на еловые, на ветки
рябины или на какие-нибудь другие. А также каждому из
вас надо решить, как изобразить своих птиц, в какой позе.

Педагог дает возможность одному-двум детям рассказать о задуманном содержании и композиции своей открытки.

— Чтобы ваша открытка стала наряднее, после того как вы
наклеите ветки с птицами, приклейте вот такую «снежную рам­
ку» (показывает свою открытку с наклеенной рамкой), кото­
рую вы вырезали заранее.

! В процессе занятия педагог обращает внимание некоторых детей на то, что заготовки для птиц следует делать меньшей величины, чем они вырезали их на прошлом занятии, особенно если на открытке будет не одна птица, что птиц следует изобра­зить такой величины, чтобы они свободно поместились на от­крытке. Спрашивает отдельных детей о композиции апплика­ции. (Можно указать на интересные композиции на новогодних открытках.) Подчеркивает, как важно сочетание цвета фона и изображения («На розовой открытке снегири с розовой грудкой не будут выделяться»). Советует некоторым детям украсить свои открытки маленькими снежинками, отрывая для этого неболь­шие кусочки от листа белой бумаги. Напоминает, что клеем на­мазывают не снежинку, а то место, куда она будет наклеена.


В конце занятия воспитатель говорит, что на обратной сто­роне их поздравительной открытки написаны слова «С Но­вым годом!», и предлагает тем, кто умеет, написать каранда­шом свое имя. («А для тех, кто еще не умеет писать, напишу я, чтобы ваши мамы и папы знали, от кого эта открытка».) Предлагает всем детям положить свои открытки на стол и полюбоваться работами.

«Самые дорогие подарки — подарки, сделанные своими руками. Они сделаны с любовью к тем, кому предназначены. Я думаю, что ваши мамы и папы будут рады таким поздра­вительным открыткам. До Нового года ваши открытки будут храниться в группе, а перед праздником вы вручите их сво­им родным», — говорит воспитатель.


IV ЦИКЛ

дымковскиеигрушки

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ

1. Знакомство с искусством — народная игрушка.

2. Лепка. «Дымковские животные».

3. Лепка. «Дымковский индюк».

4. Рисование. «Расписные птицы».

5. Лепка. «Барыня, няня (водоноска)».

6. Рисование. «Дымковские барыни-франтихи» (полуобъем­
ные игрушки).

7. 8. Рисование и конструирование. «Изготовим дымковс­
ких артистов для настольного театра».

В цикле:

4 занятия по рисованию,

3 занятия по лепке,

1 занятие — знакомство с искусством.

ЗАНЯТИЕ 1

ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ — НАРОДНАЯ ИГРУШКА

Программные задачи.

Дать детям целостное представление о народных игрушках как об одной из форм народного декоративного искусства; по­знакомить с содержанием народных игрушек, показать его связь с окружающей природой, растительным и животным миром; с художественными традициями в изготовлении игру­шек, в использовании для них материалов (глина, дерево), име­ющихся в местах проживания мастеров.

Материал.

Глиняные игрушки: дымковские, филимоновские, карго-польские, калининские, деревянные: богородские двух-трех видов (загорские, семеновские или полхов-майданские) и их изображения, фотографии народных мастеров за работой; картинки с изображениями игрушек; несколько современ­ных фабричных игрушек из металла, пластмассы, резины, поролона.


Ход занятия.

Педагог кладет фабричные игрушки на один стол, а народ­ные — на другой. Предлагает детям назвать те и другие игрущ ки и материал, из которого они сделаны. «Как вы думаете, где сделаны игрушки, которые находятся на первом столе, и кто их сделал?» Подтверждает, что металлические автомобили, пластмассовые животные и куклы, поролоновые зверюшки сде­ланы на фабриках или заводах. Там по одному образцу изго­товляют тысячи одинаковых игрушек. Вот такой автомобиль можно купить и в Калининграде, и в Москве, и в Петербурге, и в других городах и селах. Материал, из которого сделаны эти игрушки, прошел длинный путь, пока стал подходящим для их изготовления. Например, чтобы получить металлические листы и сделать игрушечные автомобили, поезда, кораблики, люди сначала добыли руду из земли, выплавили из нее металл, потом прокатали его на прокатных станах и получили метал­лические листы нужной толщины.

Далее воспитатель обращает внимание детей на народные игрушки и тоже выясняет, из какого материала они сделаны (глина, дерево), кто и где их изготовил. Подтверждает, что в отличие от фабричных игрушек народные игрушки — дымков­ские, каргопольские, калининские и филимоновские — выпол­нены из глины и после обжига расписаны узорами. Каждую игрушку делает от начала до конца один мастер или члены од­ной семьи. Приглашает послушать рассказ мастера каргополь-ской игрушки Семена Ивановича Рябова.

«Глину я беру в моей родной деревне Ананьино — это кило­метрах в трех отсюда. Она там вязкая, чистая, без каменьев. Из нее хоть посуду, хоть игрушки делать можно. Заготавли­ваю я ее летом: зимой замерзнет — ломом не пробьешь. Набью кусочков глины — она у меня в сенях лежит, в ведро положу и ставлю его к печи. Когда оттает, кипятком залью — глина вся разбухнет. Руками ее разминаешь, пока не сделается мягкой, вязкой».

— Семен Иванович рассказывает, — говорит педагог, — а пальцы его разминают комок темно-коричневой глины. Кажет­ся, медленно, не торопясь лепит. Отщипнет от глиняного теста кусочек, мнет его, мнет пальцами, придает форму. Где уберет лишнее, где вотрет еще кусочек глины, пальцы смочит водой и гладит мокрыми пальцами почти готовую фигурку, выравни­вает. Вот уже на столе барышня в кокошнике, гармонист, пти­ца счастья Сирин, сказочный получеловек-полуконь Полкан. Послушайте, что мастер дальше рассказывает.


«Игрушку я по-своему каждый раз делаю, на свой вкус, и крашу тоже по-разному. Когда барышню делаю, хочу, чтобы представляли, какими они раньше были. Я знаю, что барыш­ни ходили в кокошниках, длинных сарафанах. Современную одежду мы и так видим, а вот в старину-то как одевались, не все знают. Мишку с гармошкой делаю так, чтобы видно было, что веселый он, не загорюнился. Краски теперь какие хочешь бери — темперу или гуашь. Цвета я выбираю, какие нравятся, какие глаз подскажет. Узоры или из головы выдумываю, или на старинные вышивки посмотрю».

— А вот как мастер раскрашивает обожженные в печи фи­
гурки. Уверенно проведена первая линия по окружности юбки
одной из барышень, чуть ниже талии. Затем еще две вертикаль­
ные линии очерчивают передник. Затем возникают линии блуз­
ки. Мастер закрашивает передник светлой, песочного цвета
краской, юбку — терракотовой, блузку — светло-коричневой,
кокошник — малиновой. Черные бусинки — глаза, ротик —
пуговка — вот и готова барышня. Теперь Рябов берет тонкую
кисть и рисует на переднике овалы, кресты, ромбики. (Из кн.
АЖиловского «Скачи, добрый единорог».)

По ходу рассказа воспитатель демонстрирует игрушки, фо­тографии.

— На столе стоят глиняные игрушки, которые изготовили
мастера в разных местах нашей страны: одни в Каргополе, дру­
гие в Дымкове, третьи в селе Филимоново, четвертые — в Ка­
лининской области в городе Торжке.

Воспитатель предлагает двум детям расставить глиняные игрушки на четыре подноса, каждый вид отдельно. Проверяет вместе со всеми, правильно ли сгруппированы игрушки.

Педагог раздает всем детям по одной картинке с изображе­ниями разных игрушек и предлагает поиграть. Объясняет:

— Я буду называть тот или иной вид игрушек, а те, у кого на
картинке игрушка такого же вида, должны поднимать картин­
ку и называть. Например: у меня калининский петушок. Или:
у меня филимоновская барышня. Или: у меня каргопольский
мужик.

Затем педагог предлагает одному из детей отобрать всех петушков (или игрушки другого содержания: барышень, уто­чек) и поставить их рядом. Спрашивает, одинаковы ли пе­тушки, сделанные мастерами в разных местах. Вместе с деть­ми отмечает различия в форме и росписи изделий. Делает вывод, что в каждом месте сложились свои традиции в лепке и росписи игрушек. И хотя каждый мастер вносит в изделие

5* 67


что-то свое, он не отходит от традиций, перешедших от пре­жних мастеров.

Затем воспитатель рассматривает с детьми деревянные игруш­ки: богородские и матрешек двух-трех видов (загорские, семенов­ские и полхов-майданские). Рассказывает, что в селе Богородс­кое Московской области создают деревянные резные игрушки. Игрушки режут из липы, у которой мягкая древесина. Вокруг села много лесов, и уже более 300 лет мастера изготовляют из липовых брусков забавные игрушки. Предлагает детям назвать, кого же изображают богородские мастера-резчики. Отмечает, что чаще всего делают медведей. Но каждый медведь чем-то занима­ется -играет на гармошке, стоит под душем и т.п. Игрушки име­ют специальные приспособления, которые заставляют их дви­гаться. Курочки клюют корм, кузнецы бьют молотами.

Воспитатель демонстрирует некоторые игрушки. Далее об­ращает внимание детей на характерные особенности игрушек — их резную поверхность (шерсть животных), естественный цвет дерева (игрушки некрашеные — расписные богородские игрушки встречаются редко). Поясняет, что, несмотря на то что богородские игрушки делают очень давно, они изменились в основном лишь по содержанию. Появились медведи-дискобо­лы, медведи-пианисты, медведи со спутником. А традиции в их изготовлении остались прежними.

Воспитатель ставит на стол трех матрешек. Спрашивает: «Как вы думаете, дети, в одном или в разных местах изготов­ляют эти точеные игрушки из дерева — матрешки?»

Желательно вызвать дискуссию между детьми, давшими разные ответы, предложить каждому доказать правильность своего суждения. Подтвердить мнение тех, кто считают, что матрешек делают в разных местах. Указать на различия в рос­писи. Так, загорских матрешек мастера «одевают» в сарафан, кофточку и платочек со скромным узором, а семеновских мат­решек украшают ярким букетом красных или малиновых цве­тов с зелеными листьями. У полхов-майданских матрешек в окраске больше всего малиновых и фиолетовых цветов и каж­дый цветок обведен черным контуром.

Если внимательно рассмотреть форму матрешек, то и здесь можно заметить различия. Загорские матрешки приземистые, семеновские — более стройные, у полхов-майданских — более плавный контур и более вытянутые фигуры.

— Как вы думаете, дети, почему в одних местах изготов­ляют игрушки из глины, а в других — из дерева? — спраши­вает педагог.


В заключение он говорит, что в России есть еще много других мест, где изготавливают игрушки, и всюду на творче­ство мастеров влияет то, как живут вокруг люди, какая при­рода их окружает, какой материал для изготовления имеет­ся поблизости. И каждый мастер хочет, чтобы его игрушки радовали тех, кому они попадают в руки.

ЗАНЯТИЕ 2 ЛЕПКА. «ДЫМКОВСКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Программные задачи.

Учить передавать в лепке характерные особенности дымков­ских животных, их позы, лепить ноги и туловище животного из одного куска, голову и шею из другого; продолжать учить детей в процессе лепки сравнивать свою работу с натурой — дымковской игрушкой; использовать стеку для надрезания.

Материал.

У воспитателя дымковские игрушки: конь, козлик, баран и олень; две исходные формы в виде толстых цилиндров разной величины для показа способов лепки; четыре карточки с силу­этным изображением дымковских животных. У детей глина или пластилин двух цветов, стеки, печатки-колпачки от фло­мастеров, чашечки с водой для заглаживания поверхности леп­ных изделий, дощечки.

Ход занятия.

Воспитатель приглашает детей к столу (полке), на котором под салфеткой стоят дымковские животные — конь, олень, козлик, баран.

— Представьте себе, что вы совсем недавно стали работать в
мастерской, где лепят дымковские

игрушки, и сегодня вам предстоит лепка дымковских животных, вот таких.

Снимает салфетку с игрушек и просит назвать животных.

— Каждое животное отличает­
ся от других своими характерны­
ми признаками. У оленя это... (вет­
вистые рога и короткий хвостик),
у козлика... (загнутые назад рога,
бородка, короткий хвостик, а на

ногах «штанишки»). У коня... (на Рис. 17



шее грива, стоячие острые уши, пышный хвост), у барана... (круто закругленные волнистые рога, короткий хвост). Этими признаками одно животное отличается от другого.

— В чем же их сходство? Что у всех одинаковое? (Форма головы, шеи, туловища и ног.) Значит, лепить любое дымков­ское животное надо начинать одинаково. Я, как опытный ма­стер, давно работающий в мастерской, покажу вам общие спо­собы лепки для всех дымковских животных. У меня две ис­ходные формы в виде толстых цилиндров. Из большого цилиндра можно сразу вылепить туловище животного вместе с ногами. Для этого надо согнуть цилиндр дугой, стекой сде­лать надрезы впереди и сзади, раздвинуть их слегка и пальца­ми оформить передние и задние ноги животного. Голову с шеей нужно вылепить из меньшего цилиндра, отогнув от него не­большую часть для головы. Место скрепления шеи с тулови­щем надо тщательно примазать и загладить. Это лучше сде­лать мокрыми пальцами. (См. кн. Н.Халезовой «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду».)

Затем педагог ставит на середину каждого из четырех столов дымковское животное на подставке, разделяет детей на четыре небольшие подгруппы и объясняет: «Кто какое животное будет лепить, вы узнаете по карточке, лежащей изображением вниз». Предлагает, чтобы из каждой подгруп­пы один ребенок взял карточку и сел за стол, где стоит животное, которое силуэтно изображено на карточке. Спра­шивает, с чего дети начнут лепку своего животного (с деле­ния куска глины или пластилина на две неравные части и раскатывания из них исходных форм — цилиндров разной величины). (Глина или пластилин другого цвета для лепки остальных деталей дается дополнительно.)

В процессе лепки педагог напоминает, что игрушечные животные должны получиться похожими на дымковские, по­этому во время работы надо сравнивать свою лепку с игруш­кой, поворачивать ее, рассматривать со всех сторон, добива­ясь сходства. Обращает внимание детей на пропорции меж­ду частями тела животного. Способы лепки дополнительных частей (грива, хвост, рога и др.) предлагает детям найти са­мостоятельно.

Если дети лепят из глины, то их работы оставляются для росписи узорами в свободное время, а если из пластилина, то ребенок стекой и колпачками-печатками вертикальными ря­дами изображает узор в виде кругов, колец, точек вдоль ног и туловища животных. Педагог говорит, что дымковские мас-


тера делают свои игрушки выразительными не только за счет деталей — рогов, гривы и др., но придают им такую позу, по которой сразу видно, что их животные гордые, веселые. «По­смотрите на их ноги, шею, голову и сравните со своей вылеп­ленной фигуркой, подправьте ее, если нужно, чтобы и ваши животные получились такими же».

В заключение дети ставят своих вылепленных животных рядом с образцом и находят самое похожее. Воспитатель помо­гает определить, в чем его сходство с игрушкой.

ЗАНЯТИЕ 3

ЛЕПКА. «ДЫМКОВСКИЙ ИНДЮК»

Программные задачи.

Учить формировать у детей представление, что при лепке своих изделий дымковские мастера преображают реальные об­разы в сказочные, декоративные; учить отражать в лепке ха­рактерные особенности внешнего вида дымковского индюка; развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: тело с шеей и головой лепить из одно­го куска, хвост и крылья из отдельных кусков, мелкие детали — гребень, бородку — лепить налепами; учить для декоратив­ного украшения индюка использовать стеку и печатки (если ре­бенок лепит из пластилина).

Материал.

У воспитателя несколько дымковских птиц — индюк, петух, утка, гусь — и их изображения, картинка с изображением та­ких же реальных домашних птиц; все это прикрыто листками бумаги с прорезанными «окошками», в которые видны наибо­лее характерные части птиц, по которым их легко узнать (го­лова петуха, хвост петуха, хвост курицы и т.д.); исходные фор­мы для лепки индюка: толстый цилиндр, тонкие цилиндрики, шарики — один побольше, два поменьше. У детей глина или пластилин двух цветов; стеки и печатки.

Ход з анятия.

Проводится игровое упражнение «Угадай по части пти­цу». Воспитатель показывает детям картинки с изображени­ями домашних птиц, прикрытые листками бумаги с «окош­ками». Объясняет, что в окошко им будет видна часть той или иной знакомой домашней птицы и по ней они должны угадать, что за птица нарисована на картинке. После того


 

как дети назовут всех птиц, спрашивает, как же они узнали птиц, ведь видна была не вся птица, а только часть ее. Под­водит к выводу, что через окошки они видели характерные особенности каждой птицы — то, что отличает одну от дру­гой. У всех петухов есть зубчатый гребешок и хвост дугой. У всех гусей длинная шея и т.д. Открывает картинки полнос­тью и помещает их на книжные подставки.

Педагог выставляет на стол дымковских птиц и их изобра­жения. Уточняет, какую птицу изображает та или иная иг­рушка. Вызывает нескольких детей и предлагает поставить рядом с реалистическим изображением дымковскую птицу. Рассказывает, что дымковские мастера, прежде чем вылепить, например, петушка, рассматривали много разных петухов. Они видели, что петухи отличаются друг от друга величиной, цве­том оперения. Одни белые, другие разноцветные, у одних гре­бень высокий с большими зубцами, у других — небольшой. Но у всех петухов есть красный гребень и у всех петухов хвост дугой. Поэтому все петухи похожи, и их не спутаешь с индю­ками, у которых гребешок, бородка и хвост другой формы. Поэтому среди дымковских игрушек дети сразу узнали и пе­туха, и индюка, и утку. Хотя игрушечные птицы не совсем похожи на настоящих, но в них дымковские мастера сумели передать самое главное, самое характерное для каждой.

Воспитатель убирает картинки с реалистическими изобра­жениями птиц и приглашает рассмотреть узоры на дымковс­ких игрушках. В беседе помогает детям определить элементы узора — полоски, точки, волнистые линии, тонкие штрихи, большие и маленькие круги, кольца и их сочетания, компози­цию узоров на груди, крыльях, хвосте. Дает задание найти самую нарядную птицу — индюка. Спрашивает, на какой ча­сти игрушки самый богатый узор (на хвосте). Ставит перед детьми дымковского индюка на поворотный круг или дощеч­ку. Задает вопросы: «Что обязательно нужно сделать, прежде чем вылепить такого индюка? (Рассмотреть со всех сторон.) Зачем нужно рассматривать индюка?»

После ответов детей воспитатель подтверждает: чтобы вы­лепить похожую игрушку, нужно определить, из каких частей она сделана, какой формы каждая часть и где расположена. Проводит обследование образца, обводя пальцем части игруш­ки. Спрашивает, видно ли тело индюка? (Нет, оно прикрыто большими крыльями до самой земли.)

— Индюк — птица, значит его тело такой же формы, как у других птиц. Какое же оно? (Овальной формы.) Посмотри-


те на голову и шею индюка. Голова у него маленькая, неза­метно переходит в шею. А какая шея? (Длинная, гибкая, у тела немного расширяется.) Что вы заметили интересного на голове и шее индюка? (Высокий круглый гребень, как коро­на, и длинная бородка, похожая на кисть из круглых ягод.) Какие по форме крылья и хвост? (Круглые, большие, на кон­це волнистые.)

Во время рассматривания индюка педагог медленно пово­рачивает образец, чтобы дети видели его со всех сторон. Об­ращает их внимание на толстые ноги и подставку сзади воз­ле хвоста для устойчивости фигурки.

— Что же нужно сделать после рассматривания индюка?
(Разделить пластилин на части и сделать из них исходные фор­
мы для лепки.)

Далее воспитатель предлагает отгадать по форме и величи­не заготовок, какую часть индюка можно вылепить из каждой. Показывает цилиндрическую форму.

— Какую часть игрушки можно вылепить из нее?
Показывает, как раскатать один конец цилиндра и, сделав

его тоньше, загнуть вверх. Из более тонкого конца цилиндра нужно вылепить шею с головой, а толстый конец цилиндра — это тело птицы. Показывает три шарообразные исходные фор­мы и спрашивает, для каких частей они предназначены (для крыльев, а шарик побольше для хвоста).

— Что же нужно сделать с шариками, чтобы вылепить круг­
лые крылья и хвост индюка? (Расплющить шарики в диски.)

Потом педагог на одном шарике показывает, как его рас­плющить о дощечку. Далее показывает и объясняет, как сде­лать край крыла волнистым. Для этого нужно пальцем сде­лать углубления по его краю. Способы лепки высокого греб­ня и длинной бородки индюка дети должны найти самостоятельно.

Дети приступают к делению пластилина на части и изготов­лению исходных форм для лепки индюка.

В ходе работы педагог побуждает их чаще всматриваться в образец, чтобы добиться большего сходства с ним. Поворачи­вает время от времени игрушку разными сторонами к детям. Напоминает о необходимости хорошо примазать крылья к спи­не индюка. Обращает внимание детей на позу птицы: шея пря­мая, слегка откинута назад, что придает индюку важность. Хвост слегка выгнут вперед. Говорит, что украсить хвост и крылья каждый может по-своему, используя для этого сте­ку и печатки.


В конце занятия педагог ставит рядом с образцом несколько (три-четыре) детских работ и предлагает найти среди них са­мую похожую на образец. Проводит сравнение в форме шутли­вого диалога с ее автором. От имени индюка (образца) говорит воспитатель, от имени вылепленного индюка — ребенок.

Воспитатель. Посмотри, какой я красавец! У меня длинная гибкая шея.

Ребенок. Иу меня тоже.

Воспитатель.У меня высокая круглая корона на голове и длинная бородка.

Ребенок.Ау меня еще выше гребешок на голове. Д т.д.

Затем педагог выставляет рядом с образцом еще три-четыре детские работы, и все повторяется.

Примечание. Если времени занятия окажется недостаточно, украшение игрушки и анализ работ можно перенести на следующее занятие или организо­вать эту работу в свободное время.

ЗАНЯТИЕ 4

РИСОВАНИЕ. «РАСПИСНЫЕ ПТИЦЫ»

Программные задачи.

Познакомить детей с тем, как народные мастера «берут» узо­ры из окружающей природы и преобразуют их своей фантази­ей для украшения игрушек; учить расписывать силуэты игру­шек узором, близким по композиции, элементам и цветосоче-танию дымковским птицам; изготовлять полуобъемные стоячие игрушки для игр и подарков.

Материал.

У воспитателя несколько дымковских птиц и их изображе­ний (по числу детей); книга о дымковской игрушке или фото­графии разнообразных трав, березы, спила дерева с годовыми кольцами, паутины с капельками росы и т.п., самодельная иг­рушка из бумаги, приклеенная к конусу. У детей двойные си­луэты дымковских птиц из плотной белой бумаги (на выбор), круги для изготовления конусов, краски гуашь, мягкие кис­точки, фломастеры, ножницы, клей.

Ход занятия.

Поставить перед детьми дымковских петуха, индюка, утку и курицу, а детям раздать по одной картинке (открытке) с изоб­ражением дымковской птицы и предложить сыграть в игру «Найди птицу по узору».

Дети должны внимательно выслушать описание узора пти­цы, узнать ее среди игрушечных птиц. При описании узоров


 

называть место их расположения на игрушке, элементы и их цвет. Например: «На груди этой птицы нарисован большой оранжевый круг с золотым ромбиком, а вокруг — красные точки в чередовании с черными волнистыми линиями, а на хвосте — длинные синие полос­ки, между которыми — оранжевые точки...» и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: