ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ 6 глава




Сказать: «Тот, у кого на картин­ке изображена такая же птица, по­ставит ее рядом с игрушечной и рас­скажет о различии и сходстве их

узоров». Вызвать ребенка, у которого на картинке нарисована такая же птица, и после их сравнения предложить всем, у кого имеются изображения такой птицы, поместить свои картинки рядом. Обратить внимание детей на общую композицию и на различия в форме и цвете элементов, что делает всех петушков такими разными.

Рассказать, что разные узоры для украшения своих игрушек дымковские мастера «подсматривают» и берут у природы. По­местить перед детьми фотографии, картинки или др. с травами причудливой формы, с высокими тонкими стволами берез, с кольцами на спиле дерева. Сказать: «Посмотрите на эти фото­графии и попробуйте отгадать, что художники взяли у приро­ды и как преобразили это в своих узорах». Подвести детей к мысли о похожести ряда стволов деревьев или теней от них на полоски в узорах, клетчатого узора с кружками на паутину с капельками росы у паука, колец на спиле дерева на кольца в узоре на хвосте индюка и т.п. Предложить детям расписать узо­ром дымковскую птицу. Показать игрушку-образец и пояснить, что такую птицу надо украсить одинаковым узором с двух сто­рон, потом ее склеить до ног (подставки) и приклеить к конусу, сделанному из круга. (Конусы вместе с детьми можно сделать накануне занятия.)

Дети выбирают сдвоенный силуэт птицы для раскрашива­ния. В процессе рисования посоветовать детям использовать ра­циональный способ работы — закрашивать или рисовать оди­наковые части и детали сразу на двух сторонах игрушки. На­помнить, что мелкие детали и тонкие линии в узорах можно нарисовать фломастером. Одобрять тех детей, которые по-сво­ему комбинируют элементы в узоре.



Склеивание игрушечных птиц можно организовать в сво­бодное время, когда они хорошо просохнут. Готовые изделия можно использовать в играх, дарить, как сувениры, гостям, малышам, родителям.

ЗАНЯТИЕ 5

ЛЕПКА. «БАРЫНЯ, НЯНЯ (ВОДОНОСКА)»

Программные задачи.

Продолжить знакомство детей с творчеством дымковских мастеров, с характерными особенностями содержания и роспи­си кукол; формировать умения передавать различия в наряде водоноски, няни и барыни; сделать фигуры кукол выразитель­ными за счет их осанки и деталей одежды; использовать в леп­ке юбки ленточный способ, голову вместе с туловищем лепить из одного куска.

Материал.

У воспитателя фигурки разных дымковских кукол — мужс­кие и женские — и их изображения; исходные формы для леп­ки куклы — три цилиндра разной величины. У детей пласти­лин, стеки, печатки.

Ход занятия.

Посадить детей полукругом возле стола, на котором стоят разные куклы: водоноска, няня, барыня, музыканты, кава­леры, всадники. Указывая на ту или иную фигуру, спросить, кто это. Сделать вывод, что дымковские мастера изображают разных людей и по тому, что они держат в руках, как одеты, можно узнать, кто они и чем занимаются. Спросить, у кого более яркая и нарядная одежда — у дымковских мужчин или женщин.

Затем обратить внимание детей на выразительность фигу­рок: «Про кого можно сказать важная(ый), стройная(ый), гордая(ый), франтиха, смешной? » Поставить отдельно во­доноску, няню и барыню и сказать: «Эти куклы называются по-разному. Одну мастера называют барыней, другую — во­доноской, третью — няней. Покажите каждую и объясните, как вы узнали, кто барыня, кто водоноска, а кто няня». Под­твердить, что няня и водоноска изображены в работе. Одна несет ведра, другая нянчит ребенка. А барыня прогуливает­ся. Она держит на руках маленькую собачку (или зонтик, или держит руки в муфте). Спросить, чем еще отличается бары­ня от водоноски и няни (нарядом). Вместе с детьми отметить


различия в наряде кукол. У няни и водоноски на голове кокошники, а у барыни— (шляпа), у няни и водоноски кофточка, а у барыни... (жакет). У водоноски и няни фар­туки, а у барыни... (нет фартука). Но у всех кукол пыш­ные, колоколом юбки. Приподнять кукол и показать, что юбки внутри полые.

Сказать, что сегодня каждый вылепит куклу, какую захо­чет: водоноску с ведрами на коромысле, няню с ребеночком или барыню. Для любой куклы надо заготовить по три исходные формы: большой цилиндр для юбки, цилиндр поменьше — для головы и туловища и тонкий цилиндр — для рук.

Показать и объяснить приемы лепки полой юбки: «Поло­жить большой цилиндр на доску и расплющить его в пласт, чтобы получилась толстая лента. Осторожно свернуть ленту и тщательно загладить место скрепления. Получится широкое кольцо. Верх кольца собрать воедино, сузить, а нижний край юбки немного расширить пальцами.

Спросить детей, что нужно сделать, чтобы из одного куска вылепить голову и туловище куклы до пояса (обжать шею, за­круглить голову).

Поставить на сдвоенные столы по кукле и предложить детям сесть за тот стол, где стоит кукла, которую они решили вылепить.

Предоставить каждому ребенку возможность в процессе леп­ки брать нужный ему цветной пластилин для изображения де­талей (кокошник и др.) и дополнительных предметов. Одобрять тех, кто самостоятельно находит способы лепки младенца, ве­дерок, коромысла, шляпы.

Пояснить, что фартук можно изобразить, прилепив к юбке няни и водоноски оборку, сделанную из узкой закругленной ленты, обжатой пальцами. Таким же приемом можно вылепить баску для жакета барыни.

Напомнить, что фигурки кукол пластичны. Одна часть плав­но переходит в другую, места скрепления хорошо заглажены и незаметны. У кукол тонкие талии и пышные юбки.

Детям, которые лепят водоносок, можно предложить сде­лать дужки у ведер из мягкой проволоки. Посоветовать поча­ще вглядываться в куклу, стоящую на столе, чтобы добиться сходства.

Когда дети будут заканчивать лепку кукол, предложить им стекой и печатками нарисовать узор на юбках: полосатый, клетчатый или из колец в сочетании с мелкими элементами — точками, штрихами и др., прорисовать глаза и рот острым концом стеки.


В конце занятия поставить вылепленных кукол рядом с дымковскими и попросить детей найти среди барынь самую важную и гордую, самую нарядную, среди водоносок самую стройную, а среди нянь самую красивую и заботливую (как держит младенца).

ЗАНЯТИЕ 6 РИСОВАНИЕ И КОНСГРУИРОВАНИЕ. «БАРЫНИ-ФРАНТИХИ»

Программные задачи.

Учить расписывать более сложные по форме дымковские из­делия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шах­матному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими, нанесению мелких элементов поверх крупных; учить самостоятельно подбирать цвета для росписи куклы, цвет головного убора и жакета повторять в от­дельных элементах узора на юбке; формировать умение делать полуобъемную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус, сзади у талии приклеива­ется бумажная петля). Материал.

У воспитателя две-три дымковские барыни и выкройка иг­рушки — двойная верхняя часть и круг с надрезом по радиусу. У детей такие же выкройки из плотной бумаги (нужно предус­мотреть различие в положении рук куклы — в стороны, подня­ты и др.), краски гуашь, фломастеры, мягкие кисточки, клей ПВА, скрепки, простой карандаш. Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям сделать «стоячие игрушки» — дымковских барынь, артисток для настольного театра и для игр. Ставит перед ними несколько образцов для рассматрива­ния. Говорит, что на прошлом заня­тии дети узнали, как одевают ба­рынь дымковские мастера, чем их наряд отличается от наряда других дымковских кукол. Один-два ребен­ка дают описания наряда барыни-франтихи.

Педагог задает уточняющие воп­
росы: какая одежда на кукле глад-
коокрашенная (шляпа, жакет), а
Рис. 19 какая с узором (юбка), какие круп-


нЫе элементы чаще всего встречаются в узоре на юбках (круп­ные кольца), как они расположены (в шахматном порядке). Обращает внимание детей на такую особенность, как умень­шение размера колец в верхних рядах. Спрашивает, в какие цвета окрашены шляпа и жакет у каждой барыни и повторя­ется ли эти цвета в каких-либо элементах узора на юбке. Поясняет, что повторение цветов в узоре убирает лишнюю пестроту в окраске кукол.

Далее педагог объясняет и показывает, как раскрасить выкройку куклы и соединить две ее части. Сначала нужно раскрасить две половинки верхней части. Отделить линией шляпу и закрасить переднюю и заднюю ее части, нарисовать волосы и части лица: брови — тонкие дужки, глаза — чер­ные точки, рот — красная точка, щеки — небольшие крас­ные кружки. Части лица можно нарисовать концом тонкой кисти или фломастером. Далее воспитатель показывает, как равномерно расположить кольца на выкройке юбки. Пояс­няет, что узор нужно нарисовать на половинке круга. Про­стым карандашом слабым нажимом разделить половинку круга на четыре части — провести три линии от центра к краю круга и нарисовать в каждой части кольца нижнего ряда, потом на линиях нарисовать кольца второго ряда меньшей величины. Получится шахматное расположение колец. Мел­кие элементы узора на кольцах и между ними дети приду­мывают сами.

Педагог предлагает детям приступить к раскрашиванию выкройки барыни-франтихи, начав его с головы куклы. В процессе работы педагог следит, отражают ли дети при рас­крашивании все те особенности наряда барыни, о которых говорилось в начале занятия. Напоминает о них, если потре­буется.

Когда дети закончат роспись частей игрушки, показывает, как их соединить. Сначала нужно намазать клеем незакрашен­ную половину круга и свернуть так, чтобы закрыть ее узорча­той половиной, прикрепить временно скрепку внизу юбки. Об­жать верхушку конуса. Затем намазать клеем верхнюю часть игрушки и приклеить ее (от талии) на обжатую часть конуса. Сзади у талии приклеить бумажную петлю, за которую можно «водить» куклу. Если у детей к этому времени не высохнет крас­ка на их изделиях, то предлагает склеить выкройку или пере­нести эту работу на другое время.

При просмотре готовых игрушек нужно отметить разно­образие их нарядов. «Давайте представим себе, как встрети-


лись две барыни-франтихи и стали похваляться своими на­рядами, — предлагает воспитатель. — Кто хочет разыграть такую сценку? Пусть двое детей поставят рядом своих кукол и будут по очереди хвастаться шляпками, украшениями (серьгами, бусами), жакетами и узорами на юбке». Выступа­ют несколько пар детей. Воспитатель отмечает выразитель­ность диалогов.

ЗАНЯТИЯ 7,8

РИСОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ. «ИЗГОТОВИМ ДЫМКОВСКИХ АРТИСТОВ ДЛЯ НАСТОЛЬНОГО ТЕАТРА»

Программные задачи.

Вызвать у детей желание сделать персонажи для настольно­го театра; учить работать с шаблонами, обводить их простым карандашом, вырезать по контуру; учить самостоятельно оп­ределять, как расписывать новых персонажей.

Материал.

Шаблоны из плотной бумаги или тонкого картона: кони, козлики, свинья, корова, всадники, собачки, медведь-гармо­нист, балалаечники (см. сценарии); плотная белая бумага, про­стые карандаши, ножницы, краски гуашь, фломастеры, клей ПВА; дымковские игрушки и иллюстрации; готовые персона­жи для одной-двух потешек.

Занятие 1

Ход занятия.

Поставить перед детьми сцену для настольного театра и по­казать од ну-две инсценировки народных потешек. Спросить детей, хотят ли они сами сделать артистов для настольного те­атра и показывать спектакли своим товарищам, «ездить на га­строли» в другие группы детского сада. Напомнить, что на про­шлом занятии они изготовили дымковских кукол, из которых можно отобрать несколько артисток для участия в спектаклях. А сегодня и на следующем занятии они сделают еще много раз­ных артистов — и животных, и людей.

Разложить на столе шаблоны для изготовления игрущек к инсценировкам потешек, а на стенде (полочках) поместить книги с иллюстрациями, картинки, открытки и дымковские игрушки.

Пригласить детей сесть вокруг стола и послушать потешки. После прочтения каждой потептки подбирать необходимые


шаблоны для персонажей и отдавать для работы тем, кто захочет. Когда все шаблоны будут распределены, посовето­вать детям рассмотреть игрушки или иллюстрации с изобра­жениями тех же персонажей, чтобы знать, как их расписы­вать. Объяснить, как работать с шаблонами. Положить шаб­лон на лист белой бумаги и обвести у самого края простым карандашом. Вырезать фигуру точно по контуру. Если нуж­но, прорисовать легким нажимом карандаша какие-либо ча­сти на игрушке, например ноги у всадника на коне и др. Большую часть фигурок нужно раскрасить с одной стороны и приклеить сзади бумажную петлю. Наиболее сложной яв­ляется фигурка Вани для потешки «Как на тоненький ле­док...». Фигурки следует сделать из двойной выкройки, от­дельно от коня, и не склеивать до конца нижнюю часть, что­бы Ваню можно было сажать на коня и снимать.

В процессе работы спрашивать детей, как расписывать ту или иную фигурку, обращать их внимание на те или иные де­тали, особенности росписи, которые не заметили дети.

В конце занятия сложить всех «артистов» в специально при­готовленные коробки с соответствующей надписью и сказать детям, что они разучат потешки — и поучатся управлять фи­гурками, а потом будут сами показывать инсценировки на­стольного театра.

Занятие 2

Ход занятия.

Рассказать детям еще об одном спектакле, к которому тоже нужно изготовить игрушечных артистов. Это будет цирковое представление. Познакомить с содержанием сценария (см. сце­нарий «Цирковое представление дымковских игрушек») и дей­ствующими лицами: наездниками, музыкантами и танцорами, дрессировщицами и их животными.

Занятие провести аналогично предыдущему.

В свободное время подготовить группу детей для показа спек­такля. Научить работать согласованно, выразительно читать текст, помочь запомнить порядок сценок.

СЦЕНАРИЙ «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОТЕШКИ»

Инсценировки показывают по двое детей и в соответствии с текстом осуществляют действия. Текст читает третий ребе­нок, диалоги персонажей произносят те, кто управляет фи­гурками.


1. Из-за леса, из-за гор
Дцет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках.
Внуки на козлятках.

Текст неторопливо читает один ребенок, двое других по оче­реди проводят по сцене персонажей, подражая движениям жи­вотных (корова движется медленно, вразвалочку, телятки и козлятки брыкаются).

2. Поехали, поехали
За грибами,

За орехами... Приехали, приехали С грибами, С орехами.

Используются фигурки мальчиков на конях, нарисованных с одной и другой стороны (две фигурки для поездки в одну сто­рону с пустыми корзинками и две фигурки возвращаются с дру­гой стороны с полными корзинками). Можно на втором плане поставить девочек, провожающих и встречающих мальчиков.

3. Конь бежит,
Вся земля дрожит,

В поле травушка-муравушка

Ничком лежит.

Чей это такой конек,

Для какого молодца?

Это конь-богатырь

Для Алеши-удальца.

Один ребенок проводит (дважды, трижды) коня со всадником, имитируя бег. Диалог может происходить между двумя дымков­скими куклами. Та, которая говорит, слегка двигается.

4. Ваня, Ваня-простота Сел задом наперед
Купил лошадь без хвоста. И поехал в огород.


Рис. 22

Один ребенок читает текст, другой управляет персонажем.

5. Как на тоненький ледок Две девушки увидали,

Выпал беленький снежок. Выпал беленький снежок, Ехал Ванюшка-дружок. Ваня ехал, поспешал, Со добра коня упал. Он упал, упал, лежит — Никто к Ване не бежит.

Прямо к Ване подбежали, Прямо к Ване подбежали, На коня Ваню сажали. На коня Ваню сажали, Путь-дорогу показали. Путь-дорогу показали Да наказывали:

«Как поедешь ты, Иван, Не зевай по сторонам».

Появляется Ваня на коне. Коня остановить, фигурку Вани снять и положить сзади коня. Появляются две скрепленные между собой фигурки девушек. Они приближаются к Ване, са­жают его на коня и хором дают наказ.

6. Стучит, бренчит по улице, — На что тебе сено?
Фома едет на курице, — Коровок кормить.
Тимошка на свинке — А на что корова?
По кривой тропинке. — Молоко доить.

— Куда, Фома, едешь? — А зачем молоко?
Куда погоняешь? — Ребятушек кормить.

— Еду сено косить.


 


Рис. 23

Фигурки едут навстречу друг другу и останавливаются по­середине сцены. Тимошка спрашивает (фигурка слегка двига­ется), Фома отвечает не спеша, с достоинством.

СЦЕНАРИЙ НАСТОЛЬНОГО ТЕАТРА «ЦИРКОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЫМКОВСКИХ ИГРУШЕК»

Действующие лица. Дымковские игрушки из плотной бу­маги, расписанные детьми: ведущая, наездники на разных животных, медведи-музыканты, танцоры: собачки и барыни, дрессировщицы с собачками-математиками и животными на пирамиде.

У животных и других персонажей есть сзади бумажные петли, за которые их передвигают дети, показывающие представление.

СЦЕНАРИЙ

На сцене появляется ведущая (дымковская кукла, юбка ко­торой сделана из конуса, сзади у талии петля).

Ведущая. Здравствуйте, дорогие зрители! Мы вам пока­жем цирковое представление, которое подготовили для вас дымковские игрушки. У нас замечательные артисты. Я думаю, что вы получите большое удовольствие от концерта. Сейчас перед вами выступят лихие наездники.

Звучит веселая музыка и вдоль сцены верхом на коне скачет мальчик, за ним появляется наездник, стоящий на коне, затем — наездник, стоящий на голове. Далее появляется сидящий за­дом наперед наездник на свинье и выкрикивающий «гоп-гоп!» и т.д. Музыка прекращается, зрители хлопают.

Ведущая.А сейчас вы увидите выступление наших заме­чательных музыкантов и плясунов!

Звучит плясовая музыка. На сцене появляется группа мед­ведей с гармошками и балалайками, прикрепленных к одной подставке. Выходят плясать две дымковские куклы, которые


держатся за руки, а позади них скачут под музыку две собачки на задних лапках. Зрители хлопают в такт музыке.

Ведущая. Сейчас вы увидите удивительных собачек, ко­торые умеют считать. Научила их считать наша знаменитая дрессировщица Акулина Кошкина!

На сцене появляется кукла-дрессировщица, в поднятых ру­ках которой две карточки с цифрами 3 и 5.

Дрессировщица. Жучка учится в первом классе. Но уже знает цифры и различает цвета. Жучка! Какую цифру ты видишь на желтой карточке? (Жучка лает три раза.) А на зеленой? (Жучка лает пять раз.) Жучка, сколько будет, если от 5 отнять 3? (Жучка молчит.) Я забыла, что ты, Жучка, еще в первом классе учишься. Иди отдыхай. Я позову учени­ка второго класса. Шарик, ко мне!

Появляется собачка побольше ростом.

Дрессировщица. Шарик, сколько получится, если от 5 от­нять 3? (Шарик лает два раза.) А если к 5 прибавить 3? (Шарик лает восемь раз.) Шарик, я тебе дам 4 вкусные кос­точки. Ты поделишься с Жучкой? Сколько косточек ты ей дашь? (Шарик лает один раз.) Шарик, это несправедливо. Нужно разделить косточки поровну. Ты же не жадный, Ша­рик! (Шарик лает два раза.) Молодец! Беги за кулисы. Там тебя и Жучку ждут вкусные косточки.

Шарик с веселым лаем убегает со сцены.

Ведущая. А теперь, дорогие зрители, вы увидите самый сложный номер нашего концерта. Называется он «Веселая пи­рамида». Подготовила этот номер другая дрессировщица — Ду-няша Собакина!

На краю сцены появляется дрессировщица. К ней подкаты­вается большой шар.

Дрессировщица. Мы начинаем строить пирамиду! (Шар катится за сцену и появляется вновь. На нем стоит сви­нья.) Пусть наша пирамида станет выше! (Шар закатывается


за кулисы и появляется вновь — на свинье стоит собачка.) Еще выше! (На собачке стоит утка.) Пусть наша пирамида станет совсем высокой! (На утке стоит петушок.)

Под музыку пирамида медленно «катит­ся» со сцены. (Надо изготовить пять пира­мид, которые заменяются каждый раз с при­бавлением нового персонажа.)

Ведущая. Наше цирковое представление за­кончено. До следующей встречи, друзья!

Занавес закрывается.

Примечание. В показе представления участвуют пять детей: один управляет куклой — ведущей, второй — показывает номер с наездниками, третий — номер с музыкантами и танцора­ми, четвертый — номер с дрессировщицей и собачками математиками, пятый — с дрессировщицей и пирамидой из животных. Воспитатель включает проиг­рыватель с нужными музыкальными произведениями и напоминает детям-ар­тистам (если нужно) очередность номеров в представлении.


УЦИКЛ

здания и транспорт

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ

1. Экскурсия по улице с целью рассматривания зданий раз­
ного назначения.

2. Рассматривание зданий разной архитектуры на открыт­
ках и иллюстрациях. Дидактическая игра «Дострой дом».

3. Аппликация. «Постройте блочный дом».

4. Рисование. «Нарисуй дом, в котором ты хотел бы жить».

5. Аппликация. «Театр».

6. Аппликация. «Трамвай, автобус (троллейбус)».

7. Рисование. «Легковой автомобиль».

8. Игровое упражнение. «Какое небо было на прошлой неде­
ле?» Рисование. «Небо при закате солнца».

9. Рисование. «Вечером возле дома остановился автомобиль».

 

10. Рисование. «Пожарная машина спешит на пожар».

11. Аппликация. «Улица города» (коллективная).
В цикле:

5 занятий по рисованию,

4 занятия по аппликации,

1 экскурсия,

1 занятие — рассматривание изображений,

1 занятие — дидактичекая игра.

ЗАНЯТИЕ 1

ЭКСКУРСИЯ ПО УЛИЦЕ

Цель.

Учить различать здания разного назначения: жилой дом, ма­газин, школа и др., замечать различия в их архитектуре, пони­мать, что эти различия связаны с разным назначением зданий.

Ход экскурсии.

Перед экскурсией педагог проводит краткую беседу и рас­сказывает детям об архитекторах. Начинает с вопроса: «Дети, вы любите строить из строительного материала раз­ные постройки. С чего вы начинаете свою работу? » Если дети


ответят, что начинают с отбора строительного материала, следует подвести их к пониманию, что прежде чем присту­пить к строительству, нужно представить себе будущую по­стройку, вообразить ее. Будет ли это гараж или домик для матрешки? Какой будет гараж — широкий, длинный, с ка­кими воротами? Какой будет домик — с одним окошком или с двумя, с крылечком или без него? «Дети, вы видели, как строят настоящие дома. Скажите, откуда строители знают, какой им надо строить дом — пятиэтажный или шестнадца­тиэтажный, с балконами или без них, жилой дом или шко­лу?» Если дети не знают о роли архитекторов в строитель­стве, то рассказывает об этом.

Далее педагог рассказывает, что любое строительство начи­нается после работы архитектора. Архитектор — это художник-строитель. Он рисует будущий дом: как выглядит этот дом с фасада (передняя наружная сторона дома), какие у него боко­вые и задние стены. Чертит чертеж, где обозначает, какие бу­дут квартиры в доме или классы в школе. Эти рисунки и черте­жи называются проектом дома. Проект дома дается руководи­телю стройки, он знакомит с ним рабочих, и они точно по проекту возводят дом.

Воспитатель показывает детям три картинки с изображени­ями жилого дома, театра, школы или магазина. Спрашивает, что это за здания, для чего их построили, как дети узнали, что одно здание жилой дом, другое — театр, а третье — школа. Под­тверждает, что у зданий разная архитектура, одно предназна­чено под жилье для многих людей, в другом показывают спек­такли для зрителей, в третьем учат детей.

Далее можно предложить детям посмотреть, какие здания построены недалеко от детского сада, чем они отличаются друг от друга. На экскурсии рассмотреть два разных по архитекту­ре жилых дома (длинный пятиэтажный и высокий дом-башню), школу, магазин. Обратить внимание на подъезды жилых до­мов, на балконы и лоджии, на широкие окна школы и ее ма­лую этажность (три этажа), на широкий вход в магазин и боль­шие окна, вывески и т.п. Обратить внимание детей на разные строительные материалы, из которых возводят дома. Сравнить кирпич и панели. Спросить, из какого материала можно быст­рее построить дом.

По возвращении с экскурсии обойти здание своего детско­го сада, рассмотреть его, отметить архитектурные особеннос­ти: сколько этажей, входов, какие окна, из чего возведены стены здания.


ЗАНЯТИЕ 2

1. РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ И ОТКРЫТОК С ИЗОБРАЖЕНИЯМИ ЗДАНИЙ РАЗНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Программные задачи.

Познакомить детей с архитектурой зданий, имеющих худо­жественное и историческое значение, в том числе и со здания­ми своего города, воспитывать чувство любви к своему родно­му городу; познакомить детей с архитектурными деталями (ко­лонны, фронтоны, балконы, башни, шпили, арки и др.).

Материал.

Иллюстрации, художественные фотографии, открытки с изображениями красивых зданий Москвы, Санкт-Петербурга и др.; рисунки с изображениями архитектурных деталей: окон разной формы, колонн, шпилей и др.

Ход занятия.

Педагог рассказывает, что в каждом городе есть много краси­вых зданий, которые не похожи друг на друга так, как похожи многие жилые дома. Это вокзалы, театры, институты, музеи и др. Многие здания были построены очень давно, но до сих пор раду­ют людей своей прекрасной архитектурой. Когда люди в первый раз приезжают в главный город России — ее столицу Москву, они идут на Красную площадь, где любуются древним Кремлем. Дети много раз по телевизору видели красную площадь с Кремлем. У Кремля пять разных башен. Вверху шатровые крыши, а на них шпили со звездами. Одни башни четырехугольные, другие — круг­лые. Главная башня — Спасская, у нее широкий арочный полу­круглый вход и самые точные часы с музыкой (показывает иллю­страции). На Красной площади есть удивительной красоты храм Василия Блаженного, построенный в далекие-далекие времена (показывает его изображение). Сверху донизу этот храм украшен лепными узорами, а его башни — круглыми куполами и все они разные. А самая высокая башня увенчана золотым куполом.

В Москве есть Большой театр (показывает). У него два фрон­тона (треугольное пространство под скатами крыши), которые украшены барельефами (лепные выпуклые украшения). Ниж­ний фронтон поддерживают высокие белые колонны, а на кры­ше находится скульптура — четверка вздыбленных коней, ко­торой управляет прекрасный юноша Аполлон.

За колоннами виднеются несколько дверей. Зачем в театре так много дверей? А какой формы окна? Окна с закруглен­ным верхом называются арочными.


Есть в Москве высотные дома, у которых 25—32 этажа. Это университет, где учатся студенты, гостиница «Украина», где про­живают люди, приехавшие в столицу на время. Архитектура этих зданий необычна. У них самая высокая средняя часть зда­ния, которая постепенно сужается и заканчивается шпилем. Эти здания заметно возвышаются над остальными постройками.

Затем следует показать детям несколько зданий Санкт-Пе­тербурга: Зимний дворец, Адмиралтейство и др. Рассказать о них, обратить внимание на характерные архитектурные осо­бенности: громадный вход — арку, статуи, колонны на Зим­нем дворце, шпиль с корабликом на Адмиралтействе и др. Желательно вместе с детьми хором называть те или иные ар­хитектурные детали для лучшего запоминания их названий.

Далее воспитатель раздает по две-три фотографии разных зданий, в том числе зданий в их родном городе. Предлагает ука­зать на здания, которые они видели и знают, назвать их, вспом­нить, где они находятся. Затем рассматривается архитектура зданий, называются характерные архитектурные детали.

В конце занятия проводится игровое упражнение «Покажи, что я назову». Педагог называет архитектурные детали — ко­лонны, фронтоны, шпили, арки, купола и другие, а дети пока­зывают их на своих открытках.

2. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ДОСТРОЙ ДОМ»

Цель.

Учить передавать симметричное строение дома, ориентиру­ясь на его половину, замечать различия в деталях (форма и ве­личина окон, дверей и др.).

Материал.

Карточки с изображениями половинок домов одинакового цвета, но разной архитектуры; стенные блоки с окнами или дверьми разной формы и величины (квадрат 3x3 см или 4x4 см) и половинки крыш; карточки с контурным изображением це­лых домов и свободные карточки такой же величины, разде­ленные линией пополам (для вариантов игры); штрафные фиш­ки (одинаковое количество для всех играющих).

Ход игры.

I вариант. Ведущий распределяет играющих на две коман­ды и предлагает сесть за стол напротив друг друга. На общий поднос кладет стенные блоки для всех домов и половинки крыш. Каждому ребенку дает карточку с контурным изобра­жением целого дома (все дома разной архитектуры) и сво­бодную карточку для выкладывания дома.


Игровая задача. Самостоятельно определить половину дома, выложить ее из блоков на свободной карточке. Затем поме­няться друг с другом местами и закончить «строительство» дома своего партнера, так чтобы дом получился симметрич­ным. Во время выкладывания дома карточку с контурным изображением перевернуть. По окончании работы можно про­верить по карточке, правильно ли выполнено задание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: