Сказать: «Тот, у кого на картинке изображена такая же птица, поставит ее рядом с игрушечной и расскажет о различии и сходстве их
узоров». Вызвать ребенка, у которого на картинке нарисована такая же птица, и после их сравнения предложить всем, у кого имеются изображения такой птицы, поместить свои картинки рядом. Обратить внимание детей на общую композицию и на различия в форме и цвете элементов, что делает всех петушков такими разными.
Рассказать, что разные узоры для украшения своих игрушек дымковские мастера «подсматривают» и берут у природы. Поместить перед детьми фотографии, картинки или др. с травами причудливой формы, с высокими тонкими стволами берез, с кольцами на спиле дерева. Сказать: «Посмотрите на эти фотографии и попробуйте отгадать, что художники взяли у природы и как преобразили это в своих узорах». Подвести детей к мысли о похожести ряда стволов деревьев или теней от них на полоски в узорах, клетчатого узора с кружками на паутину с капельками росы у паука, колец на спиле дерева на кольца в узоре на хвосте индюка и т.п. Предложить детям расписать узором дымковскую птицу. Показать игрушку-образец и пояснить, что такую птицу надо украсить одинаковым узором с двух сторон, потом ее склеить до ног (подставки) и приклеить к конусу, сделанному из круга. (Конусы вместе с детьми можно сделать накануне занятия.)
Дети выбирают сдвоенный силуэт птицы для раскрашивания. В процессе рисования посоветовать детям использовать рациональный способ работы — закрашивать или рисовать одинаковые части и детали сразу на двух сторонах игрушки. Напомнить, что мелкие детали и тонкие линии в узорах можно нарисовать фломастером. Одобрять тех детей, которые по-своему комбинируют элементы в узоре.
|
Склеивание игрушечных птиц можно организовать в свободное время, когда они хорошо просохнут. Готовые изделия можно использовать в играх, дарить, как сувениры, гостям, малышам, родителям.
ЗАНЯТИЕ 5
ЛЕПКА. «БАРЫНЯ, НЯНЯ (ВОДОНОСКА)»
Программные задачи.
Продолжить знакомство детей с творчеством дымковских мастеров, с характерными особенностями содержания и росписи кукол; формировать умения передавать различия в наряде водоноски, няни и барыни; сделать фигуры кукол выразительными за счет их осанки и деталей одежды; использовать в лепке юбки ленточный способ, голову вместе с туловищем лепить из одного куска.
Материал.
У воспитателя фигурки разных дымковских кукол — мужские и женские — и их изображения; исходные формы для лепки куклы — три цилиндра разной величины. У детей пластилин, стеки, печатки.
Ход занятия.
Посадить детей полукругом возле стола, на котором стоят разные куклы: водоноска, няня, барыня, музыканты, кавалеры, всадники. Указывая на ту или иную фигуру, спросить, кто это. Сделать вывод, что дымковские мастера изображают разных людей и по тому, что они держат в руках, как одеты, можно узнать, кто они и чем занимаются. Спросить, у кого более яркая и нарядная одежда — у дымковских мужчин или женщин.
Затем обратить внимание детей на выразительность фигурок: «Про кого можно сказать важная(ый), стройная(ый), гордая(ый), франтиха, смешной? » Поставить отдельно водоноску, няню и барыню и сказать: «Эти куклы называются по-разному. Одну мастера называют барыней, другую — водоноской, третью — няней. Покажите каждую и объясните, как вы узнали, кто барыня, кто водоноска, а кто няня». Подтвердить, что няня и водоноска изображены в работе. Одна несет ведра, другая нянчит ребенка. А барыня прогуливается. Она держит на руках маленькую собачку (или зонтик, или держит руки в муфте). Спросить, чем еще отличается барыня от водоноски и няни (нарядом). Вместе с детьми отметить
|
различия в наряде кукол. У няни и водоноски на голове кокошники, а у барыни— (шляпа), у няни и водоноски кофточка, а у барыни... (жакет). У водоноски и няни фартуки, а у барыни... (нет фартука). Но у всех кукол пышные, колоколом юбки. Приподнять кукол и показать, что юбки внутри полые.
Сказать, что сегодня каждый вылепит куклу, какую захочет: водоноску с ведрами на коромысле, няню с ребеночком или барыню. Для любой куклы надо заготовить по три исходные формы: большой цилиндр для юбки, цилиндр поменьше — для головы и туловища и тонкий цилиндр — для рук.
Показать и объяснить приемы лепки полой юбки: «Положить большой цилиндр на доску и расплющить его в пласт, чтобы получилась толстая лента. Осторожно свернуть ленту и тщательно загладить место скрепления. Получится широкое кольцо. Верх кольца собрать воедино, сузить, а нижний край юбки немного расширить пальцами.
Спросить детей, что нужно сделать, чтобы из одного куска вылепить голову и туловище куклы до пояса (обжать шею, закруглить голову).
Поставить на сдвоенные столы по кукле и предложить детям сесть за тот стол, где стоит кукла, которую они решили вылепить.
|
Предоставить каждому ребенку возможность в процессе лепки брать нужный ему цветной пластилин для изображения деталей (кокошник и др.) и дополнительных предметов. Одобрять тех, кто самостоятельно находит способы лепки младенца, ведерок, коромысла, шляпы.
Пояснить, что фартук можно изобразить, прилепив к юбке няни и водоноски оборку, сделанную из узкой закругленной ленты, обжатой пальцами. Таким же приемом можно вылепить баску для жакета барыни.
Напомнить, что фигурки кукол пластичны. Одна часть плавно переходит в другую, места скрепления хорошо заглажены и незаметны. У кукол тонкие талии и пышные юбки.
Детям, которые лепят водоносок, можно предложить сделать дужки у ведер из мягкой проволоки. Посоветовать почаще вглядываться в куклу, стоящую на столе, чтобы добиться сходства.
Когда дети будут заканчивать лепку кукол, предложить им стекой и печатками нарисовать узор на юбках: полосатый, клетчатый или из колец в сочетании с мелкими элементами — точками, штрихами и др., прорисовать глаза и рот острым концом стеки.
В конце занятия поставить вылепленных кукол рядом с дымковскими и попросить детей найти среди барынь самую важную и гордую, самую нарядную, среди водоносок самую стройную, а среди нянь самую красивую и заботливую (как держит младенца).
ЗАНЯТИЕ 6 РИСОВАНИЕ И КОНСГРУИРОВАНИЕ. «БАРЫНИ-ФРАНТИХИ»
Программные задачи.
Учить расписывать более сложные по форме дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими, нанесению мелких элементов поверх крупных; учить самостоятельно подбирать цвета для росписи куклы, цвет головного убора и жакета повторять в отдельных элементах узора на юбке; формировать умение делать полуобъемную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус, сзади у талии приклеивается бумажная петля). Материал.
У воспитателя две-три дымковские барыни и выкройка игрушки — двойная верхняя часть и круг с надрезом по радиусу. У детей такие же выкройки из плотной бумаги (нужно предусмотреть различие в положении рук куклы — в стороны, подняты и др.), краски гуашь, фломастеры, мягкие кисточки, клей ПВА, скрепки, простой карандаш. Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям сделать «стоячие игрушки» — дымковских барынь, артисток для настольного театра и для игр. Ставит перед ними несколько образцов для рассматривания. Говорит, что на прошлом занятии дети узнали, как одевают барынь дымковские мастера, чем их наряд отличается от наряда других дымковских кукол. Один-два ребенка дают описания наряда барыни-франтихи.
Педагог задает уточняющие воп
росы: какая одежда на кукле глад-
коокрашенная (шляпа, жакет), а
Рис. 19 какая с узором (юбка), какие круп-
нЫе элементы чаще всего встречаются в узоре на юбках (крупные кольца), как они расположены (в шахматном порядке). Обращает внимание детей на такую особенность, как уменьшение размера колец в верхних рядах. Спрашивает, в какие цвета окрашены шляпа и жакет у каждой барыни и повторяется ли эти цвета в каких-либо элементах узора на юбке. Поясняет, что повторение цветов в узоре убирает лишнюю пестроту в окраске кукол.
Далее педагог объясняет и показывает, как раскрасить выкройку куклы и соединить две ее части. Сначала нужно раскрасить две половинки верхней части. Отделить линией шляпу и закрасить переднюю и заднюю ее части, нарисовать волосы и части лица: брови — тонкие дужки, глаза — черные точки, рот — красная точка, щеки — небольшие красные кружки. Части лица можно нарисовать концом тонкой кисти или фломастером. Далее воспитатель показывает, как равномерно расположить кольца на выкройке юбки. Поясняет, что узор нужно нарисовать на половинке круга. Простым карандашом слабым нажимом разделить половинку круга на четыре части — провести три линии от центра к краю круга и нарисовать в каждой части кольца нижнего ряда, потом на линиях нарисовать кольца второго ряда меньшей величины. Получится шахматное расположение колец. Мелкие элементы узора на кольцах и между ними дети придумывают сами.
Педагог предлагает детям приступить к раскрашиванию выкройки барыни-франтихи, начав его с головы куклы. В процессе работы педагог следит, отражают ли дети при раскрашивании все те особенности наряда барыни, о которых говорилось в начале занятия. Напоминает о них, если потребуется.
Когда дети закончат роспись частей игрушки, показывает, как их соединить. Сначала нужно намазать клеем незакрашенную половину круга и свернуть так, чтобы закрыть ее узорчатой половиной, прикрепить временно скрепку внизу юбки. Обжать верхушку конуса. Затем намазать клеем верхнюю часть игрушки и приклеить ее (от талии) на обжатую часть конуса. Сзади у талии приклеить бумажную петлю, за которую можно «водить» куклу. Если у детей к этому времени не высохнет краска на их изделиях, то предлагает склеить выкройку или перенести эту работу на другое время.
При просмотре готовых игрушек нужно отметить разнообразие их нарядов. «Давайте представим себе, как встрети-
лись две барыни-франтихи и стали похваляться своими нарядами, — предлагает воспитатель. — Кто хочет разыграть такую сценку? Пусть двое детей поставят рядом своих кукол и будут по очереди хвастаться шляпками, украшениями (серьгами, бусами), жакетами и узорами на юбке». Выступают несколько пар детей. Воспитатель отмечает выразительность диалогов.
ЗАНЯТИЯ 7,8
РИСОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ. «ИЗГОТОВИМ ДЫМКОВСКИХ АРТИСТОВ ДЛЯ НАСТОЛЬНОГО ТЕАТРА»
Программные задачи.
Вызвать у детей желание сделать персонажи для настольного театра; учить работать с шаблонами, обводить их простым карандашом, вырезать по контуру; учить самостоятельно определять, как расписывать новых персонажей.
Материал.
Шаблоны из плотной бумаги или тонкого картона: кони, козлики, свинья, корова, всадники, собачки, медведь-гармонист, балалаечники (см. сценарии); плотная белая бумага, простые карандаши, ножницы, краски гуашь, фломастеры, клей ПВА; дымковские игрушки и иллюстрации; готовые персонажи для одной-двух потешек.
Занятие 1
Ход занятия.
Поставить перед детьми сцену для настольного театра и показать од ну-две инсценировки народных потешек. Спросить детей, хотят ли они сами сделать артистов для настольного театра и показывать спектакли своим товарищам, «ездить на гастроли» в другие группы детского сада. Напомнить, что на прошлом занятии они изготовили дымковских кукол, из которых можно отобрать несколько артисток для участия в спектаклях. А сегодня и на следующем занятии они сделают еще много разных артистов — и животных, и людей.
Разложить на столе шаблоны для изготовления игрущек к инсценировкам потешек, а на стенде (полочках) поместить книги с иллюстрациями, картинки, открытки и дымковские игрушки.
Пригласить детей сесть вокруг стола и послушать потешки. После прочтения каждой потептки подбирать необходимые
шаблоны для персонажей и отдавать для работы тем, кто захочет. Когда все шаблоны будут распределены, посоветовать детям рассмотреть игрушки или иллюстрации с изображениями тех же персонажей, чтобы знать, как их расписывать. Объяснить, как работать с шаблонами. Положить шаблон на лист белой бумаги и обвести у самого края простым карандашом. Вырезать фигуру точно по контуру. Если нужно, прорисовать легким нажимом карандаша какие-либо части на игрушке, например ноги у всадника на коне и др. Большую часть фигурок нужно раскрасить с одной стороны и приклеить сзади бумажную петлю. Наиболее сложной является фигурка Вани для потешки «Как на тоненький ледок...». Фигурки следует сделать из двойной выкройки, отдельно от коня, и не склеивать до конца нижнюю часть, чтобы Ваню можно было сажать на коня и снимать.
В процессе работы спрашивать детей, как расписывать ту или иную фигурку, обращать их внимание на те или иные детали, особенности росписи, которые не заметили дети.
В конце занятия сложить всех «артистов» в специально приготовленные коробки с соответствующей надписью и сказать детям, что они разучат потешки — и поучатся управлять фигурками, а потом будут сами показывать инсценировки настольного театра.
Занятие 2
Ход занятия.
Рассказать детям еще об одном спектакле, к которому тоже нужно изготовить игрушечных артистов. Это будет цирковое представление. Познакомить с содержанием сценария (см. сценарий «Цирковое представление дымковских игрушек») и действующими лицами: наездниками, музыкантами и танцорами, дрессировщицами и их животными.
Занятие провести аналогично предыдущему.
В свободное время подготовить группу детей для показа спектакля. Научить работать согласованно, выразительно читать текст, помочь запомнить порядок сценок.
СЦЕНАРИЙ «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОТЕШКИ»
Инсценировки показывают по двое детей и в соответствии с текстом осуществляют действия. Текст читает третий ребенок, диалоги персонажей произносят те, кто управляет фигурками.
1. Из-за леса, из-за гор
Дцет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках.
Внуки на козлятках.
Текст неторопливо читает один ребенок, двое других по очереди проводят по сцене персонажей, подражая движениям животных (корова движется медленно, вразвалочку, телятки и козлятки брыкаются).
2. Поехали, поехали
За грибами,
За орехами... Приехали, приехали С грибами, С орехами.
Используются фигурки мальчиков на конях, нарисованных с одной и другой стороны (две фигурки для поездки в одну сторону с пустыми корзинками и две фигурки возвращаются с другой стороны с полными корзинками). Можно на втором плане поставить девочек, провожающих и встречающих мальчиков.
3. Конь бежит,
Вся земля дрожит,
В поле травушка-муравушка
Ничком лежит.
Чей это такой конек,
Для какого молодца?
Это конь-богатырь
Для Алеши-удальца.
Один ребенок проводит (дважды, трижды) коня со всадником, имитируя бег. Диалог может происходить между двумя дымковскими куклами. Та, которая говорит, слегка двигается.
4. Ваня, Ваня-простота Сел задом наперед
Купил лошадь без хвоста. И поехал в огород.
Рис. 22
Один ребенок читает текст, другой управляет персонажем.
5. Как на тоненький ледок Две девушки увидали,
Выпал беленький снежок. Выпал беленький снежок, Ехал Ванюшка-дружок. Ваня ехал, поспешал, Со добра коня упал. Он упал, упал, лежит — Никто к Ване не бежит. |
Прямо к Ване подбежали, Прямо к Ване подбежали, На коня Ваню сажали. На коня Ваню сажали, Путь-дорогу показали. Путь-дорогу показали Да наказывали:
«Как поедешь ты, Иван, Не зевай по сторонам».
Появляется Ваня на коне. Коня остановить, фигурку Вани снять и положить сзади коня. Появляются две скрепленные между собой фигурки девушек. Они приближаются к Ване, сажают его на коня и хором дают наказ.
6. Стучит, бренчит по улице, — На что тебе сено?
Фома едет на курице, — Коровок кормить.
Тимошка на свинке — А на что корова?
По кривой тропинке. — Молоко доить.
— Куда, Фома, едешь? — А зачем молоко?
Куда погоняешь? — Ребятушек кормить.
— Еду сено косить.
Рис. 23
Фигурки едут навстречу друг другу и останавливаются посередине сцены. Тимошка спрашивает (фигурка слегка двигается), Фома отвечает не спеша, с достоинством.
СЦЕНАРИЙ НАСТОЛЬНОГО ТЕАТРА «ЦИРКОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЫМКОВСКИХ ИГРУШЕК»
Действующие лица. Дымковские игрушки из плотной бумаги, расписанные детьми: ведущая, наездники на разных животных, медведи-музыканты, танцоры: собачки и барыни, дрессировщицы с собачками-математиками и животными на пирамиде.
У животных и других персонажей есть сзади бумажные петли, за которые их передвигают дети, показывающие представление.
СЦЕНАРИЙ
На сцене появляется ведущая (дымковская кукла, юбка которой сделана из конуса, сзади у талии петля).
Ведущая. Здравствуйте, дорогие зрители! Мы вам покажем цирковое представление, которое подготовили для вас дымковские игрушки. У нас замечательные артисты. Я думаю, что вы получите большое удовольствие от концерта. Сейчас перед вами выступят лихие наездники.
Звучит веселая музыка и вдоль сцены верхом на коне скачет мальчик, за ним появляется наездник, стоящий на коне, затем — наездник, стоящий на голове. Далее появляется сидящий задом наперед наездник на свинье и выкрикивающий «гоп-гоп!» и т.д. Музыка прекращается, зрители хлопают.
Ведущая.А сейчас вы увидите выступление наших замечательных музыкантов и плясунов!
Звучит плясовая музыка. На сцене появляется группа медведей с гармошками и балалайками, прикрепленных к одной подставке. Выходят плясать две дымковские куклы, которые
держатся за руки, а позади них скачут под музыку две собачки на задних лапках. Зрители хлопают в такт музыке.
Ведущая. Сейчас вы увидите удивительных собачек, которые умеют считать. Научила их считать наша знаменитая дрессировщица Акулина Кошкина!
На сцене появляется кукла-дрессировщица, в поднятых руках которой две карточки с цифрами 3 и 5.
Дрессировщица. Жучка учится в первом классе. Но уже знает цифры и различает цвета. Жучка! Какую цифру ты видишь на желтой карточке? (Жучка лает три раза.) А на зеленой? (Жучка лает пять раз.) Жучка, сколько будет, если от 5 отнять 3? (Жучка молчит.) Я забыла, что ты, Жучка, еще в первом классе учишься. Иди отдыхай. Я позову ученика второго класса. Шарик, ко мне!
Появляется собачка побольше ростом.
Дрессировщица. Шарик, сколько получится, если от 5 отнять 3? (Шарик лает два раза.) А если к 5 прибавить 3? (Шарик лает восемь раз.) Шарик, я тебе дам 4 вкусные косточки. Ты поделишься с Жучкой? Сколько косточек ты ей дашь? (Шарик лает один раз.) Шарик, это несправедливо. Нужно разделить косточки поровну. Ты же не жадный, Шарик! (Шарик лает два раза.) Молодец! Беги за кулисы. Там тебя и Жучку ждут вкусные косточки.
Шарик с веселым лаем убегает со сцены.
Ведущая. А теперь, дорогие зрители, вы увидите самый сложный номер нашего концерта. Называется он «Веселая пирамида». Подготовила этот номер другая дрессировщица — Ду-няша Собакина!
На краю сцены появляется дрессировщица. К ней подкатывается большой шар.
Дрессировщица. Мы начинаем строить пирамиду! (Шар катится за сцену и появляется вновь. На нем стоит свинья.) Пусть наша пирамида станет выше! (Шар закатывается
за кулисы и появляется вновь — на свинье стоит собачка.) Еще выше! (На собачке стоит утка.) Пусть наша пирамида станет совсем высокой! (На утке стоит петушок.)
Под музыку пирамида медленно «катится» со сцены. (Надо изготовить пять пирамид, которые заменяются каждый раз с прибавлением нового персонажа.)
Ведущая. Наше цирковое представление закончено. До следующей встречи, друзья!
Занавес закрывается.
Примечание. В показе представления участвуют пять детей: один управляет куклой — ведущей, второй — показывает номер с наездниками, третий — номер с музыкантами и танцорами, четвертый — номер с дрессировщицей и собачками математиками, пятый — с дрессировщицей и пирамидой из животных. Воспитатель включает проигрыватель с нужными музыкальными произведениями и напоминает детям-артистам (если нужно) очередность номеров в представлении.
УЦИКЛ
здания и транспорт
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ
1. Экскурсия по улице с целью рассматривания зданий раз
ного назначения.
2. Рассматривание зданий разной архитектуры на открыт
ках и иллюстрациях. Дидактическая игра «Дострой дом».
3. Аппликация. «Постройте блочный дом».
4. Рисование. «Нарисуй дом, в котором ты хотел бы жить».
5. Аппликация. «Театр».
6. Аппликация. «Трамвай, автобус (троллейбус)».
7. Рисование. «Легковой автомобиль».
8. Игровое упражнение. «Какое небо было на прошлой неде
ле?» Рисование. «Небо при закате солнца».
9. Рисование. «Вечером возле дома остановился автомобиль».
10. Рисование. «Пожарная машина спешит на пожар».
11. Аппликация. «Улица города» (коллективная).
В цикле:
5 занятий по рисованию,
4 занятия по аппликации,
1 экскурсия,
1 занятие — рассматривание изображений,
1 занятие — дидактичекая игра.
ЗАНЯТИЕ 1
ЭКСКУРСИЯ ПО УЛИЦЕ
Цель.
Учить различать здания разного назначения: жилой дом, магазин, школа и др., замечать различия в их архитектуре, понимать, что эти различия связаны с разным назначением зданий.
Ход экскурсии.
Перед экскурсией педагог проводит краткую беседу и рассказывает детям об архитекторах. Начинает с вопроса: «Дети, вы любите строить из строительного материала разные постройки. С чего вы начинаете свою работу? » Если дети
ответят, что начинают с отбора строительного материала, следует подвести их к пониманию, что прежде чем приступить к строительству, нужно представить себе будущую постройку, вообразить ее. Будет ли это гараж или домик для матрешки? Какой будет гараж — широкий, длинный, с какими воротами? Какой будет домик — с одним окошком или с двумя, с крылечком или без него? «Дети, вы видели, как строят настоящие дома. Скажите, откуда строители знают, какой им надо строить дом — пятиэтажный или шестнадцатиэтажный, с балконами или без них, жилой дом или школу?» Если дети не знают о роли архитекторов в строительстве, то рассказывает об этом.
Далее педагог рассказывает, что любое строительство начинается после работы архитектора. Архитектор — это художник-строитель. Он рисует будущий дом: как выглядит этот дом с фасада (передняя наружная сторона дома), какие у него боковые и задние стены. Чертит чертеж, где обозначает, какие будут квартиры в доме или классы в школе. Эти рисунки и чертежи называются проектом дома. Проект дома дается руководителю стройки, он знакомит с ним рабочих, и они точно по проекту возводят дом.
Воспитатель показывает детям три картинки с изображениями жилого дома, театра, школы или магазина. Спрашивает, что это за здания, для чего их построили, как дети узнали, что одно здание жилой дом, другое — театр, а третье — школа. Подтверждает, что у зданий разная архитектура, одно предназначено под жилье для многих людей, в другом показывают спектакли для зрителей, в третьем учат детей.
Далее можно предложить детям посмотреть, какие здания построены недалеко от детского сада, чем они отличаются друг от друга. На экскурсии рассмотреть два разных по архитектуре жилых дома (длинный пятиэтажный и высокий дом-башню), школу, магазин. Обратить внимание на подъезды жилых домов, на балконы и лоджии, на широкие окна школы и ее малую этажность (три этажа), на широкий вход в магазин и большие окна, вывески и т.п. Обратить внимание детей на разные строительные материалы, из которых возводят дома. Сравнить кирпич и панели. Спросить, из какого материала можно быстрее построить дом.
По возвращении с экскурсии обойти здание своего детского сада, рассмотреть его, отметить архитектурные особенности: сколько этажей, входов, какие окна, из чего возведены стены здания.
ЗАНЯТИЕ 2
1. РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ И ОТКРЫТОК С ИЗОБРАЖЕНИЯМИ ЗДАНИЙ РАЗНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Программные задачи.
Познакомить детей с архитектурой зданий, имеющих художественное и историческое значение, в том числе и со зданиями своего города, воспитывать чувство любви к своему родному городу; познакомить детей с архитектурными деталями (колонны, фронтоны, балконы, башни, шпили, арки и др.).
Материал.
Иллюстрации, художественные фотографии, открытки с изображениями красивых зданий Москвы, Санкт-Петербурга и др.; рисунки с изображениями архитектурных деталей: окон разной формы, колонн, шпилей и др.
Ход занятия.
Педагог рассказывает, что в каждом городе есть много красивых зданий, которые не похожи друг на друга так, как похожи многие жилые дома. Это вокзалы, театры, институты, музеи и др. Многие здания были построены очень давно, но до сих пор радуют людей своей прекрасной архитектурой. Когда люди в первый раз приезжают в главный город России — ее столицу Москву, они идут на Красную площадь, где любуются древним Кремлем. Дети много раз по телевизору видели красную площадь с Кремлем. У Кремля пять разных башен. Вверху шатровые крыши, а на них шпили со звездами. Одни башни четырехугольные, другие — круглые. Главная башня — Спасская, у нее широкий арочный полукруглый вход и самые точные часы с музыкой (показывает иллюстрации). На Красной площади есть удивительной красоты храм Василия Блаженного, построенный в далекие-далекие времена (показывает его изображение). Сверху донизу этот храм украшен лепными узорами, а его башни — круглыми куполами и все они разные. А самая высокая башня увенчана золотым куполом.
В Москве есть Большой театр (показывает). У него два фронтона (треугольное пространство под скатами крыши), которые украшены барельефами (лепные выпуклые украшения). Нижний фронтон поддерживают высокие белые колонны, а на крыше находится скульптура — четверка вздыбленных коней, которой управляет прекрасный юноша Аполлон.
За колоннами виднеются несколько дверей. Зачем в театре так много дверей? А какой формы окна? Окна с закругленным верхом называются арочными.
Есть в Москве высотные дома, у которых 25—32 этажа. Это университет, где учатся студенты, гостиница «Украина», где проживают люди, приехавшие в столицу на время. Архитектура этих зданий необычна. У них самая высокая средняя часть здания, которая постепенно сужается и заканчивается шпилем. Эти здания заметно возвышаются над остальными постройками.
Затем следует показать детям несколько зданий Санкт-Петербурга: Зимний дворец, Адмиралтейство и др. Рассказать о них, обратить внимание на характерные архитектурные особенности: громадный вход — арку, статуи, колонны на Зимнем дворце, шпиль с корабликом на Адмиралтействе и др. Желательно вместе с детьми хором называть те или иные архитектурные детали для лучшего запоминания их названий.
Далее воспитатель раздает по две-три фотографии разных зданий, в том числе зданий в их родном городе. Предлагает указать на здания, которые они видели и знают, назвать их, вспомнить, где они находятся. Затем рассматривается архитектура зданий, называются характерные архитектурные детали.
В конце занятия проводится игровое упражнение «Покажи, что я назову». Педагог называет архитектурные детали — колонны, фронтоны, шпили, арки, купола и другие, а дети показывают их на своих открытках.
2. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ДОСТРОЙ ДОМ»
Цель.
Учить передавать симметричное строение дома, ориентируясь на его половину, замечать различия в деталях (форма и величина окон, дверей и др.).
Материал.
Карточки с изображениями половинок домов одинакового цвета, но разной архитектуры; стенные блоки с окнами или дверьми разной формы и величины (квадрат 3x3 см или 4x4 см) и половинки крыш; карточки с контурным изображением целых домов и свободные карточки такой же величины, разделенные линией пополам (для вариантов игры); штрафные фишки (одинаковое количество для всех играющих).
Ход игры.
I вариант. Ведущий распределяет играющих на две команды и предлагает сесть за стол напротив друг друга. На общий поднос кладет стенные блоки для всех домов и половинки крыш. Каждому ребенку дает карточку с контурным изображением целого дома (все дома разной архитектуры) и свободную карточку для выкладывания дома.
Игровая задача. Самостоятельно определить половину дома, выложить ее из блоков на свободной карточке. Затем поменяться друг с другом местами и закончить «строительство» дома своего партнера, так чтобы дом получился симметричным. Во время выкладывания дома карточку с контурным изображением перевернуть. По окончании работы можно проверить по карточке, правильно ли выполнено задание.