ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ 9 глава




У воспитателя несколько изображений реальных птиц, сре­ди которых павлин и попугай, и несколько изображений ска­зочных, включая две-три жар-птицы, несколько предметов или их изображения, украшенные узорами с птицами. У детей квад­ратные листы бумаги черного, темно-синего или фиолетового цвета, у одних детей наборы цветной бумаги, ножницы и клей, у других — краски гуашь, мягкие и щетинные кисточки.

Предварительная работа.

Поиграть в игры «Цветик-семицветик» и «Собери букет» (холодные и теплые цвета). Накануне занятия рассмотреть с детьми иллюстрации к сказкам с изображениями жар-птицы и заранее решить, кто из них будет рисовать, а кто аппликаци-онно изображать жар-птицу на предстоящем занятии.

Ход занятия.

Педагог ставит перед детьми в ряд шесть-восемь картинок с изображениями реальных и декоративных птиц и предлагает назвать их.

— Почему одних птиц вы сумели назвать (сороку, снегиря и др.), а других — нет? Что это за птицы? Не названные вами птицы придуманы художниками. Их можно назвать сказочны­ми. Чем же эти птицы необычны, чем они отличаются от тех птиц, которых мы видим на улице, в парках, в лесу? Да, эти птицы красочные, украшены узорами, у них необычной фор­мы хвосты, крылья, хохолки.


Затем воспитатель размещает картинки с изображениями реальных птиц отдельно.

— Найдите среди обычных реальных птиц таких, у которых
художники-сказочники могли для своих придуманных птиц
позаимствовать и яркую разноцветную окраску, и необычный
пышный хвост с узорами. (Дети могут указать на попугая, на
павлина и других птиц.)

— Где вы видели изображения сказочных птиц, кроме книг
со сказками? (В разных узорах: вышивках, коврах, в узорах на
коробках с конфетами, на посуде и т.д.)

Педагог показывает два-три таких предмета и говорит, что в узорах таких птиц называют декоративными. Убирает кар­тинки с изображениями реальных птиц и говорит, что в сказ­ках часто рассказывают про жар-птицу.

— Посмотрите на этих сказочных птиц и скажите, есть ли
среди них жар-птицы. Покажите их. Почему вы решили, что
этих птиц можно назвать жар-птицами?

После ответов детей воспитатель подтверждает, что худож­ники рисуют эту птицу «жаркими цветами» — такими, как огонь. Это красный цвет... (оранжевый, желтый). Убирает ос­тальных декоративных птиц и оставляет только изображения жар-птицы.

— Сегодня одни из вас нарисуют летящую жар-птицу, а дру­
гие вырежут изображение такой птицы и наклеят. Что нужно
сделать прежде, чем приступить к изображению жар-птицы?
(Рассмотреть ее.) Что же вы хотите узнать о ней при рассмат­
ривании? (Форму, строение частей, их величину, окраску.)
Сами рассмотрите жар-птицу и потом расскажите, что вы о ней
узнали.

Если ответы детей будут неполными, то путем вопросов пе­дагог уточняет особенности, которые дети должны будут пере­дать в своих рисунках и аппликациях (небольшое тело оваль­ной формы, гибкая шея с небольшой головкой, большие кры­лья и пышный длинный хвост и др.). Предлагает приступить к работе.

В процессе работы воспитатель спрашивает, в какой после­довательности лучше изображать птицу, с какой части следует начинать (с тела), где его лучше расположить (примерно на се­редине листа бумаги или чуть выше середины, наклонно).

Напоминает, как следует располагать летящую птицу (с угла на угол, по диагонали, так же, как рисовали летящую ворону). Детям, которые аппликационно изображают жар-птицу, если нужно, напоминает о парном вырезывании двух крыльев (так,


как дети вырезывали крылья у летящего снегиря). Птица по­лучится нарядной, если на большие крылья сверху наклеить крылья меньшего размера другого цвета. Хвост можно или изобразить из нескольких отдельных частей, или вырезать сим­метричным из бумаги, сложенной вдвое.

Детям, рисующим жар-птицу, надо посоветовать тоже на­кладывать краску на краску по мере высыхания, чтобы ис­пользовать все «жаркие» цвета. «Глазки» на хвосте птицы порекомендовать изображать холодными цветами, тогда пти­ца станет еще «жарче». Следить, чтобы изображение не «упи­ралось» в края листа бумаги и не получилось бы слишком мелким.

В конце занятия педагог предлагает детям поочередно по­казывать свои рисунки и самим анализировать их: что полу­чилось, а что нет и как надо было бы сделать. Хвалит тех, кто сам заметит свои ошибки. Обращает внимание детей на темный фон рисунков и аппликации. Спрашивает, получи­лась ли бы птица такой яркой, если бы ее нарисовали на бе­лой бумаге?

Можно выставить все рисунки и аппликации на стенд и най­ти самую «жаркую» птицу.

ЗАНЯТИЕ 9

РИСОВАНИЕ. «ИВАН-ЦАРЕВИЧ С ЖАР-ПТИЦЕЙ»

Программные задачи.

Учить передавать в рисунке один из эпизодов сказки «Иван-царевич и серый волк» с двумя персонажами: Иваном-цареви­чем и жар-птицей; учить изображать фигуру человека в боко­вом положении, в зависимости от содержания эпизода переда­вать соответствующую позу персонажа; изображать Ивана-царевича в старинной одежде: кафтане, шапке с отворо­тами, сапогах с узорами; самостоятельно использовать нужные технические приемы рисования красками.

Материал.

У воспитателя четыре картонных фигурки Ивана-цареви­ча, три из которых изображают персонаж в боковом положе­нии в разных движениях, иллюстрации или удачные детские рисунки с изображениями жар-птицы. У детей темные листы бумаги, желательно 25x25 см или 30x30 см; краски гуашь, мягкие и щетинные кисточки, карандаш для вспомогатель­ного рисунка.


Ход занятия.

— Сегодня мы нарисуем картинки к знакомой вам сказке. К
какой — вы сразу узнаете, посмотрев на эти персонажи, — го­
ворит педагог и ставит перед детьми фигурку Ивана-царевича
в анфас и жар-птицу.

— В какой сказке о них рассказывается? («Иван-царевич и
серый волк».) Жар-птицу вы уже изображали на прошлом за­
нятии. А чтобы нарисовать Ивана-царевича, нужно рассмот­
реть, как он одет. Его одежда отличается от одежды крестьянс­
кого мальчика Иванушки, которого вы рисовали к сказке
«Гуси-лебеди». Одежда царевича нарядная, богатая, расшита
узорами. Как называется эта верхняя одежда? (Кафтан.) Ка­
кой у кафтана воротник, застежки, пояс? Что на голове у цяре-
вича? (Шапка с отворотами.) Какие сапоги? (На каблуках, с
узорами.)

— Я вам предложу на выбор три эпизода из этой сказки. Ка­
кой вам больше понравится, такой и нарисуете.

 

1 эпизод. Жар-птица прилетела в сад и клюет золотые ябло­
ки, а Иван-царевич спрятался за кустом или за деревом.

2 эпизод. Иван-царевич выскочил из засады и ухватил жар-
птицу за пышный хвост.

3 эпизод. Иван-царевич несет клетку с пойманной жар-птицей.
Педагог вновь привлекает внимание детей к фигурке Ивана-
царевича и спрашивает, в какой позе он нарисован (стоящим).

— Понятно ли будет, что делает Иван-царевич, если его изоб­
разить спокойно стоящим так, как нарисован он здесь? Как же
нужно его изобразить, чтобы всем было понятно, что он делает?

Педагог выслушивает ответы детей и подтверждает, что ца­ревича нужно нарисовать в боковом положении и в определен­ном движении.


— Я вам покажу три фигурки Ивана-царевича в разных дви­жениях и снова назову эпизоды, которые вы будете изображать. д вы скажите, какая фигурка в какой позе подойдет к перво­му, второму или третьему эпизоду.

Педагог вставляет фигурки и снова повторяет эпизоды из сказки. Просит после каждого эпизода указывать подходящую фигурку. Разбираются позы фигурок (положение рук и ног).

Воспитатель просит детей выбрать один из эпизодов и нари­совать его. Спрашивает нескольких детей, какой эпизод они выбрали для рисунка.

В процессе рисования педагог спрашивает, где дети дума­ют на листе бумаги расположить фигуры Ивана-царевича и жар-птицы. Напоминает, что у детей большие листы бумаги и фигуры следует рисовать в соответствии с их величиной. Если возникает необходимость, уточняет позу персонажа, дает ребенку возможность снова рассмотреть картонную фигурку Ивана-царевича.

Кто захочет, может сделать предварительный рисунок ца­ревича, наметить только его контур. Воспитатель напоминает детям, что в рисунке один предмет может частично загоражи­вать другой. Например, жар-птица частично загородила ябло­ню, а Иван-царевич спрятался за кустом.

В конце занятия можно предложить одним детям показы­вать свои рисунки, а другим — отгадывать (по позе, по движе­ниям), какой эпизод изображен. Можно сравнить два-три ри­сунка с изображением одинакового эпизода и определить, ка­кой из них более понятен и почему. Обратить внимание на интересные дополнения, выдумку, которые внесли некоторые дети в свои рисунки. Если дети не успели изобразить все заду­манное, то следует предоставить им возможность закончить свой рисунок в свободное время.

*

ЗАНЯТИЕ 10

РИСОВАНИЕ. «СТАРИННАЯ ПОСТРОЙКА — ТЕРЕМ»

Программные задачи.

Познакомить детей с особенностями строения старинных деревянных построек, с их украшениями; учить изображать сказочный деревянный терем со светелкой, с узорами на налич­никах, ставнях, на досках, обрамляющих треугольник фрон­тона, на карнизе; передавать фактуру дерева тонкими линия-


ми и штрихами разного характера; закреплять умение рисовать и закрашивать разным нажимом карандаша.

Материал.

У воспитателя иллюстрации с изображением деревянных строений — изб и теремов, таблицы: схема избы, схематичес­кие рисунки теремов, книга Е.Каменевой «Как петух попал на полотенце». У детей листы бумаги, цветные карандаши.

Ход занятия.

Педагог обращается к детям:

— Дети, на прошлых занятиях мы рисовали персонажей из
разных сказок. Нарисовали сестрицу Аленушку, братца Ива­
нушку, Снегурочку, Ивана-царевича. Мы их изобразили в ста­
ринной русской одежде. Но вы знаете, что в старину не только
одежда была другой, но и дома, в которых жили люди, были
совсем не такие, как сейчас. Послушайте небольшой отрывок
из книги «Как петух попал на полотенце».

Читает текст главы «Всему делу голова». Продолжает рассказ:

— Художники на иллюстрациях к сказкам изображали раз­
ные деревянные постройки. Вот изба, в которой жили Маша с
братцем Иванушкой (показывает). Изба одноэтажная с крылеч­
ком. Часто в сказках встречается слово терем. Как вы думае­
те, дети, чем терем отличается от избы?

После ответов детей педагог показывает им иллюстрации с изображениями теремов. Рисунки рассматриваются, отмеча­ется, что терем — более сложное по архитектуре и более бога­тое строение. Если изба состояла из одного деревянного сруба (педагог показывает на схеме или иллюстрации) и двухскат­ной крыши, то у терема было несколько срубов. Над большим нижним срубом были одна или несколько надстроек, похо­жих на маленькие избы. Избы и терема украшали красивыми узорами — резными или расписными.

— Давайте рассмотрим, какие части деревянных построек
украшались узорами (наличники и ставни вокруг окон, доски
под скатами крыши, доски на карнизе, там, где заканчивался
сруб). Крышу над крыльцом поддерживали резные точеные
столбики.

Затем педагог обращает внимание детей на стены, фронтон у построек и спрашивает, как художники изображают матери­ал, из которого они сделаны, — бревна, доски. Подтверждает, что линиями художники отделяют одно бревно от другого, одну доску от другой, что на поверхности бревен и досок они рисуют тонкие прямые и извилистые штрихи и линии, а кое-где — за­кругленные штрихи.


Предлагает детям нарисовать терем, а потом рассказать, ка­кой сказочный персонаж будет в нем жить. Дети самостоятель­но находят приемы изображения, рассматривая в процессе ри­сования, если требуется, иллюстрации и схематические рисун­ки с теремами, выбирая тот или иной вариант или самостоятельно придумывая архитектуру своей постройки. Педагог спрашивает детей, что они будут рисовать сильным нажимом карандаша (части терема), а что более слабым (за­крашивать бревна и доски).

В конце занятия воспитатель предлагает нескольким детям показать свои рисунки, рассказать, кто будет жить в их тере­ме, дать описания персонажей. Раскладывает все рисунки на столах или помещает на стенд и дает детям возможность вы­сказать свои впечатления. Вопросами и репликами направля­ет их внимание на те или иные стороны рисунков. Отмечает вы­разительность образцов, фантазию.

ЗАНЯТИЯ 11,12

РИСОВАНИЕ. «СКАЗОЧНЫЙ ДВОРЕЦ»

Программные задачи.

Продолжать учить детей изображать старинные русские по­стройки — рисовать сказочный дворец, передав его общий об­лик, причудливое сочетание основного здания с пристройка­ми, башнями, увенчанными крышами разной формы, арочны­ми окнами с наличниками, галереями, «красным» крыльцом и другими архитектурными деталями; проявлять самостоя­тельность и творческие способности в выборе архитектуры двор­ца, цветовой гаммы и декоративных украшений; использовать на первом этапе работы вспомогательный рисунок, выполняя его простым карандашом; осознанно использовать ранее осво­енные приемы рисования всей кистью и ее концом, а также прием бокового мазка.

Предварительная работа.

За несколько дней до занятия рассмотреть с детьми изобра­жения дворцов старинной архитектуры и иллюстрации к рус­ским волшебным сказками «Сивка-бурка», «Аленький цвето­чек» и др. Выделять характерные особенности старинной ар­хитектуры, называть отдельные архитектурные детали, зарисовывать карандашами крыши башен, арочные окна с на­личниками, входы и др.


Материал.

У воспитателя иллюстрации с изображениями сказочных дворцов, таблицы с изображениями окон, крыш на башнях, входов и т.п. У детей листы бумаги (примерно 40x30 см), крас­ки гуашь, мягкие кисти, простые карандаши.

Занятие 11

Ход занятия.

«Дети, — говорит воспитатель, — я вам назову персонажей из знакомых вам сказок, а вы расскажите, кто из них жил в избе, кто в тереме, а кто во дворце. А потом опишите избу, те­рем и дворец. Например, Машенька из сказки «Гуси-лебеди» жила со своей семьей в избе. Ее изба была...» и т.д. Если дети затрудняются в описании, показывает иллюстрации с изобра­жениями старинных построек. Спрашивает, какие старинные постройки были самыми сложными, нарядными и красивыми (дворцы). Говорит, что сегодня дети начнут рисовать сказоч­ный дворец, а закончат его на следующем занятии. Сегодня они нарисуют главное здание дворца. Оно может быть двух- или трехэтажным.

Показывает на иллюстрациях основное строение, обводит его пальцем. Говорит, что вплотную к нему надо нарисовать пристройки. Это могут быть башни с разными по форме кры­шами. Показывает и называет форму крыш: шатровую, ку пол-луковку и др. Отмечает, что башни выше основного зда­ния. На крышах башен могут быть разные шпили с флагами и какими-либо фигурками. Начинать рисовать дворец нуж­но со вспомогательного рисунка, выполняя его простым ка­рандашом слабым нажимом. Сначала надо наметить основ ное здание. Можно мелом на доске нарисовать прямоуголь ную или квадратную стену дворца. При этом следует помнить что сбоку и сверху должно остаться место для пристроек башен. Башни могут быть расположены сбоку вплотную зданию, или виднеться из-за стены, или быть на крыше Показывает соответствующее расположение башен на иллю страциях или изображает их мелом на доске, а потом стира-ет рисунок. Спрашивает детей, почему вспомогательный ри-сунок нужно рисовать слабым нажимом карандаша (чтобы, если потребуется, исправить ошибки). Когда вспомогатель-ный рисунок (только контурные очертания стен, башен, крыш) будет готов, закрасить стены, крыши и башни дворца красками. Для стен и башен лучше выбирать светлые крас-ки, а для крыш — яркие и темные.


В процессе рисования педагог следит, чтобы дети при закра­шивании использовали весь ворс кисти, наносили краску рав­номерно, в одном направлении.

Занятие 12

Ход занятия.

Воспитатель помещает на доску таблицы с изображением архитектурных деталей дворца: окон, входов, галерей и табли­цу с узорами, выполненными способом бокового мазка.

— В некотором царстве, в некотором государстве жили-были
царь с царицей и их дети — царевны и царевичи. А где же они
жили? В избе, в тереме или во дворце? На прошлом занятии вы
уже начали рисовать царский дворец. Нарисовали стены двор­
ца... (дети называют еще башни, пристройки). А что же вам
нужно нарисовать сегодня? Посмотрите на эту таблицу. Что здесь
изображено? (Указывает на окна.) Какие окна были в старин­
ных дворцах? (Арочные, узкие, с тонкими наклонными решет­
ками, с фигурными наличниками.) А теперь посмотрите, каким
может быть главный вход во дворец. Вот такой вход в старину
называли «красным крыльцом». Фигурную узорчатую крышу
крыльца поддерживают два резных столба. Внизу широкие сту­
пени. А кому нравится другой вход? Широкие полукруглые во­
рота и вокруг них... (дети описывают арку, украшающую воро­
та). Вы можете придумать вход во дворец другой, но такой, что­
бы он сразу бросался в глаза. Все царские дворцы были богато
украшены узорами. Вот эта таблица подскажет вам, как боко­
вым мазком можно составить разнообразные узоры.

В процессе рисования можно ссылаться при затруднении детей на иллюстрации к сказкам, где изображены сказочные дворцы. Вопросами, советами помогать детям изображать двор­цы разной архитектуры, с характерными деталями, нарядно украшенные.

В конце занятия педагог помещает детские рисунки на стенд, готовит фигурки сказочных персонажей: царя, царицу, царе­вичей и царевен.

— Давайте, дети, поиграем в сказку. Представьте себе, что
в далекие-далекие времена вы были зодчими. Так раньше на­
зывали архитекторов. И жили вы в тридевятом царстве, в
тридесятом государстве. А правил царством царь Салтан (бе­
рет фигурку царя), у которого были три сына-царевича и три
дочки-царевны. Выросли царские дети. Призвал к себе царь-
государь зодчих и велел им придумать и нарисовать дворцы
для своих детей. Да и ему самому с царицей не мешало бы


переехать в новый дворец. Поклонились царю зодчие и вскоре принесли на его суд свои проекты — вот эти нарисованные двор­цы (указывает на стенд с рисунками). Позвал царь царицу и сво­их детей: Ивана-царевича, Василису Прекрасную, Марью-кра­су — длинную косу и т.д. Спрашивает царь зодчих: «Кто приду­мал этот дворец? (Ставит фигурку возле какого-либо рисунка.) Расскажи-ка нам, добрый молодец (красна девица), чем хорощ твой дворец. (Ребенок называет те или иные особенности архи­тектуры, украшений, цвета дворца.) Кто же, по твоему разуме­нию, будет жить в нем? (Ребенок указывает на какой-либо пер­сонаж.) Согласен ли ты, Иван-царевич (Василиса Прекрасная), жить в таком дворце?»

Если персонаж дает согласие, ребенок помещает его возле своего рисунка. Таким же образом обыгрываются еще два-три рисунка. Царь благодарит зодчих: «Спасибо, добрые молодцы и красные девицы, за вашу работу, угодили вы всему царскому семейству. Приедут заморские гости, увидят такую красоту и разнесут славу о вас по всему белому свету».

ЗАНЯТИЕ 13

РИСОВАНИЕ. «НАРИСУЙ КАРТИНКУ ПРО КАКУЮ ХОЧЕШЬ СКАЗКУ»

Программные задачи.

Учить детей на основе знаний и умений, полученных на пред­шествующих занятиях цикла, самостоятельно выбирать сюжет для рисунка к любой знакомой сказке, заранее придумывать композицию своего рисунка, делать выбор сказочных персона­жей, предметов, строений, подбор красок; использовать разно­образные технические приемы рисования красками.

Предварительная работа.

Вне занятий познакомить детей с творчеством русского ху­дожника Виктора Михайловича Васнецова. Рассказать, чем от­личаются сказочные картины Васнецова от книжных иллюст­раций художников, например В.Конашевича и Н.Кочергина, специально нарисовавших иллюстрации к определенным ху­дожественным произведениям. Рассказать, что живописец В.М.Васнецов написал на больших холстах масляными крас­ками много картин на былинные и сказочные темы: «Три бога­тыря», «Витязь на распутье», «Иван-царевич на сером волке», «Аленушка» и многие другие.

Рассказать детям о предстоящем занятии, на котором они будут рисовать картинки к любым сказкам, которые


им нравятся. Нужно заранее выбрать сказку и эпизод, кото­рый можно изобразить. Побеседовать с каждым ребенком о его замысле, о том, как он думает его осуществить (о персо­нажах, предметах, композиции будущего рисунка). Дать де­тям возможность рассмотреть иллюстрации в книгах, обра­тить внимание на те или иные особенности рисунков, кото­рые могут помочь в осуществлении замысла. Подобрать для рассматривания достаточное количество иллюстрированных книг, сказок для детей разного дошкольного возраста («Ку­рочка-ряба», «Колобок» и т.п.). Дети могут принести из дома любую книгу.

Матери ал.

У воспитателя изображения отдельных старинных пред­метов быта (печи, ухвата, костюмов и др.), старинных строе­ний, некоторых сказочных персонажей. У детей заранее под­готовленные листы бумаги, которые они закрасили в соот­ветствии со своими замыслами, краски гуашь, кисточки мягкие и щетинные.

Ход занятия.

Воспитатель обращается к группе: «Дети, вы скоро уйдете из детского сада в школу. Я предлагаю вам сделать на память детскому саду альбом, который будет называться «Сказки-за­гадки». Пусть дети, которые останутся в детском саду, рассмат­ривают ваши рисунки и отгадывают, к каким сказкам вы их нарисовали. Каждый из вас уже решил, к какой сказке нари­сует иллюстрацию. Хорошо бы, чтобы в нашем альбоме были рисунки к разным сказкам, в том числе и к тем, к которым мы не делали рисунков на занятиях. Когда вы кончите рисовать, мы сначала сами попробуем отгадать, кто к какой сказке сде­лал иллюстрацию».

В процессе рисования не следует оказывать детям помощь прямыми советами или указаниями. Желательно применять лишь косвенные методы воздействия. Например, если ребенок будет испытывать затруднения в изображении какого-нибудь предмета, надо показать ему соответствующую иллюстрацию или задать наводящий вопрос.

В конце занятия педагог раскладывает все рисунки на сдви­нутых вместе столах. Предлагает детям отгадать сказки, к ко­торым нарисованы иллюстрации. Спрашивает:

— Есть ли среди рисунков иллюстрации к одной и той же сказке? Чем они отличаются друг от друга? Есть ли рисунки к сказкам, которые мы не иллюстрировали на занятиях? Оста­лись ли у нас неузнанные иллюстрации к сказкам?


Авторы неузнанных рисунков называют сказки. Если дети не узнают рисунок к знакомой сказке, воспитатель объясняет авторам, почему ее не узнали и как следовало бы нарисовать эту иллюстрацию. Далее рассказывает детям, как оформить альбом «Сказки-загадки», страницами которого будут их ри­сунки. Говорит, что в свободное время тот, кто захочет, может нарисовать еще странички для альбома или закончить свой се­годняшний рисунок. К оформлению обложки альбома педагог привлекает желающих детей после рассматривания несколь­ких красиво оформленных обложек книг. Альбом группа да­рит детскому саду на выпускном утреннике.


VII ЦИКЛ

рисование штрихами

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ

1. Знакомство с искусством — рассматривание гравюр, ил­
люстраций, выполненных штрихами.

2. Рисование. «Опушка зимнего леса».

3. Рисование. «Ежиха в ельнике».

4. Рисование. «Совушка-сова».

5. Рисование. «Расцвели красивые цветы».

6. Рисование. «Одуванчики в траве».

7. Рисование. «Пушистые детеныши животных».

8. Тематическое занятие. «Нарисуй штрихами, что хочешь»
(карандашами, красками, мелками или фломастерами).

В цикле:

4 занятия по рисованию карандашами, 2 занятия по рисованию красками,

1 тематическое занятие (карандаши, мелки, краски, фло­мастеры).

1 занятие — знакомство с искусством.

ЗАНЯТИЕ 1

ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ — РАССМАТРИВАНИЕ ГРАВЮР И ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ВЫПОЛНЕННЫХ ШТРИХАМИ

Программные задачи.

Познакомить детей с жанром изобразительного искусства — графикой, объяснить, чем она отличается от живописи; позна­комить с одним из технических приемов изображения в графи­ке — штриховым рисунком; поупражнять детей в рисовании штрихов разного характера.

Материал.

Картина, написанная масляными красками, несколько книг с иллюстрациями известных детям художников: Ю.Васнецо­ва, Е.Рачева, В.Сутеева и Е.Чарушина; изобразительный ма­териал: уголь, восковые мелки, тушь, ручка с пером и др.; ил­люстрации из книжек-раскрасок и рисунки, выполненные


штрихами, гравюры Гурия Захарова или др.; таблица со штри­хами, где каждый вид штрихов обозначен цифрой (см.: Дош­кольное воспитание. — 1997. — № 10). У детей листы бумаги, разграфленные на полосы, карандаши.

Ход занятия.

Воспитатель показывает картину, написанную масляными красками на холсте, и два-три графических произведения.

— Вспомните, дети, как называют художников, которые
пишут свои картины масляными красками на холсте (живо­
писцами).
Вы знаете некоторые произведения художников-
живописцев. Это пейзажи И.Левитана, Саврасова, это кар­
тины «Три богатыря», «Аленушка» художника В.Васнецова
и многие другие. Эти картины художники написали очень
давно, и они хранятся в Третьяковской галерее в Москве. А
мы рассматривали с вами репродукции — цветные фотогра­
фии, напечатанные на бумаге, которые сделаны с этих кар­
тин. Посмотрите, как выглядит живописная картина.

Воспитатель предлагает детям потрогать картину пальцами с двух сторон, чтобы ощутить слои краски и холст с обратной стороны. Продолжает:

— Но многие художники рисуют не масляными красками
на холсте, дереве, картоне, а другими изобразительными ма­
териалами: карандашами, красками гуашь и акварельными
красками, разными специальными красочными палочками,
которые называются уголь, пастель, сангина, восковые мел­
ки (показывает), а также создают свои рисунки пером, рисуя
их жидкой тушью. Рисуют эти художники на бумаге. Все зна­
комые вам художники-иллюстраторы нарисовали свои кар­
тинки к детским книжкам на бумаге. Кто рисовал красками
гуашь, как художник Ю.Васнецов (показать), кто — акварель­
ными красками, как художник Е.Рачев, кто — карандаша­
ми, как художники В.Сутеев и Е.Чарушин. А потом их рисун­
ки отпечатали в типографии и поместили в тысячи одинако­
вых книжек. Все рисунки и картины, выполненные на бумаге
разными материалами, называются графикой. А художников
называют художниками-графиками. Художники-графики
рисуют не только иллюстрации к книгам, но и создают отдель­
ные картины-гравюры. (Показывает несколько гравюр из
книг.) Многие художники-графики делают свои картины од­
ноцветными. Это те, которые любят работать тушью, углем
или карандашами.

Воспитатель раздает детям для рассматривания одноцветные иллюстрации и рисунки.


— Как вы думаете, дети, чем нарисованы эти рисунки? Крас­
ками или какими-то другими изобразительными материалами?
Почему вы считаете, что рисунки выполнены пером или каран­
дашом? (Растения, животные или другие предметы нарисова­
ны короткими линиями.)

Подтверждает, что эти линии называются штрихами. Штрихами хорошо изображать пушистых или лохматых зве­рей, оперения птиц, колючую хвою елей и многое другое. По­казывает рисунки, выполненные штрихом. Обращает внима­ние детей на разное направление штрихов на частях тела зве­рюшек, на разную длину штрихов, на то, что одни штрихи расположены густо, а другие редко.

Помещает перед детьми таблицу с разным расположением штрихов и показывает приемы их изображения, давая назва­ния каждому виду штрихов: короткие равномерно расположен­ные штрихи (вертикальные и горизонтальные) и др. (см. таб­лицу). Затем предлагает детям нарисовать на своих листках бумаги разные штрихи.

— Я буду называть вид штрихов, а вы их рисовать. Нари­
суйте неотрывные наклонные штрихи (проверяет у каждого ре­
бенка правильность выполнения задания). А теперь нарисуйте
штрихи разной длины... И т.д.

Детям, допустившим ошибки, педагог показывает изобра­жение штрихов на таблице.

Когда дети закончат рисование штрихов разного характера, воспитатель предлагает снова рассмотреть иллюстрации и най­ти в изображениях предметов те или иные штрихи, а затем на­звать, что изобразил художник.


 

В заключение говорит, что на следующих занятиях дети будут учиться изображать разные растения и животных штрихами.


ЗАНЯТИЕ 2

РИСОВАНИЕ. «ОПУШКА ЗИМНЕГО ЛЕСА»

Программные задачи.

Учить передавать в рисунке зимний пейзаж с хвойными де­ревьями, самостоятельно придумывать композицию рисунка, передавать штрихами разного характера хвою на елях, соснах и коре деревьев; рисовать штрихи с разным нажимом для по­лучения различной интенсивности цвета. Материал.

У воспитателя несколько одноцветных гравюр и иллюстра­ций с зимними пейзажами; таблица с изображением штрихов, неполные изображения ели и сосны (без хвои); силуэты зим­них деревьев, кустов, листы бумаги с закрашенным серым не­бом (для составления композиций). У детей листы шерохова­той рисовальной бумаги, примерно в 1/2 альбомного листа, прямоугольной или овальной формы, черные карандаши или черные восковые мелки (на выбор). Ход занятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: