II вариант. Каждый играющий самостоятельно придумывает архитектуру дома, выкладывает на свободной карточке половину здания и предлагает своему партнеру закончить его строительство. Стенные блоки и половинки крыш дети берут с общего подноса.
ЗАНЯТИЕ 3
АППЛИКАЦИЯ. «ПОСТРОЙТЕ БЛОЧНЫЙ ДОМ»
Программные задачи.
Учить изображать фасад дома из блоков в соответствии с выбранным проектом, передавать его симметричное строение; продолжать формирование умения работать сообща: согласовывать выбор «проекта» дома, распределять обязанности по изготовлению блоков, окон и других архитектурных деталей; закреплять умение складывать бумагу на нужное количество частей, ровно разрезать по сгибу.
Материал.
У воспитателя четыре проекта домов разной архитектуры (можно использовать для образцов увеличенные карточки с контурным изображением домов № 2, 3, 4, 5 из дидактической игры «Дострой дом»); квадрат и бумажная полоска (для показа складывания их на части, если в этом возникнет не-
обходимость). У детей на двоих квадрат 16x16 см из светлой бумаги: розовой, желтой, светло-зеленой и др.; полоски голубой, серой или синей бумаги для окон — для узких 4,5x12 см, для широких 2x20 см (для домов первого, третьего, четвертого); бумага яркая и темная для балконов, дверей, крыш и других деталей; листы плотной бумаги для наклеивания дома; клей, ножницы, карандаши или фломастеры. Ход занятия.
— Дети, представьте себя строителями, которые должны по
строить дома по проектам архитекторов. Вот такие проекты
разработали для строителей архитекторы, — говорит педагог.
Кладет перед детьми четыре образца. — Эти дома разные по ар
хитектуре. Давайте познакомимся с проектами.
|
Рассматривается каждый дом, определяются его этажность, особенности фасада (прямоугольный фасад или его средняя часть или боковые стороны возвышаются), форма окон (широкие или узкие, с наличием балконов) и их расположение, количество дверей и их расположение. Педагог поясняет, что один дом будут возводить два строителя, т.е. двое детей, сидящих за одним столом.
— Я буду вашим прорабом — руководителем строительства.
Первое, что вы должны сделать, — договориться, по какому
проекту будете строить дом: по первому, второму, третьему или
четвертому (указывает на каждый проект). Второе — это рас
пределить между собой работу. Один может складывать светлый
большой квадрат на части, а потом нарезать по сгибам блоки
для стены дома, другой выберет нужную полоску для окон, сло
жит ее и вырежет окна такой формы, как на проекте. Затем на
каждый блок вы наклеите окно, дверь и другие детали (балкон,
лестницу). Когда все блоки будут готовы, начнете строительство
дома с первого этажа, все время сверяясь со своим проектом.
Если дети недостаточно хорошо знают, как сложить квадрат на шестнадцать частей, а полоски на восемь частей, то следует показать им эти приемы или ограничиться индивидуальным показом в процессе работы.
Воспитатель помогает и в подборе полосок для окон той или иной формы. Наибольшую трудность в подборе полосок для окон может вызвать проект с двойными узкими окнами и сплошными окнами над дверьми. Надо предложить детям обвести наклеенные окна цветным карандашом или фломастером, чтобы изобразить рамы, а также нарисовать дверные ручки.
|
В конце занятия педагог вызывает три-четыре пары детей поочередно с их домами и предлагает поставить готовое здание рядом с тем проектом, по которому дом возводился. Осталь-
ные должны проверить, не нарушен ли строителями проект дома. Затем от лица прораба педагог дает оценку качества работы строителей: ровные ли стенные блоки у дома, посередине ли блоков расположены окна, балконы и двери. Выставляет на всеобщий обзор все остальные дома и присваивает некоторым строителям звание «лучший строитель». Этого звания удостаиваются те, у кого нет изъянов в построенных зданиях и кто работал дружно.
ЗАНЯТИЕ 4
РИСОВАНИЕ. «НАРИСУЙ ДОМ, В КОТОРОМ ТЫХОТЕЛ БЫЖИТЬ»
Программные задачи.
Учить самостоятельно придумывать и изображать жилой дом, опираясь на обобщенные представления о строении зданий и архитектурных элементах; упражнять детей в закрашивании рисунка с разным нажимом карандаша, получении интенсивного, яркого цвета при закрашивании дверей, крыши и рисовании мелких деталей (дверные ручки, оконные рамы и т.п.) и светлого тона при закрашивании стены дома и неба.
Материал.
У воспитателя две-три иллюстрации, на которых изображено небо при восходе солнца (розовое, розово-желтое и т.п.). У детей листы бумаги величиной в 1/2 альбомного листа, коробки цветных карандашей, небольшие листки бумаги для набросков или для опробования техники рисования разным нажимом.
Ход занятия.
При проведении занятия используется игровой прием «мнимой ситуации» («как будто...»).
Педагог говорит: «Представьте себе, что вы решили построить прочный и красивый дом для себя. Вам выделили участок земли, подвели к нему водопроводные и газопроводные трубы, по которым в новый дом пойдет вода и газ. Вы приходите к архитектору и рассказываете, какой дом хотите построить — кирпичный или панельный, сколько в нем должно быть этажей, как будет выглядеть фасад, какие будут окна и двери. Архитектор сделает проект, в котором постарается учесть ваши пожелания. А сейчас вы нарисуете этот дом, и мы увидим, кто в каком доме хотел бы жить. Кто хочет, может сначала сделать набросок дома на маленьком листке бумаги. Если что-то не понравится, можно будет внести изменения.
|
В процессе работы воспитатель напоминает, что стены у дома обычно бывают светлыми, поэтому при закрашивании нужно
слабо нажимать на карандаш, чтобы получить светлый тон. Карандаш следует держать наклонно к бумаге, подальше от его кончика. При закрашивании дверей и крыши, при рисовании рам, дверных ручек, украшений карандаш надо держать ближе к его кончику и рисовать с сильным нажимом.
Когда дети станут заканчивать свои рисунки, воспитатель показывает иллюстрации с изображением неба, окрашенного в розовые, желтые и другие тона, каким оно бывает при восходе солнца: «Вы как будто построили свой дом и захотели сфотографировать его, чтобы послать фотографию своим друзьям. Фотографировали вы дом ранним утром, когда всходило солнце. При восходе солнца небо бывает очень красивым. Вот таким, как на этих картинках (фотографиях). Посмотрите, какие разнообразные цвета можно увидеть в том месте, где восходит солнце». Называет цвета, обращает внимание детей, как один цвет как бы «вливается» в другой. Предлагает детям отделить линией горизонта небо от земли и слабым нажимом карандаша закрасить небо за домом и над домом. В конце занятия говорит: «Сейчас вы будете отсылать фотографии своим друзьям и знакомым. Вы мне назовете того, кому хотите отослать фотографию, а я передам его адресату». Ребенок, получивший фотографию, показывает ее всем и рассказывает, в каком доме (описывает дом) живет его друг (знакомый). Рассматриваются пять-шесть рисунков. Вечером продолжается обмен фотографиями. Оригинальные дома берутся на выставку.
ЗАНЯТИЕ 5
АППЛИКАЦИЯ. «ТЕАТР»
Программные задачи.
Учить передавать в аппликаций особенности конструкции театрального здания и его архитектурных деталей — колонн, фронтона, широкой лестницы, арочную форму окон и дверей; учить детей ориентироваться на крупные части здания при размещении окон и дверей для достижения симметрии и ритма в их расположении; закреплять умение складывать полоски в два и четыре раза для получения четырех и восьми одинаковых частей (двери, окна и колонны) и ровно разрезать их по сгибу.
Материал.
У воспитателя аппликационный образец — здание театра, фла-нелеграф для показа размещения архитектурных деталей и детали: четыре колонны, три двери, семь окон, лестница, подклеенные с обратной стороны фланелью. У детей части здания и исход-
ные формы: стена 10x20 см, фронтон 12x4,5 см такого же цвета, как стена, белый фронтон 15x5,5 см (на него наклеивается меньший по величине фронтон), полоска для окон серого или голубого цвета 2,5x9 еж, полоска для дверей 3,5x8 см, полоска серого цвета для лестницы 2x19 см, прямоугольник 6x8 см для колонн и полоска 2x6 см для «подушек» колонн; клей, ножницы, цветные карандаши или фломастеры для изображения мелких деталей — рам у окон, дверных ручек и т.п.
Ход занятия.
Показать детям образец. Спросить, могут ли они по архитектуре здания узнать, что это? Почему они решили, что это театр? Подтвердить, что театр легко узнать по его архитектуре. Обычно это здание с высокими колоннами, которые поддерживают большой фронтон над входом в театр. Внизу здания очень широкая лестница, одна ко всем дверям, между колоннами три двери.
Предложить детям определить форму окон и дверей (арочная).
Затем на фланелеграфе показать детям, в каком порядке следует разместить на стене окна, двери, колонны, чтобы соблюсти симметрию и ритм в их расположении на фасаде. Это можно сделать так: расположить по краям фронтона колонны, а внизу лестницу. Посередине стены прикрепить дверь. Рядом с дверью расположить еще две колонны и между ними двери. Три окна прикрепить над дверями, остальные — на уровне окон и дверей. Обратить внимание детей на то, что такая последовательность размещения архитектурных деталей помогла расположить их симметрично (правая и левая стороны здания точно повторяют друг друга). Подчеркнуть ритм — окна и двери расположены на одинаковом расстоянии друг от друга.
Для закрепления представлений о последовательности расположения архитектурных деталей на здании можно вызвать ребенка, который вновь выложит на фланелеграфе все части, а остальные дети определят правильность выполнения задания.
Далее обсудить и показать отдельные способы складывания и разрезания исходных форм (заготовок) для окон, дверей, колонн и лестницы. Можно эту работу провести совместно со всеми детьми одновременно. Дети выбирают заготовку для дверей, складывают ее два раза и сразу же закругляют вверх. А потом разрезают по сгибам и получают четыре двери (одна лишняя, ее откладывают в сторону).
Спросить, чего больше на фасаде театра — дверей или окон? (Окон семь, а дверей три.) Следовательно, полоску для окон надо сложить три раза, чтобы получить восемь окон, и тоже, не разрезая по сгибам, закруглить сначала верх окна. Это дети выполняют сами после обсуждения, как вырезать окна.
Спросить детей, сколько раз следует сложить прямоугольник, чтобы получить из него четыре колонны (два раза). Пояснить, что «подушки» для колонн нужно вырезать из белой полоски бумаги, разрезав ее на восемь частей, предварительно слегка закруглив два уголка. При вырезывании ступеней у лестницы использовать способ симметричного вырезывания.
Предложить приступить к выкладыванию фасада театра.
Сказать, что дети должны самостоятельно решить, как сделать, чтобы вокруг фронтона получилась белая кайма одинаковой ширины. Когда они будут размещать архитектурные детали на фасаде здания, напомнить о необходимости ориентироваться на те или иные детали для равномерности их расположения.
В конце занятия предложить детям самим оценить результаты своей работы и рядом с образцом поместить такие здания, в которых нет ошибок. На вторую полку доски поместить работы, в которых допущены отдельные отклонения — слегка нарушен ритм или симметрия. На третью полку поместить аппликации с заметными ошибками, например с нарушением формы окон, дверей или их величины и др.
ЗАНЯТИЕ 6
АППЛИКАЦИЯ. «ТРАМВАЙ, АВТОБУС (ТРОЛЛЕЙБУС)»
Программные задачи.
Учить передавать специфические особенности формы строения трамвая, автобуса или троллейбуса (по выбору детей): удлиненный, прямоугольный корпус, квадратные окна с узкими перегородками и др.; учить самостоятельно вырезывать исходные формы для корпуса, окон, колес, отрезая их от края листа цветной бумаги; закрепить приемы парного вырезывания (окна, колеса), закругления углов, отрезания узких полосок (для дуги).
Материал.
У воспитателя предметные картинки с изображениями транспортных средств или образцы. У детей листы плотной бумаги величиной в 1/2 альбомного листа для наклеивания аппликации; наборы цветной бумаги; белые листы бумаги для предварительного вырезывания корпуса и окон, с целью найти нужные размеры; ножницы, клей.
Ход занятия. Воспитатель говорит:
— Вы уже были строителями и архитекторами, научились
придумывать и строить здания разной архитектуры. На ули
цах города всегда много различного транспорта. И сегодня я
предлагаю вам стать работниками завода, который выпускает
автобусы, троллейбусы и трамваи — многоместный пассажир
ский транспорт. Ваш завод получил задание — выпустить но
вые модели трамвая, троллейбуса и автобуса. Вот такие.
Кладет перед детьми изображения этих видов транспорта. Задает вопросы:
— Что вы должны сделать, прежде чем приступить к их из
готовлению? (Хорошо рассмотреть их.) Что вы должны узнать
о троллейбусе, автобусе и трамвае? (Какой формы у них кор
пус, окна, колеса, дуги и др., где и как они расположены.) Кто
будет вырезывать автобусы? Расскажите, что вы узнали о фор
ме автобуса и его конструкции.
Ребенок называет форму и части автобуса, их расположение относительно друг друга. Такие же вопросы педагог задает о трамвае и троллейбусе.
Затем сравниваются автобус и троллейбус, отмечаются различия — дуга у троллейбуса, ее форма. Сравниваются троллейбус с трамваем, определяется, в чем их различие (трамвай более длинный, у него сдвоенные колеса, дуга другой формы, похожа на ромб).
Педагог говорит, что теперь работники завода узнали, какие модели транспорта они должны выпустить. Что же следует делать дальше? (Сделать заготовки для корпуса, окон, колес и др.) Поясняет, что заготовки не сразу могут получиться нужной величины и формы, поэтому лучше сначала попробовать их вырезать из белой бумаги, но не все, а только корпус и окна, а потом, если они получатся удачными, изготовить их из цветной бумаги, отрезая исходную форму от края листа. Спрашивает у детей, кто какой вид транспорта будет изготовлять, и предлагает приступить к работе.
В процессе вырезывания воспитатель интересуется, а если нужно, напоминает и показывает некоторым детям, как закруглить у крыши корпуса уголки, как расположить окна, чтобы между ними получились узкие перегородки, как и где наклеить колеса (заходят на корпус или под корпус). Побуждает замечать и изображать и другие детали. В конце занятия выбирает нескольких детей в приемную комиссию и отмечает трамваи, троллейбусы и автобусы, которые соответствуют моделям (образцам).
97
ЗАНЯТИЕ 7
РИСОВАНИЕ. «ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ»
Программные задачи.
Учить передавать в рисунке форму и строение легкового автомобиля (удлиненный, низкий, с плавными переходами от части к части); использовать простой карандаш для создания вспомогательного рисунка; равномерно раскрашивать рисунок цветными карандашами, обводить части автомобиля цветным карандашом такого же цвета, как его окраска, применяя сильный нажим для выделения контура и его частей.
Материал.
У воспитателя две-три иллюстрации с изображением легковых автомобилей разных марок; лист бумаги удлиненной формы для частичного показа вспомогательного рисунка. У детей листы бумаги (примерно 20x8 см) удлиненной формы, простые и цветные карандаши.
Ход занятия.
Педагог говорит, что, кроме общественного пассажирского транспорта — автобусов, трамваев, на дорогах нашего города много легковых автомобилей. Чем же легковой автомобиль отличается от многоместных автобусов, троллейбусов и трамваев? (Величиной, перевозит немного пассажиров, более скоростной и т.д.) Показывает картинки с изображениями легковых автомобилей, спрашивает о форме машины (легковой автомобиль длинный и низкий), о ее частях (мотор, салон, багажник, колеса), о расположении частей относительно друг друга (салон находится посередине машины, возвышаясь над нижней частью, переднее колесо — под мотором, заднее — там, где начинается багажник). Затем обращает внимание детей на плавные переходы от одной части к другой. Поясняет, что плавные обводы автомобиля помогают ему быстрее ехать, так как встречный поток воздуха легче обтекает его.
Далее педагог говорит детям, что рисование автомобиля они начнут со вспомогательного рисунка, который нарисуют слабым нажимом простого карандаша. Такой нажим позволяет исправить рисунок, если что-то сразу не получилось. Рисовать следует только контур автомобиля (обводит его пальцем), а все, что находится внутри контура, надо рисовать цветными карандашами.
Показывает, как нарисовать контур автомобиля. Затем говорит, что дети будут рисовать новые автомобили, поэтому их нужно раскрасить равномерно, без пропусков. А чтобы автомобиль хорошо выделялся на бумаге и был виден на рассто-
Рис. 28
янии, его контур и части следует обвести сильным нажимом цветным карандашом такого же цвета, в какой он окрашен.
Путем вопросов воспитатель закрепляет у детей представления о последовательности рисования автомобиля и предлагает приступить к работе.
В процессе рисования в индивидуальной работе используются картинки, на которых детям показывают различные детали автомобилей: дверцы с ручками, окна, повторяющие форму салона, шины с колпаками и др., если «художники» не изображают их на своих рисунках. Воспитатель напоминает, что если они хотят поярче закрасить свой автомобиль, то закрашивание надо повторить.
В конце занятия педагог выставляет рисунки на стенд, приглашает детей подойти ближе. Говорит: «Представьте себе, что вы пришли на выставку-продажу легковых автомобилей. Ходите вы от автомобиля к автомобилю, разглядываете их и наконец выбираете такой, какой бы хотели купить. Покажите такой автомобиль». Просит нескольких детей показать выбранный автомобиль и рассказать, почему они его решили купить, чем он понравился.
ЗАНЯТИЕ 8
1. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КАКОЕ НЕБО БЫЛО НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ?»
2. РИСОВАНИЕ. «НЕБО ПРИ ЗАКАТЕ СОЛНЦА»
Программные задачи.
Учить замечать цвет и оттенки красок вечернего неба, описывать его; рисовать акварелью на влажной бумаге, передавать мягкие переходы одного цвета в другой (вечернее небо при заходе солнца).
Материал.
Для первой части занятия у воспитателя несколько пейзажных картин, изображающих природу при заходе солнца. У детей по одной открытке такого же содержания.
Для второй части занятия у детей акварельные краски и листы белой бумаги. У воспитателя краски и бумага для показа приемов рисования.
Ход занятия.
Я часть
Воспитатель помещает перед детьми поочередно пейзажные картины. Спрашивает, какими красками изобразил художник небо на первой, второй и третьей картинах. Делает вывод, что на всех картинах небо нарисовано разными красками. Рассказывает, что когда заходит солнце, мы его видим не таким ослепительно ярким, как днем, когда на него невозможно смотреть. Вечером, когда солнце опускается за горизонт, оно становится красным и окрашивает небо вокруг себя в разные цвета и оттенки — розовый, оранжевый, желтый, малиновый. Один цвет плавно сливается с другим, а если на небе есть облака, то они тоже окрашиваются в разные цвета (указывает на ту или иную картину). Цвет неба отражается в воде, как в зеркале, и даже окрашивает снег в нежные оттенки. Цвет предметов тоже изменяется. Если солнце еще не совсем зашло, оно золотит своими лучами деревья, если уже ушло, то деревья становятся темными. Закаты солнца очень красивы, и люди любуются ими.
Проводится игра «Какое небо было на прошлой неделе?». Педагог раздает детям по одной открытке с изображением вечернего пейзажа. Спрашивает, сколько дней в неделе и как они называются по порядку. Объясняет, что первый ребенок расскажет, каким было небо в понедельник, второй — каким оно было во вторник и т.д. Рассказ можно начать с указания места, где ребенок наблюдал заход солнца. Например: «В понедельник вечером я был на берегу моря (озера, реки, в лесу и т.д.) и любовался заходом солнца». Далее надо описать краски неба: «Внизу у горизонта... выше...» и т.д. Когда окончит свой рассказ первый ребенок, его сменяет второй и т.д. Педагог одобряет тех детей, которые называли не только цвета, но и их оттенки.
2-я часть. Воспитатель предлагает детям изобразить небо при заходе солнца для рисунка, который они будут выполнять на следующем занятии. Поясняет, что такое небо дети будут рисовать акварельными красками по мокрой бумаге, чтобы один цвет плавно переходил в другой.
Показывает, как смоченной в воде кисточкой провести по листу бумаги, где будет изображено небо, чтобы бумага стала влажной (примерно 1/2 или более листа, положенного вертикально или горизонтально). Затем, начиная от горизонта, акварельной краской то одного, то другого цвета закрашивает
небо, не дожидаясь высыхания краски. Убирает свой лист и предлагает детям нарисовать небо, каким оно может быть при заходе солнца. Оставляет пейзажные картины и, если некоторые дети будут использовать один-два цвета, указывает на ту или иную картину, где вечернее небо окрашено в разные цвета и оттенки.
ЗАНЯТИЕ 9
РИСОВАНИЕ. «АВТОМОБИЛЬ ОСТАНОВИЛСЯ ВЕЧЕРОМ
ВОЗЛЕ ДОМА»
Программные задачи.
Учить передавать в сюжетном рисунке пропорции между предметами, частичную заслоненность предметов, время суток, пользоваться схемой для построения сюжетного рисунка.
Материал.
У воспитателя лист бумаги с окрашенным в краски заката небом и геометрические фигуры разного цвета: большой и маленький прямоугольники и удлиненный треугольник. У детей листы бумаги, окрашенные на занятии 8, краски гуашь.
Ход занятия.
Воспитатель рассказывает:
— На окраине города стоял красивый особняк. День уже
клонился к вечеру, солнце опускалось за горизонт, когда к
дому подъехал хозяин и остановил свой автомобиль рядом с
домом.
Прикрепляет к мольберту лист бумаги с фоном, изображающим закат солнца.
— Представьте себе, дети, что эти фигуры обозначают дом,
автомобиль и дерево (показывает геометрические фигуры). При
помощи этих фигур я покажу, как на листе бумаги можно рас
положить дом, автомобиль и дерево. Вот дом (прикрепляет к
листу большой прямоугольник чуть ниже линии горизонта).
Рядом с домом автомобиль. Он остановился близко к дому и не
много загораживает его стену. Перед домом растет дерево. Оно
тоже загораживает часть стены (прикрепляет маленький пря
моугольник и треугольник чуть ниже дома). Я вам составила
схему расположения предметов на рисунке. Скажите, что на
ходится дальше — дом или автомобиль и дерево? Почему вы
считаете, что дом? (Он расположен выше на листе бумаги, чем
дерево и автомобиль.) Что вы будете рисовать вначале? (Дом.)
Не забудьте про величину дома и автомобиля. Автомобиль не
выше окон первого этажа (их нижнего края). Вы сами придумаете архитектуру дома. Вы знаете, что у дома могут быть балконы, башня, фронтон, окна разной формы и другие архитектурные детали. Дерево тоже может быть разным — елкой, березой, дубом, рябиной. Приступайте к работе.
В процессе рисования, если потребуется, педагог предлагает посмотреть на схему расположения предметов, рисовать их на разном уровне (выше, ниже), напоминает о разной архитектуре домов, некоторым показывает картинки с изображениями зданий. Побуждает дополнять рисунок изображениями фонарей, кустов, красивой изгороди и т.п.
В конце занятия педагог выставляет детские работы на стенд. — За городом вырос целый поселок из новых красивых домов, разных по архитектуре и окраске. Представьте себе, что вы уже поселились в своем новом доме и пишете письмо своим родным, которым очень интересно знать все о вашем доме — какой он, что рядом с ним растет, какой у вас автомобиль. Что бы вы написали в письме?
Приглашает детей для описания их рисунков. Остальные высказывают свою оценку: всем ли удалось расположить предметы согласно предложенной схеме, красив ли рисунок на фоне заката и т.п.
ЗАНЯТИЕ 10
РИСОВАНИЕ. «ПОЖАРНАЯ МАШИНА СПЕШИТ НА ПОЖАР»
Программные задачи.
Уметь отражать в рисунке эпизод из жизни города — изображать пожарную машину возле дома, охваченного огнем; познакомить детей с расположением цветов в спектре, учить выделять теплые цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, использовать их для изображения пламени; закреплять умение закрашивать небо в цвета вечернего заката акварельными красками «по-мокрому»; учить передавать пропорции между зданием и автомобилем.
Материал.
У воспитателя таблицы для ознакомления детей с цветами спектра (изображения радуги, спектрального круга, костра и пейзажный рисунок — льдины на воде под голубым небом и т.п.); предметная картинка с изображением пожарной машины, книга С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое» с иллюстрациями А.Пахомова. У детей по семь небольших полосок, окрашенных в цвета радуги; листы бумаги с фоном, заранее окрашенным детьми (вечернее небо), краски гуашь.
Ход занятия.
Показать детям таблицу для ознакомления с цветами спектра. Указав на радугу, спросить, что нарисовано. Предложить перечислить цвета радуги начиная с верхнего, красного. Сказать, что в радуге всегда в таком порядке располагаются цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Дать детям задание расположить цветные полоски в таком же порядке, как цвета радуги. Затем всем вместе назвать по порядку эти цвета.
Указать детям на нарисованный костер, предложить ответить, какими красками нарисован огонь (желтой, оранжевой, красной), и выполнить задание — отделить и назвать цвет полосок, которыми рисуют огонь. Сказать, что эти цвета называют теплыми. А те цвета, которые напоминают цвет неба, воды, снега, льда, называют холодными. Это фиолетовый, синий, голубой.
Убрать таблицу и полоски, показать детям знакомые им книжки С. Маршака «Пожар» и «Рассказ о неизвестном герое» и сказать: «Дети, посмотрите на эти книги и послушайте отрывок из книги «Пожар», а потом попробуйте догадаться, что мы сегодня будем рисовать».
...Но пожарные узнали, Вдаль несутся с гулким звоном,
Где горит, в каком квартале. Им в пути помехи нет.
Командир сигнал дает, И сменяется зеленым
И сейчас же — в миг единый - Перед ними красный свет.
Вырываются машины В пять минут автомобили
Из распахнутых ворот. До пожара докатили...
Подтвердить ответы детей, что сегодня они нарисуют пожарную машину, которая мчится к горящему дому. Предложить посмотреть на изображение пожарной машины. При рассматривании отметить широкую двойную кабину, в которой размещаются шофер и пожарная команда, позади цистерну, свернутый шланг, наверху брандспойт и др. Спросить детей: «Почему пожарный автомобиль окрашен в красный
цвет?» (Красный цвет яркий. Это цвет тревоги. Он хорошо виден издали, и все машины уступают дорогу пожарному автомобилю.) Рассказать, что когда в доме возникает пожар, то из окон вырываются языки пламени, а над ними клубится черный дым. Спросить, какими красками дети нарисуют пламя (желтой, красной, оранжевой).
Показать иллюстрацию художника Пахомова к книге «Рассказ о неизвестном герое», на которой изображено горящее здание. Далее рассмотреть листы бумаги, на которых дети будут рисовать. Спросить, в какое время суток загорелся дом. Сказать, что двух-трехэтажный дом и пожарный автомобиль дети расположат примерно так же, как на прошлом занятии они расположили легковой автомобиль возле дома.
В процессе работы напоминать о пропорциях между зданием и автомобилем. Поощрять детей за внесение в рисунок интересных дополнений. Спрашивать, какими цветами красок они изобразят огонь и дым и т.п. Предложить желающим в конце занятия показать свои рисунки и рассказать, как возник пожар, как пожарники потушили его.
Сравнить несколько рисунков и определить, к какому дому быстрее домчалась пожарная машина, а у каких зданий пожар сильно разгорелся и потушить его будет труднее.
Примечание. Если дети не знают содержания книг С.Маршака, то следует прочесть их до занятия.
ЗАНЯТИЕ 11
КОЛЛЕКТИВНАЯ АППЛИКАЦИЯ. «УЛИЦА ГОРОДА»
Программные задачи.
Продолжать учить детей участвовать в общей работе — старательно выполнять свою долю труда, обсуждать и составлять общую композицию, распределять разную по содержанию работу между собой; закрепить умение детей изображать здания и транспортные средства, полученное на предшествующих занятиях.
Материал.
У воспитателя большой лист бумаги продолговатой формы такого размера, чтобы на нем поместились пять-семь зданий (фон — небо, дорогу — 1/4 часть внизу листа — дети вместе с воспитателем закрашивают накануне занятия); кисти, клей; картинки, фотографии, удачные детские работы (здания, транспорт), выполненные на предшествующих занятиях цик-