ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ 7 глава




II вариант. Каждый играющий самостоятельно придумывает архитектуру дома, выкладывает на свободной карточке половину здания и предлагает своему партнеру закончить его строительство. Стенные блоки и половинки крыш дети берут с общего подноса.

ЗАНЯТИЕ 3

АППЛИКАЦИЯ. «ПОСТРОЙТЕ БЛОЧНЫЙ ДОМ»

Программные задачи.

Учить изображать фасад дома из блоков в соответствии с выбранным проектом, передавать его симметричное строе­ние; продолжать формирование умения работать сообща: со­гласовывать выбор «проекта» дома, распределять обязаннос­ти по изготовлению блоков, окон и других архитектурных деталей; закреплять умение складывать бумагу на нужное количество частей, ровно разрезать по сгибу.

Материал.

У воспитателя четыре проекта домов разной архитектуры (можно использовать для образцов увеличенные карточки с контурным изображением домов № 2, 3, 4, 5 из дидактичес­кой игры «Дострой дом»); квадрат и бумажная полоска (для показа складывания их на части, если в этом возникнет не-


обходимость). У детей на двоих квадрат 16x16 см из светлой бумаги: розовой, желтой, светло-зеленой и др.; полоски го­лубой, серой или синей бумаги для окон — для узких 4,5x12 см, для широких 2x20 см (для домов первого, третьего, чет­вертого); бумага яркая и темная для балконов, дверей, крыш и других деталей; листы плотной бумаги для наклеивания дома; клей, ножницы, карандаши или фломастеры. Ход занятия.

— Дети, представьте себя строителями, которые должны по­
строить дома по проектам архитекторов. Вот такие проекты
разработали для строителей архитекторы, — говорит педагог.
Кладет перед детьми четыре образца. — Эти дома разные по ар­
хитектуре. Давайте познакомимся с проектами.

Рассматривается каждый дом, определяются его этажность, осо­бенности фасада (прямоугольный фасад или его средняя часть или боковые стороны возвышаются), форма окон (широкие или узкие, с наличием балконов) и их расположение, количество дверей и их расположение. Педагог поясняет, что один дом будут возводить два строителя, т.е. двое детей, сидящих за одним столом.

— Я буду вашим прорабом — руководителем строительства.
Первое, что вы должны сделать, — договориться, по какому
проекту будете строить дом: по первому, второму, третьему или
четвертому (указывает на каждый проект). Второе — это рас­
пределить между собой работу. Один может складывать светлый
большой квадрат на части, а потом нарезать по сгибам блоки
для стены дома, другой выберет нужную полоску для окон, сло­
жит ее и вырежет окна такой формы, как на проекте. Затем на
каждый блок вы наклеите окно, дверь и другие детали (балкон,
лестницу). Когда все блоки будут готовы, начнете строительство
дома с первого этажа, все время сверяясь со своим проектом.

Если дети недостаточно хорошо знают, как сложить квад­рат на шестнадцать частей, а полоски на восемь частей, то сле­дует показать им эти приемы или ограничиться индивидуаль­ным показом в процессе работы.

Воспитатель помогает и в подборе полосок для окон той или иной формы. Наибольшую трудность в подборе полосок для окон может вызвать проект с двойными узкими окнами и сплошными окнами над дверьми. Надо предложить детям об­вести наклеенные окна цветным карандашом или фломастером, чтобы изобразить рамы, а также нарисовать дверные ручки.

В конце занятия педагог вызывает три-четыре пары детей поочередно с их домами и предлагает поставить готовое здание рядом с тем проектом, по которому дом возводился. Осталь-


ные должны проверить, не нарушен ли строителями проект дома. Затем от лица прораба педагог дает оценку качества работы строителей: ровные ли стенные блоки у дома, посере­дине ли блоков расположены окна, балконы и двери. Выс­тавляет на всеобщий обзор все остальные дома и присваива­ет некоторым строителям звание «лучший строитель». Этого звания удостаиваются те, у кого нет изъянов в построенных зданиях и кто работал дружно.

ЗАНЯТИЕ 4

РИСОВАНИЕ. «НАРИСУЙ ДОМ, В КОТОРОМ ТЫХОТЕЛ БЫЖИТЬ»

Программные задачи.

Учить самостоятельно придумывать и изображать жилой дом, опираясь на обобщенные представления о строении зда­ний и архитектурных элементах; упражнять детей в закраши­вании рисунка с разным нажимом карандаша, получении ин­тенсивного, яркого цвета при закрашивании дверей, крыши и рисовании мелких деталей (дверные ручки, оконные рамы и т.п.) и светлого тона при закрашивании стены дома и неба.

Материал.

У воспитателя две-три иллюстрации, на которых изобра­жено небо при восходе солнца (розовое, розово-желтое и т.п.). У детей листы бумаги величиной в 1/2 альбомного листа, короб­ки цветных карандашей, небольшие листки бумаги для наброс­ков или для опробования техники рисования разным нажимом.

Ход занятия.

При проведении занятия используется игровой прием «мни­мой ситуации» («как будто...»).

Педагог говорит: «Представьте себе, что вы решили постро­ить прочный и красивый дом для себя. Вам выделили участок земли, подвели к нему водопроводные и газопроводные трубы, по которым в новый дом пойдет вода и газ. Вы приходите к ар­хитектору и рассказываете, какой дом хотите построить — кир­пичный или панельный, сколько в нем должно быть этажей, как будет выглядеть фасад, какие будут окна и двери. Архи­тектор сделает проект, в котором постарается учесть ваши по­желания. А сейчас вы нарисуете этот дом, и мы увидим, кто в каком доме хотел бы жить. Кто хочет, может сначала сделать набросок дома на маленьком листке бумаги. Если что-то не по­нравится, можно будет внести изменения.

В процессе работы воспитатель напоминает, что стены у дома обычно бывают светлыми, поэтому при закрашивании нужно


слабо нажимать на карандаш, чтобы получить светлый тон. Карандаш следует держать наклонно к бумаге, подальше от его кончика. При закрашивании дверей и крыши, при рисовании рам, дверных ручек, украшений карандаш надо держать бли­же к его кончику и рисовать с сильным нажимом.

Когда дети станут заканчивать свои рисунки, воспитатель показывает иллюстрации с изображением неба, окрашенного в розовые, желтые и другие тона, каким оно бывает при восхо­де солнца: «Вы как будто построили свой дом и захотели сфо­тографировать его, чтобы послать фотографию своим друзьям. Фотографировали вы дом ранним утром, когда всходило солн­це. При восходе солнца небо бывает очень красивым. Вот та­ким, как на этих картинках (фотографиях). Посмотрите, ка­кие разнообразные цвета можно увидеть в том месте, где восхо­дит солнце». Называет цвета, обращает внимание детей, как один цвет как бы «вливается» в другой. Предлагает детям от­делить линией горизонта небо от земли и слабым нажимом ка­рандаша закрасить небо за домом и над домом. В конце заня­тия говорит: «Сейчас вы будете отсылать фотографии своим друзьям и знакомым. Вы мне назовете того, кому хотите ото­слать фотографию, а я передам его адресату». Ребенок, полу­чивший фотографию, показывает ее всем и рассказывает, в ка­ком доме (описывает дом) живет его друг (знакомый). Рассмат­риваются пять-шесть рисунков. Вечером продолжается обмен фотографиями. Оригинальные дома берутся на выставку.

ЗАНЯТИЕ 5

АППЛИКАЦИЯ. «ТЕАТР»

Программные задачи.

Учить передавать в аппликаций особенности конструкции театрального здания и его архитектурных деталей — колонн, фронтона, широкой лестницы, арочную форму окон и дверей; учить детей ориентироваться на крупные части здания при раз­мещении окон и дверей для достижения симметрии и ритма в их расположении; закреплять умение складывать полоски в два и четыре раза для получения четырех и восьми одинаковых частей (двери, окна и колонны) и ровно разрезать их по сгибу.

Материал.

У воспитателя аппликационный образец — здание театра, фла-нелеграф для показа размещения архитектурных деталей и дета­ли: четыре колонны, три двери, семь окон, лестница, подклеен­ные с обратной стороны фланелью. У детей части здания и исход-


 

ные формы: стена 10x20 см, фрон­тон 12x4,5 см такого же цвета, как стена, белый фронтон 15x5,5 см (на него наклеивается меньший по вели­чине фронтон), полоска для окон се­рого или голубого цвета 2,5x9 еж, по­лоска для дверей 3,5x8 см, полоска серого цвета для лестницы 2x19 см, прямоугольник 6x8 см для колонн и полоска 2x6 см для «подушек» ко­лонн; клей, ножницы, цветные карандаши или фломастеры для изображения мелких деталей — рам у окон, дверных ручек и т.п.

Ход занятия.

Показать детям образец. Спросить, могут ли они по архитек­туре здания узнать, что это? Почему они решили, что это театр? Подтвердить, что театр легко узнать по его архитектуре. Обычно это здание с высокими колоннами, которые поддерживают боль­шой фронтон над входом в театр. Внизу здания очень широкая лестница, одна ко всем дверям, между колоннами три двери.

Предложить детям определить форму окон и дверей (арочная).

Затем на фланелеграфе показать детям, в каком порядке сле­дует разместить на стене окна, двери, колонны, чтобы соблюс­ти симметрию и ритм в их расположении на фасаде. Это можно сделать так: расположить по краям фронтона колонны, а вни­зу лестницу. Посередине стены прикрепить дверь. Рядом с две­рью расположить еще две колонны и между ними двери. Три окна прикрепить над дверями, остальные — на уровне окон и дверей. Обратить внимание детей на то, что такая последова­тельность размещения архитектурных деталей помогла распо­ложить их симметрично (правая и левая стороны здания точно повторяют друг друга). Подчеркнуть ритм — окна и двери рас­положены на одинаковом расстоянии друг от друга.

Для закрепления представлений о последовательности рас­положения архитектурных деталей на здании можно вызвать ребенка, который вновь выложит на фланелеграфе все части, а остальные дети определят правильность выполнения задания.

Далее обсудить и показать отдельные способы складывания и разрезания исходных форм (заготовок) для окон, дверей, ко­лонн и лестницы. Можно эту работу провести совместно со все­ми детьми одновременно. Дети выбирают заготовку для дверей, складывают ее два раза и сразу же закругляют вверх. А потом разрезают по сгибам и получают четыре двери (одна лиш­няя, ее откладывают в сторону).



Спросить, чего больше на фасаде театра — дверей или окон? (Окон семь, а дверей три.) Следовательно, полоску для окон надо сложить три раза, чтобы получить восемь окон, и тоже, не разрезая по сгибам, закруглить сначала верх окна. Это дети выполняют сами после обсуждения, как вырезать окна.

Спросить детей, сколько раз следует сложить прямоуголь­ник, чтобы получить из него четыре колонны (два раза). Пояс­нить, что «подушки» для колонн нужно вырезать из белой по­лоски бумаги, разрезав ее на восемь частей, предварительно слегка закруглив два уголка. При вырезывании ступеней у ле­стницы использовать способ симметричного вырезывания.

Предложить приступить к выкладыванию фасада театра.

Сказать, что дети должны самостоятельно решить, как сде­лать, чтобы вокруг фронтона получилась белая кайма одинако­вой ширины. Когда они будут размещать архитектурные детали на фасаде здания, напомнить о необходимости ориентироваться на те или иные детали для равномерности их расположения.

В конце занятия предложить детям самим оценить резуль­таты своей работы и рядом с образцом поместить такие здания, в которых нет ошибок. На вторую полку доски поместить рабо­ты, в которых допущены отдельные отклонения — слегка на­рушен ритм или симметрия. На третью полку поместить ап­пликации с заметными ошибками, например с нарушением формы окон, дверей или их величины и др.

ЗАНЯТИЕ 6

АППЛИКАЦИЯ. «ТРАМВАЙ, АВТОБУС (ТРОЛЛЕЙБУС)»

Программные задачи.

Учить передавать специфические особенности формы строе­ния трамвая, автобуса или троллейбуса (по выбору детей): удли­ненный, прямоугольный корпус, квадратные окна с узкими пе­регородками и др.; учить самостоятельно вырезывать исходные формы для корпуса, окон, колес, отрезая их от края листа цвет­ной бумаги; закрепить приемы парного вырезывания (окна, ко­леса), закругления углов, отрезания узких полосок (для дуги).

Материал.

У воспитателя предметные картинки с изображениями транспортных средств или образцы. У детей листы плотной бу­маги величиной в 1/2 альбомного листа для наклеивания ап­пликации; наборы цветной бумаги; белые листы бумаги для предварительного вырезывания корпуса и окон, с целью найти нужные размеры; ножницы, клей.


Ход занятия. Воспитатель говорит:

— Вы уже были строителями и архитекторами, научились
придумывать и строить здания разной архитектуры. На ули­
цах города всегда много различного транспорта. И сегодня я
предлагаю вам стать работниками завода, который выпускает
автобусы, троллейбусы и трамваи — многоместный пассажир­
ский транспорт. Ваш завод получил задание — выпустить но­
вые модели трамвая, троллейбуса и автобуса. Вот такие.

Кладет перед детьми изображения этих видов транспорта. Задает вопросы:

— Что вы должны сделать, прежде чем приступить к их из­
готовлению? (Хорошо рассмотреть их.) Что вы должны узнать
о троллейбусе, автобусе и трамвае? (Какой формы у них кор­
пус, окна, колеса, дуги и др., где и как они расположены.) Кто
будет вырезывать автобусы? Расскажите, что вы узнали о фор­
ме автобуса и его конструкции.

Ребенок называет форму и части автобуса, их расположение относительно друг друга. Такие же вопросы педагог задает о трамвае и троллейбусе.

Затем сравниваются автобус и троллейбус, отмечаются раз­личия — дуга у троллейбуса, ее форма. Сравниваются троллей­бус с трамваем, определяется, в чем их различие (трамвай бо­лее длинный, у него сдвоенные колеса, дуга другой формы, по­хожа на ромб).

Педагог говорит, что теперь работники завода узнали, ка­кие модели транспорта они должны выпустить. Что же следует делать дальше? (Сделать заготовки для корпуса, окон, колес и др.) Поясняет, что заготовки не сразу могут получиться нуж­ной величины и формы, поэтому лучше сначала попробовать их вырезать из белой бумаги, но не все, а только корпус и окна, а потом, если они получатся удачными, изготовить их из цвет­ной бумаги, отрезая исходную форму от края листа. Спраши­вает у детей, кто какой вид транспорта будет изготовлять, и предлагает приступить к работе.

В процессе вырезывания воспитатель интересуется, а если нужно, напоминает и показывает некоторым детям, как закруг­лить у крыши корпуса уголки, как расположить окна, чтобы между ними получились узкие перегородки, как и где наклеить колеса (заходят на корпус или под корпус). Побуждает замечать и изображать и другие детали. В конце занятия выбирает не­скольких детей в приемную комиссию и отмечает трамваи, трол­лейбусы и автобусы, которые соответствуют моделям (образцам).

97


ЗАНЯТИЕ 7

РИСОВАНИЕ. «ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ»

Программные задачи.

Учить передавать в рисунке форму и строение легкового ав­томобиля (удлиненный, низкий, с плавными переходами от части к части); использовать простой карандаш для создания вспомогательного рисунка; равномерно раскрашивать рисунок цветными карандашами, обводить части автомобиля цветным карандашом такого же цвета, как его окраска, применяя силь­ный нажим для выделения контура и его частей.

Материал.

У воспитателя две-три иллюстрации с изображением легко­вых автомобилей разных марок; лист бумаги удлиненной фор­мы для частичного показа вспомогательного рисунка. У детей листы бумаги (примерно 20x8 см) удлиненной формы, простые и цветные карандаши.

Ход занятия.

Педагог говорит, что, кроме общественного пассажирского транспорта — автобусов, трамваев, на дорогах нашего города много легковых автомобилей. Чем же легковой автомобиль отличается от многоместных автобусов, троллейбусов и трамваев? (Величи­ной, перевозит немного пассажиров, более скоростной и т.д.) По­казывает картинки с изображениями легковых автомобилей, спра­шивает о форме машины (легковой автомобиль длинный и низ­кий), о ее частях (мотор, салон, багажник, колеса), о расположении частей относительно друг друга (салон находится посередине ма­шины, возвышаясь над нижней частью, переднее колесо — под мотором, заднее — там, где начинается багажник). Затем обраща­ет внимание детей на плавные переходы от одной части к другой. Поясняет, что плавные обводы автомобиля помогают ему быстрее ехать, так как встречный поток воздуха легче обтекает его.

Далее педагог говорит детям, что рисование автомобиля они начнут со вспомогательного рисунка, который нарисуют слабым нажимом простого карандаша. Такой нажим позволяет испра­вить рисунок, если что-то сразу не получилось. Рисовать следует только контур автомобиля (обводит его пальцем), а все, что нахо­дится внутри контура, надо рисовать цветными карандашами.

Показывает, как нарисовать контур автомобиля. Затем го­ворит, что дети будут рисовать новые автомобили, поэтому их нужно раскрасить равномерно, без пропусков. А чтобы авто­мобиль хорошо выделялся на бумаге и был виден на рассто-


Рис. 28

янии, его контур и части следует обвести сильным нажимом цветным карандашом такого же цвета, в какой он окрашен.

Путем вопросов воспитатель закрепляет у детей представ­ления о последовательности рисования автомобиля и пред­лагает приступить к работе.

В процессе рисования в индивидуальной работе используют­ся картинки, на которых детям показывают различные детали автомобилей: дверцы с ручками, окна, повторяющие форму са­лона, шины с колпаками и др., если «художники» не изобра­жают их на своих рисунках. Воспитатель напоминает, что если они хотят поярче закрасить свой автомобиль, то закрашивание надо повторить.

В конце занятия педагог выставляет рисунки на стенд, при­глашает детей подойти ближе. Говорит: «Представьте себе, что вы пришли на выставку-продажу легковых автомобилей. Ходите вы от автомобиля к автомобилю, разглядываете их и наконец вы­бираете такой, какой бы хотели купить. Покажите такой автомо­биль». Просит нескольких детей показать выбранный автомобиль и рассказать, почему они его решили купить, чем он понравился.

ЗАНЯТИЕ 8

1. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КАКОЕ НЕБО БЫЛО НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ?»

2. РИСОВАНИЕ. «НЕБО ПРИ ЗАКАТЕ СОЛНЦА»

Программные задачи.

Учить замечать цвет и оттенки красок вечернего неба, опи­сывать его; рисовать акварелью на влажной бумаге, переда­вать мягкие переходы одного цвета в другой (вечернее небо при заходе солнца).

Материал.

Для первой части занятия у воспитателя несколько пей­зажных картин, изображающих природу при заходе солнца. У детей по одной открытке такого же содержания.


Для второй части занятия у детей акварельные краски и листы белой бумаги. У воспитателя краски и бумага для пока­за приемов рисования.

Ход занятия.

Я часть

Воспитатель помещает перед детьми поочередно пейзажные картины. Спрашивает, какими красками изобразил художник небо на первой, второй и третьей картинах. Делает вывод, что на всех картинах небо нарисовано разными красками. Расска­зывает, что когда заходит солнце, мы его видим не таким осле­пительно ярким, как днем, когда на него невозможно смотреть. Вечером, когда солнце опускается за горизонт, оно становится красным и окрашивает небо вокруг себя в разные цвета и от­тенки — розовый, оранжевый, желтый, малиновый. Один цвет плавно сливается с другим, а если на небе есть облака, то они тоже окрашиваются в разные цвета (указывает на ту или иную картину). Цвет неба отражается в воде, как в зеркале, и даже окрашивает снег в нежные оттенки. Цвет предметов тоже из­меняется. Если солнце еще не совсем зашло, оно золотит свои­ми лучами деревья, если уже ушло, то деревья становятся тем­ными. Закаты солнца очень красивы, и люди любуются ими.

Проводится игра «Какое небо было на прошлой неделе?». Пе­дагог раздает детям по одной открытке с изображением вечерне­го пейзажа. Спрашивает, сколько дней в неделе и как они назы­ваются по порядку. Объясняет, что первый ребенок расскажет, каким было небо в понедельник, второй — каким оно было во вторник и т.д. Рассказ можно начать с указания места, где ребенок наблюдал заход солнца. Например: «В понедельник вечером я был на берегу моря (озера, реки, в лесу и т.д.) и любо­вался заходом солнца». Далее надо описать краски неба: «Внизу у горизонта... выше...» и т.д. Когда окончит свой рассказ пер­вый ребенок, его сменяет второй и т.д. Педагог одобряет тех детей, которые называли не только цвета, но и их оттенки.

2-я часть. Воспитатель предлагает детям изобразить небо при заходе солнца для рисунка, который они будут выпол­нять на следующем занятии. Поясняет, что такое небо дети будут рисовать акварельными красками по мокрой бумаге, чтобы один цвет плавно переходил в другой.

Показывает, как смоченной в воде кисточкой провести по листу бумаги, где будет изображено небо, чтобы бумага стала влажной (примерно 1/2 или более листа, положенного верти­кально или горизонтально). Затем, начиная от горизонта, ак­варельной краской то одного, то другого цвета закрашивает


небо, не дожидаясь высыхания краски. Убирает свой лист и предлагает детям нарисовать небо, каким оно может быть при заходе солнца. Оставляет пейзажные картины и, если некото­рые дети будут использовать один-два цвета, указывает на ту или иную картину, где вечернее небо окрашено в разные цвета и оттенки.

ЗАНЯТИЕ 9

РИСОВАНИЕ. «АВТОМОБИЛЬ ОСТАНОВИЛСЯ ВЕЧЕРОМ

ВОЗЛЕ ДОМА»

Программные задачи.

Учить передавать в сюжетном рисунке пропорции между предметами, частичную заслоненность предметов, время суток, пользоваться схемой для построения сюжетного рисунка.

Материал.

У воспитателя лист бумаги с окрашенным в краски заката небом и геометрические фигуры разного цвета: большой и ма­ленький прямоугольники и удлиненный треугольник. У детей листы бумаги, окрашенные на занятии 8, краски гуашь.

Ход занятия.

Воспитатель рассказывает:

— На окраине города стоял красивый особняк. День уже
клонился к вечеру, солнце опускалось за горизонт, когда к
дому подъехал хозяин и остановил свой автомобиль рядом с
домом.

Прикрепляет к мольберту лист бумаги с фоном, изображаю­щим закат солнца.

— Представьте себе, дети, что эти фигуры обозначают дом,
автомобиль и дерево (показывает геометрические фигуры). При
помощи этих фигур я покажу, как на листе бумаги можно рас­
положить дом, автомобиль и дерево. Вот дом (прикрепляет к
листу большой прямоугольник чуть ниже линии горизонта).
Рядом с домом автомобиль. Он остановился близко к дому и не­
много загораживает его стену. Перед домом растет дерево. Оно
тоже загораживает часть стены (прикрепляет маленький пря­
моугольник и треугольник чуть ниже дома). Я вам составила
схему расположения предметов на рисунке. Скажите, что на­
ходится дальше — дом или автомобиль и дерево? Почему вы
считаете, что дом? (Он расположен выше на листе бумаги, чем
дерево и автомобиль.) Что вы будете рисовать вначале? (Дом.)
Не забудьте про величину дома и автомобиля. Автомобиль не


выше окон первого этажа (их ниж­него края). Вы сами придумаете ар­хитектуру дома. Вы знаете, что у дома могут быть балконы, башня, фронтон, окна разной формы и дру­гие архитектурные детали. Дерево тоже может быть разным — елкой, березой, дубом, рябиной. Присту­пайте к работе.

В процессе рисования, если по­требуется, педагог предлагает по­смотреть на схему расположения предметов, рисовать их на разном уровне (выше, ниже), напомина­ет о разной архитектуре домов, некоторым показывает кар­тинки с изображениями зданий. Побуждает дополнять ри­сунок изображениями фонарей, кустов, красивой изгороди и т.п.

В конце занятия педагог выставляет детские работы на стенд. — За городом вырос целый поселок из новых красивых до­мов, разных по архитектуре и окраске. Представьте себе, что вы уже поселились в своем новом доме и пишете письмо своим родным, которым очень интересно знать все о вашем доме — какой он, что рядом с ним растет, какой у вас автомобиль. Что бы вы написали в письме?

Приглашает детей для описания их рисунков. Остальные высказывают свою оценку: всем ли удалось расположить пред­меты согласно предложенной схеме, красив ли рисунок на фоне заката и т.п.

ЗАНЯТИЕ 10

РИСОВАНИЕ. «ПОЖАРНАЯ МАШИНА СПЕШИТ НА ПОЖАР»

Программные задачи.

Уметь отражать в рисунке эпизод из жизни города — изоб­ражать пожарную машину возле дома, охваченного огнем; познакомить детей с расположением цветов в спектре, учить выделять теплые цвета спектра: красный, оранжевый, жел­тый, использовать их для изображения пламени; закреплять умение закрашивать небо в цвета вечернего заката акварель­ными красками «по-мокрому»; учить передавать пропорции между зданием и автомобилем.


Материал.

У воспитателя таблицы для ознакомления детей с цветами спектра (изображения радуги, спектрального круга, костра и пейзажный рисунок — льдины на воде под голубым небом и т.п.); предметная картинка с изображением пожарной маши­ны, книга С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое» с иллю­страциями А.Пахомова. У детей по семь небольших полосок, окрашенных в цвета радуги; листы бумаги с фоном, заранее окрашенным детьми (вечернее небо), краски гуашь.

Ход занятия.

Показать детям таблицу для ознакомления с цветами спек­тра. Указав на радугу, спросить, что нарисовано. Предложить перечислить цвета радуги начиная с верхнего, красного. Ска­зать, что в радуге всегда в таком порядке располагаются цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фи­олетовый. Дать детям задание расположить цветные полоски в таком же порядке, как цвета радуги. Затем всем вместе назвать по порядку эти цвета.

Указать детям на нарисованный костер, предложить отве­тить, какими красками нарисован огонь (желтой, оранжевой, красной), и выполнить задание — отделить и назвать цвет по­лосок, которыми рисуют огонь. Сказать, что эти цвета назы­вают теплыми. А те цвета, которые напоминают цвет неба, воды, снега, льда, называют холодными. Это фиолетовый, си­ний, голубой.

Убрать таблицу и полоски, показать детям знакомые им книжки С. Маршака «Пожар» и «Рассказ о неизвестном герое» и сказать: «Дети, посмотрите на эти книги и послушайте отры­вок из книги «Пожар», а потом попробуйте догадаться, что мы сегодня будем рисовать».

...Но пожарные узнали, Вдаль несутся с гулким звоном,

Где горит, в каком квартале. Им в пути помехи нет.

Командир сигнал дает, И сменяется зеленым

И сейчас же — в миг единый - Перед ними красный свет.

Вырываются машины В пять минут автомобили

Из распахнутых ворот. До пожара докатили...

Подтвердить ответы детей, что сегодня они нарисуют по­жарную машину, которая мчится к горящему дому. Предло­жить посмотреть на изображение пожарной машины. При рас­сматривании отметить широкую двойную кабину, в которой размещаются шофер и пожарная команда, позади цистер­ну, свернутый шланг, наверху брандспойт и др. Спросить детей: «Почему пожарный автомобиль окрашен в красный


цвет?» (Красный цвет яркий. Это цвет тревоги. Он хорошо виден издали, и все машины уступают дорогу пожарному автомобилю.) Рассказать, что когда в доме возникает по­жар, то из окон вырываются языки пламени, а над ними клубится черный дым. Спросить, какими красками дети на­рисуют пламя (желтой, красной, оранжевой).

Показать иллюстрацию художника Пахомова к книге «Рас­сказ о неизвестном герое», на которой изображено горящее зда­ние. Далее рассмотреть листы бумаги, на которых дети будут рисовать. Спросить, в какое время суток загорелся дом. Ска­зать, что двух-трехэтажный дом и пожарный автомобиль дети расположат примерно так же, как на прошлом занятии они расположили легковой автомобиль возле дома.

В процессе работы напоминать о пропорциях между зда­нием и автомобилем. Поощрять детей за внесение в рисунок интересных дополнений. Спрашивать, какими цветами кра­сок они изобразят огонь и дым и т.п. Предложить желаю­щим в конце занятия показать свои рисунки и рассказать, как возник пожар, как пожарники потушили его.

Сравнить несколько рисунков и определить, к какому дому быстрее домчалась пожарная машина, а у каких зданий пожар сильно разгорелся и потушить его будет труднее.

Примечание. Если дети не знают содержания книг С.Маршака, то следует прочесть их до занятия.

ЗАНЯТИЕ 11

КОЛЛЕКТИВНАЯ АППЛИКАЦИЯ. «УЛИЦА ГОРОДА»

Программные задачи.

Продолжать учить детей участвовать в общей работе — старательно выполнять свою долю труда, обсуждать и состав­лять общую композицию, распределять разную по содержа­нию работу между собой; закрепить умение детей изображать здания и транспортные средства, полученное на предшеству­ющих занятиях.

Материал.

У воспитателя большой лист бумаги продолговатой формы такого размера, чтобы на нем поместились пять-семь зданий (фон — небо, дорогу — 1/4 часть внизу листа — дети вместе с воспитателем закрашивают накануне занятия); кисти, клей; картинки, фотографии, удачные детские работы (здания, транспорт), выполненные на предшествующих занятиях цик-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: