ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ 4 глава




Воспитатель ставит рядом с цветными изображениями птиц штриховые рисунки и рассказывает, что художники не всегда рисуют красками. Многие из них любят рисовать пером, чер­ной тушью и черным карандашом.

— Посмотрите, как интересно художники изображают опере­
ние птиц разными черточками-штрихами: короткими, длинны­
ми, прямыми, наклонными, закругленными и др. Они рисуют пе­
рышки на голове, грудке, крыльях и хвосте птиц по-разному.

Раздает детям штриховые рисунки с изображениями птиц и предлагает поиграть.

— Я буду раскрашивать силуэт этой птицы штрихами (при­
крепляет к мольберту) и называть их, а вы будете находить та­
кие же штрихи у птиц на своих картинках. Перышки на голо­
ве птицы я рисую короткими штрихами. Вот так. У кого есть
такие штрихи на картинке? Покажите.

Далее педагог рисует закругленными штрихами перья на грудке птицы, разными по характеру штрихами (короткими, густыми неотрывными, а на конце длинными прямыми) перья на крыле и т.д. Каждый раз дети ищут такие же штрихи на сво­их иллюстрациях.

Затем педагог убирает все картинки, кроме цветного изобра­жения воробья, сороки и силуэта птицы, закрашенного штри­хами. Говорит, что сейчас дети будут рисовать маленького воро­бышка, которого видят каждый день и зимой, и летом на улице.

— Каким же нам надо нарисовать воробья, чтобы все, кто
увидит наши рисунки, могли сказать, что это воробей, а не
другая птица? Воробей небольшая птичка. Цвет оперения —
серый и коричневый. Если сравнить пропорции воробья и со­
роки, то будет сразу заметно, что голова у воробья по отноше­
нию к телу большая, клюв короткий, а хвост по длине пример­
но такой же, как тело. Посмотрите, как можно изобразить во-


робья. Чтобы правильно передать позу стоящего воробья, нуж­но нарисовать простым карандашом слабым нажимом вспомо­гательную наклонную линию. Потом закругленной линией на­рисовать тело, впереди головку, сзади хвост. Крыло начинает­ся от головы и доходит до хвоста. Все остальные части нарисуете сами. Больше простым карандашом ничего рисовать не нужно. Он нужен только для вспомогательного рисунка.

Затем нужно спросить детей, как получить серый цвет для закрашивания тела воробья, если нет такого карандаша. Подтвердить, что серый цвет получится, если при закраши­вании черным карандашом слабо нажимать на него. Сказать, что когда дети закрасят воробья, то более сильным нажимом нарисуют разными штрихами перья на крыле и хвосте.

В процессе работы надо напоминать детям, что вспомогатель­ный рисунок должен быть выполнен очень слабым нажимом про­стого карандаша, чтобы, если потребуется, исправить его и чтобы его линии не просвечивали сквозь цветную поверхность. Тем, кто будет испытывать затруднения при изображении оперения штри­хами, следует снова показать силуэт птицы, раскрашенный штри­хами. Посоветовать ребенку сравнить свой рисунок с образцом.

Чтобы воробей не получился состоящим из отдельных ча­стей, как игрушечный, посоветовать передать пластичность птицы (плавный переход от головы к телу и т.д.) штрихами.

В конце занятия все вместе рассматривают готовые рисунки. Воспитатель спрашивает, что больше всего затрудняло детей при изображении воробья. Говорит, что на следующем занятии дети снова будут рисовать воробья, но не одного, а целую стайку, и предлагает по дороге домой понаблюдать за этими птицами, об­ратить внимание на положение тела у клюющего воробья.

ЗАНЯТИЕ 3^

РИСОВАНИЕ. «СТАЙКА ВОРОБЬЕВ»

Программные задачи.

Учить передавать в рисунке позу клюющего воробья; разме­щать на листе бумаги несколько птиц, самостоятельно опреде­лять их величину; закрепить навыки рисования и раскраши­вания слабым нажимом карандаша и штрихами разного харак­тера при изображении оперения птиц; побуждать детей обогащать содержание рисунка, внося в него дополнения.

Материал.

У воспитателя иллюстрация с изображением клюющего вот робья, лист бумаги или мел для частичного показа способов, 48


изображения; образец с предыдущего занятия; фишки по чис­лу детей. У детей листы бумаги величиной с альбомный лист или немного меньше, цветные карандаши, простой карандаш.

Ход занятия.

Воспитатель рассказывает:

— Дети, когда вы бываете на улице, то обычно видите не од­ного воробья, а целую стайку. Если воробей найдет корм, он гром­ким чириканьем созывает других воробьев. Они слетаются на его призыв и дружно начинают клевать. А если вдруг услышат ка­кой-то шум, то все вместе взлетают и садятся на ближайший куст. Когда опасность минует — проедет машина, пройдет чело­век или убежит кошка, воробышки снова летят к корму.

Сегодня я предлагаю вам нарисовать стайку воробышков, клюющих корм. Но если вы нарисуете воробьев в такой же позе, в какой рисовали на прошлом занятии, то сможет ли кто-ни­будь, глядя на ваши рисунки, понять, что делают воробьи? Как же надо изменить позу воробья, чтобы было видно, что он клю­ет? Посмотрите на эту картинку и найдите на ней клюющего воробья. Чем же его поза отличается от позы воробья, который просто стоит?

Выслушав ответы детей, педагог подтверждает, что у клю­ющего воробья голова опущена вниз, а хвостик поднят вверх. Ноги согнуты, а клюв может быть открыт. Предлагает посмот­реть, как рисовать клюющего воробья. Сначала, слабо нажи­мая на карандаш, рисуют вспомогательную линию снизу вверх. Затем рисуют тело птицы, внизу голову, вверху хвост, ножку, расположенную ближе к зрителю, можно согнуть. Предупреж­дает, что, прежде чем приступить к рисованию, надо опреде­лить, какой величины должны быть воробьи, чтобы три-пять птиц уместилось на листе бумаги; воробьев можно рисовать ближе и дальше, т.е. ниже и выше на листе.

В процессе работы следует посоветовать детям сначала на­рисовать всех воробьев простым карандашом, но только их кон­тур, а все, что внутри контура (глаз, крыло), рисовать и рас­крашивать цветными карандашами.

Воспитатель спрашивает детей, как они изобразят перья во­робышков (разными штрихами). Побуждает рисовать клюющих воробьев, стоящих напротив друг друга, а не направленных все в одну сторону. Хвалит тех, кто вносит в рисунок интересные дополнения, обогащающие его содержание.

В конце занятия раздает всем по одной фишке и предлага­ет отметить ею того воробья, у которого самая удачная поза — поза клюющей птицы.


ЗАНЯТИЕ 4

РИСОВАНИЕ. «СОРОКА ОГЛЯНУЛАСЬ»

Программные задачи.

Продолжать учить детей определять по изображению птицы ее характерные особенности; видеть различия в форме частей тела и в пропорциях сороки и воробья; учить изображать новую позу птицы — птица, сидящая на ветке с повернутой головой назад (птица оглянулась); упражнять в произвольном нажиме карандаша для получения нужной интенсивности цвета.

Материал.

У воспитателя две иллюстрации с изображениями сороки и воробья (для сравнения); лист бумаги для показа приемов изоб­ражения. У детей листы бумаги (18x15 см), цветные карандаши.

Ход занятия.

Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображени­ем сороки и спрашивает, какую птицу изобразил художник, почему ее называют сорокой-белобокой?

У сороки в оперении два цвета, резко отличающиеся друг от друга, — черный и белый. Надо спросить у детей, какие части тела у сороки черные, а какие белые (белые бока и верхние части кры­льев). Предложить сравнить сороку и воробья не по цвету перьев, а по форме и величине частей тела. Поместить рядом с изображе­нием сороки изображение воробья. Спросить, какие различия за­метили дети у этих птиц. Если дети будут затрудняться, подска­зать: «Сравните клювы у этих птиц, сравните хвосты».

После сравнения двух птиц педагог подводит итог: «Мы срав­
нили воробья и сороку и заметили, что сорока сильно отлича­
ется от воробья не только окраской перьев, но и формой час­
тей. У сороки длинный клюв и длинный хвост, небольшая по
сравнению с телом голова». Далее обращает внимание детей на
позу сороки. Сорока сидит на ветке. Наверное, она что-то ус­
лышала и оглянулась, повернула голову назад. Показывает,
как изобразить сороку в такой позе, и объясняет: «Сначала на­
рисую вспомогательную наклонную линию для тела и хвоста
сороки. Оставлю место для изображения головы. Немного от­
ступя от тела, нарисую голову, потом соединю ее с телом пти­
цы. Это будет шея. Нарисую крыло. На нем обведу место, где
будут белые перья. Сорока сидит на ветке. Она крепко обхвати­
ла пальцами ветку. Три согнутые пальца у нее впереди, один
сзади. Закрасьте сороку сами черным карандашом, оставляя
бока и часть крыла незакрашенными, белыми».


Рис. 10

Затем педагог предлагает приступить к рисованию, предва­рительно спросив, с чего нужно начать изображение сороки. В процессе рисования следит, как дети закрашивают птицу (надо сильно нажимать на карандаш, закрашивать в одном направ­лении вдоль головы, шеи, крыла и хвоста; на конце крыла и на хвосте нарисовать штрихами перья еще более сильным нажи­мом черного карандаша). Тем, кто слабо нажимают на каран­даш при закрашивании, можно посоветовать еще раз закрасить нужные места, чтобы получить нужный по интенсивности цвет; кору на ветке можно изобразить штрихами, что позволит пере­дать ее шероховатость.

В конце занятия можно предложить нескольким детям срав­нить свой рисунок с иллюстрацией и самим определить, что получилось удачным среди их изображений, а что не совсем. Затем спросить, что же их птицы умеют делать (стоять, кле­вать, оглядываться); какие движения для птиц самые главные?

Воспитатель предупреждает, что на следующем занятии дети будут учиться рисовать летящую птицу. Говорит: «Понаблю­дайте за полетом птиц: как изменяется у них форма крыльев, хвоста?

ЗАНЯТИЕ 5

РИСОВАНИЕ. «ВОРОНА ЛЕТИТ»

Программные задачи.

Учить детей изображать птицу в полете, передавать измене­ние в форме крыльев и хвоста у летящей птицы; передавать в рисунке характерную окраску вороны: голова, крылья и хвост черные, тело серого цвета; располагать летящую птицу по диа­гонали на листе бумаги; изображать крылья широкими изо­гнутыми линиями.


Материал.

У воспитателя две картинки с изображением сидящей (сто­ящей) и летящей вороны, лист бумаги с нарисованным телом и головой птицы для показа рисования крыльев и хвоста. У детей квадратные листы бумаги, краски гуашь, мягкие кисти.

Ход занятия.

Воспитатель показывает картинку с сидящей (стоящей) во­роной и предлагает назвать эту птицу. Спрашивает: «Как вы уз­нали, что это ворона?» Подтверждает, что ворону легко узнать прежде всего по окраске оперения — серой и черной. Спрашива­ет, что у вороны черное (голова, крылья, хвост) и что серое (тело).

— Чем отличается ворона от других знакомых птиц? (Воро­
на — крупная птица с большим крепким клювом.) А чем воро­
на похожа на других птиц? (У нее все части тела такие же, как
у других птиц, расположены так же.)

Педагог ставит рядом с картинкой другую, где изображена летящая ворона.

— Дети, посмотрите на эту картинку. Здесь тоже нарисова­
на ворона. В чем различие между этими воронами? (Эта ворона
летит.) Правильно, на этой картине нарисована летящая воро­
на. Сравните крылья у летящей и сидящей птицы. Какое кры­
ло летящей птицы по форме и величине? Когда птица взлетает,
она расправляет крылья. Крылья становятся большими и дру­
гой формы, чем у сидящей птицы. (Обводит крыло пальцем.)
Вверху крыло изогнутое, снизу зубчатое, так как большие пе­
рья на крыле немного расходятся при полете.

— Теперь сравните хвосты сидящей и летящей вороны. Из­
меняется ли форма хвоста при полете?

Педагог подтверждает, что при полете хвост у птицы расши­ряется, становится похожим на веер. Показывает приемы ри­сования крыльев и хвоста и объясняет:

— Начинаю рисовать крыло у головы. Сначала крыло идет
немного вниз, а затем, как волна, поднимается и опускается. Это
верхняя сторона крыла. Рисую закругленную линию всей кис­
тью. Рядом провожу такую же линию, а потом рисую более ко­
роткие линии. Хвост рисую тоже широкими линиями. На конце
хвоста перья тоже немного расходятся.

Далее педагог обращает внимание детей на расположение во­роны на листе бумаги. Проводит пальцем с угла на угол (по диа­гонали) и спрашивает, как расположена птица на листе бумаги.

— Летящую птицу чаще всего рисуют на листе бумаги на­
клонно. Тело вороны надо рисовать такой величины, чтобы ос­
талось место для рисования длинных и широких крыльев.


Рис. 11

В процессе рисования, если потребуется, педагог показывает некоторым детям на отдельном листке бумаги' приемы изобра­жения крыла. Предлагает ребенку сначала попробовать нарисо­вать крыло на дополнительном листке. Если у кого-то крылья вороны получаются короткими, поясняет, что такие крылья не поднимут птицу в воздух. Чем у птицы длиннее крылья, тем она лучше летает. У воробья относительно короткие крылья, и он летает плохо. Далеко летать не может.

В конце занятия воспитатель предлагает детям поставить на полку доски (стенда) тех ворон, которые хорошо летают. А это значит, что крылья у них длинные и широкие, вверху закругленные, а внизу зубчатые.

ЗАНЯТИЕ6

АППЛИКАЦИЯ. «СИНИЧКИ»

Программные задачи.

Учить детей изображать птицу аппликационным спосо­бом из отдельных частей разной формы и величины, наклеи­вая частично одну деталь на другую; продолжать развивать умение работать совместно — вдвоем делать сюжетную апп­ликацию; продолжать учить заготавливать исходные формы, соответствующие по величине и форме частям синички.

Материал.

У воспитателя иллюстрация с изображением синицы и две-три фигурки синицы в разных позах, выполненные аппликаци­онным способом; исходные формы (заготовки) для вырезывания частей птицы; лист бумаги (или фланелеграф) с изображением веток с несколькими осенними листьями. У детей наборы бума­ги, в которые входит белая, желтая, синяя и черная бумага, квадратный лист бумаги на двух детей, ножницы, клей.


Ход занятия.

Педагог говорит детям, что они уже умеют рисовать раз­ных птиц и в разных позах. Но птиц можно не только рисо­вать, а и вырезать. Хотят ли дети научиться вырезать птиц?

— Сегодня вы будете вырезать птицу, про которую загадаю
загадку. Это маленькая, юркая, очень подвижная птичка. Ее
можно увидеть в городе, когда наступают холода. Она наряд­
ная и красивая. У нее грудка и бока желтые, голова синяя с
белыми щечками, а крылышки могут быть синими, черными
и зеленоватыми. У нее тоненький клюв, которым легко вытас­
кивать насекомых из разных щелочек. Кто же это? (Синица.)

Показывает иллюстрацию с изображением синицы. Затем показывает синичку, выполненную аппликационно, и говорит, что так можно сделать синичку из цветной бумаги, вырезав каждую часть: тело, крыло, головку и хвост и склеив их, на­кладывая одну часть на другую.

Далее путем вопросов к детям определяются форма каждой части и ее величина относительно тела, а также расположение.

— Чтобы вырезать синичку, нужно сначала сделать из бума­
ги... (заготовки или исходные формы). Я вам сейчас буду пока­
зывать исходные формы, а вы будете говорить, какие части из
них нужно вырезать для синички, — предлагает воспитатель.

Напоминает, что нужно использовать всю заготовку для выре­зывания той или иной части, иначе может получиться так, что крыло окажется больше тела. Части для синички дети вырежут сами, без показа приемов работы. Затем показывает лист синей бумаги (или фланелеграф) с наклеенными ветками. Поясняет, что сегодня дети будут делать аппликацию вдвоем. Называться она будет «Синички на ветках». Каждый вырежет и склеит одну си­ничку (а кто сможет, то и две) и наклеит ее на общий лист бумаги с ветками, которые дети тоже вырежут сами. Но синички долж­ны быть изображены в разных позах. Например, одна сидит, опу-


стив хвостик, а другая нагнулась и смотрит вниз, или синичка оглянулась. (Прикрепляет к веткам синичек в разных позах.) Для этого дети должны договориться между собой, кто в какой позе будет изображать синичку. А еще следует договориться, как красиво разместить синичек на общем листе бумаги.

Воспитатель убирает свой лист бумаги и оставляет аппликаци­онные изображения синиц. Предлагает детям приступить к рабо­те, начав ее с приготовления исходных форм. Напоминает, что исходные формы следует отрезать от края листа цветной бумаги.

В конце занятия дети, выполнявшие одну работу, выходят по двое и рассказывают о ней (удалось ли изобразить синичек в раз­ных позах, как договаривались об общей композиции, кто внес какие предложения). Воспитатель хвалит детей, которые сумели договориться и работали дружно, советуясь и помогая друг другу.

ЗАНЯТИЕ 7

АППЛИКАЦИЯ. «СНЕГИРИ НА ВЕТКЕ РЯБИНЫ»

Программные задачи.

Продолжать развивать навыки общения (в совместной рабо­те); учить изображать в аппликации двух снегирей в разных позах: сидящего на ветке рябины и летящего; формировать умение передавать характерные особенности снегирей (окрас­ку форм частей тела); закрепить способ парного вырезывания (крылья у летящего снегиря, ягоды рябины).

Материал.

У воспитателя — фланелеграф, два снегиря в разных позах (сидящий и летящий), ветка с ягодами рябины; части снегиря (тело с хвостом, голова, два крыла); удлиненный прямоуголь­ник для показа вырезания крыльев для летящего снегиря; на двух детей исходные формы для вырезания снегирей; ножни-

Исходные формы для сидящего снегиря

 



цы, клей, фломастер. Ветку с гроздьями рябины вырезать на­кануне и наклеить ее на общий для двух детей лист голубой или серой бумаги (примерно 27x30 см). Ход занятия.

«Каких красивых птиц с розовой грудкой можно увидеть мо­розной зимой, клюющих ягоды рябины?» — спрашивает педа­гог. Помещает перед детьми картинку с изображением снеги­ря: «Дети, давайте на фланелеграфе составим такую картинку про снегирей: один снегирь сидит на ветке возле грозди ряби­ны, а другой подлетает к ветке». Прикрепляет к фланелеграфу ветку, вызывает двух детей, каждому дает фигурку птицы — одному сидящую, другому летящую — для выкладывания на фланелеграфе предложенного сюжета. Затем продолжает: «Ин­тересно, можно ли поменять расположение птиц, чтобы у нас получилась другая картинка? Например, сидящий на ветке сне­гирь наклонился и смотрит вниз, а другой, наклевавшийся ря­бины, улетает. Кто хочет выложить на фланелеграфе такую картинку?» Двое детей меняют положение и позу птиц.

«Сегодня вы вдвоем на одном листе бумаги сделаете общую аппликацию, которая будет называться «Снегири на ветке ря­бины». Сами договоритесь, кто какого снегиря изобразит и как вы расположите их на листе бумаги», — говорит воспитатель. Убирает фланелеграф и ставит перед детьми картинку с изоб­ражением снегиря. Говорит: «Но прежде чем приступить к вы­резыванию частей снегиря, что надо сделать? (Рассмотреть изображение снегиря.) Зачем перед работой обязательно нуж­но рассмотреть снегиря? (Чтобы узнать, какой он: какого цве­та у него оперение, какой формы тело, голова, хвост.) Рассмот­рите снегиря и расскажите, какой он, в чем его особенности. Сначала расскажите о цвете оперения этой птицы. (Ребенок де­лает описание.) Теперь расскажите, какая у него голова, фор­ма клюва (короткий и толстый), какой длины хвост (хвост немного короче туловища)».

Воспитатель дополняет ответы детей о харак- терных особенностях снегиря. Например, гово­рит, что у снегиря не видно шеи, его голова сра­зу переходит в тело. Тело округлое, недлинное

I ^------ ^ и т.п. Далее показывает и поясняет, как следу-

1>г \. ет вырезать сразу два крыла для летящего сне-

' » гиря. Надо сложить длинный прямоугольник

пополам, вверху сделать закругленный разрез, внизу вырезать зубцы, расположенные наклон­но. При склеивании частей снегиря его голову


 

надо приклеить не сверху тела, как это дела­лось при изображении синичек, а снизу, что­бы получилась черная шапочка. Верхнее кры­ло надо наклеить на тело, а нижнее — под тело. Педагог показывает эти приемы.

«Рассмотрите исходные формы для вырезы­вания частей двух снегирей. Для тела птиц и головы исходные формы у вас одинаковые, а для крыльев и хвоста разные. Разберитесь и приступайте к работе», — говорит воспитатель.

В процессе вырезывания и склеивания сне­
гиря из частей надо побуждать детей рассмат- рис 1$
ривать (анализировать) изображение снегиря,
чтобы правильно расположить части относительно друг друга.
Если нужно, напоминать, что хвост летящего снегиря расши­
ряется, поэтому исходную форму для него надо подобрать бо­
лее широкую, чем для хвоста сидящего снегиря, а тело надо
вырезать сужающимся к хвосту (овоидной формы).

Когда дети приступят к изображению сюжета на общем лис­те бумаги, воспитатель советует им не сразу наклеивать снеги­рей, а сначала расположить их так, как задумали. Может быть, изменить что-либо, выбрать более удачный вариант.

В конце занятия надо поместить одну из детских работ на стенд и предложить ее авторам рассказать, как они изобразили снегирей на своей картинке. Предложить детям поместить ря­дом аппликацию с другим расположением птиц, а их авторам тоже рассказать о своей картинке. Если будут аппликации, от­личающиеся по композиции от выставленных, их тоже следу­ет поместить рядом и сделать вывод, что при изменении распо­ложения персонажей меняется и содержание картин. И нако­нец выставить на стенд остальные аппликации и спросить, нравится ли детям работать вместе и что для этого необходимо (уметь договариваться).

ЗАНЯТИЕ 8

АППЛИКАЦИЯ. «ИЗГОТОВИМ ЛОТО "ПТИЦЫ"»

Программные задачи.

Учить детей применять свои знания и умения, полученные на предшествующих занятиях, для изготовления дидактичес­кой игры; формировать умение распределять работу между собой при выполнении общего задания, согласованно действо-



вать, оказывать помощь друг другу, испытывать чувство от­ветственности за свою часть работы; познакомить со способом одновременного вырезания двух одинаковых изображений.

Материал.

У воспитателя коробка для лото с оформленной крышкой (надпись, соответствующая изображению), картонная карточка, разделенная на 2 клетки, и маленькая карточка, равная по ве­личине клетке на большой карточке (желательно, слегка отли­чающаяся по цвету от большой), две одинаковые птички, выпол­ненные аппликационным способом, картинки с изображением птиц. На четырех детей одна большая карта и четыре малень­кие, наборы цветной бумаги, ножницы, клей, черный карандаш.

Ход занятия.

Воспитатель напоминает, что дети на нескольких занятиях рисовали и вырезали разных птиц. Спрашивает, каких птиц они могут изображать (воробьев, синиц, сороку, ворону, снегирей). Помещает перед детьми картинки с изображением этих птиц или удачные детские работы с предшествующих занятий.

— А теперь ваши знания и умения можно использовать для
полезного дела — изготовить настольную игру. Я предлагаю вам
всем вместе сделать лото «Птицы». Часть общей работы я уже
выполнила, — склеила коробку для лото. Вот она. (Показывает
коробку, обращает внимание детей на оформление крышки.) А
вы, дети, вырежьте и наклейте птиц на большую карту (показы­
вает) и на маленькие. Вы знаете, что в лото на клеточках боль­
шой карточки и на маленьких карточках изображения одина­
ковые, например вот такие. (Прикладывает одну птичку на клет­
ку большой карточки и такую же на маленькую карточку.)

— У вас на столе общая большая карточка с четырьмя клетка­
ми и у каждого по маленькой карточке. Каждый из вас вырежет
и наклеит двух одинаковых птиц: одну — на маленькую карточ­
ку, другую — на клетку большой карточки. А кто какую птицу
будет изображать, вы должны договориться, потому что в каждой

клетке большой карточки должны
быть четыре разные птицы. Напри­
мер, в этой клетке воробей, в этой —
синица, в этой — сорока, а в этой —
ворона. И еще вам следует договорить­
ся, кто в какой позе изобразит свою
птицу. Одна птица должна стоять,
другая — лететь, третья — клевать,
четвертая — оглядываться. Так о чём
вы должны договориться?


Выслушав детей, воспитатель показывает, как вырезать оди­наковые части для двух птиц. Надо вырезать сразу по две оди­наковые заготовки для каждой части (две-три для тела, две-три для головы и т.д.). Эти заготовки следует наложить друг на друга цветной стороной вверх и вырезать нужную часть тела.

— С чего вы начнете работу? (С распределения обязаннос­тей — кто какую птицу будет изображать и в какой позе.)

Во время обсуждения по мере надобности педагог напоми­нает той или иной группе детей, что следует выслушать друг друга. Если желания не совпадут, кто-то должен уступить ради достижения общего результата.

Воспитателю нельзя поддаваться искушению самой вместо детей распределять работу между ними. Если ребенок затруд­няется в вырезывании, надо посоветовать членам его группы показать товарищу приемы работы; а тем, кто первым справит­ся со своей частью аппликации, подключиться к работе отста­ющего, взяв часть его работы (наклеивание частей) на себя.

Надо напомнить детям, что изображение птицы следует рас­полагать посредине клетки и что летящую птицу следует на­клеивать наклонно (по диагонали).

По мере изготовления игры воспитатель кладет большую карту и рядом четыре маленькие на общий стол.

Затем педагог приглашает всех детей к столу и определяет, какие карты лото можно сложить в коробку, а какие нужно до­делать или частично переделать. Их откладывают в сторону. Одного из авторов удачной совместной работы воспитатель про­сит рассказать, как дети сумели договориться, как помогали друг другу в общей работе. Потом можно поиграть с этой или другой группкой детей в самодельное лото, а остальным пред­ложить посмотреть и запомнить правила игры. Можно исполь­зовать такой вариант игры: каждый играющий берет себе ма­ленькую карточку с середины стола. Карточки лежат обратной стороной вверх. Воспитатель кладет себе большую карту и на­зывает птицу и ее позу: «Воробей оглянулся!» или: «Сорока летит!» Тот, у кого на карточке такие же изображения, гово­рит: «У меня воробей оглянулся», — и отдает свою карточку воспитателю. Тот закрывает ею соответствующую клетку на большой карте.

Педагог говорит, что когда игра будет полностью готова, дети будут в нее играть сами, когда захотят. Позже можно объяс­нить другой вариант игры. Ребенок получает большую карту, а ведущий называет птицу и ее действия на маленькой карточке и отдает ее тому, кто увидел такое же изображение у себя.


ЗАНЯТИЕ 9

1 ИГРА «УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ»

Цель.

Учить детей узнавать птицу, принадлежащую к конкрет­ному виду по перечисленным характерным признакам (ана­лиз); сопоставлять форму птицы с формой листа бумаги и его расположением.

Материал.

У воспитателя картинки с изображением лебедя, журавля, аиста, дятла, летящей ласточки, такие же картинки меньшего размера, 25 фишек, ширма, пять значков «Зоркий глаз».

Ход игры.

Посадить детей полукругом, поставить перед ними стол, на столе небольшую картонную ширму, за которой разложить кар­тинки с птицами меньшего размера. Возле каждой картинки положить по пять фишек. На доску повесить пять картинок с изображением журавля, лебедя, дятла, ласточки и аиста. Ска­зать: «Дети, перед вами пять птиц. Как они называются? (Все эти птицы отличаются друг от друга окраской перьев, формой и величиной клюва, хвоста, ног, крыльев.) Давайте поиграем в игру «Узнай по описанию». Я расскажу про одну из этих птиц, опишу ее отличительные признаки, а вы должны угадать, о какой птице я рассказала. Но вслух об этом ребенок говорить не будет, а подойдет к столу и молча укажет пальцем на птицу.

У меня за ширмой лежат картинки с такими же птицами. За правильную отгадку получите фишку. Выиграют те, кто набе­рет по пять фишек, т.е. отгадает все загадки. При описании первыми надо называть сходные признаки птиц, например длин­ные ноги журавля и аиста или длинные шеи этих птиц и лебедя. А отличительные признаки, например короткие ноги с перепон­ками лебедя или его окраску, надо называть последними».

Примеры описаний.

Журавль. У этой птицы длинные шея, клюв, ноги. Хвост пышный, но короткий. Окраска перьев серая, хвост черный. На голове «красная шапочка».

Аист. У этой птицы длинная шея, длинные ноги и клюв, хвост короткий, белые перья, концы крыльев и хвост черные.

Лебедь. У этой птицы длинная шея, короткий клюв, короткий заостренный хвост, белые перья и короткие перепончатые лапки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: