Воспитатель ставит рядом с цветными изображениями птиц штриховые рисунки и рассказывает, что художники не всегда рисуют красками. Многие из них любят рисовать пером, черной тушью и черным карандашом.
— Посмотрите, как интересно художники изображают опере
ние птиц разными черточками-штрихами: короткими, длинны
ми, прямыми, наклонными, закругленными и др. Они рисуют пе
рышки на голове, грудке, крыльях и хвосте птиц по-разному.
Раздает детям штриховые рисунки с изображениями птиц и предлагает поиграть.
— Я буду раскрашивать силуэт этой птицы штрихами (при
крепляет к мольберту) и называть их, а вы будете находить та
кие же штрихи у птиц на своих картинках. Перышки на голо
ве птицы я рисую короткими штрихами. Вот так. У кого есть
такие штрихи на картинке? Покажите.
Далее педагог рисует закругленными штрихами перья на грудке птицы, разными по характеру штрихами (короткими, густыми неотрывными, а на конце длинными прямыми) перья на крыле и т.д. Каждый раз дети ищут такие же штрихи на своих иллюстрациях.
Затем педагог убирает все картинки, кроме цветного изображения воробья, сороки и силуэта птицы, закрашенного штрихами. Говорит, что сейчас дети будут рисовать маленького воробышка, которого видят каждый день и зимой, и летом на улице.
— Каким же нам надо нарисовать воробья, чтобы все, кто
увидит наши рисунки, могли сказать, что это воробей, а не
другая птица? Воробей небольшая птичка. Цвет оперения —
серый и коричневый. Если сравнить пропорции воробья и со
роки, то будет сразу заметно, что голова у воробья по отноше
нию к телу большая, клюв короткий, а хвост по длине пример
но такой же, как тело. Посмотрите, как можно изобразить во-
|
робья. Чтобы правильно передать позу стоящего воробья, нужно нарисовать простым карандашом слабым нажимом вспомогательную наклонную линию. Потом закругленной линией нарисовать тело, впереди головку, сзади хвост. Крыло начинается от головы и доходит до хвоста. Все остальные части нарисуете сами. Больше простым карандашом ничего рисовать не нужно. Он нужен только для вспомогательного рисунка.
Затем нужно спросить детей, как получить серый цвет для закрашивания тела воробья, если нет такого карандаша. Подтвердить, что серый цвет получится, если при закрашивании черным карандашом слабо нажимать на него. Сказать, что когда дети закрасят воробья, то более сильным нажимом нарисуют разными штрихами перья на крыле и хвосте.
В процессе работы надо напоминать детям, что вспомогательный рисунок должен быть выполнен очень слабым нажимом простого карандаша, чтобы, если потребуется, исправить его и чтобы его линии не просвечивали сквозь цветную поверхность. Тем, кто будет испытывать затруднения при изображении оперения штрихами, следует снова показать силуэт птицы, раскрашенный штрихами. Посоветовать ребенку сравнить свой рисунок с образцом.
Чтобы воробей не получился состоящим из отдельных частей, как игрушечный, посоветовать передать пластичность птицы (плавный переход от головы к телу и т.д.) штрихами.
В конце занятия все вместе рассматривают готовые рисунки. Воспитатель спрашивает, что больше всего затрудняло детей при изображении воробья. Говорит, что на следующем занятии дети снова будут рисовать воробья, но не одного, а целую стайку, и предлагает по дороге домой понаблюдать за этими птицами, обратить внимание на положение тела у клюющего воробья.
|
ЗАНЯТИЕ 3^
РИСОВАНИЕ. «СТАЙКА ВОРОБЬЕВ»
Программные задачи.
Учить передавать в рисунке позу клюющего воробья; размещать на листе бумаги несколько птиц, самостоятельно определять их величину; закрепить навыки рисования и раскрашивания слабым нажимом карандаша и штрихами разного характера при изображении оперения птиц; побуждать детей обогащать содержание рисунка, внося в него дополнения.
Материал.
У воспитателя иллюстрация с изображением клюющего вот робья, лист бумаги или мел для частичного показа способов, 48
изображения; образец с предыдущего занятия; фишки по числу детей. У детей листы бумаги величиной с альбомный лист или немного меньше, цветные карандаши, простой карандаш.
Ход занятия.
Воспитатель рассказывает:
— Дети, когда вы бываете на улице, то обычно видите не одного воробья, а целую стайку. Если воробей найдет корм, он громким чириканьем созывает других воробьев. Они слетаются на его призыв и дружно начинают клевать. А если вдруг услышат какой-то шум, то все вместе взлетают и садятся на ближайший куст. Когда опасность минует — проедет машина, пройдет человек или убежит кошка, воробышки снова летят к корму.
Сегодня я предлагаю вам нарисовать стайку воробышков, клюющих корм. Но если вы нарисуете воробьев в такой же позе, в какой рисовали на прошлом занятии, то сможет ли кто-нибудь, глядя на ваши рисунки, понять, что делают воробьи? Как же надо изменить позу воробья, чтобы было видно, что он клюет? Посмотрите на эту картинку и найдите на ней клюющего воробья. Чем же его поза отличается от позы воробья, который просто стоит?
|
Выслушав ответы детей, педагог подтверждает, что у клюющего воробья голова опущена вниз, а хвостик поднят вверх. Ноги согнуты, а клюв может быть открыт. Предлагает посмотреть, как рисовать клюющего воробья. Сначала, слабо нажимая на карандаш, рисуют вспомогательную линию снизу вверх. Затем рисуют тело птицы, внизу голову, вверху хвост, ножку, расположенную ближе к зрителю, можно согнуть. Предупреждает, что, прежде чем приступить к рисованию, надо определить, какой величины должны быть воробьи, чтобы три-пять птиц уместилось на листе бумаги; воробьев можно рисовать ближе и дальше, т.е. ниже и выше на листе.
В процессе работы следует посоветовать детям сначала нарисовать всех воробьев простым карандашом, но только их контур, а все, что внутри контура (глаз, крыло), рисовать и раскрашивать цветными карандашами.
Воспитатель спрашивает детей, как они изобразят перья воробышков (разными штрихами). Побуждает рисовать клюющих воробьев, стоящих напротив друг друга, а не направленных все в одну сторону. Хвалит тех, кто вносит в рисунок интересные дополнения, обогащающие его содержание.
В конце занятия раздает всем по одной фишке и предлагает отметить ею того воробья, у которого самая удачная поза — поза клюющей птицы.
ЗАНЯТИЕ 4
РИСОВАНИЕ. «СОРОКА ОГЛЯНУЛАСЬ»
Программные задачи.
Продолжать учить детей определять по изображению птицы ее характерные особенности; видеть различия в форме частей тела и в пропорциях сороки и воробья; учить изображать новую позу птицы — птица, сидящая на ветке с повернутой головой назад (птица оглянулась); упражнять в произвольном нажиме карандаша для получения нужной интенсивности цвета.
Материал.
У воспитателя две иллюстрации с изображениями сороки и воробья (для сравнения); лист бумаги для показа приемов изображения. У детей листы бумаги (18x15 см), цветные карандаши.
Ход занятия.
Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением сороки и спрашивает, какую птицу изобразил художник, почему ее называют сорокой-белобокой?
У сороки в оперении два цвета, резко отличающиеся друг от друга, — черный и белый. Надо спросить у детей, какие части тела у сороки черные, а какие белые (белые бока и верхние части крыльев). Предложить сравнить сороку и воробья не по цвету перьев, а по форме и величине частей тела. Поместить рядом с изображением сороки изображение воробья. Спросить, какие различия заметили дети у этих птиц. Если дети будут затрудняться, подсказать: «Сравните клювы у этих птиц, сравните хвосты».
После сравнения двух птиц педагог подводит итог: «Мы срав
нили воробья и сороку и заметили, что сорока сильно отлича
ется от воробья не только окраской перьев, но и формой час
тей. У сороки длинный клюв и длинный хвост, небольшая по
сравнению с телом голова». Далее обращает внимание детей на
позу сороки. Сорока сидит на ветке. Наверное, она что-то ус
лышала и оглянулась, повернула голову назад. Показывает,
как изобразить сороку в такой позе, и объясняет: «Сначала на
рисую вспомогательную наклонную линию для тела и хвоста
сороки. Оставлю место для изображения головы. Немного от
ступя от тела, нарисую голову, потом соединю ее с телом пти
цы. Это будет шея. Нарисую крыло. На нем обведу место, где
будут белые перья. Сорока сидит на ветке. Она крепко обхвати
ла пальцами ветку. Три согнутые пальца у нее впереди, один
сзади. Закрасьте сороку сами черным карандашом, оставляя
бока и часть крыла незакрашенными, белыми».
Рис. 10
Затем педагог предлагает приступить к рисованию, предварительно спросив, с чего нужно начать изображение сороки. В процессе рисования следит, как дети закрашивают птицу (надо сильно нажимать на карандаш, закрашивать в одном направлении вдоль головы, шеи, крыла и хвоста; на конце крыла и на хвосте нарисовать штрихами перья еще более сильным нажимом черного карандаша). Тем, кто слабо нажимают на карандаш при закрашивании, можно посоветовать еще раз закрасить нужные места, чтобы получить нужный по интенсивности цвет; кору на ветке можно изобразить штрихами, что позволит передать ее шероховатость.
В конце занятия можно предложить нескольким детям сравнить свой рисунок с иллюстрацией и самим определить, что получилось удачным среди их изображений, а что не совсем. Затем спросить, что же их птицы умеют делать (стоять, клевать, оглядываться); какие движения для птиц самые главные?
Воспитатель предупреждает, что на следующем занятии дети будут учиться рисовать летящую птицу. Говорит: «Понаблюдайте за полетом птиц: как изменяется у них форма крыльев, хвоста?
ЗАНЯТИЕ 5
РИСОВАНИЕ. «ВОРОНА ЛЕТИТ»
Программные задачи.
Учить детей изображать птицу в полете, передавать изменение в форме крыльев и хвоста у летящей птицы; передавать в рисунке характерную окраску вороны: голова, крылья и хвост черные, тело серого цвета; располагать летящую птицу по диагонали на листе бумаги; изображать крылья широкими изогнутыми линиями.
Материал.
У воспитателя две картинки с изображением сидящей (стоящей) и летящей вороны, лист бумаги с нарисованным телом и головой птицы для показа рисования крыльев и хвоста. У детей квадратные листы бумаги, краски гуашь, мягкие кисти.
Ход занятия.
Воспитатель показывает картинку с сидящей (стоящей) вороной и предлагает назвать эту птицу. Спрашивает: «Как вы узнали, что это ворона?» Подтверждает, что ворону легко узнать прежде всего по окраске оперения — серой и черной. Спрашивает, что у вороны черное (голова, крылья, хвост) и что серое (тело).
— Чем отличается ворона от других знакомых птиц? (Воро
на — крупная птица с большим крепким клювом.) А чем воро
на похожа на других птиц? (У нее все части тела такие же, как
у других птиц, расположены так же.)
Педагог ставит рядом с картинкой другую, где изображена летящая ворона.
— Дети, посмотрите на эту картинку. Здесь тоже нарисова
на ворона. В чем различие между этими воронами? (Эта ворона
летит.) Правильно, на этой картине нарисована летящая воро
на. Сравните крылья у летящей и сидящей птицы. Какое кры
ло летящей птицы по форме и величине? Когда птица взлетает,
она расправляет крылья. Крылья становятся большими и дру
гой формы, чем у сидящей птицы. (Обводит крыло пальцем.)
Вверху крыло изогнутое, снизу зубчатое, так как большие пе
рья на крыле немного расходятся при полете.
— Теперь сравните хвосты сидящей и летящей вороны. Из
меняется ли форма хвоста при полете?
Педагог подтверждает, что при полете хвост у птицы расширяется, становится похожим на веер. Показывает приемы рисования крыльев и хвоста и объясняет:
— Начинаю рисовать крыло у головы. Сначала крыло идет
немного вниз, а затем, как волна, поднимается и опускается. Это
верхняя сторона крыла. Рисую закругленную линию всей кис
тью. Рядом провожу такую же линию, а потом рисую более ко
роткие линии. Хвост рисую тоже широкими линиями. На конце
хвоста перья тоже немного расходятся.
Далее педагог обращает внимание детей на расположение вороны на листе бумаги. Проводит пальцем с угла на угол (по диагонали) и спрашивает, как расположена птица на листе бумаги.
— Летящую птицу чаще всего рисуют на листе бумаги на
клонно. Тело вороны надо рисовать такой величины, чтобы ос
талось место для рисования длинных и широких крыльев.
Рис. 11
В процессе рисования, если потребуется, педагог показывает некоторым детям на отдельном листке бумаги' приемы изображения крыла. Предлагает ребенку сначала попробовать нарисовать крыло на дополнительном листке. Если у кого-то крылья вороны получаются короткими, поясняет, что такие крылья не поднимут птицу в воздух. Чем у птицы длиннее крылья, тем она лучше летает. У воробья относительно короткие крылья, и он летает плохо. Далеко летать не может.
В конце занятия воспитатель предлагает детям поставить на полку доски (стенда) тех ворон, которые хорошо летают. А это значит, что крылья у них длинные и широкие, вверху закругленные, а внизу зубчатые.
ЗАНЯТИЕ6
АППЛИКАЦИЯ. «СИНИЧКИ»
Программные задачи.
Учить детей изображать птицу аппликационным способом из отдельных частей разной формы и величины, наклеивая частично одну деталь на другую; продолжать развивать умение работать совместно — вдвоем делать сюжетную аппликацию; продолжать учить заготавливать исходные формы, соответствующие по величине и форме частям синички.
Материал.
У воспитателя иллюстрация с изображением синицы и две-три фигурки синицы в разных позах, выполненные аппликационным способом; исходные формы (заготовки) для вырезывания частей птицы; лист бумаги (или фланелеграф) с изображением веток с несколькими осенними листьями. У детей наборы бумаги, в которые входит белая, желтая, синяя и черная бумага, квадратный лист бумаги на двух детей, ножницы, клей.
Ход занятия.
Педагог говорит детям, что они уже умеют рисовать разных птиц и в разных позах. Но птиц можно не только рисовать, а и вырезать. Хотят ли дети научиться вырезать птиц?
— Сегодня вы будете вырезать птицу, про которую загадаю
загадку. Это маленькая, юркая, очень подвижная птичка. Ее
можно увидеть в городе, когда наступают холода. Она наряд
ная и красивая. У нее грудка и бока желтые, голова синяя с
белыми щечками, а крылышки могут быть синими, черными
и зеленоватыми. У нее тоненький клюв, которым легко вытас
кивать насекомых из разных щелочек. Кто же это? (Синица.)
Показывает иллюстрацию с изображением синицы. Затем показывает синичку, выполненную аппликационно, и говорит, что так можно сделать синичку из цветной бумаги, вырезав каждую часть: тело, крыло, головку и хвост и склеив их, накладывая одну часть на другую.
Далее путем вопросов к детям определяются форма каждой части и ее величина относительно тела, а также расположение.
— Чтобы вырезать синичку, нужно сначала сделать из бума
ги... (заготовки или исходные формы). Я вам сейчас буду пока
зывать исходные формы, а вы будете говорить, какие части из
них нужно вырезать для синички, — предлагает воспитатель.
Напоминает, что нужно использовать всю заготовку для вырезывания той или иной части, иначе может получиться так, что крыло окажется больше тела. Части для синички дети вырежут сами, без показа приемов работы. Затем показывает лист синей бумаги (или фланелеграф) с наклеенными ветками. Поясняет, что сегодня дети будут делать аппликацию вдвоем. Называться она будет «Синички на ветках». Каждый вырежет и склеит одну синичку (а кто сможет, то и две) и наклеит ее на общий лист бумаги с ветками, которые дети тоже вырежут сами. Но синички должны быть изображены в разных позах. Например, одна сидит, опу-
стив хвостик, а другая нагнулась и смотрит вниз, или синичка оглянулась. (Прикрепляет к веткам синичек в разных позах.) Для этого дети должны договориться между собой, кто в какой позе будет изображать синичку. А еще следует договориться, как красиво разместить синичек на общем листе бумаги.
Воспитатель убирает свой лист бумаги и оставляет аппликационные изображения синиц. Предлагает детям приступить к работе, начав ее с приготовления исходных форм. Напоминает, что исходные формы следует отрезать от края листа цветной бумаги.
В конце занятия дети, выполнявшие одну работу, выходят по двое и рассказывают о ней (удалось ли изобразить синичек в разных позах, как договаривались об общей композиции, кто внес какие предложения). Воспитатель хвалит детей, которые сумели договориться и работали дружно, советуясь и помогая друг другу.
ЗАНЯТИЕ 7
АППЛИКАЦИЯ. «СНЕГИРИ НА ВЕТКЕ РЯБИНЫ»
Программные задачи.
Продолжать развивать навыки общения (в совместной работе); учить изображать в аппликации двух снегирей в разных позах: сидящего на ветке рябины и летящего; формировать умение передавать характерные особенности снегирей (окраску форм частей тела); закрепить способ парного вырезывания (крылья у летящего снегиря, ягоды рябины).
Материал.
У воспитателя — фланелеграф, два снегиря в разных позах (сидящий и летящий), ветка с ягодами рябины; части снегиря (тело с хвостом, голова, два крыла); удлиненный прямоугольник для показа вырезания крыльев для летящего снегиря; на двух детей исходные формы для вырезания снегирей; ножни-
Исходные формы для сидящего снегиря
цы, клей, фломастер. Ветку с гроздьями рябины вырезать накануне и наклеить ее на общий для двух детей лист голубой или серой бумаги (примерно 27x30 см). Ход занятия.
«Каких красивых птиц с розовой грудкой можно увидеть морозной зимой, клюющих ягоды рябины?» — спрашивает педагог. Помещает перед детьми картинку с изображением снегиря: «Дети, давайте на фланелеграфе составим такую картинку про снегирей: один снегирь сидит на ветке возле грозди рябины, а другой подлетает к ветке». Прикрепляет к фланелеграфу ветку, вызывает двух детей, каждому дает фигурку птицы — одному сидящую, другому летящую — для выкладывания на фланелеграфе предложенного сюжета. Затем продолжает: «Интересно, можно ли поменять расположение птиц, чтобы у нас получилась другая картинка? Например, сидящий на ветке снегирь наклонился и смотрит вниз, а другой, наклевавшийся рябины, улетает. Кто хочет выложить на фланелеграфе такую картинку?» Двое детей меняют положение и позу птиц.
«Сегодня вы вдвоем на одном листе бумаги сделаете общую аппликацию, которая будет называться «Снегири на ветке рябины». Сами договоритесь, кто какого снегиря изобразит и как вы расположите их на листе бумаги», — говорит воспитатель. Убирает фланелеграф и ставит перед детьми картинку с изображением снегиря. Говорит: «Но прежде чем приступить к вырезыванию частей снегиря, что надо сделать? (Рассмотреть изображение снегиря.) Зачем перед работой обязательно нужно рассмотреть снегиря? (Чтобы узнать, какой он: какого цвета у него оперение, какой формы тело, голова, хвост.) Рассмотрите снегиря и расскажите, какой он, в чем его особенности. Сначала расскажите о цвете оперения этой птицы. (Ребенок делает описание.) Теперь расскажите, какая у него голова, форма клюва (короткий и толстый), какой длины хвост (хвост немного короче туловища)».
Воспитатель дополняет ответы детей о харак- терных особенностях снегиря. Например, говорит, что у снегиря не видно шеи, его голова сразу переходит в тело. Тело округлое, недлинное
I ^------ ^ и т.п. Далее показывает и поясняет, как следу-
1>г \. ет вырезать сразу два крыла для летящего сне-
' » гиря. Надо сложить длинный прямоугольник
пополам, вверху сделать закругленный разрез, внизу вырезать зубцы, расположенные наклонно. При склеивании частей снегиря его голову
надо приклеить не сверху тела, как это делалось при изображении синичек, а снизу, чтобы получилась черная шапочка. Верхнее крыло надо наклеить на тело, а нижнее — под тело. Педагог показывает эти приемы.
«Рассмотрите исходные формы для вырезывания частей двух снегирей. Для тела птиц и головы исходные формы у вас одинаковые, а для крыльев и хвоста разные. Разберитесь и приступайте к работе», — говорит воспитатель.
В процессе вырезывания и склеивания сне
гиря из частей надо побуждать детей рассмат- рис 1$
ривать (анализировать) изображение снегиря,
чтобы правильно расположить части относительно друг друга.
Если нужно, напоминать, что хвост летящего снегиря расши
ряется, поэтому исходную форму для него надо подобрать бо
лее широкую, чем для хвоста сидящего снегиря, а тело надо
вырезать сужающимся к хвосту (овоидной формы).
Когда дети приступят к изображению сюжета на общем листе бумаги, воспитатель советует им не сразу наклеивать снегирей, а сначала расположить их так, как задумали. Может быть, изменить что-либо, выбрать более удачный вариант.
В конце занятия надо поместить одну из детских работ на стенд и предложить ее авторам рассказать, как они изобразили снегирей на своей картинке. Предложить детям поместить рядом аппликацию с другим расположением птиц, а их авторам тоже рассказать о своей картинке. Если будут аппликации, отличающиеся по композиции от выставленных, их тоже следует поместить рядом и сделать вывод, что при изменении расположения персонажей меняется и содержание картин. И наконец выставить на стенд остальные аппликации и спросить, нравится ли детям работать вместе и что для этого необходимо (уметь договариваться).
ЗАНЯТИЕ 8
АППЛИКАЦИЯ. «ИЗГОТОВИМ ЛОТО "ПТИЦЫ"»
Программные задачи.
Учить детей применять свои знания и умения, полученные на предшествующих занятиях, для изготовления дидактической игры; формировать умение распределять работу между собой при выполнении общего задания, согласованно действо-
вать, оказывать помощь друг другу, испытывать чувство ответственности за свою часть работы; познакомить со способом одновременного вырезания двух одинаковых изображений.
Материал.
У воспитателя коробка для лото с оформленной крышкой (надпись, соответствующая изображению), картонная карточка, разделенная на 2 клетки, и маленькая карточка, равная по величине клетке на большой карточке (желательно, слегка отличающаяся по цвету от большой), две одинаковые птички, выполненные аппликационным способом, картинки с изображением птиц. На четырех детей одна большая карта и четыре маленькие, наборы цветной бумаги, ножницы, клей, черный карандаш.
Ход занятия.
Воспитатель напоминает, что дети на нескольких занятиях рисовали и вырезали разных птиц. Спрашивает, каких птиц они могут изображать (воробьев, синиц, сороку, ворону, снегирей). Помещает перед детьми картинки с изображением этих птиц или удачные детские работы с предшествующих занятий.
— А теперь ваши знания и умения можно использовать для
полезного дела — изготовить настольную игру. Я предлагаю вам
всем вместе сделать лото «Птицы». Часть общей работы я уже
выполнила, — склеила коробку для лото. Вот она. (Показывает
коробку, обращает внимание детей на оформление крышки.) А
вы, дети, вырежьте и наклейте птиц на большую карту (показы
вает) и на маленькие. Вы знаете, что в лото на клеточках боль
шой карточки и на маленьких карточках изображения одина
ковые, например вот такие. (Прикладывает одну птичку на клет
ку большой карточки и такую же на маленькую карточку.)
— У вас на столе общая большая карточка с четырьмя клетка
ми и у каждого по маленькой карточке. Каждый из вас вырежет
и наклеит двух одинаковых птиц: одну — на маленькую карточ
ку, другую — на клетку большой карточки. А кто какую птицу
будет изображать, вы должны договориться, потому что в каждой
клетке большой карточки должны
быть четыре разные птицы. Напри
мер, в этой клетке воробей, в этой —
синица, в этой — сорока, а в этой —
ворона. И еще вам следует договорить
ся, кто в какой позе изобразит свою
птицу. Одна птица должна стоять,
другая — лететь, третья — клевать,
четвертая — оглядываться. Так о чём
вы должны договориться?
Выслушав детей, воспитатель показывает, как вырезать одинаковые части для двух птиц. Надо вырезать сразу по две одинаковые заготовки для каждой части (две-три для тела, две-три для головы и т.д.). Эти заготовки следует наложить друг на друга цветной стороной вверх и вырезать нужную часть тела.
— С чего вы начнете работу? (С распределения обязанностей — кто какую птицу будет изображать и в какой позе.)
Во время обсуждения по мере надобности педагог напоминает той или иной группе детей, что следует выслушать друг друга. Если желания не совпадут, кто-то должен уступить ради достижения общего результата.
Воспитателю нельзя поддаваться искушению самой вместо детей распределять работу между ними. Если ребенок затрудняется в вырезывании, надо посоветовать членам его группы показать товарищу приемы работы; а тем, кто первым справится со своей частью аппликации, подключиться к работе отстающего, взяв часть его работы (наклеивание частей) на себя.
Надо напомнить детям, что изображение птицы следует располагать посредине клетки и что летящую птицу следует наклеивать наклонно (по диагонали).
По мере изготовления игры воспитатель кладет большую карту и рядом четыре маленькие на общий стол.
Затем педагог приглашает всех детей к столу и определяет, какие карты лото можно сложить в коробку, а какие нужно доделать или частично переделать. Их откладывают в сторону. Одного из авторов удачной совместной работы воспитатель просит рассказать, как дети сумели договориться, как помогали друг другу в общей работе. Потом можно поиграть с этой или другой группкой детей в самодельное лото, а остальным предложить посмотреть и запомнить правила игры. Можно использовать такой вариант игры: каждый играющий берет себе маленькую карточку с середины стола. Карточки лежат обратной стороной вверх. Воспитатель кладет себе большую карту и называет птицу и ее позу: «Воробей оглянулся!» или: «Сорока летит!» Тот, у кого на карточке такие же изображения, говорит: «У меня воробей оглянулся», — и отдает свою карточку воспитателю. Тот закрывает ею соответствующую клетку на большой карте.
Педагог говорит, что когда игра будет полностью готова, дети будут в нее играть сами, когда захотят. Позже можно объяснить другой вариант игры. Ребенок получает большую карту, а ведущий называет птицу и ее действия на маленькой карточке и отдает ее тому, кто увидел такое же изображение у себя.
ЗАНЯТИЕ 9
1 ИГРА «УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ»
Цель.
Учить детей узнавать птицу, принадлежащую к конкретному виду по перечисленным характерным признакам (анализ); сопоставлять форму птицы с формой листа бумаги и его расположением.
Материал.
У воспитателя картинки с изображением лебедя, журавля, аиста, дятла, летящей ласточки, такие же картинки меньшего размера, 25 фишек, ширма, пять значков «Зоркий глаз».
Ход игры.
Посадить детей полукругом, поставить перед ними стол, на столе небольшую картонную ширму, за которой разложить картинки с птицами меньшего размера. Возле каждой картинки положить по пять фишек. На доску повесить пять картинок с изображением журавля, лебедя, дятла, ласточки и аиста. Сказать: «Дети, перед вами пять птиц. Как они называются? (Все эти птицы отличаются друг от друга окраской перьев, формой и величиной клюва, хвоста, ног, крыльев.) Давайте поиграем в игру «Узнай по описанию». Я расскажу про одну из этих птиц, опишу ее отличительные признаки, а вы должны угадать, о какой птице я рассказала. Но вслух об этом ребенок говорить не будет, а подойдет к столу и молча укажет пальцем на птицу.
У меня за ширмой лежат картинки с такими же птицами. За правильную отгадку получите фишку. Выиграют те, кто наберет по пять фишек, т.е. отгадает все загадки. При описании первыми надо называть сходные признаки птиц, например длинные ноги журавля и аиста или длинные шеи этих птиц и лебедя. А отличительные признаки, например короткие ноги с перепонками лебедя или его окраску, надо называть последними».
Примеры описаний.
Журавль. У этой птицы длинные шея, клюв, ноги. Хвост пышный, но короткий. Окраска перьев серая, хвост черный. На голове «красная шапочка».
Аист. У этой птицы длинная шея, длинные ноги и клюв, хвост короткий, белые перья, концы крыльев и хвост черные.
Лебедь. У этой птицы длинная шея, короткий клюв, короткий заостренный хвост, белые перья и короткие перепончатые лапки.