Как поёт Козлёнок? — Мэ, Мэ, Мэ.
А барашек как поёт? — Бэ, Бэ, Бэ.
Методические указания
Подобрать соответствующие игрушки. Дети выполняют звукоподражание на длительном фонационном
выдохе.
- 18-
Формирование и развитие
Артикуляционного праксиса
Звука
И
Упражнение «Улыбаемся»
Улыбнулись губки,
Показались зубки.
Губы улыбнулись,
К ушкам потянулись.
Методические указания
Необходимо следить за тем, чтобы
дети улыбались без напряжения, по-
казывая верхние и нижние зубы.
Упражнение «Гуляем, отдыхаем»
Язычок у нас гуляет...
(широкий кончик языка лежит на нижней губе)
В ротик лёг и отдыхает...
(язык в состоянии покоя лежит за нижними
зубами).
Язычок, спи, отдыхай!
Никуда не убегай!
(преодоление «убегания», смещения языка
в глубь ротовой полости).
Упражнение «Петрушка»
Посмотрите, как Петрушка
Тянет ротик прямо к ушкам.
И скажите: «И, и, и —
Ротик к ушкам растяни!»
Методические указания
При выполнении упражнения необ-
ходимо следить за артикуляцион-
ным укладом, направлением рото-
вой воздушной струи, используя
слуховой и зрительный контроль.
- 19-
Упражнение «Ослик»
«И - а, и - а!» —
Ослик так поёт всегда!
И - А
Методические указания
Упражнение способствует развитию подвижности нижней челюсти.
Упражнение «Лошадка»
И, и, и, и!
Эй, лошадка,
Нас вези!
Методические указания
В игре используется игрушка «Лошадка».
При выполнении упражнения необходимо
следить за тем, чтобы дети произносили
звук «И» длительно, удерживая
спокойный язык за нижними резцами, а
губы — в улыбке.
-20-
Формирование и развитие
|
Артикуляционного
Праксиса звука
О
Упражнение «Шарик»
Шарик губками возьми,
«О» тихонько протяни!
Методические указания
В зависимости от возраста дети
берут шарики (например, теннисные)
разного размера. Использование
шарика помогает округлению и
выдвижению губ вперед, активизации
губной артикуляции.
Упражнение «Удивляемся»
Дети удивляются,
Губы округляются.
«О!», — ребята удивляются.
Губы сразу округляются.
Котик маленький гулял И собачку увидал. «Ой! Ой! Ой! Ой!» — Испугался котик мой. |
Методические указания
Упражнение проводится
с игрушками «Собачка»
и «Котик». Дети повто-
ряют за педагогом зву-
ки. Следить за артику-
ляционным укладом и
фонационным выдохом.
-21 -
Упражнение «Куколка заболела»
Заболела куколка,
Надо ей поспать.
Заболела куколка,
Начала стонать:
«О-о-о-о!»
Методические указания
Игровое упражнение проводится с иг-
рушкой «Кукла». Дети произносят
звукоподражание на тёплом фонаци-
онном выдохе. Контроль потока воз-
духа производится с помощью так-
тильного (дутьё на ладони) и опти-
ческого (отклонение пушинки, перыш-
ка) ощущений.
Упражнение «Опусти голову вниз»
Вниз головку опускай,
Ой! Теплее выдыхай!
Методические указания
Дети спокойно опускают голову к
груди, произнося на мягком выдохе
«Ой».
Упражнение «Покачиваем головой»
Покачайте головой: «Ой, Ой, Ой!»
Покрутите головой — влево, вправо, вниз:
«Ой, Ой!»
Методические указания
Упражнение способствует снятию напряжения с мышц шеи и гортани. Опускание головы вниз помогает
преодолению патологической позиции языка в ротовой полости, нормализации фонационного выдоха,
преодолению назализации.
|
- 22 -
Артикуляционная гимнастика
Формирование и развитие
Артикуляционного
Праксиса звука
У
Упражнение «Слоник»
На слонёнка погляжу,
Губы хоботком сложу.
На слонёнка погляжу,
Губы трубочкой сложу.
Методические указания
Дети за педагогам повторяют ар-
тикуляционный уклад звука «У».
Упражнение «Дудочка»
В дудочку подую я,
Посмотрите на меня!
Методические указания
Упражнение способствует активи-
зации губной мускулатуры, арти-
куляции и ротового выдоха. Необ-
ходимо следить, чтобы при вытя-
гивании губ вперёд не открывался
рот и не выдвигалась вперёд ниж-
няя челюсть.