Педагог:
Надо всем жуками стать.
Будем весело играть!
Ом, ом, ом — становимся жуком!
Дети:
Ом, ом, ом — буду я жуком!
Педагог:
Жуками стали и зажужжали!
Педагогическая установка на озвончение:
Голосок включай,
«Жжж» напевай!
Педагог:
Жужжите, жужжите!
К цветочкам летите!
Носиком вдыхай,
Крылья поднимай,
Плавно опускай,
Жужжать начинай!
-56-
Педагогическая установка:
Долго, долго звук тяни,
До цветочка долети!
(на полу разложены цветы и дети-жуки
«несут» к ним звук «Ж», «летят» к цветам)
Методические указания
Игра в воображаемой ситуации активизирует внимание, память детей. Направить внимание детей на
то, что жуки поют звонко, слышен голос, так как при произношении звука «Ж» работают голосовые
складки.
Упражнение - игра «Жуки и птички»
Жуки летят,
Жуки жужжат: «Ж,ж,ж»
Птичек услыхали,
(включение фонограммы голоса птиц)
На землю упали...
Лапками болтают,
Птичек отгоняют...
(дети энергично двигают руками
и ногами, отгоняя птичек, произносят
звук «Ж» — жужжат).
Перестали птицы петь,
(фонограмма выключается)
Значит, снова нам лететь!
(продолжение игры)
Методические указания
Введение детей в игру возможно путём превращения в жуков из игры «Жуки». Дети выполняют действия
по ходу игры.
Упражнение «Паук»
Педагог:
Жил-был паук...
он ходил, переваливался,
С лапки на лапку перекатывался...
Вот как он ходил.
(Сначала педагог, а потом дети передают
образное движение — изображают паука:
кисть руки поставить на пальчики, все
пальчики начинают «бегать» по полу)
Паутинку он сплетал,
Мушек в сети загонял,
СВОЮ ПесНЮ Напевал: «Ш------ » (сердито, грозно)
- 57-
Методические указания
|
При выполнении упражнения дети должны передать характер персонажа в сердитом и грозном
произношении звукоподражания. Следить за правильностью артикуляционного уклада, направлением и
силой ротовой воздушной струи.
Игра «Паутина»
Педагог:
Ну-ка, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Паутинку сплел паук —
Очень злой паук.
(дети образуют круг, изображают паутину)
Педагог:
Муха по полю летела,
В паутину залетела,
В паутину залетела:
«Жжжж», — жалобно запела.
(в круг — «паутину» забегает ребёнок,
изображающий муху, «летает» и жалобно жужжит)
Педагог:
Если правильно споёшь,
Паутину разорвёшь.
Будешь по полю летать,
Песни петь и танцевать!
(ребенок, правильно исполнивший звукоподражание,
«вылетает» из паутины).
Методические указания
Ребёнку, у которого не отработано произношение звука (идёт его оглушение), напомнить, что когда
шумел ветер в деревьях, то он шумел тихо, глухо, а мухи жужжат звонко, так как при произношении
звука «Ж» голос «песни поёт».
- 58 -
Формирование и развитие
Артикуляционного праксиса
Звука
ч
(Сложный звук. Содержит в себе элементы артикуляции звуков «Ть», «ИГ»).
Артикуляционная гимнастика для подготовки сложного звука «Ч» предполагает:
• проведение артикуляционной гимнастики для звука «Ть»;
• проведение артикуляционной гимнастики для звука «Ш».
Каждый элемент тщательно отрабатывается, затем объединяется в единый артику-
ляционный комплекс с подключением направленной толчкообразной ротовой воз-
душной струи.
|