Во рту стоит грибок на ножке,
А мы играем на гармошке.
Методические рекомендации
Дети выполняют упражнение «грибок», присасывая широкий язычок к нёбу (рот открыт, губы в улыбке),
а затем выполняют упражнение «гармошка» — движение нижней челюсти вверх и вниз, изображая игру
на гармошке. Если у детей не получается «грибок», следует предложить им сначала пощелкать языком,
а потом задержать его наверху (см. упражнение «Лошадка» в звуке «Д»).
Упражнение «Часики»
Надо время показать.
Будем в часики играть.
Методические указания
Педагог показывает детям, как ходит стрелка часов по кругу, и предлагает сделать такие же круговые
движения языком по верхней и нижней губам. Следует следить, чтобы движения языком дети делали
плавно, непрерывно, а язык плотно касался верхней и нижней губ.
Игра «Лошадки»
Педагог:
Эй, весёлые ребятки,
Не пора ль сыграть в лошадки?
Конь копытом землю бьёт,
Он кататься нас везёт!
Всадники, вставайте!
Лошадок запрягайте!
(Дети-всадники запрягают «лошадок»)
Педагог:
Но, лошадка! Но, лошадка!
Но, лошадка! Поскачи!
Едут, едут на лошадке,
-68-
Едут наши малыши.
(Е.Мокшанцева)
(Педагог читает стихи, дети цокают язычками. Затем дети повторяют стихи, при
произношении которых вырабатывается подъём языка вверх)
Педагог:
Стоп, лошадки!
Дети:
Но! Но! Но!
Покатались хорошо!
(Дети останавливают «лошадок»,
произнося кучерское «Прррр» губами)
Лошади устали.
Они фыркать стали.
(Дети изображают «фырканье» лошадок. Расслабленный, широкий кончик языка лежит на
нижней губе. Производится вдох носом, а затем выдох по расслабленному языку. Издаётся
губами вместе с выдвинутым между ними широким языком сочетание «ТР».
|
Упражнение способствует выработке навыка направленной ротовой струи, развитию
вибрации кончика языка).
Методические указания
Сначала педагог, а затем дети исполняют этапы игры, добиваясь четкого выполнения движений
и правильного положения органов артикуляционного аппарата.
Упражнение «Машина»
Машина ехала, играла
«Би-Би», — машина напевала
(дети исполняют звукоподрожание)
В яму попала
И застонала:
«Дж, дж, дж»
(дети произносят звукоподрожание,
отрабатывая воздушную ротовую струю,
идущую по середине языка, его подъём)
Молоточки мы возьмём
По колесикам побьём,
Чтоб сильней машине стать,
И из ямы убежать.
(дети произносят звукоподражание
стуку молотков «ТД», «ТД», «ТД», «ТД».
Работать должен только язык при
спокойном положении нижней челюсти).
-69-
Ой, как трудно выезжать!
Надо нам ей помогать.
(педагог просит детей произносить шёпотный рокот тр------. Для этого дети должны на
выдохе произнести «Т» и, продлевая выдох, сильно дуть на кончик языка).
Методические указания
В игре используется игрушка машина. Педагог должен давать тонный показ звукопроизношений.
Подключать тактильный, слуховой, зрительный контроль за направлением воздушной струи на широко
поднятый кверху кончик языка (губы и зубы разомкнуты, рот раскрыт).
Игра «Самолеты»
Педагог:
К полету приготовиться!
Моторы завести!
И всем ребятам весело
«Д-д» произнести!
Дети:
«Д-д-д-д-д»
(дети выполняют вращательные движения руками — «заводят» мотор, быстро и многократно
произносят звук «д» при полуоткрытом рте — кончик языка у верхних альвеол)
|
Педагог:
Начинается полёт
Песню самолёт поёт:
«Л-л-л-л-л!»
(дети выполняют образное игровое
движение «самолёт летит» и поют
песенку самолета «л»)
Педагог:
На посадку, самолеты!
Отдохнуть пора, пилоты!
Стоп! Моторы выключаем
И на землю прилетаем.
Дети:
Д-д-д-д-д, д-Д, д-Д, д-Д
(дети произносят сначала многократное повторение звука «Д», а затем, замедляя, произносят
звуки с разной силой, постепенно снижая силу голоса. Одновременно выполняются вращательные
движения руками)
Педагог:
Вот закончился полёт.
Сел на землю самолёт.
- 70-
Методические указания
Первоначально игра проводится на подражание детей педагогу, а после того, как игра выучена, дети
выполняют её самостоятельно. Упражнение направлено на выработку вибрации языка. При повторении
на одном выдохе звуков «Д» работать должен только язык при спокойном положении нижней челюсти.
-71 -
Формирование и развитие
Артикуляционного
Праксиса звука
к
Формирование правильного артикуляционного уклада звука предполагает:
• проведение артикуляционной гимнастики для звуков «И», «Э», создаю-
щей артикуляционную базу для положения языка, губ.
• проведение артикуляционной гимнастики для звуков «О», «У», способ-
ствующей развитию умения поднимать заднюю часть спинки языка вверх.