Тише, тише, тишина...
Наша куколка больна: «тыл!»
(приложить пальчик к губам)
Упражнение «Маленький молоточек и лёгкий ветерок»
Строил маленький молоточек
свой домик и напевал песенку: «Ть,
ть, ть». А в это время около домика
молоточка пролетал лёгкий вете-
рок. Услышал он песню молоточ-
ка, подлетел и начал напевать ему
свою песенку: «Шь, шь, шь», —
тепло, ласково обдувая его.
Они быстро построили домик
и, радуясь, запели свои песенки вместе: «ТьШь, ТьШь, ТьШь».
Получилась новая, их общая песенка: «Ч------ »
Методические указания
Сначала звуки песенок произносятся, медленно, раздельно, а затем звуки «Ть» и «Ш» произносятся
медленно, но слитно, на одном выдохе. Постепенно темп произношения ускоряется. Привлекать слуховое
внимание детей и контроль за силой выдыхаемой струи.
-59-
Упражнение «Молоточки»
Губы улыбнулись,
К ушкам потянулись...
«Ть» тихонько напеваем,
Молоточками играем.
Упражнение «Новый звук»
проводится после упражнения «Молоточки»
Губы мягко округляем,
«Ч» спокойно выдыхаем.
Методические указания
Одним из способов постановки звука
«Ч» является использование в качестве
опоры мягкого звука «Тъ». Подключить
тактильный, слуховой, зрительный
контроль за правильностью положения
органов артикуляции, силой ротовой
воздушной струи.
Упражнение «Кузнечик»
Как кузнечик, язычок
Резво прыгает: чок, чок!
Методические указания
Сравнение движения языка с прыжками кузнечика'активизирует запоминание детьми такого элемента
артикуляционного уклада, как движение языка от альвеол к небу (кончик языка «прыгает», как кузнечик,
к нёбу — небольшой прыжок кончика языка от альвеол к нёбу).
|
-60-
Формирование и развитие
Артикуляционного
Праксиса звука
щ
Артикуляционная гимнастика для звука «Щ» предполагает:
• проведение артикуляционной гимнастики для звука «Ш», так как звук «Щ»
представляет собой долгий мягкий звук «ИГ»;
• проведение артикуляционной гимнастики для звука «Ч», так как, ис-
пользуя готовый механизм звука «Ч», продлевая струю воздуха, можно
получить звук «Щ».
Упражнение «Маленький паровозик и цветок»
£• хал маленький Паров<
кую песенку: «Ч, ч, ч».
А рядом с ним летели
пчелки и пели свою жуж-
жащую песенку: «Ж, ж,
ж». Вдруг пчелки заохали:
«Ох, ох!» — и стали кру-
житься вокруг чего-то
очень яркого.
Паровозик был очень любопытным, поэтому
он решил остановиться и разузнать, что же это
такое яркое, вокруг чего кружатся пчелки. А когда он остановился, то
увидел, что рядом с железной дорогой, по которой он ездит, вырос
очень красивый яркий Цветок. Но Цветок не замечал Паровозика, ведь
ему пели свои песенки пчелки!
Очень захотелось Паровозику, что-
бы Цветок обратил на него внимание.
И что вы думаете он сделал? Он решил
спеть Цветку свою песенку. Вздохнув
носиком, он начал тянуть свою песен-
ку так долго, пока хватило воздуха. Вот
так: «Ч---------!».
И получилась очень красивая,
шуршащая, но совсем другая песенка: «Шь, шь, шь».
Цветок завертел яркой головой, отыскивая своего любимого друга
-61 -
Ветерка. Ведь только он, когда прилетал в гости, пел такую песенку и
качал Цветок на стебельке, как на качелях, то в одну, то в другую
стороны, играя с ним. Но Ветерка нигде не было, а рядом стоял Паро-
возик...
|
— Это ты спел такую песенку? — спросил Цветок у Паровозика.
— Да, я! — ответил Паровозик.
— Но ведь это не твоя песенка, а песенка лёгкого Ветерка! — про-
должал Цветок.
— А я, если захочу, то могу петь песенку твоего друга! — сказал
Паровозик.
— Я очень люблю эту песенку, спой её для меня еще раз! — попро-
сил Цветок и, радуясь тому, что Цветок обратил на него внимание,
Паровозик запел длинную песенку: «Ч------------!».
Методические указани я
Во время слушания сказки дети исполняют песенки Паровозика, Ветерка. Затем идет обыгрывание
этого упражнения с включением в игру функциональных игрушек — Паровозика, Пчелки. После этого
дети играют в воображаемой ситуации, предложенной во время упражнения.
Упражнение «Новый звук».
Педагог:
Вы теперь не ребятишки,
Не девчонки и мальчишки,
А веселые мячи!
Так что прыгай и скачи!
(под рифмовку дети выполняют лёгкие подскоки на месте)
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Ножками топочут,
Весело хохочут!
Педагог:
Мячик прыгал и скакал,
На иголку набежал....
Он все ниже опускается,
Воздух тихо выдувается.
-62-
Педагогическая установка:
Лопнул мячик — выдыхай!
«Ч» подольше пропевай!»
(Дети медленно приседают. Подключить к движению руки. Указательные пальцы правой и
левой рук «тянут» звук от уголков рта к полу).
Щенок:
Ой, ой, ой!
Слышу звук другой!
Этот звук мой!
Педагог:
А вы, дети, услышали этот звук? Давайте еще раз поиграем, а вы будьте
очень внимательны и попробуйте назвать этот звук!
(Если дети не смогут услышать переход звука «Ч» в «Щ», то помогает следующий прием. Во
время произношения детьми звука «Ч» на длинном фонационном выдохе, «Щенок» начинает
«лаять», услышав звук «Щ»)
|
Педагог:
Хорошо мы поиграли,
Да и новый звук узнали!
Методические указания
В игре используется игрушка Щенок. Использование готового механизма звука «Ч» позволяет быстрее
получить правильное звучание звука «Щ». Если при произношении будет слышаться звук «Ш», то кончик
языка следует приблизить к альвеолам.
-63-
Формирование и развитие