Был тёплый летний день.
Молоточек строил домик и напе-
вал свою песенку: «Т, Т, Т».
Он так усердно трудился, что
ему стало жарко. «Как жаль, что
сегодня ветерок отдыхает и не мо-
жет помочь мне строить домик»,
— подумал молоточек. А в это вре-
мя около домика летела оса и пела
свою песенку: «С, С, С», обдувая
молоточек холодным ветерком.
«Это ты дуешь на меня холод-
ным ветерком?», — спросил мо-
лоточек осу. «Да, я всегда дую хо-
лодным ветерком, когда пою свою песенку», — ответила оса.
«Пожалуйста, подуй на меня, тогда я быстрее закончу строить до-
мик», — попросил ветерок.
«Я всегда рада помочь тебе», — ответила оса. Они вместе стали стро-
ить домик и напевать свои песенки: «ТС, ТС, ТС».
Так в дружбе молоточка и осы появилась новая, их общая песенка
«Ц».
-50-
Методические указания
Следить за тем, чтобы звуки песенок произносились медленно, слитно, на одном выдохе. Это необходимо
для получения слитного звучания взрывного и фрикативного компонентов фонемы «Ц».
Упражнение «Посидим тихо»
Будем тихо мы сидеть
«Тс» тихонько будем петь.
Методические указания
Педагог и дети, произнося слитное зву-
чание взрывного и фрикативного ком-
понентов фонемы «Ц», подносят ука-
зательный палец к губам. Следить за
правильным артикуляционным укладом.
Контроль выдыхаемой ротовой воздуш-
ной струи производится с помощью
тактильного ощущения на палец.
-51 -
Репина З.А., Доросинская А.В.
Формирование и развитие
Артикуляционного праксиса
Звука
ш
Упражнение «Непослушный язычок»
(см. звук С)
Упражнение «Язычок отдыхает»
(см. звук С)
Упражнение «Язычок играет»
Язычок пошёл гулять.
Стал он весело играть...
|
(широкий передний край языка лежит
на нижней губе)
Лёг, спокойно отдыхает,
Никуда не убегает.
Кверху хвостик поднимает
И в свой домик забегает...
(язык широкий «чашечкой» приближен
к альвеолам)
Методические указания
Вырабатывается умение удерживать приподнятый язык в форме «чашечки». Язык «чашечкой» заводится
в ротовую полость, кончик языка свободен и не прикасается к твердому небу. Края языка плотно
прижимаются к верхним коренным зубам.
-52-
Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Фокус»
Будем мы сейчас играть,
Надо фокус показать.
Ватка на носу у нас.
Сдуем мы её сейчас...
(дети укладывают ватку на кончик носа)
Будем воздух выдыхать,
И начнёт она летать!
Методические указания
Дети должны улыбнуться, положить широкий передний край языка на верхнюю губу и сдуть ватку.
Следить за тем, чтобы боковые края языка были прижаты к зубам, а посередине языка был желобок.
Воздух должен идти посередине языка, чтобы ватка полетела вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть
была неподвижна.
Упражнение «Дарим звуки»
Педагог:
Будем звуки говорить
И друг другу их дарить!
Помнить правило легко —
Протяни звук далеко,
Струйку воздуха не рви,
Звук до друга донеси!
(дети «дарят» друг другу звуки «С» и «О»).
Методические указания
С помощью упражнения проводится развитие длительной, непрерывной воздушной струи, перенос навыков,
выработанных на группе свистящих звуков на группу шипящих звуков, подготовка артикуляционного
уклада губ для произношения шипящих звуков.