Упражнение «Игра с птичкой»





Педагог:

Летала, птичка, летала

И в клеточку попала...

(сначала рот детей открыт,

а затем «клеточка» — рот закрывается,

губы смыкаются, пение птиц

прекращается)

Чтобы птичку отпустить,
Надо клеточку открыть!

Скажу волшебные слова:
Воздух выдувайся,
Клетка открывайся!

(с помощью легкого нажима указательными
пальцами на щеки, губы открываются, дети
без усилия, легко произносят звук «П»)

Птичка полетела,
Песенку запела!

(звучание фонограммы голосов птиц)


Методические указания

В игре используется игрушка «Птичка». Следить за тем, чтобы дети произносили звук без напряжения.

- 33-


Упражнения, активизирующие вызывание звука:

сосание из бутылочки чмокание


 
 


 


поцелуи «поплевывание»


       
   
 


 


       
   
 

- 34-


 

 
 

Формирование и развитие

Артикуляционного

Праксиса звука

Б


Формирование правильного артикуляционного уклада звука «Б» проводится с
помощью опорного звука «П» с присоединением слухового и тактильного контроля.

Упражнение «Голосок»


 
 

«Б» легко произнеси,
Голосок свой подключи!


Методические рекомендации

Если озвончение звука идет трудно,
то необходимо использовать так-
тильный контроль, приложив руку
ребёнка к гортани педагога для того,
чтобы ребенок ощутил, как дрожит
домик голоса — горло, г


Упражнение «Колыбельная Любе»


 
 

Баю-баюшки-баю,
Баю Любоньку мою!


Методические указания

В упражнении используется иг-
рушка «Кукла», укачивая кото-
рую дети напевают колыбельную.


- 35 -


Упражнение «Цыплята и машина»


Цыплята пели — пи, пи, пи! Машина загудела — би! Цыплята испугались — Ой! И убежали все домой.

 


 
 

Методические указания

В игре используются игрушки «Машина» и «Цыплята». Дети повторяют звукоподражания.

Упражнение «Боба заболел»


Бобе больно: Ой, ой, ой!
Бобе больно — он больной!

(губы сомкнуть, грустное
выражение)


Методические указания

Исполняя текст упражнения следить
за озвончением звука «Б», произносить
его спокойно, без напряжения.



 

       
   
 

- 36-


 

Формирование и развитие

Артикуляционного

Праксиса звука

т

Упражнение «Игра с язычком»

Педагог:

Кто же так стучит — «тук, тук?» —

Язычок, наш верный друг.

Мы тихонько приседаем,

Язычками поиграем.

Мы умеем улыбаться

И спокойно расслабляться.

(беззвучное «И»)

Язычок пошёл гулять,
Лёг на губку отдыхать.

(широкий язычок поднять на верхнюю
губу, затем опустить на нижнюю губу)

Снова в домик забежал,
«Хвостик» чистить дверку стал.

(кончик языка чистит внутреннюю
сторону верхних зубов)

Дверки плотно мы закрыли,

(укрепление кончика языка)

А потом открыть решили...
Хвостик захотел гулять,
Начал дверки открывать...

(кончиком языка стучать в сомкнутые зубы,
пытаясь их открыть)

Щёлка шире, шире, шире, и вот —
Язычок наш на прогулку идёт.

-37-


(язычок проталкивается сквозь зубы, а затем
широкий и спокойный лежит на нижней губе)

Погуляли, и опять
Нужно домик прибирать.
Ну-ка, язычок — дружок,
Побели-ка потолок.

(упражнение «маляр»)

Очень язычки устали,
И массаж им прописали...
Зубки чешут язычок...

(укрепление мышц языка)

И кусают язычок.

(расслабление мышц языка)

Губы улыбаются
И не напрягаются.

В дверку постучим с тобой:
Той, той, той!

(стучат кончиком языка за верхними зубами)

Методические указания

В игру включена артикуляционная гимнастика для звуков «Т» и

«Д».

Упражнение «Фокус»


 
 

Педагог:

Фокус надо показать.

Будем с пуговкой играть.

{педагог кладет на расслабленный,

выведенный на нижнюю губу кончик

языка пуговку и произносит слова,

затем ребёнок повторяет это упражнение,

слушая команды, которые даёт языку педагог)

Пуговка моя, лежи!
Никуда ты не беги!
Язычок мой, отдыхай,
Никуда не убегай!


Методические указания

Упражнение способствует активному передвижению языка в передние отделы ротовой полости. Пуговка
помогает развитию тактильного ощущения кончика языка, который в формировании артикулемы «Т»
играет важную роль. Не забудьте продёрнуть в пуговку нитку во избежание заглатывания пуговки.

-38-


Упражнение «Поплёвывание»

Педагог:

Язычок, мой язычок!

Сплюнь-ка пуговку, дружок!


       
   
 


Методические указания

Данное упражнение ребёнок выполняет, подражая конкретным действиям взрослого. Ребёнок слегка
высовыает расслабленный кончик языка между губами, а затем, зубами. Педагог (или мама) кладёт на
него пуговку с продёрнутой ниткой. Ребёнок должен беззвучно выплюнуть пуговку. Следить за тем,
чтобы выплёвывание было лёгким, не сопровождалось напряжением мышц лица.

Упражнение развивает навык направленного ротового выдоха, переведения языка в передние отделы
ротовой полости, укрепление мышц кончика языка, вызывание звука «Т».


 
 


 
 


- 39 -


Формирование и развитие

Артикуляционного

Праксиса звука

д


Формирование правильного артикуляционного уклада звука «Д» проводится с по-
мощью опорного звука «Т» с присоединением слухового и тактильного контроля.

Упражнение «Строим дом»


Педагог:

Мы построить дом хотим,

Работу язычкам дадим.


Молоточки мы возьмём,
Дружно гвоздики забьём,
«Д» легко произнесём.

(дети легко ударяют кончиком языка по верхним зубам)


Педагогическая установка:
«Д» легко произноси,
Голосок свой подключи!

Методические указания

Ощутить работу голосовых складок поможет тыльная сторона ладони, приложенная к гортани.


Упражнение «Качели»

Дети сели на качели,
Улыбнулись, полетели...
Качели вверх!

(язык поднимается на верхнюю губу)
Качели вниз!

(язык опускается на нижнюю губу)

А ну-ка, язычок, держись!

-40-


Методические указания

Упражнение способствует развитию мышц языка, его подвижности, выведению в передние отделы
ротовой полости. Следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались
неподвижными.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: