Упражнение «Песенка для куколки»




Содержание

Введение.............................................................................................................. 6

Глава I. Основные предпосылки и механизмы становления

звуков речи.............................................................................................................. 7

Становление звуков речи у здоровых детей......................................................................................................................................... 7

Становление звуков речи у детей с врожденной расщелиной

губы и нёба.......................................................................................................................................... 9

Глава II. Игра-рассказ. Знакомство с язычком................................. 12

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «А»................. 14

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «Э»................. 17

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «И»................ 19

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «О»................. 21

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «У»................. 23

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «Ф»................ 26

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «В»................. 30

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «П»................ 32

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «Б».................. 35

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «Т».................. 37

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «Д»................. 40

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «С»................. 42

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «3»................. 46

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «Ц»................. 50

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «III»............... 52

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «Ж»................ 56

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «Ч»................. 59

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «Щ»............... 61

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «Л»................. 64

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «Р»................. 67

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «К»................. 72

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «Г»................ 73

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «X»................. 74

Заключение.......................................................................................................................................... 75

Литература.......................................................................................................................................... 76

2 Заказ 2896 - 5 -


Введение

В современной общей и коррекционной педагогике утвердилось
положение о необходимости раннего выявления и преодоления отклонений
в развитии речи. Особую значимость в этой связи приобретает проблема
реабилитации детей, имеющих врожденную расщелину губы и неба.

Изучение особенностей нарушения речи у детей с данной аномалией
развития велось как со стороны первичного дефекта, так и с позиций
системного анализа речевой деятельности (А. Г. Ипполитова, А. В.
Доросинская, Т. Н. Воронцова, И. Е. Ермакова, Р. Е. Левина, 3. А. Репина,
Вансовская Л.И. и др.). В соответствии с этим и коррекционное обучение
было ориентировано как на устранение первичных дефектов (артикуляции и
голоса), так и их следствий (лексико-грамматической стороны речи, письма
и чтения).

Тем не менее изучение проблемы обучения и воспитания детей, имеющих
врожденную расщелину губы и нёба показывает, что коррекция речевой и
психической деятельности детей в большинстве случаев начинается в
дошкольном возрасте, когда уже сформирован речевой патологический
стереотип. В ряде работ имеются методические указания по коррекции
фонетической стороны речи в преддошкольном возрасте. Но при этом
коррекция артикуляционного праксиса и постановка звуков осуществляется
традиционными методами, без учета рассмотрения психофизиологических
механизмов становления звуков речи у детей в онтогенезе.

В связи с ориентацией НПРЦ «Бонум» на раннее хирургическое,
ортодонтическое лечение возникла необходимость переосмысления сроков
проведения коррекционной работы, создания научно-обоснованной
технологии обучения по формированию фонетической стороны речи у детей,
имеющих врождённую расщелину губы и нёба.

В учебном пособии излагаются теоретические положения, необходимые
для понимания природы нарушений фонетической стороны речи у детей с
данной аномалией развития, показана отчетливая связь между недостаточным
функционированием артикуляционного аппарата, уровнем речевого
недоразвития и становлением звуков речи.

С учётом теоретических положений разработана технология обучения,
представлена система логопедической работы по проведению артикуляционной
гимнастики и вызыванию звуков речи опосредованным путём.

Динамика коррекционного обучения свидетельствует о том, что в процессе
своевременно начатой и систематической работы оказывается возможным
скорригировать дефекты в речевом развитии детей с врожденной расщелиной
губы и нёба.

Пособие рассчитано на дефектологов, логопедов, практических
психологов, воспитателей детских садов, студентов факультета специального
образования, родителей.

-6-


Глава 1.
Основные предпосылки и механизмы становления звуков речи у детей.

У детей с врожденной расщелиной губы и нёба отмечаются разнообразные
расстройства речи, что затрудняет общение их с окружающими и отрицательно
сказывается на их психическом развитии.

Нарушения речевого развития у детей с данной аномалией развития обуслов-
лены не только непосредственно самой расщелиной, следствиями её, но также и
недостаточностью их практического опыта, социальных контактов, запаздыванием
созревания отдельных отделов коры головного мозга.

Чтобы выявить специфические особенности становления звуков речи у детей
с врожденной расщелиной губы и нёба, необходимо знать закономерности разви-
тия речи детей в норме. Знание этих закономерностей позволит логопеду своевре-
менно выявить механизмы нарушения звукопроизношения и научно обосновать
коррекционное обучение.

Становление звуков речи у здоровых детей

Речью ребенок начинает овладевать в раннем возрасте. Для нормального её
развития необходима сохранность анатомического строения и двигательной функ-
ции артикуляционного аппарата, сохранность работы различных отделов мозга.

Самым сензитивным периодом для психического развития ребенка является
младенческий возраст (с рождения до года). Именно в этом возрасте формируются
предпосылки для развития речи ребенка:

- психологические механизмы (внимание, память, мышление);

- механизмы слогообразования — основа для развития экспрессивной
стороны речи (говорения);

- механизмы восприятия — основа для развития импрессивной стороны
речи (понимания).

В младенческом возрасте начинают интенсивно развиваться зрительное и слу-
ховое восприятие, появляются гуление, лепет, возможность подражать звукам речи,
формируются предпосылки для общения ребенка с окружающими его людьми.

Важное значение в развитии психики имеет ведущий вид деятельности. Под
ведущей деятельностью понимается такая деятельность, которая обеспечивает мак-
симальное развитие мышления и речи. На основе ведущей деятельности у ребенка
развивается восприятие различной модальности: слуховое, зрительное, тактиль-
ное, двигательно-кинестетическое и т.д.

На второй-третьей неделе появляется слуховое сосредоточение: ребенок как
бы «замирает», услышав резкий звук, голос мамы, поворачивает голову в сторону
источника звука.

К третьей-пятой неделе развивается зрительное сосредоточение. Ребенок за-
держивает взгляд на ярком предмете, лице мамы, устанавливает с ней тонкие эмо-
циональные связи. В процессе общения у него появляется эмоциональная реакция
в виде «комплекса оживления» (М.И. Лисина). Комплекс оживления указывает на
то, что:

- ребенок настроен на взрослого;

- он реагирует на взрослого;

- у него появляется социальная потребность в общении.

- 7 -


Репина З.А., Доросинская А.В.

Таким образом, у ребенка появляется особый невербальный язык общения —
язык движений. Он выражает потребности и эмоции ребенка. Речедвигательный
анализатор начинает формироваться в тесном взаимодействии со слуховым и зри-
тельным анализаторами. Малыш начинает активнее гулить в процессе непосред-
ственного эмоционального общения с ним. Постепенно он сосредоточивается на
слуховых и артикуляционных ощущениях, что очень важно для образования пер-
вых условных связей между слуховыми и кинестетическими раздражителями.

К семи-восьми месяцам у ребенка появляется интонационный язык. Он на-
чинает повторять слоговые цепочки в ритм движений (па! па! па!; ба! ба! ба!; да! да!
да!; ма! ма! ма!). Именно в этот период происходит соединение отдельных артику-
ляций в линейную последовательность, что и является механизмом слогообразова-
ния, произношения и самоподражания. Лепет в этом возрасте служит простейшей
формой коммуникации. Коммуникативную функцию выполняют интонационные
компоненты речи.

В этот период идет активное развитие общей и мелкой моторики пальцев рук.
Ребенок начинает долго держать голову, самостоятельно поворачивается на бок,
противопоставляет большой палец другим при схватывании предмета. С этого вре-
мени движения остальных пальцев становятся свободными, более точными, уве-
ренными. В 9-ть месяцев малыш берет мелкие предметы тремя пальцами, показы-
вает пальцем на привлекающий его предмет.

Вслед за развитием тонких движений пальцев рук ребенок начинает произно-
сить первые слова: мама, папа, баба, ам-ам и т.д.

В конце первого года жизни ведущей формой деятельности становится иссле-
довательская деятельность. Малыш исследует предметы через сенсорные каналы
(зрительный, тактильный и т.д.). Он начинает манипулировать предметами с це-
лью выявления их функционального назначения, что является мощным стимулом
для развития речи. На базе практической деятельности идет процесс обогащения
словаря. Накапливаются лексемы для обозначения предметов, действий, качеств.
В результате в преддошкольном возрасте у ребенка формируются три базовых фун-
кции речи:

- назывная функция. Ребенок попадает в мир предметов и узнает, что у
каждого предмета есть имя. Он начинает соотносить предмет с обозначающим его
словом;

- коммуникативная функция. Ребенок начинает активно общаться с ок-
ружающими сначала при помощи «слов-корней», широко используя мимику, жес-
ты, интонацию. В процессе практического опыта малыша вокруг каждого слова
формируются смысловые поля;

- когнитивная функция (познавательная). Ребёнок старается узнать что-
то новое.

Процесс развития словаря сочетается с интенсивным формированием артику-
ляционной моторики. У ребенка начинают формироваться:

- механизмы управления органами артикуляции;

- механизмы контроля за движениями органов артикуляции;

- механизмы слухового приема и контроля.

В дальнейшем это и способствует быстрому формированию фонемы.
К двум годам ребенок начинает различать все звуки речи на слух, но произно-
сит их неправильно.

К 4-5 годам он различает все звуки речи на слух и в произношении.

-8-


Таким образом, становление звуков речи у здоровых детей осуществляется в
процессе развития лексико-грамматической стороны речи, в процессе коммуника-
ции. Ограничение же речевого общения ведёт к задержке в становлении звуков речи.

Становление звуков речи у детей с врожденной расщелиной губы и нёба.

Наличие врожденной расщелины губы и нёба ставит ребенка с момента рож-
дения в условия существования, отличающиеся от здоровых детей.

Так, рождение ребенка с данной аномалией развития становится психической
травмой для матери. Она испытывает душевные страдания, ощущение безысход-
ности, беспомощности, находится в состоянии эмоционального стресса. Все это
нарушает симбиотическую связь, при которой мать и ребенок нуждаются в непос-
редственном эмоциональном общении друг с другом. Нарушение ведущей дея-
тельности данного возраста уже ведет к задержке в психическом, в том числе и
речевом развитии ребенка. У детей крайне низка звуковая активность, издаваемые
звуки однообразны, интонационно невыразительны.

В связи с анатомическими дефектами артикуляционного аппарата нарушают-
ся условия протекания долингвистического развития. Не формируются вовремя и
в полном объёме предречевые вокализации. Ребёнок лишается интенсивного лепе-
та и естественно артикуляционной игры. Этим самым обедняется этап подготови-
тельной настройки речевого аппарата.

Из-за нарушения аэродинамических условий речеообразования, а именно, в
связи с утечкой воздуха через носовые ходы, звуки, издаваемые ребенком, приоб-
ретают носовой (гнусавый) оттенок, не озвучиваются и тем самым не получают
слухового подкрепления.

Нарушение нёбно-глоточных структур ведет к компенсаторному перемеще-
нию артикуляционных зон, к поискам удобного артикуляционного участка, в ре-
зультате образуются неправильные способы овладения звуками. Закреплению не-
правильных артикуляций способствует также патологическая позиция языка и
глотки: кончик языка оттянут от резцов, корень языка занимает высокую пози-
цию, сдвинут в заднюю зону ротовой полости, глотка находится в приподнятом
состоянии. Движения языка, губ, челюсти ограничены в связи с компенсаторным
напряжением их мышц. Ребенок слабо ощущает положение и движение органов
артикуляции. Это затрудняет выполнение целенаправленных движений, усиливает
явления «диспраксии», нарушения звукопроизношения. Слабость «двигательных
образов» может вызвать и своеобразие развития лексики, так как усложняются
условия формирования связи между звуковой и смысловой характеристикой слова,
что, в свою очередь, ведет к недоразвитию речеслуховой памяти.

Неумение воспроизводить в движениях артикуляции фонологические проти-
вопоставления в языке задерживает процесс формирования звукоразличения. Дети
смешивают между собой звонкие и глухие звуки [п]-[б], [т]-[д], [к]-[г], [в]-[ф], [с]-
[з], [ш]-[ж]; шипящие и свистящие [с]-[ш], [з]-[ж], [ч]-[с], [щ]-[ш]; переднеязыч-
ные и заднеязычные [т]-[к], [д]-[г], носовые и ротовые [м]-[б], [н]-[д] и т.д. Задер-
жка в развитии функции фонемообразования ведет в дальнейшем к значительным
затруднениям в обучении письму и чтению.

Дефекты артикуляции оказывают тормозящее действие не только на воспри-
ятие отдельных звуков, но и на восприятие и понимание речи в целом. Дети не в
полном объеме понимают речь окружающих, так как «понимание чужой речи не-

-9-

3 Заказ 2896


возможно без внутреннего повторения слушаемой речи» (П. П. Блонский).

Таким образом, при неблагоприятных условиях воспитания у детей с врож-
денной расщелиной губы и неба отстают в развитии:

- механизмы слухового приема и контроля;

- механизмы управления и контроля за движениями органов артикуляции;

- психологическая база речи (внимание, память, воображение).
Поэтому предупреждение задержки речевого развития у детей с данной ано-
малией развития должно вестись в плане:

- развития потребности в общении;

- стимуляции гуления и лепета;

- формирования зрительного сосредоточения, способности следить за дви-
жущимися предметами;

- развития слухового сосредоточения, умения локализовать звук в про-
странстве;

- развития общей и мелкой моторики пальцев рук;

- формирования артикуляционного праксиса и вызывания звуков родно-
го языка.

Формирование артикуляционного праксиса у детей преддошкольного возрас-
та следует проводить опосредованным путем, так как у них отмечается задержка в
формировании контроля и управления органами артикуляции. Дети еще не ощу-
щают положения языка, губ, челюсти при произнесении того или иного звука.
Поэтому артикуляционная гимнастика должна проводится не по прямой словес-
ной инструкции взрослого, а опосредованным путем, путем вызывания образа того
или иного артикуляционного движения, позы или звука, путем игротерапии. Опос-
редованная методика предполагает широкое применение в работе игрушек, ска-
зочных масок, трафаретов, звукоподражаний, фонограмм (с голосами птиц, жи-
вотных), воображаемых ситуаций (движений, предметов), игр (настольных, роле-
вых), текстов-рифмовок, игр-рассказов, сказок, текстов-инсценировок.

Таким образом, детей с врожденной расщелиной губы и нёба в этом возрасте
нельзя принуждать к выполнению артикуляционных движений, поз, а следует по-
буждать
к выполнению их опосредованным путем.

Цель артикуляционной гимнастикивызывание правильного произноше-
ния звуков, формирование яркого, акустико-артикуляционного образа корригиру-
емого звука.

Задачи артикуляционной гимнастики:

- стимуляция движений кончика языка, передне-средней части спинки
языка, корня языка;

- развитие точности движений кончика языка, передне-средней части
спинки языка, корня языка;

- умение воспроизводить и удерживать определенные артикуляционные позы;

- активизация работы мышц верхней губы;

- перевод артикуляционной базы в передние отделы ротового резонато-
ра, нормализация положения языка в полости рта;

- развитие координации движений языка, губ, челюсти, выдоха;

- снятие напряжения с мышц шеи, гортани, языка, губ, челюсти;

- осознанное усвоение артикуляционного уклада изучаемого звука;

- яркое восприятие артикуляционного и акустического образа звука.
Большое значение придается работе по развитию кинестетических (артикуля-

- 10-


ционных) ощущений от движения органов артикуляции. С этой целью подбирают-
ся упражнения на чередование движений с резко контрастными характеристика-
ми, затем — менее контрастными.

У детей с врожденной расщелиной губы и нёба отсутствует нёбно-глоточное
смыкание, что мешает развитию дыхания с момента рождения ребенка. Выдыхае-
мая струя воздуха, выходя одновременно через нос и рот, быстро ослабевает и не
образует давления, необходимого для образования различных артикуляционных
смычек, что становится одной из причин тяжелого нарушения звукопроизноше-
ния — звуки речи приобретают назальный (гнусавый) оттенок.

Ввиду значительной утечки воздуха через нос начинать работу по коррекции
дыхания рекомендуется с выработки навыка направлять воздушную струю через рот,
с тем чтобы обеспечить достаточное внутриротовое давление, необходимое для об-
разования согласных фонем. Затем планируется упражнения на:

- развитие силы и выработку длительного, продолжительного выдоха,
важного для продуцирования щелевых звуков;

- развитие силы и выработку толчкообразного, короткого выдоха важно-
го для продуцирования взрывных звуков;

- формирование фонационного дыхания.

В ходе коррекционных занятий следует развивать у ребенка процессы внима-
ния, памяти, познавательную активность, неречевой и речевой слуховой гнозис,
общую и мелкую моторику пальцев рук.


3*


-11 -


 


Глава II

Игра-рассказ

Знакомство с язычком

Кто живет во рту у нас?
Может рассказать рассказ,
Может песни петь, кричать,
Так не любит он молчать,
Все стрекочет, как сверчок!
Кто же это? — Язычок!


 
 


Кто же прячет язычок?
Запирает на крючок.
Не дает гулять ему,
Так, что скучно одному.
Двери две — сначала губы,
Дверь вторая — это зубы.


 
 



Много может язычок:
Он и тонок и широк,
Может чашечкою быть,
Может петь и говорить,
Может цокать, как лошадка,
Может бегать без оглядки.

 

- 12-


 


Хочет — в домике сидит,
Хочет — дверку отворит,
На крылечко прибежит,
Влево, вправо поглядит.
Ну, а если он устал,
Снова в домике пропал...


Вот какой у нас дружок —
Добрый, славный язычок!


 
 


 


 


       
 
   
 


4 Заказ 2896 - 13 -


 

 
 

Формирование и развитие

Артикуляционного

Праксиса звука

А

Упражнение «Птенчики»


       
   
 

Кушать птенчики хотят,
Маму ждут, но не шумят.
Ротик на замок закрыт,
Очень тихо все сидят.

(губы сомкнуть, придержать
указательным пальчиком)



Мама зернышко несёт!
Открывайте шире рот!


Методические указания

Дети исполняют роль птенчиков, педагогроль мамы — птички. Вначале дети широко открывают
ротики, выполняя «немую» (беззвучную) артикуляцию, педагог кладёт на кончик языка «зёрнышко» ~
витаминку. Затем это же упражнение выполняется с выведением языка на нижнюю губу. Ребёнок
произносит «Ам», закрывая рот и начинает жевать витаминку. Постепенно следует увеличить время
удержания рта в открытом положении.

Упражнение «Замочки»


 
 

Мы замочки раскрываем,
Шире ротик открываем.
Спит спокойно язычок...
Снова ротик на замок!


Методические указания

Дети устанавливают указательные
пальчики правой и левой руки на ви-
сочно-нижнечелюстные суставы. При
движении в суставах возможно опус-
кание и поднимание нижней челюсти
(открывание и закрывание «замоч-
ков»).


- 14-


Упражнение «Язычок устал»


 
 


Бегал, прыгал язычок,
Лег в кроватку, и молчок.
В зубки упирается,
Лежит, не напрягается.


Методические указания

Упражнение направлено
на формирование правиль-
ного артикуляционного
уклада языка в состоянии
покоя за нижними резца-
ми.


Упражнение «Теплый звук»


 
 

Воздух в носик набирайся,
«А» теплее выдувайся!


Методические указания

Для формирования правильного положения языка в ротовой полости, преодоления смещения в глубь
ротовой полости, необходимо проводить эти упражнения с выведением широкого, расслабленного языка
на нижнюю губу. Произносить звук на полном выдохе, не очень громко. Контроль ротовой воздушной
струи с помощью дутья на ладони, выдох на пуховое перышко.


Упражнение «Язычок гуляет»

Язычок пошел гулять,

(ротик широко открыт, вывести
широкий, расслабленный язык
на нижнюю губу)

В домик спрятался опять.

(язык в состоянии покоя лежит за
нижними резцами).


Упражнение «Лакание молочка»


 
 

Молоко лакает кот.
Котик нас лакать зовёт.


Методические указания

Это упражнение используется для
переведения языка в передние отделы
ротовой полости, расслабления
корня языка. Игра проводится с
игрушкой «Котик».


- 15 -


Упражнение «Песенка для куколки»


 
 

Куколку качай,

«А» ей напевай!

А-А-А-А...

«А!» Красивый звук какой!

Ну-ка шире рот открой!


Методические указания

В игре используется игрушка «Кукла». При проведении упражнения следят за тем, чтобы дети произносили
звук А мягко, спокойно, на длительном фонационном выдохе.


 
 


- 16-


 

 
 

Формирование и развитие
артикуляционного праксиса звука

э

Упражнение «Мишка»


«Э» как мишка вы пропойте,
Ротик широко откройте!

—Ваня с Мишенькой играет,
И по комнате гуляет,

Как Мишутка напевает:
«Э-э-э-э-э-э!»

— Мишка песню напевает,
Мишка ротик открывает.
Шире ротик открывай,

И Мишутке подпевай:
«Э-э-э-э-э!»


Методические указания

Упражнение проводится с
игрушкой «Мишка». Педагог и
ребенок при этом находятся в
положении «на четвереньках».
Эта поза помогает выведению
языка в передние отделы, снятию
напряжения с корня языка.
Ребёнок за педагогом выполняет
все действия и звукоподражания.
Контроль выдыхаемой струи
воздуха производится с помощью
тактильного (дутьё на ладони)
и оптического (отклонение
перышка) ощущений.


Упражнение «Улыбка»


 
 

Мишка улыбается
И не напрягается.
Улыбнись, «Э» протяни,
Подбородок опусти!


Методические указания

В упражнении следует использо-
вать игрушку из кукольного те-
атра «Мишка», с опускающейся
нижней челюстью. При работе с
ней ребёнок лучше поймёт необ-
ходимость откидывания нижней
челюсти вниз. Следует следить за
положением языка, который дол-
жен в состоянии покоя лежать
за нижними резцами.


- 17-


Упражнение «Медведь»


Педагог прячется за шторку:

— Кто же так поёт? — «Э,Э,Э»?

Выходит с игрушкой «Медведь»:

— Я — Медведь, иду к тебе! «Э,Э,Э»!

Методические указания

Игровая ситуация активизирует звукоподражание, выполняемое детьми.

Упражнение «Песенка для Мишки»


 
 

Мишеньку качаю,

Песню напеваю: «Э,Э,Э,Э,Э».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: