Язык книзу — та, та, та,
Потеряли мы кота.
Язык книзу — та, та, та,
Где же нам найти кота?
Методические указания
-72- |
Наиболее часто используется прием получения правильного звука «К» с механической помощью. Этот
способ даёт хорошие результаты, если у ребёнка автоматизирован звук «Т» и выработана достаточная
ротовая воздушная струя на этот звук. Ребёнок многократно повторяет слог «та-та-та», в это время
педагог прижимает кончик языка книзу шпателем или логопедическим зондом, постепенно отодвигая
язык назад. Вначале получается «тя», затем «кя» и, наконец, «ка». Следить за силой и направлением
ротовой воздушной струи, которую ребёнок ощущает тыльной стороной ладони как тёплый толчок
воздуха.
Формирование и развитие
Артикуляционного праксиса
Звука
г
Формирование правильного артикуляционного уклада звука «Г» проводится с
помощью опорного звука «К» с присоединением слухового и тактильного контроля.
Упражнение «Молоточки стучат»
Молоточки стучат — да, да, да, да, да.
Строят дом для ребят — да, да, да, да, да.
Методические указания
-73- |
Наиболее часто используется приём получения правильного звука «Г» с механической помощью. Этот
способ даёт хорошие результаты, если у ребёнка автоматизирован звук «Д» и выработана достаточная
ротовая воздушная струя на этот звук. Ребёнок многократно повторяет слог «да», в это время педагог
прижимает кончик языка книзу шпателем или зондом, постепенно отодвигая язык назад. Вначале
получается «дя», затем «гя» и, наконец, «га». Следить за силой и направлением ротовой воздушной
струи, ощущаемой тыльной стороной ладони ребенка как тёплый толчок воздуха.
|
Формирование и развитие
Артикуляционного
Праксиса звука
х
Упражнение «Оса»
Язык книзу — са, са, са.
Прилетела к нам оса.
Язык книзу си, си, си.
Ты детей не укуси.
Методические указания
Данное упражнение используется для получения правильного звука «X» от «С» с механической помощью
аналогично тому, как формировался звук «К» от «Т», «Г» от «Д». Вначале получается «ся», затем «хя»
и, наконец, «ха».
Упражнение «Теплый ветерок»
Тёплый воздух выдыхай,
Свои ручки согревай!
Методические указания
В начале работы над упражне-
нием звук «X» произносится без-
звучно, язык находится между
зубами, акцентируем внимание
детей на тёплом ротовом вы-
дохе. Выведение языка вперед со-
здаёт благоприятные условия
для ротового выдоха.
Затем язык убирается в
зазубное положение. Особое
внимание обращается на поло-
жение кончика языка, который
необходимо удерживать у ниж-
них зубов, не сдвигая его к глот-
ке. Звук произносится на длин-
ном фонационном выдохе очень
мягко, спокойно.
-74-
Заключение
Наличие врожденной расщелины губы и нёба ставит ребенка с момента рож-
дения в условия существования, отличающиеся от здоровых детей.
В связи с анатомическими дефектами артикуляционного аппарата, неустойчи-
востью социальных контактов, отсутствием практического опыта нарушаются усло-
вия протекания долингвистического развития, отстают в развитии механизмы слу-
хового контроля и управления органами артикуляции. Это и составляет основные
причины, задерживающие усвоение системы звукопроизношения у детей.
|
Знание механизмов нарушения звукопроизношения у детей с данной анома-
лией развития и позволило научно обосновать технологию обучения. Представ-
ленная в учебном пособии система логопедической работы по проведению артику-
ляционной гимнастики и вызыванию звуков речи опосредованным методом зна-
чительно повысила эффективность обучения детей преддошкольного возраста.
Динамика коррекционного обучения свидетельствует о том, что при своевре-
менно начатой и систематической работе оказывается возможным скорригировать
дефекты звукопроизношения у детей с врожденной расщелиной губы и нёба в
более раннем возрасте.
-75-
Литература
1. Воронцова Т.Н. Формирование речи у детей с ринолалией второго года жизни.
//Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М., 1982.
2. Вансовская Л.И. Наш опыт раннего развития речи детей с расщелиной нёба.
/Актуальные проблемы комплексного лечения и реабилитации детей с
врождённой краниофациальной и нейропатологией. Материалы 1-го
международного симпозиума. М. 1996.
3. Доросинская А.В. Ранняя речевая и голосовая реабилитация детей с врождённой
расщелиной лица и нёба.//Актуальные проблемы фониатрии. Тезисы докладов
Международного симпозиума по фонопедии и фониатрии. Екатеринбург. 1996.
4. Доросинская А. В. Роль психолого-педагогической работы в системе комплексной
медико-социальной реабилитации детей с врождённой расщелиной губы и нёба.
//Новости оториноларингологии и логопатологии./НИИ уха, горла, носа и речи.
С-Петербург. №4(16). 1998.
5. Доросинская А.В. Предупреждение голосовых и речевых нарушений у детей с
врождённой расщелиной нёба./Методические рекомендации для родителей,
г. Екатерибург. Изд-во НПО «Бонум». 1994.
|
6. Ермакова Е.Е. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. М. Просвещение.
АО "Учеб. лит.", 1996.-146с.
7. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. М., Просвещение, 1983.
8. Репина З.А. Теоретические основы коррекции фонетической стороны речи у
дошкольников с врождённой расщелиной губы и нёба.//Новости
оториноларингологии и логопатологии./НИИ уха, горла, носа и речи. С-
Петербург. №4(16). 1998.
9. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжёлыми дефектами речи.
/Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1999.
10. Репина З.А. Нарушения письма у школьников с ринолалией./ Урал. гос. пед.
ун-т. Екатеринбург, 1999.
П.Репина З.А., Доросинская А.В. Опосредованный метод нормализации
деятельности артикуляционного праксиса у детей с ринолалией./Современные
технологии лечения и реабилитации детей с врождёнными, наследственными
заболеваниями челюстно-лицевой области и сопутствующей патологией. Тезисы
докладов, г.Екатерибург. Изд-во НПО «Бонум». 1999.
-76-