Тема 1. Культурное и социальное отчуждение как предмет анимации




При анализе проблемы социального и культурного отчуждения нужно понимать, что эти проблемы носят комплексный характер, а также являют собой итог социокультурной дезадаптации. Проблемы отчуждения человека нарастают постепенно, действуют центробежно на все его социальное окружение – к примеру, человек, лишившийся работы, очень быстро теряет своих «закадычных» друзей, вынужден отказаться от общения с большей частью знакомых.

Понятие “социальной смерти” личности. Это крайняя формы социальной дезадаптации, условно названая «социальное умирание» и заключающаяся в разрушении социальных связей между личностью и обществом. Поскольку взаимодействие личности и общества выстраивается по линии взаимного принятия, постольку и дезадаптация, или «социальное умирание», в котором разрушаются социокультурные взаимосвязи, может быть связана с утратой ценностно-смыслового статуса одного из субъектов взаимодействия.

Так, человек, по тем или иным причинам отклоняющийся от «нормы», может потерять в глазах окружающих социальную привлекательность, и, как следствие, он вытесняется в более низкие социальные старты. В данном случае общество «отвернулось» от личности, лишая ее поддержки и понимания как основы дальнейшего развития. Подобным образом, может быть обнаружена причина социальной дезадаптации и в случае утраты ценностной привлекательности общества для отдельного человека. В таком случае дезадаптация личности чаще всего принимает протестные формы. Или например утрата ценностно-смыслового статуса личности в собственных глазах. Этот тип дезадаптации характеризуется потерей интереса к саморазвитию, безволием, катастрофически быстрым переходом в самые нижние страты общества.

Типология «социальной смерти»:

- умирание личности для общества;

- умирание общества для личности;

- умирание личности для себя.

Экзистенциальный анализ личностного отчуждения – постоянная тема в гуманистической психологии. Эрик Фромм по этому поводу пишет: «Человек наделен разумом: он есть жизнь, осознающая себя; он осознает себя и себе подобных, свое прошлое и свое возможное будущее. Это осознание себя как отдельной сущности, осознание краткости своего жизненного пути, осознание того, что он независимо от своей воли родился и против своей воли умрет; того, что либо он умрет раньше тех, кого он любит, либо они умрут раньше него; осознание своего одиночества и отчужденности, своей беспомощности перед силами природы и общества – все это превращает его одинокое, обособленное существование в настоящую каторгу. И если он не сможет освободиться от этой каторги, выйти на волю, не сможет объединиться каким-то образом с людьми и внешним миром, он сойдет с ума». Собственно это стремление к единению с другими людьми, должно стать источником своего рода социального творчества, результатом которого являются микро- и макросистемы социального взаимодействия человека. Способность к восполнению этих социальных связей, к духовно-творческому освоению пространства межличностных отношений не всегда может быть реализована в полной мере.

Препятствия, возникающие на пути к социокультурному взаимодействию, лежат, как правило, не во внешних обстоятельствах – невысокий социальный статус, недостатки физического развития и др. Сами по себе они не способны разрушить структуру социокультурного взаимодействия. Эти обстоятельства предваряют, а во многих случаях предопределяют появление комплекса психологических препятствий, которые ведут к социальной дезадаптации. Данное положение нужно признать ключевым для понимания сущности коррекционной психолого-педагогической деятельности в открытой социально-культурной среде.

Педагоги-аниматоры чаще всего не имеют возможностей для устранения физического недуга человека (это задача специалистов медико-биологической реабилитации), они не в состоянии изменить социально-экономический статус клиента (это задача служб социальной защиты).

Специфическая задача социально-культурной анимации состоит в создании особых психолого-педагогических условий, способствующих преодолению психологических препятствий к социальному взаимодействию.

Основным показателем отчуждения признается наличие в сознании и аффективной сфере современного человека следующих доминант:

- во-первых, чувства бессилия, ощущения того, ч то судьба индивида вышла из под его контроля и находится под детерминирующим влиянием внешних сил;

- во-вторых, представления о бессмысленности существования, о невозможности получить путем осуществления каких-либо действий рационально ожидаемый результат;

- в-третьих, восприятия окружающей действительности как мира, в котором утрачены взаимные обязательства людей по соблюдению) социальных предписаний, разрушена система ценностей культуры;

- в-четвертых, ощущения одиночества, исключенности человека из социальных связей;

- в-пятых, чувства утраты индивидом своего «подлинного Я», разрушения самоаутентичности личности, т.е. самоотчуждения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: