Тема 3. Деятельность по восстановлению системы межличностных отношений.




 

Большая роль отводится обучению лиц, нуждающихся в анимационной помощи, социальным навыкам, основным правилам общения, социально-психологическому тренингу. Активная роль в общении, снятие напряженности (когда, например, слепой не боится слов «взгляни», «смотри»), спокойное обсуждение своего положения и ощущений, выработка активной, деятельной позиции при разрешении сложных ситуаций – вот цель анимационной работы данного направления. Установлено, что лица с положительной «Я – концепцией», уверенные в себе, «психологически благополучные» чаще воспринимаются окружающими положительно, а следовательно, имеют больше возможностей для преодоления собственного “негативного отношения” к обществу.

В то же время лица с теми или иными соматическими нарушениями, отклонениями в умственном развитии, а также с нарушениями социального статуса испытывают повышенные психические нагрузки, которые могут приводить к весьма серьезным последствиям.

К примеру, особенности психики у лиц с физическими дефектами привлекали внимание как психиатров, так и других специалистов с давних пор. Еще в 1625 году Платтер отмечал наличие у детей с физическими недостатками психопатологических особенностей в виде упрямства, непослушания. Позже специалистами были описаны бред преследования тугоухих, обусловленный чувством недоверчивости, одиночества, склонностью к ошибочным толкованиям у людей с дефектами слуха; тип «слепого» с труднопреодолимой замкнутостью, сосредоточенностью на внутренней жизни. При детском церебральном параличе (ДЦП) двигательные нарушения сопровождаются недостаточностью ряда нервно-психических функций.

Сочетания расстройств моторной сферы и интеллекта различны.

Для профилактики суицидов внимание персонала специализированных учереждений должно быть направлено на раннее выявление психогенных реакций, связанных с переживанием чувства собственной неполноценности, суицидальных мыслей, с учетом того, что для большинства таких больных свойственно игнорирование дефекта. Для решения этой задачи рекомендуется выявлять группы риска суицида, организовывать картотеку таких больных, обеспечивать активный патронаж лиц с суицидальными тенденциями участковым детским психиатром, проводить психотерапию, обращать внимание врачей на атипичность депрессии; необходимо скрывать от детского коллектива суицидальные попытки, т.к. детям свойственна повышенная внушаемость, склонность к подражанию. Необходима ранняя профориентация, позволяющая развивать двигательные способности в зависимости от выбранной профессии.

Только адекватное и своевременное проведение реабилитационных мероприятий может предотвратить патологическое формирование личности у детей-инвалидов, что будет способствовать более успешной их социальной адаптации.

Основными формами анимационной деятельности здесь является групповая психотерапия, тренинг, совместные занятия творчеством.

В 1880 году в Берлине были организованы первые курсы по оказанию помощи при несчастных случаях на рабочем месте. «Помощь в целях самопомощи» – такова была идея отцов-основателей нынешнего Союза рабочих-самаритян, насчитывающего в Германии свыше 700000 членов, спонсоров и добровольных помощников. В современной деятельности этого союза реализуются гуманитарные акции, ориентированные на все категории населения, в том числе и на детей. Идея социально-педагогической помощи детям не новая и для России, но опыт, который накоплен Союзом рабочих-самаритян, действительно показателен. В основе педагогических программ, курируемых ими, лежит принцип включения ребенка в особую микросреду творчества. Вот, очевидно, почему одна из публикаций на эту тему называется «Искусство в борьбе с бездомностью».

«Саша пока еще неуклюже перебирает струны гитары, однако музицирует он вдохновенно, полностью погружаясь в это занятие. Иногда у него уже получается какая-нибудь мелодия. «Это – самое лучшее время за весь день», – восторгается он. Рядом с ним 12-летняя Ирина, увлеченно рисующая свой волшебный мир, экспериментирующая с новыми красками и техникой. Каждый день Саша, Ирина и их друзья встречаются на станции метро «Звездная» в Санкт-Петербурге. Час или два они работают здесь под руководством одной преподавательницы музыки и художника Леонида Абрамова из знаменитой репинской Академии. Саша и Ирина – вовсе не вундеркинды, проходящие эксклюзивную подготовку в области искусств. Они беспризорники, не имеющие крыши над головой».

Гамбургский филиал германского Союза рабочих-самаритян вместе с работниками искусства из Санкт-Петербурга попытались найти и нашли способ помогать этим детям. Из Германии стали поступать средства и благотворительная помощь в натуральном выражении. Однако с самого начала речь шла не только о том, чтобы ежедневно дети получали горячую пищу и чай. Беспризорники пугливы, они тут же исчезают, если ничем не привлечь их внимание, например, искусством. Поэтому проект и получил название «Путь искусства».

Программирование анимационной работы по второму направлению основывается на изучении особенностей социально-психологических отношений людей, результатов комплексных опросов, наблюдения, социометрии и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: