Реализация проекта представляет собой развертывающуюся систему действий. Существует множество подходов к пониманию особенностей поэтапной деятельности по разработке и реализации проекта.
Жизненный цикл проекта предполагает наличие некоторых этапов, стадий или фаз проекта. Каждый из этих в свою очередь, распадается на несколько подэтапов.
Реализация проекта предполагает как собственно проектную деятельность, так и деятельность по обеспечению проекта. К проектной деятельности относится:
- предварительное проведение исследования (социологического, демографического, экономического);
- этап внедрения проекта;
- этап корректировки и доработки проекта.
Наиболее важным является первый этап проектирования и включает в себя следующую последовательность действий:
· анализ объекта проектирования, который предполагает рассмотрение его структуры, состояния каждой из них в отдельности, а также связей между ними. В ходе анализа выявляются слабые стороны, недостатки объекта с точки зрения общественных государственных и личностных требований к нему. В результате анализа выявляется противоречие, т.е. наиболее существенное несоответствие между компонентами объекта или состоянием его в целом и требованиями к нему;
· теоретическое обеспечение проектирования, предполагающее поиск и обобщение информации об опыте деятельности подобных объектов в других местах; об опыте проектирования подобных объектов другими проектировщиками; о теоретических и эмпирических исследованиях влияния на человека социокультурных систем и процессов и того или иного способа разрешения;
· Техническое обеспечение проектирования включает создание инструментария проектирования, изготовление схем, образцов документов и т.п.;
|
· пространственно-временное обеспечение проектирования связано с точным определением конкретного времени, необходимого для его реализацию, помимо этого учитывается определенное пространство. Реализация проекта зависит от масштабов досугового учреждения, наличного оборудования, его внешнего вида и др.
· материально-техническое обеспечение предполагает обоснование технологии и техники форм и средств социально-культурной деятельности и непосредственно самой деятельности по проектированию.
· выбор системообразующего фактора необходим для создания целостного проекта во взаимосвязи всех его составных частей. Есть и другие подходы к характеристике этапов проектной деятельности. В частности выделяются следующие этапы:
Первый этап - диагностический. Главное его содержание составляет всесторонний анализ ситуации и выявление наиболее актуальных и типичных для территории проектирования проблем.
В процессе анализа социокультурной ситуации необходимо решить несколько задач:
·проанализировать специфику и потенциалы социокультурной среды конкретной территории;
·выявить меру освоения среды человеком (включая содержание его активности по освоению ценностей, норм, способов жизнедеятельности);
·охарактеризовать проблемы, типичные для всех составляющих среды и образа жизни.
По результатам анализа ситуации составляется "проблемное поле", которое, по возможности, должно включить весь перечень проблем, характерных для региона, социальной общности, группы, категории населения.
|
Проблемы и ресурсы определяют приоритетные сферы социально-культурного проектирования и характер программ.
Второй этап - нормативно-прогнозный. Он предполагает предвидение, вероятностные суждения о состоянии ситуации в будущем, о перспективах ее развития как при условии сохранения имеющихся тенденций и стихийного развития соответствующих процессов, так и в том случае, если они будут изменены в желаемом направлении в результате управленческого решения или реализации того или иного социально-культурного проекта.
Методика прогнозирования во многом совпадает с этапами проектирования. Она предполагает определение объекта прогноза, выявление тенденций и проблем его развития, анализ факторов, определяющих как негативные, так и позитивные тенденции его изменения, создание модели объекта путем определения системы показателей и параметров, отражающих его структуру, проекцию модели в будущее с учетом объективных и субъективных факторов.
Третий этап - концептуальный. Его суть заключается в том, что на основе анализа проблем, характеризующих ситуацию, определяются приоритетные направления развития культуры, соответствующие сферы социально-культурного проектирования и формулируются перспективные цели, связанные с решением основного круга проблем.
а) объявление через средства массовой информации, а также на различных инструктивно-методических совещаниях с работниками учреждений культуры, искусства, досуга, спорта, образования конкурса на разработку региональных и локальных программ в соответствии с приоритетными направлениями социокультурного развития территории.
|
б) организация региональных общественных слушаний по проблемам культуры. В ходе данной акции обнародуется концепция проекта, которая становится предметом своеобразной общественной экспертизы, на основании чего происходит частичные уточнение и корректировка. Привлекается внимание администрации, различных общественных формирований к проблемам культуры. Слушания также инициируют различные идеи, проекты, программы, авторами которых выступают потенциальные исполнители этих программ и проектов.
Четвертый этап – исполнительско - внедренческий - создание условий и организационных структур, обеспечивающих реализацию программы (материально-техническая база, ресурсы, финансы, кадры, информационное обеспечение), т.е. воплощение в жизнь тех проектов и программ, которые были отобраны на конкурсной основе. Этот этап начинается с заключения системы договоров. Предметом договора выступает выполнение социально-творческого заказа с конкретными исполнителями. Важно предусмотреть в договоре формулировку конечных результатов работы, которые по возможности должны иметь четко различимые качественные и количественные параметры.
Пятый этап - контрольно-коррекционный, на котором обобщаются и анализируются промежуточные результаты реализации программы в целом и отдельные проектов, учитывается их социальная эффективность и производятся соответствующие корректирующие действия.
В процессе проектирования широко используются различные методологические и методические подходы. Проектировщик часто оперирует такими понятиями как «прогноз», «план», «программа».
Программа представляет собой специфически операциональное задание перехода определенного объекта из одного состояния в другое.
Программа - это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.
Мероприятия по обеспечению программы могут включать в себя:
1) создание организационно-экономических условий развития культурной жизни (совершенствование системы управления; создание условий для развития спонсорства и меценатства);
2) координация субъектов культурной политики (создание Совета директоров учреждений культуры; Научно-экспертного и координационного Совета; Справочно-консультативного центра обмена опытом и обучения и др.)
3) информационно-методическое обеспечение программы (информация, реклама, издательская деятельность, презентации проектов и программ и т.д.).
4) кадровое обеспечение реализации программы: подготовка, повышение квалификации и реквалификация кадров культуры; организация стажировок клубных работников в ведущих досуговых Центрах Москвы и Санкт-Петербурга; организация мероприятий по повышению престижа профессии; социальная поддержка работников культуры; привлечение к реализации программ специалистов других организаций, общественности;
5) материально-техническое оснащение сферы культуры: инвентаризация и паспортизация материально-технической базы с целью мобилизации скрытых и слабо развитых ресурсов; создание справочно-информационной системы, оперативно фиксирующей изменения в степени загруженности материальной базы учреждений культуры;
6) финансовое обеспечение программы: обоснование источников финансирования программы из федерального, областного, городского, районного бюджета; совершенствование системы местного налогообложения; внебюджетные источники финансирования проектов и программ.
В менеджменте широко применяется программно-целевой метод. Он объединяет в себе программирование и планирование и указывает этапы и качественные показатели достижения поставленной цели. В программе всегда отражается процесс управления. Можно сказать, что программа является планом управления.
Планирование - научно и практически обоснованное определение целей, выявление задач, сроков, темпов и пропорций развития того или иного социокультурного явления.
Проект, план и программа, таким образом, имеют ряд общих черт. Все эти три вида деятельности содержат установку на реализацию, а создание этих документов предполагает конструктивизацию (разработку моделей структурирование и согласование частей).
Вместе с тем, все эти документы имеют принципиальные различия между собой. План задает состояние планируемого объекта во времени того или иного способа перехода одного состояния в другое.
Прогнозирование преимущественно направлено на выявление перспектив развития социально-культурных процессов.
Проект же задает целостность объекту, причем описывает его всесторонне в структурно-функциональном отношении. Поэтому проект является обобщающим документом, интегрирующим, но не сводимым только к программированию, планированию или прогнозированию.
Таким образом, проектировщик конструирует объект с тем, чтобы влиять на него, управлять им, изменять его и организовывать с ним совместные действия.
Проектирование социально-культурных процессов включает в себя и родственные виды прогностической деятельности: предвидение, прогнозирование, конструирование, моделирование. Остановимся на кратком анализе содержания данных понятий.
Предвидение - предпочтительное знание о событиях или явлениях, которые существуют, но не зафиксированы в наличном опыте. Научное предвидение основывается на выявлении закономерностей функционирования социокультурного явления его зарождения и развития.
Конструирование - это интеллектуальная деятельность, состоящая в целенаправленном построении в идеальной форме какого-либо объекта. Это интеллектуальная деятельность, состоящая в целенаправленном построении идеального образа. Оно может быть направлено на практические потребности, а может носить и игровой обучающий характер. Социальное конструирование предполагает создание нового. Конструироваться могут как осуществимые объекты, так и объекты, создание которых не возможно.
От конструирования как идеального созидания явления социально-культурной деятельности следует отличать реконструирование и деконструирование, или декомпозицию, искусственного явления сферы досуга.
Реконструирование часто относится как к интеллектуальной деятельности, так и к практической. Этот термин используется в нескольких смыслах: 1) коренное переустройство или перестройка какого-либо искусственного объекта; 2) восстановление первоначального облика какого-либо объекта по его остаткам, следам, письменным источникам.
Реконструирование всегда предполагает практическую деятельность, связанную с созданием моделей искусственных объектов и социальных отношений. Реконструирование в социально-культурной сфере используется, например, для выявления особенностей досуговых отношений в том или ином социуме. Реконструирование в таком понимании напоминает научно-исследовательский процесс, так как входе его так или иначе идеально воспроизводится объект.
Деконструирование - это построение идеальной модели, в которой определяются процедуры демонтажа искусственных объектов, его разборка на части или вообще разрушение. Деконструирование представляет собой модель нормативного характера.
Реализация проекта представляет собой процесс официального признания и одобрения проектной деятельности. Применительно к сфере социально-культурного проектирования реализация проекта приобретает необычайную важность. Проект должен получить одобрение и признание со стороны социума, а также он должен получить одобрение как со стороны руководителей отрасли, так и со стороны экспертов. Но, поскольку социально-культурная деятельность базируется на целом комплексе научных дисциплин, то часто требуется признание и одобрение проекта специалистами многих отраслей гуманитарного знания и практиков организаторов социально-культурной деятельности. Апробация социально-культурного проекта возможна в форме экспертизы, представления результатов проектной деятельности на конференциях, заседаниях круглых столов, фокус групп, при проведении семинаров, совещаний. Важно, чтобы проект получил признание общественности, нашел отражение в средствах массовой информации, в ходе различного рода презентаций и заседаний дискуссионных клубов общественности по проблематике исследовательской работы.
Таким образом, кроме специалистов, владеющих технологией проектирования и занимающихся проектной деятельностью на профессиональной основе, участниками разработки и реализации содержательной части проектов (особенно на этапе его внедрения) могут и должны быть:
1. Органы принятия решений в сфере культуры, чьи функции связаны с обеспечением разработки программ, проектов, их утверждением, контролем за их реализацией.
2. Государственные и негосударственные учреждения и организации, научные и экспертные советы, способные взять на себя ответственность за разработку, научное обоснование, квалифицированную экспертизу программ, проектов, оценку общественных инициатив с точки зрения целесообразности их поддержки. Творческие объединения, благотворительные организации могут проводить специальные мероприятия, направленные на привлечение внимания населения, средств массовой информации к программам, проектам (прессконференции, выставки, концерты, аукционы, массовые акции и т.п.).
3. Общественность, группирующаяся вокруг конкретных про грамм, проектов, для которой участие в их реализации является способом культурного наполнения жизни, служит объединяющим и социализирующим фактором. Включение общественности в процесс разработки, обсуждения и реализации проектов важно еще и с другой точки зрения - оно стимулирует самоорганизацию и самодеятельность населения, способствует формированию по месту жительства стабильных инициативных групп и социальных общностей. Для привлечения и эффективного участия общественности необходимы консультации специалистов, а также соответствующая материальная и организационная поддержка инициатив.