Тема 2. Социально-культурное проектирование анимационной деятельности (структура и стадии проекта, разработка программы и методы реализации).




Реализация проекта представляет собой развертывающу­юся систему действий. Существует множество подходов к по­ниманию особенностей поэтапной деятельности по разработке и реализации проекта.

Жизненный цикл проекта предполагает наличие некоторых этапов, стадий или фаз проекта. Каждый из этих в свою очередь, распадается на несколько подэтапов.

Реализация проекта предполагает как собственно проектную деятельность, так и деятельность по обеспечению проекта. К проектной деятель­ности относится:

- предварительное проведение исследования (социологического, демографического, экономического);

- этап внедрения проекта;

- этап корректировки и доработки проекта.

Наиболее важным является первый этап проектирования и включает в себя следу­ющую последовательность действий:

· анализ объекта проектирования, который предполагает рассмотрение его структуры, состояния каждой из них в отдельности, а также связей между ними. В ходе анализа выявляются слабые стороны, недостатки объекта с точки зрения общественных государственных и личностных тре­бований к нему. В результате анализа выявляется противо­речие, т.е. наиболее существенное несоответствие между компонентами объекта или состоянием его в целом и тре­бованиями к нему;

· теоретическое обеспечение проектирования, предпо­лагающее поиск и обобщение информации об опыте де­ятельности подобных объектов в других местах; об опыте проектирования подобных объектов другими проектиров­щиками; о теоретических и эмпирических исследованиях влияния на человека социокультурных систем и процессов и того или иного способа разрешения;

· Техническое обеспечение проектирования включает создание инструментария проектирования, изготовле­ние схем, образцов документов и т.п.;

· пространственно-временное обеспечение проектиро­вания связано с точным определением конкретного вре­мени, необходимого для его реализацию, помимо этого учитывается определенное пространство. Реализация проекта зависит от масштабов досугового учреждения, наличного оборудования, его внешнего вида и др.

· материально-техническое обеспечение предполагает обоснование технологии и техники форм и средств социально-культурной деятельности и непосредственно самой деятельности по проектированию.

· выбор системообразующего фактора необходим для соз­дания целостного проекта во взаимосвязи всех его составных частей. Есть и другие подходы к характеристике этапов проектной дея­тельности. В частности выделяются следующие этапы:

Первый этап - диагностический. Главное его содержание составляет всесторонний анализ ситуации и выявление наибо­лее актуальных и типичных для территории проектирования проблем.

В процессе анализа социокультурной ситуации необходи­мо решить несколько задач:

·проанализировать специфику и потенциалы социокуль­турной среды конкретной территории;

·выявить меру освоения среды человеком (включая со­держание его активности по освоению ценностей, норм, способов жизнедеятельности);

·охарактеризовать проблемы, типичные для всех состав­ляющих среды и образа жизни.

По результатам анализа ситуации составляется "проблем­ное поле", которое, по возможности, должно включить весь перечень проблем, характерных для региона, социальной общ­ности, группы, категории населения.

Проблемы и ресурсы определяют приоритетные сферы со­циально-культурного проектирования и характер программ.

Второй этап - нормативно-прогнозный. Он предполага­ет предвидение, вероятностные суждения о состоянии ситуа­ции в будущем, о перспективах ее развития как при условии сохранения имеющихся тенденций и стихийного развития со­ответствующих процессов, так и в том случае, если они будут изменены в желаемом направлении в результате управленче­ского решения или реализации того или иного социально-куль­турного проекта.

Методика прогнозирования во многом совпадает с этапа­ми проектирования. Она предполагает определение объекта прогноза, выявление тенденций и проблем его развития, ана­лиз факторов, определяющих как негативные, так и позитив­ные тенденции его изменения, создание модели объекта путем определения системы показателей и параметров, отражающих его структуру, проекцию модели в будущее с учетом объектив­ных и субъективных факторов.

Третий этап - концептуальный. Его суть заключается в том, что на основе анализа проблем, характеризующих ситуа­цию, определяются приоритетные направления развития куль­туры, соответствующие сферы социально-культурного проек­тирования и формулируются перспективные цели, связанные с решением основного круга проблем.

а) объявление через средства массовой информации, а также на различных инструктивно-методических совещани­ях с работниками учреждений культуры, искусства, досуга, спорта, образования конкурса на разработку региональных и локальных программ в соответствии с приоритетными направ­лениями социокультурного развития территории.

б) организация региональных общественных слушаний по проблемам культуры. В ходе данной акции обнародуется концепция проекта, которая становится предметом своеобраз­ной общественной экспертизы, на основании чего происходит частичные уточнение и корректировка. Привлекается внима­ние администрации, различных общественных формирований к проблемам культуры. Слушания также инициируют различ­ные идеи, проекты, программы, авторами которых выступают потенциальные исполнители этих программ и проектов.

Четвертый этап – исполнительско - внедренческий - создание условий и организационных структур, обеспечивающих реали­зацию программы (материально-техническая база, ресурсы, фи­нансы, кадры, информационное обеспечение), т.е. воплощение в жизнь тех проектов и программ, которые были отобраны на конкурсной основе. Этот этап начинается с заключения системы договоров. Предметом договора выступает выполнение социаль­но-творческого заказа с конкретными исполнителями. Важно предусмотреть в договоре формулировку конечных результатов работы, которые по возможности должны иметь четко различи­мые качественные и количественные параметры.

Пятый этап - контрольно-коррекционный, на котором обобщаются и анализируются промежуточные результаты реа­лизации программы в целом и отдельные проектов, учитывает­ся их социальная эффективность и производятся соответству­ющие корректирующие действия.

В процессе проектирования широко используют­ся различные методологические и методические подходы. Проектировщик часто оперирует такими понятиями как «про­гноз», «план», «программа».

Программа представляет собой специфически операци­ональное задание перехода определенного объекта из одного состояния в другое.

Программа - это развернутый документ, прорабатываю­щий в масштабах конкретной территории всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни и включающий в себя, помимо анализа социокультурной си­туации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и орга­низационно-управленческих структур, а также материально­-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы ме­роприятий, акций, идей, инициатив.

Мероприятия по обеспечению программы могут включать в себя:

1) создание организационно-экономических условий раз­вития культурной жизни (совершенствование системы управления; создание условий для развития спонсорства и меценат­ства);

2) координация субъектов культурной политики (создание Совета директоров учреждений культуры; Научно-экспертно­го и координационного Совета; Справочно-консультативного центра обмена опытом и обучения и др.)

3) информационно-методическое обеспечение програм­мы (информация, реклама, издательская деятельность, презен­тации проектов и программ и т.д.).

4) кадровое обеспечение реализации программы: подго­товка, повышение квалификации и реквалификация кадров культуры; организация стажировок клубных работников в ведущих досуговых Центрах Москвы и Санкт-Петербурга; ор­ганизация мероприятий по повышению престижа профессии; социальная поддержка работников культуры; привлечение к реализации программ специалистов других организаций, об­щественности;

5) материально-техническое оснащение сферы культуры: инвентаризация и паспортизация материально-технической базы с целью мобилизации скрытых и слабо развитых ресур­сов; создание справочно-информационной системы, оператив­но фиксирующей изменения в степени загруженности матери­альной базы учреждений культуры;

6) финансовое обеспечение программы: обоснование ис­точников финансирования программы из федерального, об­ластного, городского, районного бюджета; совершенствование системы местного налогообложения; внебюджетные источни­ки финансирования проектов и программ.

В менеджменте широко применяется программно-целевой метод. Он объединяет в себе программирование и планирова­ние и указывает этапы и качественные показатели достижения поставленной цели. В программе всегда отражается процесс управления. Можно сказать, что программа является планом управления.

Планирование - научно и практически обоснованное определение целей, выявление задач, сроков, темпов и про­порций развития того или иного социокультурного явления.

Проект, план и программа, таким образом, имеют ряд об­щих черт. Все эти три вида деятельности содержат установку на реализацию, а создание этих документов предполагает кон­структивизацию (разработку моделей структурирование и со­гласование частей).

Вместе с тем, все эти документы имеют принципиальные различия между собой. План задает состояние планируемого объекта во времени того или иного способа перехода одного состояния в другое.

Прогнозирование преимущественно направлено на выяв­ление перспектив развития социально-культурных процессов.

Проект же задает целостность объекту, причем описывает его всесторонне в структурно-функциональном отношении. Поэтому проект является обобщающим документом, интегри­рующим, но не сводимым только к программированию, плани­рованию или прогнозированию.

Таким образом, проектировщик конструирует объект с тем, чтобы влиять на него, управлять им, изменять его и орга­низовывать с ним совместные действия.

Проектирование социально-культурных процессов вклю­чает в себя и родственные виды прогностической деятельности: предвидение, прогнозирование, конструирование, модели­рование. Остановимся на кратком анализе содержания данных понятий.

Предвидение - предпочтительное знание о событиях или явлениях, которые существуют, но не зафиксированы в налич­ном опыте. Научное предвидение основывается на выявлении закономерностей функционирования социокультурного явле­ния его зарождения и развития.

Конструирование - это интеллектуальная деятельность, состоящая в целенаправленном построении в идеальной фор­ме какого-либо объекта. Это интеллектуальная деятельность, состоящая в целенаправленном построении идеального образа. Оно может быть направлено на практические потребности, а может носить и игровой обучающий характер. Социальное кон­струирование предполагает создание нового. Конструироваться могут как осуществимые объекты, так и объекты, создание ко­торых не возможно.

От конструирования как идеального созидания явления социально-культурной деятельности следует отличать рекон­струирование и деконструирование, или декомпозицию, искус­ственного явления сферы досуга.

Реконструирование часто относится как к интеллектуаль­ной деятельности, так и к практической. Этот термин исполь­зуется в нескольких смыслах: 1) коренное переустройство или перестройка какого-либо искусственного объекта; 2) восста­новление первоначального облика какого-либо объекта по его остаткам, следам, письменным источникам.

Реконструирование всегда предполагает практическую деятельность, связанную с созданием моделей искусственных объектов и социальных отношений. Реконструирование в со­циально-культурной сфере используется, например, для вы­явления особенностей досуговых отношений в том или ином социуме. Реконструирование в таком понимании напоминает научно-исследовательский процесс, так как входе его так или иначе идеально воспроизводится объект.

Деконструирование - это построение идеальной модели, в которой определяются процедуры демонтажа искусствен­ных объектов, его разборка на части или вообще разрушение. Деконструирование представляет собой модель нормативного характера.

Реализация проекта представляет собой процесс официального при­знания и одобрения проектной деятельности. Применительно к сфере социально-культурного проектирования реализация проекта приобретает необычайную важность. Проект должен получить одобрение и признание со стороны социума, а также он должен получить одобрение как со стороны руководителей отрасли, так и со стороны экспертов. Но, поскольку социально-куль­турная деятельность базируется на целом комплексе научных дисциплин, то часто требуется признание и одобрение проекта специалистами многих отраслей гуманитарного знания и прак­тиков организаторов социально-культурной деятельности. Апробация социально-культурного проекта возможна в форме экспертизы, представления результатов проектной деятель­ности на конференциях, заседаниях круглых столов, фокус ­групп, при проведении семинаров, совещаний. Важно, чтобы проект получил признание общественности, нашел отражение в средствах массовой информации, в ходе различного рода пре­зентаций и заседаний дискуссионных клубов общественности по проблематике исследовательской работы.

Таким образом, кроме специалистов, владеющих техноло­гией проектирования и занимающихся проектной деятельнос­тью на профессиональной основе, участниками разработки и реализации содержательной части проектов (особенно на этапе его внедрения) могут и должны быть:

1. Органы принятия решений в сфере культуры, чьи функ­ции связаны с обеспечением разработки программ, проектов, их утверждением, контролем за их реализацией.

2. Государственные и негосударственные учреждения и организации, научные и экспертные советы, способные взять на себя ответственность за разработку, научное обоснование, квалифицированную экспертизу программ, проектов, оценку общественных инициатив с точки зрения целесообразности их поддержки. Творческие объединения, благотворительные организации могут проводить специальные мероприятия, на­правленные на привлечение внимания населения, средств массовой информации к программам, проектам (пресс­конференции, выставки, концерты, аукционы, массовые акции и т.п.).

3. Общественность, группирующаяся вокруг конкретных про грамм, проектов, для которой участие в их реализации является способом культурного наполнения жизни, служит объединяющим и социализирующим фактором. Включение общественности в процесс разработки, обсуждения и реа­лизации проектов важно еще и с другой точки зрения - оно стимулирует самоорганизацию и самодеятельность населения, способствует формированию по месту жительства ста­бильных инициативных групп и социальных общностей. Для привлечения и эффективного участия общественности необходимы консультации специалистов, а также соответ­ствующая материальная и организационная поддержка ини­циатив.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: