Методические рекомендации по подготовке студентов к семинарским/практическим занятиям




Самостоятельная работа преследует цель закрепить, углубить и расширить знания, полученные студентами в ходе аудиторных занятий, а также сформировать навыки работы с научной, учебной и учебно-методической литературой, развивать творческое, продуктивное мышление обучаемых, их креативные качества. Основными формами самостоятельной работы являются: изучение основной и дополнительной литературы; реферативный обзор специальной литературы; написание докладов; самостоятельная подготовка к семинарским и практическим занятиям; разработка индивидуального проекта.

Изучение основной и дополнительной литературы является наиболее распространённой формой самостоятельной работы студентов и в процессе изучения «Теоретических основ анимационной деятельности в социуме» и применяется при рассмотрении всех тем. Результаты анализа основной и дополнительной литературы в виде короткого конспекта основных положений и ответа на вопросы отражаются во время семинарских занятий.

Основной целью семинарских занятий является контроль усвоения пройденного материала, хода выполнения студентами самостоятельной работы и рассмотрение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы семинарского занятия.

Алгоритм самостоятельной работы студентов, осуществляемой в период подготовки к семинарскому занятию должен включать следующие блоки:

· Изучение материалов лекций по данной теме, проведённой в русле изучения курса этой учебной дисциплины;

· Закрепление, углубление и расширение учебного материала посредством изучения научной, учебной и методической литературы по проблеме;

· Анализ изученного материала и подготовка ответов на вопросы;

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов методом решения ситуационных задач или проблемных ситуаций

Ситуационная задача или проблемная ситуация представляет собой противоречие между знанием и незнанием, которое возникает в сознании человека в тот момент, когда он оказывается перед необходимостью решения какой-либо задачи, но не обладает достаточными для этого знаниями. Данное противоречие является мощным фактором активизации творческого, продуктивного мышления обучаемых и мотивирует их к самостоятельному поиску новых теоретических знаний.

Известны три подхода к использованию ситуационных задач или проблемных ситуаций в учебном процессе. По степени вовлечённости обучаемых в самостоятельный поиск новых знаний с целью последующего решения возникшей проблемы их можно расположить следующим образом.

1. Преподавательв ходе лекционного занятиязадаёт обучаемым риторический вопрос и делает паузу, предлагая слушателям самим найти ответ на него. Однако для правильного решения этой проблемы им недостаёт информации, которая и должна быть получена в последующей части лекционного занятия. Заинтересовав, таким образом, обучаемых и активизировав их творческое мышление, лектор излагает очередную часть лекционного материала и подводит их к правильному ответу на поставленный вопрос. В данном случае степень творческой активности слушателей минимальна, так как преподаватель фактически сам отвечает на поставленный вопрос. Вместе с тем, эффективность усвоения учебного материала, изложенного таким способом значительно выше, нежели эффективность получения его в ходе традиционного занятия.

2. Вторым, более активным способомвовлечения слушателей в самостоятельный поиск информации является изложение преподавателем проблемы и предложение самостоятельно найти правильный ответ. Этот способ, в свою очередь, можно разделить на два подхода. В первом случае преподаватель в конце лекционного занятия обозначает проблему и ставит слушателям задачу в процессе самостоятельной подготовки к семинарскому занятию, используя научную и учебную литературу, найти правильный ответ. Далее, в ходе семинарского занятия, вновь создаётся аналогичная ситуация, но решать проблему приходится самостоятельно, не используя научные источники, а оперируя лишь теми знаниями, которые были самостоятельно приобретены слушателем в ходе подготовки к семинарскому занятию.

3. Третьим по степени сложности способом использования проблемных ситуаций является задание обучаемым в процессе подготовки рефератов, контрольных и курсовых работ самим обнаружить проблемы, сформулировать их и, в дальнейшем, проработать пути их решения.

Тематика рефератов

Изучение курса «Социально-педагогические основы анимационной деятельности» предусматривает проведение студентами углубленного реферативного обзора научной, учебной и учебно – методической литературы по следующим темам:

6. Социализация личности подростков с девиантным поведением средствами социально-культурной анимации.

7. Социально-культурные проблемы развития России.

8. Мировой опыт функционирования и формирования отраслей социально-культурной сферы.

9. Социально-культурное творчество – эффективное средство социализации личности.

10. Культурно-досуговая деятельность на Руси.

11. Социально-культурная деятельность учреждения культуры и пути ее усовершенствования.

12. Социокультурная анимация как самоорганизующаяся педагогическая система.

13. Формирование жизненной устойчивости инвалидов в процессе социокультурной анимации в учреждении культуры.

14. Анимационные формы организации досуга детей.

15. Педагогические системы А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского как вершина анимационной педагогики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: