Тема 1: Теоретические основы анимационной деятельности в социуме




Глубокие социально-экономические изменения, произошедшие в современной России, привели к расслоению российского общества, появлению социально незащищенных групп населения, обострению межнациональных, межличностных отношений.

Не нужно думать, что проблемы социальной изоляции, утраты социального статуса и борьба за физическое выживание лиц с ограниченными физическими, умственными или социальными возможностями являются характерными лишь для нашей страны и лишь для современного периода. Эти проблемы существовали во всех странах и во все времена – и общество с той или иной степенью участия включалось в их решение.

Одиночество, отчуждение, отклоняющееся поведение людей, суицид и другие проявления социального умирания личностей практически не попадали в поле профессионального внимания специалистов культурно-досуговой деятельности. Вместе с тем современный опыт социально-культурной деятельности убедительно доказывает возможность организации целесообразной и адекватной помощи людям, по тем или иным причинам оказавшимся “за бортом” общественной жизни, переживающим психологический кризис.

Современные специалисты сферы культуры должны уметь очеловечивать отношения между людьми, используя не только средства культурно-досуговой работы, но и широкий арсенал социально-психологических методик, стимулирующих межсубъектное взаимодействие и общение. Такие методики с успехом регулируют эмоциональную и нравственную обстановку в самодеятельных объединениях людей, позволяют оптимизировать процессы личностного развития представителей различных социальных групп.

Современные технологии социально-культурной анимации предполагают комплексное решение различных проблем личности, обеспечивая ей возможность самоидентификации как полноправному представителю той или иной социокультурной, досуговой общности, а также условия для включения в образовательные, творческие, оздоровительные и другие виды социально-культурной деятельности.

При этом речь идет о преодолении социальной изоляции, психологического отчуждения не только инвалидов, но и многих других категорий населения. Во всех социальных и возрастных стратах общества имеются люди, поставленные на грань «социального умирания», для которых борьба за полноценный социальный статус приобретает смысл борьбы за жизнь, а извечный вопрос «жизнь или смерть» для многих становится решающим. Все это заставляет аниматоров – социальных работников, социальных педагогов, специалистов социально-культурной деятельности – находить эффективные педагогические технологии преодоления проблем социокультурной дезадаптации.

На это нацелено особое направление западной социально-культурной педагогики – социально-культурная анимация. В ней причудливо переплетаются философско-мировоззренческие подходы и различные прикладные практики (от психотехнических до театральных). При этом социокультурная анимация использует традиционные виды и жанры художественного творчества в качестве основных методов «оживления и одухотворения» отношений между людьми.

Социально-культурная анимация – одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной социально-культурной деятельности, которое предполагает реализацию программ творческой реабилитации, интенсивного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры.

Принципиальная новизна анимационной деятельности проявляется в целях, задачах и прикладных технологиях, определяющих процесс оптимизации межличностных и межгрупповых взаимоотношений, развития духовно-творческих качеств личности.

Целевая направленность социокультурной анимации состоит в активном предотвращении «умирания», «отчуждения» личности в культуре общества, в сложной структуре общественных отношений. Естественно, что особым адресом анимационной деятельности являются «острые», критические состояния личности, отчужденной социумом по любой причине (национальная сегрегация, потеря профессионального статуса, ограниченные физические возможности, девиантное поведение и др.).

Действительно, социокультурная анимация сформировалась как направление педагогической работы в социуме под влиянием значительного числа философских, психологических, медицинских и педагогических воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии и на пути и способы коррекции аномалий в развитии личности. Наиболее важными теоретическими источниками социокультурной анимации являются: гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу, А. Мей и др.), а также близкие к ней по гуманистической ориентации социальная психиатрия и трансакционный анализ (Э. Берн, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.), логотерапия (В. Франкл), арттерапия и др.

Анимация также ориентируется на пробуждение самостоятельности и активности субъектов социально-культурной деятельности.

В философско-мировоззренческом плане анимационная деятельность созвучна ведущим общемировым концепциям гуманистической педагогики, связанной с реализацией задач свободного воспитания, творческого развития. Основой гуманистической педагогики, как и гуманистической психологии, выступают такие философские концепции, как, например, экзистенциализм, неофрейдизм, антропософия. При этом речь идет об использовании в теории и практике социально-культурной педагогики наследия А. Нейла (Англия), О. Декроли (Бельгия), Е. Паркхерст (США), Р. Штейнера (Германия), С. Френе (Франция).

Таким образом, социально-культурная анимация – это социальная активность личности, система её социальных взаимодействий, развернутых в предметном поле культуры, которые могут быть поняты как способ самоорганизации.

В российском обществе тенденция инициации общественных движений в сфере досуга лишь в последнее время становится актуальной.

Изучение социально-культурной анимации актуализируется целым рядом типично российских причин, среди которых необходимо выделить следующие:

- изменение духовно-мировоззренческих оснований в организации педагогической работы в социуме;

- изменение экономического статуса социально-культурной деятельности, потребность в поиске «предпринимательской ниши» в сфере свободного времени;

- переориентация социально-культурной деятельности на многообразный спектр реальных потребностей населения, проявившихся в период социальной дезинтеграции, разобщения, утраты ценностных ориентиров социального и личностного развития.

Широкая трактовка социально-культурной анимации как способа существования гражданского общества позволяет нам провести некоторые параллели с современным уровнем развития теории и практики российской социально-культурной деятельности.

Современная социально-культурная деятельность открывает свои принципиально новые качества – качества социальной интеграции, выходит за пределы узкоутилитарного удовлетворения досуговых потребностей, столь характерного для досуговой педагогики советского периода, в плоскость широкого самостроительства (самоопределения, самопонимания, самосознания) личности в контексте созидательного обустройства общества.

На современном уровне развития научных представлений о сущности социально-культурной деятельности наиболее продуктивным необходимо признать определение самой этой деятельности через качественный уровень социального взаимодействия. С этих позиций социально-культурную деятельность следует понимать, на наш взгляд, как особый вид педагогической деятельности, в процессе которой ценности культуры сущностно обусловливают формирование качественно новых общественных отношений (в динамике духовно-ценностных оппозиций «личность – общество», «социальная группа – общество», «социальная группа – социальная группа» и др.).

Социально-культурная деятельность – это совокупность педагогических технологий, обеспечивающих интериоризацию культурных ценностей личностью, и, далее – предоставляющих возможность сделать культурные ценности подлинной основой социального взаимодействия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: