Социально-педагогические проблемы формирования детских и молодежных общественных объединений. Ценностные приоритеты детей и молодежи. Проблема соотношения индивидуального и социального компонентов в мотивации и организации деятельности детских и молодежных движений. Социальный интерес как целеполагающий в деятельности группы детей и молодежи. Формирование личностных качеств в детских и молодежных движениях. Место детских и молодежных организаций среди институтов социализации юной личности.- Новизна ситуации и основные противоречия современных детских и молодежных движений. Роль педагога в развитии детского и молодежного движения. Воспитание будущих поколений.
Раздел 4. Многоплановый феномен детских и молодежных общественных объединений в современных условиях.
Влияние кризиса ценностей на противоречивость выбора поведения молодежи. Влияние западной детской и молодежной субкультур на развитие современных детских и молодежных движений Москвы. Субкультурные объединения, группы, движения: варианты классификации, пути взаимодействия. Признаки влияния субкультурных объединений на воспитанников детских и молодежных движений. Субкультура и контркультура в современной молодежной среде. Классификация неформальных молодежных движений. Движение толкиенистов, байкеров, металлистов, роллеров, панков, хакеров, эмо и т.д.
Форма итогового контроля
По курсу «Детские и молодежные движения: история и современность» предусмотрен зачет по теоретическим вопросам, а также презентация одного из детских или молодежных движений.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Список основной литературы
|
1. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы.- М., 1994
2. Бескина Р.М, Виноградова М.А. Идеи А.С.Макаренко сегодня. - М., 1988.
3. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания//Педагогика, 1995, № 4.
4.Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности.- М., 1998.
5. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. Сб. избр.трудов. - М.. 1993.
7. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка//Народное образование, 1993, №5.
8. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. - М.,1998.
9. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М., 1992.
10. Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М., 1988.
11. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.- М.. 1982.
12. Макаренко А.С. Собрание пед. соч. в 8 тт., 2-е изд. - М., 1985.
13. Молодежь: будущее России.- М., 1995.
14. Молодежь в современном мире. – М., 1997.
15. Павловский В.В. Социология молодежи и ювенология. – М., 1999.
16.Предки о воспитании юных. / Сост. Г.П.Веселов, З.Я.Прошина, Л.А.Тростенцова. - М., 1994.
17.Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора. Вариативно-программный подход к социализации ребенка в деятельности детских организаций. Метод.пособие для организаторов детского движения.-М.: НПЦ СПО (ФДО), 1996.
18. Российская педагогическая энциклопедия в 2 тт.- М., 1993.
19. Руссо Ж-Ж Педагогические сочинения в 2-х тт. - М.. 1981.,Т.1.
20. Система средств массовой информации России. – М., 2001.
21. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. -М., 1998.
22. Сергеев В.К. Молодежь и город: лицом к лицу. - М., 2002.
23. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника - М.., 1961.
24. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1979.
25. Социологический портрет подростка-москвича. Приложение к Информационно-консультативному вестнику "Дети улиц".-М.:Изд.-во ИКАР, 1999
|
26. Федеральный закон РФ "Об общественных объединениях" от19 мая 1995 года №82-ФЗ. Документы и проекты. - М.: "Логос", 2001.
27.Федеральный закон РФ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединениях" от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ. Документы и проекты.-М.: Логос, 2001.
28. Чепурных Е.Е. Государство и детские объединения: реальность и перспективы. Вестник КГПУ им. Н.А.Некрасова, 1996, №3
Список дополнительной литературы
1. Богуславский М.В. 2005 - моноорганизация. Детское движение. Сборник информационно-методических материалов. - М.,2002.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика..-Чебоксары, 1974
3. Волонтер и общество. Волонтер и власть. Научно-практический сб. Сост.Тетерский С.В.; Под ред. Никитиной Л.Н.-М.:"AKADEMIA",2000
4. Детское движение: вопросы и ответы. Метод.пособие для руков.молодежных структур, лидеров детских и молодежных общественных объединений, педагогов-организаторов.-Тюмень, 2000.
5. Кирпичник А.Г. Есть ли цель у детского объединения педагогическая, оно не может быть общественным. Детское движение. Сборник информационно-методических материалов.-М., 2002.
6. Молодежь в новом экономическом и политическом пространстве.- М., 1997.
7. Москва на пути к культуре мира. – М., 1999.
8. На службе Отечеству. – М., 1998.
9. Ярлыкалов А.Б. Межэтнические отношения в зеркале культуры мира.// Москва на пути к культуре мира: встреча третьего тысячелетия. – М., 2000.