Тема 1: Социально-педагогические проблемы формирования детских и молодежных общественных объединений




Кризисные явления напрямую влияют на духовное и нравственное воспитание подрастающего поколения. К сожалению, запланированные экономические ре­формы обходят вниманием вопрос о влиянии снижения уровня жизни населения на положение детей, их нравственное, физи­ческое, психологическое здоровье, не предусматривают в необ­ходимом объеме компенсационные и защитные меры. В резуль­тате дети сами ищут выход из сложившейся ситуации. Одни из-за жестокого обращения взрослых кончают жизнь самоубийст­вом, другие - уходят (бегут) из детских домов, интернатов и из собственных домов. Дети и подростки, теряя ориентиры, все ча­ще отдают предпочтение легким заработкам, культу «успеха», бездуховному времяпрепровождению, погоне за удовольстви­ем. Нарастающий в обществе прагматизм, ослабление института семьи, уродливые формы инициативы и предпринимательства приводят к утрате таких общественных ценностей, как интерес к знаниям, к труду, уважение к старости. В детской и подростко­вой среде растут агрессивность, раздражение, неуверенность в завтрашнем дне. Изменение ценностной ориентации детей и подростков - тревожный показатель резкого ухудшения нравст­венного, физического и психологического здоровья общества.

Приходится констатировать факт, что в возрождении нуж­даются такие понятия как «доброта», «милосердие», «уважение старости», «благотворительность» и «милосердие».

Способность делать добро, откликаться на чужую боль, со­страдать и сочувствовать, потенциально заложена в каждом че­ловеке. Но если эту потребность не развивать, она слабеет ли­бо атрофируется.

Возникает вопрос: кто должен заниматься воспитанием этих качеств? Многие считают, что семья и школа. Некоторые называют церковь. Обсуждать значение и особенности воспи­тания в семье можно много и долго. Но семья имеет право са­мостоятельно решать проблемы воспитания своих детей. Гово­рить о роли церкви в воспитании, как показывает опыт, еще ра­но. Содержание и формы школьного воспитания - предмет дис­куссий. Вопрос о роли общественных объединений требует ос­мысления.

За годы работы в объединении накоплен определенный опыт социальной работы. И первые учащиеся-волонтеры стали сами преподавателями, психологами, членами координационно­го совета, работают над созданием новых проектов и моделей.

У некоторых объединений уже есть собственные модели и проекты, та­кие, как технология социального проектирования; технология социально-педагогической поддержки молодежной работы в объединении; технология создания и работы волонтерских групп в объединении; технология «обучение сверстников свер­стниками».

Социальная пассивность в детстве определяет отсутствие социальной, гражданской активности во взрослой жизни. Что­бы предупредить социальную пассивность юных граждан, необ­ходимо уже сегодня дать им возможность участвовать в приня­тии решений, создав для этого соответствующие механизмы. Им необходимо помочь добиться признания взрослыми их значи­мости и ценности как полноправных членов общества, способ­ных самостоятельно принимать решения, касающиеся их жизни и их самоопределения.

Обучение в своей среде обладает важными преимуществами.

У подростков явно не хватает образования и опыта обще­ния, чтобы работать в качестве «обычных» преподавателей. Од­нако, когда они вовлекаются в работу в рамках программ обуче­ния в своей среде - особенно в социальной сфере, - они во многих отношениях превосходят взрослых профессиональных преподавателей.

В частности, совершенно очевидно, что они знают, что зна­чит быть молодым в обществе. Из собственного опыта они знают о факторах, под воздействием которых происходит форми­рование личности, образа жизни и стереотипов поведения их сверстников, и в состоянии испытывать эмпатию к чувствам и эмоциям, лежащим в основе их внешних поведенческих прояв­лений.

Жизнь своих сверстников они хорошо знают и понимают их интересы. Стремления и страхи. Они говорят на одном языке и, что очень важно, в совершенстве владеют языком образного и невербального общения, который может выступать в качестве очень важного средства обучения.

Хорошо структурированная программа обучения в своей среде может стать мощным орудием социального развития мо­лодежи. Практически любая ситуация может быть использова­на в учебных целях.

В силу самой природы этого подхода к обучению (а именно того факта, что все участники обучения являются сверстника­ми), крайне важное значение, приобретает концепция свобод­ного выбора, ответственности, честности и партнерства.

Программы обучения в своей среде могут и должны разра­батываться с максимальным учетом социального контекста, в котором они будут воплощаться в жизнь. Они могут и должны учитывать соответствующие кодексы поведения, принципы и потребности, чтобы все их участники имели изначально рав­ные возможности.

Изменение ценностных ориентации молодежи -тревожный показатель резкого ухудшения нравственного и психического развития общества. Возвращение общественного сознания к таким социально-этическим феноменам, как милосердие и благотворительность- необходимое условие для развития гу­манного общества, где каждый молодой человек имеет возможность содействовать формированию гражданских демократиче­ских процессов. Создание общественных молодежных и дет­ских движений социального характера, включение молодежи в социальные проекты - веяние нашего времени.

Если каждый школьник в период общественной деятельности увидит все стороны человеческих страданий, от созерцания ко­торых мы так тщательно его оберегаем, если он поможет нужда­ющимся в помощи, мы получим милосердное поколение. Необхо­димы молодежные социальные программы нового поколения и развитие современных, нетрадиционных подходов в работе по формированию социальных навыков у подростков и молодежи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: