Кризисные явления напрямую влияют на духовное и нравственное воспитание подрастающего поколения. К сожалению, запланированные экономические реформы обходят вниманием вопрос о влиянии снижения уровня жизни населения на положение детей, их нравственное, физическое, психологическое здоровье, не предусматривают в необходимом объеме компенсационные и защитные меры. В результате дети сами ищут выход из сложившейся ситуации. Одни из-за жестокого обращения взрослых кончают жизнь самоубийством, другие - уходят (бегут) из детских домов, интернатов и из собственных домов. Дети и подростки, теряя ориентиры, все чаще отдают предпочтение легким заработкам, культу «успеха», бездуховному времяпрепровождению, погоне за удовольствием. Нарастающий в обществе прагматизм, ослабление института семьи, уродливые формы инициативы и предпринимательства приводят к утрате таких общественных ценностей, как интерес к знаниям, к труду, уважение к старости. В детской и подростковой среде растут агрессивность, раздражение, неуверенность в завтрашнем дне. Изменение ценностной ориентации детей и подростков - тревожный показатель резкого ухудшения нравственного, физического и психологического здоровья общества.
Приходится констатировать факт, что в возрождении нуждаются такие понятия как «доброта», «милосердие», «уважение старости», «благотворительность» и «милосердие».
Способность делать добро, откликаться на чужую боль, сострадать и сочувствовать, потенциально заложена в каждом человеке. Но если эту потребность не развивать, она слабеет либо атрофируется.
Возникает вопрос: кто должен заниматься воспитанием этих качеств? Многие считают, что семья и школа. Некоторые называют церковь. Обсуждать значение и особенности воспитания в семье можно много и долго. Но семья имеет право самостоятельно решать проблемы воспитания своих детей. Говорить о роли церкви в воспитании, как показывает опыт, еще рано. Содержание и формы школьного воспитания - предмет дискуссий. Вопрос о роли общественных объединений требует осмысления.
|
За годы работы в объединении накоплен определенный опыт социальной работы. И первые учащиеся-волонтеры стали сами преподавателями, психологами, членами координационного совета, работают над созданием новых проектов и моделей.
У некоторых объединений уже есть собственные модели и проекты, такие, как технология социального проектирования; технология социально-педагогической поддержки молодежной работы в объединении; технология создания и работы волонтерских групп в объединении; технология «обучение сверстников сверстниками».
Социальная пассивность в детстве определяет отсутствие социальной, гражданской активности во взрослой жизни. Чтобы предупредить социальную пассивность юных граждан, необходимо уже сегодня дать им возможность участвовать в принятии решений, создав для этого соответствующие механизмы. Им необходимо помочь добиться признания взрослыми их значимости и ценности как полноправных членов общества, способных самостоятельно принимать решения, касающиеся их жизни и их самоопределения.
Обучение в своей среде обладает важными преимуществами.
У подростков явно не хватает образования и опыта общения, чтобы работать в качестве «обычных» преподавателей. Однако, когда они вовлекаются в работу в рамках программ обучения в своей среде - особенно в социальной сфере, - они во многих отношениях превосходят взрослых профессиональных преподавателей.
|
В частности, совершенно очевидно, что они знают, что значит быть молодым в обществе. Из собственного опыта они знают о факторах, под воздействием которых происходит формирование личности, образа жизни и стереотипов поведения их сверстников, и в состоянии испытывать эмпатию к чувствам и эмоциям, лежащим в основе их внешних поведенческих проявлений.
Жизнь своих сверстников они хорошо знают и понимают их интересы. Стремления и страхи. Они говорят на одном языке и, что очень важно, в совершенстве владеют языком образного и невербального общения, который может выступать в качестве очень важного средства обучения.
Хорошо структурированная программа обучения в своей среде может стать мощным орудием социального развития молодежи. Практически любая ситуация может быть использована в учебных целях.
В силу самой природы этого подхода к обучению (а именно того факта, что все участники обучения являются сверстниками), крайне важное значение, приобретает концепция свободного выбора, ответственности, честности и партнерства.
Программы обучения в своей среде могут и должны разрабатываться с максимальным учетом социального контекста, в котором они будут воплощаться в жизнь. Они могут и должны учитывать соответствующие кодексы поведения, принципы и потребности, чтобы все их участники имели изначально равные возможности.
Изменение ценностных ориентации молодежи -тревожный показатель резкого ухудшения нравственного и психического развития общества. Возвращение общественного сознания к таким социально-этическим феноменам, как милосердие и благотворительность- необходимое условие для развития гуманного общества, где каждый молодой человек имеет возможность содействовать формированию гражданских демократических процессов. Создание общественных молодежных и детских движений социального характера, включение молодежи в социальные проекты - веяние нашего времени.
Если каждый школьник в период общественной деятельности увидит все стороны человеческих страданий, от созерцания которых мы так тщательно его оберегаем, если он поможет нуждающимся в помощи, мы получим милосердное поколение. Необходимы молодежные социальные программы нового поколения и развитие современных, нетрадиционных подходов в работе по формированию социальных навыков у подростков и молодежи.