Тема 4. Роль педагога в развитии детского и молодежного движения. Воспитание будущих поколений.




Одной из основных проблем современного детского и молодежного движения является кадровый состав организаторов детского движения.

Власти стре­мятся поддержать позитивное детское движение и придать ему творческий импульс.

Мы хорошо осознаем: именно сегодняшние руководители, лидеры детских объединений во многом определяют, какими станут общественные и государственные деятели завтра.

Проблема взрослого лидерства многогранна. Но совер­шенно очевидна одна из множества граней - содействие раз­витию лидера подростка, его самореализации, его самодея­тельности и инициативе.

Время. Ценности. Детское движение. Лидерство.

Наиболее важным для рассмотрения роли взрослых лидеров является постпионерский период, охватывающий последнее десятилетие минувшего века и на­чало нового, XXI века.

В реальности это время революции. Время слома старых норм и основ как в базисной сфере (экономика, финансы, торговля и т. д.), так и в сфере надстроечной (политика, куль­тура, религия).

Для тех, кто родился в последнее десятилетие, в эти самые дни, кто размышляет, в какое из объединений «податься»: стать скаутом, пионером или юным созидателем и защитником зеленых островов (экологом), - нынешнее время - норма. Так и должно быть. Выбор школы - норма. Выбор объединения, в которое хотелось бы вступить, - норма.

Нынешнее время можно охарактеризовать как время рас­пахнутого в первый весенний теплый солнечный день окна. На волю выпущен творческий потенциал каждого.

Сегодня каждый взрослый организатор детского сообщества сам разрабатывает стратегию движения своего объединения к цели, обозначенной в уставе, кодексе, положении или ином документе, регулирующем его деятельность.

Сегодня каждый из взрослых организаторов детских объ­единений посматривает в сторону другого. У него (или у нее) гораздо больше ребят, чем у меня. Почему? В его объедине­нии уже прошла радиопередача, и поговаривают, что скоро появится телевизионная, а о моей - молчание. Почему? По­шел на одно из мероприятий, посмотрел, а там мальчишек больше, чем у меня в несколько раз. Почему?

Сложные вопросы и чувства непростые. Досада, обида, даже злость, а, возможно, у кого-то и зависть. Но... такое оно, время. Время для развития детского движения.

В целом его можно назвать временем возможностей, вре­менем шанса. Для взрослых руководителей (лидеров) дет­ских объединений и для самих подростков.

Длительность того или иного периода, в который проистекают определенные события, про­цессы, явления, характеризуется ориентацией общества, для которого существуют как некие общие ценности, так и ценно­сти социальные, или, как принято говорить, классово обусло­вленные. В свой черед и сами ценности влияют на развитие тех или иных процессов в обществе, стимулируют их или за­тормаживают. Выступают в роли ориентиров, идеалов, сооб­щают обществу ускорение или, становясь обветшавшими, ус­таревшими, приводят к застою.

Ценности - то значимое, что привносит взрослый организатор (лидер) в детское объединение.

Ценности то значимое, с чем приходит и что привносит в детское объединение сам подросток.

Если же принять во внимание, что между ними непременно существует дистанция, а еще и вполне допустимую ситуацию, что ценности одного подростка не представляют копию.

Для отечественного детского движения это новый подход, поскольку традиционная практика сводилась к тому, что летний лагерь «отрывал» подростка от того постоянного отряда и дру­жины, где он был «прописан» на несколько лет, где был старший вожатый, и выводил в совершенно новый для него мир. Все, че­му удавалось научиться за лагерную смену и что становилось для него важным, чаще всего не проецировалось, не годилось для жизни школьного отряда, школьной дружины.

Центр открывает для объединений реальную возможность проводить на его базе сборы по собственной программе, и обогатившись новым опытом деятельности, общения, отноше­ний, возвращаться в город, к повседневной жизни, в которой продолжать развивать этот опыт.

Актуальная задача - координирование процесса развития детского движения позитивного направления, обеспечение конкурентоспособности объединений подростков на про­странстве их общественной жизни. Именно с этой целью ре­шением правительства Москвы создан городской координационный совет по государственной поддержке развития дет­ского движения.

Координационному совету предстоит создать уникальный опыт взаимодействия разных формирований, найти и принять за основу условия и критерии поддержки их действий, разра­ботать стимулы, способствующие развитию детского движе­ния в столице. За советом - задача поиска, выявления и при­влечения к детскому движению потенциальных лидеров. Без этого невозможно делать шаги к созданию новой столичной детской организации.

Проблема лидерства не является абсолютно новой. По­нятие это именно в таком контексте - лидер, лидерство - пре­жде широко не употреблялось. Но по проблеме подготовки кадров в пионерской организации мы периодически дискути­ровали. В противном случае не было бы в истории детского движения пионерской организации, в истории комсомола курсов, школ, классов вожатых, а позднее и отделений в педагогических училищах и факультетов в ряде педагогических институтов. Что касается организаторов (лидеров) подрост­ков, то для них создавались школы актива. И в дружинах, и в районах, и в городах.

Основная проблема взрослого лидерства сегодня в наличии взрослых лидеров детских объединений разных масштабов и разного «возраста».

У одного руководителя «стаж» работы с объединением год, возможно, несколько месяцев, а у другого - более 10 лет.

Возглавляют они разные виды объединений. У одного - движение экологов, у другого - организация скаутов. И опыт­ный не пойдет в учителя новичку, как это было прежде. Да и новичок, в свою очередь, вряд ли ожидает такой помощи.

В отсутствии структур у формирований одного вида, одного типа и в связи с этим отсутствии признанного все­ми одного лидера.

Отсутствие видовых (типовых) структур не способствует выявлению лидеров и, естественно, не дает возможности для анализа ситуации в среде руководителей (лидеров) и, что чрезвычайно важно, затрудняет ее прогнозирование.

Третья проблема - неразработанность или недостаточ­ная разработанность статуса и функций взрослого руково­дителя (лидера) в детском объединении. Как результат взрослый руководитель (лидер), кото­рый создает детское объединение, сам наделяет себя полно­мочиями, сам определяет себе меру ответственности. Будучи фактором прогрессивным, свобода предопредели­ла и ряд затруднений, связанных со становлением и развити­ем корпуса взрослых руководителей (лидеров) и как следст­вие - со становлением и развитием активности подростков. Полагаю, что не только в Москве можно столкнуться с само­изоляцией детских объединений и завышенной самооценкой взрослых руководителей (лидеров) своей деятельности.

Отсутствие органа, регулирующего или контролирую­щего деятельность взрослого внутри детского объедине­ния, - еще одна проблема. Возможно (и наверняка), конт­роль нужен не всем взрослым. И все-таки, когда речь идет о детях, он необходим. Ведь далеко не все взрослые идут в дет­ское движение, чтобы подготовить (или содействовать подго­товке) будущих лидеров. Есть - и немало - те, кто в первую очередь самоутверждается в детской среде, используя при этом диктатуру. К сожалению, приходится сталкиваться с такой «болезнью», такими примерами. Надо добиваться само­контроля взрослых руководителей (лидеров) в каждом из ви­дов объединений - в организациях, движениях, союзах, клу­бах, т. е. добиваться продуктивного делового взаимодействия на определенной основе самих взрослых. Но, полагаю, воз­можно и внесение соответствующих дополнений или измене­ний в существующее законодательство. А точнее, в те его разделы, которые касаются деятельности детских объедине­ний, роли и места в них взрослых руководителей (лидеров).

 


Раздел IV. Многоплановый феномен детских и молодежных общественных объединений в современных условиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: