Одной из основных проблем современного детского и молодежного движения является кадровый состав организаторов детского движения.
Власти стремятся поддержать позитивное детское движение и придать ему творческий импульс.
Мы хорошо осознаем: именно сегодняшние руководители, лидеры детских объединений во многом определяют, какими станут общественные и государственные деятели завтра.
Проблема взрослого лидерства многогранна. Но совершенно очевидна одна из множества граней - содействие развитию лидера подростка, его самореализации, его самодеятельности и инициативе.
Время. Ценности. Детское движение. Лидерство.
Наиболее важным для рассмотрения роли взрослых лидеров является постпионерский период, охватывающий последнее десятилетие минувшего века и начало нового, XXI века.
В реальности это время революции. Время слома старых норм и основ как в базисной сфере (экономика, финансы, торговля и т. д.), так и в сфере надстроечной (политика, культура, религия).
Для тех, кто родился в последнее десятилетие, в эти самые дни, кто размышляет, в какое из объединений «податься»: стать скаутом, пионером или юным созидателем и защитником зеленых островов (экологом), - нынешнее время - норма. Так и должно быть. Выбор школы - норма. Выбор объединения, в которое хотелось бы вступить, - норма.
Нынешнее время можно охарактеризовать как время распахнутого в первый весенний теплый солнечный день окна. На волю выпущен творческий потенциал каждого.
Сегодня каждый взрослый организатор детского сообщества сам разрабатывает стратегию движения своего объединения к цели, обозначенной в уставе, кодексе, положении или ином документе, регулирующем его деятельность.
|
Сегодня каждый из взрослых организаторов детских объединений посматривает в сторону другого. У него (или у нее) гораздо больше ребят, чем у меня. Почему? В его объединении уже прошла радиопередача, и поговаривают, что скоро появится телевизионная, а о моей - молчание. Почему? Пошел на одно из мероприятий, посмотрел, а там мальчишек больше, чем у меня в несколько раз. Почему?
Сложные вопросы и чувства непростые. Досада, обида, даже злость, а, возможно, у кого-то и зависть. Но... такое оно, время. Время для развития детского движения.
В целом его можно назвать временем возможностей, временем шанса. Для взрослых руководителей (лидеров) детских объединений и для самих подростков.
Длительность того или иного периода, в который проистекают определенные события, процессы, явления, характеризуется ориентацией общества, для которого существуют как некие общие ценности, так и ценности социальные, или, как принято говорить, классово обусловленные. В свой черед и сами ценности влияют на развитие тех или иных процессов в обществе, стимулируют их или затормаживают. Выступают в роли ориентиров, идеалов, сообщают обществу ускорение или, становясь обветшавшими, устаревшими, приводят к застою.
Ценности - то значимое, что привносит взрослый организатор (лидер) в детское объединение.
Ценности то значимое, с чем приходит и что привносит в детское объединение сам подросток.
Если же принять во внимание, что между ними непременно существует дистанция, а еще и вполне допустимую ситуацию, что ценности одного подростка не представляют копию.
|
Для отечественного детского движения это новый подход, поскольку традиционная практика сводилась к тому, что летний лагерь «отрывал» подростка от того постоянного отряда и дружины, где он был «прописан» на несколько лет, где был старший вожатый, и выводил в совершенно новый для него мир. Все, чему удавалось научиться за лагерную смену и что становилось для него важным, чаще всего не проецировалось, не годилось для жизни школьного отряда, школьной дружины.
Центр открывает для объединений реальную возможность проводить на его базе сборы по собственной программе, и обогатившись новым опытом деятельности, общения, отношений, возвращаться в город, к повседневной жизни, в которой продолжать развивать этот опыт.
Актуальная задача - координирование процесса развития детского движения позитивного направления, обеспечение конкурентоспособности объединений подростков на пространстве их общественной жизни. Именно с этой целью решением правительства Москвы создан городской координационный совет по государственной поддержке развития детского движения.
Координационному совету предстоит создать уникальный опыт взаимодействия разных формирований, найти и принять за основу условия и критерии поддержки их действий, разработать стимулы, способствующие развитию детского движения в столице. За советом - задача поиска, выявления и привлечения к детскому движению потенциальных лидеров. Без этого невозможно делать шаги к созданию новой столичной детской организации.
Проблема лидерства не является абсолютно новой. Понятие это именно в таком контексте - лидер, лидерство - прежде широко не употреблялось. Но по проблеме подготовки кадров в пионерской организации мы периодически дискутировали. В противном случае не было бы в истории детского движения пионерской организации, в истории комсомола курсов, школ, классов вожатых, а позднее и отделений в педагогических училищах и факультетов в ряде педагогических институтов. Что касается организаторов (лидеров) подростков, то для них создавались школы актива. И в дружинах, и в районах, и в городах.
|
Основная проблема взрослого лидерства сегодня в наличии взрослых лидеров детских объединений разных масштабов и разного «возраста».
У одного руководителя «стаж» работы с объединением год, возможно, несколько месяцев, а у другого - более 10 лет.
Возглавляют они разные виды объединений. У одного - движение экологов, у другого - организация скаутов. И опытный не пойдет в учителя новичку, как это было прежде. Да и новичок, в свою очередь, вряд ли ожидает такой помощи.
В отсутствии структур у формирований одного вида, одного типа и в связи с этим отсутствии признанного всеми одного лидера.
Отсутствие видовых (типовых) структур не способствует выявлению лидеров и, естественно, не дает возможности для анализа ситуации в среде руководителей (лидеров) и, что чрезвычайно важно, затрудняет ее прогнозирование.
Третья проблема - неразработанность или недостаточная разработанность статуса и функций взрослого руководителя (лидера) в детском объединении. Как результат взрослый руководитель (лидер), который создает детское объединение, сам наделяет себя полномочиями, сам определяет себе меру ответственности. Будучи фактором прогрессивным, свобода предопределила и ряд затруднений, связанных со становлением и развитием корпуса взрослых руководителей (лидеров) и как следствие - со становлением и развитием активности подростков. Полагаю, что не только в Москве можно столкнуться с самоизоляцией детских объединений и завышенной самооценкой взрослых руководителей (лидеров) своей деятельности.
Отсутствие органа, регулирующего или контролирующего деятельность взрослого внутри детского объединения, - еще одна проблема. Возможно (и наверняка), контроль нужен не всем взрослым. И все-таки, когда речь идет о детях, он необходим. Ведь далеко не все взрослые идут в детское движение, чтобы подготовить (или содействовать подготовке) будущих лидеров. Есть - и немало - те, кто в первую очередь самоутверждается в детской среде, используя при этом диктатуру. К сожалению, приходится сталкиваться с такой «болезнью», такими примерами. Надо добиваться самоконтроля взрослых руководителей (лидеров) в каждом из видов объединений - в организациях, движениях, союзах, клубах, т. е. добиваться продуктивного делового взаимодействия на определенной основе самих взрослых. Но, полагаю, возможно и внесение соответствующих дополнений или изменений в существующее законодательство. А точнее, в те его разделы, которые касаются деятельности детских объединений, роли и места в них взрослых руководителей (лидеров).
Раздел IV. Многоплановый феномен детских и молодежных общественных объединений в современных условиях.