Формирование институт взрослых лидеров для детского общественного движения, способных аккумулировать социальную энергию и активность подростков в интересах самих детей и общества является центром рассуждений и теоретических построений ученых и практиков.
Взрослые в детском движении - это мощный фактор, объективно необходимый ресурс перспективного становления детских общественных объединений. Фактор этот «отвечает» встречному стремлению детей к консолидации, к совместному со сверстниками взрослению в социально значимых формах деятельности.
Ценности детского общественного объединения есть противоречивый баланс, результирующее и постоянно трансформирующееся единство, с одной стороны, ценностей подростков, членов объединения, а с другой - ценностей взрослых, отношений психологического доминирования и добровольного подчинения ведущих и ведомых, взрослых и детей.
Основными ценностными опорами существования и развития детских и молодежных движений являются:
1. Ценности, связанные с особенностями проживания растущим человеком определенного этапа жизни - детства,признание этих ценностей взрослыми. К этой группе ценностей можно отнести:
- значимость специфического восприятия мира - яркости, непосредственности, эмоциональности;
- значимость общения со сверстниками;
- значимость игры, романтики, таинственности и приключений в деятельности и т. д.
2. Активные социальные действия.
3. Демократические процедуры, позволяющие участникам действовать как субъектам совместной со сверстниками и взрослыми деятельности,полноценно реализовывать свои права и нести ответственность за реализацию принятых решений.
|
Наличие ценностей, базовых для жизнедеятельности детского общественного объединения, и их трансформация в ценности, имеющие личностный смысл для каждого участника, позволяют утверждать, что детские общественные объединения обладают особым потенциалом влияния на процесс становления гражданина демократического государства.
В детских общественных объединениях растущий гражданин может овладеть не теоретически, а прежде всего практически опытом деятельной заботы о людях и окружающей среде, опытом социальных действий, которые помогают обустраивать и улучшать свою жизнь и жизнь сообществ, к которым он принадлежит.
Демократическое сознание человека развивается в особых условиях, когда взаимодействие людей в ассоциации (объединении) строится в соответствии с демократическими процедурами, суть которых, по мнению американского политолога Р. Даля, сведена к реализации единственного требования: «Все ее члены обладают равными правами участия в выработке решений относительно ее политики».
Именно общественное объединение предоставляет подросткам прямую возможность участия в организаторской деятельности, в управлении делами своего сообщества.
Таким образом, детские общественные объединения - это особый социальный институт, который обладает специфическими возможностями для гражданской социализации подростков благодаря обязательному и неформальному включению членов сообщества в социально значимую деятельность и управлению жизнью и деятельностью объединения в соответствии с демократическими процедурами. Ценности, которые являются базовыми для детских общественных объединений и культивируются у членов объединения, есть социальные ценности - ценности проживания определенного этапа детства - подростничества, ценности демократии и созидания во имя человека и шире - жизни.
|
Детские объединения отличаются по целям и направленности деятельности.
По степени открытости – закрытости.
Позиция и роль детей и характер взаимодействия подростков и взрослых также существенно отличаются в различных типах объединений.
В объединениях, участники которых овладевают умениями и навыками в той или иной специализированной деятельности (спортивной, туристической, краеведческой, танцевальной, познавательной и др.), подростки не могут быть более компетентными, чем руководители этих объединений - профессионалы в ведущем виде деятельности объединения. Эти общности действуют чаще всего на тех же основаниях, что различные студии, секции, кружки учреждений дополнительного образования. Отношения взрослых и детей в объединениях подобного типа выстраиваются как отношения обучающих и обучаемых, характер взаимодействия объективно – субъект - объектный.
В детских объединениях, взрослые руководители которых уделяют серьезное внимание развитию организаторского и лидерского потенциала подростков, утверждению приоритета демократических процедур в укладе жизни детских формирований, ситуация другая.
Причина, с нашей точки зрения, заключается не столько в несовершенстве нормативно-правовой базы функционирования детских общественных объединений (хотя и в этом тоже), а, главное, в механическом совмещении ценностей детей и взрослых, которые сами по себе внутренне противоречивы, дисгармоничны, разбалансированы.
|
По результатам исследований, под руководством Э.С. Соколовой детям подросткового возраста присущ интерес к общественной жизни в стране, событиям и явлениям социально-экономического, политического характера.
Младшие школьники и подростки, становясь членами детских общественных объединений, привносят в психологическое пространство группы свои идеи, представления, мечты, идеалы, в которых, как показывают результаты исследований, проведенных во временном промежутке 10-15 лет, существенное место занимают те, что связаны с отношением к общественной жизни.
Изучение материалов, подготовленных учеными в 1990 году на основе полученных данных, показывает, что подростки заинтересованно относятся к проблеме реализации своих прав и их признания взрослым сообществом, в том числе в деятельности детской организации, к проблеме демократизации отношений между людьми.
С разной степенью осознанности подростки воспринимают идеи значимости демократических процедур в организации взаимодействия между людьми, в том числе между детьми и взрослыми.
Вместе с тем анализ результатов исследований позволяет выявить противоречия в ценностных ориентациях подростков: между критической и демократической направленностью сознания детей и синдромом страха, недоверием к системе; между проявлением интереса к политике, с одной стороны, а с другой - отсутствием отклика на вопросы, связанные с этой сферой общественной жизни; между политической грамотностью и невключенностью в практическую деятельность, т. е. противоречие между словом и делом.
Социологические опросы, проведенные в Костромской области, также свидетельствуют о глубоких противоречиях ценностных ориентации подростков и юношей. Так, учащиеся 10-19 лет демонстрируют приверженность миру, ненасилию, закону, если речь идет о социальном взаимодействии на уровне макроединиц или в абстрактных ситуациях, разделяют в большинстве своем необходимость уважения к людям независимо от их национальной, партийной принадлежности, хотя в реальной жизнедеятельности нарушают права других людей (сверстников и взрослых), не считаясь с их интересами, мнениями, желаниями, готовы преступить закон, забыть о морали.
Подростки и юноши мыслят себя активными субъектами, готовыми, если нужно, вмешиваться в политические события, убеждены в действенности политических прав и свобод гражданина, уверены в возможностях человека оказывать влияние на власть.
Таким образом, обобщая результаты серии исследований, проведенных за последние 15 лет в нашей стране, в отдельном регионе, городе, можно сделать вывод: интерес к жизни общества - инвариантная особенность сознания детей младшего школьного, подросткового, а также раннего юношеского возраста.
Содержательные характеристики сознания детей изменяются в зависимости от возраста, пола в зависимости от политических, экономических, социальных трансформаций в стране, отражающихся на макро- и микроуровнях общественной жизни. Противоречивость взглядов, ценностных ориентации подростков и юношей - особенность восприятия ими социально- политических, экономических реалий, что не может не отражаться на ценностных приоритетах тех или иных детских объединений.
В детском объединении всегда сопрягаются ценности детей и взрослых. Мир ценностей подростков динамичен, противоречив, неустойчив. Их ценностная система подвержена воздействию самых разных социальных агентов и институтов.
Взрослые лидеры асоциальных объединений, используя противоречия в системе личностно значимых приоритетов детей и тонко улавливая их настроения, насаждают в стихии активности несовершеннолетних, проявляющейся за пределами педагогических систем, антиценности, среди которых нет места Ценности жизни и детства.
Современный этап отношений детского сообщества и взрослых можно обозначить как этап ожесточенной борьбы за детей. Ответственность взрослых велика, поскольку подростковый возраст - это период исключительный по интенсивности и напряженности мировоззренческого поиска и ценностного выбора.
Взрослый, непосредственно включенный в деятельность детского общественного объединения, должен решить, как стать привлекательным в глазах детей, исповедуя просоциальные ценности, как сделать добро притягательным на фоне усиливающейся пропаганды изощренно обаятельного образа зла.
Опираясь на позитивный ценностный потенциал подростков, лидер должен «высвечивать», делать выпукло яркими базовые ценности детского общественного объединения через реальную деятельность, а не разглагольствования о ней.