Тема 2. Ценностные приоритеты детей и молодежи




Формирование институт взрослых лидеров для дет­ского общественного движения, способных аккумули­ровать социальную энергию и активность подростков в интересах самих детей и общества является центром рассуждений и теоретических построений ученых и практиков.

Взрослые в детском движении - это мощный фактор, объе­ктивно необходимый ресурс перспективного становления дет­ских общественных объединений. Фактор этот «отвечает» встречному стремлению детей к консолидации, к совместному со сверстниками взрослению в социально значимых формах де­ятельности.

Ценности детского общественного объединения есть проти­воречивый баланс, результирующее и постоянно трансформи­рующееся единство, с одной стороны, ценностей подростков, членов объединения, а с другой - ценностей взрослых, отноше­ний психологического доминирования и добровольного подчи­нения ведущих и ведомых, взрослых и детей.

Основными ценностными опорами существо­вания и развития детских и молодежных движений являются:

1. Ценности, связанные с особенностями про­живания растущим человеком определенного этапа жизни - детства,признание этих ценностей взрослыми. К этой группе ценностей можно отнести:

- значимость специфического восприятия мира - яркости, непосредственности, эмоциональности;

- значимость общения со сверстниками;

- значимость игры, романтики, таинственности и приключе­ний в деятельности и т. д.

2. Активные социальные действия.

3. Демократические процедуры, позволяющие участникам действовать как субъектам совместной со свер­стниками и взрослыми деятельности,полноценно реализовывать свои права и нести ответственность за реализацию приня­тых решений.

Наличие ценностей, базовых для жизнедеятельности дет­ского общественного объединения, и их трансформация в цен­ности, имеющие личностный смысл для каждого участника, по­зволяют утверждать, что детские общественные объединения обладают особым потенциалом влияния на процесс становле­ния гражданина демократического государства.

В детских общественных объединениях растущий гражда­нин может овладеть не теоретически, а прежде всего практиче­ски опытом деятельной заботы о людях и окружающей среде, опытом социальных действий, которые помогают обустраивать и улучшать свою жизнь и жизнь сообществ, к которым он при­надлежит.

Демократическое сознание человека разви­вается в особых условиях, когда взаимодействие людей в ассо­циации (объединении) строится в соответствии с демократиче­скими процедурами, суть которых, по мнению американского политолога Р. Даля, сведена к реализации единственного тре­бования: «Все ее члены обладают равными правами участия в выработке решений относительно ее политики».

Именно общественное объединение предоставляет подро­сткам прямую возможность участия в организаторской деятель­ности, в управлении делами своего сообщества.

Таким образом, детские общественные объединения - это особый социальный инсти­тут, который обладает специфическими возможностями для гражданской социализации подростков благодаря обязатель­ному и неформальному включению членов сообщества в соци­ально значимую деятельность и управлению жизнью и дея­тельностью объединения в соответствии с демократически­ми процедурами. Ценности, которые являются базовыми для детских общественных объединений и культивируются у чле­нов объединения, есть социальные ценности - ценности про­живания определенного этапа детства - подростничества, ценности демократии и созидания во имя человека и шире - жизни.

Детские объединения отличаются по целям и направленно­сти деятельности.

По степени открытости – закрытости.

Позиция и роль детей и характер взаимодействия подрост­ков и взрослых также существенно отличаются в различных ти­пах объединений.

В объединениях, участники которых овладевают умениями и навыками в той или иной специализированной деятельности (спортивной, туристической, краеведческой, танцевальной, по­знавательной и др.), подростки не могут быть более компетент­ными, чем руководители этих объединений - профессионалы в ведущем виде деятельности объединения. Эти общности дей­ствуют чаще всего на тех же основаниях, что различные студии, секции, кружки учреждений дополнительного образования. От­ношения взрослых и детей в объединениях подобного типа вы­страиваются как отношения обучающих и обучаемых, характер взаимодействия объективно – субъект - объектный.

В детских объединениях, взрослые руководители которых уделяют серьезное внимание развитию организаторского и ли­дерского потенциала подростков, утверждению приоритета де­мократических процедур в укладе жизни детских формирова­ний, ситуация другая.

Причина, с нашей точки зрения, заключается не столько в несовершенстве нормативно-правовой базы функционирова­ния детских общественных объединений (хотя и в этом тоже), а, главное, в механическом совмещении ценностей детей и взрослых, которые сами по себе внутренне противоречивы, дисгармоничны, разбалансированы.

По результа­там исследований, под руководством Э.С. Соколовой детям подросткового возраста присущ интерес к общественной жизни в стране, событиям и явлениям социально-экономического, по­литического характера.

Младшие школьники и подростки, становясь членами дет­ских общественных объединений, привносят в психологическое пространство группы свои идеи, представления, мечты, идеалы, в которых, как показывают результаты исследований, проведен­ных во временном промежутке 10-15 лет, существенное место занимают те, что связаны с отношением к общественной жизни.

Изучение материалов, подготовленных учеными в 1990 году на основе полученных данных, показывает, что подростки заин­тересованно относятся к проблеме реализации своих прав и их признания взрослым сообществом, в том числе в деятельности детской организации, к проблеме демократизации отношений между людьми.

С разной степенью осознанности подростки воспринимают идеи значимости демократических процедур в организации взаи­модействия между людьми, в том числе между детьми и взрослыми.

Вместе с тем анализ результатов исследований позволяет выявить противоречия в ценностных ориентациях подростков: между критической и демократической направленностью сознания детей и синдромом страха, недоверием к системе; между проявлением интереса к политике, с одной стороны, а с другой - отсутствием отклика на вопросы, связанные с этой сферой общественной жизни; между политической грамотностью и невключенностью в практическую деятельность, т. е. противо­речие между словом и делом.

Социологические опросы, проведенные в Костромской об­ласти, также свидетельствуют о глубоких противоречиях ценно­стных ориентации подростков и юношей. Так, учащиеся 10-19 лет демонстрируют приверженность миру, ненасилию, зако­ну, если речь идет о социальном взаимодействии на уровне макроединиц или в абстрактных ситуациях, разделяют в большин­стве своем необходимость уважения к людям независимо от их национальной, партийной принадлежности, хотя в реальной жизнедеятельности нарушают права других людей (сверстни­ков и взрослых), не считаясь с их интересами, мнениями, жела­ниями, готовы преступить закон, забыть о морали.

Подростки и юноши мыслят себя активными субъектами, го­товыми, если нужно, вмешиваться в политические события, убе­ждены в действенности политических прав и свобод граждани­на, уверены в возможностях человека оказывать влияние на власть.

Таким образом, обобщая результаты серии исследований, проведенных за последние 15 лет в нашей стране, в отдельном регионе, городе, можно сделать вывод: интерес к жизни общества - инвариантная особенность сознания детей младшего школьного, подросткового, а также раннего юношеского возраста.

Содержательные характеристики сознания детей изменяются в зависимости от возраста, пола в зависимости от политических, экономических, социальных трансформаций в стране, отражающихся на макро- и микроуровнях общественной жизни. Противоречивость взглядов, ценностных ориентации подростков и юношей - особенность восприятия ими социально- политических, экономических реалий, что не может не отражаться на ценностных приоритетах тех или иных детских объединений.

В детском объединении всегда сопрягаются ценности детей и взрослых. Мир ценностей подростков динамичен, противоречив, неустойчив. Их ценностная система подвержена воздейст­вию самых разных социальных агентов и институтов.

Взрослые лидеры асоциальных объединений, используя противоречия в системе личностно значимых приоритетов де­тей и тонко улавливая их настроения, насаждают в стихии ак­тивности несовершеннолетних, проявляющейся за пределами педагогических систем, антиценности, среди которых нет места Ценности жизни и детства.

Современный этап отношений детского сообщества и взрос­лых можно обозначить как этап ожесточенной борьбы за детей. Ответственность взрослых велика, поскольку подростковый возраст - это период исключительный по интенсивности и напряженности мировоззренческого поис­ка и ценностного выбора.

Взрослый, непосредственно включенный в деятельность детского общественного объединения, должен решить, как стать привлекательным в глазах детей, исповедуя просоциальные ценности, как сделать добро притягательным на фоне усиливающейся пропаганды изощренно обаятельного образа зла.

Опираясь на позитивный ценностный потенциал подрост­ков, лидер должен «высвечивать», делать выпукло яркими базо­вые ценности детского общественного объединения через ре­альную деятельность, а не разглагольствования о ней.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: