Если условно выделить определенные периоды в развитии детского движения, то последний, самый короткий – от последнего десятилетия ушедшего века и до сегодняшних дней - чаще всего называют постпионерским.
И для детей, и для взрослых это время выбора, время творчества, время ответственности.
Дети выбирают объединение, которое им импонирует больше всего. Они выбирают объединения в котором деятельность направлена на заботу о себе самом (самореализацию), своем объединении, своей улице, своем городе и своем Отечестве. Есть и те, которых привлекает другая деятельность. И они посвящают свое время занятиям спортом, музыкой, рисованием, вязанием, лепкой и т. д.
Взрослый приходя в детское объединение выбирает идею, которая, по его мнению, может, а чаще всего должна увлечь подростков и время, которое они смогут посвятить осуществлению этой идеи, пространство, на котором возможно ее реализовать.
За выбор идеи, за масштабы и результат ее осуществления на практике, конечно, несет ответственность взрослый.
Наличие в прошлом единой и единственной детской организации в стране (пионерской) не оставляло выбора как подростку, так и взрослому, вожатому прежде всего.
Наличие единой и единственной программы не требовало особого творчества. Разве что в рамках программы. Но документ этот был настолько объемен, что необходимо было успеть охватить все то, что предлагалось.
За идею (ценности), за рост численности рядов организации «старший брат» пионеров - союз молодежи. За пространство, на котором деятельность осуществлялась, а пожалуй, и за время, в которое эта деятельность осуществлялась, — наставники-педагоги в лице органов образования.
|
Новизна ситуации в ее демократизации, расширении прав подростков и взрослых, взаимодействующих с ними. Но не только. Новизна ситуации в смещении ответственности с органов государственной власти, с союза молодежи на непосредственных взрослых организаторов (лидеров) детских сообществ.
В широком смысле детское движение имеет своей целью возбудить и развить у подростков социальную активность, способность и умение вглядываться в окружающую жизнь и думать над тем, как ее улучшить, усовершенствовать, обустроить в соответствии с требованиями общества, времени, социальной среды, к которой они принадлежат.
Результаты и эффективность детского движения на постпионерском пространстве определяются:
• условиями, созданными для развития общественной жизни государством и органами его государственной власти;
• степенью готовности и подготовленности общества к при
знанию гражданских прав и свобод детей, их права на участие в жизни семьи, школы, общества и государства в случаях решения вопросов касающихся их;
• степенью готовности, подготовленности, мерой ответственности определенной категории взрослых, добровольных организаторов (лидеров) детских объединений, их способностью и умением взаимодействовать с подростками, развивать их социальную активность.
Развитие детского движения на современном этапе возможно лишь на основе саморазвития каждой его составляющей и его взрослого организатора (лидера). Процесс саморазвития, в свою очередь, предполагает:
• осознание взрослыми организаторами (лидерами) детских сообществ своей роли и роли подростков в общественной жизни микрорайона, города, области, региона, Отечества, осуществлении их социальных программ и проектов;
|
• овладение умениями и навыками, необходимыми для выполнения этой роли и включающими:
- ясное представление о своей собственной деятельности и деятельности подростков как составляющей социальных задач микрорайона, города, области, региона, Отечества;
- объективную оценку (анализ) их осуществления в конкретное время на конкретном пространстве;
- распределение собственных сил и сил подростков;
- оптимальный выбор пути и тактики в процессе осуществления поставленных задач, партнеров, содействующих этому осуществлению;
- своевременное решение конфликтных ситуаций, возникающих внутри объединения и вне его;
- разработку и корректировку стратегии собственных действий и действий подростков;
• постоянное самообразование, формальное образование,
неофициальное образование, результатом которых выступает овладение мастерством, присущим общественному деятелю;
• взаимодействие с постоянными и потенциальными партнерами, в роли которых могут выступать и чаще всего выступа
ют родители подростков, педагоги (чаще классные руководите
ли, воспитатели), представители органов власти, взрослые организаторы (лидеры) других действующих объединений - в результате которого достигается эффективность деятельности как самого организатора (лидера), так и объединения в целом, способствующая утверждению в массовом сознании позитивного (привлекательного) имиджа;
|
• расширение масштабов деятельности объединения за рамки микрорайона, округа, города, организацию акций, охват все большего числа партнеров;
• увеличение численности участников (членов) объединения, создание структурных подразделений.
Процесс развития, возможно, окажет свое «воздействие», влияние и вызовет соответствующие изменения в каждом из взрослых организаторов (лидеров), непосредственно причастных к объединению, и в каждом из подростков, а возможно, лишь у более или менее значительной его части.
Современному этапу присущ кризис самодостаточности взрослых организаторов (лидеров) детских объединений.
Истинные причины этого кризиса в отсутствии на предыдущих этапах искреннего, заинтересованного систематического внимания к деятельности детских общественных объединений, к детскому движению в целом со стороны органов государственной власти (даже несмотря на наличие закона «0 государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений») практически на всех уровнях от управ, муниципалитетов до правительства. Выполнение закона не анализировалось. На федеральном уровне отсутствует центр детского движения. Сами же взрослые организаторы (лидеры) детских объединений стремились, к тому, чтобы, во-первых, самоопределиться, а во-вторых, самоутвердиться. А потому налаживание контактов с другими формированиями или партнерами в лице органов власти затруднено либо отсутствует вовсе. Такая ситуация и привела к кризису самодостаточности. Его признаки:
- гордость взрослых организаторов (лидеров) детского движения.
- «Мы выжили! Может, не всем это удалось, может, не все органы власти этого хотели, но мы выжили!»
- самоуверенность взрослых организаторов (лидеров) детского движения. «Раз мы смогли в ту пору, когда мы вообще никому не были нужны, то уж теперь мы точно живы будем».
- себялюбие взрослых организаторов (лидеров) детского движения.
- «Мы какие молодцы! Пусть вот эти, которые только еще начинают, попробуют выстоять. Пусть попробуют, как мы. А то они нынче какие прыткие, подай им все и сразу». За этим еще один повод для того, чтобы не переходить к взаимодействию или тормозить его.
Результатом кризиса самодостаточностиявляется:
- Выжидание активной поддержки, признания и оценки со стороны государственных структур на фоне действующих законов РФ.
- Торможение дифференцирования и структурирования детских объединений по каким-либо основаниям, следствием чего выступает отсутствие каких-либо структур и центров, способных придать ускорение движению.
- Торможение процесса взаимодействия взрослых и детских организаторов (лидеров) детских сообществ.
- Отсутствие представительства детских объединений во властных структурах либо органах, существующих и действующих при них.
В целом кризис самодостаточности, сдерживающий масштабы движения и его скорость не позволяет получить ясную его (движения) картину, определить скорость на отдельных направлениях, лидеров, признанных на федеральном уровне и эффективность их действий.
В последние годы очевидна тенденция к изменению отношений органов государственной власти к детским общественным объединениям.
Если в постпионерском периоде выделить этапы, характеризующие степень (уровень) взаимодействия власти и детских общественных объединений:
Первый этап - равнодушно-отрицательный. Власть официально допустила создание в детской среде общественных объединений. Свидетельство тому - Закон РФ «Об общественных объединениях», ратификация Конвенции о правах ребенка. Но практика свидетельствует - какое-либо внимание, какой-либо интерес отсутствовал. При этом средства массовой информации настойчиво, последовательно формировали отрицательное отношение к пионерской организации, что означало - к детским общественным объединениям как таковым.
Второй этап - положительного равнодушия. Никто уже не отрицает настойчиво. Пресса предпочитает обходить молчанием проблему детских общественных объединений, высказываясь лишь (по старой привычке) в дни майские по поводу негативного влияния, оказанного на детей пионерской организации. При этом на государственном уровне продолжает формироваться правовая основа для деятельности детских общественных объединений. Принимается Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских объединений».
Третий этап - относительной заинтересованности органов власти к тому, что делают детские общественные объединения.
Нынешний, четвертый этап можно назвать этапом неустойчивого интереса.
Возникает интерес к детским объединениям у родителей, которые вынужденно обращаются к собственному опыту, опыту своих родителей на фоне негативных проявлений подростковой агрессии в обществе.
Возвращаются к анализу своего прежнего опыта взаимодействия с пионерской организацией образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования, выделяя его позитивные стороны.
В целом органы государственной власти не только теоретически провозглашают существование детских объединений, но и начинают рассматривать их деятельность как потенциальный созидательный ресурс процесса формирования основ гражданского общества.
Взрослые организаторы (лидеры) детских объединений, в свою очередь, начинают смотреть на органы государственной власти как на источник своевременной или потенциальной поддержки, взаимодействие с которым, возможно, наиболее успешно в случае объединения усилий с себе подобными.
Еще одна проблема, требующая исследования, - управление детским движением.
Каждое из объединений подвижно в своем развитии. И эта подвижность связана с тем, что:
- добровольность, на которой создается каждое объединение, предполагает, как правило, не только свободу вступления, но и свободу выхода подростка из него;
- установление возрастных границ для участников предполагает постоянное обновление состава союза, ассоциации, организации, общества или иного формирования.
- взросление подростков предполагает изменение, усложнение или корректировку интереса, а значит, постоянный отток определенной повзрослевшей части подростков и постоянный приток ребят школьного возраста.
К субъективным причинам следует отнести общее решение объединения прекратить деятельность; уход из союза, ассоциации, организации, общества части (или большинства) подростков и отсутствие соответствующей замены им.
Однако все это никак не предполагает отсутствия центра управления, способного придать равномерное поступательное движение всем действующим на пространстве свободного времени подростков объединениям, организовать их эффективное взаимодействие, содействовать достижению ожидаемого участниками (членами) результата.
Пока же отсутствие такого центра в России и в Москве утверждает «хаос», способствует «движению на месте», снижает результативность действий объединений подростков, приводит к отсутствию у его взрослых организаторов (лидеров) четкой стратегии и тактики развития.