Тема 3. Новизна ситуации и основные противоречия современных детских и молодежных движений.




Если условно выделить определенные периоды в разви­тии детского движения, то последний, самый короткий – от последнего десятилетия ушедшего века и до сегод­няшних дней - чаще всего называют постпионерским.

И для детей, и для взрослых это время выбора, время твор­чества, время ответственности.

Дети выбирают объединение, которое им импонирует больше всего. Они выбирают объединения в котором деятельность направлена на заботу о себе самом (самореализацию), своем объединении, своей улице, своем городе и своем Отечестве. Есть и те, которых привлекает другая деятельность. И они посвящают свое время за­нятиям спортом, музыкой, рисованием, вязанием, лепкой и т. д.

Взрослый приходя в детское объединение выбирает идею, которая, по его мнению, может, а чаще всего должна увлечь подростков и время, которое они смо­гут посвятить осуществлению этой идеи, пространство, на кото­ром возможно ее реализовать.

За выбор идеи, за масштабы и результат ее осуществления на практике, конечно, несет ответственность взрослый.

Наличие в прошлом единой и единственной детской органи­зации в стране (пионерской) не оставляло выбора как подрост­ку, так и взрослому, вожатому прежде всего.

Наличие единой и единственной программы не требовало особого творчества. Разве что в рамках программы. Но доку­мент этот был настолько объемен, что необходимо было успеть охватить все то, что предлагалось.

За идею (ценности), за рост численности рядов организации «старший брат» пионе­ров - союз молодежи. За пространство, на котором деятель­ность осуществлялась, а пожалуй, и за время, в которое эта де­ятельность осуществлялась, — наставники-педагоги в лице ор­ганов образования.

Новизна ситуации в ее демократизации, расширении прав подростков и взрослых, взаимодействующих с ними. Но не только. Новизна ситуации в смещении ответственности с орга­нов государственной власти, с союза молодежи на непосредст­венных взрослых организаторов (лидеров) детских сообществ.

В широком смысле детское движение имеет своей целью возбудить и развить у подростков социальную активность, спо­собность и умение вглядываться в окружающую жизнь и думать над тем, как ее улучшить, усовершенствовать, обустроить в соот­ветствии с требованиями общества, времени, социальной сре­ды, к которой они принадлежат.

Результаты и эффективность детского движения на постпи­онерском пространстве определяются:

• условиями, созданными для развития общественной жизни государством и органами его государственной власти;

• степенью готовности и подготовленности общества к при­
знанию гражданских прав и свобод детей, их права на участие в жизни семьи, школы, общества и государства в случаях решения вопросов касающихся их;

• степенью готовности, подготовленности, мерой ответст­венности определенной категории взрослых, добровольных ор­ганизаторов (лидеров) детских объединений, их способностью и умением взаимодействовать с подростками, развивать их со­циальную активность.

Развитие детского движения на современном этапе воз­можно лишь на основе саморазвития каждой его составляющей и его взрослого организатора (лидера). Процесс саморазвития, в свою очередь, предполагает:

• осознание взрослыми организаторами (лидерами) детских сообществ своей роли и роли подростков в общественной жизни микрорайона, города, области, региона, Отечества, осу­ществлении их социальных программ и проектов;

• овладение умениями и навыками, необходимыми для выполнения этой роли и включающими:

 

- ясное представление о своей собственной деятельности и деятельности подростков как составляющей социальных за­дач микрорайона, города, области, региона, Отечества;

- объективную оценку (анализ) их осуществления в кон­кретное время на конкретном пространстве;

- распределение собственных сил и сил подростков;

- оптимальный выбор пути и тактики в процессе осуществления поставленных задач, партнеров, содействующих этому осуществлению;

- своевременное решение конфликтных ситуаций, возника­ющих внутри объединения и вне его;

- разработку и корректировку стратегии собственных действий и действий подростков;

• постоянное самообразование, формальное образование,

неофициальное образование, результатом которых выступает овладение мастерством, присущим общественному деятелю;

• взаимодействие с постоянными и потенциальными партнерами, в роли которых могут выступать и чаще всего выступа­
ют родители подростков, педагоги (чаще классные руководите­
ли, воспитатели), представители органов власти, взрослые организаторы (лидеры) других действующих объединений - в ре­зультате которого достигается эффективность деятельности как самого организатора (лидера), так и объединения в целом, спо­собствующая утверждению в массовом сознании позитивного (привлекательного) имиджа;

• расширение масштабов деятельности объединения за рамки микрорайона, округа, города, организацию акций, охват все большего числа партнеров;

• увеличение численности участников (членов) объединения, создание структурных подразделений.

Процесс развития, возможно, окажет свое «воз­действие», влияние и вызовет соответствующие изменения в каждом из взрослых организаторов (лидеров), непосредст­венно причастных к объединению, и в каждом из подростков, а возможно, лишь у более или менее значительной его части.

Современному этапу присущ кризис самодостаточности взрослых организаторов (лидеров) детских объединений.

Истинные причины этого кризиса в отсутствии на предыдущих этапах искреннего, заинтересованного систематического внимания к деятельности детских общественных объединений, к детскому движению в целом со стороны органов государственной власти (даже несмотря на наличие закона «0 государственной под­держке молодежных и детских общественных объединений») практически на всех уровнях от управ, муниципалитетов до пра­вительства. Выполнение закона не анализировалось. На феде­ральном уровне отсутствует центр детского движения. Сами же взрослые организаторы (лидеры) детских объединений стреми­лись, к тому, чтобы, во-первых, самоопреде­литься, а во-вторых, самоутвердиться. А потому налаживание контактов с другими формированиями или партнерами в лице органов власти затруднено либо отсутствует вовсе. Такая ситуа­ция и привела к кризису самодостаточности. Его признаки:

- гордость взрослых организаторов (лидеров) детского дви­жения.

- «Мы выжили! Может, не всем это удалось, может, не все ор­ганы власти этого хотели, но мы выжили!»

- самоуверенность взрослых организаторов (лидеров) дет­ского движения. «Раз мы смогли в ту пору, когда мы вообще ни­кому не были нужны, то уж теперь мы точно живы будем».

- себялюбие взрослых организаторов (лидеров) детского движения.

- «Мы какие молодцы! Пусть вот эти, которые только еще начи­нают, попробуют выстоять. Пусть попробуют, как мы. А то они нынче какие прыткие, подай им все и сразу». За этим еще один по­вод для того, чтобы не переходить к взаимодействию или тормо­зить его.

Результатом кризиса самодостаточ­ностиявляется:

- Выжидание активной поддержки, признания и оценки со стороны государственных структур на фоне действующих зако­нов РФ.

- Торможение дифференцирования и структурирования детских объединений по каким-либо основаниям, следствием чего выступает отсутствие каких-либо структур и центров, спо­собных придать ускорение движению.

- Торможение процесса взаимодействия взрослых и детских организаторов (лидеров) детских сообществ.

- Отсутствие представительства детских объединений во властных структурах либо органах, существующих и действующих при них.

В целом кризис самодостаточности, сдерживающий масшта­бы движения и его скорость не позволяет получить ясную его (движения) картину, определить скорость на отдельных напра­влениях, лидеров, признанных на федеральном уровне и эффе­ктивность их действий.

В последние годы очевидна тенденция к изменению отно­шений органов государственной власти к детским обществен­ным объединениям.

Если в постпионерском периоде выделить этапы, характеризующие степень (уро­вень) взаимодействия власти и детских общественных объеди­нений:

Первый этап - равнодушно-отрицательный. Власть официально допустила создание в детской среде об­щественных объединений. Свидетельство тому - Закон РФ «Об общественных объединениях», ратификация Конвенции о правах ребенка. Но практика свидетельствует - какое-либо вни­мание, какой-либо интерес отсутствовал. При этом средства мас­совой информации настойчиво, последовательно формировали отрицательное отношение к пионерской организации, что означа­ло - к детским общественным объединениям как таковым.

Второй этап - положительного равнодушия. Никто уже не отрицает настойчиво. Пресса предпочитает обходить молчани­ем проблему детских общественных объединений, высказыва­ясь лишь (по старой привычке) в дни майские по поводу нега­тивного влияния, оказанного на детей пионерской организации. При этом на государственном уровне продолжает формироваться правовая основа для деятельности детских обществен­ных объединений. Принимается Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских объединений».

Третий этап - относительной заинтересованности органов власти к тому, что делают детские общественные объединения.

Нынешний, четвертый этап можно назвать этапом неустой­чивого интереса.

Возникает интерес к детским объединениям у родителей, которые вынужденно обращаются к собственному опыту, опыту своих родителей на фоне негативных проявлений подростко­вой агрессии в обществе.

Возвращаются к анализу своего прежнего опыта взаимо­действия с пионерской организацией образовательные учреж­дения и учреждения дополнительного образования, выделяя его позитивные стороны.

В целом органы государственной власти не только теорети­чески провозглашают существование детских объединений, но и начинают рассматривать их деятельность как потенциальный созидательный ресурс процесса формирования основ граждан­ского общества.

Взрослые организаторы (лидеры) детских объединений, в свою очередь, начинают смотреть на органы государственной власти как на источник своевременной или потенциальной под­держки, взаимодействие с которым, возможно, наиболее ус­пешно в случае объединения усилий с себе подобными.

Еще одна проблема, требующая исследования, - управле­ние детским движением.

Каждое из объединений подвижно в своем развитии. И эта подвижность связана с тем, что:

- добровольность, на которой создается каждое объединение, предполагает, как правило, не только свободу вступления, но и свободу выхода подростка из него;

- установление возрастных границ для участников предпола­гает постоянное обновление состава союза, ассоциации, орга­низации, общества или иного формирования.

- взросление подростков предполагает изменение, усложне­ние или корректировку интереса, а значит, постоянный отток определенной повзрослевшей части подростков и постоянный приток ребят школьного возраста.

К субъективным причинам следует отнести общее решение объединения прекратить деятельность; уход из союза, ассоциации, организации, общества части (или большинства) подростков и отсутствие со­ответствующей замены им.

Однако все это никак не предполагает отсутствия центра уп­равления, способного придать равномерное поступательное движение всем действующим на пространстве свободного вре­мени подростков объединениям, организовать их эффективное взаимодействие, содействовать достижению ожидаемого участ­никами (членами) результата.

Пока же отсутствие такого центра в России и в Москве ут­верждает «хаос», способствует «движению на месте», снижает результативность действий объединений подростков, приводит к отсутствию у его взрослых организаторов (лидеров) четкой стратегии и тактики развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: