Нормативно-правовое регулирование организации и деятельности мировых судей. Нормативно-правовое регулирование организации и деятельности мировых судей осуществляется ст. 28 Закона о судебной системе; ст. 1—3, 6,7, 34,37—40,42 Закона о судах общей юрисдикции; Федеральными законами «О мировых судьях в Российской Федерации», от 29 декабря 1999 г. № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации», Законом о статусе судей.
Для того чтобы институт мировых судей был сформирован и начал функционировать, каждый субъект Федерации обязан принять нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы организации деятельности мировых судей. Сейчас такое законодательство создано и действует практически повсеместно. В качестве примера приведем Закон Свердловской области от 19 февраля 2001 г. № 22-03 «О мировых судьях Свердловской области».
Место мировых судей в судебной системе России. Ми ровые судьи входят в единую судебную систему России, в систему судов общей юрисдикции и относятся к судам общей юрисдикции субъектов Федерации. Мировой судья представляет собой односоставный суд. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации по общим правилам судопроизводства.
В отличие от федеральных судов суды субъектов Федерации образуются на основании законов этих субъектов. Кроме того, правовое регулирование статуса и обеспечения деятельности мировых судей осуществляется и Российской Федерацией, и ее субъектами.
Помимо мировых судей к судам субъектов Федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов, но они основаны на еще большей децентрализации. Их компетенция (в соответствии с предметами ведения, определенными в ст. 71—73 Конституции РФ), порядок деятельности и финансирования устанавливаются законодательством субъекта Федерации. Да и сам вопрос о создании такого суда субъект Федерации решает самостоятельно, исходя из собственных потребностей, поэтому такие суды имеются не везде. Между мировыми судьями и уставными судами существуют и другие принципиальные отличия. Если мировые судьи, по сути, являются продолжением федеральной системы судов общей юрисдикции, то уставные суды представлены только на региональном уровне, обособленно от федеральных судов.
|
Комплексный анализ федерального законодательства позволяет отнести к ведению субъектов Федерации следующие вопросы организации и деятельности мировых судей, которые должны быть урегулированы законами субъектов Федерации (в отношении указанных предметов ведения субъекты Федерации наделены полномочиями по правовому регулированию):
1) порядок наделения мировых судей полномочиями в виде назначения (избрания) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации либо избрания на должность населением судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Федерации;
2) порядок подписания и выдачи удостоверений мировым судьям;
3) первоначальный (не более пяти лет) и последующие (не менее пяти лет) сроки полномочий мировых судей;
4) создание и упразднение судебных участков и должностей мировых судей. Фактически речь идет об установлении границ судебных участков — распределении участков по территории субъекта. Число судебных участков определено для каждого субъекта Федерации в федеральном законе;
|
5) финансовое обеспечение деятельности мировых судей, в том числе финансирование за счет средств бюджета субъекта Федерации расходов на повышение квалификации мировых судей (кроме финансирования расходов на заработную плату мировых судей и предусмотренных для них федеральным законодательством социальных выплат, осуществляемых за счет федерального бюджета через органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ);
6) организационное (в том числе материально-техническое) обеспечение деятельности мировых судей, осуществляемое органами исполнительной власти субъекта Федерации, включая порядок установления структуры и штатного расписания аппарата мировых судей (кроме мероприятий по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных и установлению единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил, — они осуществляются Судебным департаментом при Верховном Суде России и его органами);
7) порядок утверждения Положения об аппарате мирового судьи;
8) место постоянного пребывания мирового судьи, определяемое с учетом мнения председателя районного суда.
Кроме того, законы о мировых судьях субъектов Федерации могут предусматривать:
1) установление флага субъекта Федерации на зданиях, занимаемых мировыми судьями, а также помещение флага и изображения герба субъекта в залах судебных заседаний мировых судей;
2) отличительный знак мирового судьи. Тогда мировой судья может отправлять правосудие, имея при себе такой знак отличия и не облачаясь в мантию.
Урегулировать два последних вопроса субъект Федерации вправе по своему усмотрению.
В залах судебных заседаний мировых судей обязательно помещаются Государственный флаг РФ и изображение Государственного герба РФ (ст. 40 Закона о судах общей юрисдикции).