На мировых судей распространяются все положения Закона о статусе судей. Однако отдельные компоненты статуса мировых судей имеют особенности, установленные Законом о мировых судьях, например порядок наделения полномочиями: мировые судьи назначаются (избираются) законодательными (представительными) органами власти субъектов Федерации или избираются населением судебного участка. Процедура прямых выборов на практике не применяется. Представляется, что сопутствующая им предвыборная агитация противоречит положениям Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».
Мировые судьи назначаются на срок, установленный законом субъекта РФ. Например, мировые судьи в Свердловской области назначаются Областной думой Законодательного собрания Свердловской области по представлению губернатора Свердловской области, основанному на представлении председателя Свердловского областного суда. Впервые мировой судья назначается на три года, в последующем — на пять лет.
Заработную плату мировые судьи получают из федерального бюджета, подобно судьям федеральных судов. Должностные оклады мировых судей определены непосредственно в Законе о мировых судьях и составляют 60% оклада Председателя Верховного Суда РФ, а мировых судей Москвы и Санкт-Петербурга — 64%.
Мировой судья действует в пределах судебного участка. Судебный участок — это территория, на которую распространяется юрисдикция мирового судьи. На одном участке создается одна должность мирового судьи. Число должностей мировых судей и количество судебных участков в каждом субъекте Федерации соответственно устанавливается Федеральным законом «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации».
|
Судебные участки создаются из расчета численности населения от 15 тыс. до 23 тыс. человек. В административно-территориальных образованиях численностью менее 15 тыс. человек создается один судебный участок.
В период временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск, другие уважительные причины), приостановления или прекращения его полномочий исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если же в судебном районе создана одна должность мирового судьи, возложение обязанностей производится постановлением председателя (заместителя председателя) областного или соответствующего суда на мирового судью ближайшего судебного района. Под судебным районом следует понимать территорию, на которую распространяется юрисдикция одного районного суда.
Компетенция мировых судей. Мировые судьи выполняют функции судов первой инстанции и осуществляют пересмотр принятых ими судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.
Мировым судьям подсудны:
I. Следующие категории гражданских дел:
1) дела, возникающие из семейно-правовых отношений:
а) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
б) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей 50 тыс. руб.;
в) иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел о признании брака недействительным и дел по спорам о детях (в том числе дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка), например дела о взыскании алиментов;
|
2) дела о выдаче судебного приказа;
3) дела об определении порядка пользования имуществом;
4) дела по имущественным спорам, например дела о защите прав потребителей при цене иска до 100 тыс. руб., за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей 50 тыс. руб., например дела о защите прав потребителей при цене иска до 50 тыс. руб.
II. Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более трех лет, за исключением уголовных дел, указанных в ч. 1 ст. 31 УПК РФ. Например, к подсудности мировых судей относятся дела о совершении кражи без киалифицирующих признаков; дела о причинении легкого вреда здоровью, побоях, угрозе убийством; дела частного обвинения.
III. Дела об административных правонарушениях, укапанных в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ, если такие дела не отнесены к подсудности районных судов, гарнизонных военных судов и арбитражных судов. Например, дела о нарушениях правил дорожного движения, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения права управления транспортным средством.
Мировые судьи рассматривают дела по общим правилам судопроизводства[102].
|
Судебные акты (приказы, решения, приговоры, постановления и определения) мировых судей могут быть пересмотрены районными судами в апелляционном порядке но апелляционной жалобе лиц, участвующих в деле, или апелляционному представлению прокурора, поданным до вступления судебного акта в законную силу.
Судебные акты мировых судей также могут быть обжало паны в надзорном порядке в президиумы областных и соответствующих им судов.
Финансовое и организационное обеспечение деятельности мировых судей. Финансовое обеспечение в части обеспечения оплаты труда мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для них федеральными законами, осуществляется территориальными органами Судебного департамента при Верховном Суде РФ. В остальной части финансовое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации.
Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации в порядке, установленном законом данного субъекта Федерации. Под организационным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (ст. 37 Закона о судах общей юрисдикции).
Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей (помещениями, мебелью, канцелярскими принадлежностями, компьютерами и оргтехникой, информационно-правовыми базами и юридической литературой) осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета соответствующего субъекта Федерации в порядке, установленном законом этого субъекта Федерации.
Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти субъектов Федерации в лице специально созданных органов (служб, управлений, департаментов) или структурных подразделений администраций (правительств) субъектов Федерации. Так, в Свердловской области создан и успешно функционирует Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Свердловской области[103].
Мировой судья имеет свой аппарат, который состоит, как правило, из секретаря судебного заседания, секретаря судебного участка[104] (или заведующего канцелярией мирового судьи). На одном или нескольких участках создаются должности помощника мирового судьи, архивариуса, администратора судебных участков. Порядок определения структуры и штатного расписания аппаратов мировых судей определяется и финансируется соответствующим субъектом Федерации. Положение об аппарате мирового судьи утверждается в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Федерации.
Аппарат мирового судьи: принимает и выдает документы; производит вручение документов, уведомлений и вызовов; удостоверяет копии судебных документов; контролирует уплату государственной пошлины и сборов; осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию; обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний; ведет учет движения судебных дел и сроков их рассмотрения и разрешения; обеспечивает обращение к исполнению судебных решений; осуществляет хранение дел и документов; участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству РФ и иную работу; осуществляет прием граждан.
Работники органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих обеспечение деятельности мировых судей и аппаратов мировых судей, состоят на государственной гражданской службе соответствующих субъектов Федерации и соответственно расходы на их заработную плату финансируются из бюджетов этих субъектов.
Районный суд
Организация районных судов, городских судов, межрайонных судов (далее — районных судов) предусмотрена ст. 21 Закона о судебной системе и гл. 4 Закона о судах общей юрисдикции.
Районные суды образуются и действуют в соответствующих судебных районах, территория которых охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ. Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ.
Районный суд в пределах своей компетенции разрешает дела в качестве суда первой и второй (апелляционной) инстанций, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Районный суд является вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
Районные суды обладают самой широкой компетенцией в разрешении дел по существу. Они рассматривают все уголовные, гражданские, а также административные дела, кроме дел, отнесенных законом к подсудности мировых судей, вышестоящих и военных судов (например, уголовные дела об умышленном причинении смерти другому человеку, причинении смерти по неосторожности, преступлениях против собственности (грабежи, разбои и т.д.), незаконном изготовлении, приобретении, хранении сбыте наркотических средств или психотропных веществ, гражданские дела о восстановлении на работе, лишении родительских прав, об установлении отцовства, жилищные споры и др.).
Дела об административных правонарушениях рассматриваются районными судами, если по ним необходимо производство административного расследования, т.е. проведение экспертизы или других действий, требующих значительных затрат времени, по обращениям на действия органов государственного управления (например, Государственной противопожарной службы, Роспотребнадзора и др.), по апелляционным жалобам и протестам на решения мировых судей по делам об административных правонарушениях, относящихся к их компетенции.
В соответствии со ст. 128 Конституции РФ и п. 8 ст. 6 Закона о статусе судей судьи районных судов, в том числе председатели районных судов и их заместители, назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на положительном заключении соответствующих квалификационных коллегий судей субъектов РФ. Кандидаты в судьи районного суда до их назначения должны сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей.
Председателем районного суда, его заместителем, а также судьей районного суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, не совершавший порочащих его поступков.
Предельный возраст пребывания судьи районного суда в должности — 70 лет.
Правосудие в районном суде в первой инстанции осуществляется судьями единолично или коллегиально в составе трех профессиональных судей. Коллегиально рассматриваются, например, дела об умышленном причинении смерти.
По второй (апелляционной) инстанции дела в районном суде рассматриваются судьей единолично.
Работу районного суда организует его председатель, который наряду с осуществлением полномочий судьи данного суда выполняет следующие функции: распределяет обязанности между своими заместителями и судьями районного суда; устанавливает правила внутреннего распорядка суда, основанные на типовых правилах распорядка суда, и контролирует их выполнение; организует работу по повышению квалификации судей; осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, распределяет обязанности между ними; принимает решения о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности; организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда; регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда.
Заместители председателя районного суда наряду с осуществлением правосудия в качестве судьи реализуют полномочия по организации работы суда в соответствии с обязанностями, распределенными председателем суда.
Председатели районных судов и их заместители назначаются на должность сроком на шесть лет, одно и то же лицо не может быть назначено на данную должность более двух раз подряд.
Деятельность районного суда организационно обеспечивает администратор суда, который подчиняется председателю суда и выполняет его поручения.
Организация работы в районном суде определяется кругом и характером стоящих перед ним задач. Ее формы и методы во многом обусловлены штатной численностью суда, особенностями обслуживаемого им судебного района, деловыми качествами судей, их личными наклонностями, материально-техническими условиями, в которых работает суд, количеством поступающих дел.
Распределение обязанностей между судьями возможно но следующим принципам:
— зональный (территориальный). Территория, на которой действует районный суд, делится на зоны (участки) по количеству судей. Судья рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела, возникшие на закрепленной за ним территории. Участок может состоять из нескольких улиц, группы предприятий и т.д. Для обеспечения постоянного обслуживания за территорией может быть закреплено два и более судей;
- предметный (функциональный). Сущность его заключается в том, что один судья или несколько судей разрешают только уголовные, только гражданские или административные дела в пределах всего района. Например, на основе данного принципа организована работа всех районных судов города Екатеринбурга в Свердловской области, где судьи в районном суде разделены га две коллегии по уголовным и гражданским делам;
- предметно-зональный. Согласно этому принципу судья в границах закрепленной за ним территории специализируется на рассмотрении определенной категории уголовных или гражданских дел;
- беззональный или смешанный. Судья разрешает дела по поручению председателя суда, а также то заявлениям, которые поступили в дни приема граждан.
Каждый принцип имеет свои достоинства и недостатки. Так, специализация в рассмотрении уголовных дел позволяет судье глубоко изучить законодательство и судебную практику по этим делам, но может привести к утрате навыков разрешения других категорий дел (например, гражданских).
В условиях функционального или зонального разделения судейского труда при отсутствии в суде достаточного количества судей (судья находится в отпуске, болеет или отсутствует по иным уважительным причинам) могут возникнуть проблемы с соблюдением сроков рассмотрения дел. Поэтому распределение обязанностей между судьями в подобных случаях обычно производится по беззональному принципу. Вместе с тем и здесь возможна частичная специализация, когда судьи кроме текущих рассматривают дела одной или нескольких категорий (например, все дела об умышленном причинении смерти другому человеку, все дела о восстановлении на работе и т.п.).
Обязанности между работниками аппарата суда распределяются председателем суда в соответствии со штатным расписанием и на основе Инструкции по делопроизводству в районном суде.
В аппарат районного суда входят помощники председателя суда, его заместителей и судей, консультанты, ведущие специалисты, специалисты 1-й и 2-й категорий, секретари суда, секретари судебного заседания и другие работники.
В основном работники аппарата отвечают за движение дел внутри суда, а помощники судей и секретари судебного заседания помогают им в организации судебных процессов. Обычно число секретарей судебного заседания соответствует числу судей, и они закрепляются за определенным судьей.
Консультанты судов ведут справочную работу по учету законодательства и судебной практики, поддерживают в надлежащем состоянии кодексы и другие нормативные акты, вносят в них необходимые изменения и дополнения, своевременно извещают об этом судей, участвуют в обобщении судебной практики.
Основное количество гражданских дел заводится в районных судах по тем заявлениям, с которыми приходят в суд граждане и представители юридических лиц. Если заявление не подлежит рассмотрению в суде, а также в других случаях, предусмотренных законом, судья отказывает в его принятии. Когда заявление подано без соблюдения требований к его форме и содержанию или не оплачено государственной пошлиной, судья оставляет его без движения.
Организация приема посетителей начинается с оформления стендов, а также использования различных электронно-справочных устройств, где размещается информация о порядке приема граждан, требования к форме и содержанию искового заявления, сведения о размерах государственной пошлины, режиме работы суда, расположении его служебных помещений.
Порядок регистрации, учета и рассмотрения поступивших в суд заявлений, жалоб и других письменных обращений регулируется Инструкцией по делопроизводству в районном суде.
Судебным департаментом при Верховном Суде РФ установлена статистическая отчетность и порядок ведения судами судебной статистики. Статистические отчеты районного суда направляются в территориальные органы Судебного департамента два раза в год — за первое полугодие и по состоянию на 31 декабря. Отчеты составляются по утвержденной форме и хранятся вместе с перепиской по ним.
Районные суды также представляют в органы Судебного департамента планы работы на полугодие и на год, отвечают на запросы вышестоящих судов и правоохранительных органов, ведут другую служебную переписку.
Справочная работа по учету законодательства и судебной практики ведется в каждом районном суде. Если в его штатном расписании предусмотрена должность консультанта суда, эти обязанности возлагаются на него, если эта должность отсутствует — на одного из судей.
Учет законодательства и судебной практики позволяет судье знать действующее законодательство, следить за его изменениями, ориентироваться в сложных вопросах практики. Данная работа состоит из ведения контрольных экземпляров нормативных актов, учета и систематизации нормативных актов и судебной практики.
К контрольным экземплярам нормативных актов относят кодексы, официальные издания, в которых публикуется законодательный материал, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.
Содержание контрольных экземпляров кодексов должно соответствовать действующему законодательству. Поэтому в них регулярно вносятся отметки обо всех дополнениях и изменениях с указанием нормативного акта, внесшего эти изменения, и источники его официального опубликования. В необходимых случаях в контрольных экземплярах кодексов делаются специальные вклейки.
Справочная работа по учету законодательства и судебной практики ведется систематически, от ее уровня во многом зависит качество рассмотрения дел, поступающих в суд.