Особенности правового положения мировых судей.




На мировых судей распространяются все положения За­кона о статусе судей. Однако отдельные компоненты ста­туса мировых судей имеют особенности, установленные Законом о мировых судьях, например порядок наделения полномочиями: мировые судьи назначаются (избираются) законодательными (представительными) органами власти субъектов Федерации или избираются населением судебно­го участка. Процедура прямых выборов на практике не при­меняется. Представляется, что сопутствующая им предвы­борная агитация противоречит положениям Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Мировые судьи назначаются на срок, установленный законом субъекта РФ. Например, мировые судьи в Сверд­ловской области назначаются Областной думой Законо­дательного собрания Свердловской области по представ­лению губернатора Свердловской области, основанному на представлении председателя Свердловского областного суда. Впервые мировой судья назначается на три года, в по­следующем — на пять лет.

Заработную плату мировые судьи получают из феде­рального бюджета, подобно судьям федеральных судов. Должностные оклады мировых судей определены непо­средственно в Законе о мировых судьях и составляют 60% оклада Председателя Верховного Суда РФ, а мировых су­дей Москвы и Санкт-Петербурга — 64%.

Мировой судья действует в пределах судебного участка. Судебный участок — это территория, на которую распро­страняется юрисдикция мирового судьи. На одном участке создается одна должность мирового судьи. Число должно­стей мировых судей и количество судебных участков в каж­дом субъекте Федерации соответственно устанавливается Федеральным законом «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации».

Судебные участки создаются из расчета численности населения от 15 тыс. до 23 тыс. человек. В административ­но-территориальных образованиях численностью менее 15 тыс. человек создается один судебный участок.

В период временного отсутствия мирового судьи (бо­лезнь, отпуск, другие уважительные причины), приостанов­ления или прекращения его полномочий исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого су­дебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если же в судебном районе создана одна должность мирового судьи, возложение обязанностей производится постановлением председателя (заместителя председателя) областного или соответствующего суда на мирового судью ближайшего су­дебного района. Под судебным районом следует понимать территорию, на которую распространяется юрисдикция од­ного районного суда.

Компетенция мировых судей. Мировые судьи выпол­няют функции судов первой инстанции и осуществляют пересмотр принятых ими судебных актов по вновь открыв­шимся обстоятельствам.

Мировым судьям подсудны:

I. Следующие категории гражданских дел:

1) дела, возникающие из семейно-правовых отношений:

а) дела о расторжении брака, если между супругами от­сутствует спор о детях;

б) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей 50 тыс. руб.;

в) иные дела, возникающие из семейно-правовых от­ношений, за исключением дел о признании брака недей­ствительным и дел по спорам о детях (в том числе дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка), например дела о взыскании алиментов;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела об определении порядка пользования имуще­ством;

4) дела по имущественным спорам, например дела о за­щите прав потребителей при цене иска до 100 тыс. руб., за исключением дел о наследовании имущества и дел, воз­никающих из отношений по созданию и использованию ре­зультатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей 50 тыс. руб., например дела о защите прав потребителей при цене иска до 50 тыс. руб.

II. Уголовные дела о преступлениях, за совершение ко­торых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более трех лет, за исключением уголовных дел, указанных в ч. 1 ст. 31 УПК РФ. Например, к подсудно­сти мировых судей относятся дела о совершении кражи без киалифицирующих признаков; дела о причинении легкого вреда здоровью, побоях, угрозе убийством; дела частного обвинения.

III. Дела об административных правонарушениях, ука­панных в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ, если такие дела не отне­сены к подсудности районных судов, гарнизонных военных судов и арбитражных судов. Например, дела о нарушени­ях правил дорожного движения, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения права управле­ния транспортным средством.

Мировые судьи рассматривают дела по общим правилам судопроизводства[102].

Судебные акты (приказы, решения, приговоры, поста­новления и определения) мировых судей могут быть пере­смотрены районными судами в апелляционном порядке но апелляционной жалобе лиц, участвующих в деле, или апелляционному представлению прокурора, поданным до вступления судебного акта в законную силу.

Судебные акты мировых судей также могут быть обжа­ло паны в надзорном порядке в президиумы областных и со­ответствующих им судов.

Финансовое и организационное обеспечение деятель­ности мировых судей. Финансовое обеспечение в части обеспечения оплаты труда мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для них федеральными закона­ми, осуществляется территориальными органами Судебно­го департамента при Верховном Суде РФ. В остальной ча­сти финансовое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответ­ствующего субъекта Федерации.

Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации в порядке, установ­ленном законом данного субъекта Федерации. Под органи­зационным обеспечением деятельности судов общей юрис­дикции понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного ха­рактера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (ст. 37 Закона о судах общей юрисдикции).

Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей (помещениями, мебелью, канцелярскими принадлежностями, компьютерами и оргтехникой, инфор­мационно-правовыми базами и юридической литературой) осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета соответствующего субъекта Федерации в порядке, установ­ленном законом этого субъекта Федерации.

Организационное и материально-техническое обеспече­ние деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти субъектов Федерации в лице спе­циально созданных органов (служб, управлений, департа­ментов) или структурных подразделений администраций (правительств) субъектов Федерации. Так, в Свердловской области создан и успешно функционирует Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Свердлов­ской области[103].

Мировой судья имеет свой аппарат, который состоит, как правило, из секретаря судебного заседания, секретаря судебного участка[104] (или заведующего канцелярией миро­вого судьи). На одном или нескольких участках создают­ся должности помощника мирового судьи, архивариуса, администратора судебных участков. Порядок определения структуры и штатного расписания аппаратов мировых су­дей определяется и финансируется соответствующим субъ­ектом Федерации. Положение об аппарате мирового судьи утверждается в порядке, установленном законом соответ­ствующего субъекта Федерации.

Аппарат мирового судьи: принимает и выдает документы; производит вручение документов, уведомлений и вызовов; удостоверяет копии судебных документов; контролирует уплату государственной пошлины и сборов; осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с на­значением дел к слушанию; обеспечивает ведение прото­колов судебных заседаний; ведет учет движения судебных дел и сроков их рассмотрения и разрешения; обеспечива­ет обращение к исполнению судебных решений; осущест­вляет хранение дел и документов; участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, ин­формационно-справочную работу по законодательству РФ и иную работу; осуществляет прием граждан.

Работники органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих обеспечение деятельности мировых судей и аппаратов мировых судей, состоят на государствен­ной гражданской службе соответствующих субъектов Фе­дерации и соответственно расходы на их заработную плату финансируются из бюджетов этих субъектов.

Районный суд

 

Организация районных судов, городских судов, меж­районных судов (далее — районных судов) предусмотрена ст. 21 Закона о судебной системе и гл. 4 Закона о судах об­щей юрисдикции.

Районные суды образуются и действуют в соответству­ющих судебных районах, территория которых охватывает территорию одного района, города или иной соответству­ющей им административно-территориальной единицы субъекта РФ. Районный суд может быть создан также в су­дебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-террито­риальных единиц субъекта РФ.

Районный суд в пределах своей компетенции разреша­ет дела в качестве суда первой и второй (апелляционной) инстанций, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Районный суд является вышестоящей ин­станцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Районные суды обладают самой широкой компетенцией в разрешении дел по существу. Они рассматривают все уголовные, гражданские, а также административные дела, кроме дел, отнесенных законом к подсудности мировых су­дей, вышестоящих и военных судов (например, уголовные дела об умышленном причинении смерти другому челове­ку, причинении смерти по неосторожности, преступлениях против собственности (грабежи, разбои и т.д.), незаконном изготовлении, приобретении, хранении сбыте наркотиче­ских средств или психотропных веществ, гражданские дела о восстановлении на работе, лишении родительских прав, об установлении отцовства, жилищные споры и др.).

Дела об административных правонарушениях рассма­триваются районными судами, если по ним необходимо производство административного расследования, т.е. про­ведение экспертизы или других действий, требующих зна­чительных затрат времени, по обращениям на действия органов государственного управления (например, Госу­дарственной противопожарной службы, Роспотребнадзора и др.), по апелляционным жалобам и протестам на решения мировых судей по делам об административных правонару­шениях, относящихся к их компетенции.

В соответствии со ст. 128 Конституции РФ и п. 8 ст. 6 Закона о статусе судей судьи районных судов, в том числе председатели районных судов и их заместители, назначают­ся на должность Президентом РФ по представлению Пред­седателя Верховного Суда РФ, основанному на положи­тельном заключении соответствующих квалификационных коллегий судей субъектов РФ. Кандидаты в судьи район­ного суда до их назначения должны сдать квалификацион­ный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Председателем районного суда, его заместителем, а так­же судьей районного суда может быть гражданин Россий­ской Федерации, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, не совершавший порочащих его поступков.

Предельный возраст пребывания судьи районного суда в должности — 70 лет.

Правосудие в районном суде в первой инстанции осу­ществляется судьями единолично или коллегиально в со­ставе трех профессиональных судей. Коллегиально рассма­триваются, например, дела об умышленном причинении смерти.

По второй (апелляционной) инстанции дела в районном суде рассматриваются судьей единолично.

Работу районного суда организует его председатель, который наряду с осуществлением полномочий судьи дан­ного суда выполняет следующие функции: распределяет обязанности между своими заместителями и судьями рай­онного суда; устанавливает правила внутреннего распо­рядка суда, основанные на типовых правилах распорядка суда, и контролирует их выполнение; организует работу по повышению квалификации судей; осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе на­значает на должность и освобождает от должности работ­ников аппарата суда, распределяет обязанности между ни­ми; принимает решения о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответствен­ности; организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда; регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о дея­тельности суда.

Заместители председателя районного суда наряду с осу­ществлением правосудия в качестве судьи реализуют пол­номочия по организации работы суда в соответствии с обя­занностями, распределенными председателем суда.

Председатели районных судов и их заместители назна­чаются на должность сроком на шесть лет, одно и то же лицо не может быть назначено на данную должность более двух раз подряд.

Деятельность районного суда организационно обеспечи­вает администратор суда, который подчиняется председате­лю суда и выполняет его поручения.

Организация работы в районном суде определяется кругом и характером стоящих перед ним задач. Ее формы и методы во многом обусловлены штатной численностью суда, особенностями обслуживаемого им судебного района, деловыми качествами судей, их личными наклонностями, материально-техническими условиями, в которых работает суд, количеством поступающих дел.

Распределение обязанностей между судьями возможно но следующим принципам:

— зональный (территориальный). Территория, на ко­торой действует районный суд, делится на зоны (участки) по количеству судей. Судья рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела, возникшие на за­крепленной за ним территории. Участок может состоять из нескольких улиц, группы предприятий и т.д. Для обеспечения постоянного обслуживания за территорией может быть закреплено два и более судей;

- предметный (функциональный). Сущность его за­ключается в том, что один судья или несколько судей раз­решают только уголовные, только гражданские или адми­нистративные дела в пределах всего района. Например, на основе данного принципа организована работа всех рай­онных судов города Екатеринбурга в Свердловской обла­сти, где судьи в районном суде разделены га две коллегии по уголовным и гражданским делам;

- предметно-зональный. Согласно этому принципу су­дья в границах закрепленной за ним территории специали­зируется на рассмотрении определенной категории уголов­ных или гражданских дел;

- беззональный или смешанный. Судья разрешает дела по поручению председателя суда, а также то заявлениям, которые поступили в дни приема граждан.

Каждый принцип имеет свои достоинства и недостатки. Так, специализация в рассмотрении уголовных дел позво­ляет судье глубоко изучить законодательство и судебную практику по этим делам, но может привести к утрате на­выков разрешения других категорий дел (например, граж­данских).

В условиях функционального или зонального разделе­ния судейского труда при отсутствии в суде достаточного количества судей (судья находится в отпуске, болеет или отсутствует по иным уважительным причинам) могут воз­никнуть проблемы с соблюдением сроков рассмотрения дел. Поэтому распределение обязанностей между судьями в подобных случаях обычно производится по беззональному принципу. Вместе с тем и здесь возможна частичная специализация, когда судьи кроме текущих рассматривают дела одной или нескольких категорий (например, все дела об умышленном причинении смерти другому человеку, все дела о восстановлении на работе и т.п.).

Обязанности между работниками аппарата суда распре­деляются председателем суда в соответствии со штатным расписанием и на основе Инструкции по делопроизводству в районном суде.

В аппарат районного суда входят помощники председа­теля суда, его заместителей и судей, консультанты, ведущие специалисты, специалисты 1-й и 2-й категорий, секретари суда, секретари судебного заседания и другие работники.

В основном работники аппарата отвечают за движение дел внутри суда, а помощники судей и секретари судебного заседания помогают им в организации судебных процессов. Обычно число секретарей судебного заседания соответ­ствует числу судей, и они закрепляются за определенным судьей.

Консультанты судов ведут справочную работу по уче­ту законодательства и судебной практики, поддерживают в надлежащем состоянии кодексы и другие нормативные акты, вносят в них необходимые изменения и дополнения, своевременно извещают об этом судей, участвуют в обоб­щении судебной практики.

Основное количество гражданских дел заводится в рай­онных судах по тем заявлениям, с которыми приходят в суд граждане и представители юридических лиц. Ес­ли заявление не подлежит рассмотрению в суде, а также в других случаях, предусмотренных законом, судья отка­зывает в его принятии. Когда заявление подано без соблю­дения требований к его форме и содержанию или не опла­чено государственной пошлиной, судья оставляет его без движения.

Организация приема посетителей начинается с оформ­ления стендов, а также использования различных электрон­но-справочных устройств, где размещается информация о порядке приема граждан, требования к форме и содер­жанию искового заявления, сведения о размерах государ­ственной пошлины, режиме работы суда, расположении его служебных помещений.

Порядок регистрации, учета и рассмотрения поступив­ших в суд заявлений, жалоб и других письменных обраще­ний регулируется Инструкцией по делопроизводству в рай­онном суде.

Судебным департаментом при Верховном Суде РФ установлена статистическая отчетность и порядок ведения судами судебной статистики. Статистические отчеты рай­онного суда направляются в территориальные органы Су­дебного департамента два раза в год — за первое полугодие и по состоянию на 31 декабря. Отчеты составляются по ут­вержденной форме и хранятся вместе с перепиской по ним.

Районные суды также представляют в органы Судебного департамента планы работы на полугодие и на год, отвеча­ют на запросы вышестоящих судов и правоохранительных органов, ведут другую служебную переписку.

Справочная работа по учету законодательства и судеб­ной практики ведется в каждом районном суде. Если в его штатном расписании предусмотрена должность консуль­танта суда, эти обязанности возлагаются на него, если эта должность отсутствует — на одного из судей.

Учет законодательства и судебной практики позволяет судье знать действующее законодательство, следить за его изменениями, ориентироваться в сложных вопросах прак­тики. Данная работа состоит из ведения контрольных эк­земпляров нормативных актов, учета и систематизации нормативных актов и судебной практики.

К контрольным экземплярам нормативных актов отно­сят кодексы, официальные издания, в которых публикует­ся законодательный материал, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.

Содержание контрольных экземпляров кодексов должно соответствовать действующему законодательству. Поэтому в них регулярно вносятся отметки обо всех дополнениях и изменениях с указанием нормативного акта, внесшего эти изменения, и источники его официального опубликования. В необходимых случаях в контрольных экземплярах кодек­сов делаются специальные вклейки.

Справочная работа по учету законодательства и су­дебной практики ведется систематически, от ее уровня во многом зависит качество рассмотрения дел, поступающих в суд.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: