Органы по рассмотрению экономических споров в досоветский период. Возникавшие между участниками хозяйственных и торговых отношений споры еще в давние времена стали разрешаться арбитрами. Слово «арбитр» (лат. arbiter) означает «посредник», «третейский судья». «В Древнем Риме должности арбитров занимали умудренные опытом старцы, и их деятельностью снискало себе славу арбитражное правосудие»[105].
В России о судах для торгового сословия впервые упоминается в Уставной грамоте князя Всеволода Мстиславовича (1135 г.), но не в качестве законодательного введения, а как указание на обычное общеизвестное установление[106]. Первую попытку создать постоянно действующий суд для купечества предпринял царь Алексей Михайлович в 1667 г.
Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре Великом. Специализированные торговые суды были созданы при ратушах и таможнях.
Указом Императора Николая I от 14 мая 1832 г. были утверждены Учреждение коммерческих судов и правила судопроизводства для них — Устав торгового судопроизводства. Коммерческие суды были созданы в Санкт-Петербурге (1832 г.), Москве (1833 г.), Новочеркасске (1835 г.) и других городах России. Коммерческим судам были подведомственны три категории дел (ст. 40, 43 Устава торгового судопроизводства): 1) торговые дела на сумму свыше 150 руб. (под торговыми делами понимались иски, вытекающие из торговых отношений и сделок торгового оборота); 2) вексельные дела на сумму свыше 500 руб.; 3) дела о торговой несостоятельности (неоплата долгов, явившаяся результатом торговых операций лица, взявшего купеческое или промысловое свидетельство)[107].
В результате судебной реформы 1864 г. все торговые суды, за исключением коммерческих, были упразднены. Коммерческие суды остались лишь в столицах и Одессе. Востальных местностях дела, подведомственные коммерческим судам, разрешались общими судами.
|
Коммерческие суды действовали вплоть до 1917 г.
Органы по разрешению хозяйственных споров в 1917— 1991 гг. Декретом ВЦИК от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде» коммерческие суды были упразднены, а все споры, возникающие между организациями, предприятиями и учреждениями, переданы на рассмотрение общих судов. Однако вскоре Декретом ВЦИК от 7 марта 1918 г. № 2 «О суде» было установлено, что «судебные иски между разными казенными учреждениями не допускаются». Разногласия, возникавшие между предприятиями и организациями, разрешались в административном порядке вышестоящими органами управления.
С развитием хозяйственных отношений в период новой экономической политики возникла необходимость в создании специальных органов по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. Такими органами стали арбитражные комиссии, образованные в 1922 г.[108] Дела в арбитражных комиссиях рассматривались коллегиально в составе трех членов комиссии, причем один из арбитров должен был быть юристом, второй — хозяйственным руководителем. Эта организационная процедура явилась истоком двойственной оценки природы арбитражных комиссий: и как органов правосудия, и как органов хозяйственного управления[109].
Административные методы регулирования хозяйствен ных отношений в конце 1920-х гг. диктовали необходимое упразднения арбитражных комиссий. Постановлениями ЦИК от 13 декабря 1929 г. и СНК СССР от 4 марта 1931 г,были ликвидированы ведомственные и государственные арбитражные комиссии соответственно.
|
3 мая 1931 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР утверждено первое Положение о государственном арбитражей установившее трехзвенную систему государственного арбитража: Государственный арбитраж при Совете Министром СССР; государственный арбитраж при советах министром союзных республик; государственный арбитраж при советах министров автономных республик, областных, краевых, городских (в Москве и Ленинграде) советах.
В Положении указывалось, что государственный арбитраж учреждается для разрешения имущественных споров между предприятиями, организациями в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины.
Ведомственные арбитражи предназначались для разрешения преддоговорных и имущественных споров между организациями, входившими в состав одного ведомства, министерства, кооперативной системы. Ведомственный арбитраж по своему характеру являлся органом государственного управления, а если он организовывался в составе} кооперативной системы — органом общественного управления[110].
С принятием Конституции СССР 1977 г. арбитраж был признан конституционным органом. Организация и порядок деятельности органов государственного арбитража; стали определяться Законом СССР от 30 ноября 1979 г. «О государственном арбитраже в СССР», а также Правилами рассмотрения хозяйственных споров, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 5 июня 1980 г. Система органов государственного арбитража осталась прежней. Организация органов ведомственного арбитража также не изменилась.
|
В правовой науке существовали разные взгляды на сущность арбитража: его рассматривали как суд (особый, хозяйственный, специальный или третейский); как вспомогательное образование при органах государственного управлении; как орган государственного, хозяйственного или функционального управления; как орган руководства народным хозяйством; как орган, являющийся одновременно и судом, и органом управления[111]. Неясная правовая природа арбитража ставила перед специалистами задачу приведения ее в соответствие с какими-либо существующими структурами, выдвигались различные идеи о реорганизации арбитража.
С началом глубоких экономических преобразований и формированием рыночных отношений к концу 80-х гг. XX в. возникла необходимость в создании взамен ведомственного и государственного арбитража независимой системы специализированных арбитражных судов, приспособленных для рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами различных форм собственности.
Образование и развитие системы арбитражных судов и России. В 1991 г. в Конституцию РСФСР были внесены изменения, в соответствии с которыми органы государственного и ведомственного арбитража преобразовывались н арбитражные суды. 4 июля 1991 г. был принят Закон РСФСР «Об арбитражном суде». С 1 октября 1991 г. арбитраж и иные аналогичные органы в системе министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях упразднялись. Производство в арбитражном суде стало осуществляться по правилам, установленным АПК РФ.
Арбитражные суды осуществляли судебную власть при разрешении возникающих в процессе предпринимательской деятельности споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления с участием юридических лиц и граждан — индивидуальных предпринимателей.
Систему арбитражных судов образовала Высший Арбитражный Суд РСФСР; высшие арбитражные суды республик в составе РСФСР; краевые арбитражные суды; областные арбитражные суды; городские арбитражные суды; арбитражный суд автономной области; арбитражные суды автономных округов.
Необходимость дальнейшего совершенствования арбитражного процессуального законодательства и системы арбитражных судов привела к разработке и принятию АПК РФ и Закона об арбитражных судах. Система арбитражных судов России превратилась в трехзвенную — были созданы 10 федеральных арбитражных судов округов.
В 2002 г. был принят новый АПК РФ, значительно усовершенствовавший и более тщательно регулирующий порядок судопроизводства в арбитражных судах, учитывающий международно-правовые стандарты справедливого и доступного правосудия[112].
4 июля 2003 г. был принят Федеральный конституционный закон № 4-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон “Об арбитражным судах в Российской Федерации”», согласно которому поэтапно должны были образовываться 20 арбитражных апелляционных судов в целях «обеспечения лучших условий для судебной деятельности и независимости судей при осуществлении правосудия»[113].
6 декабря 2011 г. Федеральным конституционным законом № 4-ФКЗ в систему арбитражных судов был включен специализированный арбитражный суд — Суд по интеллектуальным правам, который должен быть образован не позднее 1 февраля 2013 г.