Как известно, на рубеже 90-х гг. XX в. Россия вступила на путь коренных преобразований в политической, экономической и правовой сферах жизни государства и общества.
С момента принятия Конституции СССР 1936 г. система судов общей юрисдикции была практически неизменна и состояла из общесоюзных судов и судов союзных республик.
К общесоюзным судам относились Верховный Суд СССР и военные трибуналы. Судами союзных республик были районные (городские) народные суды, верховные суды автономных республик, суды автономных областей, автономных округов, городов Москвы, Ленинграда, верховные суды союзных республик.
Фактически современная российская судебная система эволюционировала из советской организации суда, сохранив некоторые виды и звенья судов.
В 1990-е гг. в российской юридической науке развернулась широкая дискуссия о путях реформирования судебной системы, которая должна была соответствовать потребностям нового государства.
Вопросам судоустройства в каждом государстве всегда придается большое значение. Некоторыми авторами судебная власть как раз и понимается как совокупность нижестоящих и вышестоящих судов, выносящих судебные решения. Еще И. Я. Фойницкий писал, что судебную власть в узком смысле образует система подчиненных закону органов, призванных к применению закона в порядке судебного производства[100].
Все известные судебные реформы начинались именно с изменений, вносимых в устройство суда, систему его органов, в организацию судебного управления, правовое положение суда и т.д.
24 октября 1991 г. Верховным Советом РСФСР была утверждена «Концепция судебной реформы в РСФСР», которая являлась фундаментом для преобразований судебных органов.
|
Основными положениями Концепции судебной реформы являлись, в частности, следующие:
1) учреждение в России на основе принципа разделения властей самостоятельной и независимой судебной власти;
2) введение несменяемости судей как гарантии их реальной независимости;
3) повышение престижа судебной деятельности и существенное улучшение ее материально-технического обеспечения;
4) учреждение судебного контроля за конституционностью нормативных актов законодательной и исполнительной властей и создание с этой целью Конституционного Суда РФ;
5) передача всех споров о праве на рассмотрение судебной власти;
6) предоставление гражданину, обвиняемому в совершении преступления, права на рассмотрение его дела судом присяжных заседателей;
7) упразднение системы внесудебного разрешения гражданско-правовых споров государственными арбитражами и создание арбитражных судов в качестве самостоятельной ветви судебной власти и др.
Впоследствии многие из данных положений нашли отражение в Конституции РФ 1993 г.
Реформа судебной системы началась в 1991—1992 гг., когда наряду с судами общей юрисдикции, возглавляемыми Верховным Судом РФ, были образованы Конституционный Суд РФ и арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.
В судебной системе образовались три самостоятельные ветви — конституционная юстиция, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, что представлялось спорным, нарушающим принцип единства судебной системы.
Конституция РФ 1993 г. в отличие от Конституции РСФСР 1978 г. не устанавливает исчерпывающего перечня судов. Кроме того, в гл. 7 не содержится никаких упоминаний о разграничении судебной системы на федеральную и местную. Это привело к попыткам некоторых региональных законодателей в одностороннем порядке изменить существующую судебную систему и создать собственные судебные органы.
|
Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ подобные нормы основных законов отдельных субъектов РФ, ссылаясь на п. «о» ст. 71, где говорится, что к ведению Российской Федерации относятся вопросы судоустройства, и лишь вопросы кадров судебных и правоохранительных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).
Принятие Конституции РФ, в которой вопросы организации судебной системы регулировались лишь в общем виде, потребовало разработки целого пакета нормативных актов, в совокупности фактически составляющих судоустройственный кодекс РФ.
В развитие положений ст. 125 Конституции РФ, посвященной Конституционному Суду РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ 23 июля 1994 г. принимает Закон о Конституционном Суде[101].
Продолжает совершенствоваться система арбитражных судов, созданная в соответствии с Законом РСФСР «Об Арбитражном суде» от 4 июля 1991 г. для рассмотрения споров, возникающих в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности, а также вытекающих из гражданских правоотношений или правоотношений в сфере управления.
В Конституции РФ (ст. 127) был закреплен статус Высшего Арбитражного Суда РФ как высшего органа по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. 28 апреля 1995 г. был принят Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в соответствии с которым система арбитражных судов стала трехзвенной (арбитражные суды субъектов РФ, федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ).
|
Система судов общей юрисдикции продолжала действовать на основе Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР», а также в соответствии со ст. 126 Конституции РФ, закрепившей положение Верховного Суда РФ как высшего органа по рассмотрению гражданских, уголовных и административных дел на территории РФ.
В развитие ст. 118 Конституции РФ 31 декабря 1996 г. был принят Закон о судебной системе, который представлял собой следующий этап совершенствования российского суда.
Именно данным Законом устанавливалось деление судебной системы на федеральные суды и суды субъектов РФ, к которым относились мировые судьи и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
Осуществляемая в стране судебная реформа затронула и органы военной юстиции. В 1992 г. военные трибуналы были переименованы в военные суды и включены в судебную систему РФ, с 1996 г. в соответствии с Законом о судебной системе они стали частью системы судов общей юрисдикции.
Дальнейшее совершенствование судебной системы РФ связано с возрождением института мировых судей. Одна из основных задач создания мировой юстиции, суда общей юрисдикции субъекта РФ, состояла в снижении нагрузки районных судов. Кроме того, мировые судьи, действовавшие на территории судебного участка, должны были максимально приблизить судебную власть к населению, обеспечивая доступность судебной защиты.
В настоящее время судебная реформа продолжает развиваться. Существенные изменения внесены в Закон о статусе судей. Разрабатывается новый Кодекс судейской этики.
Серьезным шагом на пути реализации судебной реформы является принятие Закона о судах общей юрисдикции. Данным Законом устанавливаются система судов общей юрисдикции, порядок их создания и упразднения, компетенция, принципы деятельности, структура отдельных звеньев, финансовое и материальное обеспечение деятельности. Главная новелла Закона — введение апелляционного порядка проверки судебных актов в верховных судах республик, краев, областей и соответствующих судах, военных судах округов (флотов) и Верховном Суде РФ.
Таким образом, следует констатировать, что современное российское судоустройственное законодательство в целом отвечает целям и задачам Концепции судебной реформы 1991 г., но продолжает совершенствоваться в соответствии с требованиями и запросами государства и общества.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение судебной системы РФ.
2. Какие виды судов образуют судебную систему РФ?
3. Какие судоустройственные принципы вы знаете?
4. Каково понятие звена судебной системы?
5. Назовите звенья, образующие систему судов общей юрисдикции.
6. Назовите звенья, образующие систему арбитражных судов.
7. Дайте характеристику Конституционному Суду РФ и конституционным (уставным) судам в судебной системе РФ.
8. Что понимается под термином «судебная инстанция»?
9. В чем отличие суда первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций?
10. Назовите правовые основы судебной системы РФ.
Рекомендуемая литература
1. Абросимова, Е. Б. Судебная власть в Российской Федерации: система и принципы. — М., 2002.
2. Александров, С. В. Оптимизация системы районных судов в Российской Федерации: историко-теоретические и практические акценты / С. В. Александров, Е. В. Бурдина // Российское правосудие. — 2009. — № 8.
3. Анишин, В. И. Основы судебной власти и правосудия в Российской Федерации: курс лекций. — М., 2008.
4. Бойков, А. Д. Третья власть в России: очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990—1996 гг. — М., 1997.
5. Власенко, Н. А. Судебная власть и судебная деятельность it Российской Федерации: краткий курс лекций / Н. А. Власенко, Л. Н. Власенко. — М., 2007.
6. Ершов, В. В. Суд в системе органов государственной власти // Российское правосудие. — 2006. — № 1.
7. Колоколов, Н. А. Судебная власть: некоторые проблемы реформирования. — Курск, 2002.
8. Колоколов, Н. А. Теория судебных систем: особенности конституционного регулирования, судебного строительства и судебной деятельности в федеративном государстве / Н. А. Колоколов, С. Г. Павлинов. — М., 2007.
9. Комаров, А. А. Социальная сущность суда // Вестник Арбитражного суда г. Москвы. — 2009. — № 2.
10. Кутафин, О. Е. Судебная власть в России: История. Документы: в 6 т. / О. Е. Кутафин, В. М. Лебедев, Г. Ю. Семигин. — М., 2003.
11. Лебедев, В. М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. — М., 2001.
12. Михайловская, И. Б. Процессы управления в судебной системе: учеб. пособие. — М., 2011.
13. Судебная власть / под ред. И. Л. Петрухина. — М., 2008.