Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов




 

Организация и устройство верховных судов республик в составе Российской Федерации, краевых и областных су­дов, суда автономной области, судов автономных округов, судов городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга (далее областные и соответствующие им суды) предусмотрена ст. 20 Закона о судебной системе и гл. 3 Закона о судах общей юрисдикции. Эти суды наделены функциями вышестоящих судебных инстанций по отноше­нию к районным судам и мировым судьям, действующим на территории соответствующего субъекта РФ, а Москов­ский и Санкт-Петербургский городские суды — к районным и приравненным к ним судам и мировым судьям этих Городов.

В структуре областных и приравненных к ним судов об­разуются и действуют президиум суда и две судебные кол­легии: коллегия по уголовным делам и коллегия по граж­данским делам.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находя­щихся или проживающих в отдаленных местностях, в со­ставе областного и соответствующего ему суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположен­ное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие является обособленным подразделе­нием суда и осуществляет его полномочия.

Областные и соответствующие им суды рассматривают и пределах своих полномочий дела в качестве суда пер- иой инстанции, апелляционной, кассационной инстанций, но новым или вновь открывшимся обстоятельствам, осу­ществляют другие полномочия, предоставленные им зако­нодательством.

Областному и соответствующему ему суду подсудны уголовные дела о преступлениях, перечисленных в п. 1 ч. 3 от. 31 УПК РФ (например, дела об умышленных убийствах с квалифицирующими признаками), а также уголовные де­ла, в материалах которых содержатся сведения, составля­ющие государственную тайну.

Перечень гражданских дел, подсудных непосредственно областному суду, незначителен. Областной суд рассматри­вает в качестве суда первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, об оспаривании нор­мативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, о ликвидации региональ­ных общественных организаций, об усыновлении (удочере­нии) детей иностранными гражданами и др.

Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом кол­легиально или судьей единолично. Коллегиально суд рас­сматривает дела в следующих составах: судья и 12 присяж­ных заседателей; три профессиональных судьи.

Как суд второй инстанции областной суд в апелляци­онном или кассационном порядке рассматривает жалобы и представления на не вступившие в законную силу при­говоры, решения и иные судебные акты районных судов.

Президиум областных и приравненных к ним судов об­разуется в составе председателя, заместителя председателя суда, входящих в состав президиума по должности, и дру­гих судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом РФ.

Состав президиума суда утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения соответству­ющей квалификационной коллегии судей.

Президиум суда:

- рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных су­дов и мировых судей, апелляционные определения соот­ветствующего областного или приравненного к нему суда, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоя­тельствам;

утверждает по представлению председателя соот­ветствующего суда судебные составы судебных коллегий по уголовным и гражданским делам из числа судей этого суда;

- ежегодно представляет по предложению председате­ля областного и приравненного к нему суда на утвержде­ние Высшей квалификационной коллегии судей РФ состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей данного суда, принимающей (принимающих) решение (ре­шения) по вопросу о привлечении к административной от­ветственности судьи районного суда, арбитражного апел­ляционного суда, арбитражного суда первой инстанции, а также по другим вопросам, предусмотренным Законом о статусе судей;

- рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;

- заслушивает отчеты председателей судебных колле­гий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы рабо­ты аппарата суда;

- осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Заседания президиума суда проводятся не реже двух раз в месяц и считаются правомочными, если на них присут­ствует более половины членов президиума. Постановления i президиума суда принимаются открытым голосованием большинством голосов членов, участвующих в его заседа­нии.

Судебные коллегии по уголовным и гражданским де­лам областного и приравненного к нему суда формируются па числа судей соответствующего суда в составе председа­теля и членов соответствующей коллегии. Составы указан­ных судебных коллегий утверждаются президиумом суда.

Судебные коллегии областного и приравненного к нему Суда рассматривают:

- в качестве суда первой инстанции — дела, отнесенные к его подсудности;

- в качестве суда апелляционной инстанции — дела по жалобам, представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не всту­пившие в силу, а также на промежуточные судебные реше­ния областного и приравненного к нему суда, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве су­да первой инстанции;

- в качестве суда кассационной инстанции — дела по жалобам, представлениям на промежуточные судебные решения данного областного или приравненного к нему суда, вынесенные ими в ходе производства по уголовным делам в качестве суда первой инстанции;

- дела по новым и вновь открывшимся обстоятель­ствам в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией.

В состав областных и приравненных к ним судов входят председатель суда, его заместители, судьи, а также аппарат суда.

Председатель суда наряду с осуществлением полномо­чий судьи организует работу суда, распределяет обязанно­сти между своими заместителями и судьями, осуществляет общее руководство работой аппарата суда, устанавливает правила внутреннего распорядка суда, созывает президиум суда и председательствует в его заседаниях, организует ра­боту суда по приему граждан и рассмотрению их предло­жений, заявлений и жалоб, организует проверку заявлений и жалоб граждан на работу нижестоящих судов и судей, регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда, осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Заместители председателя областного суда в соответ­ствии с распределением обязанностей организуют деятель­ность соответствующих судебных коллегий и аппарата суда, могут председательствовать в судебных заседаниях соответствующих судебных коллегий суда, осуществляют процессуальные полномочия в качестве судей, в случаях отсутствия председателей соответствующих судебных коллегий могут выполнять их полномочия.

В случаях отсутствия председателя суда его полномочия осуществляет первый заместитель председателя, а в случае его отсутствия — один из заместителей председателя. Обычно председатель областного и приравненного к нему суда имеет двух заместителей, но в крупных судах их количество может быть большим. Например, в Свердловском областном суде председатель имеет первого заместителя, а также заместителей председателя по уголовным, граждан­ским и административным делам.

Председатели судебной коллегии по гражданским и су­дебной коллегии по уголовным делам областного и при­равненного к нему суда наряду с осуществлением полно­мочий судей соответствующего суда: председательствуют на заседаниях соответствующих судебных коллегий или на­значают председательствующих из числа членов судебных коллегий, осуществляют руководство работой соответству­ющих судебных коллегий, формируют судебные составы. суда для рассмотрения судебных дел на заседаниях соот­ветствующей судебной коллегии, представляют в президи­ум суда отчеты о деятельности соответствующих судебных коллегий, вправе истребовать из районных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики.

Председатели, заместители председателя областных и приравненных к ним судов назначаются на должность I Президентом РФ по представлению Председателя Верхов­ного Суда РФ, основанному на положительном заключе­нии Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Срок их пребывания в должности — шесть лет, одно и то же лицо не может быть назначено на данную должность более двух раз подряд.

Судьи областных и приравненных к ним судов назна­чаются на должность аналогичным способом, однако в от­личие от порядка назначения на должность председателей и их заместителей представление Председателя Верховного Суда РФ в отношении судей основывается на положитель­ном заключении квалификационной коллегии судей субъ­екта РФ.

Председателем, заместителем председателя и судь­ей областного и приравненного к ним суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специаль­ности не менее семи лет. Предельный возраст пребывания данных лиц в должности — 70 лет.

Деятельность областных и приравненных к ним судов обеспечивается аппаратом данных судов. Руководит аппа­ратом администратор областного суда. Аппарат суда имеет свою структуру, зависящую от численности суда, в которую могут входить секретариаты председателя суда, президиума суда и судебных коллегий, различные отделы (например, отдел систематизации законодательства и обобщений су­дебной практики, отдел кадров, отдел правовой информа­тизации, финансово-экономический отдел и др.). В аппарат суда входят помощники председателя суда, его заместите­лей и помощники судей, начальники отделов, консультан­ты, специалисты и старшие специалисты, секретари судеб­ного заседания и другие работники аппарата суда.

Производства в судах апелляционной инстанции по уго­ловным делам применяются с 1 января 2013 г.

Верховный Суд РФ

 

Верховный Суд РФ является высшим судебным орга­ном страны в системе судов общей юрисдикции.

Верховный Суд РФ — непосредственно вышестоящая судебная инстанция по гражданским, уголовным, админи­стративным и иным делам по отношению к верховным су­дам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), су­дам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов и флотов.

Организация Верховного Суда РФ предусмотрена ст. 129 Конституции РФ, ст. 19 Закона о судебной системе, гл. 2 Закона о судах общей юрисдикции.

Положение Верховного Суда в системе судов РФ обу­словлено функциями, которые он осуществляет:

- в пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, над­зорной инстанций и по новым или вновь открывшимся об­стоятельствам;

- изучает, обобщает судебную практику и в целях обе­спечения ее единства дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства РФ, возникающим при рассмотрении судебных дел;

- разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами РФ;

- реализует право законодательной инициативы в Фе­деральном Собрании РФ по вопросам ведения Верховного Суда;

- публикует судебные акты Верховного Суда РФ, а также решает вопросы обеспечения доступа к информа­ции о его деятельности;

- реализует иные полномочия, предоставленные ему законом.

Полномочия Верховного Суда РФ как суда первой ин­станции определяются УПК РФ и ГПК РФ. Например, в соответствии со ст. 31 УПК РФ Верховному Суду РФ подсудны уголовные дела в отношении члена Совета Фе­дерации или депутата Государственной Думы, судьи феде­рального суда по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства.

В сфере гражданского судопроизводства Верховный Суд РФ рассматривает дела об оспаривании ненормативных ак­тов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Прави­тельства РФ и др.

Приговоры, решения и другие судебные акты Верховно­го Суда РФ, вынесенные им при рассмотрении дел по пер­вой инстанции, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в его Апелляционную коллегию.

Верховный Суд РФ является кассационной инстан­цией для верховных судов республик, краевых и област­ных судов, судов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автоном­ных округов, военных судов военных округов и флотов. Он рассматривает дела по кассационным жалобам и представ­лениям на вступившие в законную силу приговоры, реше­ния и другие судебные акты данных судов.

Верховный Суд РФ является высшей и последней над­зорной инстанцией в Российской Федерации. Он рассма­тривает дела в порядке судебного надзора по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную си­лу приговоры, решения, постановления и определения всех судов общей юрисдикции России.

В структуру Верховного Суда РФ входят Пленум, Пре­зидиум, Апелляционная коллегия, Военная коллегия, Кол­легия по административным делам, Коллегия по граждан­ским делам, Коллегия по уголовным делам.

Пленум Верховного Суда (особое собрание всех судей) действует в составе председателя Верховного Суда, его за­местителей и судей Верховного Суда.

Пленум Верховного Суда дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства РФ в целях обеспечения единства судебной практики.

Кроме того, Пленум Верховного Суда утверждает но представлению председателя Верховного Суда из чис­ла его судей составы судебных коллегий и секретаря Пленума; утверждает Научно-консультативный совет при Верховном Суде; утверждает в связи с представле­нием Президента РФ состав судебной коллегии судей Верховного Суда, принимающих заключения о наличии в действиях Генерального прокурора РФ и Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в от­ношении указанных лиц; ежегодно представляет по пред­ложению Председателя Верховного Суда на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей РФ состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей Верховного Суда, принимающей (принимающих) реше­ние (решения) по вопросу о привлечении к администра­тивной ответственности судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судей областных и равных им судов, судей арбитраж­ных и военных судов; избирает членов Дисциплинарного судебного присутствия из числа судей Верховного Суда; рассматривает и решает вопросы о внесении представ­лений в Федеральное Собрание РФ в порядке законо­дательной инициативы; заслушивает сообщения о рабо­те Президиума Верховного Суда и отчеты председателя Апелляционной коллегии о деятельности Апелляционной и других коллегий; осуществляет иные представленные ему полномочия.

Пленум созывается, как правило, не реже одного раза в три или четыре месяца. В его заседаниях принимают уча­стие Генеральный прокурор и министр юстиции РФ. Во­просы, внесенные на рассмотрение Пленума Верховного Суда Генеральным прокурором или министром юстиции, рассматриваются по их докладам или докладам уполномо­ченных лиц. В обсуждении вопросов, вынесенных на заседание Пленума, могут участвовать и другие лица, пригла­шенные на Пленум.

Заседание Пленума Верховного Суда РФ является пра­вомочным при наличии не менее двух третей его состава. Постановления Пленума принимаются открытым голосо­ванием большинством голосов членов Пленума, участво­вавших в голосовании. Постановление Пленума Верховно­го Суда РФ подписывает Председатель Верховного Суда и секретарь Пленума.

В состав Президиума Верховного Суда по должности входят Председатель Верховного Суда и его заместите­ли, а также судьи Верховного Суда. Состав Президиума утверждается Советом Федерации Федерального Собра­ния РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда. Прези­диум утверждается при наличии положительного заключе­ния Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Президиум в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в по­рядке возобновления производства по новым и вновь от­крывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; разрешает вопросы организации рабо­ты судебных коллегий, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда; утверждает положение об ап­парате Верховного Суда, его структуру и штатное распи­сание; возлагает исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда на одного из его заместителей в случае отсутствия Председателя Верховного Суда; осуществляет иные предусмотренные законом полномочия.

Заседания Президиума правомочны при наличии боль­шинства его членов, участвующих в заседании. Заседа­ния Президиума по рассмотрению судебных дел проходят с участием Генерального прокурора РФ.

Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ состо­ит из председателя и членов, являющихся судьями Вер­ховного Суда. Она утверждается Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ, основанному на пред­ставлении председателя Верховного Суда и положитель­ном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Апелляционная коллегия в качестве суда второй (апел­ляционной) инстанции рассматривает гражданские и ад­министративные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебными коллегиями но гражданским, административным делам и Военной кол­легией Верховного Суда; рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым и вновь открывшимся обстоя­тельствам; осуществляет иные предусмотренные законом полномочия.

Судебные коллегии по административным, уголовным и гражданским делам, а также Военная коллегия формиру­ются из числа судей Верховного Суда в составе председа­теля и членов соответствующей коллегии. Составы судеб­ных коллегий утверждаются Пленумом Верховного Суда по представлению Председателя Верховного Суда.

Судебные коллегии в пределах своих полномочий: рас­сматривают дела в качестве суда первой инстанции, в апел­ляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; вправе обратиться в Кон­ституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; обоб­щают судебную практику; осуществляют иные предусмо­тренные законом полномочия.

Председатель Верховного Суда РФ назначается на долж­ность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

Председатель Верховного Суда РФ в соответствии со ст. 6 Закона о статусе судей и ст. 21 Закона о судах общей юрисдикции:

- организует работу Верховного Суда РФ и в целом си­стемы судов общей юрисдикции;

- распределяет обязанности между своими заместите­лями и судьями Верховного Суда;

- руководит организацией работы Апелляционной кол­легии и судебных коллегий Верховного Суда;

- осуществляет общее руководство деятельностью ап­парата Верховного Суда;

- созывает Пленум Верховного Суда и председатель­ствует на его заседаниях;

- созывает Президиум Верховного Суда РФ и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие его решения, председательствует на заседаниях Президиума;

- формирует судебные составы судебных коллегий Вер­ховного Суда и назначает председателей данных составов;

- организует текущее и перспективное планирование работы Верховного Суда, осуществляет контроль за реали­зацией планов;

- организует работу по повышению квалификации су­дей Верховного Суда и других судов общей юрисдикции;;

- организует работу по изучению и обобщению судеб­ной практики и анализу судебной статистики;

- устанавливает правила внутреннего распорядка суда;

- осуществляет иные полномочия по организации ра­боты суда.

Заместители председателя Верховного Суда назнача­ются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Заместители председателя Верховного Суда:

- в соответствии с распределением обязанностей между ними организуют деятельность соответствующей судебной коллегии и осуществляют контроль за работой аппарата этой судебной коллегии;

- председательствуют в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ или поручают это судьям Верховного Суда;

информируют Пленум и Президиум Верховного Су­да о деятельности соответствующих коллегий;

- организуют работу по обобщению судебной практики для предоставления ее результатов на рассмотрение Пре­зидиума и Пленума Верховного Суда РФ;

- осуществляют иные предоставленные им полномо­чия.

При отсутствии Председателя Верховного Суда его обя­занности выполняет один из его заместителей.

Судьи Верховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Судебная и организационная работа в Верховном Суде выполняется с помощью аппарата суда, который состоит из главных и старших консультантов, консультантов, ин­спекторов, других служащих, а также младшего обслужи­вающего персонала.

Аппарат Верховного Суда РФ имеет свою структуру, в которую входят, например, секретариаты Пленума, Пре­зидиума, председателя Верховного Суда и его первого за­местителя, различные управления и отделы, канцелярии: управления анализа и обобщения судебной практики, По работе с законодательством, управление делами (до­кументооборота и делопроизводства), управление кадров и государственной службы, хозяйственное управление, от­дел проверки судебных решений в порядке надзора, меж­дународно-правовой отдел, отдел правовой информатики, канцелярии судебных коллегий, судебных составов и дру­гие подразделения аппарата.

При Верховном Суде РФ действует Научно-консульта­тивный совет, в составе которого работают судьи Верховно­го Суда, представители науки и различных юридических ве­домств. Научно-консультативный совет обсуждает проекты разъяснений Пленума Верховного Суда, наиболее важные вопросы применения законодательства судами, оказывает консультативную помощь Верховному Суду.

При Верховном Суде РФ создан и действует Судебный департамент и его территориальные органы в субъектах РФ, которые призваны осуществлять организационное обе­спечение работы нижестоящих судов (функции Судебного департамента изложены в отдельном разделе учебника).

Верховный Суд РФ имеет свой печатный орган — «Бюл­летень Верховного Суда Российской Федерации», в кото­ром публикуются постановления Пленума Верховного Су­да, решения Президиума и судебных коллегий Верховного Суда по наиболее важным судебным делам.

Военные суды

 

Военные суды входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть и иные полномочия в Вооруженных Си­лах РФ, других войсках, воинских формированиях и феде­ральных органах исполнительной власти, в которых феде­ральным законом предусмотрена военная служба.

Военные суды создаются по территориальному прин­ципу по месту дислокации войск, флотов и иных воинских структур, а в случаях, когда это предусмотрено междуна­родным договором РФ, — и по месту дислокации воинских формирований за пределами территории России. Создание и упразднение военных судов осуществляется на основа­нии федерального закона. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность их судей устанавливаются Верховным Судом РФ.

Военные суды располагаются в открытых для свободно­го доступа местах и размещаются в зданиях, внешний вид и внутреннее устройство которых должны соответствовать конституционному статусу судебной власти в Российской Федерации. В зданиях военных судов не могут размещать­ся другие учреждения, в том числе военные ведомства. В судебных помещениях устанавливаются символы судеб­ной власти (флаг, герб), а на здании — государственный флаг РФ, что важно еще и в том случае, если военные суды расположены по месту дислокации войск за пределами Рос­сийской Федерации.

Особенности организации и деятельности военных су­дов в период мобилизации и в военное время определяют­ся соответствующими федеральными конституционными законами.

Полномочия, порядок образования и деятельность во­енных судов устанавливаются Конституцией РФ, Законом о судебной системе и Федеральным конституционным за­коном «О военных судах Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами и федераль­ными законами.

Военные суды осуществляют правосудие от имени Рос­сийской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства, руководствуясь при этом уголовным, гражданским и другим законодательством.

В своей деятельности при осуществлении правосудия военные суды руководствуются конституционными принципами и правилами судопроизводства, установленого для всех федеральных судов общей юрисдикции.

Разбирательство дел в военных судах проводится в от­крытом судебном процессе, за исключением случаев, преду­смотренных законом для всех судов общей юрисдикции.

Важнейшими началами деятельности военных судов являются самостоятельность и независимость судей этих судов. Правосудие военные суды осуществляют самосто­ятельно, подчиняясь только Конституции РФ, федераль­ным конституционным законам и федеральным законам. Судьи военных судов независимы и в своей деятельно­сти по осуществлению правосудия никому не подотчетны. Всякое вмешательство в какой бы то ни было форме II их деятельность недопустимо и влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом. В ч. 4 ст. 5 Фе­дерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» (далее в этой главе — Закон о во­енных судах) прямо указано, что установленные Консти­туцией РФ, конституционными федеральными законами и федеральными законами гарантии независимости судей не могут быть отменены или снижены в отношении судей военных судов.

Судопроизводство и делопроизводство в военных судах осуществляется на государственном языке РФ — русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объясне­ния на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами перевод­чика.

Вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления военных судов, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов мест­ного самоуправления, органов военного управления, обще­ственных объединений, должностных лиц, других физи­ческих и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России.

Военные суды при осуществлении правосудия имеют свою специфику, которая проявляется в подсудности дел..-'устанавливается прежде всего по субъектному (персональному) принципу в отношении определенных категорий Таких категорий две — военнослужащие и граждане, одящие военные сборы.

В отношении указанных лиц военные суды рассматрива­ют и разрешают следующие категории дел:

- гражданские и административные дела о защите на­рушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняе­мых законом интересов военнослужащих, граждан, прохо­дящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и приня­тых ими решений;

- уголовные дела обо всех преступлениях, совершен­ных военнослужащими и гражданами, проходящими воен­ные сборы (ч. 5, 6 ст. 31 У ПК РФ). Если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в от­ношении хотя бы одного из них, то данное уголовное дело I рассматривается военным судом;

- дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими во­енные сборы;

- дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

В компетенцию военных судов входит также рассмотре­ние материалов о совершении военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисципли­нарных поступков, за совершение которых может быть I назначен дисциплинарный арест.

Дела о преступлениях военнослужащих и граждан, про­ходящих военные сборы, подсудны поенным судам не-! зависимо от того, находятся они на военной службе или на военных сборах в данный момент или уже уволены, главное — что преступление было совершено ими в период прохождения военной службы или нахождения на военных сборах.

Жалобы на действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушающие права, свободы и охраняемые зако­ном интересы военнослужащих и приравненных к ним лиц, принимаются и рассматриваются военными судами и после увольнения этих лиц с военной службы или прохождения военных сборов.

Военным судам, дислоцирующимся за пределами терри­тории РФ, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральны-1 ми судами общей юрисдикции, если иное не установлено I международным договором РФ (ч. 4 ст. 7 Закона о военных судах).

Дела о преступлениях военнослужащих и граждан, про­ходящих военные сборы, при условии, что преступления совершены ими до призыва либо поступления на военную службу, военные сборы, не подсудны военным судам и рас­сматриваются другими судами в установленном законом порядке.

Кроме разбирательства уголовных, гражданских и адми­нистративных дел военные суды осуществляют иные полпомочия в ходе досудебного производства, свойственные судам общей юрисдикции. Так, они рассматривают матери­алы и принимают решения об избрании меры пресечения и виде заключения под стражу, домашнего ареста или зало­га в отношении вышеупомянутых лиц, подозреваемых или обвиняемые в совершении преступлений (ст. 29, 108—109 УПК РФ) о продлении срока содержания обвиняемых под стражей, а также жалобы на действия (бездействие) дознаватели, военных следователей и прокуроров и при­нятые ими решения по делам, расследуемым в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы (ст. 125 УК РФ). Например, военные суды правомочны рассматривать жалобы на постановления дознавателя, сле­дователя и руководителя следственного органа, об отказе и возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела.

К полномочиям военных судов отнесено рассмотрение дел и материалов, связанных с ограничениями конститу­ционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных со­общений, нa неприкосновенность жилища (ч. 2 ст. 29 УПК РФ).

Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в во­енное время определяются соответствующими федеральны­ми конституционными законами.

Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в по­рядке надзора, а также ввиду новых и вновь открывшихся обстоятел1ств.

К особенностям военных судов следует отнести и то, что они в своей упорядоченной совокупности образуют само­стоятельною подсистему судов, в которую входят окруж­ные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды (ст. 8 Закона о военных судах).

В соответствии со ст. 126 Конституции РФ высшим су­дебным органом для военных судов является Верховный Суд РФ, который реализует свои функции в отношении военных судов, как непосредственно, так и через Военную коллегию Верховного Суда РФ.

В процессуальном отношении система военных судов включает три звена:

- первое (низшее) звено — гарнизонные военные суды;

- второе (среднее) звено — окружные (флотские) во­енные суды;

- третье (высшее) звено — Военная коллегия Верхов­ного Суда РФ.

Гарнизонный военный суд является низовым звеном си­стемы военных судов и функционирует только в качестве суда первой инстанции на территории, на которой дислоци­руются один или несколько военных гарнизонов. Посколь­ку мировых судей в системе военных судов нет, то все дела, отнесенные УПК РФ к подсудности мировых судей, рас­сматривают судьи гарнизонных военных судов в порядке, предусмотренном для рассмотрения дел мировым судьей.

Военный суд первого звена в первой инстанции рассма­тривает не отнесенные к подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ или окружного (флотского) военно­го суда все гражданские, административные и уголовные дела, а также материалы о совершении военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисци­плинарных поступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

Административные и гражданские дела, другие мате­риалы по различным вопросам, отнесенные к подсудности этого суда, рассматриваются судьей единолично, уголовные дела — как правило, единолично и лишь при рассмотрении дел о тяжких преступлениях по ходатайству подсудимого — коллегией, состоящей из трех профессиональных судей.

Приговоры и решения гарнизонных военных судов мо­гут быть обжалованы в кассационном порядке участниками судебного процесса в вышестоящий окружной (флотский) военный суд. Порядок обжалования судебных актов, всту­пивших в законную силу, или по вновь открывшимся об­стоятельствам тот же, что и в территориальных судах об­щей юрисдикции.

Гарнизонный военный суд образуется в составе предсе­дателя, его заместителей и других судей.

Вторым звеном системы военных судов является окруж­ной (флотский) военный суд, действующий на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которой дисло­цируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей и других судей, кроме того, может быть введена должность первого заместителя председателя. В таком суде имеется президиум, могут создавать­ся судебные коллегии и (или) судебные составы.

Окружной (флотский) военный суд действует как суд трех инстанций — первой, кассационной (второй) и над­ворной.

К его подсудности отнесены в первой инстанции граж­данские дела, связанные с государственной тайной, уголов­ные дела о преступлениях, которые отнесены к подсудности верховных судов республик, краевых, областных и соответствующих им судов, но в отношении военнослужащих н граждан, проходящих военные сборы (ч. 6 ст. 31 УПК РФ), а также дела по заявлениям о присуждении компен­сации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам.

По решению Верховного Суда РФ уголовные дела о тер­роризме, бандитизме и других особо тяжких преступлениях могут быть переданы для рассмотрения в окружной (флот­ской) военный суд по месту совершения преступления (ч. 4 ст. 35 УПК РФ).

Окружной (флотский) военный суд в первой инстанции осуществляет правосудие в следующем составе: граждан­ские и административные дела рассматривает судья едино­лично; уголовные дела рассматривают судья единолично, коллегия, состоящая из трех судей, либо судья и коллегия присяжных заседателей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: