Камень - един, понятие многочисленных лотосов в нём возникает только в отношении этого единого камня. Так и понятие разнообразия возникает в СОЗНАНИИ без разделения ЭТОГО СОЗНАНИЯ. Но как вода в мираже и есть, и её нет одновременно, также разнообразие в СОЗНАНИИ существует и не существует одновременно. Всё это - ЕДИНОЕ БЕСКОНЕЧНОЕ СОЗНАНИЕ. Как понятие существования лотосов в камне не вредит камню, так и на СОЗНАНИЕ не влияет этот мир, который существует как природа СОЗНАНИЯ в СОЗНАНИИ. Нет разницы между СОЗНАНИЕМ и миром, это - синонимы. Когда видишь РЕАЛЬНОСТЬ, видно только СОЗНАНИЕ.
Как вся вода, существующая в этом мире, является только соединением между газами водорода и кислорода, так этот кажущийся мир является только БРАХМАНОМ. ЕДИНОЕ СОЗНАНИЕ проявляется как ум, горы, и т. д., также как разноцветные перья павлина уже присутствуют в павлиньем яйце. Эта сила или способность потенциально присутствует в БЕСКОНЕЧНОМ СОЗНАНИИ. То, что сейчас видится как разнообразные объекты во Вселенной, с помощью глаз мудрости видится как БРАХМАН, или БЕСКОНЕЧНОЕ СОЗНАНИЕ. Всё это - недвойственно, хоть и кажется разнообразным, как понятие о разнообразии внутри павлиньего яйца. Понятие БРАХМАНА и мира потому является одновременно двойственным и недвойственным. То, что является основой этих понятий о единстве и множественности, и есть Высшее состояние.
БЕСКОНЕЧНОЕ СОЗНАНИЕ наполняет Вселенную, и Вселенная существует в БЕСКОНЕЧНОМ СОЗНАНИИ. Их отношения - подобны отношению между множественностью и не множественностью, как многочисленные части павлина в единой субстанции яйца. Где во всём этом многообразие?
Всё это - эго и пространство и т. д. - обрело реальность, хоть никогда и не было создано. Там, где ничего не было создано, всё это видится. Мудрецы и боги остаются в своём ТРАНСЦЕДЕНТНОМ СОЗНАНИИ, вкушая блаженство собственной СУЩНОСТИ. Они оставили иллюзию двойственности наблюдателя и наблюдаемого, и следующие из этого потоки мыслей. Их взгляд - прям и пристален.
|
Хотя мудрецы - активны в этом мире, они не имеют понятия об иллюзорном существовании. Они утвердились в состоянии, отказывающемся от отношений между тем, кто знает и объектом познания (субъектом и объектом). Их жизненная сила не волнуется. Они - подобны нарисованным фигурам, их ум не движется, как не движется ум в нарисованных картинах. Они оставили способность к созданию концепций.
Они вовлечены в соответствующие действия небольшим движением мысли в Сознании (как поступают даже боги). Но подобное движение мысли и ощущение контакта наблюдателя с объектом наблюдения вызывают в них блаженство. Их Сознание - чисто и свободно от образов, концепций и понятий.
Таково - состояние ЧИСТОГО СОЗНАНИЯ, СУЩНОСТИ БЕСКОНЕЧНОГО СОЗНАНИЯ. Это - неведение. Ему невозможно научить. Это - не очень трудно, и это - не невозможно и не далеко. Оно осознаётся только на собственном опыте.
Только это существует, и ничего больше - ни тела, ни чувств и жизненной силы, ни ума, ни памяти, ни скрытых тенденций, ни индивидуального сознания, ни даже движения в сознании, ни сознания, ни мира. Это - ни реально, ни нереально, и ни что-либо - между ними, ни пустота, ни её отсутствие, ни время, ни пространство и ни материальность. Свободный от всего этого и от тысячи покрывающих слоёв в сердце, человек должен ощутить СОЗНАНИЕ во всём, что он видит.
|
ЭТО - ни начало, ни конец. Так как ОНО всегда присутствует везде, ЕГО принимают за что-нибудь другое. Тысячи рождаются и тысячи умирают, но СОЗНАНИЕ, КОТОРОЕ повсюду, внутри и снаружи, не затрагивается этим. ОНО остаётся во всех этих телах и т. д., будто только немного отличное от БЕСКОНЕЧНОГО.
Выполняя различные действия, оставайся свободным от чувства «я» и «моё». Потому что всё в этом мире является БРАХМАНОМ, свободным от характеристик и качеств, ОН - вечен, спокоен, чист и уравновешен.
- Если БРАХМАН не претерпевает изменений, как в НЁМ возникает этот кажущийся мир, который - реален и нереален? - спросил Рама.
- Изменение есть трансформация одной субстанции в другую, как при сворачивании молока сыворотка уже не может вернуться в изначальное состояние молока. Это не так в случае БРАХМАНА, КОТОРЫЙ был неизменен до появления мира и остаётся без изменений после того, как мир пропадает. И в начале и в конце, ОН является НЕИЗМЕННЫМ ОДНОРОДНЫМ СОЗНАНИЕМ. Мгновенные кажущиеся модификации в ЭТОМ СОЗНАНИИ - лишь небольшие возмущения в СОЗНАНИИ, не изменения. В БРАХМАНЕ нет ни субъекта, ни объекта осознания. Какова - вещь вначале и в конце, тем она и является. Если она кажется чем-то ещё между началом и концом, это «что-то» считается не реальным. СОЗНАНИЕ является СОЗНАНИЕМ в начале и в конце, и потому и в середине тоже. ОНО никогда не претерпевает никаких трансформаций и видоизменений, - ответил Васиштха.
- Как возникает небольшое возмущение в ЭТОМ ЧИСТОМ СОЗНАНИИ? - спросил Рама.
|
- ЭТО БЕСКОНЕЧНОЕ СОЗНАНИЕ - единственно реально и в ЕГО природе нет возмущений. Мы используем слово «БРАХМАН » только для передачи мыслей и обучения, а не для того, чтобы создать понятие об одном и двух. Ты, я и все эти вещи - лишь ЧИСТОЕ СОЗНАНИЕ, нет никакого невежества, - ответил Васиштха.
- В конце предыдущей главы ты уговаривал меня исследовать природу этого невежества, - спросил Рама.
- Да, в то время ты ещё не был окончательно пробудившимся. Такие выражения, как «невежество», «индивидуальное Сознание» и т. д. были придуманы для помощи в обучении непробуждённого. Надо использовать здравый смысл и подходящие методы для пробуждения искателя до передачи ему знания ИСТИНЫ. Если кто-то провозглашает «всё это есть БРАХМАН » непробудившемуся, он - подобен человеку, подающему дереву прошения об уменьшении страданий. Подходящими методами можно пробудить непробуждённого. Пробуждённый просветляется ИСТИНОЙ. Теперь, когда ты пробудился, я провозглашаю тебе ИСТИНУ.
Ты есть БРАХМАН, я есть БРАХМАН, Вселенная является БРАХМАНОМ. Только ЭТОТ БРАХМАН, или СУЩНОСТЬ всего, является РЕАЛЬНОСТЬЮ во всех существах, как глина является сущностью тысяч горшков. Как ветер и его движение - не отличны друг от друга, так СОЗНАНИЕ и ЕГО Энергия, вызывающая эти проявления, не отличны друг от друга. Семя понятия, падая на почву СОЗНАНИЯ, вызывает это кажущееся многообразие. Если оно не падает, ум не прорастает, - ответил Васиштха.
- То, что надо узнать, узнано, то, что надо увидеть, увидено. Мы все наполнены ИСТИНОЙ, благодаря мудрости БРАХМАНА, переданной нам тобой. Полнота заполнена полнотой. Наполненность порождается наполненностью. Наполненность наполняет наполненность. В наполненности устанавливается наполненность. Однако для дальнейшего роста осознанности, я спрашиваю снова. Органы чувств присутствуют у всех, почему же мёртвый человек ничего не чувствует, хотя будучи живым он ощущал объекты чувств с помощью этих органов чувств? - сказал Рама.
Васиштха ответил:
- Вне ЧИСТОГО СОЗНАНИЯ не существует ни чувств, ни ума, ни даже объектов органов чувств. Только ЭТО СОЗНАНИЕ проявляется как объекты в окружающем и чувства в человеке. Когда ЭТО СОЗНАНИЕ становится тонким телом, ОНО отражает внешние объекты.
ВЕЧНОЕ и БЕСКОНЕЧНОЕ СОЗНАНИЕ - свободно от всех видоизменений, но когда в НЁМ возникает понятие «я есть», это понятие - известно как индивидуальное Сознание. Это индивидуальное Сознание живёт и движется в теле. Возникающее понятие «я» называется эго. Возникающие мысли называются умом. Сознание называется интеллектом. Когда ОНО видится индивидуальным Сознанием, это называется чувством. Когда понятие тела укрепляется, появляется тело, когда утверждаются понятия об объектах, появляются объекты. Через постоянство этих понятий тонкая персональность уплотняется в материальную субстанциальность. То же Сознание затем думает «я есть тело», «я есть дерево» и т. д. Обманывая Себя, Оно рождается и умирает, пока не достигнет чистого рождения и духовно не пробудится. Затем, поклоняясь ИСТИНЕ, Оно достигает осознания Себя.
Из-за понятия «я есть», Сознание обитает как индивидуальная душа в теле. Когда Его чувства сталкиваются со сходными телами вне Себя, между ними возникает контакт и желание стать единым с ними. Когда происходит такой контакт, объект отражается в себе и индивидуальное Сознание воспринимает это отражение, веря, что это отражение снаружи. Индивидуальное Сознание знает только отражение, что значит, что Оно знает Себя. Этот контакт является причиной восприятия внешних объектов, поэтому он возможен только в случае глупца, чей ум обманут, но не в случае освобождённого. Конечно, потому что индивидуальная душа (которая есть только «понятие») и всё остальное - инертные и несознательные, видимое и ощущаемое отражение - только оптическая иллюзия или интеллектуальное искажение. Сознание всегда присутствует как всё-во-всём.
Как космическое тело (состоящее из Энергии ИНТЕЛЛЕКТА и космических элементов) или первое космическое тонкое тело возникло в БЕСКОНЕЧНОМ СОЗНАНИИ в качестве понятия, так все остальные тела также возникли таким же образом. О чём индивидуальное Сознание задумывается, всё ещё находясь в чреве, то Оно и видит как существующее. Как в макрокосмосе появляются и видоизменяются космические элементы, так в микрокосмосе появляются и видоизменяются чувства, соответствующие этим элементам. Конечно, они не создаются. Эти выражения и описания используются только для обучения. Эти идеи, используемые при обучении, пропадают при исследовании, которому они изначально способствуют и к которому подталкивают.
Когда ты внимательно наблюдаешь это непонимание, ты его не видишь, оно пропадает. Нереальное основано на нереальном. Мы только говорим о воде в мираже. Вода в мираже, будучи нереальной, никогда не была водой. В свете ИСТИНЫ открывается реальность всех вещей, а заблуждение, или иллюзорное восприятие, пропадает.
СОЗНАНИЕ - реально. Индивидуальное сознание, тонкое тело и остальные понятия - нереальны, и исследование их сущности - исследование нереальности. Чтобы указать слушателю на реальную сущность нереальности, используются такие выражение как «индивидуальное Сознание» и т. д.
БЕСКОНЕЧНОЕ СОЗНАНИЕ как бы примеряет на СЕБЯ сущность индивидуального Сознания, и забывая о СВОЕЙ СУЩНОСТИ, ощущает всё, что считает существующим. Как для ребёнка призрак в ночи является реальным, так индивидуальное Сознание выдумывает пять элементов, которые и видит существующими. Нет ничего, кроме понятий индивидуального Сознания, но индивидуальное Сознание видит их, как находящихся вне Его. Оно думает, что некоторые находятся внутри, некоторые снаружи. И так Оно их ощущает.
Знание - присуще СОЗНАНИЮ, как пустота присуща пространству. Но СОЗНАНИЕ теперь верит, что Знание - ЕГО СОБСТВЕННЫЙ объект. Разнообразные объекты ограничены временем и простраством, которые сами по себе - только понятия о разделении в СОЗНАНИИ, возникающие вследствие разделения СОЗНАНИЯ на субъект и объект. Такое разделение не существует на деле в СОЗНАНИИ, превосходящем пространство и время.
Однако БЕСКОНЕЧНОЕ СОЗНАНИЕ с присущим ЕМУ Знанием думает о разнообразных существах. Такова ЕГО Сила, Которую никто не может одолеть. Инертное пространство не может отразить себя в себе. Но так как такова - природа БЕСКОНЕЧНОГО СОЗНАНИЯ, БРАХМАН отражает СЕБЯ в СЕБЕ и начинает считать СЕБЯ двойственным, хоть ОН - лишён тела.
О чём думает СОЗНАНИЕ, то ОНО и видит как существующее, ЕГО концепции и понятия воплощаются. В золотом браслете есть двойственность - золото и браслет, одно из них - реально (золото), второе - внешняя форма (браслет). Так и в СОЗНАНИИ есть и Сознание, и понятие о материальных субстанциях. Так как СОЗНАНИЕ - вездесуще, ОНО присутствует в Разуме, в Котором возникают понятия.
Видящий сны видит во сне деревню, которая занимает его ум, и в которой он живёт некоторое время, потом ему снится другая ситуация, и он думает, что он живёт там. Также индивидуальное Сознание переходит из одного тела в другое, и тело - только отражение понятия, которого придерживается индивидуальное Сознание. Умирает только нереальное (тело), и только нереальное рождается снова в другом теле. Как во сне ощущаются уже виденные и ещё не виденные объекты, также во сне индивидуального Сознания оно ощущает мир и даже видит то, что будет в будущем.
Как ошибка вчерашнего дня может быть исправлена и превращена в хорошее действие усилиями в сейчас, так и привычки прошлого могут быть преодолены соответствующими усилиями в настоящем. Однако понятия об индивидуальном сознании, о существовании и функционировании ушей, глаз и т. д. не могут пропасть, кроме как достижением Освобождения. До тех пор они остаются то скрытыми, то проявленными.
Понятие в СОЗНАНИИ проявляется как Тело. Оно имеет соответствующее Тонкое Тело, состоящее из Разума, Интеллекта, Эго и пяти элементов. Сознание - бесформенно, но Тонкое Тело бродит в этом создании в сознательных и бессознательных телах, пока, не очистив себя, не будет жить как в глубоком сне и пока не достигнет Освобождения. Тонкое Тело существует всегда, в глубоком сне и во время сновидений. Оно продолжает существовать в несознательных «телах» (как неживых объектах) как бы в глубоком сне. Всё это также воспринимается и в этом (человеческом) теле. Его глубокий сон - инертен и бессознателен, его состояние сновидения осознаёт это создание, его бодрствующее состояние является ТРАНСЦЕДЕНТНЫМ СОЗНАНИЕМ, и осознание ИСТИНЫ является Освобождением. Состояние Освобождения-при-жизни является турьей. За этим - БРАХМАН, КОТОРЫЙ - за турьей. В каждом атоме существования нет ничего, кроме ВЫСШЕГО СУЩЕСТВА, и где бы ни виделся мир, это - только иллюзорная внешняя форма. Эта иллюзия и привязанность поддерживаются обусловленностью. Обусловленность является оковами, привязанностями, и оставление обусловленности - Освобождение. Плотная и тёмная обусловленность является существованием в качестве инертных объектов, обусловленность средней тяжести - животное существование, и тонкая обусловленность - существование в качестве человека. Вселенная есть проявление Энергии БЕСКОНЕЧНОГО СОЗНАНИЯ.
То, что мы называем миром (самсарой) есть изначальный сон индивидуального Сознания первого существа. Сон обычного индивидуального Сознания не похож на сон этого Существа, его сны ощущаются нами, как состояние бодрствования. Поэтому состояние бодрствования считается сном. Длинный сон индивидуального Сознания мгновенно материализуется, хотя он - нереален и нематериален. Индивидуальное Сознание переходит из одного сна в другой внутри того сна, и по мере того, как восприятие сна как реальности становится гуще, оно ощущается как реальное, а реальное игнорируется как нереальное. Будь мудрым и живи как Арджуна, который становится просветлённым, внимая словам БОГА.
Вселенная проявляется в ЕДИНОМ ОКЕАНЕ КОСМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ, в этой Вселенной обитают четырнадцать типов существ. В этой Вселенной уже были Яма, Чандра, Сурья и другие полубоги. Они установили правила поведения. Однако, когда люди становились в большинстве своём грешными, бог смерти Яма иногда медитировал по нескольку лет, в течение которых население увеличивалось лавинообразно.
Боги, устрашённые увеличением населения, применяли разные методы для его уменьшения. Всё это случалось много раз. Сейчас правит Вайвасвата, ему тоже придётся медитировать некоторое время. В это время население Земли увеличится, и боги обратятся к богу Вишну за помощью. Он возродится на Земле как Кришна, вместе со своим альтер эго по имени Арджуна.
Его старшим братом будет Юдхиштхира, сын Дхармы, который станет воплощением правильного поведения. Его двоюродный брат Дурьодхана будет драться с Бхимой, братом Арджуны. В этой битве между двоюродными братьями будет убито восемнадцать дивизий, и таким образом Вишну уменьшит население Земли.
Кришна и Арджуна будут играть роли обычных людей. Когда Арджуна увидит, что армии с обеих сторон состоят из его родственников, он расстроится и откажется от битвы. В этот момент Кришна даст ему совет и посодействует просветлению. Он скажет Арджуне: «ЭТО ВЫСШЕЕ Я не рождено и никогда не умирает, ОНО существует всегда и не умирает, когда убивается тело. Кто думает, что он убивает или что его убивают, глупец. Как, зачем и кем может быть убито это бесконечное бытиё, единое и тоньше пространства? Арджуна, проникнись, это бытиё - бесконечно, невидимо, вечно и имеет природу ЧИСТОГО и НЕЗАМУТНЁННОГО СОЗНАНИЯ. Ты - нерожден и вечен».
Кришна продолжит инструктировать Арджуну: «Арджуна, ты - не убийца, выкинь это понятие из головы. Ты есть бытиё, в котором нет старости и смерти. Кто - свободен от эго и чей Интеллект не привязан ни к чему, не убивает и его ничто не связывает, даже если он уничтожит целый мир. Поэтому оставь неверные понятия “это - я” и “это - моё”. Только из-за этих глупых понятий ты думаешь, что “меня убивают”, и страдаешь. Только эгоистичный и глупый человек думает, что “я делаю то или это”, в то время как всё это делается разными аспектами ВЫСШЕГО Я, или БЕСКОНЕЧНОГО СОЗНАНИЯ.
Пусть глаза видят, пусть уши слышат, пусть кожа чувствует, пусть язык ощущает вкусы. Где - “я” во всём этом? Даже когда ум продолжает развлекаться различными понятиями, нет ничего, что можно было бы идентифицировать как “я”. Когда все эти факторы вовлечены в действие, “я” присваивает это действие и потом страдает. Йоги выполняют действия только своим умом и чувствами, для самоочищения. Кто - загрязнён эго, будь он учёным или ещё кем повыше, глупец. С другой стороны, свободный от эго и от чувства хозяина, остающийся Собой в удовольствии и боли, не связан тем, что он делает, даже если то, что он делает, не считается правильным.
Потому, Арджуна, твоя обязанность сейчас - обязанность воина, и хотя в неё входят насилие и жестокость, она - правильна и благородна. Лучшее, что ты можешь сделать, это делать то, что предначертано для тебя, даже если это действие - отвратно и противно. Становись бессмертным, безупречно выполняя это. Даже предначертанные действия глупца в его случае - благородны. Насколько более это - верно в случае хорошего человека. Давай, действуй в духе йоги и без привязанности к действию, и тогда ты не будешь связан действиями и их результатами.
Успокойся, потому что СУЩНОСТЬ БРАХМАНА - спокойствие. И сделай сущностью своего действия такое же спокойствие. Делая всё, как подношение БРАХМАНУ, ты станешь БРАХМАНОМ. БОГ обитает во всём. Выполняя все действия как подношение ЕМУ, будь как БОГ, КОТОРОМУ все поклоняются. Стань йогом, оставив все размышления и понятия, так ты освободишь своё сознание.
Прекращение всех размышлений и понятий или умственных картинок и прекращение тяжёлых психологических ограничений есть ВЫСШЕЕ Я, или БРАХМАН. Стремление к этой цели называется йогой и мудростью, убеждение, что только БРАХМАН есть всё, включая мир и “я”, называется “приношение всего на алтарь БРАХМАНА ”.
БРАХМАН - пуст внутри и снаружи, однородный и неделимый. ОН не является объектом наблюдения, и не отличен от наблюдателя. Кажущийся мир возникает в НЁМ, как мельчайшая ЕГО часть. Потому что “мир” есть только образ, он - пуст, нереален и является ничем. Мистическим образом во всём этом возникает чувство “я”, которое мелко даже в сравнении с миром. БЕСКОНЕЧНОЕ не разделяется ничем этим, но кажется разделённым из-за чувства “я”. Как это ‘я” не отличается от БЕСКОНЕЧНОГО СОЗНАНИЯ, так и материальные объекты (горшок) и живое существо (обезьяна) не отличаются одно от другого. Кто захочет зависеть от этого “я”? Почему бы не зависеть от БЕСКОНЕЧНОГО СОЗНАНИЯ, КОТОРОЕ единственно появляется как всё это по СОБСТВЕННОЙ загадочной способности? Такое понимание, и последующее отсутствие желания насладиться результатами действия, называется самоотречением (sanyasa). Отказ - это отказ от надежд и стремлений. Когда ты чувствуешь присутствие БОГА во всех проявлениях и изменениях и когда оставляешь все двойственные заблуждения, это считается отдаванием себя БОГУ, отдавание ЕМУ себя и всего.
Я есть надежда, Я есть мир, Я есть действие, Я есть время, Я есть единство и Я есть множество. Потому пропитай свой ум Мной, будь привержен Мне, служи Мне, приветствуй Меня. Будь постоянно единым со Мной и, будучи твоей целью, Я буду достигнут тобой.
У Меня есть две формы, обычная и ВЫСШАЯ. Обычная форма - это та, у которой есть руки и т. д. ВЫСШАЯ - это ТА, у КОТОРОЙ нет начала и конца, единая. ЕЁ называют БРАХМАНОМ, ВЫСШИМ Я и т. д. Если ты не совсем пробуждён духовно, молись моей обычной форме. Таким поклонением ты пробудишься и узнаешь Мою ВЫСШУЮ ФОРМУ, зная КОТОРУЮ, ты не будешь рождён вновь.
Я считаю, что ты был пробуждён моими словами. Осознай ВЫСШЕЕ Я во всём и всё в ВЫСШЕМ Я, оставаясь всегда в йогическом расположении Духа. Как таковой, ты не будешь рождён снова, хотя можешь продолжать выполнять здесь свои естественные действия. Концепция единства используется для искоренения концепции множественности, концепция БЕСКОНЕЧНОГО СОЗНАНИЯ используется для искоренения концепции единства. О ВЫСШЕМ Я можно думать, что ОНО - существование или несуществование, ОНО есть то, что есть.
ВНУТРЕННИЙ СВЕТ ЧИСТОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ во всех существах, только это и есть ТО ВЫСШЕЕ Я, на КОТОРОЕ указывает слово “я”.
Чистое ощущение вкуса, которое существует во всех субстанциях в мире, есть ВЫСШЕЕ Я. Способность к ощущению есть ВЕЗДЕСУЩЕЕ ВЫСШЕЕ Я. ОНО существует во всём, как масло существует в молоке.
Даже в огромной коллекции тысяч горшков есть пространство внутри и снаружи всех горшков, неделимое и неделённое, также и ВЫСШЕЕ Я существует во всех существах в трёх мирах. Как в ожерелье из жемчуга соединяющая нить остаётся невидимой, так и ЭТО ВЫСШЕЕ Я объединяет всё и удерживает всё вместе, оставаясь невидимым. ЭТА ИСТИНА, или РЕАЛЬНОСТЬ, известна как ВЫСШЕЕ Я, наполняющая все объекты, от создателя Брахмы до травинки.
В ЭТОМ БРАХМАНЕ есть небольшое проявление, которое тоже является БРАХМАНОМ, это - известно по глупости и непониманию как “я” и мир. Если всё это является БЕСКОНЕЧНЫМ СОЗНАНИЕМ, имеют ли значение выражения “этот убит” и “он убивает”, а также “хорошо”, “не хорошо”, “несчастье” и т. д.? Кто знает, что ВЫСШЕЕ Я является свидетелем этих изменений, и что ОНО остаётся неизменным и незатронутым этими изменениями, знает ИСТИНУ.
Хоть я использую выражения, подразумевающие множественность, РЕАЛЬНОСТЬ является недвойственной. Всё приходит и уходит, все творения и разрушения не отличаются от ВЫСШЕГО Я. ВЫСШЕЕ Я является СУЩНОСТЬЮ тотальности существования, как твёрдость является характеристикой камня и текучесть является характеристикой воды.
Кто видит СОЗНАНИЕ - во всём, и всё - в СОЗНАНИИ, и кто видит, что СОЗНАНИЕ не является деятелем, видит ИСТИНУ. Как золото является реальностью золотых украшений, каков бы ни был их размер и форма, как вода является реальностью волн в океане, какова бы ни была их форма и размер, так БЕСКОНЕЧНОЕ СОЗНАНИЕ является ЕДИНСТВЕННОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ в том, что появляется как мир с разнообразными существами.
Почему ты тогда печалишься? Что тебе в этих изменяющихся событиях? Так вопрошая себя, освобождённые путешествуют по свету, свободные и уравновешенные. Их желания обернулись против себя, их непонимание осыпалось с них, непривязанные ни к чему, но находящиеся в осознании Себя, свободные от чувства двойственности (счастья и несчастья), мудрые достигают Высшего состояния.
Выдержи то, что случается с тобой - удовольствие и боль, жару и холод, они приходят и уходят. Они не затрагивают твоё ВЫСШЕЕ Я, КОТОРОЕ не имеет начала или конца, и не имеет частей. Ощущения от органов чувств рождаются от непонимания и взаимодействия с иллюзорными элементами. Кто это знает и остаётся к ним безразличным, готов для Освобождения. Когда существует только ВЫСШЕЕ Я, есть ли место для возникновения боли и удовольствия? Так как ВЫСШЕЕ Я - вездесуще, удовольствие и боль не существуют, нереальное не существует и реальное никогда не прекращает своего существования.
ВЫСШЕЕ Я не восторгается в удовольствиях и не печалится в печалях. Инертный ум, обитая в теле, ощущает боль. Если тело умирает и сгнивает, ВЫСШЕЕ Я не затрагивается этим. Нет ничего, называемого телом и т. д., а также нет чего-то такого, известного как боль и т. д. вне или независимо от ВЫСШЕГО Я. Что тогда ощущается, и кем? Кто - пробуждён, свободен от таких непониманий. Как неверное восприятие змеи вместо верёвки пропадает при осознании, так неверное восприятие тела и т. д., страданий и т. д. пропадает при пробуждении. Осознание или пробуждение является ТЕМ БРАХМАНОМ, КОТОРЫЙ не умирает и не рождается.
Разрушь силы непонимания - гордость, печаль, страх, желание, а также боль и удовольствие. Эти пары противоположностей - иллюзорны. Оставайся в ЕДИНСТВЕ. Ты есть ЕДИНЫЙ ОКЕАН СОЗНАНИЯ. Боль и удовольствие, потери и приобретения, победы и поражения - порождения глупости. Поэтому пусть они на тебя не влияют. Чтобы ты ни делал, чтобы ты ни ел, ни приносил в жертву и ни отдавал, всё это - ВЫСШЕЕ Я. Чем бы ни было твоё существо, ты того достигнешь. Поэтому, чтобы достичь осознания БЕСКОНЕЧНОГО СОЗНАНИЯ, наполни своё Существо СОЗНАНИЕМ.
Кто видит действие в бездействии и бездействие в действии, мудр и достиг того, что надо. Не привязывайся к результатам действия или бездействия. Привязанность является действием, а также бездействием (ты можешь эгоистично думать, что “я делаю” или “я не делаю”). И то, и другое - аспекты глупости, поэтому оставь свою глупость. Оставь понятие разнообразия, занимаясь разнообразными действиями. Не ты делаешь эти действия. Тот считается мудрым, чьи действия сгорают в огне познания Себя и потому свободны от желаний. Кто удерживает своё тело, но окунается в умственное восприятие удовольствия, притворщик. Но кто удерживает чувства умом, и работает своим физическим телом, свободный от привязанностей, преуспел. Тот, в чьём сердце возникающие желания оборачиваются против себя, остаётся спокойным и не является слугой желания.
Ты должен оставаться в равновесии во всех ситуациях, без эгоистического чувства “я наслаждаюсь” или “я страдаю”. Не имей чувства “это является СОЗНАНИЕМ ” по отношению к тому, что ИМ не является. Когда умирает тело, ничего не теряется. СОЗНАНИЕ никогда не теряется. СОЗНАНИЕ - неразрушимо и бесконечно. Пусть даже мысль о том, что “ СОЗНАНИЕ - разрушаемо” не возникает в твоей голове. То, что разрушается, то, что изменяется, - это просто понятия “это - потеряно” или “это - достигнуто”. ВЫСШЕЕ Я, вечное и бесконечное, никогда не перестаёт быть РЕАЛЬНОСТЬЮ, а нереальность никогда не существовала. ВЫСШЕЕ Я, находящееся во всём и везде, - неразрушимо. Тела - смертны, БЕСКОНЕЧНОЕ СОЗНАНИЕ - вечно. ВЫСШЕЕ СОЗНАНИЕ - едино и недвойственно. То, что остаётся, когда все ощущения двойственности оставлены, и есть ВЫСШЕЕ Я, БЕСКОНЕЧНОЕ СОЗНАНИЕ, ИСТИНА ».
«Тогда что называется смертью, и что называется раем и адом?» - спросил Арджуна.
Кришна ответил: «Индивидуальное Сознание, или живущая душа, или персональность, живёт в сети, сотканной элементами (земля, вода, огонь, воздух и пространство), умом и интеллектом. И это индивидуальное Сознание следует за скрытыми тенденциями (прошлые эффекты, память и т. д.), находясь в теле, как в клетке. С течением времени тело стареет, индивидуальное Сознание покидает это тело, также как сок покидает раздавленный лист. Забирая с собой чувства и ум, Оно покидает тело, как запах покидает цветок. Тело индивидуального Сознания есть остаточные впечатления, которые почерпнуты телом. Когда индивидуальное Сознание покидает тело, тело становится инертным, и тогда его называют “мёртвым”.
Где бы в пространстве ни путешествовало это индивидуальное Сознание, природа Которого есть жизненная сила, Оно видит те формы, которые создают Его прошлые скрытые тенденции. Эти прошлые тенденции разрушаются только усилиями. Даже если горы рассыпаются в песок и миры разрушаются, ты не должен оставлять эти усилия. Даже рай и ад - проекции этих скрытых тенденций.
Эти тенденции возникают по глупости и недопониманию, и прекращаются, когда восходит солнце осознания Себя. Что есть индивидуальное Cознание, как не прошлая тенденция или умственное ограничение, которое есть воображение или мыслеформа? Кто может оставить эти тенденции, ещё живя в этом теле и в этом мире, называется освобождённым. Кто не может расстаться со своими тенденциями, даже если он является известным учёным, всё ещё привязан.