Оставив разумные ограничения, будь освобождённой душой. Будь спокойным и рассудительным внутри и откажись от печали, вызванной понятиями родственных связей. Оставь даже малейшие сомнения о старости и смерти, пусть твоё видение будет таким широким, как небо, будь свободным от понятий привлекательности и отталкивания. Выполняй те действия, которые - естественны для тебя. Ничто здесь не пропадает. Такова - сущность освобождённого. Только глупец думает, что “я должен это сделать сейчас” или “сейчас я должен от этого отказаться”.
Чувства освобождённого - естественны, и они укоренились в его сердце. Это ум рисует картинки, которые кажутся тремя мирами, на холсте вездесущего бытия. Ум создаёт фрагменты и разделения. Нет никаких разделений, но разделение, наблюдаемое в этом мире, есть собственное творение ума. Пространство есть пустота. Однако в уме кажущиеся миры рождаются и разрушаются в мгновение ока. Так как СОЗНАНИЕ, на КОТОРОМ мир нарисован Разумом, является основой творения, то это творение кажется реальным. Но, после правильного исследования его природы, оно растворяется в СОЗНАНИИ.
Не существует ни “их”, ни “тебя”. О чём ты тогда печалишься? В чистом пространстве нет ни действия, ни движения, потому что такие движения и действия - пусты. Потому ЧИСТОЕ СОЗНАНИЕ не загрязнено такими концепциями, как время, действие и т. д. Всё это - только в уме, чьи идеи раскинулись, как все эти образы. Чистое пространство - пусто. Пространство никогда не может быть разделено.
Теперь это воображённое творение пропало. Оно возникло как мгновенное помутнение ума. Оно - нереально, но ум может сотворить в момент любую фантазию. Ум делает так, что мгновение кажется веком, маленькое кажется большим, нереальное кажется реальным, так и возникают умственные расстройства. Это - мгновенное помутнение, кажущееся этим миром, в глазах глупца становится реальностью.
|
Однако, так как этот кажущийся мир основан на реальности БЕСКОНЕЧНОГО СОЗНАНИЯ, все аргументы о его реальности или нереальности теряют смысл и не имеют последствий. Это - замечательная иллюзия, что этот разнообразный мир проявляется в НЕДЕЛИМОМ БЕСКОНЕЧНОМ СОЗНАНИИ. И, тем не менее, это лишь картинка с нарисованным танцором, всё это - лишь субстрат, который никогда и никак не изменялся. Это - НЕДЕЛИМОЕ БЕСКОНЕЧНОЕ СОЗНАНИЕ.
Это вызывает удивление - сначала возникает картинка, потом возникает её фрагментация. Картинка существует только в уме. Всё, что делается, делается пустотой в пустоте (пространстве), пустота переходит в пустоту, пустота наслаждается пустотой, пустота наполняет пустоту. Всё, что кажется, пронизано обусловленностями или умственным украшательством. Этот мир - иллюзорен. Он существует в БЕСКОНЕЧНОМ СОЗНАНИИ, как изображение существует в зеркале и он - не отличен от бесконечного Сознания. Даже то, что известно, как обусловленность, основывается на БЕСКОНЕЧНОМ СОЗНАНИИ и потому - не отлична от НЕГО.
Кто - не свободен от привязанностей и скрытых тенденций, привязан к этой иллюзии. Даже если остаются только следы этих тенденций, скоро они вырастают в лес кажущегося мира или цикла рождений и смертей. Но, если постоянными усилиями это семя скрытых тенденций сожжено на огне осознания Себя, тогда это спалённое зерно не даст ростков будущих привязанностей. Тот, чьи тенденции сгорели, не потеряется в боли и удовольствии, он живёт в этом мире, как лист лотоса на воде».
|
«Моё непонимание ушло. Я достиг пробуждения своего сознания благодаря тебе, Кришна. Я - свободен от сомнений. Я сделаю так, как ты сказал», - сказал Арджуна.
Кришна заключил учение: «Если модификации ума успокоены, тогда ум находится в спокойствии. Тогда СОЗНАНИЕ освобождается от объекта. Остаётся ЧИСТОЕ СОЗНАНИЕ. ЭТО есть всё и ОНО - вездесуще. ОНО - чисто и свободно от движений мысли. ОНО - трансцендентно. ОНО не достигается, пока тенденции не очищены. Как жар плавит снег, ЭТО ЧИСТОЕ СОЗНАНИЕ плавит глупость и разгоняет непонимание. ТО, ЧТО есть всё в этой Вселенной, ТО, ЧТО есть всё помимо Вселенной, ТО, ЧТО нельзя озвучить, разве можно ЭТО как-то назвать?»
Когда Кришна всё рассказал Арджуне, тот помолчал, а потом сказал: «В свете твоих поучений, лотос ИНТЕЛЛЕКТА в моём сердце распустился».
Он поднял оружие и начал войну, как бы играючи.
Встань на ту же точку зрения и будь не привязан ни к чему, полон духа Освобождения и осознания, что всё тобой делаемое или ощущаемое есть подношение Брахману. Тогда ты достигнешь ИСТИНЫ, и это окончит все твои сомнения.
Это и есть Высшее состояние, УЧИТЕЛЬ всех учителей, ВЫСШЕЕ СОЗНАНИЕ, СВЕТ, освещающий мир изнутри. Это есть РЕАЛЬНОСТЬ во всех субстанциях, ТО, ЧТО даёт всему присущие им характеристики. Понятие «мира» возникает, когда дух исследования отсутствует. Но «я» есть до того, как возникает мир. Как понятие мира может меня связать? Кто осознал ИСТИНУ, свободен от всех начал и всех окончаний. Вооружённый духом недвойственности (как если бы он был в глубоком сне в состоянии бодрствования), не затрагивается ничем, хоть он и активно участвует в жизни. Такой человек освобождён здесь и сейчас.
|
То, что кажется миром, является магией (работой) БЕСКОНЕЧНОГО СОЗНАНИЯ. Здесь нет единства, и нет двойственности. Мои инструкции тоже имеют такую же сущность. Слова, их значение, ученик, желание, усилия ученика и способность гуру использовать слова, всё это является игрой Энергии БЕСКОНЕЧНОГО СОЗНАНИЯ. В мире СОБСТВЕННОГО внутреннего существования, СОЗНАНИЕ вибрирует и возникает видимость мира. Если это Сознание не вибрирует, видения мира не происходит.
Ум - это движение в Сознании. Неосознание этой истины и является видимостью мира. Неосознание этой истины усиливает движение мыслей в Сознании. Так появляется замкнутый круг, невежество и умственная деятельность усиливают друг друга.
Когда пробуждено Сознание, стремление к удовольствиям пропадает, такова - сущность мудрых. Прекращение стремлений к удовольствиям у них естественно и не требует усилий. Они знают, что это Энергия СОЗНАНИЯ ощущает ощущения. Отказывающийся от ощущения ощущений для удовольствия публики избивает воздух палкой. Достигнуть осознания Себя можно, используя подходящие методы.
Стремление к Освобождению мешает полноте сознания, а отсутствие такого желания приводит к несвободе. Потому, постоянное осознание - предпочтительнее. Причиной несвободы и Освобождения является движение в Сознании. Наблюдение прекращает это движение. Эго прекращается в тот миг, когда ты его наблюдаешь, потому что у него больше нет поддержки. Кто же тогда и кем - лишён свободы и кто кем освобождается?
Такова – СУЩНОСТЬ ВЫСШЕГО СУЩЕСТВА, КОТОРОЕ является БЕСКОНЕЧНЫМ СОЗНАНИЕМ. Имеющие макрокосмическую форму (как Брахма, Вишну и Шива), утвердились в ЭТОМ ВЫСШЕМ СУЩЕСТВЕ, и они действуют здесь как боги или короли мира. Утвердившись в НЁМ, мудрецы бродят в Небесах. Достигнув ЕГО, человек не страдает и не умирает. Мудрый, бывший в ЧИСТОМ СУЩЕСТВОВАНИИ всего одно мгновение, не страдает более и этот мир более не затрагивает его, хоть он может продолжать в нём действовать.
- Когда ум, интеллект и эго прекращают действовать, как тогда ЧИСТОЕ СУЩЕСТВО, или БЕСКОНЕЧНОЕ СОЗНАНИЕ, проявляется здесь? - спросил Рама.
Васиштха продолжил:
- Брахма, обитающий во всех телах и ощущающий ощущения, ест, пьёт, говорит, собирает и разбрасывает, являясь при этом свободным от разделений СОЗНАНИЯ и осознания ЭТОГО СОЗНАНИЯ. ВЕЗДЕСУЩЕЕ и НЕ ИМЕЮЩЕЕ НАЧАЛА или КОНЦА, ЧИСТОЕ, НЕИЗМЕННОЕ, НЕДЕЛИМОЕ СУЩЕСТВО известно как СУЩЕСТВОВАНИЕ, или РЕАЛЬНОСТЬ.
Это - ТО, ЧТО существует как пространство в пространстве, как звук в звуке, прикосновение в прикосновении, как кожа в коже, как вкус во вкусе, как форма в форме, в глазах как зрение, в запахе как запах, в теле как сила, в земле как земля, в молоке как молоко, в ветре как ветер, в огне как огонь, в интеллекте как интеллект, в уме как ум, в эго как эго. В дереве - это дерево. ЭТО - неподвижность в неподвижном и движение в движущемся. ЭТО - невежество в невежественном и интеллект в сознательном. ЭТО - божественность богов и человечность в людях. В животных ЭТО - животная натура и в червях ЭТО - червячность. ЭТО - суть времени и времён года. ЭТО - динамизм в действии и порядок в порядке. ЭТО - существование в существующем и смерть в смертном. ЭТО - детство, юность, старость и смерть.
ОНО - неделимо и нераздельно, потому что это - СУЩНОСТЬ всех существ. Многообразие - нереально, хотя оно - и реально в некотором смысле (в том смысле, что всё многообразие существует в СОЗНАНИИ и наполнено БЕСКОНЕЧНЫМ СОЗНАНИЕМ). Осознай, что «всё это заполнено Мной, потому что Я - вездесущ и лишён тела и других подобных ограничений» и живи в спокойствии и счастье.
Закончился ещё один день, и собрание разошлось для молитв.
- Как всё то, что мы видим в сновидении, - нереально, так и этот мир, который сновидит Брахма, - нереален и иллюзорен. Но как он приобрёл материальность в наших глазах? - спросил Рама.
Васиштха ответил:
- Самое первое создание Брахмы мы видим даже сегодня, как если бы оно было реальным. СОЗНАНИЕ - бесконечно, и поэтому создание индивидуальных сознаний происходит повсюду. Это создание порождено невежеством, и вера в создание разрушает истинное восприятие. Хотя это создание - нереально, из-за возникновения Эго оно кажется реальным. Спящий не осознаёт несуществование объектов, которых он видит во сне, то же происходит и в случае этого космического сна Создателя. Сон приобретает черты спящего. То, что порождено нереальным, тоже должно быть нереальным. Хотя этот мир кажется реальным, из-за того, что он рождён нереальной концепцией (сном Создателя), он должен быть отвергнут.
В ВЫСШЕЙ СУЩНОСТИ, БЕСКОНЕЧНОМ СОЗНАНИИ, это создание появляется на миг. В этот миг возникает понятие, что оно длится долго. Создание потом кажется плотным и реальным. Вселенная существует как сон в сознании Создателя, и она ощущается как долгий период в Сознании (сне) всех существ, которые снятся Создателю.
Чтобы не было видно, в какой бы то не было форме в этом сне, оно тем и становится. Когда ум - болен или заблуждается, увидеть он может всё, что - угодно. Нет ничего в этом мире, чтобы он не мог увидеть. Даже в этом мире видится столько необычных феноменов - огонь горит в воде, вода повисает в воздухе, живые существа находятся в камне, несознательные машины делают, что - угодно. Можно увидеть даже и то, что - нереально, как можно увидеть во сне собственную смерть.
Здесь нет ничего реального и ничего нереального, всё возможно в этом сне, называемом созданием. Как спящий видит сон, как нечто реальное, так и видящий это создание думает, что это - нечто реальное. Как человек переходит из одного сна в другой, так он переходит из одного заблуждения в другое и таким образом ощущает этот мир как реальный.
В этой связи я расскажу легенду.
Жил бродяга, который много времени проводил в медитации. Его ум, очищенный медитацией, мог материализовывать мысли.
Однажды, устав от медитации, но всё ещё находясь в концентрации, он вообразил, что родился в семье низкого происхождения, где даже не умели читать и писать. В тот же момент он оказался членом полудикого племени, и в нём возникло чувство, что это он и есть. В таком пригрезившемся состоянии он некоторое время жил в таком же пригрезившемся поселении. Однажды он напился и заснул. Ему приснилось, что он - учёный из высшей касты, занятый изучением Писаний. Он пожил такой жизнью, и однажды ему приснилось, что он - царь и владыка. Однажды, после царственных увеселений, ему приснилась нимфа.
Таким же образом, однажды этой нимфе приснилось, что она была оленем. А оленю приснилось, что он - вьюнок с замечательными цветами. Даже животным снятся сны, ибо такова природа ума, который может вспомнить то, что он видел и слышал. Олень стал вьюнком. Сознание вьюнка представило себя в своём сердце пчелой. Он стал пчелой и пчела начала собирать нектар на цветках вьюнка. Пчеле так понравился нектар в одном из цветков - и ни к чему хорошему это не привело.
Ночью пришёл слон и съел вьюнок вместе с пчелой. Однако пчела увидела слона и подумала о нём и стала слоном. Слона поймали для царя. Однажды он увидел улей с пчёлами и из-за памяти своих прошлых жизней опять стал пчелой. Пчела начала собирать нектар на цветах и опять стала вьюнком. Вьюнок был съеден слоном, но так как он видел лебедей в пруду неподалёку, вьюнок стал лебедем.
Лебедь плавал в компании таких же лебедей, а бродяга, медитируя на этом лебеде, умер. Его сознание осталось в лебеде.
Этот лебедь как-то увидел бога Рудру, и в его сердце возникло убеждение «Я есть Рудра». И он стал Рудрой. Но Рудра знает всё, как оно есть. Поэтому он вспомнил всю случившуюся цепь событий.
Рудра вспомнил: «Удивительно! Какова же эта Майя, вводящая в заблуждение миры, ничего реального в ней нет, но она кажется настоящей. Первым делом, в БЕСКОНЕЧНОМ СОЗНАНИИ, КОТОРОЕ Я и есть, возник Разум с объективным Сознанием, космическим и вездесущим. Потом случайно Я оказался ограниченным Сознанием, Которое, тем не менее, тянулось и зачаровывалось тончайшими аспектами космических элементов. Таким образом, в какой-то момент я стал бродягой, занимающимся медитацией. Ничего не могло его отвлечь от практики созерцания.
Однако каждое последующее действие усиливается по сравнению с предыдущим. Бродяге привиделось, что он живёт в полудиком племени, и он стал так жить. Потом ему приснилось, что он - учёный. Конечно, более сильная мыслеформа подавляет более слабую. Потом через некоторое время из-за продолжающегося намерения, он стал царём. А где - царские увеселения, там - и нимфы, и раздумывая о них, царь стал нимфой. Только из-за того, что ей понравился олень, нимфа стала оленем. Олень стал вьюном, вьюн стал пчелой, а пчела - слоном.
Я - Рудра, который был Рудрой в последнюю сотню циклов сотворения, и я странствую в этом иллюзорном мире, который есть психологический обман. В одном творении я жил в племени, в другом я был учёным, в следующем я был царём и потом - лебедем. Так я вращался в этом колесе воплощений, известном как тело и ум.
Прошли тысячелетия с тех пор, как я незаметно для себя соскользнул с осознания БЕСКОНЕЧНОГО СОЗНАНИЯ. В скорости после этого я был бродягой, который всё ещё помнил правду существования. Потом, проходя через множество воплощений, по милости Рудры, которого мне случилось увидеть, я стал Рудрой. Когда обычный человек оказывается в компании просветлённого, его нечистые тенденции пропадают. Это же случается с человеком, который ищет компанию понимающего. Такое стремление материализуется и становится фактом.
Только от внутреннего убеждения, что «это тело и есть я», эта нереальность расширяется и становится как бы настоящей. Если об этом начать раздумывать и искать его природу, быстро обнаружится, что от него ничего не остаётся. Достаточно обратить на убеждение внимание, и оно окажется результатом невежества. Этот мир - оптическая иллюзия, такая же, как синева неба. Это - невежество. Достаточно критического взгляда, и невежество пропадает. Если этот несуществующий мираж мира продолжает появляться, ну и пусть, вреда он не принесёт. Я пойду в обратном направлении по всей цепочке воображённых воплощений и восстановлю их единство.
Рудра нашёл тело бродяги, оживил его и заставил вспомнить всё, что случилось. Бродяга увидел Рудру, как себя, и всё вспомнил.
Затем они явились в племя, где спало следующее воплощение, и разбудили его тело. Все три были одним. Удивляясь произошедшей мистерии, все трое направились к месту, где в объятьях жены спал учёный. Они разбудили его Сознание. Потом они пошли во дворец, где спал царь, окружённый нимфами, и разбудили и его. Он был удивлён, когда понял, в чём - дело. Дальше они пошли туда, где жил лебедь, и лебедь тоже стал Рудрой.
Они путешествовали в мире ста Рудр прошлого. Они поняли, что это всё – ОДНО БЕСКОНЕЧНОЕ СОЗНАНИЕ, в КОТОРОМ «как бы» происходили все эти события. Одна форма стала многими. Эти сто вездесущих Рудр наполнили собой Вселенную.
Из-за того, что ограниченное Сознание окружено со всех сторон миром, который Оно же и создаёт, ограниченные Сознания не видят друг друга, и друг друга не понимают. Как все волны океана состоят из одной и той же воды и потому являются одним, пробуждённые Сознания осознают своё единство и потому понимают друг друга. Каждое ограниченное Сознание творит собственный мирок. Однако, как одна и та же пустота находится во всех ямах, которые кто бы и где бы ни выкопал, все ограниченные Сознания находят ОДНО И ТО ЖЕ БЕСКОНЕЧНОЕ СОЗНАНИЕ, когда начинают искать правду существования в своих ограниченных мирах.
Разделённое Сознание связывает, Освобождение - в отсутствии разделения. Осознай это, и будь твёрд в выводах. Между любыми двумя нет разницы, СОЗНАНИЕ за ними - одно. Кто будет рыдать о потере того, что существует только в неведении? То, что находится, когда «мысли останавливаются», уже есть и было, и таким образом уже «найдено»
Все они достигли пробуждения своего Сознания вместе с Рудрой. Поняв, что они были частями Рудры, они стали счастливыми. Рудра увидел возникшую игру Майи и вдохновил других играть свои роли в ней снова, приказав им вернуться к нему после такого кажущегося независимым существования. Он обещал им, что в конце цикла создания они достигнут ВЫСШЕГО СОЗНАНИЯ. Рудра затем пропал из вида, и остальные вернулись в свои миры.
- Разве все они не были воображаемыми сущностями, приснившимися бродяге? Как они стали реальными сущностями? - спросил Рама.
Васиштха ответил:
- Оставь понятие, что воображение - это что-то реальное. Когда иллюзорность иллюзии оставлена, то, что существует в БЕСКОНЕЧНОМ СОЗНАНИИ. То, что видится во сне и что воображается реальным, и кажется всегда реальным, как для путешественника временные и пространственные ощущения - реальны относительно разных мест. В сердце ЭТОГО БЕСКОНЕЧНОГО СОЗНАНИЯ существует всё, и каждый ощущает то, что он в НЁМ видит.
Сноподобная сущность мысле-формы ощущается только с помощью интенсивной практики йоги. Такой практикой Шива и другие ощущают всё везде. То, что находится перед тобой, и в то же время понимается твоим умом, не воспринимается, если в этом понимании или нахождении есть непонимание (дефект восприятия). Только когда такое непонимание не существует, объект может быть узнан и осознан. Желаемое достигается, только когда вся внутренняя сущность посвящена желаемому. Кто поглощён тем, что находится перед ним, знает и осознаёт это, кто поглощён воображаемым объектом, будет знать воображаемый объект. Если нет такого всепоглощающего внимания к чему-либо, это что-либо разрушается (не существует для человека). Таким образом (однонаправленной поглощённостью) бродяга стал Рудрой и всем остальным. Каждый из них имел собственный мир, и потому они не знали о существовании друг друга, пока в них не было пробуждено Сознание Рудры. Это - по воле Рудры, они это не знали, и стали разными формами и сущностями.
Однонаправленным пожеланием «пусть я стану небожителем» или «пусть я стану учёным» и результатом такого пожелания человек становится одним или многими, или глупцом, или знающим. Концентрацией и медитацией возможно стать божеством или человеком, и действовать соответственно.
БЕСКОНЕЧНОМУ СОЗНАНИЮ, КОТОРОЕ есть СУЩНОСТЬ всего, присуще всемогущество, но индивидуальному Сознанию (Которое, по сути, не отлично от БЕСКОНЕЧНОГО СОЗНАНИЯ) присущи качества, соответствующие его понятиям. Потому в зависимости от природы индивидуального сознания оно наслаждается бесконечными или ограниченными силами. БЕСКОНЕСНОЕ СОЗНАНИЕ - свободно от расширения или ограничения, это индивидуальное Сознание получает то, что ищет. Йоги, получившие разные способности, проявляют эти способности здесь и там, и из-за этого эти ощущения кажутся множественными и различными, как Картавирья вселял страх в сердца многих, оставаясь при этом дома.
Таким же образом, Вишну, не покидая свою обитель, воплощается как человеческое существо на Земле. Также Индра, не покидая Небес, присутствует в тысячах мест, где выполняются ритуалы. В ответ на призыв почитателей, один Вишну становится тысячами и появляется перед молящимися. Так и те, кто были созданиями воображения или желания бродяги, и были оживлены сознанием Рудры, оказались в своих соответствующих местах и действовали как бы независимо. Они играли разнообразные роли некоторое время, а затем вернулись в Сознание Рудры.
Всё это есть заблуждение, возникшее в Сознании бродяги, хоть оно и виделось как независимое от его Сознания. Так рождение и смерть бесчисленных существ как бы происходит в ОДНОМ БЕСКОНЕЧНОМ СОЗНАНИИ. Они воображают многообразие в этом кажущемся мире, а потом ищут единства в БЕСКОНЕЧНОМ СОЗНАНИИ. В момент своей смерти они в себе воображают другое состояние существования, и им оно кажется находящимся вне их. До осознания Освобождения, воплощённое существо проходит через страдания. Такова - судьба всех существ. Существо, забывшее свою не отделённость от ВЫСШЕЙ СУЩНОСТИ, воображает собственные понятия отдельными и реальными и материальными. От одного такого сна оно переходит в другой, пока не оставит понятие «я есть тело».
- Ты сказал, что все предметы, о которых думаешь как о реальных, становятся и ощущаются как реальные. Скажи, этот бродяга где-то существует? - спросил Рама.
- Я подумаю и отвечу позже, - сказал Васиштха.
Собрание поднялось для дневных молитв.
Васиштха продолжил:
- С помощью моего глаза мудрости я пытался найти бродягу. Я вошёл в состояние медитации, чтобы увидеть его. Я искал его в этой Вселенной, но не мог найти.
Затем я проследовал на север к земле Джинов. На вершине муравьиной кучи существует замок, населённый людьми. Там, в собственном домике, находился бродяга, которого зовут Диргхадрша, его голова жёлтого цвета. Он был в медитации. Даже его слуги не входили в дом, боясь нарушить его медитацию. Это был двадцать первый день медитации. Судьба - такова, что это - его последний день.
Хотя с одной точки зрения он находился в медитации только двадцать один день, с другой точки зрения, прошли тысячи лет, потому что таково было понятие, возникшее у него в уме. Я знаю, что такой же бродяга жил в другую эпоху, и даже в ту эпоху он был уже вторым таким бродягой. Я вошёл в сердце этого создания, ища этого третьего бродягу.
Я его нашёл, но не в этой Вселенной. Он был в другой Вселенной, которая, однако, похожа на эту, хоть и создана другим Брахмой. В СОЗНАНИИ были, есть и будут в будущем бессчётные существа. И в нашем собрании есть мудрецы и святые, в которых возникнут понятия о других существах, которые появятся в результате этого. Такова - природа Майи.
Некоторые из этих существ будут сходными с теми, кто их вообразил. Другие будут другими, а третьи будут похожи частично. Такова - Майя, способная запутать даже великих мужей. Но она не существует и не действует здесь, потому что это - только заблуждение, которое заставляет всё это появляться и пропадать. Где - двадцать один день и где - целая эпоха? Даже страшно подумать об играх ума.
Всё это - внешний вид, разворачивающийся, как лотос по утру, и показывающий многообразие лепестков внутри своего цветка. Всё это возникает в бесконечном Сознании, Которое - чисто, но, тем не менее, Его проявления кажутся загрязнёнными. Каждый объект появляется как бы фрагментированным и в конце этого фрагментарного существования он проходит через ещё более странную фрагментацию, и всё это - относительно реально, а не совершенно нереально. Всё это проявляется во всём, причина - в причине.
Скажи, где этот бродяга медитирует, и я пошлю туда своих солдат пробудить его из медитации и привести сюда, - сказал Дашаратха.
Васиштха ответил:
- Тело этого бродяги уже стало безжизненным и не может быть возвращено к жизни. Его индивидуальное Сознание достигло просветления и Освобождения, его нельзя заставить испытать снова этот кажущийся мир. Его слуги стоят снаружи, ожидая окончания месяца, чтобы открыть дверь, как он приказал им. Они обнаружат, что он уже оставил тело.
Майя имеет сущность ограниченного и ограничивающих качеств и атрибутов. Её невозможно одолеть непониманием, но знанием ИСТИНЫ её легко пересечь.
Неверное восприятие видит браслет в золоте. Внешний вид становится причиной этого неверного восприятия. Майя - только фигура речи, видимость имеет такое же отношение к ВЫСШЕМУ СОЗНАНИЮ, как волна к океану. Когда ты видишь ИСТИНУ, видимость перестаёт быть заблуждением. Из-за невежества, этот долгий сон кажущегося мира кажется реальным, и так появляется индивидуальное Сознание. Но когда осознаётся ИСТИНА, видится, что всё это является СОЗНАНИЕМ.
Каковы бы не были понятия, только БЕСКОНЕЧНОЕ СОЗНАНИЕ проявляется в качестве этого понятия. Эта Вселенная является результатом понятий, которых придерживаются бесчисленные индивидуумы. Изначальное понятие Брахмы ощущается индивидуальными Сознаниями как плотная реальность. Но когда ты достигаешь чистоты Сознания, сходной с чистотой Сознания Брахмы, ты видишь всё это - как долгий сон.
Понятие об объекте становится умом и так соскальзывает с осознания БЕСКОНЕЧНОГО СОЗНАНИЯ. Затем оно ощущает различные ощущения. Но разве этот ум независим от ВЫСШЕГО СОЗНАНИЯ, разве ВЫСШЕЕ СОЗНАНИЕ не является и Разумом тоже? Индивидуальное Сознание, тело и всё остальное являются отражениями, или проявлениями, ВЫСШЕГО СОЗНАНИЯ. Все эти движения и т. д. случаются в ЕДИНОМ БЕСКОНЕЧНОМ СОЗНАНИИ, КОТОРОЕ - бесконечно и осознано, движение и т. д. - это воображаемые выражения. Нет ни движения, ни неподвижности, ни единого, ни множественного, есть ТО, ЧТО есть, и ОНО есть, как есть. Многообразие возникает в непробуждённом состоянии и пропадает с началом анализа и наблюдения. Наблюдатель существует вне сомнений, и это и есть Высшее состояние. Спокойствие называется миром, только СПОКОЙСТВИЕ и ЕСТЬ этот кажущийся мир. Невежество - нереально: нет ни наблюдателя, ни наблюдаемого, ни наблюдения. Ум может воображать дефект у луны, но его, как такового, нет. БЕСКОНЕЧНОЕ СОЗНАНИЕ имеет только СОЗНАНИЕ в качестве своего «тела», или проявления, или формы.
Оставайся всегда твёрдым в этом состоянии свободы от движения мысли, уединись в молчании глубокого сна.
- Я слышал о молчании речи, молчании глаз и других чувств, и я также слышал о жёстком молчании внешнего аскетизма. Но что такое молчание глубокого сна? - спросил Рама.
Васиштха ответил:
- Есть два типа мудрых, соблюдающих молчание. Один тип - жёсткий аскет и второй - освобождённый мудрец. Первый укрощает свои чувства усилиями и фанатически погружается в сухие (лишённые мудрости) действия. Освобождённый мудрец знает, что есть что (ИСТИНУ он знает как ИСТИНУ, а нереальность - как нереальность), он владеет осознанием Себя и, тем не мене, ведёт себя как обычный человек. То, что называется молчанием, основано на природе и поведении этих молчаливых мудрых.
Описывается четыре вида молчания: 1) молчание речи, 2) молчание чувств, 3) насильственное обуздание, и 4) молчание глубокого сна. Есть ещё одно молчание, известное как молчание ума. Оно, однако, возможно только для умершего, или кто практикует молчание глубокого сна. Первые три вида включают в себя элементы жёсткого молчания. Только четвёртый тип способствует Освобождению. Потому, даже рискуя вызвать гнев и неудовольствие тех, кто практикует первые три типа, я говорю, что в них нет ничего желательного.
Молчание глубокого сна способствует Освобождению. В нём прана, или жизненная сила, не сдерживается и не поддерживается, чувства не лишаются пищи, но и не подкармливаются, восприятие многообразия не выражается и не подавляется, ум не является ни умом, ни не-умом. Нет деления и потому нет усилия, чтобы его убрать, это называется молчанием глубокого сна, и утвердившийся в нём может медитировать, а может и не медитировать. В нём есть осознание ТОГО, ЧТО ЕСТЬ, как есть и потому есть свобода от сомнений. Это - полная пустота. В ней нет поддержки. Его сущность - спокойствие, о котором нельзя сказать, что оно - реально или нереально. Это состояние, в котором знаешь, что «нет ни меня, ни другого, ни ума, ни чего-либо, происходящего из ума», в котором знаешь, что «я - это идея в этой Вселенной, и всё является ЧИСТЫМ СУЩЕСТВОВАНИЕМ », это называется молчанием глубокого сна. В ЭТОМ ЧИСТОМ СУЩЕСТВОВАНИИ, КОТОРОЕ есть БЕСКОНЕЧНОЕ СОЗНАНИЕ, где «я» и где «другой»?
- Как начали существовать сто Рудр? - спросил Рама.
Бродяге приснились сто Рудр. Что бы ни вообразил в уме тот, чей ум - чист и не загрязнён нечистотой, это они и ощущают как реальное. Какая бы мыслеформа при этом ни возникла в ЕДИНОМ БЕСКОНЕЧНОМ СОЗНАНИИ, она проявляется, - ответил Васиштха.
- Почему Шива решил появиться как нагой обитатель погребальных мест, с ожерельем из человеческих черепов, вымазанный пеплом и возбуждаемый похотью? - спросил Рама.
- Поведение богов, совершенных существ и свободных мудрецов не определяется правилами хорошего тона, эти правила придуманы невежественными людьми. Ум глупца - обусловлен, и если бы он не руководствовался правилами приличного поведения, возник бы хаос, в котором большая рыба пожирает мелкую. Мудрые не тонут в том, что желательно или нежелательно, потому что их чувства находятся под естественным контролем и потому что они - пробуждены и бдительны. Мудрец живёт и работает, не намереваясь делать это, без реакции на события, его действия - чисты и спонтанны (как кокос падает без причинно-следственной связи с садящейся на дерево вороной), или он может ничего не делать.