Фото 122. Т. Потемкина . Юность





на картинной плоскости. Съемка ведется с нижней точки, и фигуры девушек проецируются на фон неба. Этот прием сообщает изображению приподня- тость, значительность. Взгляды девушек направлены вниз, к стоящей здесь девчурке, которая преподносит им драгоценный подарок — белого голубя. Снимок очень интересен по свету: высоко стоящее солнце отбрасывает длин- ные тени, и они придают картине особую живописность.

Четкость изобразительного построения в фото 120 объясняется тем, что автор добился необходимого акцента на главном объекте и сумел ниве- лировать все второстепенные элементы: резкие по оптическому рисунку мо- тоциклисты ясно выделяются на смазанном, почти лишенном деталей фоне. Кроме того, главный объект изображения вынесен на передний план и бла- годаря этому останавливает на себе внимание зрителя. Нижняя точка, с которой сделан снимок, хорошо подчеркивает высоту «прыжка» мотоцикла.

Снимок 121 сделан при задне-боковом направлении света, в результате чего главная группа очерчивается яркими световыми контурами, отделяю- щими ее от фона. Фон уводится в нерезкость, отчего становится менее пест- рым. Главная группа помещена на переднем плане и изображается в более крупном масштабе, чем все другие фигуры в кадре. Так автор снимка исполь- зует изобразительные средства фотографии и достигает точности и закончен- ности композиционного решения.

Отличительной чертой фото 122 является его лаконичность. По суще- ству, в кадре мы видим лишь одну фигуру — девушку, возвышающуюся над толпой, но по многим деталям догадываемся, что вокруг масса народа, что улица забита машинами.

Так же лаконичен и выразителен и снимок 124: смешной малыш воюет с упрямой калиткой. Всего два этих элемента мы и видим в кадре — все остальное образует лишь спокойный фон.

Итак, сделаем необходимые выводы.

Установим, чтофото 90, 119, 120, 121, 122,123 и 124 являются подлинно репортажными снимками. Что же в каком случае следует считать главной отличительной чертой фоторепортажа? Ответ на поставленный вопрос со- вершенно ясен: в репортажных снимках полностью отсутствует и принци- пиально недопустима какая бы то ни было инсценировка действия, какое бы то ни было «организационное вмешательство» фотографа в протекающее событие. Фотограф-репортер, если есть возможность, предварительно изу- чает материал, внимательно наблюдает за ходом события или действия, мет- ким глазом художника, хорошо знающего материал и законы своего изобра- зительного творчества, оценивает весь процесс в целом, выбирает наиболее яркие и впечатляющие моменты, характерные для этого процесса, которые и фиксирует на снимках.

Только такой вдумчивый отбор материала и умение во время съемки определить наиболее характерный момент развития действия, а не специаль- ные инсценировки, «постановки» и организация действия в кадре позволяют передать на снимке правду жизни, сделать его убедительным и впечатляю-


 

Фото 124. В. В а с и л е в с к и й. Упрямая калитка


щим фотодокументом, которому зритель может и должен безоговорочно ве- рить. Значит, в репортажном снимке может быть только то, что действи- тельно происходило в жизни и взято фотографом в поле зрения объектива.

Далее. Как и все другие виды фотографических кадров, репортажный снимок строится по определенным законам композиции. Полное исключение организации объекта съемки в пространстве отнюдь не означает, что пере- стают иметь значение установленные нами ранее композиционные законо- мерности. Наоборот, поскольку в репортаже недопустима такая работа с объектом съемки, как, например, в павильонном портрете, поскольку нельзя обратиться к снимаемому человеку и просить его изменить позу или сделать какой-то специальный жест, особая и значительно большая нагрузка падает именно на композиционные приемы построения снимка, свойственные только фотографическому творчеству.

Приобретают крайне важное значение умение быстро и оперативно вы- брать такую точку съемки, с которой данный сюжет раскрывается наиболее полно и выразительно, правильное распределение отдельных элементов композиции в рамке кадра и их взаимосвязь, умелое использование ракурсов и разнообразных световых решений, создание необходимых смысловых и зрительных акцентов и т. д. Ибо репортажный снимок должен быть не только правдивым по существу, но еще и четким и выразительным по форме, ярким и запоминающимся фотодокументом-картиной.

Композиция репортажного снимка имеет свои особенности. Она стро- ится более свободно, чем, например, композиция павильонного портрета или натюрморта. Часто предметы или даже фигуры людей, находящиеся у края кадра, срезаются его рамкой, отчего и вся композиция теряет замк- нутость. И это имеет свои обоснования в репортаже: создается впечатление, что действие развертывается более широко, чем это может охватить кадр, что оно продолжается и за его пределами, а фотограф выхватывает лишь самую важную часть общего события и показывает ее зрителю, обращая его внима- ние на самое главное.

Такая свободная разомкнутая композиция сообщает снимку особую не- посредственность, присутствия и деятельности фотографа зритель совершен- но не замечает, а все творческие приемы и примененные изобразительно-вы- разительные и технические средства фотографии как бы скрываются за кажущейся случайностью композиционного построения. В фоторепортаже эти черты композиции крайне важны, так как в том случае, когда компо- зиционный прием слишком очевиден, обнажается работа фотографа как та- ковая, а простота и безыскусственность рассказа теряются.

Особенно важно для репортажного снимка сохранение динамики и жи- вости действия в единичном и снятом мгновенно кадре, достижение дина- мичности изображения. Для решения этой задачи в фотографии существует ряд возможностей и творческих приемов, типа съемки с проводкой, о которой рассказывалось выше, и др.


 

Именно эти черты репортажного снимка заставляют зрителя с увлече- нием переживать изображенное событие, как бы переносят его к месту дей- ствия, делают участником происходящего.

Следует также отметить особые трудности репортажной съемки, в резуль- тате которых получить выразительный и эмоционально впечатляющий сни- мок удается далеко не всегда. Трудности эти заключаются в том, что фото- граф-репортер м о ж е т т о л ь к о в ы б и р а т ь каждый и з элементов своей будущей картины и н и ч е г о с п е ц и а л ь н о н е с т р о и т ь в п р е д м е т н о м п р о с т р а н с т в е. А часто выбор этот бывает весьма ограничен. Если, например, событие — приезд делегации, открытие летнего пионерского лагеря, физкультурный парад и прочее — происходит в пас- мурный день, то при всем понимании фотографом значения условий освеще- ния для выразительности снимка он мало что может сделать в направлении активного светового построения снимка. И это — одна из причин отсутствия острой и выразительной изобразительной формы у части репортажных сним- ков. Событие должно быть запечатлено, снимок рождается и публикуется в журнале и газете, хотя он, может быть, и имеет композиционные или световые недостатки.

Второе, что осложняет творчество фоторепортера,— это необходимость работать в жестком режиме времени. Событие развивается, его нельзя ни остановить, ни задержать, можно только следовать за ним и очень быстро, очень оперативно отбирать необходимый материал, и фиксировать его по ходу действия, активно используя изобразительно-выразительные и техни- ческие средства фотографии для получения четких, композиционно завер- шенных кадров. Такая работа требует, конечно, высшей квалификации фотографа.

Итак, очевидны и возможности фотографа-репортера и трудности, с ко- торыми он встречается в процессе своего творчества. Трудности эти до неко- торой степени объясняют нам, почему в целом ряде случаев репортажные снимки хотя и регистрируют интереснейшее событие, но выразительными картинами все же не становятся. Но здесь же следует сказать, что если фо- тографу удалось преодолеть стоящие перед ним сложности репортажной съемки, если значительную тему удалось выразить в яркой и законченной форме, как это, например, имеет место в разобранных выше работах, то нет снимка, равного репортажному по силе его воздействия на зрителя. Ибо именно в репортаже фотография выступает во всей силе ее собственных воз- можностей.

И будет правильным сказать, что репортаж есть главная область применения фотографии и центральная линия ее развития. Конечно, на- ряду с этой линией существуют и многие другие, занимающие свое место в практической деятельности фотографа.

С чего же следует начинать работу в фоторепортаже? Хорошие навыки в репортажной съемке дает фотографирование различных видов спорта, особенно тренировочных спортивных занятий, где каждое упражнение пов- торяется многократно и где, следовательно, есть полная возможность для внимательного изучения материала.


 

В учебных целях полезно проделать следующую работу. Предположим, что мы решили снимать такой вид спорта, как барьерный бег. Придя на ста- дион, понаблюдаем прежде всего за спортсменами, посмотрим, как они стар- туют, как движутся на дистанции, какие фазы движения проходят в беге, в прыжке, во время преодоления препятствий. Вероятно, поначалу и при недостаточном опыте в репортажной съемке нам трудно будет решить, какой же именно момент развивающегося движения следует зафиксировать и пока- зать на снимке. Ведь этот момент должен быть выбран так, чтобы по одному мгновенно сделанному снимку зритель мог судить о характере данного вида спорта в целом.

Сделаем в таком случае ряд снимков по ходу действия, зафиксируем на пленке стартующих спортсменов, их бег, момент атаки барьера, момент нахождения спортсмена над барьером и т. д. (Съемка ведется малоформатным пленочным фотоаппаратом типа «Зоркий», «Киев» и пр.) Полученную серию снимков проанализируем с точки зрения правильности и выразительности показа данного вида спорта. Мы увидим, что в некоторых кадрах момент спуска затвора пришелся на непоказательный, случайный момент движения, отчего снимок теряет свою динамичность, быстрота бега спортсмена не передается, исчезает и красота его движения.

Но среди всех снимков, мы, конечно, найдем и такие, где стоящая за- дача будет решена правильно. Отберем эти снимки. Скорее всего среди них окажется такой кадр", где спортсмены в быстром рывке преодолевают барьер, проходя над ним. Это — один из самых характерных моментов для данного вида спорта.

Теперь посмотрим, достаточно ли четко выделен в кадре главный объект изображения, хорошо ли он рисуется на фоне. Если съемка велась со сто- роны поля стадиона, то спортсмены проецируются на трибуны — фон довольно пестрый, особенно если трибуны заполнены людьми. На этом фоне фигуры спортсменов различаются недостаточно четко, такой фон слишком активен и отвлекает внимание зрителя от главного объекта изо- бражения.

Повторим съемку. Поскольку нужная фаза движения нами найдена по первой серии снимков, будем фиксировать только моменты нахождения бе- гунов над барьером, но сделаем эту серию снимков с различных точек так, чтобы каждый раз фигуры спортсменов проецировались на другой фон. Фон трибун нас не удовлетворил по изобразительному результату. Сделаем сни- мок со встречного направления; снимем бегунов также с верхней точки, с тем чтобы они проецировались на гладкую поверхность земли; обязательно используем и нижнюю точку съемки. Посмотрим также, на какой фон прое- цируются спортсмены на протяжении всей дистанции, и выберем наиболее подходящие для съемки участки этого фона. Сравним теперь между собой полученные снимки. Можно заранее сказать, что неплохой результат даст съемка с нижней точки. В таком снимке фигуры спортсменов проецируются на фон неба, что подчеркивает высоту прыжка и, следовательно, делает


 

 

Рис. 148.

Съемка движущегося объекта с различных направлений

 

изображение особенно динамичным. Кроме того, самый фон неба лишен ненужной здесь пестроты и перегрузки деталями, а потому на нем хорошо вырисовываются фигуры бегущих. Конечно, в этом случае обязательно применение светофильтра, необходима проработка рисунка облаков или хотя бы тональности неба.

Проведем еще и следующий эксперимент. Сфотографируем наших спорт- сменов в установленной первой съемкой фазе движения с различных направ- лений: выберем направление съемки прямо навстречу движению (рис. 148, положение аппарата /), под некоторым углом (положение 2) и перпендикуляр- но беговой дорожке (положение 3). Полученные кадры покажут нам, что со- отношение направлений движения и съемки по-разному влияет на степень динамичности изображения. Так, снимок, сделанный с точки 1, чаще всего получается статичным из-за невозможности выразительно показать с этой точки положение спортсмена в пространстве и его устремленность вперед. При малом расстоянии между точкой съемки и объектом линейный рисунок фигуры передается с этой точки часто с перспективными сокращениями, что может привести даже к недопустимым искажениям. Точка 3 дает неплохой результат; здесь при правильном выборе фона и положения фигуры проис- ходящее в кадре движение передается достаточно убедительно.

Однако при этой точке все линии в кадре идут горизонтально, парал- лельно рамке кадра, и, следовательно, в снимке создается устойчивое равно- весие, что не способствует динамичности изображения.

Наиболее удачной в большинстве случаев оказывается точка 2 или дру- гие варианты боковых точек, дающие диагональную композицию кадра. При диагональной композиции кадра все линии устремляются к общей точке схода, идут наклонно и вся композиция приобретает четко выраженную на- правленность. ЕСЛИ ЭТО линейное направление совпадает с направлением движения, происходящего в кадре, то общая динамичность изображения возрастает.


На спортивных же сюжетах следует потренироваться в съемке с про- водкой, попытаться получить резкое изображение объекта на смазанном фоне.

Навыки, полученные в результате съемок спортивных сюжетов, дают

возможность хорошо ориентироваться и в более сложных видах фоторепор- тажа, самым серьезным и ответственным из которых является съемка непо- вторимых и быстро протекающих событий.

Если для съемки портрета был необходим фотоаппарат с размером кадра 9 x1 2 см, штатив и другое стационарное оборудование, если съемка архи- тектуры требовала по возможности применения специального фотоаппарата с подвижной объективной доской, то условия работы в фоторепортаже также определяют характер аппаратуры, применяемой здесь. Совершенно ясно, что это должна быть легкая и удобная в обращении фотокамера с емкой кассетой, свободно перезаряжаемая на свету, дающая возможность быстро сменить объектив и т. д.

Такими фотоаппаратами, вполне пригодными и для любительской и для профессиональной работы, являются камеры «Зоркий», «Киев» и др.

Поскольку интереснейшее событие, которое необходимо зафиксировать на снимках, может протекать и в крайне неблагоприятных условиях осве- щения, фотографу-репортеру крайне необходим легкий и подвижный, удоб- ный в обращении осветительный прибор, дающий достаточные для целей фотосъемки освещенности. Таким прибором является электронно-импульс- ная лампа, устанавливаемая чаще всего непосредственно на фотоаппарате и связанная синхронизирующим устройством с его затвором. В момент спуска затвора лампа дает яркую вспышку, создаваемые ею на объекте ос- вещенности достигают очень высоких значений и позволяют вести съемку с моментальными выдержками.

Но вместе с тем фотографы-любители и профессионалы правильно отмечают серьезные недостатки фотоснимков, полученных при свете элек- тронно-импульсной лампы, установленной на фотоаппарате. Она дает перед- ний свет, равномерно заливающий весь объект. Такое освещение лишает снимок выразительного светового рисунка и необходимых световых акцен- тов на главном объекте изображения.

Это правильные претензии к характеру освещения, даваемого элект- ронно-импульсной лампой. Но, несмотря на это, в фоторепортаже она необ- ходима. Подумайте о том, сколько событий оказалось бы вовсе не зареги- стрированными, если бы не возможности, даваемые этой лампой! Зная это, мы предъявляем к репортажному снимку совсем иные требования, чем, скажем, к павильонному портрету. И если репортажный снимок, посвящен- ный важному событию, четко построен по композиции и менее выразителен по свету, мы, понимая, при каких условиях освещения он выполнялся, оце- ниваем творчество фотографа соответственно имевшимся у него возможно- стям.


 

Маловыразительный световой рисунок необходимо компенсировать другими изобразительными приемами: острой композицией, применением продуманных ракурсов, вынесением главного объекта изображения на пе- редний план, соответствующим кадрированием снимка, исключающим из поля зрения объектива весь второстепенный материал, и т. п. Используя эти фотографические возможности, репортер добивается необходимых для четкого выражения темы смысловых и изобразительных акцентов.

Поскольку фоторепортаж часто связан с воспроизведением действия, движения, перемещения людей в пространстве, вовремя съемки нужны ко- роткие выдержки порядка1/ 100сек. и менее. Но при съемке сюжетов с особо быстрым движением не всегда желательны выдержки еще более короткие — 1/ 500, 1/ 1000 сек. и т. п. Выше рассказывалось о том, что движение, снятое так мгновенно, часто и вовсе исчезает на снимке.

Таковы основные требования, предъявляемые к репортажному снимку, и главные элементы его изобразительного и технического построения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: