Их к расходам текущего периода




Затраты – это стоимость ресурсов, использованных на определенные цели. Главная цель деятельности коммерческой организации – получение прибыли – достигается путем решения конкретных задач: производства и продажи продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, осуществления капитальных вложений, функционирования служб и подразделений и т. п. При этом организация использует материальные, трудовые, финансовые, информационные и другие ресурсы. Расход использованных ресурсов может быть выражен в натуральных и трудовых и других измерителях, но только денежные единицы обеспечивают единство их измерения. Таким образом, затраты – это принятая к учёту стоимостная оценка использованных ресурсов различного вида. Затраты признаются в том отчётном периоде, в котором были израсходованы ресурсы. В отличие от расходов, затраты в момент их признания не оказывают влияния на величину собственного капитала и финансовые результаты деятельности организации. Признание затрат означает «перетекание» одних видов активов в другие либо равновеликое увеличение активов и обязательств.

Затраты осуществляются и накапливаются на бухгалтерских счетах в течение опредёленного периода. Завершение накопления затрат определяется либо моментом признания активов, ради создания которых и осуществлялись данные затраты, либо когда становится очевидным, что понесённые затраты уменьшают экономические выгоды организации без создания имущественных объектов. Таким образом, по окончании периода накопления затраты приводят к образованию либо активов, либо расходов.

Затраты могут приводить к образованию как оборотных, так и внеоборотных активов. Затраты, понесенные с целью создания оборотных активов, называются некапитальными, а связанные с формированием внеоборотных активов, называются капитальными затратами (капитальными вложениями). Они также могут привести к образованию расходов, но это, как правило, считается нежелательным исходом. Примером может служить списание в качестве внепроизводственных расходов затрат на НИОКР, которые не дали положительного результата. Вложения в создание внеоборотных активов признаются также расходом при любом выбытии этих объектов – продаже, вложении в уставные капиталы других организаций, безвозмездной передаче и т. п.

Хозяйственный цикл производственного предприятия состоит из повторения трёх основных стадий – заготовления ресурсов, производства и продажи произведенной продукции. На стадии заготовления производственных ресурсов возникают затраты на заготовление. Они осуществляются путём выплаты денежных средств за приобретенные ресурсы или путём обмена на другие (неденежные) активы. В этом случае одни активы обмениваются на другие без изменения их общей суммы. Предприятие может также приобретать ресурсы в долг. Тогда затраты на заготовление приводят к увеличению суммы активов и появлению дополнительной кредиторской задолженности перед поставщиками ресурсов.

На стадии производства происходит использование приобретённых материальных ресурсов. При этом к их стоимости добавляются затраты наобработку (заработная плата производственных рабочих с начислениями на нее, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования), а также общецеховые и общехозяйственные расходы. В совокупности состоимостью потребленных материальных ресурсов они образуют затраты на производство.

Затраты на производство формируют производственную себестоимость готовой продукции, по которой она передается на склад. При выполнении организацией работ или оказании услуг операция передачи на склад отсутствует.

До момента продажи продукции (работ, услуг) затраты на производство отражаются в балансе в составе активов предприятия (незавершённого производства, готовой продукции). После продажи они переходят в расходы и находят отражение в отчёте о прибылях и убытках в составе себестоимости проданной продукции.

На стадии продажи формируются затраты на продажу, которые, как правило, полностью списываются в расходы в том же отчётном периоде и отражаются в отчёте о прибылях и убытках как коммерческие расходы. Вместе с производственной себестоимости проданной продукции они образуют ее полную себестоимость.

Расходы отчётного периода связываются с доходами данного периода. Доходы – это приток денежных средств и дебиторской задолженности (счетов к получению) в результате продажи продукции (товаров, работ, услуг). Доходы приводят к увеличению собственного капитала предприятия. Расходы – это отток ресурсов, необходимых для получения доходов. Они уменьшают собственный капитал предприятия. Разница между доходами и расходами за отчетный период и составляет прибыль предприятия.

Отнесение затрат к расходам текущего отчётного периода происходит следующим образом. Предприятие вступает в очередной отчётный период с определенными ресурсами – активами на начало периода. В течение данного периода оно приобретает новые производственные ресурсы, пользуется услугами других организаций и физических лиц, использует труд наёмных работников, то есть осуществляет затраты на заготовление, производство и продажу продукции. В процессе этой деятельности предприятие использует ресурсы как те, что имелись у него на начало текущего периода, так и приобретенные в данном периоде. Возникшие при этом затраты могут быть отнесены либо к расходам отчётного периода, либо к активам на конец данного периода.

При отнесении тех или иных затрат к расходам текущего периода необходимо прежде всего определить, связаны ли эти затраты напрямую с доходами данного периода. Если такая связь есть, то они относятся к расходам, если нет, то тогда следует установить, связаны ли данные затраты с деятельностью предприятия в этом отчётном периоде. Если связаны, то их также нужно отнести к расходам, если нет, то тогда необходимо определить, способны ли эти затраты принести предприятию доходы в будущем. Если не способны, то их нужно списать в расходы, если же их можно как-то связать с будущими доходами, то такие затраты следует считать активами на конец текущего периода.

Порядок отнесения затрат к расходам текущего отчётного периода показан на рис. 3.

В зависимости от метода признания затрат в отчёте о прибылях и убытках их можно разделить на «затраты (расходы) на продукт» и «затраты (расходы) периода». Затраты на продукт непосредственно связаны с производственной деятельностью предприятия, т. е. с изготовлением продукции. В конце каждого месяца они распределяются между расходами на продукт и запасами. Переходящие затраты, составляющие стоимость запасов, станут расходами (в качестве себестоимости проданной продукции) только когда продукция будет реализована. Затраты на продукт являются запасоёмкими затратами.

Затраты (расходы) периода являются функцией отчётного периода. Они связаны скорее с длительностью данного периода, чем с выпуском и продажей продукции. Если нет производства, нет затрат на продукт, то всё равно


 

Затраты на заготовление в отчётном периоде
Активы на начало отчётного периода

 

Рис. 3. Порядок формирования затрат и отнесения их к расходам отчётного периода

 

 


остаются затраты периода, поэтому их можно также рассматривать в качестве убытков отчётного периода. Затраты периода признаются в качестве расходов в том же отчётном периоде, в каком они были произведены. Они не проходят через стадию запасов, то есть не признаются активами, а сразу отражаются в отчёте о прибылях и убытках как расходы периода (управленческие, коммерческие). Поскольку затраты периода не связаны с созданием активов, они являются незапасоёмкими затратами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: