Себестоимости продукции машиностроения




 

Машиностроение – весьма сложная и дифференцированная отрасль промышленности. Общие черты всех машиностроительных предприятий:

- сложность выпускаемой продукции,

- последовательность её обработки и сборки в многочисленных цехах,

- большая длительность производственного цикла.

Продукция машиностроения характеризуется большим разнообразием и высокой степенью обновления её номенклатуры.

По организационной структуре машиностроительные предприятия являются многоцеховыми. В их состав входят основные цехи, выпускающие продукцию, предназначенную для продажи; вспомогательные цехи и производства, выпускающие продукцию, выполняющие работы и оказывающие услуги основным цехам и другим структурным подразделениям предприятий; функциональные отделы и службы, а также обслуживающие производства и хозяйства.

Формирование затрат на производство на машиностроительных предприятиях зависит в первую очередь от особенностей технологического процесса, который делится, как правило, на три стадии: заготовительную, обрабатывающую и сборочную. На заготовительной стадии металл проходит предварительную подготовку, разрезается на заготовки и подается на горячую (в кузнечный цех) и холодную (в прессовый цех) штамповку. На этой же стадии в литейных цехах производятся отливки (литые заготовки деталей из чугуна, стали и цветных металлов). Из заготовительных цехов заготовки деталей, которые называются полуфабрикатами собственного производства, через склад или непосредственно передаются на дальнейшую обработку. На заготовительной стадии технологического процесса формируются затраты на изготовление полуфабрикатов собственного производства (поковок, штампованных заготовок и отливок).

На обрабатывающей стадии заготовки деталей подвергаются механической, термической и гальванической обработке, в результате чего получаются готовые детали машин и механизмов. Готовые детали через промежуточные склады, комплектовочные кладовые или непосредственно из обрабатывающих цехов передаются на сборку. На обрабатывающей стадии формируются затраты на производство готовых деталей.

На сборочной стадии из деталей производится сборка узлов, машин, механизмов и агрегатов. Собранные изделия подвергаются испытаниям, контролю и затем передаются на склад готовой продукции. На стадии сборки формируются затраты на производство готовых изделий.

Полуфабрикаты собственного производства (продукция заготовительной стадии) и готовые детали (продукция обрабатывающего производства) обычно передаются на следующие стадии технологического процесса, но часть из них продается на сторону по кооперации или в виде запасных частей. В связи с этим возникает необходимость исчислять себестоимость не только готовых изделий, но также отдельных видов полуфабрикатов и запасных частей.

На формирование структуры затрат на производство и методику исчисления себестоимости готовой продукции оказывает влияние применяемость деталей и узлов в изделиях. В зависимости от применяемости все детали и узлы, из которых собираются готовые изделия, могут быть разделены на оригинальные и унифицированные. Оригинальные детали и узлы используются при сборке только определенных видов изделий, поэтому затраты на их производство прямо относятся на себестоимость данных изделий. Унифицированные детали и узлы применяются при изготовлении разных видов изделий, поэтому затраты на их производство следует учитывать отдельно. Необходимо также исчислять себестоимость таких деталей и узлов, так как их последующее использование заранее неизвестно. Себестоимость унифицированных деталей и узлов списывается в затраты на производство тех изделий, в состав которых они входят.

Изготовление машиностроительной продукции довольно часто характеризуется длительным производственным циклом. На некоторых предприятиях продолжительность периода времени от момента передачи материалов в производство до момента сдачи готовых изделий на склад или заказчику исчисляется месяцами (в авиационной промышленности), а иногда даже годами (например, в судостроении). Для нормальной ритмичной работы на таких предприятиях нужно постоянно иметь производственные заделы в виде незаконченных обработкой деталей и полуфабрикатов различной степени готовности (незавершённое производство). Это обстоятельство вызывает необходимость распределения затрат на производство по окончании каждого отчетного периода между готовой продукцией и незавершенным производством.

Производства на машиностроительных предприятиях различаются по степени массовости. Существуют массовые, серийные и индивидуальные производства. Для массового производства характерно изготовление сравнительно узкой номенклатуры изделий в очень больших объёмах. В таких производствах имеется возможность разработки достаточно точных норм расхода материалов на каждую деталь, сборочный узел и готовое изделие, а также норм трудоёмкости на каждую производственную операцию. В массовых производствах широко используются специальные инструменты и приспособления целевого назначения, конвейерные линии. Производственный цикл короткий, остатки незавершённого производства относительно стабильны.

Индивидуальное производство характеризуется широкой номенклатурой выпуска изделий в единичном экземпляре или небольшими партиями. Как правило, это очень крупные изделия с длительным циклом изготовления (самолёты, суда, паровые турбины, электрогенераторы и т. п.) Остатки незавершённого производства могут существенно меняться из месяца в месяц. Из-за нестабильности таких производств и малой повторяемости производственных процессов в них трудно использовать точные нормы расхода материальных и трудовых ресурсов.

Индивидуальное и массовое производства – это два противоположных полюса, между которыми можно расположить серийное производство, которое имеет смешанные характеристики и подразделяется на мелкосерийное, среднесерийное и крупносерийное. В мелкосерийном производстве преобладают черты, свойственные индивидуальному производству. Крупносерийное производство ближе по характеристикам к массовому производству. Среднесерийное производство примерно поровну сочетает черты индивидуального и массового производств.

Особенности технологии и организации производства на машиностроительных предприятиях определяют специфику формирования затрат на производство и калькулирования себестоимости выпускаемой продукции. Прямые затраты в момент их возникновения непосредственно относятся на изделия, с изготовлением которых они связаны. Косвенные затраты формируются сначала по местам их возникновения с дифференциацией по центрам ответственности – производствам, цехам, участкам; затем они списываются на носители затрат – изделия, виды продукции, производственные заказы. Учтённые на носителях затраты составляют основу исчисления фактической себестоимости продукции по объектам калькулирования.

Кроме себестоимости продукции основного производства, рассчитывается также себестоимость продукции вспомогательных производств, предназначенных для обслуживания производства основной продукции инструментами, приспособлениями, штампами, запасными частями для ремонта оборудования, различными видами энергии (электроэнергией, паром, газом, воздухом и пр.), транспортными и другими услугами и выполнения работ по ремонту объектов основных средств.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: