Результат познания и НОСТИ. | действия критерий | есть проверка субъективного ИСТИННОСУЩЕЙ ОБЪЕКТИВ- |
![]() |
![]() |
... «В этом результате тем самым познание восстано-
влено и соединено с практической идеей, преднай-
денная действительность определена вместе с тем как
выполненная абсолютная цель; но не так, как в ищу-
щем познании, только как объективный мир, лишенный
субъективности понятия, а как такой объективный мир,
внутреннее основание и действительное существование
которого есть понятие. Это — абсолютная идея» (327)
[295]. ((Конец главы II. Переход к главе III: «Абсо-
лютная идея».))
III глава: «Абсолютная идея».
... «Абсолютная идея есть, как оказалось, тождество
теоретической и практической идеи, каждая из которых
для себя еще одностороння»... (327) [296].
![]() |
* — «объективно истинное». Ред, |
Единство теоретической идеи (познания) и прак- тики — это NB — и зто единство именно в теории познания, ибо в сумме полу- чается „абсолютная идея" (а идея = „das objektive Wahre" *) (том V, 236} [VI, 214]. |
![]() |
![]() |
Остается-де рассмотреть теперь уже не Inhalt *, а...
«всеобщность ее формы, — т. е. метод» (329) [298].
«В ищущем познании метод также есть орудие, неко-
торое стоящее на субъективной стороне средство, через
которое она соотносится с объектом... Напротив, в истин-
ном познании метод есть не только множество извест-
ных определений, но в себе и для себя определенность
понятия, которое лишь потому есть средний термин»
(средний член в логической фигуре заключения), «что оно
имеет также значение объективного»... (331) [299—300].
... «Напротив, абсолютный метод» (т. е. метод позна-
ния объективной истины) «проявляется не как внешняя
рефлексия, а берет определенное из самого своего
предмета, так как этот метод сам есть его имманентный
принцип и душа. — Это есть то, чего Платон требовал
от познания, — рассматривать вещи сами по себе, от-
части в их всеобщности, отчасти же не уклоняться от
них в сторону и не хвататься за побочные обстоятель-
ства, примеры и сравнения, но иметь единственно эти
вещи перед собой и доводить до сознания то, что в них
имманентно»... (335—336) [303].
Этот метод ««абсолютного познания» аналитичен,
... «но он также и синтетичен»»... (336) [303—304].
![]() |
Одно из определений диалектики |
„Dieses so sehr synthetische als analy-
tische Moment des Urieils, wodurch das
anfangliche Allgemeine aus ihm selbst
als das Andere seiner sich bestimmt, ist
das dialektische zu nennen"... (336) [304]
(+ см. следующую стр.) **.
„Этот столь же синтетический, как и аналитиче- ский момент суждения, в силу какового (момента) | |
первоначальная общность [общее себя определяется как другое по должен быть назван диалектическ | понятие] само из отношению к себе, им". |
Определение не из ясных!!
* — содержание. Ред.
*• В рукописи от скобки начинается стрелка, указывающая на аб-
зац «Диалектика есть... », расположенный на следующем листе рукописи
(см. настоящий том, стр. 204). Ред.
1) Определение понятия самого из себя \сама вещь
в ее отношениях и в ее развитии должна быть рассма-
триваема);
2) противоречивость в самой вещи (das Andere sei-
ner *), противоречивые силы и тенденции во всяком
явлении;
3) соединение анализа и синтеза.
Таковы элементы диалектики, по-видимому.
![]() |
Элементы
диалек-
тики
Можно, пожалуй, детальнее эти эле-
менты представить так:
1) объективность рассмотре-
ния (не примеры, не отступления,
а вещь сама в себе).
х
2) вся совокупность многоразличных
отношений этой вещи к дру-
гим.
3) развитие этой вещи (respec-
tive ** явления), ее собственное дви-
жение, ее собственная жизнь.
4) внутренне противоречивые тен-
денции (и # стороны) в этой
вещи.
5) вещь (явление etc.) как сумма
и единство противо-
положностей.
6) борьба respective развертыва-
ние этих противоположностей, про-
тиворечивых стремлений etc.
7) соединение анализа и синтеза, —
разборка отдельных частей и сово-
купность, суммирование этих ча-
стей вместе.
* — Другое себя. Ред.
** — соответственно. Ред.
![]() |
![]() |
8) отношения каждой вещи (явления
etc.) не только многоразличны, но
всеобщи, универсальны. Каждая
вещь (явление, процесс etc.) свя-
заны с каждой.
9) не только единство противополож-
ностей, но переходы каждо-
го определения, качества, черты,
стороны, свойства в каждое
другое |в свою противополож-
ность?).
![]() |
отрицание отрицания |
![]() |
10) бесконечный процесс раскрытия н о-
в ы х сторон, отношений etc.
11) бесконечный процесс углубления
познания человеком вещи, явлений,
процессов и т. д. от явлений к сущ-
ности и от менее глубокой к более
глубокой сущности.
12) от сосуществования к каузальности
и от одной формы связи и взаимо-
зависимости к другой, более глу-
бокой, более общей.
13) повторение в высшей стадии из-
вестных черт, свойств etc. низшей и
14) возврат якобы к старому
15) борьба содержания с формой и об-
ратно. Сбрасывание формы, пере-
делка содержания.
16) переход количества в качество и
vice versa. ((15 и 16 суть при-
меры 9-го))
Вкратце диалектику можно | определить, | как уче- | |
ние о единстве противоположностей. Этим | будет | ||
схвачено ядро диалектики, но | это требует | пояснении | |
и развития. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Платон
и диа-
лектика
Объектив-
ность диа-
лектики...
+ (продолжение. См. предыдущую
стр. *)
здесь явно = теория познания и логика| |
... «Диалектика есть одна из тех древ-
них наук, которая больше всего игнорировалась в метафизике -
новых философов, а затем вообще в популярной философии, как античного, так и пового времени»... О Платоне-де Диоген Лаэрций сказал, что Платон —
инициатор диалектики, 3-ей философ-
ской науки (как Фалес — натурфило-
софии, Сократ — моральной филосо-
фии) 98, но-де об этой заслуге Платона
мало размышляют те, кто особенно
о ней кричит...
... «Диалектику часто рассматривали,
как некоторое искусство, как будто она
основывается на некотором субъектив-
ном таланте, а не принадлежит к объек-
тивности понятия»... (336—337) [304].
Важная заслуга Канта ввести снова
диалектику, признать ее „необходимым"
(свойством) „разума" (337) [304], но ре-
зультат (применения диалектики) дол-
жен быть „обратный" (кантианству) см.
ниже.
Дальше идет очень интересный, яс-
ный, важный очерк диалектики:
... «Помимо того, что диалектика
обычно представляется чем-то случай-
ным, она обыкновенно имеет ту более
детальную форму, что по поводу ка-
кого-либо предмета, например мира,
движения, точки и т. д., указывается,
что ему присуще какое-либо определе-
ние, например, в порядке названных
См. настоящий том, стр. 201. Ред.
![]() |
![]() |
![]() |
предметов, конечность в пространстве
или во времени, нахождение в этом
месте, абсолютное отрицание простран-
ства; но что, далее, столь же необхо-
димо и противоположное определение,
например бесконечность в простран-
стве и времени, ненахождение в этом
месте, отношение к пространству и тем
самым пространственность. Более древ-
няя элеатская школа применяла свою
диалектику преимущественно против
движения, Платон же часто против
представлений и понятий своего вре-
мени, особенно против софистов, но
также против чистых категорий и опре-
делений рефлексии; позднейший разви-
тый скептицизм распространил ее не
только на непосредственные так назы-
ваемые факты сознания и максимы
обыденной жизни, но и на все научные
понятия. А следствие, выводимое из
такой диалектики, есть вообще противо-
речивость и ничтожность признанных
утверждений. Но такой результат мо-
жет иметь двоякий смысл: или тот
объективный смысл, что самый пред-
мет, который таким образом сам себе
противоречит, снимает и уничтожает
себя (таков, например, вывод элеа-
тов, по которому отрицалась истин-
ность мира, движения, точки); или тот
субъективный смысл, по которому не-
удовлетворительным является познание.
Или последнее заключение понимается
так, что сама-де эта диалектика произ-
водит фокус, создающий такого рода
ложную видимость. Таков обычный
взгляд так называемого здравого чело-
веческого смысла, придерживающегося
чувственной очевидности и привычных
кантиан- ство = (тоже) скептицизм |
Это верно! представ- ление и мысль, раз- витие обоих, nil aliud * Предмет выказывает себя диалек- тическим Понятия не неподвижны, а — сами по себе, по своей |
представлений и высказываний»...
(337—338) [304-305].
Например, Диоген-собака99 ходьбой
доказывает движение, «вульгарное опро-
вержение», говорит Гегель.
... «Или же заключение о субъектив-
ном ничтожестве диалектики касается
не ее самой, а скорее того познания,
против которого она направлена, именно
в духе скептицизма, а равным образом
в смысле кантовской философии, против
познания вообще».
... «Главный предрассудок состоит
здесь в том, будто диалектика имеет
лишь отрицательный результат» (338)
[306].
Между прочим-де заслуга Канта об-
ратить внимание на диалектику и на
рассмотрение «определений мысли в
себе и для себя» (339) [306].
«Предмет, каков он без мышления
и без понятия, есть некоторое предста-
вление или даже только название;
только в определениях мышления и
понятия он есть то, что он-есть»...
... «Поэтому нельзя считать виною
какого-нибудь предмета или позна-
ния, если они по своему характеру
или в силу некоторой внешней свя-
зи выказызают себя диалектически-
ми»...
... «Так все противоположности, при-
знаваемые за нечто прочное, например
конечное и бесконечное, единичное и
общее, суть противоречия не через ка-
кое-либо внешнее соединение, а, напро-
* — ничего другого. Ред.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
тив, как показывает рассмотрение их
природы, они сами по себе суть некото-
рый переход»... (339) [307].
«Это та самая указанная выше точка
зрения, согласно которой некоторое
#
всеобщее первое, рассматриваемое само
по себе, оказывается другим по отноше-
нию к самому себе»...
... «но это другое есть по существу
не пустое отрицательное, не ничто,
признаваемое обычным результатом
диалектики, а другое первого, отрица-
тельное непосредственного; оно, следо-
вательно, определено как опосредство-
ванное, вообще содержит внутри себя
определение первого. Тем самым пер-
вое, по существу, также сберегается
и сохраняется в другом. — Удержать
положительное в его отрицательном,
содержание предпосылки — в ее резуль-
тате, вот что есть самое важное в разум-
ном познании; вместе с тем достаточно
лишь простейшего размышления для
того, чтобы убедиться в абсолютной
истине и необходимости этого требова-
ния, а что касается примеров для дока-
зательства этого, то вся логика состоит
из них» (340) [307-308].
природе =
переход
#
Первое об-
щее понятие
(и = первое
встречное,
любое общее
понятие)
Это очень
важно к
пониманию
диалектики
Не голое отрицание, не зряшное не скептическое отрицание, колебание, | отрицание, сомнение ха- | |
рактерно и несомненно, притом как | существенно в диалектике содержит в себе элемент важнейший свой элемент, — | , — которая, отрицания и - нет, а отри- |
цание как | момент связи, как момент развития, | |
с удержанием положительного, т. е. без баний, без всякой эклектики. | всяких коле- | |
Диалектика вообще состоит в отрицании первого по-
ложения, в смене его вторым (в переходе первого во
второе, в указании связи первого с вторым etc.). Второе
может быть сделано предикатом первого —
— «например, конечное есть бесконечное, одно есть
многое, единичное есть всеобщее»... (341) [308].
... «Так как первое, или непосредствен-
ное, есть понятие в себе, а потому ока-
„в себе" = в потен- ции, еще не раз- вито, еще не развер- нуто |
![]() |
зывается отрицательным лишь в себе, то
диалектический момент последнего состоит
в том, что то различие, которое в нем со-
держится в себе, полагается внутри его.
Напротив, второе само есть нечто опреде-
ленное, различие или отношение; его диалек-
тический момент состоит поэтому в том,
чтобы положить содержащееся в нем един-
ство»... — (341—342) [309].
![]() |
(По отношению к простым и первоначальным, „пер-
вым" положительным утверждениям, положениям etc.
„диалектический момент", т. е. научное рассмотрение,
требует указания различия, связи, перехода. Без этого
простое положительное утверждение неполно, безжиз-
ненно, мертво. По отношению к „2-му", отрицательному
положению, „диалектический момент" требует указания
„единства", т. е. связи отрицательного с положи-
тельным, нахождения этого положительного в отри-
цательном. От утверждения к отрицанию — от отрица-
ния к „единству" с утверждаемым, — без этого диалек-
тика станет голым отрицанием, игрой или скепсисом.)
... — «Если поэтому отрицательное, определенное,
отношение, суждение и все подразумеваемые этим
вторым моментом определения не являются уже
сами по себе противоречием и диалектическими,
то это зависит просто от недостатка мышления,
не сводящего воедино своих мыслей. Ибо материал —
противоположные определения в одном отношении —
уже положен и наличествует для мышления. Но фор-
мальное мышление возводит себе в закон тождество,
![]() |
![]() |
![]() |
низводит противоречивое содержание, находящееся
перед ним, в сферу представления, в пространство и
время, в которых противоречивое удерживается одно
вне другого в сосуществовании и последовательности
и таким образом выступает перед сознанием без
взаимного соприкосновения» (342) [3091.
„Выступает перед сознанием без взаимного со- прикосновения" (предмет) — вот суть антидиалек- тики. Здесь только как будто Гегель высунул ослиные уши идеализма, — отнеся время и про- странство (в связи с представлением) к чему-то низшему против мышления. Впрочем, в известном смысле представление, конечно, ниже. Суть в том, |
что мышление должно охватить все „представле- |
ние" в его движении, а для этого мышление должно быть диалектическим. Представление ближе к реальности, чем мышление? И да и нет. Пред- ставление не может схватить движения в ц е- |
л о м, например, не схватывает движения с быстро- той 300 000 км. в 1 секунду 100, а мышление схваты- вает и должно схватить. Мышление, взятое из |
представления, тоже отражает реальность; время есть форма бытия объективной реальности. Здесь, |
в понятии1 времени (а не в отношении представле- ния к мышлению) идеализм Гегеля. |
... «Оно * составляет для себя об этом определенное
основоположение, что противоречие немыслимо; на са-
мом же деле мышление противоречия есть существенный
момент понятия. Формальное мышление фактически
и мыслит противоречие, но сейчас же закрывает на
него глаза и в упомянутом высказывании» (в изречении,
что противоречие не мыслимо) «переходит от него лишь
к абстрактному отрицанию».
![]() |
«Только что рассмотренная отрицатель-
ность образует собой поворотный пункт в
движении понятия. Она есть простая точка
отрицательного соотношения с собой, внут-
* Формальное мышление. Ред.
![]() |
![]() |
![]() |
соль
диалек-
тики
критерий
истины
единство
понятия и
реальности
ренний источник всякой деятельности, жи-
вого и духовного самодвижения, диалекти-
ческая душа, которую всё истинное имеет
в самом себе и через которую оно только и
есть истина; ибо исключительно на этой
субъективности основывается снятие проти-
воположности между понятием и реально-
стью и то единство, которое есть истина. —
Второе отрицательное, отрицательное отри-
цательного, к которому мы пришли, есть
указанное снятие противоречия, но это сня-
тие так же мало, как и противоречие, есть
действие некоторой внешней рефлексии; оно
есть сокровеннейший, объективнейший мо-
мент жизни и духа, благодаря которому
имеет бытие субъект, лицо, свободное» (342—
343) [309-310].
![]() |
Здесь важно: 1) характеристика диалектики: самодвижение, источник деятельности, движение жизни и духа; совпадение понятий субъекта (че- ловека) с реальностью; 2) объективизм в высшей степени („das objektivste Moment" *). |
Это отрицание отрицания есть третий член, говорит
Гегель (343) [310] — «если вообще желают считать» —
но можно признать его и четвертым (Quadruplicitat **)
(344) [311], считая два отрицания: „простое" (или
„формальное") и „абсолютное" (343 i. f.) [310—311].
Различие мне неясное, | не равно ли абсолютное |
более конкретному? |
![]() |
«Хотя это единство, равно как вся форма метода — троичность — есть лишь совершенно поверхно- стная внешняя сторона способа [ознания» (344) J311]. |
NB:
„троичность" диа-
лектики есть ее
внешняя поверх-
ностная сторона
* — «объективнейший момент». Ред.
* * — четверичность. Ред,
— но, говорит, и то уже „бесконечная
заслуга кантовой философии", что хотя бы
она (пусть ohne Begriff *) указана.
![]() |
Гегель жестоко ругает формализм, скуку, пус- тоту игры в диалек- тику |
«Формализм, правда, также усвоил себе
троичность и держался ее пустой схемы; но
поверхностность, скандальность и пустота
современного, философского так называе-
мого конструирования, состоящего един-
ственно в том, чтобы повсюду подсовывать
эту формальную схему, без понятия и
имманентного определения, и употреблять
ее для установления внешнего порядка,
сделали эту форму скучной и приобрели ей
дурную славу. Однако из-за пошлости это-
го употребления она не может еще поте-
рять своей внутренней ценности, и все же
следует высоко ценить то, что тем самым
найден хотя бы не постигнутый еще в поня-
тиях образ разумного» (344—345) [311].
Результат отрицания отрицания, это третье не есть...
«покоящееся третье, а именно это единство» (про-
тивоположностей), «которое есть опосредствующее
себя с самим собой движение и деятельность»...
(345) [312].
Результат этого диалектического превращения в
„третье", в синтез есть новая посылка, утверждение
etc., которая снова становится источником дальнейшего
анализа. Но в нее, эту „третью" ступень, уже вошло
„содержание" познания («содержание познания
как таковое входит в круг рассмотрения») — и метод
расширяется в систему (346) [313].
Начало всех рассуждений, всего анализа, — эта
первая посылка, кажется теперь уже неопределенной,
„несовершенной", является потребность доказать, „вы-
вести" (ableiten) ее, получается, «что может показаться
требованием бесконечного, идущего вспять прогресса з
доказательстве и выводе» (347) [313—314] — но с дру-
гой стороны, новая посылка толкает вперед...
* — без понятия. Ред.
... «Познание движется от содержания к содержанию.
Прежде всего это поступательное движение характери-
зуется тем, что оно начинается с простых определенно-
стей и что следующие за ними становятся все богаче
и конкретнее. Ибо результат содержит в себе свое на-
чало, и движение последнего обогатило его некоторой
новой определенностью. Всеобщее составляет основу;
поэтому поступательное движение не должно быть
принимаемо за некоторое течение от некоторого другого
к некоторому другому. Понятие в абсолютном методе
сохраняется в своем инобытии, всеобщее — в своем
обособлении, в суждении и реальности; на каждой
ступени дальнейшего определения всеобщее поднимает
выше всю массу его предшествующего содержания и
не только ничего не теряет вследствие своего диалекти-
ческого поступательного движения и не оставляет ни-
чего позади себя, но несет с собой все приобретенное, и
обогащается и уплотняется внутри себя»... (349) [315].
![]() |
![]() |
Этот отрывок очень недурно подводит своего рода
итог тому, что такое диалектика.
![]() |
Это NB: Богаче всего самое кон- кретное и самое субъ- ективное |
Но расширение требует также углу-
бления {„In-sich-gehen" *) «и большее
расширение есть равным образом более
высокая интенсивность».
![]() |
«Богатейшее есть поэтому самое кон-
кретное и самое субъективное, и то,
что возвращает себя в наиболее про-
стую глубину — самое мощное и пре-
обладающее» (349) [316].