ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI). 17 глава




 

Результат познания и НОСТИ. действия критерий есть проверка субъективного ИСТИННОСУЩЕЙ ОБЪЕКТИВ-


... «В этом результате тем самым познание восстано-
влено и соединено с практической идеей, преднай-
денная действительность определена вместе с тем как
выполненная абсолютная цель; но не так, как в ищу-
щем познании, только как объективный мир, лишенный
субъективности понятия, а как такой объективный мир,
внутреннее основание и действительное существование
которого есть понятие. Это — абсолютная идея» (327)
[295]. ((Конец главы II. Переход к главе III: «Абсо-
лютная идея».))

III глава: «Абсолютная идея».

... «Абсолютная идея есть, как оказалось, тождество
теоретической и практической идеи, каждая из которых
для себя еще одностороння»... (327) [296].



* — «объективно истинное». Ред,

 

Единство теоретической идеи (познания) и прак- тики — это NB — и зто единство именно в теории познания, ибо в сумме полу- чается „абсолютная идея" (а идея = „das objektive Wahre" *) (том V, 236} [VI, 214].


Остается-де рассмотреть теперь уже не Inhalt *, а...
«всеобщность ее формы, — т. е. метод» (329) [298].

«В ищущем познании метод также есть орудие, неко-
торое стоящее на субъективной стороне средство, через
которое она соотносится с объектом... Напротив, в истин-
ном познании метод есть не только множество извест-
ных определений, но в себе и для себя определенность
понятия, которое лишь потому есть средний термин»
(средний член в логической фигуре заключения), «что оно
имеет также значение объективного»... (331) [299—300].

... «Напротив, абсолютный метод» (т. е. метод позна-
ния объективной истины) «проявляется не как внешняя
рефлексия, а берет определенное из самого своего
предмета, так как этот метод сам есть его имманентный
принцип и душа. — Это есть то, чего Платон требовал
от познания, — рассматривать вещи сами по себе, от-
части в их всеобщности, отчасти же не уклоняться от
них в сторону и не хвататься за побочные обстоятель-
ства, примеры и сравнения, но иметь единственно эти
вещи перед собой и доводить до сознания то, что в них
имманентно»... (335—336) [303].

Этот метод ««абсолютного познания» аналитичен,
... «но он также и синтетичен»»... (336) [303—304].

Одно из определений диалектики

„Dieses so sehr synthetische als analy-
tische Moment des Urieils, wodurch das
anfangliche Allgemeine aus ihm selbst
als das Andere seiner sich bestimmt, ist
das dialektische zu nennen"... (336) [304]
(+ см. следующую стр.) **.

 

„Этот столь же синтетический, как и аналитиче- ский момент суждения, в силу какового (момента)
первоначальная общность [общее себя определяется как другое по должен быть назван диалектическ понятие] само из отношению к себе, им".

Определение не из ясных!!

* — содержание. Ред.
*• В рукописи от скобки начинается стрелка, указывающая на аб-
зац «Диалектика есть... », расположенный на следующем листе рукописи
(см. настоящий том, стр. 204). Ред.


1) Определение понятия самого из себя \сама вещь
в ее отношениях и в ее развитии должна быть рассма-
триваема);

2) противоречивость в самой вещи (das Andere sei-
ner *), противоречивые силы и тенденции во всяком
явлении;

3) соединение анализа и синтеза.
Таковы элементы диалектики, по-видимому.


Элементы
диалек-
тики


Можно, пожалуй, детальнее эти эле-
менты представить так:

1) объективность рассмотре-
ния (не примеры, не отступления,
а вещь сама в себе).

х

2) вся совокупность многоразличных
отношений этой вещи к дру-
гим.

3) развитие этой вещи (respec-
tive ** явления), ее собственное дви-
жение, ее собственная жизнь.

4) внутренне противоречивые тен-
денции (и #
стороны) в этой
вещи.

5) вещь (явление etc.) как сумма

и единство противо-
положностей.

6) борьба respective развертыва-
ние этих противоположностей, про-
тиворечивых стремлений etc.

7) соединение анализа и синтеза, —
разборка отдельных частей и сово-
купность, суммирование этих ча-
стей вместе.


* — Другое себя. Ред.
**
— соответственно. Ред.



8) отношения каждой вещи (явления
etc.) не только многоразличны, но
всеобщи, универсальны. Каждая
вещь (явление, процесс etc.) свя-
заны с каждой.

9) не только единство противополож-
ностей, но переходы каждо-
го
определения, качества, черты,
стороны, свойства в каждое
другое |в свою противополож-
ность?).

отрицание отрицания

10) бесконечный процесс раскрытия н о-
в ы х сторон, отношений etc.

11) бесконечный процесс углубления
познания человеком вещи, явлений,
процессов и т. д. от явлений к сущ-
ности и от менее глубокой к более
глубокой сущности.

12) от сосуществования к каузальности
и от одной формы связи и взаимо-
зависимости к другой, более глу-
бокой, более общей.

13) повторение в высшей стадии из-
вестных черт, свойств etc. низшей и

14) возврат якобы к старому

15) борьба содержания с формой и об-
ратно. Сбрасывание формы, пере-
делка содержания.

16) переход количества в качество и
vice versa. ((15 и 16 суть при-
меры
9-го))


 

Вкратце диалектику можно определить, как уче-
ние о единстве противоположностей. Этим будет
схвачено ядро диалектики, но это требует пояснении
и развития.      


 

Платон
и диа-
лектика

Объектив-
ность диа-
лектики...


+ (продолжение. См. предыдущую
стр. *)

здесь явно = теория познания и логика|

... «Диалектика есть одна из тех древ-
них наук, которая больше всего игнорировалась в метафизике -

новых философов, а затем вообще в популярной философии, как античного, так и пового времени»... О Платоне-де Диоген Лаэрций сказал, что Платон —
инициатор диалектики, 3-ей философ-
ской науки (как Фалес — натурфило-
софии, Сократ — моральной филосо-
фии) 98, но-де об этой заслуге Платона
мало размышляют те, кто особенно
о ней кричит...

... «Диалектику часто рассматривали,
как некоторое искусство, как будто она
основывается на некотором субъектив-
ном таланте, а не принадлежит к объек-
тивности понятия»... (336—337) [304].
Важная заслуга Канта ввести снова
диалектику, признать ее „необходимым"
(свойством) „разума" (337) [304], но ре-
зультат (применения диалектики) дол-
жен быть „обратный" (кантианству) см.
ниже.

Дальше идет очень интересный, яс-
ный, важный очерк диалектики:

... «Помимо того, что диалектика
обычно представляется чем-то случай-
ным, она обыкновенно имеет ту более
детальную форму, что по поводу ка-
кого-либо предмета, например мира,
движения, точки и т. д., указывается,
что ему присуще какое-либо определе-
ние, например, в порядке названных


См. настоящий том, стр. 201. Ред.



предметов, конечность в пространстве
или во времени, нахождение в этом
месте, абсолютное отрицание простран-
ства; но что, далее, столь же необхо-
димо и противоположное определение,
например бесконечность в простран-
стве и времени, ненахождение в этом
месте, отношение к пространству и тем
самым пространственность. Более древ-
няя элеатская школа применяла свою
диалектику преимущественно против
движения, Платон же часто против
представлений и понятий своего вре-
мени, особенно против софистов, но
также против чистых категорий и опре-
делений рефлексии; позднейший разви-
тый скептицизм распространил ее не
только на непосредственные так назы-
ваемые факты сознания и максимы
обыденной жизни, но и на все научные
понятия. А следствие, выводимое из
такой диалектики, есть вообще противо-
речивость
и ничтожность признанных
утверждений. Но такой результат мо-
жет иметь двоякий смысл: или тот
объективный смысл, что самый пред-
мет,
который таким образом сам себе
противоречит, снимает и уничтожает
себя (таков, например, вывод элеа-
тов, по которому отрицалась истин-
ность
мира, движения, точки); или тот
субъективный смысл, по которому не-
удовлетворительным является познание.
Или последнее заключение понимается
так, что сама-де эта диалектика произ-
водит фокус, создающий такого рода
ложную видимость. Таков обычный
взгляд так называемого здравого чело-
веческого смысла, придерживающегося
чувственной очевидности и привычных



кантиан- ство = (тоже) скептицизм

Это верно! представ- ление и мысль, раз- витие обоих, nil aliud * Предмет выказывает себя диалек- тическим Понятия не неподвижны, а — сами по себе, по своей

представлений и высказываний»...
(337—338) [304-305].

Например, Диоген-собака99 ходьбой
доказывает движение, «вульгарное опро-
вержение», говорит Гегель.

... «Или же заключение о субъектив-
ном ничтожестве диалектики касается
не ее самой, а скорее того познания,
против которого она направлена, именно
в духе скептицизма, а равным образом
в смысле кантовской философии, против
познания вообще».

... «Главный предрассудок состоит
здесь в том, будто диалектика имеет
лишь отрицательный результат» (338)
[306].

Между прочим-де заслуга Канта об-
ратить внимание на диалектику и на
рассмотрение «определений мысли в
себе и для себя» (339) [306].

«Предмет, каков он без мышления
и без понятия, есть некоторое предста-
вление или даже только название;
только в определениях мышления и
понятия он есть то, что он-есть»...

... «Поэтому нельзя считать виною
какого-нибудь предмета или позна-
ния, если они по своему характеру
или в силу некоторой внешней свя-
зи выказызают себя диалектически-
ми»...

... «Так все противоположности, при-
знаваемые за нечто прочное, например
конечное и бесконечное, единичное и
общее, суть противоречия не через ка-
кое-либо внешнее соединение, а, напро-


* — ничего другого. Ред.

 






тив, как показывает рассмотрение их
природы, они сами по себе суть некото-
рый переход»... (339) [307].

«Это та самая указанная выше точка
зрения, согласно которой некоторое

#

всеобщее первое, рассматриваемое само
по себе,
оказывается другим по отноше-
нию к самому себе»...

... «но это другое есть по существу
не пустое отрицательное, не ничто,
признаваемое обычным результатом
диалектики,
а другое первого, отрица-
тельное непосредственного; оно, следо-
вательно, определено как опосредство-
ванное, вообще содержит внутри себя
определение первого. Тем самым пер-
вое, по существу, также сберегается
и сохраняется в другом. — Удержать
положительное в его отрицательном,
содержание предпосылки — в ее резуль-
тате, вот что есть самое важное в разум-
ном познании; вместе с тем достаточно
лишь простейшего размышления для
того, чтобы убедиться в абсолютной
истине и необходимости этого требова-
ния, а что касается примеров для дока-
зательства этого, то вся логика состоит
из них» (340) [307-308].


природе =
переход

#
Первое об-
щее понятие
(и = первое
встречное,
любое общее
понятие)

Это очень

важно к

пониманию

диалектики


 

Не голое отрицание, не зряшное не скептическое отрицание, колебание, отрицание, сомнение ха-
рактерно и несомненно, притом как существенно в диалектике содержит в себе элемент важнейший свой элемент, — , — которая, отрицания и - нет, а отри-
цание как момент связи, как момент развития,
с удержанием положительного, т. е. без баний, без всякой эклектики. всяких коле-
     


Диалектика вообще состоит в отрицании первого по-
ложения, в смене его вторым (в переходе первого во
второе, в указании связи первого с вторым etc.). Второе
может быть сделано предикатом первого —
— «например, конечное есть бесконечное, одно есть
многое, единичное есть всеобщее»... (341) [308].

... «Так как первое, или непосредствен-
ное, есть понятие в себе, а потому ока-

„в себе" = в потен- ции, еще не раз- вито, еще не развер- нуто

зывается отрицательным лишь в себе, то
диалектический момент последнего состоит
в том, что то различие, которое в нем со-
держится в себе, полагается внутри его.
Напротив, второе само есть нечто опреде-
ленное, различие
или отношение; его диалек-
тический момент состоит поэтому в том,
чтобы положить содержащееся в нем един-
ство»... —
(341—342) [309].


(По отношению к простым и первоначальным, „пер-
вым" положительным утверждениям, положениям etc.
„диалектический момент", т. е. научное рассмотрение,
требует указания различия, связи, перехода. Без этого
простое положительное утверждение неполно, безжиз-
ненно, мертво. По отношению к „2-му", отрицательному
положению, „диалектический момент" требует указания
„единства", т. е. связи отрицательного с положи-
тельным, нахождения этого положительного в отри-
цательном. От утверждения к отрицанию — от отрица-
ния к „единству" с утверждаемым, — без этого диалек-
тика станет голым отрицанием, игрой или скепсисом.)

... — «Если поэтому отрицательное, определенное,
отношение, суждение и все подразумеваемые этим
вторым моментом определения не являются уже
сами по себе противоречием и диалектическими,
то это зависит просто от недостатка мышления,
не сводящего воедино своих мыслей. Ибо материал —
противоположные определения в одном отношении
уже положен и наличествует для мышления. Но фор-
мальное мышление возводит себе в закон тождество,




низводит противоречивое содержание, находящееся
перед ним, в сферу представления, в пространство и
время, в которых противоречивое удерживается одно
вне другого
в сосуществовании и последовательности
и таким образом выступает перед сознанием без
взаимного соприкосновения»
(342) [3091.

 

„Выступает перед сознанием без взаимного со- прикосновения" (предмет) — вот суть антидиалек- тики. Здесь только как будто Гегель высунул ослиные уши идеализма, — отнеся время и про- странство (в связи с представлением) к чему-то низшему против мышления. Впрочем, в известном смысле представление, конечно, ниже. Суть в том,
что мышление должно охватить все „представле-
ние" в его движении, а для этого мышление должно быть диалектическим. Представление ближе к реальности, чем мышление? И да и нет. Пред- ставление не может схватить движения в ц е-
л о м, например, не схватывает движения с быстро- той 300 000 км. в 1 секунду 100, а мышление схваты- вает и должно схватить. Мышление, взятое из
представления, тоже отражает реальность; время есть форма бытия объективной реальности. Здесь,
в понятии1 времени (а не в отношении представле- ния к мышлению) идеализм Гегеля.

... «Оно * составляет для себя об этом определенное
основоположение, что противоречие немыслимо; на са-
мом же деле мышление противоречия есть существенный
момент понятия. Формальное мышление фактически
и мыслит противоречие, но сейчас же закрывает на
него глаза и в упомянутом высказывании» (в изречении,
что противоречие не мыслимо) «переходит от него лишь
к абстрактному отрицанию».

«Только что рассмотренная отрицатель-
ность образует собой поворотный пункт в
движении понятия. Она есть простая точка
отрицательного соотношения с собой, внут-

* Формальное мышление. Ред.



соль
диалек-
тики

критерий

истины

единство

понятия и

реальности


ренний источник всякой деятельности, жи-
вого и духовного самодвижения, диалекти-
ческая душа, которую всё истинное имеет
в самом себе и через которую оно только и
есть истина; ибо исключительно на этой
субъективности основывается снятие проти-
воположности между понятием и реально-
стью и то единство, которое есть истина. —
Второе отрицательное, отрицательное отри-
цательного, к которому мы пришли, есть
указанное снятие противоречия, но это сня-
тие так же мало, как и противоречие, есть
действие некоторой внешней рефлексии; оно
есть сокровеннейший, объективнейший мо-
мент жизни и духа, благодаря которому
имеет бытие субъект, лицо, свободное» (342—
343) [309-310].


 



Здесь важно: 1) характеристика диалектики: самодвижение, источник деятельности, движение жизни и духа; совпадение понятий субъекта (че- ловека) с реальностью; 2) объективизм в высшей степени („das objektivste Moment" *).

 


Это отрицание отрицания есть третий член, говорит
Гегель (343) [310] — «если вообще желают считать»
но можно признать его и четвертым (Quadruplicitat **)
(344) [311], считая два отрицания: „простое" (или
„формальное") и „абсолютное" (343 i. f.) [310—311].

 

Различие мне неясное, не равно ли абсолютное
более конкретному?  


«Хотя это единство, равно как вся форма метода — троичность — есть лишь совершенно поверхно- стная внешняя сторона способа [ознания» (344) J311].

NB:

„троичность" диа-
лектики есть ее
внешняя поверх-
ностная сторона


* — «объективнейший момент». Ред.
*
* — четверичность. Ред,



— но, говорит, и то уже „бесконечная
заслуга кантовой философии", что хотя бы
она (пусть ohne Begriff *) указана.

Гегель жестоко ругает формализм, скуку, пус- тоту игры в диалек- тику

«Формализм, правда, также усвоил себе
троичность и держался ее пустой схемы; но
поверхностность, скандальность и пустота
современного, философского так называе-
мого конструирования, состоящего един-
ственно в том, чтобы повсюду подсовывать
эту формальную схему, без понятия и
имманентного определения, и употреблять

ее для установления внешнего порядка,
сделали эту форму скучной и приобрели ей
дурную славу. Однако из-за пошлости это-
го употребления она не может еще поте-
рять своей внутренней ценности, и все же
следует высоко ценить то, что тем самым
найден хотя бы не постигнутый еще в поня-
тиях образ разумного» (344—345) [311].

Результат отрицания отрицания, это третье не есть...

«покоящееся третье, а именно это единство» (про-

тивоположностей), «которое есть опосредствующее

себя с самим собой движение и деятельность»...

(345) [312].

Результат этого диалектического превращения в

„третье", в синтез есть новая посылка, утверждение

etc., которая снова становится источником дальнейшего

анализа. Но в нее, эту „третью" ступень, уже вошло

„содержание" познания («содержание познания

как таковое входит в круг рассмотрения») — и метод

расширяется в систему (346) [313].

Начало всех рассуждений, всего анализа, — эта
первая посылка, кажется теперь уже неопределенной,
„несовершенной", является потребность доказать, „вы-
вести" (ableiten) ее, получается, «что может показаться
требованием бесконечного, идущего вспять прогресса з
доказательстве и выводе» (347) [313—314] — но с дру-
гой стороны, новая посылка толкает вперед...

* — без понятия. Ред.



... «Познание движется от содержания к содержанию.
Прежде всего это поступательное движение характери-
зуется тем, что оно начинается с простых определенно-
стей и что следующие за ними становятся все богаче
и конкретнее. Ибо результат содержит в себе свое на-
чало, и движение последнего обогатило его некоторой
новой определенностью. Всеобщее составляет основу;
поэтому поступательное движение не должно быть
принимаемо за некоторое течение от некоторого другого
к некоторому другому. Понятие в абсолютном методе
сохраняется в своем инобытии, всеобщее — в своем
обособлении, в суждении и реальности; на каждой
ступени дальнейшего определения всеобщее поднимает
выше всю массу его предшествующего содержания и
не только ничего не теряет вследствие своего диалекти-
ческого поступательного движения и не оставляет ни-
чего позади себя, но несет с собой все приобретенное, и
обогащается и уплотняется внутри себя»... (349) [315].

Этот отрывок очень недурно подводит своего рода
итог тому, что такое диалектика.

Это NB: Богаче всего самое кон- кретное и самое субъ- ективное

Но расширение требует также углу-
бления {„In-sich-gehen"
*) «и большее
расширение есть равным образом более
высокая интенсивность».

«Богатейшее есть поэтому самое кон-
кретное и самое субъективное, и то,
что возвращает себя в наиболее про-
стую глубину — самое мощное и пре-
обладающее» (349) [316].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: