,. дурной
идеализм"
(мое
ощущение)
ср. Мах 122
Гегель
versus
Е. Mach... **
NB:
родовое по-
нятие есть
„сущность
природы",
есть
закон...
Этим-де „открыта дверь" „дурному
идеализму", что — „meine Empfindung,
mein"... *
... «Положено чувственное, лишенное
понятия многообразие ощущения, в ко-
тором вовсе нет разума и до которого
этому идеализму более нет дела».
ФИЛОСОФИЯ АНАКСАГОРА
Анаксагор. *** — „причина мира
и всякого порядка", и Гегель поясняет:
... «Объективная мысль... разум в
мире, также и в природе или, как мы
говорим о родах в природе, они суть
всеобщее. Собака есть животное, это —
ее род, ее субстанциальное; — она сама
есть это. Этот закон, этот рассудок,
этот разум сам имманентен природе,
есть сущность природы; она не фор-
мируется извне, подобно тому, как
люди делают стул» (381—382).
„ то же, что душа" (Аристотель
об Анаксагоре) — стр. 394 [289]
и... **** пояснение этого скачка, от общего в природе к душе; от объективного к субъектив- ному; от материализма к идеализму. C'est ici que ces extremes se touchent (et se transforment!) *****. |
По поводу гомеомерпй 123 Анаксагора (ча-
стицы того же рода, что целые тела) Гегель
пишет:
* — «мое ощущение,. мое»... Ред.
* * — по отношению к Э. Маху... Ред.
*** — разум. Ред.
**** Одно слово в рукописи В. И. Ленина осталось не расшифрован-
ным Ред.
***** — Именно здесь крайности сходятся (и преобразуются'). Ред.
«Превращение следует брать в двояком
смысле, в смысле существования и в смысле
понятия»... (403—404). Например-де, гово-
рят, воду можно убрать — камни останут-
ся; голубую краску убрать, красная и т. д.
останется.
«Но это только в смысле существования;
в смысле понятия они пребывают только
одно через другое, это — внутренняя необ-
ходимость». Как в живом теле нельзя вы-
нуть одно сердце без гибели легких etc.
|
«Равным образом природа существует
только в единстве, подобно тому как мозг
бывает только в единстве с другими орга-
нами» (404)
причем превращение одни понимают в
смысле наличности мелких качественно-
определенных частиц и роста (respective
уменьшения) [соединения и разъедине-
ния] их. Другое понимание (Гераклит) —
превращение одного в другое (403).
превра-
щение
(значе-
ние его)
Существование | и понятие | — должно | быть, | У | Ге- | |
геля отличаются | примерно | как: факт | (бытие) | от- | ||
дельно взятый, вырванный из связи, | и | связь | (поня- | |||
тие), соотношение | , сцепление, | закон, | необходимость. | |||
415 [302]:... «Понятие есть то, что вещи сами в себе и
для себя суть»...
Говоря о том, что трава — цель для животного, оно
для человека etc. etc., Гегель заключает:
«Круг, завершенный внутри себя, но завершение
которого равным образом есть переход в другой круг; —
вихрь, центр которого, куда он возвращается, лежит
непосредственно на периферии другого высшего круга,
поглощающего его»... (414) [303].
NB: „общее" как „сущность" |
До сих пор-де мало дали древние:
«Общее есть скудное определение, ка-
ждый знает об общем, но не знает о нем
как о сущности» (416) [304].
„развитие природы познания" |
... «Но здесь начинается более опре-
деленное развитие отношения сознания
к бытию, развитие природы познания
как познания истинного» (417). «Дух
продвинулся до выражения сущности
как мысли» (418) [305].
«Это развитие общего, в котором сущность совер-
шенно переходит на сторону сознания, мы видим в столь
ославленной мудрости софистов» (418) [306].
|
((Конец I тома)) |П том начинается с софистов. [
XIV ТОМ. ВТОРОЙ ТОМ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
ФИЛОСОФИЯ СОФИСТОВ
По поводу софистов 124 Гегель архиподробно жует
ту мысль, что-де в софистике есть элемент, общий
всякому образованию (Bildung) вообще, и нашему в
том числе, именно выдвигание доводов (Griinde) und
Gegengriinde *, —„рефлектирующее резонирование", —
нахождение во всем многоразличных точек зрения;
((субъективизм — отсутствие объективизма)). Говоря о
Протагоре и о его знаменитом тезисе (человек есть мера
всех вещей), Гегель сближает с ним Канта:
Прота- гор и Кант |
... «Человек есть мера всего, — человек,
стало быть, субъект вообще; сущее, следо-
вательно, существует не изолированно, а есть
для моего знания, — сознание по существу
своему есть то, что в предметном производит
содержание, субъективное мышление прини-
мает в этом самое существенное участие.
И это то, что доходит вплоть до новейшей
философии. Кант говорит, что мы знаем
лишь явления, т. е. что то, что нам предста-
вляется как объективное, как реальность
должно рассматриваться лишь в его отно-
шении к сознанию и не существует без этого
отношения»... (31) ** [25] ***.
Второй-де „момент" — объективизм (das Allgemeine ****) «оно положено мной, но оно также и
* — и противодоводов. Ред.
•* Hegel. Werke, Bd. XIV, Berlin, 1833. Ред.
*** Гегель. Сочинения, т. X, М., 1932. Ред.
**** — общее, всеобщее. Ред.
само по себе объективно всеобще, не будучи поло-
жено мной»... (32) [25].
релятивизм софиста... |
Diese „Relativitat" * (32). «Все об-
ладает лишь относительной истиной»
(33) [25] по Протагору.
|
Кант и софисты и феномено- логией a la Мах 125 NB |
... «Кантовское явление есть не что
иное, как толчок извне, некий х, неиз-
вестное, то, что получает определения
впервые через наше чувство, через нас.
Хотя и есть объективное основание
того, что мы это называем холодным,
а то — теплым, так что, хотя мы можем
сказать, что они должны заключать
в себе отличие одного от другого, од-
нако тепло и холод — есть только в на-
шем ощущении, точно так же и вещи
суть и т. д.... таким образом, опыт был
назван явлением» (34) [27].
не только релятивизм |
«Мир есть явление не потому, что он
существует для сознания, т. е. что его
бытие только относительное для созна-
ния, но в равной мере он есть явление
в себе».
скептицизм |
... «Гораздо большей глубины достиг
этот скептицизм у Горгия»... (35) [28].
NB |
... «Его диалектика»... Горгия,
софиста [много раз: стр. 36 [28], id.
стр. 37 [29]].
Гегель о „здравом смысле" |
Тидеман сказал, что Горгий зашел
дальше, чем „здоровый (здравый) смысл"
человека. И Гегель смеется: всякая
философия идет дальше „здравого
смысла", ибо здравый смысл не есть
философия. До Коперника было против
здравого смысла говорить, что земля
вертится.
• — Эта «относительность». Ред.
«Этот» (der gesunde Menschenver-
stand *) «есть такой способ мышления
какой-либо эпохи, в котором содер-
жатся все предрассудки своего вре-
мени» (36) [291.
Горгий (стр. 37 [29—30]): 1) ничто не существует. Ни-
чего нет
2) если даже есть, непозна-
ваемо
3) если даже познаваемо,
сообщение о познанном
невозможно.
... «Горгий сознает в отношении их» (их, бытия и
небытия, их взаимоуничтожения), «что это — исчезаю-
щие моменты; бессознательное представление тоже
обладает этой истиной, но ничего не знает о ней»...
(40) [32].
„Исчезающие моменты" = бытие и небы- тие. Это — прекрасное определение диалек- тики!! |
... «Горгий ) правильно полемизи-
рует против абсолютного реализма, ко-
торый, имея представления, полагает,
что обладает самой вещью, на самом же
деле обладает лишь относительным;
) впадает в дурной идеализм нового
времени: «мыслимое всегда субъективно,
стало быть, оно не есть существующее,
посредством мышления мы превращаем
существующее в мыслимое»»... (41)
[32—33].
(И ниже (стр. 41 i. f. [33]) Кант
назван еще раз.)
Горгий,
„абсолютный
реализм"
(и Кант)
* — здравый смысл. Ред.
диалектика
в самом
предмете
Добавить о Горгии: он ставит „или —
или" к основным вопросам. «Это
однако — не истинная диалектика;
было бы необходимо доказать, что
предмет всегда необходимо бывает
в каком-нибудь одном определе-
нии, а не в себе и для себя. Предмет
разлагается только в такие опре-
деления; но из этого не следует
ничего против природы самого пред-
мета» (39) [31] *.
Еще добавить о Горгии:
Излагая его взгляд, что нельзя пере-
дать, сообщить сущее:
NB |
ср. Фейер- бах 126 |
«Речь, посредством которой должно
быть сообщено о том, что есть, не яв-
ляется тем, что есть, — то, что сооб-
щается, это не самый предмет, а только
речь» (Sextus Empiricus. „Adversus
Mathematical. VII. § 83—84) — стр. 41
[33] — Гегель пишет: «Сущее пости-
гается также не как сущее, а его по-
стижение есть превращение его во все-
общее».
... «Это единичное совершенно не может быть выска-
зано»...
Всякое слово (речь) уже обобщает ср. Фейербах 127. |
Чувства показывают реальность; мысль и слово — общее. |
Заключительные слова §-фа о софистах: «Следова-
тельно, софисты также и диалектику, общую филосо-
фию делали предметом своего рассмотрения; они были
глубокими мыслителями»... (42) [33].
• Эта и следующая выписки о философии Горгия сделаны
В. И. Лениным несколько позднее, при конспектировании раздела о
Сократе (см. настоящий том, стр. 247—248). Ред.
ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА
Сократ — «всемирно-историческая личность» (42) [34],
„интереснейшая" (ib.) в древней философии — „субъек-
тивность мышления" (42) [33] |„свобода самосознания"
(44) [351}.
«В этом заключается двусмысленность диалек-
тики и софистики; объективное исчезает»: случайно
ли субъективное или в нем („an ihm selbst" *) есть
объективное и всеобщее? (43) [34] **.
«Истинное мышление мыслит так, что его содержание
вместе с тем не субъективно, а объективно» (44) [35] —
и у Сократа и Платона мы видим-де не только субъек-
тивность («сведение решения к сознанию обще ему» —
Сократу — «с софистами»), — но и объективность.
NB |
«Объективность имеет здесь» (у Со-
крата) «смысл в себе и для себя сущей
всеобщности, а не внешней объектив-
ности» (45) [35] — id. 46 [36]: «не внеш-
няя объективность, но духовная всеобщ-
ность»...
И через 2 строки:
Кант |
«Кантовский идеал — явление, кото-
рое само по себе не объективно»...
остроумно! |
Сократ называл свой метод НеЪапг-
menkunst*** — (стр. 64) [48] (от ма-
тери-де), ((мать Сократа = акушерка)) —
помочь мысли родиться.
Werden = Nichtsein und Sein **** |
Пример Гегеля: всякий знает-де, что
такое Werden, но нас удивляет, если,
анализируя (reflektirend), мы находим,
что «оно есть бытие и вместе с тем небы-
тие»—«столь огромное различие» (67) [50].
* — «в нем самом». Ред.
** В рукописи вслед за этим абзацем помещена выписка о филосо-
фии Горгия, начинающаяся словами: «Добавить о Горгии... » (см, настоящий
том, стр. 246). Ред.
*** —• искусством повивальной бабки. Ред.
* * • * — Становление — небытие и бытие. Ред.
Менон („Meno" Plato's) 128 сравнил
Сократа с электрическим угрем (Zitter-
aal), который делает прикасающегося
к нему „narkotisch" * (69) [51]: и я-до
„narkotisch" и отвечать не могу**.
... «То, что для меня должно быть
истиной, справедливостью, есть дух от
моего духа. Но то, что дух таким обра-
зом творит из самого себя, что он счи-
тает таковым, должно произойти из
него как всеобщего, как духа, дейст-
вующего в качестве всеобщего, а не
из его страстей, интересов, прихотей,
капризов, целей, склонностей и т. д.
Последнее, правда, также представляет
собой внутреннее, «вложенное в нас
природой», но оно является нашим соб-
ственным лишь природным образом»...
(74-75) [56].
Умный идеализм ближе к умному материализму,
чем глупый материализм.
Диалектический идеализм вместо умный;
метафизический, неразвитый, мертвый, гру-
бый, неподвижный вместо глупый.
Разработать: Плеханов написал о философии (диа- лектике), вероятно, до 1000 страниц (Бельтов + против Богданова + против кантианцев + основные вопросы etc. etc.) 129. Из них о большой Логике, п о поводу нее, ее мысли (т. е. с о б с т- в е н н о диалектика как философская наука) nil!! **** |
NB |
* — «одурманенным». Ред.
** В рукописи вслед за этим абзацем помещена выписка о философии Горгия, начинающаяся словами "Еще добавить о Горгии... » (см. настоящий том, стр. 246). Ред
*** — очень хорошо сказано!! Ред,
**** - ничего!! Ред.
Протагор: „человек мера всех вещей".
Сократ: „человек, как мыслящий, есть
мера всех вещей" (75) [56].
Ксенофонт в „Memorabilien" * лучше,
точнее и вернее изобразил Сократа, чем
Платон 130 (стр. 80—81) [59].
Оттенок!
СОКРАТИКИ
По поводу софизмов „куча" и „лысый" Гегель повто-
ряет переход количества в качество и обратно: диалек-
тика (стр. 139—140) [101—102].
143—144 [104]: Подробно о том, что
NB в языке есть только общее |
«вообще язык выражает в сущности
лишь общее; но то, что мыслится,
есть особенное, отдельное. Поэтому
нельзя выразить в языке то, что
мыслится».
(„Это"? Самое общее слово)
Кто это? Я. Все люди я. D a s Sinnliche?** Это есть общее etc. etc. „Этот"?? Всякий есть „Этот". |
Почему предметов чается от | нельзя назвать отдельного? Один из данного рода (столов) именно отли- остальных тем-то. |
* — «Воспоминаниях» Рев. •* — Чувственное? Ред. |
«Что вообще при философствовании получает значи-
мость всеобщее, и даже настолько, что только всеобщее
может быть высказано, а «это», разумеемое, совсем
не может быть высказано, — это такое сознание и
[ысль, до которого совершенно еще не дошло философ-
кое образование нашего времени».
К ним относит Гегель и „скептицизм новейшего
ремени" — | Канта? | и тех, кто говорит, «что чувст-
енная достоверность обладает истиной».
Ибо-де das Sinnliche «есть нечто всеобщее» (143) [104].
Этим Гегель бьет всяк кроме диалектического. | ий материализм NB |
Назвать имя? — но имя — случайность, и S а с h е
s е l b s t * не выражает (как выразить отдельное?)
144) [105].
Гегель
и
диалекти-
ческий
материа-
лизм
Гегель серьезно „верил" | думал, что |
материализм как философия невоз- | |
можен, ибо философия есть | наука о мы- |
шлении, об общем, а общее | есть мысль. |
Здесь он повторял ошибку | того самого |
субъективного идеализма, | который он |
всегда называл „дурным" | идеализмом. |
Объективный (и еще более | абсолютный) |
идеализм зигзагом (и кувырком) подо- | |
шел вплотную к материализму, частью | |
даже превратился в него. |
ощущение в теории познания киренаиков... |
Киренаики131 считали истинным
ощущение «не то, что в нем, не содер-
жание ощущения, но его само как
ощущение» (151) [110].
«Главный принцип школы киренаиков есть, следовательно, ощущение, которое должно быть критерием истины и блага»... (153).
* — самую суть вещи. Ред.
«Ощущение есть неопределенно единичное» (154),
а если-де включить мышление, то является общее и
исчезает «простая субъективность».
(Феноменологи | а | lа | Мах | и К0 на | ||
вопрос | об | общем, | „законе", | „необходи- | ||
мости" | etc | н е и з | б | е жж | ж н о | становятся |
идеалистами.) |
NB*
киренаики
и Мах с К0
Другой киренаик, Hegesias, «познал» «именно это
несоответствие между ощущением и всеобщностью»...
(155) [113].
Смешивают ощущение и как принцип этики теорию познания. | как принцип теории познания Это NB. Но Гегель выделил |
ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА
По поводу плана Платона, чтобы
философы управляли государством 133:
... «Почва истории иная, чем почва
философии»...
... «Нужно знать, что такое действие:
действие есть деятельность субъекта
как такового ради особых целей. Все
эти цели суть лишь средства, осуществ-
ляющие идею, ибо она есть абсолютная
сила» (193) [143].
К учению Платона об идеях:
... «потому что чувственное воззрение
ничего не показывает нам в чистом
виде, таким, каково оно есть в себе»
(„Phaedo" 134) — стр. 213 [1581, — по-
этому-де тело мешает душе.
Частные цели
в истории
творят
„идею"
(закон
истории)
* Ср. Ueberweg — Heinze, § 38, стр. 122 (10-ое издание) — и о них же
в „Теэтете" Платона » 132, Их (киренаиков) скептицизм и субъективизм.
NB диалек- тика познания NB |
NB
Значение общего противоречиво: оно | |
мертво, оно нечисто, | неполно etc. etc., |
но оно только и есть | ступень к по - |
знанию конкретного, ибо мы | |
никогда не познаем | конкретного пол- |
ностью. Бесконечная | сумма общих по- |
нятий, законов etc. | дает конкретное |
в его полноте. |
Движение познания к объекту всег- |
да может идти лишь диалектически: |
отойти, чтобы вернее попасть — reculer |
pour mieux sauter (savoir?) *. Линии |
еходящиеся и расходящиеся: круги, |
касающиеся один другого. Knoten- |
punkt ** = практика человека и чело- |
веческой истории. |
Практика=критерийсовпадения одной |
из бесконечных сторон реального. |