NB |
«Правда, вставляя между логикой и фи-
лософией духа философию природы, Гегель
тем самым становится на точку зрения
реализма; но здесь нет никакой непосле-
довательности с его стороны... Реализм
Гегеля является лишь переходной сту-
пенью. Это точка зрения, которая должна
быть преодолена» (129).
«Что реализм заключает в себе относи-
тельную истину, — это неоспоримо. Столь
* — так сказать. Ред.
NB |
!!?? |
естественная и всеобщая точка зрения
не может быть случайным заблуждением
человеческого духа... Чтобы преодолеть
реализм, она» (la dialéctique) «сначала
должна будет дать ему полное развитие,
и только таким образом она докажет необ-
ходимость идеализма. Вот почему Гегель
принимает время и пространство за общие
определения природы, а не за формы ра-
зума. Кажется, что в этом пункте он рас-
ходится с Кантом, но это — лишь по ви-
димости и на словах... »
NB Гегель = „реалист" NB |
... «Это объясняет, почему он» (Hegel)
«говорит о чувственных качествах, как
если бы они были реально присущи телу.
Удивительно, что г-н Вундт обвиняет его
по этому поводу в невежестве. Неужели
ученый философ полагает, что Гегель
никогда не читал Декарта, Локка или
даже Канта? Если он реалист, то не в силу
невежества, не из-за непоследовательно-
сти, но лишь в виде переходного положе-
ния и следуя методу» (130).
Сравнивая Гегеля с Спинозой, автор говорит: «Таким образом, Гегель и Спиноза равно подчиняют природу логике» (стр. 140), но-де у Гегеля логика есть логика
не математическая, а логика противоречий, перехода „от чистой абстракции к реальности" (etc.). У Спинозы-де «с ним» (Spinosa) «мы оказываемся у антиподов
идеализма» (138); ибо «мир духов» (у Спинозы) «нахо-
дится рядом с миром тел, а не стоит над ним»...
|
... «Идея развития, столь характерная для гегельян-
ства, лишена смысла для Спинозы»... (138).
Гегель развивает диалектику Платона («вместе с Пла-
тоном признает необходимое сосуществование противо-
положностей» 140) — к Гегелю близок Лейбниц (141).
Ноэль защищает Гегеля от обвинения в пантеизме...
(вот-де как мотивируется это обвинение):
... «Что такое абсолютный дух, — эта вершина его»
(гегелевской) «диалектики, — как не дух идеализиро-
ванного и обожествленного человека? Существует ли его
бог где-нибудь, кроме природы и человечества?» (142).
„Защита" Ноэля состоит в подчеркивании (разжевывании) того, что Гегель — идеалист.
Гегель не„скептик" |
Не „догматик" ли Гегель? (глава VI:
«Догматизм Гегеля»). Да, в смысле
не-скептицизма, в смысле древних
(стр. 147). Но у Канта это = познавае-
мость „вещей в себе". Гегель (как и
Фихте) отрицает вещи в себе.
NB |
У Кант а «агностический реализм»
(стр. 148 i. f.).
Кант агностик |
... «Кант определяет догматизм с точки
зрения агностицизма. Догматик тот,
кто считает возможным определить вещь
в себе, познать непознаваемое. Впро-
чем, догматизм может принимать двоя-
кую форму»... (149). Или-де мистицизм,
или-де
NB материали- сты = „дог- матики" |
... «он может также наивно возво-
дить чувственную действительность
в абсолютную действительность,
отождествлять феномен и ноумен.
Тогда мы имеем дело с эмпириче-
ским догматизмом, с догматизмом
обывателей и ученых, чуждых фи-
лософии. Материалисты впадают в
эту вторую ошибку; первая ошиб-
ка, это — ошибка Платона, Де-
карта и их учеников»...
У Гегеля-де нет и следа догматизма, ибо «его, конечно, не обвинят в том, что он не признает относительность вещей к мысли, ибо вся его система основана на этом принципе. Не обвинят его также и в том, что он применяет категории без разбора и без критики. Разве его логика не является именно критикой кате-
горий, — критикой, гораздо более глубокой, чем критика Канта?» (150).
|
NB |
... «Разумеется, отвергая ноумены, он»
(Hegel) «тем самым помещает действи-
тельность в феномен, но эта действитель-
ность в феномене как таковом — есть лишь
непосредственная действительность, а сле-
довательно, относительная и внутренне
неполная. Истинной действительностью
она является лишь по подразумеваемому
смыслу и при условии своего дальнейшего
развития»... (151).
недурно! |
... «Впрочем, между умопостигаемым и
чувственным нет абсолютной противо-
положности, нет разрыва, нет неперехо-
димой бездны. Чувственное есть предва-
ренное чувством умопостигаемое, умопости-
гаемое есть понятое чувственное»... (152).
(Даже и тебе, пошлый идеалист, Гегель
кое на что пригодился!)
... «Чувственное бытие, по смыслу своему, заключает
в себе абсолютное, и мы посредством непрерывной
постепенности восходим от первого ко второму»
(153).
... «Таким образом, что бы там ни говорили, филосо-
фии Канта присущ основной порок мистического догма-
тизма. Мы находим в ней обе характерные черты этой
доктрины: абсолютное противоположение чувственного
и сверхчувственного и непосредственный переход от
одного к другому» (156).
позитивизм = агностицизм |
В главе VII: «Гегель и современная
мысль» Ноэль берет позитивизм Огюста
Конта (Comte) и, разбирая его, называет
его «агностической системой» (166).
|
(Id. 169: «позитивистский агностицизм».)
Критикуя позитивизм как агностицизм, автор недур-
но иногда бьет его за половинчатость, — говоря,
например, что вопроса об источнике законов или
„постоянства" в фактах („des faits permanents" *, 170)
не избежать:
• — «постоянных фактов». Ред.
... «В зависимости от признания их» (les faits per-
manents) «непознаваемыми или познаваемыми прихо-
дишь или к агностицизму или к догматической фило-
софии»... (170 i. f.).
Неокритицизм г. Renouvier есть-де эклектицизм,
среднее между «позитивистским феноменализмом и
собственно кантианством» (175).
Болтая о морали, свободе etc., Ноэль, опошлитель Гегеля, ничегошеньки не говорит о свободе как понимании необходимости. |
Французские переводы Гегеля: Vera: „Логика", „Фи-
лософия духа", „Философия религии", „Философия
природы";
Ch. Benard: „Эстетика и поэтика".
Сочинения о гегелизме:
Е. Beaussire. „Antecedents de I'hegelianisme" *.
P. Janet. „La dialectique dans Hegel et dans Platon" **.
1860.
Mariano. „La Philosophie contemporaine en Italie" ***.
Vera. „Introduction a la Philosophie de Hegel" ****.
Написано в 1915 г.
Впервые напечатано в 1930 г. Печатается по рукописи
в Ленинском сборнике XII
' — Е. Боссир. «Предшественники гегельянства». Ред.
• * — П. Жанз. «Диалектика у Гегеля и у Платона» Ред.
*** — Мариано «Современная философия в Италии». Ред.
***• — Вера. «Введение в филоcофию Гегеля». Ред.
ПЛАН ДИАЛЕКТИКИ (ЛОГИКИ) ГЕГЕЛЯ 155
[ОГЛАВЛЕНИЕ МАЛОЙ Л О ГИК И (ЭНЦИКЛОПЕД И И)]
I. Учение о бытии. А; Качество
a) бытие;
b) наличное бытие;
c) для-себя-бытие.
B) Количество
a) чистое количество;
b) величина (Quantum);
c) степень.
C) Мера.
II. Учение о сущности. А) Сущность, как основа су-
ществования
a) тождество — различие—
основа;
b) существование;
c) вещь.
B) Явление
a) мир явления;
b) содержание и форма;
c) отношение.
C) Действительность
a) отношение субстанци-
альности;
b) » каузальности;
c) взаимодействие.
III. У ч ен и е о понятии. А) Субъективное понятие
a) понятие;
b) суждение;
c) заключение.
B) Объект
a) механизм;
b) химизм;
c) телеология.
C) Идея
a) жизнь;
b) познание;
c) абсолютная идея.
Понятие ( | познание) в бытии (в непосредственных |
явлениях) | открывает сущность (закон причины, |
тождества, | различия etc.) — таков действительно |
общий | ход всего человеческого познания (всей |
науки) вообще. Таков ход и естествознания | |
и полит | и ч е с к о й экономии | и истории |. |
Диалектика Гегеля есть, постольку, обобщение исто- | |
рии мысли. | Чрезвычайно благодарной кажется задача |
проследить | сие конкретнее, подробнее, на истории |
отдельных | наук. В логике история мысли должна, |
в общем и | целом, совпадать с законами мышления. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1 |
абстрактное „Sein" только как момент |
* * * ** |
в |
Бросается в глаза, что иногда
Гегель идет от абстрактного к кон-
кретному (Sein * (абстрактное) —
X) a s е i п** (конкретное) — Fiir-
sichsein ***), — иногда наоборот
(субъективное понятие — объект—
истина (абсолютная идея)). Не
есть ли это непоследовательность
идеалиста (то, что Marx называл
Ideenmystik **** у Гегеля)? Или
есть более глубокие резоны? (на-
пример, бытие — ничто — идея
* — бытие. Ред.
*• — наличное бытие. Ред.
** — для себя бытие. Ред.
• •*• — мистикой идей. Ред.
••••* — все течет. Ред.
# Качество и ощущение (Emp- findung) одно и то же, говорит Фейер- бах. Самым первым и самым первона- чальным является ощущение, а в н е м неизбежно и ка- честв о... |
становления, развития). Сначала
мелькают впечатления, затем вы-
деляется нечто, — потом разви-
ваются понятия качества # (опре-
деления вещи или явления) и
количества. Затем изучение и раз-
мышление направляют мысль к по-
знанию тождества — различия —
основы — сущности versus явле-
ния, — причинности etc. Все эти
моменты (шаги, ступени, про-
цессы) познания направляются от
субъекта к объекту, проверяясь
практикой и приходя через эту
проверку к истине (= абсолют-
ной идее).
Если Магх не оставил „Логики" (с большой буквы), то он оставил логику „Капитала", и это следовало бы сугубо использовать по данному вопросу. В „Капи- тале" применена к одной науке логика, диалектика и теория познания |
не надо 3-х слов: это одно и то же |
материализма, взявшего все ценное у Гегеля и дви- нувшего сие ценное вперед. |
Товар — деньги — капитал
производство абсолютной Mehrwert *
производство относительной Mehrwert.
История капитализма и анализ понятий, резюмирующих ее. |
Начало — самое простое, обычное, массовидное, непо-
средственное „бытие": отдельный товар („Sein" в по-
литической экономии). Анализ его как отношения
• — прибавочной стоимости. Ред.
социального. Анализ двоякий, дедуктивный и индук-
тивный, — логический и исторический (формы стои-
мости).
Проверка фактами respective практи-
кой есть здесь в каждом шаге анализа.
Ср. к вопросу о сущности versus явление
— цена и стоимость — спрос и предложение
versus Wert
(= kristallisierte Arbeit)*
— заработная плата и цена рабочей силы.
Написано в 1915 г.
Впервые напечатано в 1930 г. Печатается по рукописи
в Ленинском сборнике XII
* — стоимость (= кристаллизированный труд). Ред.
КОНСПЕКТ КНИГИ ЛАССАЛЯ
«ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА ТЕМНОГО
ИЗ ЭФЕСА» 156
Написано в 1915 г.
Впервые напечатано в 1930 г. Печатается по рукописи
в Ленинском сборнике XII
Ф. ЛАССАЛЬ. «ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА
ТЕМНОГО ИЗ ЭФЕСА»
2 ТОМА. БЕРЛИН, 1858 (379 + 479 стр.)
(Bern: Log. 119. 1)
В эпиграфе, между прочим, из Гегеля — из его
„Истории философии" — что нет ни одного положения
Гераклита, которое бы он не взял в свою логику.
Гегель. Сочинения, том XIII, Моя цитата „Vorlesungen iiber Philosophie" 157. | стр. die | 328 * [246] Geschichte | ** der |
Понятно, почему Магх назвал это сочинение Лассаля
„ученическим" (см. письмо к Энгельсу от... 158): Лассаль
просто повторяет Гегеля, списывает его, пережевывает
миллион раз по поводу отдельных мест Гераклита,
снабжая свой труд невероятной бездной ученейшего,
гелертерского-архи, балласта.
Отличие от Магх'а: у Магх'а тьма нового и интересует
его только движение вперед о т Гегеля и от Фейербаха
дальше, от идеалистической диалектики к материа-
листической. У Лассаля рюминирование Гегеля на
взятую частную тему: в сущности, списывание Гегеля
по поводу цитат из Гераклита и о Гераклите.
* Hegel. Werke, Bd. XIII, Berlin, 1833. Ред. •• Гегель. Сочинения, т. IX, 1932. Ред. |
Лассаль разделил свой труд на 2 части: «Об-
щая часть. Введение» (т. I, стр. 1—68) и «Историче-
ская часть. Фрагменты и свидетельства» (остальное).
Глава III в общей части: «Краткое логическое раз-
витие гераклитовской системы» (45—68 стр.) — дает
квинтэссенцию метода — выводов Лассаля. Эта глава —
чистое списывание, рабское повторение Гегеля по по-
воду Гераклита! Учености и тут (а еще больше в исто-
рической части) тьма, но это ученость низшего сорта:
задали задачу — отыскать гегелевское в Гераклите.
Strebsamer * ученик выполняет ее „блестяще", перечи-
тывая у всех древних (и новых) писателей в с е о Ге-
раклите и в с е толкуя под Гегеля.
Marx в 1844—1847 гг. ушел от Гегеля к Фейербаху
и дальше Фейербаха к историческому (и диалекти-
ческому) материализму. Лассаль в 1846 г. начал (Пре-
дисловие, стр. III), в 1855 г. возобновил и в VIII. 1857 г.
(Предисловие, XV) кончил работу голого, пустого, ник-
чемного, гелертерского пережевывания гегельянщины!!
Отдельные главы II части интересны и небесполезны
лишь по переводам отрывков из Гераклита и по популя-
ризации Гегеля, но это не устраняет всех указанных
недостатков.
Иногда прямо прелестна по своей детской наивности
философия древних и Гераклита, например, стр. 162—
«чем объяснить, что моча тех, которые поели чеснока **,
пахнет чесноком?»
И ответ: «не тем ли, что, как говорят некоторые из по-
следователей Гераклита, один и тот же огненный про-
цесс превращения происходит как в мироздании, так и
в (органических) телах, а затем после охлаждения вы-
ступает там (в мироздании) как влага, здесь прини-
мает форму мочи, а превращение ( ***) из
пищи сообщает запах того, из чего она благодаря сме-
шению с ним возникла?»... (162—163).
Гераклит о золоте и товарах |
На стр. 221 if. Лассаль цитирует Плу-
тарха, который говорит о Гераклите:
... «как из огня все создается путем превра-
щения, так и огонь из всего, подобно тому
как за золото мы имеем вещи, а за вещи
золото»...
• — Старательный. Ред.
** Слово «чеснока» написано В. И. Лениным над словом «Knob-
lauch» Ред.
* * * — испарение. Ред.
неверно идеализм Лассаля |
По этому поводу Лассаль говорит о
стоимости (Wert) (стр. 223 NB)
| и о Function des Geldes * |, по-гегелевски
развивая ее (как «выделившееся абстракт-
ное единство») и добавляя:... «что это
единство, деньги, не является чем-то дей-
ствительным, а представляет собой нечто
только идеальное (курсив Лассаля), видно
из того» etc...
(Но все же NB, что это писано в книге, вышедшей
в 1858 г., предисловие датировано августом 1857.)
В примечании 3 на стр. 224 (224—225 стр.) Лассаль
еще подробнее говорит о деньгах, что-де Гераклит не был
„националь-экономом", что-де деньги ((только (??)))
Wertzeichen etc. etc. ** («всякие деньги — только иде-
альное единство, или выражение стоимости, всех реаль-
ных, находящихся е обращении продуктов») (224) etc.
Так как Лассаль здесь | говорит смутно о | moderne | ||
Entdeckungen | auf diesem | Gebiet *** — теории | стои- | |
мости и денег, | то можно предположить, что | он | имеет | |
в виду именно беседы и | письма Маркса. | |||
Стр. 225—228. Лассаль приводит большой о т р ы-
в о к из Плутарха, доказывая далее (убедительно), что
речь идет именно о Гераклите, что Плутарх здесь изла-
гает «в основных чертах спекулятивную теологию Ге-
раклита» (стр. 228).
* — функции денег. Ред. ** — знак стоимости и т. д. и т. д. Ред. •** — современных открытиях в этой области. Ред. |
Отрывок хорош: передает дух греческой философии,
наивность, глубину, переходы-переливы 159.
Лассаль вычитывает у Гераклита теологии и „объективную логику" одним словом, Гегель „по поводу" | и целую систему (sic!!) и т. д. — Гераклита!! |
Бесконечное подчеркивает и | (поистине утомительное) число раз пережевывает Лассаль, что Гераклит |
не только признает во всем движение, что его прин-
цип движение или становление (Werden), но что
именно все дело в понимании „процессирующего
тождества безусловных (schlechthin) противополож-
ностей" (стр. 289 и многие другие). Лассаль, так
сказать, вбивает колотушкой в голову читателя ту
гегелевскую мысль, что в абстрактных понятиях
(и в их системе) нельзя иначе выразить принцип
движения, как принципом тождества противополож-
ностей. Движение и Werden, вообще говоря, могут
быть без повторения, без возврата к исходному
пункту и тогда такое движение не было бы
„тождеством противоположностей". Но и астроно-
мическое и механическое (на земле) движение и
жизнь растений и животных и человека — все это
вбивало человечеству в головы не только идею дви-
жения, но именно движения с возвратами к исход-
ным пунктам, т. е. диалектического движения.
Наивно и прелестно выражено это в знаменитой фор-
муле (или изречении) Гераклита: „нельзя войти дважды
в одну и ту же реку" — а в сущности (как сказал уже
Кратил —"ученик Гераклита) и одного раза нельзя
(ибо пока все тело опустится в воду, вода будет уже
не прежняя).
(NB: Этот Кратил диалектику Гераклита доводил
до софистики, стр. 294—295 и многие другие, говоря:
ничто не истинно, ничего ни о чем сказать нельзя.
Отрицательный (и только отрицательный) вывод из
диалектики. У Гераклита же наоборот был принцип:
„все истинно", во всем есть (доля) истины. Кратил
только „двигал пальцем" в ответ на все, показывая,
что все движется, ничего ни о чем сказать нельзя.
Лассаль совершенно не знает чувства меры
в этом сочинении, прямо-таки топя Гераклита
в Гегеле. Это жаль. Гераклит в меру, как
один из основоположников диалектики, был бы
архиполезен: из 850 страниц Лассаля надо бы
сделать 85 страниц квинтэссенции и перевести на
русский: „Гераклит как один из основополож-
ников диалектики (по Лассалю)". Могла бы выйти
полезная вещь
Основной закон мира, по Гераклиту, (, иногда
*) есть „закон превращения в противополож-
ность" (стр. 327) (, ).
Лассаль излагает смысл как «закон раз-
вития» (стр. 333), приводя, между прочим,
слова Nemesius: «Демокрит, Гераклит и Эпикур
полагают, что ни для всеобщего, ни для единичного
не существует провидения» (ib.).
И слова Гераклита: «Мир не создан никем из богов
и никем из людей, но он есть вечно живой огонь и всегда
будет им» (ibid.).