Странно, что, пережевывая | религиозную фило- | |
софию Гераклита, Лассаль | ни | разу не цитирует и |
не называет Фейербаха! | Как | относился вообще |
Лассаль к Фейербаху? Как | идеалист-гегельянец? |
Поэтому-де Филон (Philo) сказал про учение Гера-
клита,
... «что оно» (die Lehre **), «подобно уче-
нию стоиков, все выводит и з мира и в мир,
но не верит, чтобы что-нибудь произошло
от бога» (334).
Пример „отделки" под Гегеля:
Знаменитый отрывок Гераклита (по Stobaeus) о „Das
Eine Weise" *** () Лассаль переводит:
«Сколько я ни слыхал рассуждений, никто не до-
стиг познания того, что мудрое есть ото всего (т. е.
ото всего существующего) отделенное» (344)
— считая слова „зверь или бог" вставкой, отвер-
гая переводы Риттера («мудрость далека от всех»)
(344) и Шлейермахера «мудрое отделено ото всего» в
смысле „познания" отличного от знания частностей.
* — логос, иногда необходимость. Ред.
" — учение. Ред.
**• — «едином мудром». Ред.
По Лассалю смысл сего такой:
что «абсолютное (мудрое) чуждо всякому чувствен-
ному наличному бытию, что оно отрицательное»
(349) — т. е. Negative * = принцип отрицания,
принцип движения. Ясная подделка под Гегеля!
Вкладывание Гегеля в Гераклита.
Куча подробностей о связи (внешней) Герак- лита с персидской теологией, Ормузд — Ари- ман 160, с учением магии etc. etc. etc. |
Гераклит сказал: „время есть тело" (стр. 358)... это-де
в смысле единства бытия и ничто. Время есть чистое
единство бытия и небытия и т. д.!
Огонь у Гераклита-де = принцип движения [а не про-
сто огонь], нечто-де подобное огонь в учении философии
(и религии) персидской! (362).
Если-де Гераклит первый употребил термин
(„слово") в смысле объективном (закон), то и сие взято
из персидской религии... (364).
|
— Цитата из Зенд-Авесты l6l (367).
В § 17 об отношении ** Лассаль
толкует эти идеи Гераклита в смысле „необходи-
мо с т и", „с в я з и" (376).
NB: | „связь всего" () (стр. | 379) |
Платон-де (в „Т h е а е t е t е s" ***) выражает ге-
раклитовскую философию, говоря:
«Необходимость связывает существенность бытия»...
«Гераклит есть источник того обычного для стоиков
представления, что , rerum omnium necessi-
tas ****, выражает с в я з ь и сцепление, illigatio»... (376).
Cicero: «Роком я называю то, что греки называют
т. е. порядок и лоследовательность причин,
* — отрицательное. Ред.
** — справедливости к необходимости. Ред.
*** — «X е э m е m е». Ред.
**** — необходимость всех вещей. Ред.
когда одна причина, связанпая с другой причиной, по-
рождает из себя явление» (стр. 377).
Тысячелетия прошли с тех пор, как зародилась идея „связи всего", „цепи причин". Сравнение того, как в истории человеческой мысли пони- мались эти причины, дало бы теорию познания бесспорно доказательную. |
Том II.
Толкуя об „огне", Лассаль, 1000 раз повторяясь,
доказывает, что это у Гераклита „принцип". Настаивает
особенно на идеализме Гераклита (стр. 2 5 — что прин-
цип развития, des Werdens *, у Гераклита logisch-
praexistent **, что его философия = Idealphilosophie.
Sic!! ***) (стр. 25).
((Натяжки под Гегеля!))
Гераклит принимал «чистый и абсолютно немате-
риальный огонь» (стр. 28 „Timaeus", про Heraclei-
tos ****)...
На стр. 56 (т. II) Лассаль приводит цитату
|из Clemens Al. Stromata ***** V; гл. 14| о Ге-
раклите, которая в буквальном переводе гласит:
NB |
«Мир, единый из всего, не создан никем из
богов и никем из людей, а был, есть и будет
вечно живым огнем, закономерно воспламеняю-
щимся и закономерно угасающим»...
|
Очень хорошее изложение начал диалектического материализма. Но на стр. 58 Лассаль дает такой „freie Übersetzung" ****** этого отрывка:
«Мир------ был, есть и будет непрерывным становле-
нием, постоянно, но попеременно, переходя из бытия в
(текущее) небытие, и из последнего в (текущее) бытие».
* — становления. Ред.
** — логически-предшествующий. Ред.
*** — идеалистическая философия. Так!! Ред.
**** — «Тимей», про Гераклита. Ред.
***** — Клемента Александрийского. К о вры. (В переносном смыс-
ле — книги смешанного содержания.) Ред.
****** — «вольный перевод». Ред
Превосходный образчик, как Лассаль verballhornt * Гераклита под Гегеля, портит живость, свежесть, наивность, историческую цельность Гераклита натяжками под Гегеля (а для натягивания этих натяжек Лассаль десятками страниц пережевывает Гегеля).
II-ой отдел II-ой части („Физика", стр. 1 — 2 6 2!!!
Н-го тома) совершенно певыносимы. Гераклита здесь
на грош, жвачки Гегеля и натяжек на рубль. Это
можно только перелистывать — чтобы им сказать, что
этого не следует читать!
Из III отдела («Учение о познании») цитата из Ф и-
л о н а:
«Ибо единое есть то, что состоит из двух про-
NB |
тивоположностеи, так что при разрезании попо-
лам эти противоположности обнаруживаются.
Не это ли положение поставил, по словам элли-
нов, их великий и славный Гераклит во главу
своей философии и гордился им как новым
открытием»... ((265)).
NB |
И следующая цитата тоже из Филона:
... «Точно так же и части вселенной поделены
на две половины и взаимно друг другу противо-
поставлены: земля — на горы и равнину, вода —
на пресную и соленую... Равным образом атмо-
сфера на зиму и лето, а также на весну и осень.
Это-то и послужило Гераклиту материалом для
его сочинений о природе; заимствовав от нашего теолога идею противоположностей, он иллю-
стрировал ее многочисленными и тщательно раз-
работанными примерами (Belege)» (стр. 267).
Критерий истины, по Гераклиту, не consensus om-
nium, не согласие всех (стр. 285) — он был бы тогда
subjectiver Empiriker ** (стр. 284). Нет, он objectiver
Idealist *** (285). Критерий истины для него, незави-
симо от субъективного мнения всех людей, согласие с
идеальным законом тождества бытия и небытия (285;.
|
• — исправляет (иронически). Ред.
*» — субъективный эмпирик. Ред.
*** — объективный идеалист. Ред.
Ср. Marx 1845 в тезисах |
о Фейербахе! 162 Лассаль здесь реакционен. |
Вот где ясно, что
Лассаль гегельянец
старого типа, идеа-
лист.
На стр. 337, цитируя, между прочим, Бюхнера (при-
мечание 1), Лассаль говорит, что Гераклит „ту же са-
мую мысль" высказывал a priori, как и „современная
физиология" («мысль есть движение материи»).
Явная натяжка. В цитатах о Гераклите говорится лишь, что душа есть тоже процесс превращения — движущееся познается движущимся. |
Цитата из Chalcidius (in „Timaeus") *:
... «Гераклит же связывает наш разум с божествен-
ным разумом, правящим и руководящим Вселенной,
и говорит, что вследствие неизменного сопутствования
он обладает знанием властного указа разума, и когда
дух отдыхает от деятельности чувств, он предсказы-
вает грядущее» (стр. 342).
Из Clemens (Stromata, V):
... «вследствие своей невероятности ускользает (именно
истина) от того, чтобы быть познанной»... (347).
Гераклит-де „отец объективной логики" (стр. 351),
ибо у него „натурфилософия" umschlagt ** в филосо-
фию мысли, „мысль признается принципом бытия" (350)
etc. etc. a la Hegel... Недостает-де Гераклиту момента
субъективности...
§ 36. «Кратил Платона», стр. 373—396 |
В § о „Кратиле" Лассаль доказывает, что в этом
диалоге Платона Кратил выведен (еще не как софист и
субъективист, каковым он стал впоследствии, а) как
верный ученик Гераклита, излагающий действительно
его, Гераклита, теорию о сущности и происхожде-
нии слов и языка, как подражания природе
* — Халкидия (в «Тимее»). Рев,
*• — превращается. Ред.
(«подражание сущности вещей», стр. 388), сущности
вещей, «подражание богу и его отображение», «под-
ражание богу и Вселенной» (ibid.) 163.
Ergo *: История философии | вот те области знания, из ко- их должна сло- житься теория познания и диа- лектика | ||
грече- ская фило- софия наме- тила все сии мо- менты | » отдельных наук » умственного развития ребенк » » » животны » я з ы к a NB: + психология + физиология органов чувств | ||
kurz **, исто- рия познания вообще | |||
вся область знания | |||
... «Мы показали, — говорит Лассaль, — что то» (вы-
шеуказанное) «тождество в понятии (именно тождество,
а не только аналогия) между словом, именем и законом
является во всех отношениях принципиальным воззре-
нием гераклитовской философии и играет в ней чрезвы-
чайно важную и значительную роль»... (393).
NB |
NB очень важно! |
... «Имена для него» (для Гераклита) «суть
законы бытия, они для него — общее вещей,
как законы для него — «общее всех»»... (394).
И Гиппократ-де именно гераклитовские
мысли выражает, говоря: «Имена суть законы природы». «Ибо как законы, так и имена для эфесца... равным образом только продукты и осуществления всеобщего, и те и другие для него достигнутое чисто всеобщее, идеальное бытие, освобожденное от грязи чувственной действительности»... (394).
Платон разбирает и опровергает философию Герак-
лита в „К р а т и л е" и „Т е э т е т е", причем (осо-
* — Следовательно. Ред.
** — кратко. Ред,
бенно в последнем) смешивает Гераклита (объективного
идеалиста и диалектика) с субъективным идеалистом
и софистом Протагором (человек мера всех вещей).
И Лассаль доказывает, что в развитии идей из Герак-
лита действительно проистекали (1) софистика (Прота-
гор) и (2) платонизм, „идеи" (объективный идеализм).
Впечатление получается такое, | что | идеалист | |
Лассаль оставил в тени | материализм или | материа- | |
листические тенденции | Гераклита, | натягивая его | |
под Гегеля. |
(IV. Ethik, стр. 427-462.)
В отделе об этике — nil *.
На стр. 458—459 Лассаль говорит, что Nemesios
говорил, что Гераклит и Демокрит отрицали провиде-
ние (), а Цицерон („De fato" **) говорит, что
Гераклит, как и Демокрит и др. (и Аристотель), при-
знает фатум — необходимость.
Naturnotwen- digkeit *** у Лассаля |
... «Этот рок должен обозначать лишь
собственную имманентную природную
необходимость предмета, его природ-
ный закон»... (459).
(Стоики, по Лассалю, — все взяли у Гераклита,
опошлив его, сделав односторонним, стр. 461.)
Указатель гелертерски, etc. etc. | к но | книге Лассаля составлен бестолково: тьма имен | учено, антиков |
В общем, саля не стоит читать. |
****, верен отзыв Маркса. Книгу Лас-
* — ничего. Ред.
** — «О роке». Ред.
*** — необходимость природы. Ред.
**** — summa summarum — в общем итоге. Ред.
К ВОПРОСУ О ДИАЛЕКТИКЕ 164
Раздвоение единого и познание противоречивых ча-
стей его (см. цитату из Филона о Гераклите в начале
III части („О познании") Лассалевского „Гераклита" *)
есть суть (одна из „сущностей", одна из основных,
если не основная, особенностей или черт) диалектики.
Так именно ставит вопрос и Гегель (Аристотель в своей
„Метафизике" постоянно бьется около этого и бо-
рется с Гераклитом respective с гераклитовскими
идеями 165).
Правильность этой стороны содержания диалектики
должна быть проверена историей науки. На эту сто-
рону диалектики обычно (например, у Плеханова) обра-
щают недостаточно внимания: тождество противополож-
ностей берется как сумма примеров |„например,
зерно"; „например, первобытный коммунизм". Тоже
у Энгельса. Но это „для популярности"...), а не как
закон познания (и закон объективного мира).
В математике +и -. Дифференциал и интеграл.
» механике действие и противодействие.
» физике положительное и отрицательное электри-
чество.
» химии соединение и диссоциация атомов.
» общественной науке классовая борьба.
* См. настояний том, стр. 312, Ред, |
Тождество противоположностей („единство" их, мо-
жет быть, вернее сказать? хотя различие терминов
тождество и единство здесь не особенно существенно.
В известном смысле оба верны) есть признание (откры-
тие) противоречивых, взаимоисключающих, противопо-
ложных тенденций во всех явлениях и процессах
природы (и духа и общества в том числе). Условие
познания всех процессов мира в их „самодвижении",
в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть
познание их как единства противоположностей. Раз-
витие есть „борьба" противоположностей. Две основные
(или две возможные? или две в истории наблюдаю-
щиеся?) концепции развития (эволюции) суть: развитие
как уменьшение и увеличение, как повторение, и раз-
витие как единство противоположностей (раздвоение
единого на взаимоисключающие противоположности и
взаимоотношение между ними).
При первой концепции движения остается в тени
само движение, его двигательная сила, его
источник, его мотив (или сей источник переносится
во вне — бог, субъект etc.). При второй концепции
главное внимание устремляется именно на познание
источника „с а м о"движения.
Первая концепция мертва, бледна, суха. Вторая —
жизненна. Только вторая дает ключ к „самодвиже-
нию" всего сущего; только она дает ключ к „скачкам",
к „перерыву постепенности", к „превращению в проти-
воположность", к уничтожению старого и возникнове-
нию нового.
Единство (совпадение, тождество, равнодействие) про-
тивоположностей условно, временно, преходяще, реля-
тивно. Борьба взаимоисключающих противоположно-
стей абсолютна, как абсолютно развитие, движение.
NB: отличие субъективизма (скептицизма и софи- стики etc.) от диалектики, между прочим, то, что в (объективной) диалектике относительно (релятивно) и различие между релятивным и абсолютным. Для объективной диалектики в релятивном есть абсолютное. Для субъективизма и софистики релятивное только релятивно и исключает абсолютное. |
У Маркса в „Капитале" сначала анализируется самое
простое, обычное, основное, самое массовидное, самое
обыденное, миллиарды раз встречающееся, отношение
буржуазного (товарного) общества: обмен товаров.
Анализ вскрывает в этом простейшем явлении (в этой
„клеточке" буржуазного общества) все противоречия
(respective зародыши всех противоречий) современного
общества. Дальнейшее изложение показывает нам раз-
витие (и рост и движение) этих противоречий и этого
общества, в сумме * его отдельных частей, от его начала
до его конца.
Таков же должен быть методизложения (respective изу-
чения) диалектики вообще (ибо диалектика буржуазного
общества у Маркса есть лишь частный случай диалек-
тики). Начать с самого простого, обычного, массовид-
ного etc., с предложения любого: листья дерева зелены;
Иван есть человек; Жучка есть собака и т. п. Уже здесь
(как гениально заметил Гегель) есть диалектика:
отдельное есть общее (ср. Aristoteles, Metaphysik,
пер. Швеглера. Bd. II, S. 40, 3. Buch, 4. Kapitel, 8—9:
„denn naturlich kann man nicht der Meinung sein, daB
es ein Haus — дом вообще — gebe aufier den sichtbaren
Hausern", „
* — в сумме. Ред. ** — Аристотель, Метафизика, пер. Швеглера. Т. II, стр. 40, 3-я кни- га, 4-я глава, 8—9: «мы не можем ведь принять, что есть некий дом (вообще) наряду с отдельными домами». Ред. |
**). Значит, противоположности (отдельное про-
тивоположно общему) тождественны: отдельное не суще-
ствует иначе как в той связи, которая ведет к общему.
Общее существует лишь в отдельном, через отдельное.
Всякое отдельное есть (так или иначе) общее. Всякое
общее есть (частичка или сторона или сущность) отдель-
ного. Всякое общее лишь приблизительно охватывает
все отдельные предметы. Всякое отдельное неполно
входит в общее и т. д. и т. д. Всякое отдельное тыся-
чами переходов связано с другого рода отдельными
(вещами, явлениями, процессами) и т. д. Уже здесь
есть элементы, зачатки понятия необходимости, объек-
тивной связи природы etc. Случайное и необходимое,
явление и сущность имеются уже здесь, ибо говоря:
Иван есть человек, Жучка есть собака, это есть лист
дерева и т. д., мы отбрасываем ряд признаков как
случайные, мы отделяем существенное от являющегося
и противополагаем одно другому.
Таким образом в любом предложении можно (и дол-
жно), как в „ячейке" („клеточке"), вскрыть зачатки
всех элементов диалектики, показав таким образом, что
всему познанию человека вообще свойственна диалек-
тика. А естествознание показывает нам (и опять-таки
это надо показать на любом простейшем примере)
объективную природу в тех же ее качествах, превра-
щение отдельного в общее, случайного в необходимое,
переходы, переливы, взаимную связь противополож-
ностей. Диалектика и есть теория познания (Ге-
геля и) марксизма: вот на какую „сторону" дела (это
не „сторона" дела, а суть дела) не обратил внимания
Плеханов, не говоря уже о других марксистах.
* *
*
Познание в виде ряда кругов представляет и Гегель
(см. Логику) — и современный „гносеолог" естество-
знания, эклектик, враг гегелевщины (коей он не понял!)
Paul Volkmarm (см. его „Erkenntnistheoretische Grund-
ziige", S. 166).
„Круги" в философии: (обязательна ли хронология насчет лиц? Нет!) Античная: от Демокрита до Платона и диалектики Гераклита. Возрождение: Декарт versus Gassendi (Spinoza?). Новая: Гольбах — Гегель (через Беркли, Юм, Кант). Гегель — Фейербах — Marx. |
Диалектика как живое, многостороннее (при вечно
увеличивающемся числе сторон) познание с бездной
оттенков всякого подхода, приближения к действитель-
ности (с философской системой, растущей в целое из
каждого оттенка) — вот неизмеримо богатое содержание
по сравнению с „метафизическим" материализмом, основ-
ная беда коего есть неумение применить диалектики
к Bildertheorie *, к процессу и развитию познания.
NB сей афо- ризм |
Философский идеализм есть только чепуха
с точки зрения материализма грубого, простого,
метафизичного. Наоборот, с точки зрения диа-
лектического материализма философский идеа-
лизм есть одностороннее, преувеличенное, uber-
schwengliches (Dietzgen) 167 развитие (раздува-
ние, распухание) одной из черточек, сторон,
граней познания в абсолют, оторванный от
материи, от природы, обожествленный. Идеа-
лизм есть поповщина. Верно. Но идеализм
философский есть („в е р н е е" и „кроме
того") дорога к поповщине через один из
оттенков бесконечно сложного позна-
ния (диалектического) человека.
Познание человека не есть (respective не идет по) пря мая линия, а кривая линия, бесконечно приближающаяся к ряду кругов, к спирали. Любой отрывок, обломок, кусочек этой кривой линии может быть превращен (односторонне превращен) в самостоятельную, целую, прямую линию, которая (если за деревьями не видеть леса) ведет тогда в болото, в поповщину (где ее з а крепляет классовый интерес господствующих классов). Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота voila ** гносеологические корни идеализма. А у поповщины (= философского идеализма), конечно, есть гносеологические корни, она не беспочвенна, она есть пустоцвет, бесспорно, но пустоцвет, растущий на
живом дереве, живого, плодотворного, истинного, могу-
чего, всесильного, объективного, абсолютного, челове-
ческого познания.
Написано в 1915 г.
Впервые напечатано в 1925 г. Печатается по рукописи
в журнале «Большевик» № 5 — 6
* — теории отражения, Ред,
** — вот. Ред.
КОНСПЕКТ КНИГИ АРИСТОТЕЛЯ
«МЕТАФИЗИКА» 168
Написано в 1915г.
Впервые напечатано в 1930 г. Печатается по рукописи
в Ленинском сборнике XII
АРИСТОТЕЛЬ. «МЕТАФИЗИКА»
ПЕРЕВОД ШВЕГЛЕРА. ДВА ТОМА
ТЮБИНГЕН, 1847
См. выше цитату о „доме" *.
Масса архиинтересного, живого, наивного (све-
жего), вводящего в философию и в изложениях заменяе-
мого схоластикой, итогом без движения etc.
Поповщина убила в Аристотеле живое и увековечила
мертвое.
Часто философия сбивается на определения слов etc. |
«Человек и конь и т. п. существуют
в отдельных экземплярах, всеобщее
само по себе не существует в виде еди-
ничной субстанции, а лишь в качестве
целого, составленного из определенно-
го понятия и определенной материи»
(стр. 125 ** [128] ***, 7 книга, 10 глава,
27-28).
Ibidem, стр. 126 [128], §§ 32-33: