В случае, когда вся деятельность предприятия сконцентрирована на выполнении определенного проекта(программы проектов) возникает проектно-целевая(проектная) организационная структура управления. При этом все другие структурные образования либо отсутствуют, либо имеют вспомогательное значение(рис.10).
« Проектные структуры— это структуры управления комплексными видами деятельности, которые из-за их решающего значения для компании требуют обеспечения непрерывного координирующего и интегрирующего воздействия при жестких ограничениях по затратам, срокам и качеству работ» [4].
Проектная структура управления относится к категории адаптивных (гибких, органических) организационных структур, для таких структур характерны:
· отсутствие бюрократической регламентации деятельности органов управления;
· отсутствие детального разделения труда по видам работ;
· размытость уровней управления и небольшое их количество;
· гибкость структуры управления;
· децентрализация принятия решений;
· индивидуальная ответственность каждого работника за общие результаты деятельности.
Проектным структурам также присущи следующие признаки:
· способность сравнительно легко менять свою форму, адаптироваться к изменяющимся условиям;
· ориентацию на ускоренную реализацию сложных проектов, комплексных программ, решение сложных проблем;
· ограниченность действием во времени;
· создание временных органов управления.
Рис. 10. Проектная организационная структура
По существу, представленная на рис. 10 проектная организационная структура является совокупностью нескольких параллельных функциональных структур. Отличие состоит в том, что принципиальное значение имеет достижения целей проекта, горизонтальная интеграция, а также в том, что эти структуры носят временный характер[2].
|
Проектные структуры также имеют свои преимущества и недостатки.
Преимущества:
· проект имеет целостную горизонтальную целевую направленность, что обеспечивается широкими полномочиями руководителя проекта;
· реализуется прямое подчинение сотрудников руководителю проекта, и таким образом достигается однозначность направленности усилий этих сотрудников;
· укорачиваются коммуникационные связи от сотрудников к руководителю проекта и от него к высшему руководству;
· проектная структура имеет постоянный принцип функционирования, и если один проект завершается, его ресурсы плавно перетекают в другие проекты;
· существует единство выработки решений и отдачи команд;
· достигается простота и гибкость в управлении проектом;
· интеграцию различных видов деятельности компании в целях получения высококачественных результатов по определенному проекту;
· комплексный подход к реализации проекта, решению проблемы;
· концентрацию всех усилий на решении одной задачи, на выполнении одного конкретного проекта;
· большую гибкость проектных структур;
· активизацию деятельности руководителей проектов и исполнителей в результате формирования проектных групп;
· усиление личной ответственности конкретного руководителя как за проект в целом, так и за его элементы.
Недостатки:
· возникает дублирование функциональных областей и снижение эффективности использования ресурсов;
|
· руководитель проекта обычно формирует дополнительных запас ресурсов, которые в большинстве случаев не используются;
· снижается технологичность в функциональных областях;
· возникает непоследовательность в реализации организационных процедур и общих принципов функционирования;
· у членов команды проекта возникает беспокойство за их профессиональную жизнь после завершения проекта;
· при наличии нескольких организационных проектов или программ проектные структуры приводят к дроблению ресурсов и заметно усложняют поддержание и развитие производственного и научно-технического потенциала компании как единого целого;
· от руководителя проекта требуется не только управление всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учет места проекта в сети проектов данной компании;
· формирование проектных групп, не являющихся устойчивыми образованиями, лишает работников осознания своего места в компании;
· при использовании проектной структуры возникают трудности с перспективным использованием специалистов в данной компании;
· в случае одновременного выполнения нескольких проектов возникает избыточная и очень часто негативная конкуренция между проектами и их командами.
Под проектной структурой управления понимается временная структура, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи (разработки проекта и его реализации). Смысл проектной структуры управления состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников разных профессий для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества и в рамках выделенных для этой цели материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
|
Проектная структура управления предполагает обеспечение централизованного управления всем ходом работ по каждому крупному проекту.
Руководитель проекта наделяется проектными полномочиями (полной властью и правами контроля в рамках конкретного проекта). Руководитель отвечает за все виды деятельности от начала до полного завершения проекта или какой-либо его части. В его функции входят определение концепции и целей проектного управления, формирование проектной структуры, распределение задач между специалистами, планирование и организация выполнения работ, координация действий исполнителей. Ему полностью подчинены все члены команды и все выделенные для этой цели ресурсы. В число проектных полномочий руководителя проекта входит ответственность за планирование проекта, за составление графика и ход выполнения работ, за расходование выделенных ресурсов, в том числе и за материальное поощрение работающих. После завершения работ по проекту структура распадается, а персонал переходит в новую проектную структуру, при контрактной работе — увольняется[4].
Все представленные выше организационные структуры, так или иначе используются для управления проектами. Обобщенные характеристики такого использования представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Оргпнизационная стуктура/ Характеристика | Функциональная | Матричная | Проектная | ||
Слабая | Сбалансированная | Сильная | |||
Полномочия руководителя проекта | незначительные | ограниченные | от слабых до средних | от средних до высоких | от высоких до неограниченных |
Доля организационных ресурсов задействованных для выполнения проекта | ≈0 | 0-25 | 15-60 | 50-95 | 85-100 |
Роль руководителя проекта | Временная | Временная | Постоянная | Постоянная | Постоянная |
Статус команды проекта | Временный | Временный | Временный | Постоянный | Постоянный |
Обычное название руководителя проекта | Координатор проекта | Лидер проекта | Проект-менеджер | Проект-менеджер руководитель программы | Проект-менеджер, руководитель программы |