Теоретический материал по теме 5




Прогресс не стоит на месте и заставляет двигаться все человечество, к более совершенным формам существования (организации), к покорению новых «вершин» и «глубин».

Новая эпоха предъявляет новые требования не только к людям, но и как следствие к организациям, к их проектированию и управлению ими.

Питер Друкер считает что – в следующем столетии произойдет переход от компаний «базирующихся на рациональной организации», к компаниям, «базирующимся на знаниях и информации».

Время узкой функциональной специализации, доказавшей свои недостатки, пройдет и на смену ей придут интеграционные процессы в управленческой деятельности.

Даже традиционные иерархические (бюрократичес­кие) структуры управления дополняются многочисленными гори­зонтальными связями на различных уровнях иерархии. Появятся компании «без границ», объединяющие в себе эволюционировавшие компании-сети.

Широкое распространение вычислительной техники и средств телекоммуникаций существенным образом повлияли на представления о границах компании, разрушив их замкнутость.

Малоэффективными станут те компании, которые по прежнему будут основываться на бюрократических(механистических) структурах.

Иными словами, происходит переход к новой модели управления, в основе которой лежат интеграционные процессы в компаниях, их объединение с помощью глобальных информационных систем в стра­тегические альянсы и другие союзы самых разных типов [4].

Создание глобальных стратегических альянсов(сетевых компаний) на основе информационных сетей, позволит создать совершенно новую организацию, способную добиваться своих целей использую лучшие мировые стандарты и практики.

Как следствие повышается эффективность производства, возникает обстановка взаимного доверия и ответственности. Компании объединяются вместе, что вызывает эффект синергии, и открывают новые рыночные возможности, не доступные отдельным(«одиноким») игрокам рынка.

В качестве основных направлений трансформации компаний и струк­тур управления можно выделить следующее:

· переход от узкой функциональной специализации к интеграции в содержании и характере самой управленческой деятельности, в стиле управления; дебюрократизацию, отказ от формализа­ции, иерархии, обособления функциональных и штабных зве­ньев;

· сокращение числа иерархических уровней благодаря тому, что более предпочтительными будут не крупные централизованные компании, а ряд мелких с гибкими специализированными фор­мами труда, сети компаний;

· трансформацию организационных структур компаний из пирамидальных в плоские, с минималь­ным числом уровней между высшим руководством и непосред­ственными исполнителями, так как управление по горизонта­ли более действенно, чем по вертикали; осуществление децен­трализации ряда функций управления, в первую очередь производственных и сбытовых. С этой целью в рамках компа­ний создаются полуавтономные или автономные отделения, стратегические бизнес-единицы, полностью отвечающие за прибыли и убытки;

· повышение роли инновационной деятельности, создание в рам­ках крупных компаний нововведенческих фирм, ориентиро­ванных на производство и самостоятельное продвижение на рынках новых изделий и технологий и действующих на прин­ципах «рискового финансирования»;

· повышение статуса информационных и кадровых средств ин­теграции (например, комбинации персонала) по сравнению с технократической и структурной интеграцией; установление филиальных форм связи между самой компанией и другими предприятиями, например, путем создания внутренних рынков; создание автономных групп (команд), постоянное повышение творческой и производственной отдачи персонала.

Укрупненно прогнозируемые изменения современной модели управления можно представить в виде табл. 4.

Таблица 4

 

Основные характеристические черты Содержание характеристических признаков
   
Глобализация деятельности компаний Компания будущего должна иметь глобальную стратегию, глобальную организацию своей деятельности, которая позволит ей действовать в разных странах на любой стадии цепочки по созданию добавленной стоимости. Она будет не только производить или экспортировать товары в другие страны, а сможет использовать лучшие в мире ресурсы: сырьевые, трудовые, финансовые. Производственная деятельность, НИОКР могут осуществляться в наиболее пригодных для этих целей странах, а рынком сбыта может быть весь мир
Построение сетевых компаний Компания не обязательно должна иметь полный набор всех видов деятельности — от научных исследований и опытно-конструкторских разработок до маркетинга, распределения и реализации продукции. Компании будут заключать договор с другими фирмами для выполнения определенных функций посредством перераспределения ресурсов или создания стратегических альянсов. Покупатели и поставщики также будут являться частью этой сети. Возникнет как сеть компаний, так и компании-сети, внутренняя организация которых будет основываться на сетевых структурах
Интеграция содержания и характера управленческой деятельности, функции управления Компания не обязательно должна иметь полный набор всех видов деятельности — от научных исследований и опытно-конструкторских разработок до маркетинга, распределения и реализации продукции. Компании будут заключать договор с другими фирмами для выполнения определенных функций посредством перераспределения ресурсов или создания стратегических альянсов. Покупатели и поставщики также будут являться частью этой сети. Возникнет как сеть компаний, так и компании-сети, внутренняя организация которых будет основываться на сетевых структурах
Гибкость адаптивность компании, Самообучаемость Компании должны быстро адаптироваться к изменениям на своих рынках. Адаптивность будет обеспечиваться целенаправленным обучением и тренировкой работников, включением самоанализа в процесс деятельности. Частью обучающейся системы организации станут последовательное экспериментирование, применение соответствующих средств оценки деятельности. Компания расширенно востребует знания как ресурса своего развития. Персонал будет нацеливаться на генерацию и освоение новых идей и подходов

 

   
Активное использование информационных технологий, глобальных информационных систем В значительной мере повысится зависимость от качества и уровня использования информационных технологий в интересах операционной эффективности и принимаемых решений, достижения устойчивых конкурентных преимуществ на рынке. Информационные системы, системы связи будут оказывать существенное влияние на деятельность организаций и результаты работы, на интеграцию производственных и обслуживающих процессов партнеров и повышение конкурентоспособности
Ориентация на предвидение В условиях управления из штаб-квартиры децентрализованной компании группами с разными организационными культурами действий работников компании и принятия решений обеспечивается на базе дальновидного практичного предвидения. Оно станет для работников направлением фокусирования своих усилий. Формирование видения и миссии компании, достижение общего понимания и реализация являются одними из ключевых функций высшего управленческого персонала
Горизонтальные принципы построения компании Компания представляет собой горизонтальную корпорацию. Пирамидальные оргструктуры превратятся в плоские, с меньшей численностью среднего менеджмента. Горизонтальные отношения предполагают высокую ответственность работников (как индивидуумов, так и группы)
Опора на формирование автономных команд(групп) как основы построения компании Основой компании становятся автономные группы (команды). Компании нацелены на постоянное повышение творческой и производственной отдачи персонала. Возросший интерес, вовлеченность и ответственность работников направлены на более быстрое и полное удовлетворению потребностей клиентов и акционеров и других заинтересованных групп
Ориентация не только на акционеров, но и на другие заинтересованные группы Компания функционирует как "открытая" организация, заинтересованная в достижении не только внутренних целей. Существенное внимание уделяется не только своим акционерам, но и интересам инвесторов и партнеров, которые обретут значительный вес в корпоративном управлении
Безграничность компании Расширение кооперационных связей между конкурентами, поставщиками и потребителями, создание сетей компаний и компаний-сетей стирают традиционные границы компаний. Компании соединяются для достижения единых целей использования рыночных возможностей временного альянсе. Любая функция и процесс реализуются на уровне мировых стандартов качества, чего невозможно достичь в отдельной компании
Ориентация на конкуренцию основывающуюся на времени Конкуренция, основывающаяся на времени, является решающей в ускорении развития и организации производства новых продуктов. Ускорение разработки новой продукции приобретает особое значение, тек как жизненный цикл товаров становится все короче.Конкурентоспособность определяется гибкостью, а не операционной эффективностью

 

   
Ориентация на удовлетворение потребностей конкретных клиентов Клиентоориентированность остается ключевыми фактором. Системы поощрений и компенсаций персонала опираются на уровень удовлетворения потребностей клиента. Компания индивидуализирует удовлетворение потребностей клиента
Инновационность компании Освоение новаций рассматривается как основной источник развития. В условиях производства товаров и их дифференциации постоянное обновление способствует удержанию клиентов. В технологическом обновлении инновационность является основой сокращения издержек. В этих целях в рамках крупных компаний будут создаваться нововееденческие фирмы, ориентированные на производство и самостоятельное продвижение на рынках новых изделий и технологий
Ориентация на добавленную стоимость и на качество В технологической цепочке создания товара компания ориентируется на замещение большого участка в создании его полезности. В формировании стоимости товара стремится к увеличению добавленной стоимости
 

 

Основные характеристические черты компаний будущего представлены в табл. 5[5].

Таблица 5

Объект изменения Современная модель Модель будущего столетия
     
Организация Иерархия, бюрократия Сети
Основной принцип организации деятельности Функциональная специализация Интеграция, прежде всего горизонтальная, интеллектуальное сотрудничество
Критический фактор конкурентного преимущества Материальные и финансовые активы Интеллектуальные активы
Организационные структуры управления Структуры вертикального подчинения Адаптивные структуры
Персонал компании Функционеры Потенциальные ресурсы(центры определенных способностей)
Основные действующие лица Специалисты, профессионалы Группы, прежде всего виртуальные
Ожидания персонала Удовлетворение насущных потребностей Качественный рост персонала
Руководство Автократичность Целевая ориентация
Стиль руководства Авторитарный Координационный, демократический
Источник власти Должностная позиция Знание
Деятельность Индивидуальная Групповая
Статус звеньев производственной и организационной структуры управления Замкнутые и самодостаточные единицы Определенные ресурсы, доступные для всех
Рынки Внутренние Глобальные
Выгоды Стоимость Время
Ориентация деятельности компании Прибыль, повышение эффективности производства Удовлетворение конкретного потребителя
Реакция на изменение окружающей среды Реактивность Проактивность
Качество Достижение заданного Бескомпромисное достижение возможного

 

Поиск идеальной структуры управления(организационной формы) постепенно уступает место многообразию концепций. Считается что наука в области организационных структур существенно отстает от практики и специалисты не в состоянии выработать организационную структуру, которая отвечала бы характеристическим чертам представленным в табл. 5.

Но можно привести и обратный пример, когда и теория, и практика являются слишком революционными и не воспринимаются всерьез. Примером тому могут служить изображения организационных структур в виде птицы, трилистника или созвездия.

Тема 6. Проектный офис

Содержание темы:

Подходы к рассмотрению Проектного офиса, этапы зрелости Проектного офиса (как подразделения); необходимы составляющие эффективного функционирования Проектного офиса (как инфраструктуры);

Цели изучения темы:

Формирование представления о существующих подходах к Проектному офису, этапах его зрелости и принципах формирования.

Изучая тему необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

- Проектный офис;

- инфраструктура;

- функциональное подразделение;

- виртуальный офис;

- виртуальная команда;

- задачи Проектного офиса;

- эволюция Проектного офиса;

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: