Тема 3. Национальный банк республики Беларусь: особенности правового статуса




Вопросы для изучения:

1. Правовое положение Национального банка Республики Беларусь и основные цели его деятельности.

2. Функции и операции Национального банка Республики Беларусь.

3. Структура и органы управления Национального банка.

4. Правовой режим имущества Национального банка. Уставный фонд Национального банка.

5. Компетенция Национального банка Республики Беларусь в области регулирования деятельностью банков. Меры воздействия, применяемые Национальным банком к иным банкам.

 

Банковскую систему Республики Беларусь возглавляет Национальный банк Республики Беларусь. На законодательном уровне Национальный банк определен как центральный банк и государственный орган Республики Беларусь.

Национальный банк является центральным банком Республики Беларусь и действует исключительно в интересах Республики Беларусь. Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, Уставом и независим в своей деятельности.

Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь, эта подотчетность выражается:

· в утверждении Президентом Устава Национального банка, изменений и дополнений, вносимых в него;

· в назначении (освобождении) Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания на должность Председателя и членов Правления Национального банка;

· в определении Президентом аудиторской организации для проведения аудиторской проверки Национального банка;

· в утверждении Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределении прибыли Национального банка.

Особенности правового статуса Национального банка предопределяется тем, что, с одной стороны, он является органом государственного управления специальной компетенции, наделенным широкими властными полномочиями, а с другой стороны - хозяйствующим субъектом, осуществляющим банковскую деятельность. Как особый орган государственного управления, Национальный банк наделен исключительным правом эмиссии денежных знаков и наделен определенными властными полномочиями, к числу которых относят: регулирование денежного обращения и кредитных отношений (ст.31,32 БК), валютное регулирование и валютный контроль (ст.33 БК), регулирование деятельности банков (НКФО) и контроль (надзор) за нею (ст.34 БК). Выступая в роли органа государственного управления специальной компетенции, Национальный банк при этом не входит в систему республиканских органов государственного управления, возглавляемую Правительством. Национальный банк и Правительство Республики Беларусь взаимодействуют в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Государственные органы не имеют права вмешиваться в деятельность Национального банка, осуществляемую в рамках его полномочий. Национальный банк организует свою деятельность исходя из Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь, утверждаемых ежегодно Президентом Республики Беларусь.

Основными целями деятельности Национального банка как органа управления являются защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Исходя из определенных целей деятельности, Национальный банк выполняет ряд функций, перечень которых определен в статье 26 Банковского кодекса (данный перечень не является исчерпывающим). Первая группа функций связана с необходимостью поддержания стабильности национальной денежной единицы, как на внутреннем, так и внешних финансовых рынках, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам (эмиссия денег, регулирование денежного обращения, кредитных отношений, валютное регулирование и т.д.). Вторая группа функций Национального банка предопределена необходимостью реализации цели его деятельности - развития и укрепление банковской системы Республики Беларусь, к их числу относят: организацию эффективного, надежного и безопасного функционирования системы межбанковских расчетов; установление порядка осуществления банковских операций; осуществление регулирования деятельности банков (НКФО) по ее безопасному и ликвидному осуществлению и надзор за этой деятельностью).

Национальный банк как юридическое лицо (субъект хозяйствования) имеет право осуществлять различные банковские операции, необходимые для достижения основных целей и реализации его функций. Перечень операций, осуществляемых Национальным банком в рамках осуществления банковской деятельности, предусмотрен статьей 52 Банковского кодекса. Операции Национального банка в зависимости от контрагента можно подразделить на: операции, совершаемые с государством (расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь); операции Национального банка, совершаемые с банками второго уровня (кредитование в порядке рефинансирования, межбанковские расчеты и т.д.); операции с иными клиентами (например, хранение, инкассация и перевозка наличных денежных средств, платежных инструкций).

В соответствии со статьей 25 Банковского кодекса получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка, тем самым подчеркивается его некоммерческий характер деятельности. Считается, что хозяйственная деятельность Национального банка, есть продолжение его административных функций, и большинство операций направлено на реализацию (выполнение) его функций.

Национальный банк представляет собой единую централизованную организацию, состоящую из центрального аппарата, структурных подразделений и организаций, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами.

К структурным подразделениям Национального банка относятся главные управления по областям с их отделениями в городах, специализированное управление, учебный центр, центральное хранилище, расчетный центр, детский санаторий «Ружански". Структурные подразделения Национального банка действуют на основании положений, утвержденных Советом директоров.

Национальный банк имеет право по согласованию с Президентом Республики Беларусь создавать организации, необходимые для обеспечения своей деятельности (п.9 Устава Национального банка). Организацией Национального банка является учреждение образования «Полесский государственный университет».

Органами управления Национального банка являются Правление Национального банка и Совет директоров Национального банка. Правление Национального банка является высшим руководящим органом, который определяет основные направления деятельности Национального банка и осуществляет руководство и управление им, в том числе разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики на очередной год; принимает решения о государственной регистрации (реорганизации, ликвидации) банков (НКФО) и выдаче лицензии на осуществление банковских операций и т.д. Количественный состав Правления Национального банка устанавливается Президентом Республики Беларусь.

Члены Правления Национального банка назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на пять лет. Исполнительным коллегиальным органом Национального банка является Совет директоров, который осуществляет оперативное руководство деятельностью Национального банка и реализацию принятых Правлением Национального банка решений.

В соответствии с Уставом Национального банка в компетенцию Совета директоров входит в частности: организация выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь; определение структуры центрального аппарата и структурных подразделений Национального банка; утверждение порядка проведения отдельных операций Национальным банком и др.

Имущество Национального банка находится в собственности Республики Беларусь и закреплено за ним на праве оперативного управления. Национальный банк обладает полномочиями по владению, пользованию и распоряжению, закрепленным за ним имуществом в соответствии с целями деятельности. Национальный банк имеет право в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, приобретать, а также продавать, сдавать в аренду, предоставлять во временное пользование физическим или юридическим лицам или иным способом распоряжаться закрепленными за ним зданиями, сооружениями, жилыми помещениями, оборудованием, транспортными средствами, инвентарем, сырьем и другим имуществом.

Уставный фонд Национального банка предназначен для обеспечения деятельности и выполнения обязательств Национального банка. Уставный фонд Национального банка образуется за счет его прибыли, целевых поступлений, средств республиканского бюджета и других источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь. Размер уставного фонда Национального банка составляет двести пятьдесят миллиардов белорусских рублей.

Национальный банк создает резервный и иные фонды, предназначенные для обеспечения его деятельности. Резервный фонд предназначается для покрытия возможных убытков по операциям Национального банка.

В отношениях с банками второго уровня Национальный банк выступает, прежде всего, как орган государственного регулирования банковской деятельности. Специфика банковской деятельности заключается в том, что банки распоряжаются денежными средствами в большей части им не принадлежащими, это вызывает необходимость государственного регулирования деятельности кредитных организаций. Статья 34 Банковского кодекса возлагает функции банковского регулирования и контроля на Национальный банк Республики Беларусь. Главными целями Национального банка в области регулирования деятельности банков (НКФО) и контроля за нею являются поддержание стабильности банковской системы Республики Беларусь и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Функции банковского регулирования, Национальный банк реализует путем установление требований к порядку создания банков, определении требований к руководящему составу банка, установлении обязательных нормативов безопасного функционирования, а также проверки законности создания банков (НКФО) в ходе их регистрации и выдачи лицензий на осуществление банковских операций.

Национальный банк, его подразделения осуществляют постоянный финансовый контроль за соблюдением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковского законодательства (осуществляют анализ банковской отчетности, изучают систему бухгалтерского учета, проводят проверки (ревизии) деятельности кредитных учреждений и т.д.), а также принимают нормативные акты для эффективной организации внутреннего контроля. Контрольная деятельность Национального банка направлена, прежде всего, на обеспечение эффективного, безопасного и надежного функционирования банковской системы Республики Беларусь.

В случае необходимости Национальный банк имеет право вынести предписание, применить меры воздействия к банку в целях стабилизации его финансового положения, привлечь к административной ответственности его должностных лиц и сами банки в соответствии с нормами действующего законодательства Республики Беларусь.

Основания для применения мер воздействия к банкам выявляются по результатам проводимых Национальным банком проверок, анализа отчетности и иной информации, полученной Национальным банком или представленной ему в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства. Так, например, в случаях нарушения банком требований, установленных Национальным банком к порядку и срокам представления отчетности; невыполнения нормативов безопасного функционирования, Национальный банк вправе приостановить на срок до одного года действие лицензии на осуществление банком отдельных банковских операций.

 

Нормативные правовые акты:

1. Банковский кодекс Республики Беларусь, 25 октября 2000г., № 441-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 03 июня 2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2009.

2. Об утверждении Устава Национального банка Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001, № 320: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 25.06.2009г.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2009.

3. Об утверждении Инструкции о порядке вынесения Национальным банком Республики Беларусь предписаний и применения мер воздействия к банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 ноября 2006 г., № 195 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2009.

4. Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июля 2001г., № 175: в ред. в ред. постановления Правления НацбанкаРесп. Беларусь от 13.11.2008 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2009.

5. Об утверждении Инструкции о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г., № 137: в ред. постановления Правления НацбанкаРесп. Беларусьот 30.01.2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2009.

6. Об утверждении Инструкции о порядке проведения Национальным банком Республики Беларусь проверок банков и небанковских кредитно-финансовых организаций: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 31 января 2007г., № 35 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2009.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: